Сообщение на тему малые народы россии чулымцы

Обновлено: 05.07.2024

Чулымцы (самонозвание: чулым, татар, татарлар; устаревшие названия: томские карагасы, чулымские люди, чулымские татары, чулымские тюрки, чулымские хакасы) — коренной малочисленный народ России тюркского происхождения. Численность — 355 человек (2010).

Говорят на чулымском языке. Были крещены в православие, сохраняются некоторые традиции шаманизма. Основное занятие — земледелие и разведение крупного рогатого скота.

Содержание

Расселение

Название происходит от реки Чулым (приток Оби), на которой, в её среднем и нижнем течении они проживают. Большая часть чулымцев живёт сейчас в Тегульдетском районе Томской области и в Тюхтетском районе Красноярского края, в основном в сёлах Пасечное и Чиндат.

Численность чулымцев в населённых пунктах (2002 г.) [6]

Чулымский язык принадлежит к уйгурской группе тюркской ветви алтайской языковой семьи. По новой классификации относится частично к хакасской группе восточнотюркской ветви языков (среднечулымское наречие) и частично к северноалтайской группе западнотюркской ветви языков (нижнечулымское наречие). В Тегульдетском районе Томской области коренное население говорит на среднечулымском диалекте, в котором выделялось два говора — тутальский и мелетский. Чулымский язык бесписьменный, в школах никогда не преподавался.

По переписи 2002 г. среди чулымцев двух регионов проживания (Томская область и Красноярский край — из 643 чел.) владеют чулымским языком 17,6 % (113 чел.), русским — 100 % [7] . В целом по России насчитывается 270 человек, владеющих чулымским языком [8] .

История

Чулымский этнос сложился в XVII—XVIII веках, как результат смешения тюркских групп (переместившихся на восток после падения Сибирского ханства), частично телеутов и енисейских кыргызов с мелкими группами селькупов и кетов. Впоследствии в большой степени ассимилировались хакасами и русскими.

Примечания

  1. ↑ Письменные язки мира. Языки Российской Федерации. — М .: Academia, 2003. — Т. 2. — ISBN 5-87444-191-3
  2. ↑Invention of Ös writing (Middle Chulym) (англ.)
  3. ↑Чулымский говор в проекте Endangered Languages Project (татар.)
  4. ↑Всероссийская перепись населения 2010 года. Архивировано из первоисточника 2 июня 2012.Проверено 8 февраля 2012.
  5. 12Перепись-2010. Национальный состав по регионам
  6. ↑База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года
  7. ↑Всероссийская перепись населения 2002 г. Население коренных малочисленных народов по территориям преимущественного проживания и владению языками
  8. ↑Всероссийская перепись 2002 г. Языки России

Литература

Ссылки

  • Тюркские народы
  • Народы России
  • Народы Сибири
  • Томская область
  • Красноярский край
  • Народы Красноярского края
  • Тюрки-христиане
  • Коренные народы Севера

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Чулымцы" в других словарях:

ЧУЛЫМЦЫ — (самоназвания чулымские тюрки, июс кижилер, пестын кижилер, хакасы) народность общей численностью 750 чел., проживающая на территории Российской Федерации. Язык чулымский. Религиозная принадлежность верующих: православные … Современная энциклопедия

ЧУЛЫМЦЫ — тюркоязычная территориальная группа, в районе среднего и нижнего течения р. Чулым (приток Оби). Ассимилируются русскими и хакасами … Большой Энциклопедический словарь

ЧУЛЫМЦЫ — (самоназвание чулымские люди ), этнические группы в Томской области и в Красноярском крае Российской Федерации (0,75 тыс. человек). Говорят на чулымско тюркском языке. Верующие православные. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Чулымцы — (самоназвания чулымские тюрки, июс кижилер, пестын кижилер, хакасы) народность общей численностью 750 чел., проживающая на территории Российской Федерации. Язык чулымский. Религиозная принадлежность верующих: православные. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

чулымцы — тюркоязычная группа, в районе среднего и нижнего течения р. Чулым (приток Оби). Ассимилируются русскими и хакасами. * * * ЧУЛЫМЦЫ ЧУЛЫМЦЫ, народ в Южной Сибири, большей частью живут в Тегульдетском районе Томской области (см. ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ), в… … Энциклопедический словарь

Чулымцы — тюркоязычная территориальная группа, жившая по среднему и нижнему течению р. Чулым (приток Оби). Русские называли Ч. чулымскими татарами. Ч. сложились в 17 18 вв. в результате смешения некоторых тюркских групп, продвинувшихся на В. после… … Большая советская энциклопедия

Чулымские люди — Чулымцы (томские карагасы, чулымские люди, чулымские татары, чулымские тюрки, чулымские хакасы) небольшой тюркский народ, численность 656 чел (2002). Название происходит от реки Чулым (приток Оби), на которой, в её среднем и нижнем течении они… … Википедия

Чулымские татары — Чулымцы (томские карагасы, чулымские люди, чулымские татары, чулымские тюрки, чулымские хакасы) небольшой тюркский народ, численность 656 чел (2002). Название происходит от реки Чулым (приток Оби), на которой, в её среднем и нижнем течении они… … Википедия

Чулымские тюрки — Чулымцы (томские карагасы, чулымские люди, чулымские татары, чулымские тюрки, чулымские хакасы) небольшой тюркский народ, численность 656 чел (2002). Название происходит от реки Чулым (приток Оби), на которой, в её среднем и нижнем течении они… … Википедия

Чулымские хакасы — Чулымцы (томские карагасы, чулымские люди, чулымские татары, чулымские тюрки, чулымские хакасы) небольшой тюркский народ, численность 656 чел (2002). Название происходит от реки Чулым (приток Оби), на которой, в её среднем и нижнем течении они… … Википедия

Чулымцы это коренной малочисленный народ России тюркского происхождения. Численность – 365 человек (по переписи 2010 года). Название происходит от реки Чулым (приток Оби), в среднем и нижнем течении которой они и проживают. Самоназвание пистин кижи "наш человек".

Большая часть чулымцев живет сейчас в Тегульдетском районе Томской области и в Тюхтетском районе Красноярского края, в основном в селах Пасечное и Чиндат.

Как говорит председатель общины "Чулым" Александр Кандияков: "Официально власть нас признала 5 марта 2001 года. И в переписи населения, которая прошла в 2002 году, чулымцы впервые назвали себя чулымцами". До этого чулымцев причисляли к хакасам. До сих пор, как пишут в своем исследовании Е.Ю. Кошелева и Л.В. Романова, "некоторая часть чулымцев продолжает идентифицировать себя с хакасами… однако большая часть, особенно дети из двуязычных семей, определяют себя как русские".

По мнению А.П. Дульзона, этнос сложился на территории Причулымья за счёт постепенной тюркизации местного дотюркского населения – трёх кетоязычных народностей: ассанов, пумпоколов, аринов.

Заселение Нижнего Чулыма тюрками произошло не позднее XV в., заселение же верховьев Чулыма относится к VII – VIII вв.

В прежние времена летом чулымцы на обласках (небольших лодках, выдолбленных из ствола осины или тополя) занимались рыболовством. В зимнее время года переселялись на охотничьи стойбища. К XX веку развили пушное направление в торговле. Чулымцы были далеки от типового ведения домашнего хозяйства и скотоводства. Отдавали предпочтение собирательству лечебных трав и ягод. Важное место в хозяйстве занимали пасеки. Наряду с этим занимались ткачеством, кожевенным делом, плотницкими работами. Специализировались на изготовлении веревок, сетей, посуды (берестяной, деревянной и плетеной), лодок, лыж, нарт.

Традиционные поселки были застроены землянками и чумами с открытыми глиняными печурками, многочисленными лавками и сундуками. Чулымцы обычно носили простую холщовую одежду, платья, кафтаны, украшали себя бусами, серьгами и перстнями. Зимой переобувались в унты или охотничьи сапоги. В еде отдавали предпочтение мясу, вяленой рыбе, мёду и чаю из трав.

Чулымцы приняли православие в XVII–XVIII веках, однако сохранили и некоторые традиции шаманизма. Наряду с именами, данными при крещении, детям давали и традиционные имена. Магическими атрибутами считались белый головной платок, ожерелье из белых бус, погремушка, ложка для кормления духов. Изначально было распространено поклонение духам – родовым, семейным или личным покровителям (у женщин чаще всего в образе птицы, у мужчин – в виде заячьей шкурки). Почитали леших и домовых.

Большая часть современных чулымцев занята в сельском хозяйстве и лесной промышленности, а также на пасеках.

Чулымцы бережно относятся к природе и имеют даже собственную разработку в отношении всевозможных природоохранных мер,стараются правильно утилизировать все, что может нанести вред окружающей среде. Специальный "экомобиль" принимает у жителей района отслужившую бытовую технику, сгоревшие лампочки и пр.

В Пасечном ежегодно проводится чулымский осенний праздник "Тумпайрам". По традиции гостей потчуют глухарем в сметане и царской стерляжьей ухой. Заправляет торжеством чулымский рыбак Александр Федорович Кондияков. Большой популярностью пользуются гонки на обласках по реке Чиндат. Наряду с мужчинами соревнуются и женщины.

Радостно отмечать, что в последние годы историческое самосознание чулымцев начало пробуждаться. Люди стали вспоминать, изучать и пытаться сохранить свои традиции. Удалось сберечь некоторые элементы фольклора, орнаментальное искусство в изделиях из дерева, бересты, тканей и кожи. Немаловажную роль в сохранении народности играет целевая программа, принятая Законодательным собранием Красноярского края в 2005 году, создаются благоприятные условия для жизни чулымцев, оказывается большая финансовая помощь местному населению, продолжающему вести традиционный образ жизни.



Чулымцы (томские карагасы, чулымские люди, чулымские татары, чулымские тюрки, чулымские хакасы) — небольшой тюркский народ Сибири. Название происходит от реки Чулым (приток Оби), в среднем и нижнем течении которой проживают.

Чулымцы сложились в XVII—XVIII веках, как результат смешения тюркских групп, переместившихся на восток после падения Сибирского ханства, частично телеутов и енисейских кыргызов с мелкими группами селькупов и кетов. Впоследствии в большой степени ассимилировались с хакасами и русскими.

Были крещены в православии, сохраняются некоторые традиции шаманизма. Говорят на чулымско-тюрском языке. Чулымско-тюрский язык принадлежит к уйгурской группе тюркской ветви алтайской языковой семьи. В Тегульдетском районе коренное население говорило на среднечулымском диалекте, в котором выделялось два говора — тутальский и мелетский. Чулымский язык бесписьменный, в школах никогда не преподавался.

Территория расселения и численность

В наши дни чулымцы расселены в Тегульдетском районе Томской области (444 чел.), а также в Тюхтетском (143 чел.) и Бирилюсском районах Красноярского края.

Образ жизни и система жизнеобеспечения

В начале XX века основу существования чулымцев составляли охота, рыболовство и собирательство в сочетании с домашним животноводством. Скодоводству сопутсвовали промысля, связанные с обработкой шерсти и кожи. Еще до прихода русских чулымцы были знакомы с мотыжным земледелием, сеяли ячмень. Огородничество возникло довольно поздно.

Большая часть современных чулымцев занята, наряду с русским сельским хозяйством, в лесной промышленности, а рыболовство и охота, бывшие некогда основными занятиями, перешли в разряд любительских.

Этно-социальная обстановка

Этно-культурная ситуация

Правовые документы и законы

Законодательно-правовая база по чулымцам в Красноярском крае отсутствует. В Уставе края о чулымцах даже не упоминается, в нем содержится лишь несколько малозначащих общих фраз о содействии сохранению и развитию национальных и этнических обычаев и традиций всех народов, населяющих край. На краевом уровне не принято пока ни одного документа, гарантирующего права чулымского народа на самостоятельное развитие.

Современные проблемы окружающей среды

Перспективы сохранения чулымцев как этноса


Селились люди семьями, жили в юртах, сделанных из жердей, покрытых травой и корой деревьев. Спали на бересте, детей укладывали в берестяные корзины. Основное занятие – рыбная ловля, охота, сбор дикоросов, держали лошадей монгольской породы.

Сегодня чулымские тюрки в Красноярье, как этнос, сохранились только на севере Тюхтетского района, а в Томской области к ним примкнули еще и потомки тутальских татар Тегульдетского района. Причем, те и другие считают себя единой группой, чему способствовали постоянные контакты и взаимные миграции.

За три сотни лет раздельного развития накопился целый комплекс различий, которые еще больше углублялись и разделили некогда родственное население. Их язык не имеет литературного письменного варианта, остался только обиходным. Он существенно отличается от хакасского, вплоть до полного непонимания. Да его никто и не пытался внедрить, так как по заведенным ранее порядкам национальная политика осуществлялась только в границах определенной автономии. А поселения этого народа под эти правила не подходили, так как проживали далеко от Хакасии.

image003.jpg

В конце XIX века их насчитывалось1370 человек, и численность постепенно сокращалась, в основном, в результате ассимиляции. Еще с 30-х годов двадцатого столетия места расселения чулымцев стали местом заселения большого количества раскулаченных и спецпереселенцев. К середине прошлого века осталось всего 342 представителя этой маленькой народности, которые уже проживали в национальных поселках, работали в колхозах и леспромхозах. К тому же традиционная хозяйственная деятельность была под запретом.

То, что жители, проживающие по Чулыму, называются чулымцами, и что вообще есть такая национальность, современное человечество узнало всего несколько лет назад, когда процесс отстаивания своего статуса коренного малочисленного народа завершился включением их в перечень коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока.

В 90-х годах прошлого века произошла перестройка всей России, давшая толчок местному населению в направлении самоопределения. Произошел сдвиг в лучшую сторону: люди перестали стесняться своей принадлежности к коренным жителям, начали говорить о своих правах. Сначала робко, затем уверенно подняли вопрос о том, что они не являются хакасами. Возникло желание вернуться к своим истокам, появились попытки самоорганизации с целью защиты своих интересов в условиях разрастающегося кризиса. У людей появилась надежда, что к ним, как к коренным малочисленным жителям, государство повернется лицом. И это случилось в 2001 году.

Сейчас на территории Чиндатского сельсовета Тюхтетского района компактно проживают 175 чулымцев, хотя по данным переписи населения 2010 года их насчитали всего 136 человек. Такая разница в цифрах возникла из-за того, что часть населения, имеющая национальные корни, сознательно отнесла себя к русским. Сказались стародавние унижения и притеснения в годы советской власти. Многие стремились побыстрее забыть эти обиды, а вместе с ними и свою родословную.

Лишь немногие гордились своим происхождением и не стыдились говорить на родном языке. Они-то и стали для нынешнего поколения чулымцев источником информации о том, кто они, как правильно называются, где их корни и что они представляют из себя, как малая народность.

Читайте также: