Сообщение на тему моральные нормы и нравственный выбор 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

Цель урока: определение роли моральных норм в жизни как решающих регуляторов общественной жизни.

Задачи:

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся: Работа с учебником, работа с раздаточным материалом, беседа, работа в парах, индивидуальная работа, заполнение схем.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Мы начинаем наш урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем друг другу успехов, творчества и сообразительности на уроке.

2. Подготовка к изучению нового материала.

- Хочется начать наш урок с притчи “Яма”. Послушайте её внимательно. Притча “Яма”.

- Чем закончилась притча?

… за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из неё.

- В чём смысл этой притчи?

Дети. Не желай зла другому.

- Какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку?

3. Изучение нового материала.

- Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с таким регулятором, как мораль, а о праве мы будем говорить в 8 классе.

- План нашего урока вы видите на доске.

1. Что такое мораль?

3. Нравственные (моральные) ценности.

Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить во время урока?

Какую роль выполняет мораль в жизни человека и общества.

- Итак, с чего начнем? (С определения мораль)

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове “мораль”? Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство (хорошее, доброе, правильное).

(Высказывают свои ассоциации: хорошее, доброе)

- Давайте посмотрим, какое определение дается в учебнике на странице 122.

Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Работа с текстом учебника

- Что включает в себя мораль? (Идеалы, традиции, нормы, принципы, критерии добра, чести, совести, справедливости)

- Какова основная функция морали? ( регулирует поведение человека, чтобы оно соответствовало требованиям общества)

- Какие существуют механизмы самоконтроля личности? (совесть, чувство долга)

- Приведите примеры поступков, на которые человека подвигает чувство долга и совесть. (защита Родины во время войны, помощь пострадавшим людям в случае аварий, катастроф, стихийных бедствий и т.д.)

- Попробуйте привести примеры моральных норм (уступить место в общественном транспорте пожилому или женщине, здороваться с незнакомым человеком, вставать при взрослых, обращаться к старшим по имени отчеству и т.д.).

- А кто устанавливает нормы морали? (общество)

- А где записаны эти правила? (они неписанные)

Кто из вас знаком с этим правилом?

Чтобы с ним познакомиться прочитайте текст на с. 124 учебника и выполните задание в парах.

  1. Древнеассирийское поучение (VII в. до н.э)
  2. Конфуций:
  3. Будда:
  4. Ветхий Завет:
  5. Христос:
  6. Мухаммад:

Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

- Почему его называют золотым?

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет.

Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его. Но для этого ему необходимо вырабатывать мнение поступать в соответствии с нормами морали, а это нелегко.

Добру противостоит зло.

Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому, что оно активнее и меньше требует усилий. Зло всегда связано с жестокостью, насилием. Насилие в современном обществе, к сожалению, не редкость, но его можно и нужно избегать. Насилию всегда противостоит ненасилие. История знает немало людей, для которых принцип ненасилия становился нормой. Таким человеком являлся индийский общественный деятель Махатма Ганди. Отстаивая независимость своей страны, он оставался сторонником этого принципа. И благодаря его усилиям Индия в 1947 г. мирным путем получила независимость.
С ненасилием связано еще одно понятие – это милосердие. Как вы его понимаете?

Милосердие - сердечность, сострадание к нуждающимся.

Милосердие движет и людьми, которые занимаются благотворительностью.

Благотворительность – добровольная деятельность людей, которые оказывают бескорыстную и безвозмездную помощь нуждающимся.

Значение морали в жизни общества.

Ребята, но если у нас есть законы, которые строго поддерживают порядок в стране и наказывают за несоблюдение правовых норм, то зачем нам нужна мораль? Может быть, мы сможем обойтись и без неё? (Ответы детей)

Мораль играет большую роль в жизни общества. Она воспитывает в человеке качества, которые помогают ему совершать хорошие поступки, а не плохие.

Синквейн

Мораль
Регулирует, воспитывает
Чистая, справедливая, правдивая
Регулирует поведение человека в обществе
Добро

4. Домашнее задание

П.У. – вопросы 7 или 9

Оценивание

5. Рефлексия

Учитель подводит итоги:

- Что вы почувствовали на уроке?

- Задумывались ли вы о проблеме добра и зла раньше всерьёз?

- Полезен ли был урок?

- Надо ли говорить о добре и зле?

- Достаточно ли знать просто моральные нормы?

Просто знать недостаточно, самое главное – выполнять эти нормы, совершать добрые поступки. Проблема добра и зла – это вечная проблема, и, чтобы мир стал добрее, мы должны соблюдать моральные нормы.

Нравственный выбор - что определяет нравственный выбор человека?

Человек в течение жизни ежедневно сталкивается с ситуациями, когда нужно делать выбор, который оказывает непосредственное влияние на жизнь в будущем. Часто он основывается на том, что приходиться сравнивать хорошее и плохое, и становиться на одну из сторон.

Что такое нравственный выбор?

О человеке многое говорят его поступки и особенно ситуации, когда необходимо встать на сторону добра или зла, и это называется нравственным выбором. В пример можно привести противостояние верности и предательства, помощи или равнодушия и так далее. С раннего детства родители рассказывают своим детям, что хорошо, а что плохо. Нравственный выбор человека зависит от его характера, конкретной ситуации, воспитания и других важных аспектов.

В чем важность нравственного выбора?

Каждый человек в праве самостоятельно решать, как следует поступить в той или иной ситуации, основываясь на понятиях добра и зла. По таким ситуациям можно судить о его морально-этических установках. Стоит понять, зачем нужен нравственный выбор и какое он имеет влияние, так делая шаги в выбранном направлении, человек формирует свою личность и мнение окружающих людей о нем. Нравственный выбор может влиять на развитие народов, ведь часто президенты делают выбор исходя из собственной морали.

В чем проявляется нравственный выбор человека?

Совесть является основой нравственности, когда есть отчетливое понимание, что является допустимым и недопустимым в жизни. Еще один важный момент, на котором стоит остановиться – что определяет нравственный выбор человека, так вот от него зависит будущее, поскольку каждое решение имеет последствия. Люди, выбравшие путь зла, будут идти вниз, а те, кто решил жить в добре, наоборот, двигаются вверх.

Многие ошибочно полагают, что нравственный выбор подразумевает под собой некий набор ограничений, которые посягают на свободу человека и не дают ему проявлять свою индивидуальность. На самом деле он только задает направление, куда человеку лучше двигаться, чтобы духовно расти и развиваться, как личность. Исторически доказано, что в периоды духовного расцвета было максимально развита цивилизация, культура и мораль.

в чем важность нравственного выбора

От чего зависит нравственный выбор человека?

К сожалению, но в современном мире нравственность находится в упадке, а все из-за того, что у людей отсутствует адекватное понимание добре и зле. Формирование личности должно начинаться с раннего детства. Нравственный выбор в жизни человека зависит от воспитания, уровня познания, мировоззрения, сознания, образования и так далее. Влияние оказывает и среда, в которой растет и живет человек, например, положение семьи и взаимодействие с обществом. В ситуациях, когда приходится делать выбор в пользу добра или зла, проявляется суть людей, то есть их совестливая первооснова.

Что зависит от нравственного выбора?

Моральные нормы и нравственный выбор

Психологи говорят о том, что мораль является важным ориентиром в жизни, чтобы определить верное нравственное направление. Становясь на сторону добра, человек стремится к целостности личности и достижению гармонии в отношениях с окружающими людьми и внутри себя. Зло, наоборот, разлагает внутренний мир. Нравственный выбор современного человека сталкивается с разными испытаниями и искушениями, и все чаще можно услышать девиз – выживает сильнейший.

в чем проявляется нравственный выбор человека

Нравственный выбор в экстремальной ситуации

Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, то он может принять такое решение, на которое он бы в обычной жизни никогда не решился. Если же поведение никак не будет отличаться от привычных условий, то считается, что это показатель нравственности. В любой ситуации необходимо поступать по совести, зная, что за все решения придется отвечать. Есть основные признаки нравственного выбора, в которых можно выделить пять компонентов:

  1. Мотив. Перед тем как принять решение нужно понимать, зачем это делается.
  2. Цель. Не менее важно учитывать намерения, то есть чего хочется получить в итоге.
  3. Средства достижения цели. Нравственность поступка подразумевает правильное соотношение цели и средств ее достижении. В современной жизни большинство людей живут по принципу – цель оправдывает средства, но чаще это неправильный путь.
  4. Выбор. Чтобы понять нравственную сторону вопроса, важно учитывать обстоятельства, в которых приходилось действовать, то есть добровольно или по принуждению.
  5. Результат. Важно проанализировать итог, чтобы сделать соответствующие выводы о правильности выбора.

Книги про нравственный выбор

Есть много литературных произведений, которые в качестве основной темы выбирают нравственность.

Синестезия - это абсолютно новый взгляд на мир, а не просто явление или особенность восприятия. Все больше людей открывают в себе этот необычной феномен, который стремительно распространяется по всему земному шару и передается на уровне генов.

Дихотомия является одним из самых известных и широко употребляемых методов анализа и разделения понятий на мелкие элементы. Она используется математике, биологии, философии, психологии. Как же это работает?

Рефлексия является обращением внимания субъекта на себя, свой внутренний мир. Среди основных видов – ситуативная, ретроспективная и проспективная. Благодаря специальным упражнениям, можно развить навыки эмпатии и стать раскрепощеннее.

Честолюбие – один из грехов в православной религии. Такую черту приписывают всем тем людям, которые стремятся достичь успехов в разных сферах. Когда же амбиции направлены на улучшение в профессиональной деятельности, это может заслуживать уважение окружающих.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок обществознания в 6 классе Учитель : Яковенко М. В.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок обществознания в 6 классе Учитель : Яковенко М. В.

Урок обществознания в 6 классе Учитель : Яковенко М. В.

Мораль – правила поведения, принимаемые и одобряемые обществом

Мораль – правила поведения, принимаемые и одобряемые обществом

Моральные нормы

Право – правила поведения, которые установило государство, их исполнение обес.

Право – правила поведения, которые установило государство, их исполнение обеспечивает государство

Линии сравнения Мораль Право Кем установлены? Обществом Государством Где запи.

Линии сравненияМоральПраво Кем установлены?ОбществомГосударством Где записаны?Нигде, передаются устно из поколения в поколениеВ законах – Уголовный кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Закон об образовании и др. Кем охраняются?Общественным мнениемГосударством – милиция, армия, спец.службы Что бывает за нарушение?Осуждение со стороны людей.Штраф, лишение свободы, исправительные работы и др. Пример Нельзя лгать, завидовать, обижать слабых. Нужно уважать людей, помогать, говорить правду и др.Нельзя красть, бить человека. Хранить оружие, переходить улицу на красный сигнал светофора и др.



Ответь на вопросы: Какова роль морали и права в жизни общества? Какую роль вы.

Ответь на вопросы: Какова роль морали и права в жизни общества? Какую роль выполняет мораль в обществе? Какую функцию выполняет право в жизни общества?

Объясните, пожалуйста, почему защита маленьких детей и животных относится и к.

Объясните, пожалуйста, почему защита маленьких детей и животных относится и к морали, и к праву?

Линии сравнения В жизни В сказках Проявление добра Проявление зла

Линии сравненияВ жизниВ сказках Проявление добра Проявление зла

Вывод. Таким образом, и мораль, и право играют важную роль в жизни общества -.

Вывод. Таким образом, и мораль, и право играют важную роль в жизни общества - они участвуют в регуляции поведения, действий человека и определяют ему, как он может себя вести, а что ему запрещено делать.

Краткое описание документа:

семья

Что такое мораль?

В любом обществе существуют свои нравственные ценности и идеалы, представления о добре и зле, о справедливости. Они изучаются двумя общественными науками — этикой и правом.

Советуем запомнить

Мораль - нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести и др.

Не всегда, правда, разницу между моралью и нравом способен определить даже специалист. Мораль предписывает нам делать одно и запрещает делать другое, и право также ограничивает наше поведение. Тем не менее между ними существуют различия.

Мораль представляет собой нормы, установленные обществом, выполнение которых обеспечивает общественное мнение. Право — нормы, установленные государством, их выполнение обеспечивает государство.

Для соблюдения права нужны законы, суды, полиция (милиция), тюрьмы. А что нужно для того, чтобы соблюдалась мораль? Общественное мнение людей.

Как же действует общественное мнение? Представьте, что человек совершил дурной поступок — рассказал чужую тайну или обещал помочь в важном деле и подвел людей. По закону отвечать за поступки он не будет. Но вот окружающие его люди (родственники, друзья, сослуживцы) начнут относиться к нему по-другому. Возможно, они перестанут звать его в гости, общаться. Человек может остаться один и почувствовать всеобщее осуждение.

А вот другая ситуация. Человек на самом деле не совершал ничего дурного, но подозрения пали на него. В этом случае он должен постараться объяснить всем, что ни в чем не виноват, прояснить ситуацию, чтобы восстановить уважение к себе и хорошие отношения с окружающими.

Таким образом, если закон определяет наказание, например в виде штрафа или в виде лишения свободы, то моральное наказание выражается общественным осуждением, личным переживанием человека, стыдом перед людьми за неблаговидный поступок.

Нравственные ценности

Высокоморальным (нравственным) считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим и доброжелательного к людям независимо от их социального положения, национальности, происхождения, вероисповедания. Уважение к родителям и забота о них — основа человеческой морали.

Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если в них присутствует чувство ответственности за себя и готовность прийти на помощь людям в трудную минуту, не подразумевая никакой выгоды.

Благородные нравственные поступки не требуют наград, слов благодарности или правительственных орденов, хотя часто мы слышим и видим, как за благородный поступок общество спешит нас отблагодарить.

Добрый поступок помогает поверить в себя, укрепляет все лучшее в нас.

Человек, живший в примитивном обществе, был уверен, что добрые и злые силы, влияющие на его жизнь, исходят от духов. В честь духов устраивались праздники, им посвящались обряды и танцы, песни и ритуальные представления.

Дополнительное чтение

Так, в загробном мире лодагаа (племя в Западной Африке) все умершие должны проходить испытание, сидя на солнце. Для хороших людей оно длится три месяца, для плохих - шесть. Воры должны мучиться пять месяцев, лжецы — четыре, колдуны - три года, столько же жадные богачи и вожди. Получалось, что чем правильнее ты живешь на земле, тем меньше придется мучиться в загробном мире. Просто, наглядно и убедительно. Страх перед мучительными испытаниями сделал идею зла очень понятной.

В разряд злых людей, грешников человек мог попасть и за совершение преступлений. У древних скандинавов на том свете должны были мучиться клятвопреступники, убийцы, трусы, предатели.

С древнейших времен люди совершали жертвоприношения предкам, богам и духам, чтобы отвратить их гнев или отблагодарить за милость. Часто в жертву приносили животных, обычно овец или коров. Иногда таким приношением мог быть отказ человека от удовольствий или богатства.

Религия оказывала большое воздействие на нравственность человека. В мировых религиях (христианстве, исламе, буддизме) содержатся нравственные ценности, которые считаются общечеловеческими и не зависят от исторической эпохи и государственных границ. Это любовь к ближнему, почтение к отцу и матери, верность, терпение, помощь слабым.

Интересные факты

В основе законов, содержащих юридические нормы, также лежат принципы добра и справедливости. А в правилах этикета? Кодекса джентльмена? Мы видим те же самые принципы добра, но только видоизмененные. Они красивы и достойны, воспитывают культурного человека.

Подведем итоги

Мораль и право регулируют поведение человека в обществе. Нарушение моральных норм (правил) наказывается общественным мнением и заставляет человека испытывать угрызения совести.

Человечество с древности задумывалось, что такое добро и зло. Во все времена добро ценилось, а зло вызывало неприятие.

Проверьте свои знания

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.


На этом уроке пойдёт разговор о том, что такое мораль, произойдёт знакомство с её функциями, а также учащиеся смогут ответить на вопрос о том, какую роль мораль играет в жизни человека.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Мораль"

На свете есть множества правил, которые мы с вами должны соблюдать, например, это правила дорожного движения, правила орфографии, правила игры в футбол или хоккей и множество других. У каждого из нас существует множество правил, которым мы стараемся следовать в повседневной жизни. Мы моем руки перед едой, переходим дорогу на зелёный свет, здороваемся при встрече, уступаем место старшим в общественном транспорте и многое другое.


Свои правила есть и у сказочных героев, например, Вини-Пух всегда следовал следующим правилам: нужно ходить в гости по утрам, не уходить из гостей сразу же как только наелся, переходить в толпе дорогу на любой сигнал светофора, сохранять терпение во время разговора и много других.

Конечно, не все правила, которыми мы пользуемся в жизни идеальны, а некоторые могут быть и опасными для здоровья человека.

А могут ли существовать правила на все случаи жизни? Конечно же они есть, их очень много и все они важны для нас, всех их можно назвать одним словом –мораль.

Мораль – это нравственные правила поведения, которые основаны на представлениях человека о добре и зле, о хорошем и плохом, о справедливости, долге, стыде, чести, совести, милосердии и так далее.

Основными признаками морали являются всеобщность и добровольность.

Мораль оказывает влияние на всё общество в целом. Её требования распространяются на всех людей и не допускают никаких исключений, несмотря на то, что моральных норм люди придерживаются добровольно.

Но не следует забывать о том, что моральные требования, могут различаться в зависимости от общества которое их установило.


Когда европейцы впервые столкнулись с представителями этого племени, они были сильно удивлены ответу на вопрос, в чём по мнению аборигенов составляет разница между добром и злом.

- Добро – это когда я украду чужой скот и чужих жён, а зло – когда у меня украдут.

Как мы видим, данная норма поведения является допустимой в африканском племени, но неприемлема для нашего общества.

Мораль играет огромную роль в жизни любого общества и выполняет целый ряд функций.

Оценочная функция, проявляется в оценке поступков человека с точки зрения морали.

Регулятивная функция, с её помощью мораль регулирует нормы поведения, принятые в обществе.

Контролирующая функция. Мораль контролирует поведение человека в обществе.

Интегрирующая функция. Мораль объединяет все нормы поведения людей в обществе.

Воспитательная функция. С помощью морали происходит воспитание человека, а также его знакомство с принятыми в обществе нормами и правилами.

Познавательная функция. Эта функция позволяет узнавать и оценивать человеческие качества.

Моральных правил множество, но есть среди них самое важное которое принято называть золотым правилом морали. Возникло оно очень давно и связано с именем древнекитайского философа Конфуция.

Почему же это правило называют золотым?

Потому что оно кратко и точно отвечает на главный для каждого из нас вопрос: как следует относиться другим людям?

Поступай по отношению к другому так, как ты бы хотел, чтобы он поступал по отношению к тебе. Согласитесь, что лучше сказать невозможно.

Неужели вы в этом сомневаетесь? Тогда послушайте притчу.

Поссорились как-то пастух и прохожий. Прохожий затаил на пастуха злобу и решил отомстить ему, а именно выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в неё

Когда взошла луна обиженный человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрёт в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадёт его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. И только с первыми лучами солнца он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что и сам не сможет выбраться из неё.

А вот если бы наш герой никому не желал зла, то вряд ли он оказался в такой печальной ситуации. Ведь как говорил русский писатель Лев Толстой:

«Других не зли, и сам не злись!

В гостях мы в этом мире – бренном.

А если, что не так – смирись!

Будь поумнее, улыбнись.

Холодной думай головой,

Ведь в жизни всё закономерно –

Зло, излучённое тобой,

Но почему в одном случае человек поступает хорошо, а в другом плохо?

Стоит отметить, что понятие морали у каждого человека индивидуально. Каждый из нас сам решает каких моральных норм ему стоит придерживаться, а каких нет.

У наших предков существовала легенда о том, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом – демон. И каждый из них нашёптывает человеку что-то своё. Но человек всегда сам решает, как ему поступить, в той или иной ситуации, совершая таким образом свой моральный выбор.


В результате авиаудара города были полностью разрушены, а общее количество погибших составило около двухсот пятидесяти тысяч человек.

Оправданность таких бомбардировок с точки зрения морали до сих пор вызывает острые споры. С одной стороны, это событие позволило ускорить завершение второй мировой войны, а с другой привело к тысячам жертв среди мирного населения.

Но наиболее интересна судьба пилотов, которые сидели за штурвалами бомбардировщика. Один из них, Клод Эрли, до конца своей жизни считал себя преступником. Он отказался от всех наград и почестей, а свою пенсию и заработанные им деньги он посылал в Хиросиму, что б хоть как-то искупить свою вину перед жителями города.


Как вы думаете кто из лётчиков прав в данной ситуации? Чей моральный выбор вам ближе и почему?

Читайте также: