Сообщение на тему мегаполис москва

Обновлено: 15.05.2024

Презентация на тему: " МОСКВА – КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ СТОЛИЧНЫЙ МЕГАПОЛИС XXI ВЕКА Разработан НП "Центр социально-консервативной политики" (ЦСКП)" — Транскрипт:

1 МОСКВА – КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ СТОЛИЧНЫЙ МЕГАПОЛИС XXI ВЕКА Разработан НП "Центр социально-консервативной политики" (ЦСКП)

2 Ц ЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Москва – город для проживания его жителей и гостей, для работы и отдыха, город социального и коммунального комфорта Комфортабельный Москва – город, в котором созданы все условия для осуществления функций столицы сильного и экономически развитого государства, воплощена многовековая история российской государственности, многонациональной общности и единства народов России Столичный Москва – многомиллионный город с инновационной инфраструктурой и эффективной системой управления, международный финансовый, образовательный и культурный центр Мегаполис XXI века Превращение Москвы в комфортабельный столичный мегаполис XXI века на основе разработанной стратегии развития города при широкой общественной поддержке жителей столицы 2

3 М ЕТОДИКА Формирование широкого круга экспертов по направлениям Выработка предложений к стратегии развития столицы Экспертиза Консолидация общества Формирование позитивного восприятия реализуемых изменений Соучастие общества в преобразованиях Продвижение Мониторинг настроений и ожиданий жителей столицы Оценка эффективности реализации нововведений Обратная связь Реализация проекта будет осуществляться на основе методики Центра социально-консервативной политики 3

5 О СНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Город социальных инноваций, социального комфорта и благополучия Город с эффективной транспортной инфраструктурой и логистикой Город среднего и малого бизнесаКультурный и духовный центр России Столичный мегаполис рационального градопланирования и градостроительства Лидер образования, науки и инноваций Современный международный финансовый центр 5

8 О СНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Создание нормативно-правовой базы города в области земельно-имущественных правоотношений, приведение ее в соответствие с законодательством РФ ( использование положительного опыта участия экспертного сообщества: комиссия Московской городской Думы и Правительства Москвы по нормативной базе земельно- имущественных правоотношений, деятельность которой была прекращена в 2005г.) Совершенствование управления земельно-имущественным комплексом, как составной части улучшения инвестиционного климата в Москве. Этот комплекс является главным объектом инвестирования и важнейшим сектором экономики, в котором сталкиваются интересы жителей, предпринимателей, транспортников, финансовых и отраслевых монополий. Завершение работы по определению земель по видам собственности, разграничение между федеральными и городскими собственниками, уточнение границ и т.п. 8

12 О СНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Формирование финансовой инфраструктуры, развитие финансовых институтов, банковского сектора Создание условий для реализации финансовых программ, обеспечивающих развитие единого экономического пространства, развивающегося на базе таможенного союза Россия- Белоруссия-Казахстан. Создание благоприятного инвестиционного климата Первый этап: формирование регионального евразийского финансового центра 12

Редакция получила вдумчивый и развернутый текст, посвященный транспортной проблеме Москвы в сравнении с другими мегаполисами и подписанный псевдонимом – Р. Вол. Публикуем этот текст в двух частях.

mainImg


Другие тексты:
Мегаполис: люди, автомобили, поезда. Часть 2., 30.09.2011

Крупные города формировались на протяжении нескольких столетий, постепенно увеличивая население и расширяя территорию, что позволяет определить в них несколько концентрических зон, окружающих центр. Условно они могут быть названы так: историческое ядро => центр города => город => мегаполис => агломерация.

Из многочисленных крупных городов сегодня выделяют четыре мировые агломерации, существенно опреде-ляющие жизнь на Земле. Они, естественно, находятся под пристальным вниманием градостроителей. Это – Париж, Лондон, Нью-Йорк и Токио, представляющие разные парадигмы развития и имеющие свою специфику, характерную для разных регионов Земли.
Москва также может быть отнесена к глобальным центрам как по своим характеристикам, так и по влиянию на события в мире. Для оценки места Москвы среди ведущих городов Земли необходимо сравнить основные характе-ристики мировых мегаполисов.

В работе приводятся оценочные данные, ибо сведения национальных и международных организаций о чис-ленности населения городов и их агломераций существенно разнятся, что тесно связано с различными критериями и методикой выделения границ городских образований. Эти оценки можно получит по сведениям, подготовленным экспертами ООН из World Urbanization Prospects: The 2007 Revision. – New York, 2008.


Согласно толковому словарю русского языка, мегаполис - город с многомиллионным населением.

По происхождению само слово греческое, и даже не зная этого языка, можно догадаться, что перевод на русский почти дословный.

Казалось бы, все должно встать на свои места, вот только понятие "много" для каждого свое, из-за чего мнения по этому поводу часто разделяются и вопрос о том, что такое мегаполис, не имеет однозначного ответа.

Некоторые считают, что любой город-миллионер уже можно относить к мегаполисам. Другие увеличивают необходимую численность населения до 5 миллионов.

В 1970 году Организацией Объединенных Наций было предложено в определение мегаполиса включать города, в которых проживают 8 миллионов человек и более. А уже в начале 90-х годов эту планку подняли до 10 миллионов.

Огни ночного города

Количество людей на земном шаре активно растет на протяжении всей истории, а в последние десятилетия особенно. Так, по мнению экспертов, в 50-х годах существовало всего 2 мегаполиса - Токио (11,2 миллиона) и Нью-Йорк (12,2 млн). Через 25 лет их стало уже 4 (добавились Шанхай и Мехико), а через 50 лет число мегаполисов уже превысило 15.

Прогнозы таковы, что подобный рост продолжится и в дальнейшем.

Мегаполисы мира в настоящее время

Согласно докладу международной организации Demographia World Urban Areas, по состоянию на 2018 год самые густонаселенные города - это:

  1. Токио-Иокогама – 38 млн.
  2. Джакарта – 32,3 млн.
  3. Дели – 27,3 млн.
  4. Манила – 24,65 млн.
  5. Сеул – 24,2 млн.
  6. Шанхай – 24,1 млн.
  7. Мумбаи – 23,26 млн.
  8. Нью-Йорк – 21,57 млн.
  9. Пекин – 21,25 млн.
  10. Сан-Паулу – 21,1 млн.
  11. Мехико – 20,56 млн.
  12. Гуанчжоу – 19,96 млн.
  13. Дакка – 17,42 млн.
  14. Осака-Кобе – 17,16 млн.
  15. Москва – 16,85 млн.

Более 15 миллионов жителей в Каире, Бангкоке, Лос-Анджелесе, Буэнос-Айресе и Калькутте. Городов с населением более 10 миллионов человек на планете 37!

Среди Российских городов мегаполисом является только Москва.

Вид на город сверху

Примечательно, что если сравнить этот рейтинг с другим - самыми комфортными городами для жизни, то окажется, что совпадений в них нет, кроме Токио и Осаки, японских мегаполисов. Что такие исключения существуют, означает наличие многочисленных серьезных проблем.

Недостатки густонаселенных городов

  • Растущее число автомобилей, техники и увеличение повсеместной автоматизации становится со временем не просто неудобным, но и опасным для здоровья и жизни.
  • Рост населения происходит не естественным путем, а за счет мигрантов и переселенцев из сельских районов.
  • Растет уровень преступности, наркомании и алкоголизма.
  • Страдает экологическая ситуация.

Последний пункт является одним из самых важных и обсуждаемых. Выхлопные газы, активное производство загрязняют и воздух, и почву, и воду. Появляются новые заболевания, уменьшается продолжительность жизни - это главные предпосылки того, что такие мегаполисы требуют пристального внимания экологов. И уделяя этому силы, время и средства, Япония, к примеру, достигла значительных успехов.

Дороги Бангкока

Преимущества мегаполиса

  • Комфортность жизни. Все передовые технологии в первую очередь появляются именно здесь. Всегда есть выбор во всем.
  • В городе легче получить образование и найти подходящую работу. Огромные перспективы для личностного и карьерного роста.
  • Развиваются наука, производство, искусство, культура.

Эти плюсы зачастую перевешивают минусы, люди стремятся жить в городах из-за больших возможностей. Если раньше была тенденция, что устойчивый средний класс перебирался в городские пригороды, сейчас все проходит наоборот.

Индийский город-миллионер

Неизвестный мегаполис

Мало кто слышал о китайском городе Чунцин, а ведь его население уже больше 30 миллионов, и по прогнозам он скоро перегонит Токио.

В этом городе в течение ночи одни кварталы сменяют другие - становясь выше и современнее. Развязки на дорогах запутывают самую изощренную фантазию, а переезд с одного конца города на другой - это целое путешествие.

Темпы роста пугают. А еще 20 лет назад Чунцин был обычным городом, пока правительство Китая не разработало новую программу по обеспечению рабочими местами сельских жителей. Массовая миграция привела к тому, что каменные джунгли вытеснили природу, а повсеместная стройка небоскребов - к перенаселенности. Из-за своего географического положения город не может разрастаться вширь, поэтому рост его идет только в высоту.

Тенденции таковы, что в мегаполисы объединяются крупные населенные пункты, находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга. Это ярко выражено в Японии и Америке.

Специалисты считают, что в ближайшие десять-пятнадцать лет количество мегаполисов может удвоиться, и, возможно, отвечать на вопрос о том, что такое мегаполис, мы будем уже совсем по-другому.

Горы денег и орды жителей здесь не главное. Гораздо важнее более тонкие, качественные критерии мегаполиса, которым Москва соответствует, а остальные города Восточной Европы — нет.

Почему Москва - единственный мегаполис Восточной Европы

Поначалу это заявление может показаться слишком самонадеянным и даже обидным. Ну как же так, ладно мегаполис, но почему сразу единственный? Конечно, Восточная Европа — это вам не Восточная Азия, но неужели на вполне себе широких и густонаселенных просторах постсоциалистической Европы от Таллина до Тираны не найдется ни одного города, который тянул бы на мегаполис? Неужели одна только Москва, затерянная в дальнем северо-восточном углу за лесами и болотами, за санкциями и диктатурами, заслуживает громкого титула мегаполис, а все остальное в Восточной Европе — это так, городки и райцентры?

Выходит, что так. И дело здесь даже не в количественных показателях, хотя и в них тоже. Конечно, другим городам Восточной Европы трудно конкурировать с Москвой, в которой жителей больше, чем в Киеве, Варшаве, Будапеште и Праге вместе взятых. С Москвой, чей ВВП в полтора раза больше, чем у целой Украины или Чехии. С Москвой, где живет в 20 раз больше долларовых миллиардеров, чем во всей Польше — не говоря уже о том, что в большинстве стран Восточной Европы в принципе нет ни одного долларового миллиардера.

Все это безусловно обеспечивает Москве широту и размах, недостижимый для других городов региона. Но количество все равно здесь не главное. Одних только гор денег и орд жителей недостаточно. Гораздо важнее более тонкие, качественные критерии мегаполиса, которым Москва соответствует, а вся остальная Восточная Европа — нет.


Какая разница сколько миллионов человек живет в Варшаве, если там торговые центры закрываются в восемь часов вечера

— мол, хватит по магазинам шляться, пора домой в семью, завтра рано на работу. Да половина поляков может перебраться жить в свою столицу, но Варшава все равно не станет от этого мегаполисом, потому что в католические праздники там умудряются не работать даже многие кафе. В День всех святых положено посещать могилы предков — к официантам и поварам тоже относится, так что подождете до завтра со своим кофе, на заправке попейте, если совсем невмоготу.

Братислава может считаться городом образцового экономического чуда, который за последние 15 лет умудрился обогнать по подушевому ВВП многие города Западной Европы. Но какой же это мегаполис, если выйдя в девять часов вечера из театра в самом центре города, ты видишь совершенно пустые улицы, с которых по домам уже разошлись даже последние проститутки.

И что толку в умопомрачительной роскоши рижского модерна, если расположенные на этих улицах кафе бывают заполнены всего две недели в году, а все остальное время своими печальными пустыми столами они сообщают редким прохожим о том, что настоящая, богатая событиями жизнь возможно и есть где-то на этой планете, но точно не здесь. Не говоря уже о Киеве, откуда, несмотря на его три миллиона жителей, до ближайшей IKEA надо ехать 700 километров, до самого Вильнюса.


​Хотя и это все не главное. А главное в том, что мегаполис не может быть скучным мононациональным райцентром.

В настоящем мегаполисе этническое и конфессиональное разнообразие должно литься через край. Ведь что прежде всего создает в Минске ощущение советской тоски и провинциальности? Его создают не магазины со страшенной местной одеждой, не тоталитарная сталинская архитектура и не биллборды с совковой социальной рекламой. Сильнее всего провинциальность Минска чувствуется, когда видишь, что там полы моют бабки-технички в синих халатах, как в Москве лет 25 назад. Не таджики и не индийцы. Не негры и не марокканцы. И даже не эквадорские потомки инков, как в Мадриде. А бабки-технички. Какой же это мегаполис, с такими-то уборщицами?

Поэтому Киев или Будапешт могут быть очень большими, многонаселенными, урбанистичными городами с прекрасным историческим центром и богатой культурной жизнью. Но они не будут мегаполисами. А какой-нибудь Куала-Лумпур, где и жителей меньше, и центра нормального нет, а про культурную жизнь вообще никогда не слышали, все равно будет. Потому что в Куала-Лумпуре в нескольких минутах ходьбы друг от друга стоят мечеть, индуистский храм, конфуцианский храм и христианская церковь — и все с прихожанами. А к таксисту там, независимо от широты собственных лингвистических познаний, надо обращаться исключительно на английском, потому что его родным языком может оказаться какой угодно — от тамильского до фуцзяньского диалекта китайского.

Настоящий мегаполис не быть может просто административным центром какой-то территории в определенных, четко очерченных границах. Он должен быть центром культурного и экономического пространства, которое перетекает за эти формальные границы самым произвольным образом. Что такого вы можете сделать в Праге, чего не можете сделать в Вене? Да ничего. Поэтому какая-нибудь Австралия откроет всего одно посольство — в Вене. А жители Праги, Братиславы, Будапешта и Любляны не перетрудятся, доедут до Вены, если понадобится. Но никакой Австралии не придет в голову открывать посольство в Минске, Риге или Киеве с расчетом, что туда будут ездить из Москвы. Наоборот — это пожалуйста.

То же самое в бизнесе. Делами в Загребе или Бухаресте вполне можно рулить из регионального офиса в Вене. Но в Москве? Нет, в Москве надо открывать отдельный региональный офис, и уже оттуда рулить делами в Казахстане, Армении и Белоруссии. Или вот московская звезда — она всегда желанный гость в концертных залах и на корпоративах и в Средней Азии, и в Закавказье, на Украине и даже в Прибалтике. А где ждут варшавскую звезду? Для нее даже в Литве или Словакии может не набраться достаточно желающих.

Так уж сложилось, что на всю Восточную Европу нет ни одного города, кроме Москвы, который обладал бы достаточными экономическими, культурными и историческими основаниями, чтобы считаться полноценным мегаполисом. Ни один из них не стал центром не просто какого-то одного государства, а чего-то большего. Центром отдельного и уникального куска человечества, составленного из многих стран и национальностей.

Возможно, таким центром могла бы стать Варшава, если бы Белоруссия и Украина не были так долго и прочно привязаны к Москве. Лет 30 назад таким центром был Белград: усилием воли маршала Тито город превратился из приграничной крепости в чуть ли не третью по важности мировую столицу, собравшую вокруг себя пестрый набор балканских этносов. Но сейчас о былом величии Белграда напоминают только пустые окна гостиницы "Югославия"на левом берегу Савы. Осталась одна Москва, и в пустеющей Восточной Европе, где население потихоньку перебирается в Мюнхены, Стокгольмы и Лондоны, не просматривается ни одного города, который мог бы составить ей конкуренцию или хотя бы компанию, оспорив звание единственного мегаполиса Восточной Европы.

Читайте также: