Сообщение на тему мастерство писателя в создании характеров

Обновлено: 16.05.2024

Во-первых, мастерство писателя означает незаурядность его мировосприятия, его мироощущения: художник, способный выражать лишь банальности, не заслужит в своих читателях звания мастера. Именно поэтому прописи в стихах, популярные у некоторых (впрочем, многих) читателей и читательниц, при всей симпатии к их высоконравственным авторам, поэзией не стали и вполне оправданно забылись. Во-вторых, мастер — мастер формы; он пишет так, как до него писать не умели (впрочем, это справедливо лишь для искусства XIX–XXвеков; традиционные, канонические искусства — например иконопись — имеют совсем другие критерии). И, наконец, главное: то, что говорит писатель, соответствует тому, как он это говорит; пожалуй, согласие между формой и содержанием художественного текста, единство их — важнейший признак подлинного мастерства. Из этих нехитрых постулатов мы и будем исходить.

Начнём с тех особенностей книги, которые вызывали наибольшее неприятие у современников. Очевидно, что новаторство писателя, его особенное, новое слово, как раз и раздражает читателей своей непривычностью; лишь потомки, признав художника, объявив его классиком, включив в школьную программу, оценят (в более или менее полной мере) его вклад в отечественную и мировую словесность. Более всего современников раздражали исторические отступления в книге и исторические воззрения автора, его взгляд на роль личности в истории и его изображение Наполеона, Александра, Сперанского и других исторических деятелей.

В толстовских исторических взглядах в очередной раз проявилась его "невольная оппозиция всему общепринятому в области суждений" 4 . Следует подчеркнуть: следствие этой "оппозиции" — не "обратное общее место" (как однажды выразился тургеневский Базаров), а суть явления, очищенная от трафаретов восприятия. Критерий, как и прежде, — здравый смысл. От каких причин началась война 1812года? Перечисляя (в начале IIIтома) все называемые историками причины, Толстой подчёркивает их несостоятельность именно с точки зрения здравого смысла. Если одна из причин — ошибки дипломатов, то, спрашивает Толстой, "стоило только Меттерниху, Румянцеву или Талейрану хорошенько постараться и написать поискуснее бумажку" — и войны бы не было? "Обида герцога Ольденбургского"? "Нельзя понять, — продолжает размышлять автор, — почему вследствие того что герцог обижен, тысячи людей с другого края Европы убивали и разоряли людей Смоленской и Московской губерний и были убиваемы ими". Ответ Толстого: "совпали миллиарды причин".

При этом Наполеон, приказавший войскам наступать, и французский капрал, пожелавший поступить на вторичную службу, равно участвуют в этом совпадении причин. Каждый человек свободно совершает свои поступки, но, совершённые, поступки эти включаются в общую цепь предшествующих и последующих действий множества других людей и получают "историческое значение". Николай Ростов в 1812году не стал просить отставку или отпуск, а остался в полку; московская барыня, которая "с своими арапами и шутихами" уехала из Москвы, бросив дом, и множество других русских людей делали "просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию".

Но зачем тогда нужен Кутузов? В войне 1805–1807 годов он стремится вывести русскую армию из сражения, уменьшить число жертв. Шенграбенское дело ему удаётся: русская армия, прикрытая отрядом Багратиона, отступила и соединилась с союзниками. Аустерлицкое сражение было дано, несмотря на нежелание Кутузова,— и было проиграно.

Пока война 1812года была войной двух армий, главнокомандующим был Барклай де Толли, но как только чувство опасности стало общим, всенародным, как только война стала народной (в книге этот момент совпадает с пожаром Смоленска), России понадобился "свой, родной человек", как скажет князь Андрей Пьеру накануне Бородинского сражения. Кутузов выразил общую волю народа — и когда грозил французам, что они "будут. . . лошадиное мясо есть", и когда принимал решение оставить Москву, и когда в своей "простодушно-стариковской речи" сказал, что "теперь их и пожалеть можно". Ему ничего не нужно было лично для себя — и никто кроме него, пишет Толстой, не смог бы так совершенно исполнить цель, поставленную перед ним волею народа. "Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его".

Толстой вовсе не отрицает роли личности в истории — он лишь отвергает претензии отдельного человека изменить общий ход событий. Самодовольный Наполеон, играющий роль великого человека, сравнивается с ребёнком, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит. На протяжении третьего и четвёртого томов Толстой, не уставая, говорит, что от Наполеона ничего не зависело. За что же его осуждать в таком случае? За то, что он отрёкся от "правды и добра и всего человеческого", находя удовольствие в том, чтобы объезжать поле сражения и считать трупы противников; за то, что он может сказать: "Вот прекрасная смерть!"; за его актёрство, фальшь, эгоизм. Существенно, что даже Наполеону, воплотившему в книге полюс войны и разъединения, Толстой не отказывает в возможности прозрения: на поле Бородина "личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго", как не отказывает он в этой возможности ни князю Василию, ни Долохову. И у каждого из них это короткое прозрение наступает перед лицом смерти — чужой или своей.

Толстовский герой (точнее, любимый герой) всегда в движении; изображение его душевной жизни — не серия фотографий, запечатлевших разные моменты этого движения, а кинофильм, передающий само это изменение, перетекание человека из одного состояния в другое. Чернышевский назвал метод Л. Толстого "диалектикой души": внутренний мир человека передан не только в движении, но и в противоречиях; речь идёт не столько о разладе в душе, сколько о разнонаправленных душевных движениях (вспомним князя Андрея в разговоре на пароме — его желание верить словам Пьера и сомнение в них). Но при этом нечто цельное, неизменное остаётся в человеке — будь это Пьер или князь Андрей, Наташа Ростова или княжна Марья.

Неисчерпаемость человека, выразившаяся у Достоевского в духовных переломах его персонажей, в их непредсказуемых падениях и немотивированных, на иной взгляд, воскресениях, по-своему открыта Толстым. Перелом в духовном пути героев Толстого никогда не бывает неожиданным: он всегда готовится. Князю Андрею на поле Аустерлица открывается ничтожность его кумира — Наполеона. Для Болконского это озарение, но к этому озарению автор долго вёл своего героя: через эпизод с лекарской женой (будущий "спаситель армии" вынужден "унизиться", вмешаться в обозную неразбериху), через Шенграбенское сражение, где Тушин оказывается истинным героем, а Багратион, не отдающий никаких приказаний, — истинным полководцем. Болконский не сознаёт (пока), но чувствует контраст между собственными представлениями о героизме и полководческом даре и реальными обстоятельствами дела. "Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся". На военном совете князю Андрею не удастся высказать свой план; да и поведение Кутузова явно контрастирует с нервическим оживлением Болконского (отсутствие на совете Багратиона тоже подчёркнуто). Накануне сражения мечты князя Андрея о славе перебиваются голосами кучера и повара ("Тит, ступай молотить"): подлинная жизнь постоянно вмешивается в высокий строй мыслей героя и — пока ещё не вполне внятно для него — корректирует эти мысли, чтобы на поле сражения открыться князю Андрею высоким небом. И перед самой кульминацией нагнетаются неромантические детали: подчёркнута тяжесть знамени (князь Андрей волочит его за древко), внимание героя приковано к схватившимся за банник французскому солдату и рыжему артиллеристу; само ранение описано так: "Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову". Снижение высоких представлений о героизме проходит через весь первый том и готовит встречу с Наполеоном — теперь уже "маленьким, ничтожным человеком".

В Дневнике 1898года Толстой запишет: "Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течёт, и в нём есть все возможности: был глуп, стал умён, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека" (запись от 3февраля). Этой записи соответствует другая, сделанная в то время, когда работа над первой повестью только ещё начиналась: "Мне кажется, что описать человека собственно нельзя; но можно описать, как он на меня подействовал. Говорить про человека: он человек оригинальный, глупый, последовательный и так далее. . . слова, которые не дают никакого понятия о человеке, а имеют претензию обрисовать человека, тогда как часто только сбивают с толку" (запись от 4июля 1851года).

Главный (или один из главных) контраст — Наташа–Элен. Вспомните описание этих героинь на балу (т. II, ч. III, гл. 16): "Её оголённые шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Её плечи были худы, грудь неопределённа, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по её телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы её не уверили, что это так необходимо надо".

Если у Лермонтова и Тургенева портрет персонажа отличается психологической определённостью, он служит экспозицией — представляет героя, то у Л. Н. Толстого нет полного портрета, но есть лейтмотивы — губка княгини Лизы, сравнение Сони с кошечкой. У князя Андрея это сухость, резкость, гримаса красивого лица, но есть и фамильные черты: у Болконских — маленькие руки и ноги, лучистый взгляд брата и сестры; у Ростовых — живые чёрные глаза; карикатурно — у Ипполита и Элен — уродливый брат неуловимо напоминает красивую сестру, снижая этим её красоту.

Истинная красота в понимании Л. Толстого скорее связана с внешней неправильностью — и в портрете, и даже в поведении персонажа (здесь самый очевидный пример — Наташа Ростова), чем с внешней красотой, — в первом портрете Элен подчёркнута неподвижность, неизменность её улыбки, её уверенность "вполне красивой женщины", её "античная" — "мраморная", как будет неоднократно сказано, красота. И лишь в некоторые мгновения на лице Элен проявляется за неподвижной прекрасной маской то "неприятно-растерянное" (сцена помолвки с Пьером), то гневное, презрительное, а потом "страшное" (объяснение с Пьером после дуэли) выражение лица.

У Пьера "улыбка была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьёзное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения" (там же). Мы перелистали только самое начало книги — а впереди ещё "что-то вроде двух улыбок" Долохова (гл. 6), Вера, чьё лицо не красит улыбка — "напротив, лицо её стало неестественно и оттого неприятно" (гл. 9), и множество других примеров.

В свои "звёздные минуты" герои ощущают полноту жизни — вспомним Пьера в конце второго тома, Наташу Ростову лунной ночью в Отрадном; для интеллектуальных героев это ощущение всегда чем-то спровоцировано — объяснением с Наташей, выбившим Пьера из привычного хода жизни и открывшим ему, что он, сам того не подозревая, любит Ростову; нечаянно подслушанным разговором Наташи и Сони, заставившим князя Андрея вновь пережить молодые надежды и желание жить для других. . . Герои "органические", живущие непосредственной жизнью, ощущают себя просто частью природы — это ощущение иногда обостряется, как у Николая Ростова в сцене охоты или святок, но подспудно живёт в них всегда.

Один из самых умных писателей, Л. Толстой не доверяет разуму. Чувство, инстинкт его героев оказываются "мудрее" ума — чувство подсказывает Пьеру, что в масонской ложе, куда он с восторгом вступает, слишком много значат обряды, ритуалы, игра; чувство князя Андрея предупреждает его о какой-то — пока неуловимой — фальши в Сперанском; куда безошибочнее действует нравственный инстинкт, подсказывающий героям — и прежде всего Наташе, которая "не удостоивает быть умной", — что хорошо, а что — дурно. Это не значит, конечно, что герои не заблуждаются, — напротив, только в поиске, в ошибках, в разочарованиях и новых идеалах состоит жизнь любимых героев Л. Толстого.

Как известно, автор не довёл повествование не только до 1856-го, но даже и до 1825года. По-видимому, это тоже связано с особенностями жанра: эпическое время — это не только "сейчас", но и "всегда" (излишне повторять, как свойствен Л. Толстому интерес к тому, что было, есть и будет, а не к злободневному и сиюминутному). Л. Толстой даёт вектор истории — и подробности каждой конкретной точки уже не так важны и интересны, как в романе, где всё как раз происходит именно "сейчас" (сравните точную датировку тургеневских романов). А толстовская датировка нередко оборачивается анахронизмами: давно замечена ошибка автора, начавшего повествование с в июля 1805года и продолжающего её (в той сцене, где Пьер выходит от князя Андрея, то есть в тот же вечер) в июне.

Список литературы

1 Письмо к М. П. Погодину от 21–23марта 1868г.

3 Запись от 17декабря.

4 ФетА. А. Мои воспоминания. М. , 1992. Ч. 1. С. 106.

7 КамяновВ. И. Поэтический мир эпоса. М. , 1978. С. 192.

Это прежде всего проблема нравственной чистоты людей, их души.

Чем же так привлекают нас герои произведений Л. Н. Толстого? Они привлекают нас своей неповторимостью, своим ярким индивидуальным характером, своеобразием, богатством души.

Его герои, как живые люди, заставляют нас думать, мечтать, переживать, чувствовать так же, как и они. Благодаря мастерству писателя поневоле представляется, что действующие лица произведений существуют, продолжая свой путь где-то рядом, их можно реально увидеть, обратиться к ним с наболевшим вопрасами. Иногда даже кажется, что попал в другое измерение, в ту жизнь, которой живут герои, в ту среду общества, которую описывает Л. Н. Толстой.
Образы, созданные Толстым, отличаются от всех остальных литературных героев. Их можно узнать из тысячи других, потому что таких живых, реальных персонажей не было еще ни у одного автора, герои романов Л. Н. Тостого всегда живут в душе каждого из нас.
Возьмем к примеру Андрея Болконского.
Андрей Болконский — натура богатая, цельная, волевая. Он- человек долга, чести, готовый отдать все ради благородной цели.

Данное произведение является комедией, считающейся сатирой на русскую аристократию и Россию в целом в образе фамусовской Москвы. Обратившись к тексту, можно узнать, что же Грибоедов высмеивает в этом сословии.

При обрисовке образов персонажей Грибоедов обходится без карикатуры, используя говорящие фамилии, которые являются приемом классицизма, а также речь, представляющая собой способ создания характера героя.

На протяжении всей комедии прослеживается две основных конфликтных линии: Чацкий-Молчалин и Чацкий-Фамусов.

Также стоит отметить и Лизаньку, которая хитра и остроумна. Она интересна читателю не меньше, чем остальные герои, ведь именно в общении с ней участники комедии предстают совершенно с другой стороны: Молчалин из скромного и верного секретаря превращается в карьериста, который добивается своей цели всем способами, не взирая на их нравственность, Софья, которая играет роль послушной дочери, не скрывает перед Лизонькой, что состоит в отношениях с Молчалиным. Из этого можно сделать вывод, что данная героиня – далеко не последняя по важности в пьесе.

В начале XX века Л. Н. Толстого называли “учителем в жизни и в искусстве” и эти строки до сих пор выражают отношение к нему людей XXI века, наследие гениального писателя продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдет здесь ответ на свои вопросы, он открывает тайны человеческой души, сознания с самого начала человечества, детства. Произведения Л. Н Толстого читают, помнят и любят люди всего мира.

Они близки и понятны всем, потому что в них ставятся вечные проблемы жизни, которые волнуют всех людей

и которые они сами переживали неоднократно.
Это прежде всего проблема нравственной чистоты людей, их души.
Чем же так привлекают нас герои произведений Л. Н. Толстого? Они привлекают нас своей неповторимостью, своим ярким индивидуальным характером, своеобразием, богатством души.
Его герои, как живые люди, заставляют нас думать, мечтать, переживать, чувствовать так же, как и они. Благодаря мастерству писателя поневоле представляется, что действующие лица произведений существуют, продолжая свой путь где-то рядом, их можно реально увидеть, обратиться к ним с наболевшим вопросами. Иногда даже кажется,

что попал в другое измерение, в ту жизнь, которой живут герои, в ту среду общества, которую описывает Л. Н. Толстой.
Образы, созданные Толстым, отличаются от всех остальных литературных героев. Их можно узнать из тысячи других, потому что таких живых, реальных персонажей не было еще ни у одного автора, герои романов Л. Н. Тостого всегда живут в душе каждого из нас.
Мне очень дорог роман Л. Н. Толстого “Война и мир”. Сколько прекрасных вечеров я провела за этим произведением! В моей душе роман оставил неизгладимое впечатление. Я восхищаюсь автором за его умение показать читателям все секреты человеческой души.

Да, в его романе “душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе”.
Н. Н. Страхов очень точно отметил это. Я думаю, Л. Н. Толстой правдиво и без прикрас показал все душевные переживания героев, внутренний мир каждого из них. А это говорит о великом понимании автором человеческой души. Роман “Война и мир”
– просто величайшее произведение! В нем с точностью изображен мир человеческой души, ее богатство и недостатки.
В романе много действующих лиц, но мне кажется, их можно поделить на две большие группы. В первой группе находятся люди, потерявшие свое духовное начало, глухие к велениям совести, зову сердца, свою душевную пустоту прячут за благозвучными, лицемерными речами. К ним относятся семейства Курагиных, Друбецких, А. П. Шерер и ее “важные” гости.
Л. Н. Толстой непримирим к ним: авторскими ироничными комментариями сопровождает он почти каждое их слово и движение.
Другая группа – это члены старых дворянских семей, сохранивших определенные традиции, имеющих богатое духовное наследие. Писатель испытывает к ним откровенную симпатию, хотя и не замалчивает господствующих здесь сословных предрассудков. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов – любимые герои Толстого.

Именно они выражают его раздумья и переживания.
Автор заставляет своих героев быть предельно искренними, добрыми, благородными.
А. Болконский и Н. Ростова – мои любимые персонажи, именно их переживания и раздумья, духовные искания писатель показал со всей присущей ему писательской силой.
Андрей Болконский – натура богатая, цельная, волевая. Он – человек долга, чести, готовый отдать все ради благородной цели.
Мысли Андрея Болконского благородны, хотя он тратит весь свой талант и пытливый ум в петербургских салонах, среди фальшивых масок. Мне кажется, мастерство Л. Н. Толстого в изображении души заключается в том, что он показал человека в разных ситуациях, ведь душевное состояние человека постоянно меняется, оно ищет высшего, находится в поисках истины человеческого бытия. Впервые увидев его салоне А. П. Шерер “все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно”, нам кажется, что он скучный флегматик общества, но появление Пьера заставляет забыть об этом: Л. Н. Толстой не раз использует слово ” добрый”, взгляд, улыбка, эти мелкие детали, в наибольшей степени показывают нам душу героя. Андрей стремится к своему Тулону, он идет на войну, в этом проявилась его любовь к Родине.

Меня, как читателя, поразило, то как Л. Н. Толстой изобразил сцену прощания отца с сыном, он показал, что такое истинно болконский дух, отношение отца с сыном, кажутся порой странными, но именно это показывает семейные традиции гордого и доблестного рода Болконских.
Поле Аустерлица, “началось, вот оно” вот какие мысли веют от о всюду, в этой строчке можно услышать голос народа, русское бесстрашие и нескончаемую любовь к родине. Поле Аустерлица, кончился бой, раненый князь Андрей. Это сцена, на мой взгляд, апогей писательского дара Л. Н. Толстого.

Показать чувства и размышления тяжело раненого так, как это сделал Толстой, по-моему, еще не удавалось никому в литературе. Князь Андрей открыл глаза, он увидел небо, только одно небо. И его поразило то, чего он никогда не замечал: как оно спокойно. “Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба”, – думал Андрей.

Так по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он понял, что кроме войны и славы существует простая человеческая жизнь с ее радостями и невзгодами. Ему хотелось любить и быть любимым, наверное, как и всем смертным людям.

Это сцена заставила меня посмотреть на многие вещи по – другому, она, словно, приоткрыла для меня занавес души человека, попавшего в сложную ситуацию. После Аустерлица жизнь героя очень сильно изменилась: смерть жены, рождение сына. Он стал совсем другим, изменение в душе героя автор показал диалога с Пьером, его впечатлениеми “…его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый” Толстой часто использует
словосочетание “мертвый взгляд”, это выражает состояние души героя, он словно замер, не стремится к лучшему, высокие духовные стремления – вот, что основа жизни, писатель показал, что герой утратил это, в этом и заключается талант Толстого, что он показал духовный крах, кризис и одновременно то, как человек преодолевает это с помощью великого чувства любви. Это возрождение писатель показал в встречах с дубом в мае и июне. Дуб в мае:”старый с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками.

С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами” , состояние дуба это!
состояние души героя, его отношение к окружающему миру. Неизгладимый след в душе Андрея Болконсконского оставила встреча с юной Ростовой и душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд”, это духовно-нравственное возрождение Л. Н. Толстой открывает через “тот самый дуб”.” Старый дуб весь преображенный… Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия ничего не было видно”. Дуб снова возвратился к жизни и наш герой вновь жив морально, полон сил, энергии, пропало то апатичное отношение к миру “Нет, жизнь не кончена в 31 год, –
вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. – Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это”С помощью описания природы Толстой показал не только мировосприятие и духовное обновление, но и то как природы влияет на душу человека. Эта связь внутренней жизни человека с жизнью природы особенно ощутима, потому, что Толстой говорит о природе одухотворяя ее, наделяя человеческими!
чертами; глядя на дуб князь Андрей видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а ” пальцы”, “руки”,” старые болячки”.
“Надо жить так, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе!”- вот какому выводу приходит герой после пережитых им незнакомых чувств.
В продолжение всего повествования о судьбе Андрея Л. Н. Толстой очень реально изображает душу героя, его стремление к новой жизни. Это еще раз доказывает, что в романах Л. Н. Толстого “душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе”.Толстой раскрыл душу своих героев, он показал душевное состояние людей очень глубоко и правдиво. Мы видим обогащение души человеческой и ее возрождение. И в заключение хочу сказать: “Толстой – замечательный русский писатель!” Роман Л. Н. Толстого, я думаю, всегда будет привлекать своей правдой и неповторимостью.

Толстой, как никто другой, сумел изобразить с огромной художественной силой все движения человеческой души.

В предложенном материале определяются пути работы по восприятию текста с целью активизации познавательной деятельности и формирования нравственных представлений школьников.

ВложениеРазмер
opyt_raboty_.doc 119 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Галина Борисовна

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ

РАСКРЫТИЕ АВТОРСКИХ ПРИЕМОВ СОЗДАНИЯ ХАРАКТЕРА

КАК ПУТЬ ОСМЫСЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Информация об опыте……………………………….…. 3

Результативность опыта…………….……………..….. 27

Приложение к опыту…………………………………. 32

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения, становления опыта.

Средняя общеобразовательная Каплинская школа с углубленным изучением отдельных предметов находится в центре села Федосеевка, в ней обучаются дети с. Набокино, Каплино, Федосеевки. В школе обучение ведется по двум профилям: физико-математическому, гуманитарному (английский язык). На территории села расположены библиотека, дом культуры, детский сад, музыкальная школа искусств. Учащиеся школы - выходцы из разных социальных групп. Служащие -24%, рабочие-57%, безработные-9%, частные предприниматели -7%, пенсионеры, инвалиды-4%. Родители имеют в основном среднее (15%), среднее - специальное (67%), высшее (18%) образование. К изучению художественной литературы, способствующей формированию нравственной, эстетически развитой личности, не все из них относятся с должным вниманием. Отдается предпочтение предметам политехнического цикла.

Изучение литературы происходит в течение всех лет обучения ребенка в школе. За это время ученик знакомится с достаточным количеством произведений классиков русской и зарубежной литературы. Вместе со знанием художественного текста пополняются знания школьника о жизни вообще, формируется умение правильно её оценивать, понимать своё место в жизни. Только путем осознанного чтения, основанного на знании особенностей построения художественного текста, на понимании всех тонкостей его организации, через постижение всех тайных и явных его смыслов может прийти читатель к осмыслению художественного произведения. Все это способствует развитию творческих способностей обучающегося, его воображения, приобщает к миру прекрасного.

Данные предварительной диагностики (2007-2008г.) показали, что интерес к чтению и изучению художественной литературы падает по мере взросления детей. Недостаточно полно и глубоко постигается смысл художественного произведения, снижается интерес к чтению. Так у 70% обучающихся среднего звена вызывает интерес чтение художественной литературы, в старшем звене заинтересованы изучением литературы лишь 45% учащихся. Как результат такого падения интереса – слабое проявление творческих способностей у учащихся старших классов ( 35%), между тем как в среднем звене он составлял 52%. По результатам контрольных срезов, проведенных в 5 классе (2007-2008г.), установлено, что уровень обученности составляет 80% среди учащихся 5 –го класса, а в 9 классе - 58%.Общее качество знаний (2007-2008г.) - 69%.

Проблема осмысления художественного произведения актуальна, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли, задачи нравственного развития личности приобретают огромное значение. Неотъемлемой частью гармоничного развития личности является освоение культурных ценностей, развитие познавательных способностей. В процессе работы над данной темой выявлены следующие противоречия: между умением сосредоточиться на личном восприятии произведения и недостаточным пониманием авторской позиции, авторских чувств; между хорошим знанием содержания художественного произведения и слабым владением методикой анализа литературного произведения; между способностью обучающихся определять идейное содержание произведения и умением находить к нему свой индивидуальный литературно-критический подход.

В связи с этим актуальной становится проблема педагогической поддержки обучающихся старших классов, позволяющей формировать способность учеников видеть эстетическое совершенство произведения, оценивать мастерство писателя.

В ходе работы по раскрытию авторских приемов создания характера развивается способность ученика соотносить текст с культурными и жизненными реалиями, эмоционально воспринимать и осмысливать произведение, формируются творческие способности, необходимые не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта: определение путей работы по восприятию текста с целью активизации познавательной деятельности и формирования нравственных представлений школьников.

Длительность работы над опытом составляет три года.

1этап. Накопление фактического материала с целью выявления уровня знаний учащихся о приёмах и способах создания характера в художественной литературе; изучение предпосылок формирования читательских интересов у детей.

2этап. Изучение работ педагогов и психологов по проблеме осмысления художественного произведения. Проведение диагностики познавательных, творческих способностей учащихся (срезы практических умений, навыков; анкетирование, тестирование).

3этап. Систематизация и теоретическое оформление результатов.

В результате работы выяснилось, что интерес учащихся к предмету возрос. Предмет литература был назван в ряду интересных предметов. Увеличилось количество учащихся, посещающих кружковые занятия по литературе. Интерпретация художественного текста стала более глубокой, творческие работы детей по литературе - интересней, оригинальней.

Диапазон опыта: система уроков.

Теоретическая база опыта. Проблемой осмысления художественного произведения через раскрытие способов создания характера занимались Джон Голсуорси, Хализев В. Е., Бахтин М.М., Гадамер Г.Г., Шлейермахер Ф.Д., Выготский Л.С., Лихачев Д.С., Лотман Ю.М. и др.

Опыт можно считать репродуктивно-рационализаторским. Новизна опыта заключается в комбинировании методических приемов, способствующих выработке навыков осмысления художественного произведения.

Предложенные способы создания характера являются неотъемлемой частью работы по осмыслению художественного произведения на уроках литературы.

Основная цель: освоение норм и ценностей, общечеловеческих мотивов поведения; научить эстетическому восприятию художественных произведений, пониманию языка искусства; активизировать интеллектуальную, нравственную и эмоционально-эстетическую сферы жизни учащихся.

Задачи, способствующие достижению цели:

- приобщение ребенка к литературе как искусству слова;

- развитие художественных потребностей личности;

- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;

- формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями на основе их адекватной эстетической оценки;

- формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части

Средства достижения цели.

Осуществляя педагогическую деятельность, применяю следующие методы изучения художественного произведения:

- поисковый метод, повышающий результативность обучения, позитивно изменяющий отношение к предмету, формирующий предметные умения;

- метод эвристической беседы, который активизирует познавательную деятельность старшеклассников;

- метод проблемного изложения нового материала путем создания проблемных ситуаций на уроках;

- методы самостоятельной работы;

- метод творческого восприятия, способствующий сильному и длительному художественному впечатлению, которое затем непрерывно углубляется;

- анализирующее - интерпретирующий (поисковый, исследовательский) метод, позволяющий более глубокое проникнуть в литературное произведение;

- исследовательскмй метод; учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения.

Формы познавательной деятельности , сложившиеся в практике работы:

комбинированные уроки, уроки-семинары; зачеты; межпредметные, интегративные уроки; уроки с использованием информационных технологий; урок-экскурсия; урок-путешествие; уроки-конференции (разных типов); уроки-диспуты; уроки самоконтроля знаний; самостоятельные работы учащихся в различных формах.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Литературное образование в основной и старшей школе осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам Г.С. Меркина (5-8 классы). Данная программа соответствует образовательному стандарту обучения. Способствует активной деятельности учащихся в учебном процессе, реализации проблемного характера обучения литературе. Данный УМК реализует культурологический подход в изучении литературы, способствует развитию творческих способностей учащихся, их поисковой деятельности, формирует умения анализировать и интерпретировать текст.

В старших классах преподавание ведется по учебникам под редакцией Г.И. Кутузова, так как по ним осуществлялась работа в течение последних лет обучения.

В раскрытии литературного характера можно выделить четыре блока приемов изображения характера в художественном произведении:

2. внутренний ( или психологический) блок;

3. сюжетно-композиционный блок;

4. метатекстовый блок.

К внешнему блоку способов раскрытия литературного характера относятся следующие приемы:

* портретная характеристика (жесты, мимика, внешность, интонация);

* интерьер, т.е. бытовой антураж героя;

* среда, норма поведения;

Наиболее значимым приемом освещения персонажа извне являются авторская характеристика и взаимохарактеристики..

Во взаимохарактеристиках герой показывается через восприятие других персонажей, как бы под различными углами зрения. Результатом этого является многоаспектность, довольно полное освещение характера, выделение его различных сторон.

Портретная характеристика (жесты, мимика, внешность, интонация).

Изучая произведения различных жанров, дети отмечают, что для традиционных высоких жанров характерны идеализирующие портреты. Они сохраняются в литературе вплоть до эпохи романтизма.

Изучая произведения XIX в., отмечаем, что преимущество в них отдается портретам, раскрывающим сложность и многоплановость облика персонажей. Здесь живописание наружности нередко сочетается с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом.

Кроме этого, ученики делают вывод о различных способах введения портретных характеристик в текст. Портрет героя может даваться в момент первого появления персонажа, т.е. экспозиционно , может неоднократно повторятся на протяжении всего произведения (лейтмотивный прием). Яркий пример тому –толстовский роман с упоминаниями о лучистых глазах княжны Марьи.

Таким образом, через описание портретной характеристики А.П. Чехов показывает читателю психологическое, духовное оскудение героя.

Речь персонажа также выступает как средство типизации, раскрывает характер и помогает понять отношение автора к персонажу.

Интерьер, т.е. бытовой антураж героя.

На уроках литературы знакомимся с тем, что интерьер - это изображение условий, в которых живет и действует персонаж. Интерьер как средство характеристики персонажа практически не использовался в литературе классицизма и романтизма. Однако писатели-реалисты поняли, как много вещь может рассказать о своем владельце. Можно выделить интерьер, влияющий на развитие действия, на поступки персонажей. С помощью него создается определенная атмосфера в целом (комната-гроб Раскольникова).

Останавливаемся на основной роли интерьера: он может характеризовать социальный статус человека: богатство-бедность, аристократизм – мещанство, образованность – мещанство. Способствует раскрытию черт характера: самостоятельность – стремление к подражанию; наличие вкуса – безвкусица; практичность – бесхозяйственность. Может раскрывать сферу интересов и взглядов: западничество – славянофильство; любовь к чтению – безразличие к нему; род деятельности – бездеятельность. Интерьер может быть представлен развернуто и в качестве выразительных деталей.

Действия и поступки персонажей также способствуют созданию их образа.

Наблюдая за действиями героев, отмечаем, что существующие в определенную эпоху литературные направления диктуют и своеобразные поведенческие формы. Так в эпоху сентиментализма провозглашается верность законам собственного сердца, порождаются меланхолические воздыхания и обильные слезы.

В творчестве отдельных писателей отмечаем нетерпимость ко всякого рода актерствованию и амбициозной фальши, например, Ф.М. Достоевский настойчиво выявляет жесты и интонации людей болезненно самолюбивых и неуверенных в себе, тщетно пытающихся сыграть какую-то импозантную роль.

Отмечаем, что литература конца 19 века критически освещала поведение скованное, несвободное. Писатели не принимали и противоположной крайности: неумения людей быть сдержанными (как гоголевский Хлестаков). В литературе XIX в. воссоздается поведение, свободное от каких-либо масок и актерских поз, искусственности и при этом исполненное одухотворенности.

Отмечаем, что непреднамеренность и естественность высказываний и жестов персонажей послепушкинской литературы не привели к образованию нового поведенческого стереотипа: герои, свободные от рассудочных установок и программ, проявляют себя каждый раз по-новому, представая в качестве ярких индивидуальностей.

Итак, формы поведения персонажей составляют одну из существенных граней мира литературного произведения.

Пейзаж – описание, картина природы, часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей: при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы. В зависимости от предмета изображения, пейзаж бывает сельский, городской, индустриальный, морской, речной, исторический (картины давнего прошлого), фантастический (облик будущего мира), астральный (предполагаемое, мыслимое небесное). Может описываться как героем, так и автором. Выделяем лирический пейзаж, не связанный напрямую с развитием сюжета. С помощью него выражаются чувства автора.

В различных произведениях находим функции пейзажа. Отмечаем, что он может быть необходим для развития действия, может сопровождать развитие внешних событий, играть роль в духовной жизни персонажей, играть роль в его характеристике.

В старших классах ученики хорошо знакомы с понятием художественной детали. В текстах художественных произведений находим выразительную подробность, несущую значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробность обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания. В деталях может отражаться широкое обобщение, некоторые детали могут приобретает символическое значение.

* внутренняя речь ( внутренний монолог, поток сознания );

* несобственно – прямая речь;

Основной вывод учащихся в результате анализа произведений заключается в том, что психологизм в литературе XIX–XX вв. стал достоянием едва ли не всех существующих жанров, но с максимальной полнотой сказался он в социально-психологическом романе, в автобиографическом повествовании от первого лиц, в романном повествовании от третьего лица, обладающего даром всеведения, которое простирается в глубины человеческих душ.

К сюжетно - композиционному блоку приемов изображения характера в художественном произведений относятся:

* планы взаимодействия героев произведения;

* экспозиционные материалы и т.д.

Метатекстовый блок приемов раскрытия художественного характера в произведениях проявляется при возникновении ассоциативного ряда у читателей. Также в него входят особые подтексты, не связанные с сюжетом произведения.

Представленные способы создания характера взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга, создавая целостный портрет характера литературного персонажа, который находится в постоянном изменении. В литературном характере воплощаются личностные качества человека в их внутреннем единстве, сложившемся под воздействием многих явлений.

Ученики приходят к пониманию того, что характер художественный - это образ человека, представленный в литературном произведении с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуального, объективного и субъективного; совокупность внешнего и внутреннего, индивидуальности и личности героя, подробно обрисованных автором, а поэтому позволяющих читателям воспринимать персонаж как живое лицо; художественное описание человека и его жизни в контексте его личности. Характер художественный – одновременно и образ человека, и авторская мысль, представление о нем.

Обращение к анализу способов создания характера на уроках литературы подчинено постижению идеи художественного произведения, сущности отношения писателя к жизни. Ученики открывают для себя главную обобщающую мысль, лежащую в основе художественного произведения и выраженную в образной форме; авторское отношение к изображенному; вариант решения главной проблемы.

Читайте также: