Сообщение на тему меценаты республики татарстан

Обновлено: 18.05.2024

Утямышевы – одна из наиболее известных и древних династий татарских меценатов, просветителей и ученых. Есть версия, что род ведет начало Утямыш-Гирея, сына Сююмбике, который был потомком правителей Крыма.

Известный в советские годы академик Рустам Утямышев рассказывал, что в 1937 году, когда по стране начались массовые репрессии и расстрелы, в которых пострадали очень многие представители их рода, его мать порвала длинный свиток шеджере, на котором были написаны имена всех членов рода Утямышевых, в начале списка стояло имя последнего казанского хана Утямыша. По мнению, академика Рустама Утямышева, его мать таким образом хотела спасти будущее своих детей, поскольку советская власть с ненавистью относилась к представителям дореволюционных татарских купеческих и просветительских родов.

К слову, сам Рустам Утямышев был крупнейшим советским специалистом в области авиационной, космической и медицинской техники, автор более 300 научных работ, 200 изобретений. Он работал с такими масштабными личностями, как С. Королев, Б. Петровский, Л. Смирнов, Е. Чазов, 17 лет руководил Всесоюзным НИИ медтехники, создал более 70 видов космической техники. Рустам Утямышев награжден медалями “За безупречную службу” второй и третьей степени, им. А.С. Попова за лучшее изобретение в области радиотехники, имени Королева, имени Гагарина, орденами Трудового Красного знамени (за полет Ю. Гагарина), “Звезда Вернадского” первой степени, золотой медалью Карло Эрба.

История рода

Однако вернемся к истории этого замечательного и выдающегося рода. Если относительно факта родства с ханом Утямышев существуют разные мнения, то точно доподлинно известно, что основателем фамилии Утямышевых был некий Ишман-бабай, служилый татарин, приехавший в деревню Бурбаш (ныне Балтасинский район) из Касимова в конце XVII века, когда прекратило существование Касимовское ханство. Его сын Туктар обосновался в деревне Маскара (ныне Кукморский район), с которой тесно связана история рода Утямышевых.

В итоге эта семья дала татарскому обществу множество выдающихся представителей. Например, один из самых почитаемых — Габдулла Утямышев. Он умело вел семейное дело — принадлежавшая ему текстильная фабрика приносила хороший доход, торговля процветала. К 1796 году Габдулла уже вошел в пятерку богатейших татарских купцов. Но что особенно важно, его деятельность не ограничивалась только торговыми делами, он был и ученым-богословом. Интерес к богословию особенно возрос благодаря близкому знакомству с выдающимся просветителем Абул-Насыром Курсави, на сестре которого Габдулла был женат. Габдулла Утямышев был в родстве и с другим выдающимся татарским просветителем Шигабутдином Марджани. Он отзывался об Утямышеве как о щедром меценате:

По свидетельству Марджани, Габдулла Утямышев построил в России более 150 мечетей. Если вспомнить, что рядом с мечетью обычно ставили медресе и дом для муллы, можно представить размеры его щедрости.

Первую мечеть он построил в родной деревне. Двухэтажное кирпичное здание существует и поныне, в нем расположен сельский клуб. А самая, пожалуй, знаковая мечеть была построена Габдуллой в 1802 году в Казани. Это сохранившаяся поныне мечеть Иске-Таш (Старый камень). Когда-то здесь, в квартале от нынешней улицы Меховщиков, были захоронены воины — защитники Казани. Над этой братской могилой был установлен большой камень, камень скорби, а спустя некоторое время была построена деревянная мечеть, куда люди приходили помолиться за защитников города. Со временем камень был утерян, а Габдулла Утямышев решил возвести на месте деревянной каменную мечеть, чтобы стояла века и хранила память о защитниках Казани.

Такими же успешными и щедрыми были и потомки Габдуллы Утямышева. Его торговые дела наследовал его сын Муса, а затем и внук Исхак, который расширил круг коммерческих интересов семьи, открыв несколько ткацких и красильных мануфактур. На месте старого деревянного дома Утямышевых на Екатерининской улице Казани он возвел двухэтажный каменный особняк. Но в этом доме Исхак бывал наездами, постоянно он жил в родном ауле Маскара. Там в двухэтажном каменном особняке Утямышевых сейчас располагается детский дом с яблоневым садом, заложенным еще Исхаком.

Второй внук Габдуллы — Исмагил стал известным богословом, считался у мусульман великим подвижником. В аул Кышкар, в мечети которого он служил, съезжались шакирды из Казани, Оренбурга, Касимова.

Исхак тоже увлекался науками и предпочитал общество ученых людей, вот и дочерей своих он выдал замуж за братьев Галеевых (известных более под псевдонимом Баруди), реформаторов-просветителей. По инициативе их отца и при самом деятельном участии братьев в 1882 году было открыто медресе “Мухаммадия”. В его стенах впервые за всю историю Казани наравне с богословскими изучались светские науки. Галимджан Баруди составил для этого учебник арифметики, букварь татарского языка. Кроме того, он издавал журнал, был весьма почитаем современниками, не случайно же оказался среди участников II и III Всероссийских съездов мусульман. Его жена Бибимагруй (урожденная Утямышева) энергично поддерживала просветительскую деятельность мужа, более того, на личные средства (потратив часть своего приданого) построила двухэтажное деревянное здание и открыла там школу для девочек.

Татарские благотворители: династия Галеевых (Баруди)

Галимзян Мухаметзянович Галеев (Баруди) - выдающийся ученый, просветитель и общественный деятель, совершившего в начале XX века грандиозный переворот в духовной жизни нации.

Меценаты Псевдоним Баруди в переводе означает "Пороховой" и указывает на то, что именно в Пороховой слободе г.Казани начала прорисовываться основная линия фамильного шаджаре. Здесь 13 сентября 1832 года у "отставного рядового" Ибнамина Галеева и его жены Хуснульхаят родился сын Мухаметзян. Как это было принято в то время, мальчик быстро вышел из-под опеки родителей. Проучившись несколько лет в приходском медресе, он начал самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Родители отдали его в ученики к известному в казанском крае торговцу Мустафе Файзуллину. Этот купец занимался прибыльным и на ту пору малоизвестным в Поволжье делом. Еще в конце XVIII века он приобрел на Оренбургской ярмарке несколько образцов произведенной в Бухаре азиатской обуви - узорных сапожков и туфель, а по возвращении в Казань, убедившись, что новинка пришлась покупателям по вкусу, наладил ее массовое производство. Для этого Мустафа бай нанял в городе и окрестных деревнях лучших кожевенников и десятки искусных швей-мастериц, которые и начали изготавливать мягкие, удобные, покрытые изящным узорочьем ичиги. Мухаметзян Галеев, переселившийся в д.Чувашлы Казанского уезда (ныне Высокогорского района РТ), по всей видимости, выполнял роль торгового агента у Файзуллина, собирая уже готовую продукцию в селах Заказанья и обеспечивая работников сырьем. Вскоре юноша благодаря природным способностям, упорству и трудолюбию становится первым помощником купца во всех его коммерческих операциях. Жизнь молодого предпринимателя вступает в полосу важных событий.

В 1855 году он сосватал дочь крестьянина д. Малые Ковали Фахренису Хайбуллину, а еще через два года у молодоженов родился первенец - Галимзян. Почти вслед за этим умирает Мустафа Файзуллин и неожиданно для самого себя Мухаметзян Галеев оказывается у руля большой процветающей фирмы. В первую очередь, новоиспеченный купец позаботился о качестве производимой обуви, значительно расширил ее ассортимент и отказался от неудобной системы мастеров-надомников. Теперь его работники трудились в стационарных мастерских, где ежегодно изготавливались десятки модификаций азиатских сапожков и туфель, среди которых наибольшей популярностью пользовались ичиги, расшитые золотыми и серебряными нитями. Усилия М.И.Галеева увенчались успехом. Он сумел значительно увеличить доходы своего предприятия, расширить его границы. Купец приобрел лавки на Ирбитской и Нижегородской ярмарках, открыл фирменные магазины в Уфе и Троицке. Переехав в 1861 году с семьей на постоянное жительство в Казань и в 1869 году официально войдя в местное купеческое сословие, М.И.Галеев превратился из коммерсанта средней руки в богатого торговца и промышленника. Согласно новому статусу он выстроил на Тихвинской улице (одной из центральных в Старотатарской слободе) большой каменный особняк (ныне ул. Тукаевская, д.38), а также расширил и обустроил находящуюся рядом 5-ю соборную мечеть.

Грамотный, энергичный, обладающий несомненным талантом общественного деятеля предприниматель вошел в среду влиятельных людей губернского центра. М.И.Галеев очти тридцать лет без перерыва, с 1875 года выполнял обязанности гласного городской Думы, избирался членом городской Управы (1875-1880), казанского городового сиротского Суда, торговой депутации (1880-1890), купеческим старостой и др. Показательно, что трижды в 1894 и 18% годах городское общество делегировало его в Санкт-Петербург на церемонию восшествия на престол, бракосочетания и священного коронования императора России Николая II. Но особого восхищения заслуживает работа купца в различных финансовых структурах. Это, наверное, уникальный для царской России случай, когда коммерсант-мусульманин занимал должность члена учетного комитета сразу в 5 банках, а именно в Волжско-Камском - 20 лет, Казанском купеческом - 15 лет, Казанском городском общественном банке - 25 лет, а также в Нижегородском ярмарочном и Мензелинском отделениях Госбанка. Не случайно, к началу XX века в послужном списке М.И.Галеева значились три золотых, две серебряные и одна темно-бронзовая медали, пожалованные ему монархом за неутомимую общественную деятельность.

Будучи глубоко верующим мусульманином, Мухаметзян бай особо чтил те заповеди Корана, в которых говорится о помощи ближнему, старался неотступно следовать им. Несколько десятилетий подряд он был практически бессменным попечителем магометанского кладбища в Ново-Татарской слободе, выделяя каждый год немалые средства на его нужды. А в ноябре 1898 года купец выступил инициатором очень важного мероприятия. Заручившись поддержкой самых влиятельных торговых фамилий города - Апанаевых, Юнусовых, Утямышевых, Аитовых, Галикеевых, Сайдашевых, он подает прошение городскому голове с просьбой о разрешении учредить в Казани Благотворительное общество, целью которого являлось бы "облегчение участи нуждающихся жителей-мусульман Казанской губернии и их семейств путем оказания им постоянных или единовременных пособий, доставление способов для призрения престарелых магометан и воспитание детей обоего пола". Власти удовлетворили прошение, и Мухаметзян Галеев уже в качестве одного из руководителей общества сразу же взялся за переоборудование дома Юнусовых (ул. Ф.Карими, д.6) под помещение мусульманской богадельни. Вскоре в великолепном двухэтажном здании появились первые жильцы - десять бесприютных доселе стариков. Провидение сопутствовало всем благородным начинаниям Галеева. Вот и Мусульманское благотворительное общество оказалось весьма жизнеспособным, просуществовав до 1917 года. К тому времени оно превратилось в самое крупное учреждение из ему подобных магометанских обществ России.

По своим взглядам и устремлениям Мухаметзян Ибнаминович Галеев, безусловно, принадлежал к новой формации татарского купечества. Он был грамотным и чрезвычайно любознательным человеком. При каждом удобном случае покупал книги, старинные рукописи и в конце концов собрал большую библиотеку. Соответственно в духе гуманизма воспитал он и четверых своих сыновей. Лишь один из них - Газизжан - продолжил торговое дело отца, трое других - Галимзян, Салихзян, Абдрахман, получив образование в медресе Бухары, Турции, Египта, Аравии, посвятили свою жизнь Аллаху, став священнослужителями в казанских приходах. Старшему из них, Галимзяну, суждено было обессмертить фамилию рода.

Галимзян Мухаметзянович Галеев (Баруди) родился 5 февраля (по старому стилю) 1857 года в д. Малые Ковали Казанского уезда (ныне Высокогорского района РТ).

В 1862 году Галимзяна отдают учиться в престижное казанское медресе "Каримия" ("Апанаевское") при 2-й соборной мечети. Здесь преподавали знаменитые в то время ученые-теологи, получившие богословское образование в Бухаре, Кабуле, Аравии и Египте. Один из них - Салахутдин Исхаков, признанный знаток шариата и восточных языков, имевший дома богатую библиотеку духовной литературы, стал главным наставником Галимзяна Галеева. Под руководством этого мудариса юный шакирд изучил основы веры, сделал первые шаги в постижении арабской, тюркской и персидской культуры. Успехи были столь основательны, что по окончании четырехлетнего курса медресе Г.Баруди уже самому доверяют обучение шакирдов-первогодков. Стремительно разбогатевший отец, заметно утвердивший свое влияние в забулачной части города, расчитывает в перспективе видеть сына в должности главного духовного наставника большой и богатой махалли 5-й соборной мечети (ныне ул.Тукаевская, д.40). Он решает дать ему высшее теософское образование и отправляет в 1875 году на учебу в Бухару.

Вернувшись в Казань Г.Баруди 28 октября 1882 года получил указ за № 7724 на исполнение должности второго муллы 5-й соборной мечети. В этом храме, построенном уже в 1798 году купцом Мусой Мамяшем, издавна служили имамами представители династии Сагитовых.

Отец подарил Галимзяну прекрасную усадьбу на Сенной улице напротив мечети, подыскал для него хорошую жену, дочь малмыжского 1-й гильдии купца Исхака Мусича Утямышева - Бибимагруй. Свадьба состоялась в 1883 году в с.Маскара Малмыжского уезда Вятской губернии - родовом гнезде Утямышевых.

М.И.Галеев учредил в махалле второе, после Сагитовского медресе, получившее имя своего основателя - название "Мухаммадия". Для него Мухаметзян бай в 1883 году по проекту архитектора М.Ермолаева на дворовом участке, принадлежавшем 5-й соборной мечети (ныне ул. Тукаевская, д.34) построил одноэтажное кирпичное здание. Здесь и начал педагогическую работу Г.Баруди. Вскоре старое одноэтажное здание училища перестало отвечать требованиям нормального учебного процесса. Однако для М.И.Галеева, несмотря на его капиталы, большое строительство было не по силам. Тогда за дело взялись всем миром. В 1885-1886 годах казанский 1-й гильдии купец Ахметзян Яхьич Сайдашев и малмыжский промышленник, зять Г.Баруди Габдулла Исхакович Утямышев, надстроили над прежним зданием второй и третий этажи. Благодаря этой помощи "Мухаммадия" превратилась в одно из самых богатых и благоустроенных медресе города. Забегая вперед отметим, что окончательно его строительство завершилось в 1901 году, когда усилиями того же Утямышева и оренбургского миллионера, известного мецената Ахмета Галеевича Хусаинова оно обрело, наконец, хорошо знакомый нам архитектурный облик.

В 1887 году ученый отправился в хафи, намереваясь по пути остановиться в мусульманских центрах - Турции, Египте и Аравии, чтобы там послушать лекции знаменитых исламских правоведов, философов, ближе познакомиться с наследием и современным духовным состоянием восточного мира. Из этой поездки Г.Баруди вынес одно глубокое убеждение - прогресс мусульманских народов невозможен без приобщения их к достижениям европейской и мировой цивилизации. Он еще раз убедился в правильности выбранной им стези и теперь уже, невзирая на трудности, начал решительную ломку средневековых устоев национального просвещения. В 1891 году медресе "Мухаммадия" официально перешло на преподавание по новому звуковому методу. За неимением специальной литературы Г.Баруди сам пишет ряд учебников, многие из которых впоследствии стали классическими образцами учебных пособий для магометанских школ и выдержали более десяти переизданий. Это первая на турецком языке новометодная азбука "Савадхан" (1891), учебники по арифметике "Нэмунэи хисап" (1891), арабскому языку "Хосул-эл-ирэб. "(1892), "Хоси-эл-мэшрэб. "(1891), татарско-арабско-персидский словарь "Погатэ солес" (1893) и многие другие. Опять-таки впервые в истории Галимзян хазрет наряду с традиционными богословскими предметами ввел в программу своего медресе светские науки, приблизив его тем самым к учебным заведениям европейского уровня. Шакирды, поступившие туда учиться, занимались в течение 14 лет. Они изучали арабский, турецкий, русский языки, математику, геометрию, физику, географию, психологию, педагогику, историю России, историю тюркских народов и другие дисциплины, т.е. получали полноценное светское и духовное образоване. Кроме того, Г.Баруди часто приглашал в свое учебное заведение видных представителей науки и культуры, политических и общественных деятелей для чтения различных лекций, проведения факультативных занятий. По сведениям Р.У.Амирханова, детально изучившего историю медресе "Мухаммадия", здесь в начале XX века доктор А.Г.Терегулов читал курс медицины и гигиены, юрист С.Ш.Алкин - правоведение, публицист Ю.Х.Акчура - политической истории и т.д. Большое внимание педагог уделял оборудованию учебных кабинетов и бытовым условиям учащихся. С помощью богатых татарских купцов он снабдил классы медресе всем необходимым - картами, черными досками, кафедрами и наглядными пособиями. Учебный процесс был подчинен строгому расписанию. Свободное время шакирды могли проводить в благоустроенном общежитии, в мастерских или же на стадионе, зимой превращаемом в каток. В медресе царила атмосфера относительного свободомыслия, учащиеся имели возможность объединяться в неформальные общества, выпускать рукописные газеты и журналы, ставить спектакли. В начале XX века в "Мухаммадии" насчитывалось рекордное количество учащихся - 500 человек и 20 мугаллимов (преподавателей).

Опираясь на доносы и другие сомнительные источники информации, 11 мая 1907 года жандармское управление обвинило давно подозреваемых в неблагонадежности казанских купцов и имамов в создании революционной партии и сослало под гласный надзор полиции в Архангельскую губернию на три года.

Г.Баруди уезжал с тяжелым сердцем. Он с братом оставлял в Казани хворого отца и престарелую мать. Душа болела и за судьбу любимого детища - медресе "Мухаммадия".

31 декабря 1908 года от сердечного приступа скончался глава семейства Мухаметзян Ибнаминович Галеев. Его вдова Фахрениса Хайбуллина, в отчаянии от навалившегося на нее горя, обратилась со слезным прошением на имя императрицы Александры Федоровны с просьбой о возвращении Галимзяна и Салихзяна домой. В ответ пришел категорический отказ. Галимзян мулла отправился в Дамаск, а затем в Бейрут, Салихзян Галеев в Стамбул, Габдулла Апанаев в хадж, Абдулхамид Казаков в Берлин, откуда в марте-июне 1910 года все четверо вернулись в Казань. Но там, как выяснилось, вместо радостной встречи их ожидали новые злоключения.

В 1917 году Г.Баруди избрали муфтием Оренбургского Магометанского Духовного Собрания. В 1920 году Г.Баруди подарил молодой Татарской республике самое свое большое богатство - личную библиотеку, насчитывающую 4288 томов - библиотеку, которую начал собирать еще в середине XIX века его покойный отец. В дальнейшем она составила основу восточного фонда Научной библиотеки КГУ имени Н.И.Лобачевского. Галимзян мулла буквально до последнего вздоха продолжал заниматься богоугодными делами. Он скончался в 1921 году в Москве, куда приехал, чтобы обсудить в правительстве чрезвычайные меры для оказания помощи голодающим Поволжья.

Исследовательская работа и презентация на тему

Исследовательская работа и презентация на тему "ИСТОРИЯ МЕЦЕНАТСТВА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В КАЗАНИ XVIII - НАЧАЛО XX ВЕКОВ" (7-9 класс, внеклассная работа)

Исследовательская работа и презентация на тему

Исследовательская работа и презентация на тему "ИСТОРИЯ МЕЦЕНАТСТВА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В КАЗАНИ XVIII - НАЧАЛО XX ВЕКОВ" (7-9 класс, внеклассная работа)

Исследовательская работа и презентация на тему

Исследовательская работа и презентация на тему "ИСТОРИЯ МЕЦЕНАТСТВА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В КАЗАНИ XVIII - НАЧАЛО XX ВЕКОВ" (7-9 класс, внеклассная работа)

Исследовательская работа и презентация на тему

Исследовательская работа и презентация на тему "ИСТОРИЯ МЕЦЕНАТСТВА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В КАЗАНИ XVIII - НАЧАЛО XX ВЕКОВ" (7-9 класс, внеклассная работа)

Исследовательская работа и презентация на тему

Исследовательская работа и презентация на тему "ИСТОРИЯ МЕЦЕНАТСТВА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В КАЗАНИ XVIII - НАЧАЛО XX ВЕКОВ" (7-9 класс, внеклассная работа)

Исследовательская работа и презентация на тему

а)дать общую характеристику благотворительности в Казани XVIII ­ начало XX веков; б)изучить про знаменитых меценатов и благотворителей; в)изучить материалы о ведении документации благотворительности; г)составить список мечетей г. Казани, построенных на средства благотворителей; д)составить список монастырей и церквей г. Казани, построенных на средства благотворителей.

Исследовательская работа и презентация на тему "ИСТОРИЯ МЕЦЕНАТСТВА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В КАЗАНИ XVIII - НАЧАЛО XX ВЕКОВ" (7-9 класс, внеклассная работа)

Исследовательская работа и презентация на тему

Исследовательская работа и презентация на тему "ИСТОРИЯ МЕЦЕНАТСТВА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В КАЗАНИ XVIII - НАЧАЛО XX ВЕКОВ" (7-9 класс, внеклассная работа)

Исследовательская работа и презентация на тему

Моя работа состоит из: оглавления; вводной части; основной части, которая разделена на 3 главы; заключения; использованной литературы.

Исследовательская работа и презентация на тему "ИСТОРИЯ МЕЦЕНАТСТВА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В КАЗАНИ XVIII - НАЧАЛО XX ВЕКОВ" (7-9 класс, внеклассная работа)

Исследовательская работа и презентация на тему

Исследовательская работа и презентация на тему "ИСТОРИЯ МЕЦЕНАТСТВА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В КАЗАНИ XVIII - НАЧАЛО XX ВЕКОВ" (7-9 класс, внеклассная работа)

Исследовательская работа и презентация на тему

Исследовательская работа и презентация на тему "ИСТОРИЯ МЕЦЕНАТСТВА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В КАЗАНИ XVIII - НАЧАЛО XX ВЕКОВ" (7-9 класс, внеклассная работа)

Исследовательская работа и презентация на тему

Известные меценаты в Казани XVIII ­ начало XX веков Генерал­майор М.Ш.Шамиль; Купцы первой гильдии А.Г. Хусаинов, С.С.Губайдуллин, И.И.Айтуганов; Предприниматели: Я.Шамов, И.Алафузов; Купеческие династии Азимовых, Апанаевых, Александровых, Бурнаевых, Крестовниковых, Казаковых, Крупениковых, Юнусовых.

Исследовательская работа и презентация на тему "ИСТОРИЯ МЕЦЕНАТСТВА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В КАЗАНИ XVIII - НАЧАЛО XX ВЕКОВ" (7-9 класс, внеклассная работа)

Исследовательская работа и презентация на тему

Иван Афанасьевич Михляев Петропавловск ий собор (1722- 1726 гг.) г.Казань. Успенская церковь. (1712 г), село Алаты Пятницкая церковь (1726- 1728), г.Казань. Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи (с. Потаниха). 1738. Село Потаниха На оставленные им капиталы по распоряжению вдовы Авдотьи Ивановны в 1731­1756 годах в Казани появилась церковь Богоявления, (ул. Баумана, 78), построенная совместно с купцом С.А.Черновым, в 1735 году – церковь Евдокии.

Исследовательская работа и презентация на тему "ИСТОРИЯ МЕЦЕНАТСТВА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В КАЗАНИ XVIII - НАЧАЛО XX ВЕКОВ" (7-9 класс, внеклассная работа)

Исследовательская работа и презентация на тему

Юнусовы Мечети, разрешение на создание которой мусульмане получили от Екатерины 2 во время посещения ею города. Выстроенная в 1766­ 1770гг., она одно время называлась Юнусовской, а ныне носит имя Ш.Марджани На его деньги выстроено несколько сельских мечетей и Сенная (Базарная, Главная) мечеть в Казани. На месте по Екатерининской улице Ибрагим Юнусов выстроил здание для Мусульманского приюта, а 1844 году ­ первое в истории татарское благотворительное заведение.

Исследовательская работа и презентация на тему "ИСТОРИЯ МЕЦЕНАТСТВА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В КАЗАНИ XVIII - НАЧАЛО XX ВЕКОВ" (7-9 класс, внеклассная работа)

Исследовательская работа и презентация на тему

Братья Сулейман и Курамша Акчурины Акчурины являлись известными меценатами и благотворителями, Они строили прекрасные мечети, открывали и содержали медресе и мектебе. На их средства обучались учащиеся и студенты, учреждались библиотеки и рабочие клубы, Акчурины открывали бесплатные столовые для голодающих, протягивали руку помощи жертвам стихийных бедствий, неимущим, престарелым и сиротам.

Исследовательская работа и презентация на тему "ИСТОРИЯ МЕЦЕНАТСТВА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В КАЗАНИ XVIII - НАЧАЛО XX ВЕКОВ" (7-9 класс, внеклассная работа)

Исследовательская работа и презентация на тему

Арсаевы (Ахмеровы) Они открывают три завода по выпуску мыла и свечей на улицах Задней, Большой и Малой Симбирских. В 1830 году татарские купцы и промышленники Г.М.Юнусов, Х.М. Апанаев, Б.А. Аитов и братья Ахмеровы устроили больницу для холерных больных.

Существует мнение, что благотворительность – это дело людей, богатых, состоявшихся в жизни как бизнесмены или известные медийные личности. Однако это не так. Самыми щедрыми людьми, всегда готовыми прийти на помощь тем, кто в ней нуждаются, оказываются самые простые люди, обладающие большой душой, способные сочувствовать и сопереживать чужому горю.

Одним из таких людей был Асгат Галимзянович Галимзянов, обычный житель Казани, за свою долгую жизнь совершивший сотни прекрасных дел ради блага сирот, престарелых людей и просто нуждающихся в помощи. Своего земляка – простого возчика – жители Казани помнят и уважают, называя героем нашего времени. Еще при жизни его удостоили памятника под стенами Казанского Кремля, отражающего подвиг, который он совершал на протяжении многих десятилетий.

История жизни Галимзянов Асгат

Галимзянов Асгат

Биография Асгата Галимзяновича Галимзянова на первый взгляд не отмечена никакими необычными событиями, правда о нем далеко не всегда была известна даже его соседям.

Родился и провел детство мальчик в деревне в простой крестьянской семье. С первых лет жизни он привык много работать: обихаживать скотину, заниматься землей, научился вместе со всей семьей лепить и обжигать кирпичи. Именно отец заложил в сердце мальчика принципы, которые тот пронесет через всю жизнь.

Асгат Галимзянович, вспоминая родителей. Говорил, что отец учил его простой правде – помоги нуждающемуся, не проходи мимо чужой беды и никогда не требуй за свою помощь платы.
После окончания школы он, как и все мальчишки села, ушел в армию, а после выбрал одну из самых благородных профессий – работал милиционером.

Уже в 70-х годах Асгат Галимзянов пришел на должность, в которой проработал многие десятилетия – стал возчиком Бауманского райпищеторга. Деревенский парень, выращенный со знанием, что ничего не должно пропадать, быстро заметил, сколько продуктов, отходов просто выбрасывается, не идет ни на какое полезное дело.

Смекалка, трудолюбие и нежелание разбазаривать ресурсы подтолкнули его к созданию подпольной фермы, ведь жителям города запрещалось держать скотину.

Асгат оборудовал подземное помещение для содержания скота, разводил поросят, выкармливая их отходами с рынка, а затем сдавал на мясо государству. Полученные средства он вкладывал в свою семью, хозяйство и помощь сиротским домам. Работавшие в то время сотрудники детских домов до сих пор вспоминают, как неприметный мужчина в старенькой, потертой одежде привозил детям целые телеги фруктов во времена, когда их не могли позволить себе рядовые семьи.

Галимзянов Асгат

Асгат Галимзянов прожил долгую жизнь. До 79 лет он жил заботами других, оставался бодр и трудолюбив, до последнего дня содержал скотину, птицу и старался помогать всем, кто к нему приходил. Он оставался спокойным человеком, взирающим на мир глазами, видящими только добро.

Благотворительная деятельность

Асгат Галимзянович не отказывал в помощи никому. Большую часть своего заработка он отправлял в сиротские приюты, дома престарелых, покупал продукты и одежду малышам, оставшимся без родителей, сам же всегда довольствовался малым.

Среди его дел хочется особо отметить недостижимые, казалось бы, для обычного человека, благодеяния:

  • Покупка одежды и продуктов для сирот.
  • Покупка микроавтобусов для нужд детских домов.
  • Помощь пострадавшим от землетрясения в Армении.
  • Поддержка людей, переживших аварию на Чернобыльской АЭС.
  • Восстановление пересохшего озера в родной деревне.
  • Помощь семьям погибших на подводной лодке Курск.
  • Личная квартира, отданная вынужденным переселенцам из Казахстана.

До самых последних дней Асгат Галимзянов жил по своей правде, протягивая руку любому нуждающемуся, помогая всей Казани.

Звания и награды

На протяжении долгой жизни Асгат Галимзянович оставался скромным человеком, никогда не требовавшим признания и благодарности за совершенное. Он искренне радовался общению с людьми, которым помог когда-то, всегда ждал их в гости. Но никогда не считал, что то, что он делает – подвиг.

Однако государство, правительство Казани и крупные благотворительные организации думали иначе. За свою деятельность благотворитель Асгат Галимзянов был удостоен различных наград:

Но ни одна из этих наград не сравнится с народным уважением, которое граждане Казани испытывают к своему жителю. Глубокую благодарность к неприметному мужчине с сложной биографией питают работники и жители тех сиротских домов, которым он помогал на протяжении десятилетий, жители его родного села, в котором он восстановил пересохшее озеро, просто обычные люди, которым он протянул руку в тяжелый для них период.

Памятник Асгату Галимзянову

Памятник Асгату Галимзянову

Граждане Казани бесконечно уважали своего соотечественника, способного на такую беспрецедентную доброту, самоотречение. Не только обычные люди, работники детских домов, интернатов и домов престарелых, но и первые лица республики Татарстан отдавали дань уважения великому человеку.

В 2008 году прямо у стены Казанского Кремля благодаря меценатам появился необычный памятник Благотворителю.

Извозчик, держащий под уздцы лошадку смотрит на большую телегу, на которой рассажены вдоль бортов дети. Фигура Благотворителя повторяет черты известного мецената – Асгат-бабая, его привычную простую одежду.

Скульптуру создала вдохновленная подвигом обычного человека Асия Миннуллинова, а разработку проекта и установку оплатили из личных средств семья первого президента республики Татарстан Минтимера Шаймиева.

Так человек, ставший легендой своего родного города, еще при жизни получил признание не только сограждан, но и властей, был запечатлен для того, чтобы память о его деле оставалась для потомков.

Читайте также: