Сообщение на тему многообразие насекомых

Обновлено: 17.05.2024

Роль насекомых в природе и их практическое и значение для человека. Насекомые как самый многочисленный класс животных. Значение медоносной пчелы и некоторых бабочек в жизни цветковых растений. Роль и место насекомых в биологическом круговороте веществ.

Рубрика Биология и естествознание
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 14.07.2010
Размер файла 604,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Насекомые -- самый многочисленный класс животных, их известно более миллиона видов. Подсчеты, произведенные учеными, показали, что на Земле одновременно живет около 10 17 (100 000 000 000 000 000) экземпляров насекомых. Благодаря своему обилию насекомые играют очень важную роль в природе и в жизни людей.

Насекомые обитают на суше и в пресных водоемах повсюду, где возможна жизнь. Они живут даже высоко в горах, в пустынях и в полярных областях. Не встречаются насекомые только в морях. В связи с широким распространением насекомых разнообразно и их значение в природе.

Урок целесообразно начать с подготовки учащихся к повторению и обобщению знаний о значении насекомых в природе. Учитель напоминает о многообразии насекомых, их широком распространении на Земле и высокой численности по сравнению с животными других классов и типов. Нужно также вспомнить о разнообразном значении насекомых в природе. Для этого следует предложить учащимся вопросы: назовите насекомых-- опылителей цветковых растений. Каково их значение в природе? Какое значение имеют растительноядные насекомые в природе? Назовите хищных насекомых. Какое значение они имеют в природе? В чем значение паразитических перепончатокрылых (наездников) в природе? Кто из насекомых выполняет санитарную роль в природе?

Получив ответы школьников на поставленные вопросы, учитель их уточняет, дополняет и систематизирует, записывая на доске схему:

Вспоминая о значении медоносной пчелы и некоторых бабочек в жизни цветковых растений, нужно сообщить школьникам о том, что 80% цветковых растений опыляется насекомыми.

При повторении материала о растительноядных насекомых учитель сообщает, что они поедают различные растения и сильно влияют на растительный покров нашей планеты. На примере хищных жуков (божья коровка и др.) и паразитических перепончатокрылых (наездники) важно показать их огромную роль в регуляции численности насекомых и других животных. Особое внимание следует сосредоточить на санитарном значении насекомых в природе. Учителю нужно не только предложить учащимся вспомнить и назвать их представителей (могильщик, навозник и др.), но и обобщить сведения о них, показать значение могильщиков (поедание трупов животных) и навозников (утилизация навоза). И, наконец, повторяя почвенных насекомых (личинки многих жуков и др.), учащиеся должны понять их положительное значение: вместе с дождевыми червями они рыхлят почву и тем самым способствуют снабжению ее кислородом, необходимым для дыхания обитающих в ней живых существ.

В заключение учащиеся должны сделать вывод о разнообразной и значительной роли насекомых в природе, об их важном месте в биологическом круговороте веществ. В связи с этим следует особо подчеркнуть важность мероприятий по их охране (создание микрозаповедников, искусственное расселение видов, имеющих положительное значение в сельском хозяйстве, широкое использование биологического метода борьбы с насекомыми-вредителями и др.).

Задание на дом: изучить § 33, уметь отвечать на вопросы, поставленные в конце этого параграфа.

ГЛАВА 2. РОЛЬ НАСЕКОМЫХ В ПРИРОДЕ И ИХ ПРАКТИЧЕСКОЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Обилие насекомых. Насекомые -- самый многочисленный класс животных, их известно более миллиона видов. Подсчеты, произведенные учеными, показали, что на Земле одновременно живет около 10 17 (100 000 000 000 000 000) экземпляров насекомых. Благодаря своему обилию насекомые играют очень важную роль в природе и в жизни людей.

Значение насекомых в природе. Насекомые обитают на суше и в пресных водоемах повсюду, где возможна жизнь. Они живут даже высоко в горах, в пустынях и в полярных областях. Не встречаются насекомые только в морях. В связи с широким распространением насекомых разнообразно и их значение в природе.

Жизнь многих насекомых тесно связана с жизнью растений. Огромная армия этих членистоногих питается за счет листьев, корней, стеблей и других органов и частей растений, плодов и семян. Растительноядные насекомые при массовом размножении повреждают или уничтожают растения на обширных территориях. Однако и положительное значение насекомых в жизни растений очень велико. Так, муравьи способствуют почвообразованию. Шмели, пчелы, мухи, некоторые виды бабочек и жуков играют большую роль в перекрестном опылении цветковых растений.

Большое значение имеют насекомые в круговороте веществ в природе. Откармливаясь на растительной пище, они сами оказываются добычей других животных (например, насекомоядных птиц). Такие насекомые, как жуки--могильщики и навозники, имеют очень большое санитарное значение.

В связи с многочисленностью насекомых и их высокой активностью жизнь на Земле без этих животных была бы невозможна.

Значение насекомых в жизни людей. Человек в своей повседневной жизни и практической деятельности постоянно сталкивается с различными насекомыми. Одни из них имеют для него положительное, а другие отрицательное значение. Прямую пользу приносят медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Для человека, несомненно, полезны также насекомые -- опылители культурных и ценных дикорастущих растений, насекомые -- почвообразователи и санитары, а также паразитические и хищные насекомые, уничтожающие вредителей полезных растений. Такие насекомые приобретают все большее значение в связи с развитием биологического способа борьбы с вредителями.

К вредным насекомым относят тех, которые повреждают посевы, лесные и садовые деревья и другие ценные растения, поедают и портят пищевые продукты, техническое сырье (древесину, кожу и др.), шерстяную одежду (шерстью питаются личинки бабочек молей). Известны насекомые, портящие мебель и разрушающие деревянные строения.

Кровососущие насекомые (комары, слепни и др.) снижают удои молочного скота, мешают людям работать и отдыхать. Малярийные комары передают от больных людей здоровым малярийных паразитов, мухи способствуют распространению кишечных заболеваний, блохи передают чуму.

Человеку приходится учитывать значение насекомых, охранять и разводить полезных, вести борьбу с вредными.

Научное заседание "Знакомые насекомые"

Обобщение знаний детей о жизни насекомых, установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

Развитие психических процессов посредством моделирования.

Воспитание внимательного и бережного отношения к окружающему миру, развитие интереса к изучению природы.

- декорации лесной поляны с множеством насекомых, на сцене столы и стулья для участников заседания;

- картинки с изображением животных (1 команда: муравей, божья коровка, жук-плавунец,, колорадский жук, кукушка, верблюд, корова, синица; 2 команда: комар, кузнечик, шмель, майский жук, лиса, дятел, лев, носорог);

- 2 модели несуществующих насекомых (1 насекомое: голова кузнечика, туловище муравья, ноги комара, крылья стрекозы) Приложение 1; (2 насекомое: голова стрекозы, ноги кузнечика, крылья бабочки, туловище пчелы) Приложение 2;

- разборные модели 4 насекомых;

- “Домовые книги” пчелиной и муравьиной семей и карточки для их заполнения;

- 20 цветков с вопросами;

- 2 набора моделей для шифровки народных примет Приложение 3.

Костюмы: шесть шапочек и мантий для научной группы, кузнечик, муравей, сороконожка, божья коровка, пчела, бабочка.

Участвуют 2 сборные команды учащихся начального (младшие научные сотрудники) и среднего звена (ученые и лаборанты).

(Картинки с изображением животных на столах)

1 ведущий: Ну вот и наступил тот момент, когда юные ученые Омской области собрались на свою первую научную конференцию. Мы знаем, что подготовка к ней была глобальной, было много споров, сделано много открытий. Некоторые вопросы еще вызывают сомнения, и ответ на них мы предполагаем услышать на сегодняшнем научном заседании.

1 ведущий. Несмотря на разницу в звании, да и в возрасте тоже, все они очень ответственно готовились к сегодняшнему заседанию, зная, что каждому из них придется решать какое-то задание. Кроме этого они сделали много открытий, с которыми нас познакомят. Оценку их подготовительной работе и работе на сегодняшнем заседании даст жюри.

2 ведущий. Тема нашего заседания будет озвучена песней.

Дети поют песню “О многих шестиногих” (Д.Тухманов, Ю.Энтин)

1 конкурс “Кто есть кто”

1 ведущий. На повестке много вопросов, но самый первый, мне кажется самый ответственный, так как решать его будут младшие научные сотрудники.

2 ведущий. Внимание! Перед вами картинки с изображением разных животных. Подумайте и назовите только насекомых (муравей, пчела, божья коровка, кузнечик, бабочка, колорадский жук, жук-могильщик, тля, комар, стрекоза, оса, шмель, блоха) и докажите, что это насекомое.

(Это насекомые, так как у них есть шесть ног, голова с усиками, грудь, брюшко, две пары крыльев. Шесть ног и крылья - это органы передвижения насекомых. Усики - это органы чувств насекомых, с помощью усиков насекомые чувствуют окружающие запахи.)

С дерева падает муравей, выползает сороконожка. Подлетают пчела и божья коровка.

Сороконожка. - Вот напугал муравей. Да ты что, с неба свалился что ли?

Муравей. С неба, с неба, с рябиновой ветки я свалился.

Пчела. А что же ты там делал?

Муравей. Делал, делал, коров пас.

Сороконожка. А что еще?

Муравей. Что, что, доил коров.

Божья коровка - А еще что?

Муравей. Молочко сладкое пил.

Сороконожка. А еще что?

Муравей. Вот пристали, ну задремал немножко. Да и скатился с листа. Тебе сороконожка что, у тебя сорок ног, а у меня всего шесть. На двух стою, двумя тлю-коровку держу, двумя молочко тлиное собираю.

Пчела. Мы тоже любим сок тлей, который они выделяют. Мы охраняем их.

Муравей. И мы охраняем их, мы тоже сладкое любим.

Божья коровка. Как же так? Ведь тли пьют сок из растений, растения от них погибают. Я тлей ем.

1 ведущий. Господа ученые, кто же из них прав? Давайте рассудим их спор. Представьте, что мы уничтожили всех тлей, чтобы они не вредили растениям. Что будет?

(В природе нет ничего лишнего, все взаимосвязано, если мы уничтожим тлю, мы нарушим экологическую цепочку.)

2 ведущий. Дорогие насекомые, предлагаем вам занять место за нашим круглым столом и принять участие в научном заседании.

Жюри объявляет оценки за первый конкурс

2 конкурс “Моделирование”

2 ведущий. Посмотрите, к нам попал рисунок диковинного насекомого. Скажите, кто были его предки, части тела каких насекомых вы видите (1 команда: голова кузнечика, туловище муравья, крылья стрекозы, ноги комара) Приложение 1; (2 команда: голова стрекозы, туловище пчелы, крылья бабочки, ноги кузнечика) Приложение 2.

Команды выполняют задание. Проводится работа со зрителями.

Выбегает ученик в костюме муравья

Муравей. О, я узнал, я узнал. Это я, а это ты, пчела. А это наши друзья, можно я их позову? (Убегает и приводит бабочку и кузнечика).

Сценка “Семья муравья”

Кузнечик. А я к вам пришел не с пустыми руками. Я хочу рассказать о своем друге.

Я как-то встретился в лесу

С рабочим муравьем.

Он нес такой огромный сук,

Что не поднять вдвоем.

- Давай попрыгаем с тобой! -

Ему я предложил.

- Нет, не могу, спешу домой.

- А где твой дом, скажи?

- Наш дом под елкой, возле пня. -

- А какова у вас семья?

- На свете нет дружней!

Наверно, тысяч двадцать пять.

Работников и воинов

У нас под крышей хвойною.

Жюри объявляет оценки за второй конкурс

3 конкурс “Домовая книга”

1 ведущий. Как мы уже говорили, каждый из участников нашего заседания проводил исследования по определенной теме, делал открытия. И сейчас наступило время поделиться своими знаниями с нами. Необходимо заполнить домовую книгу жильцов пчелиного и муравьиного дома и рассказать о жизни каждой семьи. А жюри оценит значимость вашей работы.

Насекомые — маленькие обитатели нашей планеты. Появились они очень и очень давно, сотни миллионов лет назад.

  • одни хорошо летают (муха, стрекоза, бабочка, пчела, майский жук);
  • другие могут плавать (жук-плавунец);
  • третьи — жить под землёй (медведка).

insect-3658437_960_720.jpg

У кузнечика шесть ног (или три пары ног). Вывод: кузнечик — насекомое. Теперь не спутаешь насекомое с пауком или червяком. У паука восемь ног. Значит, он не относится к насекомым. У дождевого червя нет ног. Значит, и он не насекомое.

Тело насекомых покрыто прочной оболочкой, и все органы находятся внутри. Получается, что их скелет — снаружи! Такой наружный скелет даёт им возможность выдерживать серьёзные нагрузки и поднимать вес, превосходящий их собственный.

Доклад Насекомые

Слово насекомые ведет свое начало от слова насекать. Тело насекомых покрывают волоски, напоминающие насечки. Ежегодно специалисты осуществляют открытие и описание новых видов. Они возникли более четырехсот миллионов лет назад. Насекомые имеют небольшую величину. По этой причине их тяжело увидеть. Однако на человеческую жизнь они оказывают большое влияние.

Строение

Тело насекомых покрывает своеобразный скелет – оболочка из хитина. Выделяются в теле три части – голова, грудь и брюшко. Насекомые имеют трубочки для дыхания – трахеи . Они представляют собой аналог легких. Трахеи разветвляются, доставляя кислород во все клетки тела.

Насекомые обладают тремя парами ног, состоящих из члеников и расположенных на груди. Лапки им необходимы не только для передвижения. Лапками насекомые осуществляют сбор пыльцы, используют их в охоте, плавании и определяют ими звуки.

У большей части насекомых имеются как подвижные ноги, так и крылья, которые позволяют им перемещаться по воздуху для поиска еды, прятаться от врагов и отыскать себе пару для размножения.

Рот является основным органом чувств. Он располагается на голове. У насекомых имеются ротовые аппараты разнообразного вида. Они могут быть сосущими, грызущими и жевательными. На голове также есть усики, а у ряда видов имеется хоботок.

Глаза у насекомых имеют отличия от остальных животных. Они страдают близорукостью, но прекрасно распознают цвета и движение.

В брюшке располагаются внутренние органы.

Насекомые обитают практически повсюду, за исключением морей. их излюбленными местами обитания являются луга, болота, горы, лес и жилище человека.

Размножение

Не следует забывать и о размножении насекомых. Существует два способа размножения и соответственно два вида насекомых. Первый способ предполагает откладывание яйца, из которого в дальнейшем появляется личинка, уже напоминающая полноценное насекомое. Во втором способе размножения личинка превращается в куколку, а далее становится взрослым насекомым.

Дубовый усач и бронзовка

Насекомые — группа членистоногих, более чем за 400 млн лет исторического развития давшая огромное многообразие жизненных форм, мест обитания и видового состава. Описано примерно миллион видов различных насекомых, что составляет 70‑75% всех видов животных, обитающих на Земле. Предполагают, что насекомых на Земле миллиард миллиардов! Эти животные населяют все материки от полярных широт до тропических лесов и пустынь, от равнин до вечных снегов. Насекомые занимают огромное количество экологических ниш — это и питание живыми или мертвыми растениями, и жизнь на других насекомых, и на теле или во внутренних органах высших животных.

Строение


Внешнее строение на примере взрослой особи муравьиного льва: 1 — голова 2 — грудь 3 — брюшко 4 — глаза 5 — антенны 6 — гипостигма 7 — птеростигма

Сверху тело насекомых обычно покрыто хитиновой оболочкой, кутикулой, которая у этих животных выполняет функцию внешнего скелета. Как правило, у взрослого насекомого (имаго) тело состоит из головы, груди и одиннадцатичленикового брюшка. К грудному отделу присоединяются шесть ног, а у крылатых насекомых еще и крылья.

Строение головы насекомого

Дышат насекомые с помощью системы трахей либо всей поверхностью тела.

Нервная система насекомого

Нервная система состоит из серии нервных узлов, или ганглиев, от которых отходят нервы. У высших насекомых происходит уменьшение количества ганглиев за счет их объединения до 2–3 и даже одного, что связано с их сложным поведением.

Пищеварительная система насекомых также характеризуется рядом общих черт. Основу ее составляет пищеварительный канал, морфологически (по строению) состоит из передней, средней и задней кишки. В зависимости от потребляемой пищи и способа пищеварения длина пищеварительного тракта и развитие отдельных его частей у различных насекомых отличаются.

Древние примитивные (бескрылые) насекомые появились 350-400 млн лет назад в девонский период. Крылатые — 280-350 млн лет назад. Насекомые — очень разнообразные существа. Они отличаются не только внешним видом, но и особенностями биологии, индивидуальным развитием, типами превращения, средствами приспособления к окружающей среде, заботой о потомстве.

Развитие

Жизнь свою насекомые начинают с яиц, вид и форма которых очень разнообразны. Откладывают яйца также по-разному: по одному, группами, открыто, погруженными в субстрат или различным образом покрытыми. Многообразие форм яиц и средств их откладывания даже позволяет определять некоторые группы насекомых с точностью до рода и вида. В яйце происходит эмбриональное развитие насекомых, в результате чего образуется личинка. Личинка тем или иным способом выходит из яйцевой оболочки. Она питается и растет, но растет только во время линьки.

Неполное развитие: саранча

Превращение личинки в имаго называется метаморфозом. Существует два основных типа развития — неполный и полный. При неполным превращении из яиц выходят личинки, которые внешне выглядят как уменьшенные копии взрослых особей. Отличие лишь в том, что у них нет репродуктивной системы и только зачатки крыльев. Во время линек они растут и, минуя стадию куколки, превращаются в имаго. При полном метаморфозе личинка сначала превращается в куколку, а уже затем в имаго. Существует три основных вида куколок:

  • открытые, или свободные,
  • покрытые, одетые твердой оболочкой
  • скрытые, покрытые затвердевшей не сброшенной шкуркой, выполняющей роль ложного кокона.

Перед превращением в куколку личинка может образовывать кокон из шелка, как у шелкопрядов; куколки дневных бабочек чаще ничем не прикрыты. Другие насекомые накануне окукливания ищут какие-либо укрытия: щели под корой, свернутые листья, закапываются в землю. У многих насекомых куколки неподвижные. Куколки комаров хорошо плавают, а куколки златоглазок ползают. Под оболочкой куколки происходят сложные преобразования, в результате которых образуются органы имаго.

Размножение

Полное развитие: жук-олень

Полное развитие: жук-олень

Размножение у большинства насекомых сопровождается спариванием и оплодотворением и связано с участием двух полов. Однако насекомым присущи и другие способы размножения:

Диморфизм

Жуки-носороги

Самец (слева) и самка жука-носорога обыкновенного (Oryctes nasicornis) демонстрируют половой диморфизм: у самца есть рог, у самки нет

У взрослых насекомых часто наблюдается половой диморфизм, а в ряде случаев и полиморфизм. Самый распространенный тип полиморфизма — половой, присущий общественным насекомым (пчелам, муравьям, осам, термитам). Другой тип полиморфизма можно назвать экологическим, поскольку возникает он под влиянием внешней среды (например, наличию и количеству доступного корма). Примером экологического полиморфизма является сезонный полиморфизм: поколения одного вида, появившиеся в разные месяцы, отличаются друг от друга. Например, у бабочки пестрокрыльницы изменчивой (похожа на крапивницу и относится к тому же семейству нимфалид) весеннее и летнее поколение отличается как окраской, так и размерами.

Насекомые с неполным превращением

Первичнобескрылые

Рассмотрим насекомых с неполным превращением. Это прежде всего наиболее древние и примитивные первичнобескрылые, предки которых никогда не имели крыльев. Эти насекомые представлены 4 отрядами:

Двухвостка

Двухвостка, не путать с уховерткой

  • бессяжковые, или протуры (Protura),
  • ногохвостки, или коллемболы (Collembola),
  • двухвостки, или вилохвостки (Diplura)
  • щетинохвостки (Thysanura).

Ногохвостки интересны тем, что широко распространены по всей Земле и дальше других насекомых проникают в Арктику и высокогорья. Некоторые виды даже живут в Антарктиде!

Тараканообразные

Мадагаскарские тараканы. Кстати, тоже пример полового диморфизма

Насекомые из надотряда тараканообразных (тараканы, термиты, богомолы), по образу жизни и внешне не похожи, но имеют общих предков, живших примерно 350 млн лет назад. Самые древние и примитивные из них — тараканы (Blattoptera). Из более чем 4,5 тыс. видов тараканов только несколько видов — надоедливые спутники человека, а другие живут в дикой природе в самых разных местах.

Термиты и богомолы — специализированные группы. Термиты (Isoptera) — общественные насекомые с выраженным полиморфизмом. По своему поведению и образу жизни они ближе к пчелам и муравьев, но существенно отличаются от них морфологически. Своими крепкими челюстями термиты способны перетереть все что угодно, чем очень вредят в местах своего обитания. Большое вытянутое тело богомолов (Mantodea) имеет характерную осанку, откуда и происходит их название. Однако облик богомолов обманчив. Они ужасные хищники, которые безжалостно убивают свою жертву крепкими челюстями.

Палочники

Австралийский палочник

Австралийский палочник питается эвкалиптом, а яйца развиваются в муравейниках

Интересны также представители отряда привиденьевых или палочников (Phasmatodea). Живут палочники преимущественно в тропиках, за исключением 7 видов, обнаруженных в Закавказье, Средней Азии и Южном Приморье. Эти удивительные существа получили название привиденьевых за то, что имеют самую разнообразную форму тела (палочек, листьев и др.), благодаря которой совершенно незаметны в местах их обитания. Размножаются палочники в основном партеногенезом.

Прямокрылые

К отряду прямокрылых (Orthoptera) относятся: кузнечики, кобылки, сверчки, медведки и саранча. Отряд насчитывает более 20 тыс. видов — 24481 вид на 2013 год, в том числе 651 ископаемый вид. Вымершие представители известны с каменноугольного периода. Прямокрылые отличаются крепкими приспособленными к прыжкам ногами. Другой их особенностью является наличие у самцов специальных органов, которые издают звуки — скрипение или стрекотание, а также наличие органов слуха, которые также расположены на ногах.

Клопы

Личинки клопа Leptoglossus clypealis

Личинки клопа Leptoglossus clypealis, питается на фисташковых деревьях

В подотряде клопов (Heteroptera) мы встречаемся с паразитами животных и человека, вредителями растений, свободноживущими и вторичноводными (вернувшимися в воду) формами. Клопы — древние насекомые, известные с каменноугольного периода. В наше время насчитывается около 40 тыс. видов клопов. Их еще называют полужесткокрылыми, потому что передняя часть надкрыльев у клопов хитиновая, а задняя — мягкая перепончатая. Все клопы умеренных широт издают резкий запах, а тропические наоборот издают аромат, напоминающий аромат нарциссов или гиацинтов. Считается, что это является средством устрашения. Клопы-кровососы живут в норах и гнездах и могут быть переносчиками возбудителей ряда инфекционных заболеваний. Борьба с ними осложняется из-за их способности к длительному (до полугода) голоданию.

Равнокрылые

К подотряду равнокрылых (Homoptera) относятся различные цикады, травяные блошки, тли, червецы и щитовки. Тли и травяные блошки являются серьезными вредителями растений. Среди цикад мы встречаем одно из самых долгоживущих насекомых. Это американская периодическая цикада, личинка которой развивается 17 лет.

Фонарница Pyrops candelaria

Фонарница Pyrops candelaria

Насекомые с полным превращением

Жук-чернотелка

Жуки (Coleoptera) или жесткокрылые названы так, потому что имеют полностью хитинизированные надкрылья. Среди насекомых жуки занимают первое место по количеству видов (почти 400 тыс. видов в мировой фауне и более 14 тыс. в России). Жуки, как и другие новейшие отряды насекомых развиваются по типу полного превращения. В общем все жуки похожи друг на друга, но сильно отличаются по размерам и весу: от 0,25 мм до 18 см и от 0,4 мг до 30 г соответственно. Жуки известны с пермского периода. Живут повсеместно. Большинство из них питается растениями и органическими веществами, но есть и хищники. Личинки жуков развиваются в почве, а также на растениях или внутри них. Среди жуков известно много опасных вредителей; хищные виды в целом полезны.

Перепончатокрылые

Перепончатокрылые и двукрылые

Перепончатокрылые (осы и пчелы) и двукрылые (мухи)

В отличие от жуков, отдельные представители отряда перепончатокрылых (Hymenoptera) очень маленькие (до 0,1 мм). К ним относятся всем хорошо известные насекомые: муравьи, пчелы, осы, шмели. Взрослые особи перепончатокрылых имеют две пары прозрачных крыльев с небольшим числом жилок, но есть и такие, например рабочие муравьи и некоторые другие, которые вообще не имеют крыльев. Известно более 150 тыс. видов перепончатокрылых. 23 вида перепончатокрылых (в том числе — 8 видов шмелей) занесены в Красную книгу России. Среди этих насекомых много растительноядных видов, повреждающих различные части растений (пилильщики и рогохвосты). Некоторые виды питаются нектаром и пыльцой (пчелы и осы), встречаются также паразиты других насекомых (наездники). Некоторые осы являются активными хищниками. Большинство муравьев, пчел и ос живут семьями. Известны гнезда ос, которые достигают огромных размеров и могут существовать до 35 лет, а количество особей в гнезде может насчитывать 100 тыс.

Двукрылые

Муха читает

Широко распространены на Земле представители отряда двукрылых (Diptera). Эти высокоорганизованные насекомые по количеству видов (свыше 150 тыс.) и по численности занимают одно из первых мест среди вредных членистоногих. Это самые опасные кровососы (комары, мошки, мокрецы, москиты, слепни, оводы и др.), которые не только докучают человеку и животным, но и переносят возбудителей различных заболеваний: лихорадки, туляремии и др.

Бабочки

Представители наиболее известного и красочного отряда насекомых — бабочки (Lepidoptera). Это эволюционно молодая группа, которая появилась одновременно с цветковыми растениями. Чрезвычайное разнообразие окраски и формы с давних времен привлекало к ним внимание исследователей и не только. Бабочки привлекают внимание, как и красивые цветы. Недаром древние люди считали, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. Вероятно, поэтому среди представителей этого отряда так много форм с мифологическими названиями: Аполлон, Киприда, Гектор, Менелай и др. Сейчас известно более 158 тыс. видов бабочек, которые распространены по всем континентам и островам, кроме Антарктиды. Неповторимое богатство красок и рисунков бабочек связано не только с многообразием пигментов, но и с тонкой структурой строения чешуек, покрывающих их крылья. Личинки бабочек имеют грызущие челюсти, благодаря которым повреждают различные части растений, а также изделия из меха и шерсти (моли). И словно компенсируя вред, который наносят гусеницы, бабочки опыляют растения, способствуя появлению семян и плодов.


Значение в жизни человека

Морфо Пелеида (Morpho peleides)

Бабочки из рода Морфо считаются самыми красивыми. На фото: только что вылупившиеся Морфо Пелеида (лат. Morpho peleides)

Человек еще с древних времен страдал от насекомых, большинство из которых имеет огромную способность к размножению. Насекомых следует считать самыми серьезными конкурентами человека в отношении пищи и промышленного сырья, так как они питаются теми же природными продуктами, что и человек. Кроме того, немало насекомых способны причинять большой вред нашему здоровью. Однако не все насекомые вредны. Среди них много и полезных, таких как пчелы, которые дают нам ценный продукт — мед — и опыляют растения. К опылителям относятся также некоторые осы, мухи и жуки. Еще одну группу полезных с хозяйственной точки зрения насекомых составляет большое количество хищников и паразитов насекомых-вредителей. К ним относятся наездники, паразитические осы, и божьи коровки, жужелицы, жуки-пожарники, богомолы.

Читайте также: