Сообщение на тему межэтническое согласие приоритетное направление в государственной политике

Обновлено: 04.07.2024

В современном мире Казахстан рассматривается как одно из достаточно успешных государств, обладающих устойчивой политической системой, общественной стабильностью, гармоничным состоянием межэтнических и межконфессиональных отношений, высоким международным авторитетом и демонстрирующих постоянный экономический рост. В этой связи следует отметить, что достижение такого результата стало объективным следствием политики президента РК Н.А. Назарбаева, нацеленной на последовательную реализацию реформ, ведущих к построению современного демократического государства и эффективной экономики. Вполне закономерно, что президент Н.А. Назарбаев рассматривается казахстанцами как гарант мира, стабильности и благополучия.

Среди важнейших условий, делающих возможной такую общественную трансформацию, одно из центральных мест занимает межэтническое согласие. В условиях полиэтничного Казахстана, где проживают представители 130 национальностей, оно выступает краеугольным камнем фундамента общественной стабильности и гражданского мира, являющихся базовыми компонентами благополучного развития страны. Поэтому вполне закономерным выглядит закрепление межэтнического согласия в качестве ведущего приоритета государственной политики и основополагающей ценности казахстанского общества.

Для поддержания межнационального согласия в Казахстане на протяжении вот уже почти 17 лет независимости успешно осуществляется взвешенная государственная политика возрождения и самосохранения этнических диаспор, развития национально-культурного многообразия и единства. Национальная политика, проводимая президентом Казахстана, строится на прозрачных и четко постулированных принципах, среди которых поиск межэтнического взаимодействия, общественная стабильность как база справедливого решения национального вопроса, примат закона, укрепление государственной независимости и активная интеграционная политика.

Во многом благодаря этим принципам, базирующимся на учете и разумном сочетании интересов всех этносов Казахстана, равноправии граждан, сохранении и развитии их культурно-

языкового пространства, стало возможным бесконфликтное развитие межнациональных отношений на протяжении всего периода существования республики. Это достижение выглядит особенно ярко на фоне многочисленных войн и конфликтов на национальной почве, сопровождавших мировое развитие на протяжении всего ХХ века и, как показывает последний пример Грузии, перекинувшихся, к сожалению, и в нынешний век.

Серьезное внимание президентом уделяется политическому представительству этнических групп Казахстана. В этой связи одной из наиболее заметных инициатив в области национальной политики, направленной на достижение гармонизации межэтнических отношений в Казахстане, стала идея президента РК Н.А. Назарбаева по созданию республиканского органа, который объединил бы все этнические группы. Озвученная в 1992 году на Форуме народов нашей республики, она была реализована в марте 1995 года, когда указом главы государства была образована Ассамблея народов Казахстана (с 2007 года - Ассамблея народа Казахстана).

Еще одним важным постулатом президентской политики, направленной на сохранение и укрепление межэтнического мира и согласия в стране, является обеспечение всем казахстанцам равного доступа к социально-экономическим правам и свободам, гарантированным государством. Получив право на свободу предпринимательской деятельности, развернули свой бизнес сотни тысяч наших соотечественников всех национальностей; обычным делом является и многонациональный рабочий коллектив. Также без ущемления по национальному признаку оказывается государством и социальная защита.

Существенное значение в президентской национальной политике придается также сохранению и развитию культурного и духовного разнообразия нашего населения, его традиций и обычаев.

Следует указать, что отмеченные принципы находят непосредственное отражение в практике государственной деятельности и жизни казахстанского общества. Достаточно наглядно об этом свидетельствуют следующие факты.

К примеру, одним из важных субъектов отечественной общественно-политической жизни сегодня является Ассамблея народа Казахстана. За 12 лет своего существования ассамблея прошла путь от консультативно-совещательного до конституционного органа, внося свой весомый вклад в укрепление стабильности, межнационального согласия и мира в нашей стране. Она стала одним из основных институтов казахстанской демократии, олицетворяющим практическую реализацию главных принципов демократического конституционализма, правового государства, прав и свобод человека.

В настоящее время АНК вступила в новый этап своего развития, связанный с существенным расширением ее полномочий и функций. Получив согласно последней конституционной реформе квотированное право избирать в нижнюю палату парламента 9 своих депутатов, она становится важным элементом всей политической системы Казахстана. Не приходится сомневаться, что это право будет использовано для более полного отражения в высшем законодательном органе интересов всего многонационального населения нашей страны. Об этом, кстати, свидетельствует и этнический спектр вновь избранных депутатов от АНК, среди которых уйгур Мурат Ахмадиев, украинец Валерий Вишниченко, немец Егор Капель, русская Раиса Полищук, белорус Леонид Питаленко, казах Кайрат Садвакасов, узбек Розакул Халмурадов, балкарка Людмила Хачиева и кореец Виктор Цой.

В Казахстане действуют 6 национальных театров, в числе которых единственные на пространстве СНГ немецкий, уйгурский и корейский театры. За последние 9 лет объем финансирования национальных театров из бюджета возрос более чем в 5 раз.

Наряду со школами только с казахским и русским языками обучения в стране сегодня действуют 2067 школ на смешанных языках и 90 школ - на национальных языках обучения. Уважительное отношение государства к национальным языкам проявляется и в том, что сегодня на них выходят 324 казахстанских СМИ. При этом финансирование многих из них осуществляется при прямой поддержке государства.

Дубровин Ю.Д., помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Российская Федерация является многонациональным государством, в котором наряду с русским народом проживают народы более чем 160 национальностей. От их самочувствия зависят в конечном итоге единство и целостность Российского государства. Поэтому одной из основополагающих составляющих внутренней политики государства является политика по созданию условий для свободного национально-культурного развития всех народов Российской Федерации.

Такое положение вытекает из Конституции Российской Федерации, где сказано, что в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области национального развития (п. "е" ст. 71). Первым шагом в этом направлении стало принятие в 1996 г. Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909, определившей систему современных взглядов, принципов и приоритетов в целях всестороннего учета интересов народов России при решении конкретных задач в сфере национальных отношений, координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по реализации российскими народами своих национально-культурных запросов и потребностей. Концепция должна была стать ориентиром для органов государственной власти и местного самоуправления при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений.

Более того, предполагалось, что положения Концепции государственной национальной политики найдут свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и соответствующих актах органов местного самоуправления. В период 1998 - 2004 гг. Государственная Дума приняла ряд законов по регулированию межнациональных отношений - о национально-культурной автономии, о гарантиях прав коренных малочисленных народов и др. Однако системного подхода в создании единого правового механизма в сфере регулирования межнациональных отношений достичь не удалось. Прежде всего потому, что на государственном уровне еще не утвердился системный, взвешенный взгляд на национальный вопрос, не создан необходимый современный правовой механизм, призванный регулировать различные стороны национальных отношений. Мешало этому и отсутствие основополагающего документа: правового акта, в котором бы на язык закона были трансформированы положения Концепции государственной национальной политики.

В Комитете Государственной Думы по делам национальностей уже не первый созыв продолжается работа над таким актом, к которой привлекались многие видные российские ученые - юристы, этнологии, политологи, историки и др. Какие же необходимо, по нашему мнению, отобразить в документе наиболее важные с точки зрения регулирования межнациональных отношений положения. Во-первых, необходимо определить предмет правового регулирования. Под ним должна пониматься совокупность общественных отношений, вытекающая из осуществления гражданами и народами Российской Федерации их конституционного права на свободное национальное развитие, регулятивной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению этих прав, а также по программно-целевому обеспечению реализации государственной национальной политики.

Исходя из предмета правового регулирования, можно определить приоритетные цели и принципы государственной национальной политики. Такая политика должна быть направлена прежде всего на обеспечение единства и целостности многонационального Российского государства, обеспечение общегосударственных интересов и интересов всех народов Российской Федерации, содействие развитию межнациональных отношений, недопущение проявлений экстремизма, национализма, противодействие ксенофобии и дискриминации по национальной принадлежности, формирование единой российской нации. При этом государственная национальная политика должна основываться прежде всего на принципах сохранения исторически сложившегося единства многонационального Российского государства, равенства прав и свобод всех российских народов, формирования у них чувства единой российской общности. Необходимо определить правовую основу государственной национальной политики, которая должна формироваться не только на базе национального законодательства, но и с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных соглашений, ратифицированных Российской Федерацией. Поскольку в реализации национальной политики должны участвовать федеральные органы власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в проекте необходимо прописать объем полномочий органов власти каждого уровня. При этом необходимо исходить из конституционного принципа разграничения их полномочий, а также чтобы эти полномочия реализовывались с учетом региональных и местных национальных специфик.

Любая государственная политика формируется и реализуется соответствующими органами государственной власти и управления. Одна из негативных черт сегодняшней структуры органов власти, и прежде всего исполнительных, заключается в том, что в них отсутствует самостоятельная вертикаль власти в сфере национальной политики. Между тем, как показывает практика, отсутствие такой вертикали власти отрицательно сказывается на возможности реализации гражданами и народами своего права на национальное развитие, оказание помощи со стороны государства и в конечном итоге на состоянии межнациональных отношений. Таким образом, в проекте необходимо законодательно закрепить воссоздание в системе исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления соответствующих исполнительных органов. Важным свойством результативности национальной политики является активное участие в ней самих субъектов этой политики, то есть граждан и народов. Причем формы такого участия могут быть различны, начиная от реализации своего конституционного права на национальное самоопределение до прямого участия в формировании этой политики через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления, например, консультативные советы при этих органах, отделы, уполномоченных и т.п. Кроме того, через участие своих представителей в разработке и реализации программ национально-культурного развития на федеральном, региональном и местном уровнях.

Практика межнационального сосуществования в нашем обществе в последнее время показала, что оно не застраховано от различных эксцессов на межнациональной почве. Поэтому большое значение представляет деятельность органов государственной власти по предупреждению возникновения этноконфликтных ситуаций и создания в этих целях государственной системы мониторинга состояния межнациональных отношений как на федеральном уровне, так и на региональном. Стоило бы отразить в проекте соответствующий правовой механизм такой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в общем механизме реализации государственной национальной политики.

Важную роль в предупреждении возникновения этноконфликтных ситуаций могли бы сыграть ежегодные открытые отчеты (доклады) Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации, которые бы готовил соответствующий орган исполнительной власти федерального уровня, отвечающий за реализацию государственной национальной политики и которые информировали бы органы государственной власти и широкую общественность о состоянии межнациональных отношений в Российской Федерации.

Одним из инструментов реализации национальной политики, указанных в Концепции государственной национальной политики, является программно-целевой подход к удовлетворению национально-культурных запросов всех народов Российской Федерации. Необходимо законодательно закрепить право органов государственной власти и местного самоуправления формировать такие программы с использованием не только бюджетных, но и внебюджетных средств, а также с привлечением к работе над этими программами представителей национальных общественных объединений. При этом основополагающим требованием к программам национально-культурного развития каждого из российских народов должен являться учет органического единства традиций и новаций, бережное отношение к традициям, обычаям и иным ценностям, а также институтам, отражающим особенности культуры каждого народа и общие ценности российской государственности.

В определенной степени законодательное закрепление бюджетного финансирования программ национально-культурного развития российских народов снимает остроту вопроса о финансовой поддержке в вопросе реализации национальной политики. Однако, на наш взгляд, более последовательным решением этого вопроса была бы реализация положения, содержащегося в Концепции государственной национальной политики, предусматривающего, что "для реализации государственной национальной политики и принятия в этих целях федеральных и региональных программ Правительству Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета на очередной год необходимо предусматривать специальную статью расходов". Кстати, такая попытка предпринималась в 1998 г., когда был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в приложение 3 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации", которым в раздел "Региональное развитие" была включена национальная составляющая, предусматривающая бюджетное финансирование программ и мероприятий по развитию национальных отношений.

Еще один момент, который, как нам кажется, нельзя обойти вниманием. В Концепции государственной национальной политики был отражен тот исторический факт, что состояние межнациональных отношений во многом определялось, определяется и будет определяться самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности и российской нации. Не покушаясь ни в коей мере на конституционное равноправие российских народов, тем не менее идея отражения этого исторического факта в законодательстве кажется вполне плодотворной.

Любое право нуждается в защите, в том числе и право на свободу национального развития. И поскольку новое Российское государство объявило себя демократическим и правовым, то его граждане и народы вправе рассчитывать при реализации своих национально-культурных запросов на защиту не только со стороны национальной правоохранительной системы, но и международно-правовых защитных структур.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

В Законодательном Собрании Республики Карелия состоялась 45-я Конференция Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР)

Обеспечение межнационального мира и согласия — это обеспечение национальной безопасности России

Юрий Воробьев , заместитель Председателя Совета Федерации:

Утвержденная повестка дня про­демонстрировала практический подход участников заседания к социально значимым для всех терри­торий Северо-Запада вопросам, ре­шение которых повлечет изменение и совершенствование регионального законодательства. В частности, затра­гивались отдельные вопросы миграци­онной политики и межнациональных отношений.

Вопросы эти очень общие, они не являются предметом обсуждения кон­кретного региона, с одной стороны. С другой стороны, они касаются каждого из нас, касаются каждого края, обла­сти, республики, имеют огромное зна­чение для жизни нашего государства.

Для нашей страны — с ее много­образием языков, традиций, этносов и культур — национальный вопрос и межнациональные отношения носят фундаментальный характер. В России живут более 190 наций и народностей, используется 277 языков и диалектов, при этом в системе образования ис­пользуется 89 языков, из которых 30 в качестве языка обучения, поэтому лю­бой ответственный политик или обще­ственный деятель должен отдавать се­бе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и меж­национальное согласие.

Наш долг — хранить это уникаль­ное наследие, поддерживать межна­циональное согласие, достойно и гра­мотно отвечать на новые современ­ные вызовы и проблемы, укреплять российскую государственность, вно­сить свой вклад в создание общего ду­ховного и культурного пространства, формировать объединяющие нас цен­ности и традиции. Поэтому обеспече­ние межнационального мира и согла­сия — это обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Сегодня в мире проблемы, прямо или косвенно связанные с миграци­онными процессами и межнациональ­ными отношениями, есть практически у всех стран. Человек, несущий иную культуру, язык, традиции и ментальность, может становиться раздражи­телем для местного населения.

Миграция граждан из дальнего и ближнего зарубежья, так же, как и перемещение населения в пределах Российской Федерации существенно влияет на экономическую, демогра­фическую, этнонациональную, рели­гиозную и социальную ситуацию, а также может влиять на безопасность государства и его граждан, если не обеспечить необходимую гармониза­цию и порядок в обществе.

Тенденция последних лет — возрас­тающая напряженность в отношениях между местным населением и ми­грантами, причем как внешняя, так и внутренняя. Тому пример — недавние события в Бирюлево в Москве, волне­ния на национальной почве в Пугаче­ве Саратовской области, на Кубани, в Ставрополье, а еще раньше — в Кондопоге. Такая ситуация может произой­ти в любом регионе, где не уделяется должного внимания миграционной и межнациональной политике.

Раздоры на почве межнациональ­ных отношений, как правило, зарож­даются именно на местах, в быту, — там, где их нужно заблаговременно блокировать. Некоторые руководители местного уровня, к сожалению, часто предпочитают кабинетную работу, ма­ло бывают среди людей, а недоволь­ство жителей накапливается годами.

Каждая территория, рынок, дом — это сфера ответственности конкрет­ного человека, конкретного руково­дителя, собственника предприятия или чиновника. И самоустраняться от этой ответственности недопустимо. Для правильного решения подобных проблем нужно опираться на лучший опыт нашей страны, который мы име­ли в советский период, опыт других стран, успешно решающих проблемы межнациональных отношений и ми­грационной политики.

Многие люди моего поколения помнят, сколько внимания уделялось в советское время вопросам межна­циональных отношений. Например, на предприятиях, где мы работали, вме­сте с нами работали люди разных на­циональностей, проживающие на тер­ритории Советского Союза, и всегда, в любой праздник уделялось внимание их культуре, они являлись активны­ми участниками любых мероприятий, связанных с проведением того или иного праздника. Они были всегда ча­стью коллектива.

Я прожил 43 года в Сибири и знаю, что там наибольшим вниманием как раз пользовались люди той националь­ности, которая являлась единичной. Помню, у меня в цехе был плавильщик, грузин, и мы знали каждый националь­ный грузинский праздник, старались его в этот день поздравить, проявить к нему внимание, он отвечал на эту заботу. Отвечали и другие люди. На праздниках, когда была художествен­ная самодеятельность, обязательно выступали представители разных на­циональностей с песнями, танцами.

Это была добрая и хорошая тради­ция, которая формировала отношение к другим национальностям как к еди­ному народу Советского Союза. Ниче­го не изменилось сейчас. Мы обязаны просто унаследовать этот опыт, раз­вивать его, не допуская конфликтов. Конечно, молодежь сегодня зачастую не имеет этого опыта, не имеет тех привычек, которые имели мы в свое время. Мы должны их этому учить. Нужно для этого прилагать соответ­ствующие усилия, привлекать СМИ, культурное сообщество, должны уде­лять этому огромное внимание.

Многонациональность Российской Федерации диктует необходимость государственного вмешательства в урегулирование межнациональных конфликтов. На федеральном уровне ведется работа по предотвращению и недопущению конфликтов на межнациональной почве. В 2012-2013 годах для решения задач в сфере националь­ной и миграционной политики принят ряд мер. Во-первых, упрощено регули­рование трудовой деятельности ино­странных граждан, в том числе квали­фицированных специалистов.

Очевидно, что без мигрантов нам не обеспечить необходимое заполнение нашей экономики трудовыми ресурса­ми. Это хорошо нам известно, напри­мер, в Австралии не планировали и не планируют обеспечивать развитие своей экономики за счет собственных ресурсов. У них есть четкая и ясная по­литика по привлечению граждан дру­гих стран. Они знают, кто им нужен — какого пола, какого возраста, какого образования и какой социальный пакет они могут обеспечить своим бюджетом для привлечения этих людей, семей, ко­торые приезжают на постоянное или временное жительство в страну.

Поэтому и мы, находясь на такой огромной территории, имея 140 мил­лионов населения, конечно, не способ­ны в полной мере обеспечить свою экономику рабочими руками, как бы мы ни старались повысить производи­тельность труда. Мы должны делать все для того, чтобы мигранты, которые по­являются на нашей территории, были соответствующим образом организо­ваны, чтобы они приезжали на рабочие места, подготовленные работодателем, который контролирует и отвечает за их дальнейшую жизнь, и если эти лю­ди выезжают с территории Российской Федерации, то и за их выезд.

Во-вторых, введено обязательное тестирование иностранных граждан на знание русского языка.

В-третьих, установлены льготные условия для осуществления иностран­ными учащимися и студентами трудо­вой деятельности в России.

В-четвертых, усилена ответствен­ность за организацию незаконной ми­грации.

И последнее, увеличены санкции за нарушение правил въезда в Россию и режима пребывания, а также за неза­конное привлечение к трудовой дея­тельности иностранных граждан.

Закон определяет полномочия реги­ональных и муниципальных властей и их ответственность за возникновение межнациональных конфликтов, вплоть до отправки в отставку руководите­лей, которые не смогли предотвратить конфликт. Закон этот следует изучить и строго выполнять.

На субъекты Российской Федера­ции возложена также обязанность по разработке региональных программ государственной поддержки, сохране­ния и развития языков и культуры на­родов Российской Федерации.

В рамках государственной нацио­нальной политики в Российской Феде­рации предлагается создать правовые, организационные и материальные ус­ловия, обеспечивающие эффективную реализацию миграционной политики, с учетом языковых и культурных фак­торов.

Таким образом, Стратегия создала основу для разработки нормативно-правовой базы и организационных мер, в том числе на между­народном уровне, для успешной адапта­ции мигрантов в новой языковой и культурной сре­де, в особенности в субъектах Российской Федерации, где имеет­ся дефицит трудовых ресурсов.

Президент Российской Федерации Владимир Путин 22 октября 2013 года на заседании Совета по межнациональ­ным отношениям еще раз обратил вни­мание региональных и муниципальных властей на необходимость обеспечения мер по реализации Стратегии государ­ственной национальной политики на период до 2025 года. Региональные и муниципальные целевые программы в этой сфере общественных отношений, на мой взгляд, могут стать основным инструментом ее реализации.

К сожале­нию, работа в этом направ­лении в регионах практиче­ски не ведется. Всего восемь субъектов Российской Федерации имеют планы реализации Стратегии (Камчатский край, Республика Даге­стан и Мордовия, Белгородская, Ко­стромская, Оренбургская и Орловская области, Ханты-Мансийский автоном­ный округ).

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации следует осуществить комплекс мероприятий по предупреждению общественной напряженности на территории вселения мигрантов из-за рубежа. На всех этапах реализации государственной национальной политики в сфере миграции необходимо осуществлять информирование местного населения о целях, задачах, механизмах и ходе реали­зации данной по­литики, включающее как освещение долго­срочных и краткосрочных целей миграционной политики на территории вселения, так и объ­яснение необходимости привлечения определенных категорий переселенцев, описание вариантов и способов под­держки мигрантов, социальных льгот и материальной помощи, если такая есть.

Также необходимо избегать ситу­аций, при которых возникают резкие социальные различия между мигран­тами и местными жителями.

Анализ работы в целом показывает, что в основе успеха решения межна­циональных и миграционных проблем лежит совокупность таких факторов, как:

— совместная работа региональных и местных органов власти, правоохра­нительных органов по мониторингу и ранней профилактике межнациональ­ных конфликтов;

— налаживание взаимодействия с национальными диаспорами и их ли­дерами, активное включение их в ре­шение возникающих проблем;

— взаимодействие с национальными культурными автономиями и предста­вителями религиозных организаций, наличие стройной системы управле­ния сферой межнациональных отношений, продуманная экономическая и миграционная политика, разумное квотирование и расселение, контроль за организацией занятости населения.

Для России представляются осо­бенно значимыми в настоящее время активные содержательные усилия на местах, стремление региональных и муниципальных властей на деле обе­спечить выполнение новой Стратегии государственной национальной поли­тики, разумеется, с учетом специфи­ки и особенностей территорий, в том числе регионов Северо-Запада стра­ны, которые обладают многовековой практикой совместного проживания различных народов, со своей традици­ей и культурой. Опыт такого совмест­ного проживания должен активно ис­пользоваться в современных условиях.

Совет Федерации тоже проводит работу, направленную на реализацию основных приоритетов обеспечения Стратегии государственной нацио­нальной политики и Стратегии нацио­нальной безопасности России, в част­ности на совершенствование миграци­онного законодательства.

Законотворческая деятельность нашей палаты постоянно требует мак­симальной активизации взаимодей­ствия с Правительством Российской Федерации. 30 октября на 339-м за­седании Совет Федерации заслушал Министра внутренних дел Российской Федерации по вопросу обеспечения общественной безопасности и право­порядка, а также по тем конкретным случаям, которые в последнее время произошли.

Надеюсь, что мы все вместе сможем преодолеть эту очень сложную для нашей страны проблему, которая су­ществовала, но обострилась в связи с очень мощными миграционными про­цессами, происходящими в последнее время. Мы все прекрасно понимаем важность этого вопроса, он требует огромной и сложной, постоянной ра­боты на местах.

Убежден, что стабильные межнаци­ональные отношения, межэтнический и межконфессиональный мир, равен­ство граждан вне зависимости от эт­нической или конфессиональной при­надлежности — важнейший для России аспект национальной безопасности.

В Законодательном Собрании Республики Карелия состоялась 45-я Конференция Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР)

Обеспечение межнационального мира и согласия — это обеспечение национальной безопасности России

Юрий Воробьев , заместитель Председателя Совета Федерации:

Утвержденная повестка дня про­демонстрировала практический подход участников заседания к социально значимым для всех терри­торий Северо-Запада вопросам, ре­шение которых повлечет изменение и совершенствование регионального законодательства. В частности, затра­гивались отдельные вопросы миграци­онной политики и межнациональных отношений.

Вопросы эти очень общие, они не являются предметом обсуждения кон­кретного региона, с одной стороны. С другой стороны, они касаются каждого из нас, касаются каждого края, обла­сти, республики, имеют огромное зна­чение для жизни нашего государства.

Для нашей страны — с ее много­образием языков, традиций, этносов и культур — национальный вопрос и межнациональные отношения носят фундаментальный характер. В России живут более 190 наций и народностей, используется 277 языков и диалектов, при этом в системе образования ис­пользуется 89 языков, из которых 30 в качестве языка обучения, поэтому лю­бой ответственный политик или обще­ственный деятель должен отдавать се­бе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и меж­национальное согласие.

Наш долг — хранить это уникаль­ное наследие, поддерживать межна­циональное согласие, достойно и гра­мотно отвечать на новые современ­ные вызовы и проблемы, укреплять российскую государственность, вно­сить свой вклад в создание общего ду­ховного и культурного пространства, формировать объединяющие нас цен­ности и традиции. Поэтому обеспече­ние межнационального мира и согла­сия — это обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Сегодня в мире проблемы, прямо или косвенно связанные с миграци­онными процессами и межнациональ­ными отношениями, есть практически у всех стран. Человек, несущий иную культуру, язык, традиции и ментальность, может становиться раздражи­телем для местного населения.

Миграция граждан из дальнего и ближнего зарубежья, так же, как и перемещение населения в пределах Российской Федерации существенно влияет на экономическую, демогра­фическую, этнонациональную, рели­гиозную и социальную ситуацию, а также может влиять на безопасность государства и его граждан, если не обеспечить необходимую гармониза­цию и порядок в обществе.

Тенденция последних лет — возрас­тающая напряженность в отношениях между местным населением и ми­грантами, причем как внешняя, так и внутренняя. Тому пример — недавние события в Бирюлево в Москве, волне­ния на национальной почве в Пугаче­ве Саратовской области, на Кубани, в Ставрополье, а еще раньше — в Кондопоге. Такая ситуация может произой­ти в любом регионе, где не уделяется должного внимания миграционной и межнациональной политике.

Раздоры на почве межнациональ­ных отношений, как правило, зарож­даются именно на местах, в быту, — там, где их нужно заблаговременно блокировать. Некоторые руководители местного уровня, к сожалению, часто предпочитают кабинетную работу, ма­ло бывают среди людей, а недоволь­ство жителей накапливается годами.

Каждая территория, рынок, дом — это сфера ответственности конкрет­ного человека, конкретного руково­дителя, собственника предприятия или чиновника. И самоустраняться от этой ответственности недопустимо. Для правильного решения подобных проблем нужно опираться на лучший опыт нашей страны, который мы име­ли в советский период, опыт других стран, успешно решающих проблемы межнациональных отношений и ми­грационной политики.

Многие люди моего поколения помнят, сколько внимания уделялось в советское время вопросам межна­циональных отношений. Например, на предприятиях, где мы работали, вме­сте с нами работали люди разных на­циональностей, проживающие на тер­ритории Советского Союза, и всегда, в любой праздник уделялось внимание их культуре, они являлись активны­ми участниками любых мероприятий, связанных с проведением того или иного праздника. Они были всегда ча­стью коллектива.

Я прожил 43 года в Сибири и знаю, что там наибольшим вниманием как раз пользовались люди той националь­ности, которая являлась единичной. Помню, у меня в цехе был плавильщик, грузин, и мы знали каждый националь­ный грузинский праздник, старались его в этот день поздравить, проявить к нему внимание, он отвечал на эту заботу. Отвечали и другие люди. На праздниках, когда была художествен­ная самодеятельность, обязательно выступали представители разных на­циональностей с песнями, танцами.

Это была добрая и хорошая тради­ция, которая формировала отношение к другим национальностям как к еди­ному народу Советского Союза. Ниче­го не изменилось сейчас. Мы обязаны просто унаследовать этот опыт, раз­вивать его, не допуская конфликтов. Конечно, молодежь сегодня зачастую не имеет этого опыта, не имеет тех привычек, которые имели мы в свое время. Мы должны их этому учить. Нужно для этого прилагать соответ­ствующие усилия, привлекать СМИ, культурное сообщество, должны уде­лять этому огромное внимание.

Многонациональность Российской Федерации диктует необходимость государственного вмешательства в урегулирование межнациональных конфликтов. На федеральном уровне ведется работа по предотвращению и недопущению конфликтов на межнациональной почве. В 2012-2013 годах для решения задач в сфере националь­ной и миграционной политики принят ряд мер. Во-первых, упрощено регули­рование трудовой деятельности ино­странных граждан, в том числе квали­фицированных специалистов.

Очевидно, что без мигрантов нам не обеспечить необходимое заполнение нашей экономики трудовыми ресурса­ми. Это хорошо нам известно, напри­мер, в Австралии не планировали и не планируют обеспечивать развитие своей экономики за счет собственных ресурсов. У них есть четкая и ясная по­литика по привлечению граждан дру­гих стран. Они знают, кто им нужен — какого пола, какого возраста, какого образования и какой социальный пакет они могут обеспечить своим бюджетом для привлечения этих людей, семей, ко­торые приезжают на постоянное или временное жительство в страну.

Поэтому и мы, находясь на такой огромной территории, имея 140 мил­лионов населения, конечно, не способ­ны в полной мере обеспечить свою экономику рабочими руками, как бы мы ни старались повысить производи­тельность труда. Мы должны делать все для того, чтобы мигранты, которые по­являются на нашей территории, были соответствующим образом организо­ваны, чтобы они приезжали на рабочие места, подготовленные работодателем, который контролирует и отвечает за их дальнейшую жизнь, и если эти лю­ди выезжают с территории Российской Федерации, то и за их выезд.

Во-вторых, введено обязательное тестирование иностранных граждан на знание русского языка.

В-третьих, установлены льготные условия для осуществления иностран­ными учащимися и студентами трудо­вой деятельности в России.

В-четвертых, усилена ответствен­ность за организацию незаконной ми­грации.

И последнее, увеличены санкции за нарушение правил въезда в Россию и режима пребывания, а также за неза­конное привлечение к трудовой дея­тельности иностранных граждан.

Закон определяет полномочия реги­ональных и муниципальных властей и их ответственность за возникновение межнациональных конфликтов, вплоть до отправки в отставку руководите­лей, которые не смогли предотвратить конфликт. Закон этот следует изучить и строго выполнять.

На субъекты Российской Федера­ции возложена также обязанность по разработке региональных программ государственной поддержки, сохране­ния и развития языков и культуры на­родов Российской Федерации.

В рамках государственной нацио­нальной политики в Российской Феде­рации предлагается создать правовые, организационные и материальные ус­ловия, обеспечивающие эффективную реализацию миграционной политики, с учетом языковых и культурных фак­торов.

Таким образом, Стратегия создала основу для разработки нормативно-правовой базы и организационных мер, в том числе на между­народном уровне, для успешной адапта­ции мигрантов в новой языковой и культурной сре­де, в особенности в субъектах Российской Федерации, где имеет­ся дефицит трудовых ресурсов.

Президент Российской Федерации Владимир Путин 22 октября 2013 года на заседании Совета по межнациональ­ным отношениям еще раз обратил вни­мание региональных и муниципальных властей на необходимость обеспечения мер по реализации Стратегии государ­ственной национальной политики на период до 2025 года. Региональные и муниципальные целевые программы в этой сфере общественных отношений, на мой взгляд, могут стать основным инструментом ее реализации.

К сожале­нию, работа в этом направ­лении в регионах практиче­ски не ведется. Всего восемь субъектов Российской Федерации имеют планы реализации Стратегии (Камчатский край, Республика Даге­стан и Мордовия, Белгородская, Ко­стромская, Оренбургская и Орловская области, Ханты-Мансийский автоном­ный округ).

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации следует осуществить комплекс мероприятий по предупреждению общественной напряженности на территории вселения мигрантов из-за рубежа. На всех этапах реализации государственной национальной политики в сфере миграции необходимо осуществлять информирование местного населения о целях, задачах, механизмах и ходе реали­зации данной по­литики, включающее как освещение долго­срочных и краткосрочных целей миграционной политики на территории вселения, так и объ­яснение необходимости привлечения определенных категорий переселенцев, описание вариантов и способов под­держки мигрантов, социальных льгот и материальной помощи, если такая есть.

Также необходимо избегать ситу­аций, при которых возникают резкие социальные различия между мигран­тами и местными жителями.

Анализ работы в целом показывает, что в основе успеха решения межна­циональных и миграционных проблем лежит совокупность таких факторов, как:

— совместная работа региональных и местных органов власти, правоохра­нительных органов по мониторингу и ранней профилактике межнациональ­ных конфликтов;

— налаживание взаимодействия с национальными диаспорами и их ли­дерами, активное включение их в ре­шение возникающих проблем;

— взаимодействие с национальными культурными автономиями и предста­вителями религиозных организаций, наличие стройной системы управле­ния сферой межнациональных отношений, продуманная экономическая и миграционная политика, разумное квотирование и расселение, контроль за организацией занятости населения.

Для России представляются осо­бенно значимыми в настоящее время активные содержательные усилия на местах, стремление региональных и муниципальных властей на деле обе­спечить выполнение новой Стратегии государственной национальной поли­тики, разумеется, с учетом специфи­ки и особенностей территорий, в том числе регионов Северо-Запада стра­ны, которые обладают многовековой практикой совместного проживания различных народов, со своей традици­ей и культурой. Опыт такого совмест­ного проживания должен активно ис­пользоваться в современных условиях.

Совет Федерации тоже проводит работу, направленную на реализацию основных приоритетов обеспечения Стратегии государственной нацио­нальной политики и Стратегии нацио­нальной безопасности России, в част­ности на совершенствование миграци­онного законодательства.

Законотворческая деятельность нашей палаты постоянно требует мак­симальной активизации взаимодей­ствия с Правительством Российской Федерации. 30 октября на 339-м за­седании Совет Федерации заслушал Министра внутренних дел Российской Федерации по вопросу обеспечения общественной безопасности и право­порядка, а также по тем конкретным случаям, которые в последнее время произошли.

Надеюсь, что мы все вместе сможем преодолеть эту очень сложную для нашей страны проблему, которая су­ществовала, но обострилась в связи с очень мощными миграционными про­цессами, происходящими в последнее время. Мы все прекрасно понимаем важность этого вопроса, он требует огромной и сложной, постоянной ра­боты на местах.

Убежден, что стабильные межнаци­ональные отношения, межэтнический и межконфессиональный мир, равен­ство граждан вне зависимости от эт­нической или конфессиональной при­надлежности — важнейший для России аспект национальной безопасности.

Читайте также: