Сообщение на тему молитва в жизни русского человека

Обновлено: 04.07.2024

Каждый знает, что молитва является необходимым свойством религии, является источником радости для того, кто по-настоящемуи искренне молится, является открытием христианской веры.

Поэтому мы спрашиваем, что это означает - молитва, как надо молиться, какие есть роды и виды истинной христианской молитвы, чтобы она действительно стала для нас, дорогой к Богу, счастью и радости. Молитва была и остается для нас тайной. Иначе не может быть, так как она идет от Бога, который является тайной. А нынешний человек отбрасывает и ничего не хочет знать о тайнах, стараясь их расшифровать. Она не признает также той тайны, которой есть в общении с Богом. Молитва для людей не имеет смысла, так как Бог молчит, Он есть далеким от человека и от этого мира. Люди привыкли брать свою судьбу в собственные руки.

А священнослужители и просто верующие люди считают иначе. По их мнению молитвы дополняют друг друга своими содержаниями. Каждый должен иметь в своей жизни столько молитв, чтобы 1) тщательно платить дань благодарности, которую каждый человек должен воздавать Господу Богу в форме актуальной любви, чтобы 2) в собственной душе сохранять готовность выполнить волю Божью и самое главное любовь к Богу. И это согласно той истине, что кто не идет вперед, тот отступает, что мало только сохранять любовь через воздержание от грехов, но надо в ней возрастать и развиваться так, чтобы распространять добро вокруг себя.

Первейшей причиной, из которой вытекает молитва, есть человеческая беда. В этом понимании молитва не является выводом нашего умственного осмысления, а вырывается из недр нашего бытия, как вопль.

Сутью настоящей молитвы есть самое познания и признание нашей беды, действительного положения нашего существования, которое полностью и зависит от Творца. Этот вопль является стоном человека, молитвой, которая ищет спасения. Пока наша молитва не будет выходить из таких глубин нашего существования, где приоткрывается наша никчемность, пока мы не поймем безграничное милосердие Бога, нет ничего удивительного, что наша молитва будет оставаться поверхностной и малоуспешной, без большой пользы для нас.

Человек, жизнь которого становится истинной молитвой, не только изменяет себя, он излучает чудесное и прекрасный свет, который преобразовывает всю окружающую среду.

Данная работа поднимает тему „молитвы, как особого контакта с Богом”. А также глубоко раскрывает суть и значение молитвы. Детально описывает о том, какую роль сыграет молитва в жизни христианина, а также речь идет о ее влиянии на разные состояния людей. Главная проблема этой работы - детально раскрыть роды и виды молитвы которые существуют в контакте с Бог.

Понятие молитвы

Молитва - это акт любви, в которой любовь Бог проявляется более всего, так как все способности человеческой души через молитву сознательно и актуально обращаются к Богу и соединяются с Ним.

Св. Иван Злотоустый твердит, что „молитва – это определенный якорь для тех, кому угрожает опасность; это сокровище, которое способно обогатить и излечить физически. Св. Августин говорит: „Как тело не может жить без еды, так без молитвы душа не способна сохранить собственной жизни”. Молитва – это оружие, чтобы защититься от врагов. Св. Тома твердит, что Адам упал потому, что не молился, как упал в соблазн: „Он согрешил, так как не обратился к Бог за помощью” молитва излечивает ослепленных, укрепляет слабых и грешников превращает в святых. Для того, чтобы христианская любовь действительно стала основанием нашей жизни, надо сначала стараться хотеть ее получить, а со временем ее оживлять и усиливать. Хотеть - является молитвой просьбы, а просить - это простейшее проявление „нашей” воли: „Иисус я хочу тебя любить”, „Иисус я люблю тебя”, „Иисус все, что я совершаю, думаю и ощущаю, делаю исключительно для Тебя, с Тобой, через Тебя, так, как Ты хочешь”. Следующим проявлением нашей конкретной молитвы - это чувство доброты ко всем: во всех людях видеть Христа и со всеми вести себя, как с Иисусом Христом.

Молитва - это хотеть верить. Она постигает веру, становится проявлением веры, усиливает веру. Молитва доходит к Богу. Молитва соединяет человека с Богом. Молитва становится доверием к Богу. Как бы мы не определяли молитву, называя ее подъемом к Богу, диалогом с Богом и какие виды она не принимала бы, она всегда является связью с Богом. Встреча с Богом не может существовать без веры в Бога. Поэтому молитва является действием веры, наполнением доверия. Когда молимся правдиво, тогда уже существует доверие к тому, кому просится и к кому молится. Чем больше и чем ревностнее молится человек, тем большей и тем сильнее становится любовь к Богу. Именно эта любовь является беспрерывным поиском связи с Богом. Кто истинно и тщательно молится, тот не упадет посреди тревог, а выйдет из них победителем. Именно в молитве мы доказываем что Христос нас бережет от всех злых сил. Пока наша молитва не будет выходить из таких глубин нашего существования, где приоткрывается наша никчемность, пока мы не увидим безграничное милосердие Бог, не удивительно, что наша молитва останется поверхностной малоуспешной, без большой пользы для нас. Только тогда, когда мы сосредоточим наши мысли в таком направлении, мы сможем обратиться к небесному Отцу в молитве.

Св. Писание подчеркивает, что должен молиться тот, кто желает спастись: Надо всегда молиться и не отчаиваться! [Лк. 18,1 Молитесь, чтобы не упасть в соблазн [Мт. 16,41] . Просите и получите! [Мт. 7,7] Поскольку молитва – это наше общение с Богом, и поскольку Бог хочет сказать нам более важные вещи, чем мы ему, то первым условием молитвы есть научиться слушать. Молитва – это пятое средство, чтобы получить Божью любовь. Самые собой мы убогие, но молитва имеет силу совершать нас богатыми, так как Господь обещал выслушать каждого, кто молится. Вот его слова: „Просите, и будет вам дано!” [Мт. 7,7.]

Жизнь Святых состояла из размышлений и молитвы. Молитва объединила все необходимые средства, которые помогали им стать святыми. Если желаем спастись и осветиться, то надо всегда стоять пред дверью Божьего милосердия и умолять его, что нуждаемся в нем. Если нам нужно терпение посреди страданий, то просим его, и будем терпеливыми, если желаем Божьей любви, то просим ее, и получим любовь. В молитве не только мы взываем к Богу, но и Бог взывает к нашей душе. В молитве прописываются взаимоотношения между человеческой душой и нашим Небесным Отцом, Пр. Троицей, Иисусом Христом, Пр. Девой, Св. Ангелами и Святыми в небе. Молитву давние называли зеркалом живучести нашего духа: какая наша молитва, такая наша духовная жизнь.

Ориген, духовный писатель Александрии, в третьем столетии это высказывает так: „чем есть мысль для философии, тем есть молитва для религии: как без мысли нет философии, так без молитвы нет религии”.

Св. Иван Златоуст в четвертом столетии говорил, что вся наша моральная жизнь зависит от молитвы:

„ми грешим тогда, когда мы перестаем молиться. Если бы мы умели не переставать молиться, мы бы не впадали в грех”. Чтобы постигнуть высочайшую и единую цель нашей христианской жизни - полное наше объединение с Богом - надо тебе быть готовым к тому, что от твоих первых шагов по этой дороге тебя встретят труд и пот. Это борьба, в которой надо будет тебе победить себя самого. Молитва - это главнейшее наше оружие. Это наши простертые к Богу руки, которыми мы притягиваем все благодати, которые так щедро приходят к нам из источника безграничной любви и милосердия Божьего.

Молитва - это то, что человека делает человеком. Поэтому молиться является важнейшим действием человека. Кто молится тот преодолевает тревогу, которой проникнуто существование человека. Его жизнь наполняется радостью, которая входит в глубины человеческой жизни. Молиться нельзя насильно. Молиться надо хотеть. Надо хотеть довериться Богу, несмотря на то, чем нам заслоняет или омрачает наш поиск Небесного Творца и Отца. Молиться можно всячески, разными словами, но главное - мыслями, чувствами, делами.

Итак, молитва - это важнейшее правило духовной жизни, это тайна плодотворного духовного роста и завершение любого усилия на пути к Богу. Именно через молитву человек приобщается к Святому Духу, совершенствуя духовный уровень каждого человека.Молитва – это возможность открыть Бога. „Господь с вами, если будете его искать, даст вам найти себя. Но если вы оставите его – оставит Он вас”. Во время молитвы Бог освобождает твое сердце от забрала человеческого ума и объявляет тебе свой промысел, согласно которому Он ведет все творения и твою собственную жизнь через разные события, которые происходят на протяжении лет.. Мы живем, переживаем то, из чего состоит наша жизнь, а уже потом можем это описать и как-то определить. Вот так и христиане описывали молитву, давали ей определение. Определений таких много, но в церковной традиции преимущество отдают трем:

1) прошение у Бога какой-то благодати;

2) направление мысли к Богу;

3) разговор души с Богом.

Все они взаимосвязаны, но наиболее христианским есть третье. Так как и язычники, когда они в беде, обращаются к Богу с помощью, и философы направляют мысли к Богу. А нас Иисус Христос научил молитве „отче наш”.

Молитва – это разговор души с Богом. Но это также и участие в том „разговоре”, который вечно ведут между собой три Лика Пресвятой Троицы. Поэтому и наша молитва – это обращение к Богу Отцу через Сына в Святом Духе. Это и есть наш посыл, на встречу которому к нам нисходить благодать. И все хорошее приходит к нам от Отца через Сына в Св. Духе. Мы же, поддерживаемые Духом устами Сына осмеливаемся сказать Богу: „Отче наш!”

Молитва - это духовная пища каждого человека, христианина или нехристианина, так как молитвой поднимаемся к Божьим высотам и, становимся перед Ним и говорим ему все то, что в нашей душе радостное, или что тревожит ее, или в чем она нуждается, или за что-то она признательна.

Значение молитвы

Частая молитва, которой ты посвящаешь себя в разное время дня и ночи, когда душа зовет тебя молиться, или, когда ощущаешь вдохновение Святого Духа, есть одним из наиболее эффективных средств, чтобы обновить тебя, переменяя твой ум. Молитесь столько, сколько Дух, дает тебе вдохновение для слов любви, пусть это будет, лишь пять минут или даже одна минута, такая настойчивая молитва создает в глубине твоего сознания, сердца, характера, поведения – фундаментальные изменения. От частого созерцания Христа в молитве его невидимый мистический образ тайно отпечатывается в твоем внутреннем естестве. Таким образом ты приобретаешь его бесконечную доброту и кротость, а твое лицо начинает светиться тем Божьим светом.

Если ты настойчивый в искренней молитве ты приобретаешь веру, более крепкую, чем скала, и это без показа и щеголянье пустыми словами. Твоя жизнь и поведение будут свидетельствовать об этом. Частая молитва действует в твоем естестве такое Божье действие, которое окончательно поднимает тебя к принятию силы благодати Божьей, и здесь начинается для тебя непрестанное мистическое соединение с Господом. Молитва - это золотой мост к Богу. Молиться это значит непосредственно лично общаться с Богом. По Св. Причастию нет выше молитвы лучшего соединения с Богом. При молитве соединены с Богом наши наилучшие свойства: ум, воля и сердце. Ум думает о Боге. Воля желает Бога. А сердце готово к любви Бога.

Виды молитвы

Устная (словесная) молитва .

Есть два типа устной молитвы:

1) Литургийная, или публичная, это молитва, которую выполняют священники и члены разных сообществ от имени и по поручению церкви.

2) Молитва частная. Когда молятся вместе разные лица, эта молитва набирает характера частного, хотя и это является молитвой, которая вытекает из Мистического Тела Христа.

В наших устных молитвах надо обращать внимание:

1) На правильное произношение слов, на фразы и на соответствующее положение тела.

2) На содержание слов и фраз.

3) Вообще обращать внимание на Бога и на Божьи дела, глубокое осмысление содержания слов или фраз.

Надо привыкать с молодости молиться с вниманием, как только возможно.

Ранняя молитва должна вызывать такие чувства:

1. Благодарности Богу за счастливо пережитую ночь;

2. Прославить Бога и доброе намерение;

3. Мольба Божьей опеки на весь день;

4. Пречистой Деве Марии, Ангелу Хранителю и Святым, которых мы выбрали себе покровителями;

5. Укрепить добрые наши намерения.

Хорошо выучить наизусть какую-то одну раннюю молитву, чтобы собрать все эти чувства.

Очень полезным начинать день молитвой. Хорошо начать - это уже половина пережитого дня. Господь хочет, чтобы его прославляли уже в первые минуты, наступившего дня.

Вечерняя молитва должна отражать такие наши чувства:

1) Благодарности Богу за получены благодеяния в течении дня;

2) Искреннее испытание совести;

3) Акт сожаления,

4) Поручать Богу свой ночной покой;

5) Просить у Бога благословения на ночной покой;

6) Просить Божью Мать, Ангела Хранителя, Святых своих опекунов, о счастливой смерти

1) Публичная молитва.

Мария учит нас, как нужно молиться. Есть разные виды молитвы. Каждый из них ведет к полноте духовной жизни. Мария часто молилась со всеми совместно. Она постоянно ходила в храм и принимала участие в общей молитве. Вместе с богомольцами она с Йосифом шла к Иерусалиму, молились и пели песни. На подходе Св. Города, они пели псалмы. Также целая семья собиралась на общую молитву в своей доме в Назарети. Участие Марии в общей молитве, должны служить примером для нас. Молясь со всеми, мы тем самым отдаем почести Богу, благодарим его за все то, что Он совершит для нас в жизни.

2) Контемплятивная молитва.

Частная молитва - это разговор с богом наедине. Большую часть времени мы должны проводить в тишине сердца. Контемплятивная молитва - это пребывание с Богом, ощущение Его присутствия, наслаждения его любовью. Такая молитва не нуждается в многословии. Мы можем повторять себе: „я люблю Тебя Бог!” Мария много молилась наедине. Это были минуты, наполненные любовью, покоем и радостью. Сердце Марии было соединено с Богом. Она говорила мало. Когда сердце говорит с сердцем, здесь не нужны слова.

Умственная молитва и религиозное размышление

Умственная молитва является излучением литургийной молитвы. Кто может научится черпать из нее стимулы для духовной жизни, тот не раз испытает потребность пойти за призывом спасителя и войдя в свой дом и заперев дверь, в тайнике перед Величием Бога Отца будет успокоен большими истинами спасения. Умственная молитва, как и каждое человеческое действие, имеет свои законы развития, и от познания их и умелого применения будет зависеть, или лучше будет человек духовно расти или нет. Поэтому существует столько методик в частности с того времени когда в XVI столетии Св. Игнатий, Св. Тереза и Св. Франциск Сальский поставили его на первом плане духовной жизни и обработали его основы. Отличия между ними, второстепенные, так как все они опираются на основные данные нашей психики и из нее черпают свои правила, уча нас, как мы должны привлекать все силы души к систематическому участию в молитве. Понятно, что первейшей основой наших раздумываний должна быть фигура Спасителя, Его жизнь, Его учение одно слово - Евангелия. Итак, наилучшим учебником для религиозного раздумывания будет тот, где в коротких разделах будет представлено, как основы для нашей молитвы, отдельные фрагменты Евангелии, так чтобы со временем охватить ее в целом. Так вот тот, кто регулярно упражняется в размышлении, будет способен подробно в форме молитвы, пройти через всю жизнь Спасителя и храня Его в своем сердце. После короткого чтения какого-то фрагменту евангельского содержания (если раздумывание рассчитано на 15 минут, то чтение должно длиться не больше трех минут, если на полчаса - это пять) рекомендуется обратиться к воображению и вызвать в ней образ, евангельской сцены, над которой будет вестись раздумывание. Лиц с буйной фантазией к этому привлекать не следует, им скорее надо советовать следить за своим воображением, чтобы молитва не превратилась в мечтание. Наоборот, те, кто имеет слабое воображение, хорошо сделают, если привлекут его хотя бы на минуту.

Размышление крайне необходимо, так как без них невозможно прийти к совершенству. Об этом свидетельствует:

1.Мысли Святых Отцов: Св. Иван Златоустый говорит, что размышление для души, чтобы сохранить ее духовную жизнь, есть таким же необходимым, как душа для тела, чтобы сохранить телесную жизнь.

2.Это говорит нам и здравый смысл: без частых размышлений человек не придет к необходимому познанию добра и зла.

3.Это видим и из ежедневного опыта: кто небрежный в мыслях и словах, тот легче поддается блуду и греху, хотя возможно ему и известны практики духовной жизни.

Религиозные размышления должны проходить легко. Так же как над обычной проблемой.

1. Вспомнить прошлое

2. Разобраться в своих чувствах.

3. Принять решения. Размышление будет легким, если будем упражняться, просить Божьей помощи и вести себя так, как учат учителя духовной жизни.

О чем мы, должны молиться? Чего просить? Какую просьбу Господь Бог лучше всеговыслушает? В Божьих глазах не все имеет одинаковую стоимость. По-разному Господь Бог смотрит на вещи чисто земные и на духовные, вечные. Это нам надо иметь в виду в наших просьбах.


Без молитвы не находят Бога, молитва есть именно то средство, при помощи которого ищут и находят Бога (Мф. 7, 7-8). Молитва есть залог и узы, которыми Предвечная Любовь привлекает нас к Себе и желает возможно дольше удержать у Себя.

Внутренней молитвой человек приводится к молитве благодатной (сверхъестественной), которая является истинным соединением с Богом через веру, так что сотворенный дух наш совершенно растаивает и погружается в несотворенный Дух Божий. При такой молитве душа наполняется любовью к Богу, так что она может мыслить только о Боге, если же на сердце и ум приходят и мысли, и чувствования о другом, то это отзывается печалью в душе. При такой молитве душа не допускает ничего говорить языку или весьма мало, всегда воздыхает о Боге, ищет Его, в Нем находит единственное удовольствие, забывает весь мир и все сущее в мире и все более и более Богопознанием, любовью и радостью исполняется, и радости той не может выразить язык.

Таким образом, без устной молитвы нельзя достигнуть внутренней, а без внутренней — сверхъестественной, почему Бог и повелевает так усердно и так часто молиться.

Молитва и смирение

Молиться нужно от всего сердца, иначе молитва будет бесплодной.

Мы должны подражать Спасителю, но молиться горячо и благоговейно человек может лишь тогда, когда будет иметь перед глазами смиренную кроткую жизнь Христову. Без истинного смирения все молитвы напрасны.

Для того, чтобы молитва наша была услышана, необходимо, чтобы мы искренно, от всей души простили нанесенные нам людьми обиды, оскорбления и сделанное нам зло, чтобы в нашем сердце, в тайниках его не оставалось скрытых озлобления и недоброжелательства к этим людям.

Что это значит? То, что воздаяние добром за зло является не только самым благородным актом мести, но и смиряет противника. Человек, так поступающий, не сам себя возвышает, но его благородный образ действий настолько ставит его выше противника, что тот, если, конечно, имеет совесть и человек порядочный, должен невыносимо страдать от сознания, как он низко пал по сравнению с лицом, им обиженным, и что он не способен на такой высокий и благородный поступок (Я в своей жизни никому из лиц, меня оскорбивших или сделавших мне зло, не мстил даже дурным о них отзывом. Делал я это не потому, что я обладаю достоинствами истинного христианина, а вследствие случайности — воспитания, полученного мною от родителей, служивших мне примером высокого благородства, порядочности и уважения к достоинству человека. Благодаря этому, я с юных лет признал месть, клевету, зависть и неблагодарность чувствами рабскими, хамскими. Отец мой всегда мне внушал, что самая благородная месть врагу — сделать ему добро. Когда я слабыми своими стопами пошел по духовному пути, то утвердился в этом еще более, найдя, что усвоенные мною правила жизни соответствуют христианским началам. Но интересно, что все лица, сделавшие мне сознательно зло, пострадали так или иначе. — Прим. авт.).

Что же мешает нам развить у себя христианское смирение, и почему самое трудное для человека — твердо решить стать на этот путь? Препятствием служит гордость.

Гордость поистине мать грехов, так как начало зла в мире положено падением Денницы, возгордившимся и свергнутым с Неба. Когда-то светлый Серафим, богато одаренный по сотворении высокими качествами — красотой, премудростью, светом, славой, — Денница начал любить больше всего самого себя и восхвалять свои достоинства, воздавая честь не Богу, даровавшему ему высокие совершенства, но себе самому и любовь свою направил от Бога к себе самому, развратив своею гордостью других ангелов, над которыми он начальствовал.

Вот почему человеку, желающему побороть в себе гордость, надлежит просить Бога о двух вещах: чтобы в нем разрушился образ сатаны и, потом, чтобы восстановился образ Божий. Без молитвы никаких спасительных даров от Бога получить нельзя (Иак. 1, 17).

Как нужно молиться?

Получается то, что мы наблюдаем, когда ткется полотно: основа — это слова молитвы, идущие ввысь — к небу, и влечение нашего сердца к Богу; уток — посторонние мысли, внушаемые нам темной силой, отвлекающие нас и постоянно нам напоминающие о земле. Все это переплетается, как переплетается основа с утком в ткани.

Если не будешь бдительным, посторонние мысли могут совершенно заглушить молитвенный порыв, изменить настроение; навеянная мысль может так заинтересовать, что язык станет повторять слова молитвы без всякого участия ума и сердца.

Так молился о. Иоанн Кронштадтский. Он даже интонацией голоса показывал, что уверен в том, что молитва его будет услышана, почему иногда казалось, что он не просит, а требует, хотя молитва его была всегда благоговейная и смиренная.


Иногда для человека, очень занятого, или спешащего куда-либо по делу, или усталого, нет возможности совершить все келейное правило, тогда его лучше сокращать, но делать это лишь в исключительных случаях. Так учили преподобный Серафим Саровский и преподобный Амвросий, оптинский старец.

А к ней присоединю и молитву оптинских старцев, которую полезно читать по утрам при совершении келейного правила:

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне вполне предаться воле Твоей Святой. На всякий час этого дня во всем наставь и вразуми меня, открой мне волю Твою для меня и окружающих меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все воля Божия. Во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами. Не дай мне забыть, что все послано Тобою. Научи меня правильно и разумно действовать с каждым членом моей семьи, никого не огорчая, никого не смущая.

Виды молитв

Внутренняя молитва

Внутренняя молитва – это такая молитва, которая совершается в глубине человеческого духа и другими – не опытными – может быть не замечена, так как не сопровождается внешними движениями.
Примером этой молитвы может служить молитва Моисея пред переходом чрез Чермное море. Народ в этот момент не видел его молящимся, а между тем, как сказано в Библии, он вопиял к Богу (Исх. 14:15).

Внутренняя молитва может быть умной и сердечной.

Наружная молитва

В храм идут люди, чтобы здесь вознести к Богу свои горе и радость, получить новое подкрепление религиозных чувств. Этому и должно соответствовать богослужебное чтение и пение.

Пример такого чтения мы видим в близком к нашему времени молитвеннике святом праведном отце Иоанне Кронштадтском. Рассказывают, что он имел обыкновение на утрени канон читать сам. И когда он читал, то вся церковь плакала, увлеченная его религиозным духом.

А вот другой пример. В начале этого столетия в городе Петракове был псаломщик, человек средних лет. Первый час он выходил читать на середину собора и так его читал, что большинство присутствующих молились вместе с ним со слезами. Мало того, некоторые из прихожан, не имевшие возможности простоять всю службу, старались прийти хотя к концу, чтобы выслушать чтение этого псаломщика.

Наружная молитва выражается не только в чтении по книге, но и в произношении ранее заученных молитв по памяти. Такая молитва бывает очень полезной для человека, так как она более собирает внимание молящегося на содержании произносимых им слов, в то время как слушая чтение других или сам читая, молящийся легче рассеивается, незаметно уходит мыслью в мирские дела.

Атрибуты наружной молитвы

Церковное пение

В наше время нотные церковные песнопения многочисленны и разнообразны. Из них, несомненно, первое место должно быть отведено распевам – знаменному, греческому, болгарскому и Киево-Печерской Лавры. В этих напевах невольно ощущается нечто родное, затрагивающее душу и устремляющее к Богу. К ним и призывает обратиться Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I .

В католической церкви богослужение сопровождает и музыка. Но этот обычай, введенный Западом в VI-VII вв. носит чисто светский характер, почему и не принимается нашей Православной Церковью, хранящей Христову истину в ее неповрежденном виде.

Внешние движения

Сам Господь наш Иисус Христос при молитве к Отцу Небесному употреблял их: поднимал очи к небу , преклонял колена , падал ниц , вздыхал , проливал слезы .


Пользовались внешними движениями и святые апостолы . О внешней стороне молитвы упоминают и мужи апостольские , и христианские апологеты , и святые отцы.
Наше православное христианское богослужение, будучи неисчерпаемо в своем содержании, богато и с внешней стороны.

Каждое внешнее обнаружение молитвы имеет свой смысл и значение, поэтому оно и зависит от характера молитвы. Так, хвалебной молитве более приличествует стояние, ибо здесь уста изливают пред Богом, главным образом, полноту сердечной радости; благодарственной – поклоны, как это бывает и в жизни обыденной. Просительно-покаянной молитве свойственны формы, выражающие сокрушение молящегося и его взывание к Божией помощи. Такими знаками могут быть: поднятие рук к Богу, наклонение головы, преклонение колен, плач и прочее.

Самым обычным и наиболее употребительным положением при всякой молитве служит стояние. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, в древние время христиане стояли и при частной, и при общественной молитве.

Важнейшим молитвенным знаком является крестное знамение. Им всякая молитва начинается, сопровождается и им же заканчивается. Крестное знамение всегда должно предшествовать поклону как поясному, так и земному. При этом необходимо следить за тем, чтобы крестное знамение совершалось до поклона: крестным знаменем мы как бы ставим перед собой изображение креста и затем творим поклон Распятому на нем Господу. Если же оно творится вместе с поклоном, то мы будем как бы бросать крест на землю, что граничит уже с богохульством (хотя и не сознательным).

Соединение внутренней и внешней молитвы

Необходимость внешней формы в молитве вытекает, далее, из того, что произношение молитвенных формул и совершение молитвенных действий может возбуждать в нас – и действительно возбуждает – молитвенный дух и молитвенное настроение. Психология знает не только о влиянии души на тело, но и об обратном влиянии тела на душу. Благоговейное произношение известных слов и совершение известных действий может вызвать в душе соответствующие им эмоции и переживания. Мы можем начать произносить слова молитвы и совершать молитвенные действия, не имея молитвенного настроения, оно может возникнуть в нас, как следствие наших молитвенных подвигов и упражнений.

Ввиду такой тесной и неразрывной связи внутренней и внешней молитвы, святитель Филарет Московский считает даже бесполезным ставить вопрос о том, не довольно ли одной внутренней молитвы без наружной.
Итак, внутренняя и внешняя молитвы должны составлять одно целое.

Хвалебная молитва

Хвалебной молитвой называется та, в которой мы прославляем Господа за все Его Божественные совершенств. «Молитвою хвалы, – говорит святитель Филарет (Дроздов), – мы созерцаем совершенства Бога, исповедуем Его премудрость, благость, провидение, помощь…

Образцы хвалебной молитвы

К числу хвалебных молитв нужно отнести и наши акафисты, представляющие собой песнопения духовной радости и отрадного торжества. Да и каждое наше богослужение начинается и заканчивается хвалением – прославлением Господа, троичного в Лицах.

Просительная молитва

Примеры просительной молитвы
Примером просительной молитвы в Ветхом Завете может служить молитва иудейского царя Иосафата. Вначале он говорит о всемогуществе Бога, в руках Которого сила и крепость, Который спасал народ Свой, уповающий на Него (2 Цар. 20:5-9). И ныне, говорит далее иудейский царь: избавь нас, Боже, от руки врагов наших (ст. 10—12). В заключение Иосафат выражает свою всецелую преданность Богу и надежду на Его небесную помощь (ст. 12).

Покаянная молитва


Испрашивая у Господа тех или иных благ, человек не может и не сокрушаться о своих грехах, которые составляют главнейшее препятствие к получению Божией милости. Отсюда получает свое начало покаянная молитва. Это такая молитва, в которой человек, будучи глубоко проникнут сознанием тяжести своих грехов, пламенно и усердно, со слезами и плачем просит Господа отпустить ему их, не наказывать его за них, освятить его труд над исправлением сердца.

Покаянная молитва с формальной стороны имеет сходство с просительной молитвой: и в первой, и во второй христианин испрашивает у Господа милостей. Но в своем существе она отличается от просительной: в покаянной молитве предметом служат не потребности жизни, как бывает это в просительной, а только просьба о прощении грехов. Часто покаянная молитва следует непосредственно за проступком.

Образцы покаянной молитвы
В Священном Писании мы находим много образцов и покаянной молитвы. Из них, прежде всего, нужно указать на молитву иудейского царя Манассии во время пребывания его в вавилонском плену.

Вначале молитвы иудейский царь говорит о Боге как премудром Творце и грозном Судье за наши грехи (в конце 2 Пар., а-в). Но, – продолжает Манассия, – Ты, Господи, и многомилостив к кающимся, Ты обещал им отпущение грехов по великой Своей благости; поэтому и я, несмотря на многочисленные мои беззакония, с надеждой на Твои щедроты преклоняю колена сердца моего и прошу Тебя, Господи, не дай мне погибнуть с моими мерзкими делами, покажи на мне Свою милость (г-к). Заканчивает молитву Манассия обещанием впредь не прогневлять Бога своими неправдами, но прославлять Его своею праведной жизнью (к-л).

Образцами покаянных молитв в богослужении святой Церкви могут служить молитвы, входящие в чин исповеди. Богаты покаянным содержанием и все великопостные моления, в частности же – канон святого Андрея Критского и другие.

Благодарственная молитва

За исполнением наших прошений как о духовных нуждах, так и о телесных, естественно, следуют благодарения. Молитва благодарения – это такое расположение нашего духа, при котором мы считаем Бога источником всякого истинного нашего блага и в полноте чувств повергаемся пред Ним в знак своей сыновней признательности.

Основанием для благодарственной молитвы служит Божественная Любовь, изливающая на нас свои великие щедроты. Если мы получаем от ближних какую-нибудь услугу, то у нас невольно возникает к ним чувство благодарности. Это тем более нужно сказать в том случае, когда имеются в виду благодеяния Божии, так как они получаются человеком во множестве и притом постоянно. Человек ничего своего не имеет – всем обязан Богу. Отсюда благодарение необходимо.

Образцы благодарственной молитвы

В качестве образца благодарственной молитвы из Ветхого Завета можно привести 17-й псалом, воспетый святым царем Давидом после того, как Господь избавил его от всех врагов.

В Новом Завете можно указать на благодарственную молитву Господа нашего Иисуса Христа по случаю радости возвратившихся с проповеди семидесяти учеников Его (Лк. 10:21; Мф. 11:25-26).

Последним и, до некоторой степени, особенным видом молитвы по содержанию является молитва ходатайственная, то есть молитва за других.

Ходатайственная молитва

Замечателен в этом отношении рассказ из жизни святых, на который обратил внимание Н. Мотовилова преподобный Серафим в своей беседе с ним о цели христианской жизни.

Молитва за предержащие светские власти; за духовных руководителей; за членов семейства, сродников и благодетелей

Заповедь апостолов свято исполнялась христианами. В первые времена своей жизни Церковь Христова терпела много гонений от римских императоров. Тогдашняя римская власть испробовала на христианах всевозможные способы мучения. Невинная хри-стианская кровь текла широким потоком по греко-римской империи. Вместе с тем, христиане терпели от римской власти и жесточайшие нравственные страдания: насмешки, презрения, лишения доброго имени и прочее. Казалось, кто бы мог в подобном положении удержаться от желания мести и проклятия гонителей?! И однако древняя Церковь, одушевляемая чувствами христианской всеобъемлющей и всепрощающей любви, неуклонно следовала заповедям святого Евангелия.

Значение молитвы

Преподобный Паисий Святогорец[1]

-I-



Константин Николаевич Леонтьев, в иночестве Климент

Остается лишь добавить, что сегодня уже нужно говорить не только о католико-протестантской Европе, но и о православной России.

Бог являлся для наших пращуров Альфой и Омегой их существования. А правоверие, личное и общественное благочестие считались безусловными основами нормальной жизни каждого человека и всего общества в целом.


Святой Благоверный Император Феодосий II Юнейший (401-450), Лувр

На протяжении двух тысячелетий после пришествия Иисуса Христа Императоры и короли, публично, не стесняясь, как сегодня, заявляли себя защитниками христианской веры, вторгались в вопросы вероучения и утверждали догматы своими законами. В 59‑й новелле Император Святой Юстиниан Великий (527-565) торжественно заявил:


Святой Благоверный Император Юстиниан Великий (483-565) со свитой, Равенна, Базилика Сан-Витале

Дамы и юноши высшего света считали вожделенным благом монашеское служение и заполняли собой многочисленные обители. Достаточно вспомнить, из отпрысков каких семей формировался знаменитый монастырь в Клюни и какова его заслуга в деле восстановления христианского благочестия на Западе. Именно благодаря жертвенным аристократическим аскетам кафолическая вера была спасена в эпоху Реформации. Тогда наследники самых громких фамилий Испании, Франции, Германии, Италии не брезговали помощью больным и бедным в лечебных учреждениях, чем в немалой степени предрешили успех контрреформации[6]. В общем, воевать и погибать за веру до недавнего времени было делом чести и подвига.

Более того, как нетрудно заметить, вопросы сугубо политические в современном понимании в прошлую эпоху зачастую являлись производными от вопросов вероучительных. Ф.М. Достоевский (1821-†1881) верно (в целом) заметил как-то:

Сегодня мы нередко скептически относимся к вере своих предков, и в этом есть доля правды. Однако в массе своей неграмотные, не умеющие читать и писать, видевшие церковные книги и Евангелие лишь на аналое в храме, они умели молиться, были убеждены, что день без молитвы прожит зря. Они знали, что нынешняя жизнь - всего лишь скорый этап предуготовления к Жизни Вечной. Что значение имеет не титул и объем поглощаемых человеком благ, даже не справедливость как таковая, поскольку на земле она всегда условна и относительна, а соотносимость собственных поступков человека с Божьей правдой.

И потому, как могли, шептали слова прошений Богу, от Него ждали решения своих вопросов и разрешения от бед. Каждый день начинался с молитвы, в которой просили у Создателя благодеяний и защиты, ею же он заканчивался. Смиренно и настойчиво идя со своим крестом вслед Иисусу Христу, подражая ему, человек минувших веков создавал христианскую цивилизацию, плодами которой мы пользуемся еще и сегодня (пока, по крайне мере).

Почему же все так кардинально изменились? Отчего сегодня человек превратился в животное, не только не ищущее Бога, но и вполне забывшее Его? Потому что теперь богом человек хочет видеть самого себя - ответ очевиден, и Бог теперь ему не нужен. Человека занимает уже не теодицея, а наука о себе самом.

Иными словами, личность человека выводят из внешних законов природы, и ни к какой религии эти псевдонаучные теории отношения не имеют. С этим суждением трудно не согласиться. Наверное, никогда ранее таким пышным светом не расцветали всевозможные светские учения о человеке, никогда он столь трепетно и нежно не относился к себе. Впрочем, даже не к себе, а к собственным чувствам, физиологическим проявлениям организма и даже к его отправлениям. Сегодня все, что касается нас самих, прямо или косвенно, - все вынесено на первый план.

И, по-видимому, не будет серьезным преувеличением сказать, что в значительной степени мы имеем комбинированную, целенаправленную и многопрофильную атаку на христианство, длящуюся уже не одно столетие. Безусловно, могильщикам Церкви пришлось проделать тяжелую и изнурительную работу, чтобы низвести сына Бога до уровня животного потребителя. Но, увы, за короткое время одна за другой пали такие внешние твердыни, как идея христианской имперской государственности, монархическая форма правления, иерархичное общество.

Конечно, проблема молитвенного регресса имеет свои корни также в духовном и социальном состоянии Церкви, которая, как и весь мiр, полна многими нестроениями. Да, врата адовы не одолеют ее (Мф. 16: 18), но на земле безгрешных нет. И обетование Спасителя еще не означает, что Церковь земная свободна от тех пороков, в которых увязло современной ей общество.


Священномученик Киприан Карфагенский (200-258)

-II-


Иисусова Молитва - основа умного делания

Многие из нас являются членами Церкви, ее чадами. Но нахождение в Церкви, участие в Богослужениях и даже принятие Святых Таинств - всё это в действительности лишь средства для формирования в человеке покаянной молитвы. Молитва рождается в Церкви, но живет в каждом из нас самостоятельно и творит из духовно-безпомощного человека личность. Без молитвы и Таинства утрачивают свои чудодейственные качества, а принадлежность к Церкви становится пустой формальностью, не способной духовно исцелить человека.

Когда сегодня человек сетует на то, что он-де вынужден терпеть скорби ради Христа, было бы неплохо напомнить ему, сколько долго Господь терпел и терпит его, сотворенные им безчисленные грехи, раз за разом прощая Свое чадо. Иными словами, как Он любит его.

-III-

Словам Писания мы верим в худшем смысле этого слова, поскольку не понимаем и даже не пытаемся понять. И наша духовная мысль скользит по бледным представлениям, нисколько их не колебля. Отсюда - один шаг до того, чтобы разделить мiр на земной и духовный, признать их дуализм и свести всю веру в Бога в совокупность внешних обрядов, исполнение которых якобы предопределяет спасение человека для вечной жизни. Труда духовного познания здесь нет нисколько, а потому наша вера очень часто безсмысленна, безсодержательна и безплодна.

Наш Праотец Адам по Божественному замыслу творил вместе с Создателем мiр, став господином всех зверей земных и дав им имена. И это был лишь первый шаг на пути его вечного соработничества Богу.


Праотец Адам нарекает имена творениям Божиим, фреска монастыря Святого Николая Анапавсаса, Метеоры, Греция

Подытоживая, скажем, что смысл существования каждого из нас раскрывается лишь тогда, когда мы имеем единую жизнь со Христом, как писал Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (память 20 декабря). Несмотря на ясность и очевидность словосочетания, это в действительности невероятно тяжелый подвиг, не прекращающийся до самой смерти христианина. Зато велика и награда. Не счастливая жизнь на земле, как она представляется тому или иному поколению, не минута восторженного поклонения или нечто подобное, а Вечная Жизнь с Богом в Царствии Небесном и есть тот удел, который изначально был уготован человеку, является первой и последней целью нашего существования.

Величко Алексей Михайлович, доктор юридических наук

СНОСКИ

[1] Преподобный Паисий Святогорец. Слова: В 6 т. Т. 2. Салоники; Москва, 2007. С. 22.

[2] К. Леонтьев о Владимире Соловьеве и эстетике жизни. М., 1912. С. 37, 38.

[3] Послание блаженной памяти самодержца Феодосия к почтеннейшему Диоскору, епископу Александрийскому // Деяния Вселенских Соборов: В 4 т. Т. 2. СПб., 1996. С. 68.

[4] Геростергиос Астериос. Юстиниан Великий - император и святой. М., 2013. С. 136.

[5] Иоанн (Зизиулас), митрополит. Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви. М., 2006. С. 9, 10.

[6] Филиппсон М. Религиозная контрреволюция в XVI веке. Общество иезуитов. М., 2011. С. 60, 62, 88.

[7] Достоевский Ф.М. Бесы // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 7. Л., 1990. С. 238.

[8] Иоанн (Зизиулас), митрополит. Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви. М., 2006. С. 21.

[9] Дюшен Л., аббат. История Древней Церкви: В 2 т. Т. 1. М., 1912. С. 268, 269.

[10] Преподобный Паисий Святогорец. Слова: В 6 т. Т. 1. Салоники; Москва, 2007. С. 47.

[11] Гавриил (Бунге), схиархимандрит. Господи, научи нас молиться. Личная молитва по преданию Святых Отцов. М.: Никея, 2017. Bunge Gabriel. Eremo Santa Croce. IRDENE Gefäße. Die Praxis des persönlichen Gebetes nach der Űberlieferung der heiligen Väter. Würzburg, Verlag „Der Christliche Osten", 1996.

[12] Гавриил (Бунге), схиархимандрит. Господи, научи нас молиться. Личная молитва по преданию Святых Отцов.

[13] Леонтьев К.Н. Четыре письма с Афона. Письмо четвертое // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996. С. 37.

[14] Гавриил (Бунге), схиархимандрит. Господи, научи нас молиться. Личная молитва по преданию святых отцов.

[15] Булгаков Сергий, протоиерей. Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. Париж, 1948. С. 123, 181.

Молиться очень важно, чтобы не только стать духовно сильнее, укрепить свою веру в Создателя, но и защититься от сил зла, получить наставление на путь истинный. Сегодня мы расскажем, что такое молитва, какие существуют ее виды, и для чего она нужна.

Почему люди обращаются к Богу

Христианская вера советуют каждому человеку начинать и заканчивать свой день молитвой, креститься и отдавать поклон Богу, ставить свечу при нахождении в храме Господнем, просить о спасении душ всех православных христиан, а также обращаться к Спасителю перед трапезой либо предстоящим важным делом.

Христианская вера советуют каждому человеку молиться

Обращение к Богу помогает успокоиться, принять правильное решение, обрести духовную поддержку. Христос звал за собой всех, кто терпел скорбь и тяжело работал, призывал человечество просить Отца Небесного об утешении, имея в душе истинную веру в величие Господа и его верховенство над всем сущим на Земле.

Из этого видео вы узнаете, как правильно молиться Богу, чтобы он услышал.

Определение православной молитвы

Можно дать такое определение молитвы: это обращение священнослужителя либо любого верующего человека к Богу, а также святым, Пресвятой Деве или ангелам. Обычно принято повторять уже существующие тексты, но поскольку Господь готов услышать каждого, допустимо просто искренне обращаться к нему своими словами. Можно обращаться к Господу за поддержкой и помощью, восхвалять Его величие либо благодарить за что-то.

Для православного христианина обращение к Отцу Небесному становится обязательной частью жизни и каждого земного дня, а молитвы произносятся не только тогда, когда человеку что-то нужно от Бога, и он находится в трудной ситуации. Апостол Павел призывал людей молиться неустанно и постоянно, получая возможность в эти моменты встретиться с Богом, приблизиться к нему и вести диалог.

Молитва приравнивается к диалогу с Богом

Как возникло понятие

Когда Адам и Ева пребывали в раю, они могли лично общаться с Богом и не нуждались в обращении к нему через тексты. Но после согрешения первые люди были изгнаны, а их сыновья Каин и Авель совершили жертвоприношения в виде животных и урожая. Так появились богослужения. В процессе их проведения иудеи стали регламентировать процесс общения с Богом: коллективное служение Господу и участие в церковных таинствах повлекли за собой формирование текстов первых молитв. Люди читали псалмы Давида или обращались к Богу в произвольной форме.

Источники текста для составления

Разновидности молитв

Сила молитвы зависит от веры

По содержанию различают покаянные, просительные, благодарственные, хвалебные (они же славословные), а также ходатайственные молитвы. Еще молитвы бывают словесными (телесными и устными) и мысленными (делятся на умные, то есть внутренние; сердечные, то есть умно-сердечные; духовные). Также обращения к Богу бывают коллективными и индивидуальными.

Покаянные

Наиболее важные для всех истинно верующих людей. Цель их произношения – попросить у Бога прощения за совершенные плохие поступки, слова и помыслы. Обычно покаянные молитвы возносят к Господу и Богородице. Отца Небесного просят о прощении, а Богородицу о заступничестве верующего перед Богом. Какое бы ни было просительное обращение, его необходимо начинать именно с покаянной молитвы.

Просительные

Молитвы прошения предназначены для разговоров с Богом, чтобы попросить его о здоровье, семейном благополучии, любви, помощи в любых начинаниях и повседневных хлопотах. Причем просительная молитва необходима не только для того, чтобы попросить земные блага, но и чтобы получить силы для борьбы с искушениями и злом.

Благодарственные

Из названия становится понятно, что в таких молитвах верующие выражают благодарность создателю за то, что имеют кров и пищу каждый день, что прожили день и ночь без неприятных происшествий, а также за любую помощь и поддержку. Обычно чтение текстов проводится ежедневно в утренние и вечерние часы, а также после трапезы.

Хвалебные

Читая хвалебную молитву, христианин прославляет величие Бога, признает его главенство над всем сущим, над каждым простым человеком. В таких текстах подчеркивается, что Господь является вседержителем, он милостив к любому верующему, готов всегда услышать его и даровать свое благословение. Святые отцы признают хвалебные молитвы самым чистым и искренним обращением к Богу.

Ходатайственные

В ходатайственных молитвах, в отличие от просительных, верующие молят Господа о помощи своим близким. Они ходатайствуют не за себя лично, а за других людей, просят даровать им здоровье, любовь, счастье и прочие земные блага.

К Богу следует обращаться с открытым сердцем и душой, нельзя просить о содействии в греховных делах и исполнении злых намерений, не нужно желать богатства, славы и прочих излишеств.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: