Сообщение на тему лакирование

Обновлено: 05.07.2024

или искусство покрывать разного рода предметы — лаком (см.), состоит в том, чтобы, во-первых, подготовить поверхность, которую хотят лакировать и, во-вторых, наложить на нее самый лак. Употребляемые для этого средства и приемы весьма разнообразны и зависят как от рода, так и от свойства и назначения лакируемого предмета. Искусство лакирования особенно процветало на Востоке, а именно: в Китае и Японии, где, по всей вероятности, и получило свое начало. В Европе Л. начало совершенствоваться во Франции только в настоящем столетии и в последнее время достигло такой высокой степени совершенства, что выделываемые на французских фабриках лакировочные изделия нисколько не уступают оригинальным китайским или японским и почти совершенно вытеснили их с европейских рынков. У нас, в России, а именно, во Владимирской губ., в уу. Меленковском и Судогодском, крестьяне целыми деревнями занимаются приготовлением точеной и резной лакированной деревянной посуды. Этого рода изделия на сотни тыс. руб. ежегодно вывозятся во все концы России и каждому из нас хорошо известны. Но здесь не заметно никакого совершенствования в деле Л., которое как производилось в старину, так производится и в настоящее время. Способы Л. зависят прежде всего от материала лакируемых предметов, а потому различают Л. по дереву, по бумаге, картону и папье-маше, по металлу и пр.

1) Л. по дереву: Л. деревянных изделий бывает двух родов: а) Л. дерева, имеющего свой натуральный цвет, и б) Л. дерева, разрисованного под другую породу или покрываемого цветным лаком. а) Л. дерева нормального цвета или протравленного. Л. предметов небольших, которые не подвержены трению, напр. рамки для картин и пр., производится спиртовым лаком; для музыкальных же инструментов, токарных изделий, а в особенности, мебели употребляется по преимуществу густой копаловый лак. Предмет, назначенный для Л., должен быть тщательно отделан, выглажен напильниками и пемзовой бумагой, и когда поверхность на нем будет совершенно гладкая и отшлифованная, тогда приготовляют не слишком густую клеевую воду из кельнского клея и напитывают ею, пока она еще горяча, деревянный предмет один или два раза. При этом рисунки или надписи, для которых горячий клеевой раствор может быть вреден, покрывают слабым холодным раствором гуммиарабика. Проклейка делается единственно с целью сбережения лака, который без нее всосался бы в поверхность лакируемого предмета. Когда покрытая клеевой водой поверхность высохнет, ее еще раз протирают пемзовой бумагой или хвощем и приступают к Л. Для светлых пород дерева, вроде клена, белой березы, ясеня, употребляется лак, приготовленный из выцвеченного шеллака, и, вообще, все лаки прозрачные и бесцветные; для Л. же темных пород и поделок употребляются лаки цветные, красные, оранжевые, зеленые и черные. При выборе лаков следует обращать внимание на то, чтобы при встряхивании бутылки капли лака не оставались на ее стенках, а легко бы стекали вниз. Предметы покрываются лакомв умеренно теплой комнате, но никак не на открытом воздухе или сквозном ветре. Работа производится широкой волосяной кистью; при этом полосы, проводимые кистью, должны идти равномерно и кистью не нужно касаться вторично уже пройденного ею места. В особенности нужно соблюдать осторожность при наложении лака на углах и краях, дабы лак не потек струйкой по лакируемому предмету. Для наложения лака в таких местах лучше брать небольшие кисточки. При обыкновенной комнатной температуре через 3-4 часа лак высыхает. Первое наведение лака, посредством куска ваты, служит как бы грунтовкой для следующих лаковых слоев, потому что первый, а иногда и второй слой впитываются совершенно, ничего не оставляя на поверхности предмета, которую необходимо покрывать от 3 до 5 раз, смотря по твердости и плотности дерева, вообще — пока она не сделается гладкой и блестящей. Каждый слой лака должен сохнуть от 3-4 час. и ни в каком случае не следует уменьшать этого времени. Если после третьей лакировки начинают полировку, то нужно сушить даже 6 час. После пятого и последнего слоя обыкновенно не приступают к полировке ранее 12 час. При некотором навыке можно достигнуть Л. столь гладкой и блестящей поверхности, что полирование окажется излишним. Это особенно важно для дешевых предметов. Вообще же большие гладкие поверхности необходимо шлифовать и полировать, так как без этого они никогда красивыми не будут. Шлифовка производится так: растирают и вспенивают в воде трепел и, обмакнув в него суконку, трут ею поверхность кругообразно до тех пор, пока она не сделается гладкой. Для полировки же обмакивают мягкую тряпку из старого полотна в деревянное масло или свежий жир и, сильно нажимая, полируют уже отшлифованные места. После этого берут другую такую же тряпку, обмакивают в муку и стирают жир, после чего поверхность представляется совершенно гладкой и зеркально блестящей. Для придания большей прочности и наибольшего блеска Л., последняя полировка делается посредством одного трения куском чистой и мягкой фланели. б) Л. дерева цветным лаком. Протрава вообще употребляется редко, обыкновенно же деревянные предметы окрашивают цветным лаком. Необходимые для этого красильные вещества: желтые — гуммигут, шафран и куркума; красные — драконова кровь, орлеан и сандальное дерево; черные — асфальт и пр. и их смешения. Краску растворяют в винном спирте, процеживают через хлопчатую бумагу и, прибавив немного спиртового лака, покрывают дерево таким образом, чтобы все прожилки выступали как у натурального. Из красок, лучшая для этой цели — черная, которая приготовляется из франкфуртской краски и виноградного угля. Когда краска высохнет, ее протирают пемзовой бумагой или хвощем, шлифуют, а потом покрывают лаком и полируют. Для окрашивания мелких изделий употребляется асфальтовый лак, как более темный. Для этого рода работ употребляется преимущественно спиртовой лак, так как он дешевле копалового (см. Лак), и притом каждый его может легко приготовить сам. Однако, для прочной лакировки, например точеных изделий, копаловый лак нельзя заменить спиртовым. При отделке предметов из елового и вообще мягкого дерева, не имеющего красильных слоев, нужно подделать его под твердую породу и вывести прожилки искусственно. Это чаще всего встречается при Л. мебели, окон, дверей, ставней и проч. Для предметов, подверженных действию изменений температуры — копаловый лак является незаменимым. Прежде чем покрывать предмет этим лаком, нужно дать лаку отстояться; если он приготовлен на месте, то не может быть употреблен в дело ранее 3 месяцев, потому что свежий лак не имеет того блеска и не может ровно крыть. Первый слой лака должен быть очень жидок для того, чтобы мог сполна всосаться в дерево— в противном случае, оставаясь лишь на поверхности, он ложится неплотно, неровно, последствием чего являются отсутствие блеска, морщины и отскакивание от поверхности. Вот почему гораздо лучше покрыть дерево несколько раз жидким лаком, чем один раз густым. Разбавлять лак терпентинным маслом (скипидаром) в холодном состоянии нельзя, потому что лак в этом случае делается тусклым и образует осадок. Нужно поступать так: налив терпентинное масло на лак и, дав ему согреться в теплой печи, затем уже перемешивают с терпентинным маслом. Каждый новый слой лака наносится только тогда, когда предыдущий совершенно просох, и это повторяется до тех пор, пока предмет не будет блестеть ровно и изящно. В летнее время слой лака просыхает в 48 часов, но всегда лучше испытать— просох ли лак или нет. Испытание производят, прикладывая к покрытой лаком поверхности руку, и если рука не прилипает к ней и не оставляет после себя ни малейшего следа, то лак просох, и можно наносить новый слой лака. Для полирования этого лака тонко растирают в воде пемзу и трепель и трут предмет мягким войлоком, после чего старательно вымывают и высушивают. Затем берут пережженный и мелко истолченный олений рог, в котором обмакивают пальцы и полируют около углов; на плоских поверхностях сначала полируют с большим количеством воды, которое потом уменьшают, и, наконец, полируют уже совершенно без воды. Пальцы постоянно вытирают тряпкой, так что в конце полируют чистыми пальцами без порошка. Полезно потом прополировать предмет шелковой тряпочкой с жиром, а затем снять его пудрой или мукой. Необходима крайняя чистота: при соблюдении ее сберегается труд иЛ. получается превосходного качества. Л. деревянных классных досок производится особым черным копаловым лаком, который должен обладать такими качествами, которые бы дозволяли на этих досках писать мелом и грифелем, не портя их лакировки. Для этого после наложения лака на доску, зажигают этот еще влажный слой, потом покрывают второй раз лаком, хорошо высушивают, полируют и обмывают, после чегодоска уже может быть употребляема в дело. Как сказано было выше, Л. точеной посуды во Владимирской губ. составляет издавна предмет целой промышленности. Приемы, употребляемые там крестьянами, состоят в следующем: предметы, выточенные из осинового дерева, весьма мягкого и пористого, легко впитывающего как воду, так и масло, обмазывают жидкой глиной и, дав просохнуть в теплой печи, покрывают по глинесырым льняным маслом и ставят в жарко натопленную печь. Эту операцию называют вапованием. Вынутый из печи и остывшийпредмет получает твердость и становится непроницаемым для воды и жара; он так тверд, как будто сделан из кости. Приготовленный таким образом предмет покрывают раза два или три тонким слоем олифы иставят каждый раз на некоторое время вжарко натопленную печь (жарят). Предмет после этого представляется как бы лакированным. Для получения олифы масло долго варят с золой и суриком, а затем нагревают в жаркой печи в продолжение нескольких дней (томят). Обработка простых вещей этим и ограничивается, а некоторые из них, напр. самые простые ложки, считаются готовыми и по первому разу. Предметы, назначенные в раскраску, лудят; для этого обмакивают кусок бархата в сухой оловянный порошок [Порошок приготовляют следующим образом. Раздробленное олово толкут в металлической ступке с мышьяком и декстрином, растворенным в воде.На фунт олова берут кусок белого мышьяка величиной с орех. Раствор декстрина употребляется для устранения соединения при ударе пестиком кусочков металла, разбитых перед тем. Разбитую в ступе массу растирают тщательно курантом на камне, как это делают при растирании красок. Когда масса измельчена, ее кладут в чашку, наливают туда воды и взбалтывают. Тонкий порошок олова, висящий в воде, сливают, дают отстояться, собирают и высушивают. Оставшийся после отмучивания более тяжелый порошок металла вторично растирают] и растирают его по всей поверхности предмета. Когда предмет вылужен, тогда его раскрашивают, употребляя обыкновенно только киноварь и сажу, как не изменяющиеся от действия жара. Раскрашенный предмет ставят в менее жаркую печь, а когда краска подсохнет, покрывают несколько раз тонким слоем олифы, каждый раз ставя в не очень жаркую печь. Под конец вещь ставят в сильно нагретую печь и держат ее там подольше; после этого она принимает весьма блестящую лакировку, а пожелтевшая олифа сообщает оловянной поверхности золотистый цвет. Все эти операции сушки, вапования, Л., раскраски, прожаривания и т. д. производятся с целыми партиями предметов. Надо заметить, что слишком большой жар плавит оловянную поверхность и портит лак, напротив — слабый жар не дает лаку достаточной твердости. Чем более тонким слоем была наводима олифа и чем большее число раз предмет побывал в печи, тем лучше. Такой лак не боится горячей воды.

2) Л. по бумаге картону и изделиям из папье-маше. Для покрытия лаком этикетов, билетов, ярлыков и пр. употребляется раствор рыбьего клея (в пропорции 1 унции клея на 1 /2 литра воды). Им покрывают печатный шрифт два или три раза, после каждого раза давая ему просохнуть, затем шрифт покрывают еще раза 2 мастиковым лаком. Кисть для покрывания этим лаком надо взять широкую и не густую, из верблюжьей шерсти, и водить ею слегка. На картонных фабриках Л. картонов производится так. Когда картонный лист совершенно остынет и высохнет, то его хорошо выглаживают, три или четыре раза нажимая плющильником, а потом для Л. мочат в чане с лаком таким же образом, как мочат и бумагу для наклейки. Покрывают также лаком посредством щеточки, но, во всяком случае, надо класть на лист 2 слоя лака и притом второй уже тогда, когда первый совершенно высох. Когда оба слоя высохнут, тогда картон проводят раза два через лощило, а для полировки употребляют стеклянный или стальной цилиндр, двигающийся по мраморной доске. Употребляемый для этого лак изготовляется из белого клея, вишневого клея и винного спирта в 75°. Это самый простой способ Л. картона. Но для лучшего Л. поступают следующим способом. Прежде всего, надо выбрать такое место, где бы не было пыли и где бы температура была постоянно умеренная, особенно если употребляется лак на спирту. На холоде лак свернется, будет беловат, неровен, а в сильном тепле будет дуться, лупиться и слезать. Лаком на масле можно крыть и в тепле. Лак должен быть чистый, перед покрытием его надо взбалтывать кисточкой. Держать надо его в небольших сосудах. Для Л. употребляются широкие щетки или кисти для бритья небольших размеров; впрочем, это зависит от величины и формы лакируемых предметов. Рельефные фигуры, орнаменты и пр. нужно лакировать тоненькими кисточками. Кисточкой водят быстро и равномерно, избегая водить два раза по одному и тому же месту, особенно, если лак спиртовой, скоро высыхающий. — Если лакированную вещь не надо полировать, то ее надо до 4-х раз покрыть спиртовым или от одного до 3-х раз масляным лаком. Можно класть слои эти разом, не просушивая их; но непременно надо просушить последний слой — независимо от того, будет ли или не будет лакируемая вещь полироваться. Лучшими лаками для этой работы считаются лак Тенгри и лак Мере. Л. изделий из папье-маше производится внутри и снаружи подогретым жидким янтарным лаком так, чтобы он проник внутрь массы, после чего они просушиваются в сушильной печи при 110 до 115° Ц. Такое покрывание янтарным лаком продолжается до тех пор, пока поверхность не сделается твердой и как бы покрытой корой. — Ее можно затем шлифовать пемзой или хвощем, а также обточить на токарном станке. Наносимые краски растираются с янтарным лаком, а окрашенные предметы высушиваются в сушильной печи при температуре, не превышающей 70-80° Ц. После этого они снова шлифуются до тех пор, пока поверхность их не сделается гладкой и ровной.

3) Л. по металлу не представляет особых затруднений и каких-либо сложных приемов. — Предмет, подлежащий Л., должен быть тщательно очищен и отполирован; не следует прикасаться к нему руками, дабы металл не потерял своего природного блеска и не имел пятен, которые могли бы быть видны после Л. Перед Л. предметы нагревают, а равно самые лаки, через что достигается большая прочность лакового покрова. Перед употреблением в дело копаловые лаки разводят терпентинным маслом. Предметы, покрытые лаком, кладутся в сушильные шкафы, защищенные от пыли.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Лакирование - один из самых распространённых видов отделки, который используется для защиты и декорирования предметов различной функциональности. Лакированные изделия встречаются в любом интерьере.

Искусство лакирования получило особенное развитие на Востоке: в Корее, Китае и Японии, где приобрело статус национального достояния. Поздним центром развития лакирования в Европе стала Франции в 20-м веке. В России издревле целые деревни занимались и продолжают заниматься приготовлением точеной и резной лакированной деревянной посуды, что является важной статьёй экспорта, а также предметом внутренней торговли.

Популярность лакирования объясняется широкими возможностями декорирования, создания необычных визуальных эффектов и надежной защитной функции. Лакирование улучшает внешний вид изделия, повышая контраст изображения или усиливая фактуру поверхности. Лакирование обеспечивает защиту поверхности изделия от механических повреждений, таких как истирание и царапины.

Способы лакирования зависят от материала лакируемых предметов. Различают лакирование по дереву, бумаге и картону, металлу.

Лакирование по дереву бывает двух родов: по дереву натурального цвета, и по дереву, цветным лаком с рисунком. Лакирование древесины можно осуществлять спиртовыми, масляными или нитроцеллюлозными лаками. Лучшими считаются лаки на основе копалов (природных или искусственных смол).

Лакирование дерева натурального цвета производится спиртовым лаком. Для музыкальных же инструментов, токарных изделий или мебели употребляется густой копаловый лак.

Процесс лакирования состоит из двух этапов: подготовки поверхности под лакирование и нанесение лака.

Предмет, подлежащий лакированию, должен быть тщательно отделан, выглажен напильниками и пемзовой бумагой, и после получения совершенно гладкой, отшлифованной поверхности пропитан клеевой водой.

Рисунки или надписи, подверженные повреждению клеевым раствором, покрываются слабым холодным раствором гуммиарабика. После высыхания поверхности ее еще раз протирают пемзовой бумагой или хвощем и приступают к лакированию. Для светлых пород дерева (клен, береза, ясень) употребляется бесцветный лак, а для темных пород - цветные лаки.

Предметы покрываются лаком в умеренно теплой комнате, широкой волосяной кистью, при этом полосы должны идти равномерно. Каждый слой лака должен сохнуть 3-4 часа. При некотором навыке можно достигнуть очень гладкой и блестящей поверхности. Большие гладкие поверхности необходимо шлифовать и полировать. Шлифовка производится путем растирания и вспенивания в воде трепел, которыми после обмакивания в суконку, трут поверхность кругообразно до тех пор, пока она не сделается гладкой. При полировке мягкая тряпка обмакивается в деревянное масло или свежий жир и при сильном нажиме полируются отшлифованные места. Жир стирается мукой.

При лакировании дерева цветным лаком краску растворяют в винном спирте, процеживают через хлопчатую бумагу и, прибавив немного спиртового лака, покрывают дерево таким образом, чтобы все прожилки выступали. Когда краска высохнет, ее протирают пемзовой бумагой или хвощем, шлифуют, а потом покрывают лаком и полируют. Для окрашивания мелких изделий употребляется преимущественно спиртовой лак.

Для предметов, подверженных действию изменений температуры копаловый лак является незаменимым. Прежде чем покрывать предмет лаком, нужно дать лаку отстояться. Первый слой лака должен быть жидким для того, чтобы мог всосаться в дерево, чтобы лечь плотно и не отскакивать от поверхности. Поэтому лучше покрыть дерево несколько раз жидким лаком. Каждый новый слой лака наносится только тогда, когда предыдущий совершенно просох. Для полирования цветного лака тонко растирают в воде пемзу и трепель и трут предмет мягким войлоком, после чего старательно вымывают и высушивают. Затем в мелко истолченном оленьем роге обмакивают пальцы и полируют около углов. Затем предмет полируют шелковой тряпкой с жиром, который снимается пудрой или мукой. Лакирование должно происходить в крайней чистоте.

Для покрытия лаком изделий из бумаги употребляется раствор рыбьего клея и широкая густая кисть. Лак должен быть чистый, перед покрытием его надо взбалтывать кисточкой.

Лакирование по металлу не представляет особых затруднений и каких-либо сложных приемов. Предмет тщательно очищается и полируется, затем нагревается. Перед употреблением в дело копаловые лаки разводят терпентинным маслом. Предметы, покрытые лаком, кладутся в сушильные шкафы, защищенные от пыли.

Купить лаки мелким (от ведра) и крупным оптом можно, заполнив форму заявки либо написав нам на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Лаки состоят из растворителей и связующих веществ. В качестве связующих компонентов применяют растительные масла, природные или искусственные смолы. Роль растворителей играет вода либо органические вещества.

Защитные составы, в которых вода играет роль растворителя, называют водорастворимыми. Вода в них, благодаря современным технологиям, не оказывает негативного воздействия на качество продукта. Наоборот, водорастворимые составы считаются более безопасными для человека. К тому же, время высыхания таких материалов значительно меньше, чем у лаков, в которых растворители представлены органическими веществами.

Выбирая лак, необходимо изучить информацию о его составе, свойствах, мерах безопасности во время работы. Также необходимо соблюдать технологию окрашивания, согласно инструкции производителя. Только в этом случае можно получить качественное лакированное покрытие.

На современном рынке множество различных видов лаков, изготовленных на разных основах. Наиболее распространенные:

Существуют и узконаправленные материалы, применяющиеся исключительно для определенных целей, например, судовые, паркетные, пропиточные, т.п. Рассмотрим свойства разных ЛКМ.

Алкидные

Данный вид лаков содержит в своем составе органические растворители и синтетические алкидные смолы. ЛКМ хорошо противостоят действию воды и влаги. С помощью алкидных лаков можно получить качественную высокопрочную поверхность. Но не стоит забывать, что данные материалы токсичны, при работе с ними необходимо придерживаться правил безопасности. Инструмент для нанесения: распылитель, кисть либо валик.

Поверхность, выкрашенная алкидным лаком, имеет привлекательный, нарядный вид.

Существуют виды алкидных лаков: для работ снаружи или внутри помещения, для универсальных работ.

Недостаток: длительное (до 72 часов) время высыхания лакированной поверхности. Для устранения этого недостатка и уменьшения срока высыхания при производстве используют отвердители, тем самым снижая время сушки до 24 часов.

Алкидные лаки: ГФ-166, ГФ-280, ГФ-177, ПФ-170, ПФ-171, ПФ-283, ПФ-231 (паркетный), ПФ-587, другие.

Нитроцеллюлозные

- необходимость применения средств для защиты дыхательных путей;

- длительное присутствие запаха лака в окрашенном помещении.

Нитролаки имеют повышенную устойчивость к действию минеральных масел, бензина. Но это качество не актуально при использовании их в жилых помещениях. Некоторые производители улучшают влагостойкость за счет добавления в состав алкидных смол.

Надо отметить, что данный вид лака практически не используется в развитых странах из-за повышенной токсичности.

Купить нитролак можно следующих марок: НЦ-218, НЦ-551, НЦ-222, НЦ-243, НЦ-62, НЦ-134, НЦ-2144, НЦ-228, НЦ-276, НЦ-5198, НЦ-221, пр.

Масляные

Это продукция, сочетающая органические растворители, растительные масла, синтетические и природные смолы, в качестве составных элементов.

Поверхность, выкрашенная масляным лаком, прозрачная и твердая. Цвет покрытия после высыхания, зависит от вида связующих веществ, и может меняться от светлого желтого до темного коричневого. Это позволяет получить богатую палитру оттенков лакированной поверхности. Масляные лаки используют для лакирования деревянных изделий или для улучшения вида поверхности, ранее обработанной масляными красками.

Период высыхания варьирует от нескольких часов до суток. Скорость сушки зависит от влажности и температуры окружающей среды.

Недостаток материала: низкая стойкость к истиранию, воздействию моющих веществ.

Купить масляные ЛКМ можно марок: МА-401, МА-592, МА-594 (Мордан).

Битумные

Данный вид лаков содержит в своем составе каменноугольный либо нефтяной битум, растворенный в органическом растворителе (зачастую – уайт-спирит или его смесь с сольвентом или ксилолом). Битумные лаки классифицируют на: масляные, безмасляные (зависимо от состава). После нанесения масляного материала формируется нерастворимое и неплавкое покрытие, а безмасляного – плавкое.

Среди основных свойств данного вида лаков можно отметить высокую влагостойкость, способность эффективно защищать металлические поверхности от коррозии, превосходные диэлектрические характеристики. Но материалы имеют и некоторые недостатки, например, недостаточно высокая светостойкость (относится к безмасляным).

Применяются битумные составы в строительстве, многих отраслях промышленного производства, но наиболее широко – в электротехнике: для защиты от коррозии двигателей, деталей, узлов электромашин.

Купить электроизоляционные битумные лаки можно: пропиточные (БТ-987, БТ-980, БТ-988), клеющие (БТ-95), покрывные (БТ-982, БТ-99). Востребованы также: БТ-5100, БТ-577, БТ-783.

Акрилатные (акриловые)

Данный вид лаков можно условно разделить на водорастворимые и на основе других растворителей.

Применяют для окрашивания: паркета; деревянных окон; поверхностей из дерева, бетона, кирпича. Отдельный продукт данной серии - для покрытия батарей отопления. Акрилатные водорастворимые лаки используют в основном для отделки внутренних помещений. Снаружи зданий, сооружений с такими материалами обычно не работают.

Акриловые лаки, в состав которых входят органические растворители, отвердители и другие компоненты, могут характеризоваться совершенно другими свойствами, в сравнении с водоэмульсионными. Некоторые акриловые ЛКМ широко используют для окраски железнодорожного транспорта, оборудования, керамики, различных металлов и, соответственно, могут эксплуатироваться на открытом воздухе, ввиду высоких антикоррозионных свойств, эксплуатационных характеристик.

Купить полиакриловые и другие виды: АК-1112, АК-578, АК-1104, АК-113, АК-156, др.

Эпоксидные

Данный вид лаков имеет много разновидностей – для паркета, пропиточный, антикоррозионный и пр. Производители предоставляют большой выбор продукции, где каждая единица лакокрасочного материала эксплуатируется для конкретной цели. При этом весь спектр продукции отличается повышенной прочностью, стойкостью к механическим и химическим воздействиям, достаточно высокой стоимостью.

Эпоксидная продукция применяется для поверхностей различных типов.

Примером служат лаки, используемые для покрытия дерева непосредственно в жилых помещениях. Эти лакокрасочные материалы способны раскрыть всю красоту деревянной поверхности, подчеркнуть ее декоративность. Но для предметов мебели из дерева, которые подвергаются интенсивным механическим воздействиям, их используют.

Эпоксидные лаки, содержащие малое количество вредных включений, имеют высокую стоимость.

Марки эпоксидных ЛКМ: ЭП-074, ЭП-185, ЭП-075, ЭП-0110 пропиточный, ЭП-2178, ЭП-2146 (паркетный), ЭП-5122, ЭП-540, ЭП-524, ЭП-547, ЭП-541, ЭП-730, ЭП-55, ЭП-79, ЭП-741, ЭП-9114М и др.

Полиуретановые

Материалы, образующие защитные покрытия с большим набором ценных свойств, благодаря чему очень востребованы на рынке ЛКМ. Данный вид лака позволяет после отверждения получать покрытие с высокой износостойкостью, твердостью, прочностью, устойчивостью к воздействию окружающей среды (повышенная влажность, воздействие света и пр.), хорошей адгезией к подложке, а также высокими декоративными характеристиками.

Зависимо от состава лакокрасочного материала, различают несколько их видов на основе полиуретана, которые отличаются по свойствам и назначению. Полиуретановые составы, несмотря на достаточно высокую стоимость, широко применяются как в промышленности (например, отделка железнодорожных вагонов), так и в быту (ЛКМ по древесине и пр.).

Некоторые востребованные марки: УР-0231, УРФ-1, УРФ-1М, пр.

Паркетные лаки имеют высокую прочность к абразивному износу и механическим ударам (например, от падения на пол различных предметов). При этом их стойкость к температурным перепадам, воздействию атмосферы и влаги достаточно низкая.

Существует ряд паркетных лаков, в состав которых включены полиуретановые смолы. Этот компонент придает покрытию эластичность, способствует уменьшению деформации деревянной поверхности и исключает образование трещин. Эти свойства благоприятно сказываются на общем состоянии полового покрытия, которое может быть нестабильным из-за разности нагрузок на различные участки пола.

Виды паркетных лаков: УРФ-1, МЧ-0163, ЭП-2146, ПФ-231, др.

Недостатком такого продукта является малая стойкость к истиранию на горизонтальной поверхности. В частности, их лучше не эксплуатировать для покрытия пола. К лодочным и яхтным лакам относятся: ЭП-075, алкидно-уретановый яхтный, др.

ЛАКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ (англ. lacquer, фр. Laques, нем. Lackarbeiten), техника декорирования изделий из дерева, металла, папье-маше, покрытые прозрачным или более плотным веществом, называемым лаком. Как правило, эти изделия, украшенные резьбой, росписью, инкрустацией, гравировкой, отличает блеск зеркальной полированной поверхности, яркость (контрастность) цвета, а в резных лаках – богатая игра светотени.

Натуральный лак, используемый в Китае, Японии и Корее, получают из сока сумаха – лаконосного дерева (Rhus verniciflua), произрастающего на Дальнем Востоке. Работа в технике лака достаточно проста; в результате получаются поверхности различной фактуры и оттенков, которые затем могут повторно орнаментироваться. Лак хорошо противостоит влажности, выдерживает жару, действие кислот и других сильных растворителей. Благодаря этим характеристикам лакирование одинаково пригодно как для утилитарных, так и для декоративных целей.

В Индии, Юго-Восточной Азии, Мексике и Южной Америке лаки добывают из смолистых выделений, оставляемых насекомыми; получаемый в результате продукт напоминает твердый печатный воск и по своим качествам совсем не похож на натуральный лак. В европейском искусстве пытались имитировать восточные лаки, применяя разнообразные составы и техники. Ни один из заменителей не обладает уникальными свойствами натурального лака, и никакая лакировочная техника из разработанных в других частях света не сравнима с качеством восточных лаков.

НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАКИ

Лаковое дерево, произрастающее в Китае, широко культивировалось и в Японии. Сок собирали в летние месяцы, причем из деревьев не менее чем десятилетнего возраста. Сок фильтровали и обрабатывали до получения однородной консистенции; затем удаляли избыток влаги и хранили в плотно закрытой посуде. Главным компонентом этого очищенного сока является вещество урушиол, от японского уруши (лак). Максимального отвердения лак достигает в условиях влажности, поэтому его высушивают во влажной атмосфере при температуре выше 16° С; отвердение очищенного жидкого лакового сока происходит при брожении содержащихся в нем белковых элементов.

Лакирование.

Лаком можно покрывать различные материалы – дерево, бамбук, бумагу, металл, фарфор, кожу, грубую ткань и некоторые синтетические вещества. Однако чаще всего лакируют дерево, обладающее красивой по рисунку древесиной – кипарис, кедр или сосну. При изготовлении шкатулок или подносов дерево обрабатывают с большой тщательностью. После того как поверхности изделия придается абсолютная гладкость, на нее наносится тонкий слой сырого лака, который действует как закрепитель. Все щели и трещины в поверхности заполняют смесью древесной пыли, крахмала и лака. Затем с помощью крахмала и лака фиксируют слой пеньковой материи. Далее поочередно наносят несколько слоев жженой глины или вулканического пепла в смеси с лаком, которые после высыхания грунтуют до гладкости. Этот процесс повторяется с некоторыми изменениями в составе смесей, затем поверхность снова полируется. После этого накладывается последний подготовительный слой, просушивается и полируется точильным камнем.

Вслед за этой сложной подготовительной работой накладываются дополнительные слои лака более высокого качества и твердости, каждый требует по меньшей мере одного дня для просушки и полировки. Поскольку на один предмет наносится не менее 35 слоев, а то и больше, процесс лакирования происходит чрезвычайно медленно. Красители, чаще всего включающие в свой состав оксид свинца и светло-желтое осушающее перилловое масло, добавляют в последние слои. В состав полирующих агентов входят сосновая зола и порошок из жженых оленьих рогов.

Декорация.

Множество методов декорирования лаковых изделий разделяются на две категории: резьба и роспись поверхности. В области резных лаков (tiao ch'i) превосходства достигли китайцы; особенно замечательны те произведения, в которых рисунок вырезан в последовательных слоях чередующейся окраски (метод, называемый японцами гури). Не менее знамениты покрытые сложной узорной резьбой краснолаковые китайские изделия; красный цвет лаку придает киноварь, ртутная руда. Кроме рельефной многоплановой резьбы к знаменитым китайским техникам относятся тончайшая полихромная и золотая роспись лаками по черному или цветному фону, инкрустация перламутром, оловом и серебром (пейзажи, цветы, бытовые сцены). Сходны лаки Кореи, Японии, Юго-Восточной Азии.

Японские лаки знамениты техникой накладного декора.

Процесс изготовления этих изделий сложен и состоит из нескольких этапов, которые могут варьироваться. Один из наиболее распространенных японских методов – маки-э. Эта техника, известная в нескольких вариантах, в основном заключается в разбрызгивании золотого или серебряного (или того и другого) порошка по лакированной поверхности для получения желаемого узора. Другой тип японского декора – кириканэ (резаный металл), в котором поверхность лака усеяна многочисленными, отдельно наложенными тонкими маленькими квадратами из золота, серебра или олова. Третий вид, хёмон (инкрустация металлическими пластинами), заключается в использовании тонких металлических листов, произвольно нарезанных и вставленных в лаковую поверхность. Другая техника инкрустации, радэн, использует перламутр, а также жемчуг и слоновую кость. Техника радэн была известна и китайцам; их лаки, инкрустированные кусочками переливчатого голубого и зеленого перламутра, относятся к варианту, который позднее стал называться французским термином lac burgautée. Китайцы использовали для инкрустации множество дополнительных материалов, в том числе нефрит, коралл, слоновую кость, фарфор.

История.

Китай.

В Китае лаковые изделия известны уже со второго тысячелетия до н.э. К 4–3 вв. до н.э., в поздний период династии Чжоу, искусство изготовления лаковых изделий достигло высокой степени сложности и технического мастерства.

В правление династии Сун (10–13 вв.) основные виды этой техники получили дальнейшее развитие. Высочайшей утонченности искусство лака достигло на протяжении последующих трех столетий правления династии Мин (14–17 вв.).

Массовый экспорт китайских лаков в Европу начался в конце 17 – начале 18 в., что повлияло на увлечение европейцев китайской орнаментикой, мода на которую продолжалась в течение нескольких поколений. В то же время появились т.н. коромандельские лаки, отличающиеся блестящим черным или цветным покрытием с вырезанным рисунком, оттененным красками и золотом. Такие лаковые предметы, чаще всего ширмы, по прибытии в Европу разрезались на панели и вставлялись отдельными фрагментами в европейскую мебель. В 18 в. процветала широкая торговля лаковыми изделиями, изготовленными специально для европейского рынка. Повсюду, особенно в Кантоне, китайские мастера стремились угождать западному вкусу, и нередко европейские торговые компании снабжали их рисунками. В целом китайские лаки, предназначенные на экспорт, были худшего качества, чем для внутреннего рынка; из этих изделий наиболее распространены черные шкатулки, небрежно разукрашенные золотом.

Япония.

Искусство лаков проникло в Японию из Китая через Корею ок. 6 в. В эпоху Хэян (8–12 вв.) японские лаки обрели собственный стиль, а китайское влияние значительно ослабло. Первое упоминание маки-э, чисто японской техники декора, относится уже к 9 в., и с этого времени ее развитие не прерывалось. Дальнейшие технические и художественные достижения относятся к периодам Камакура (12–14 вв.) и сёгуната Асикага (14–16 вв.); из них следует отметить камакурабори – резное дерево, покрытое толстым слоем красного или черного лака. Золотые лаки периода Асикага были предметом зависти в Китае. К периоду Момояма (конец 16 – начало 17 в.) относятся работы известного мастера Хон-Ами Коэцу, отмеченные уверенным и простым рисунком, выполненным в технике инкрустации перламутром и металлом в сочетании с маки-э.

В эпоху сёгуната Токугава (17–19 вв.) описанные выше техники получили развитие в творчестве таких выдающихся художников, как Огата Корин, Рицюо и Сибата Дзэсин. Японские лаки в этот период экспортировались в Голландию, однако первая их выставка в Европе была организована в 1867 в Париже.

ПОДРАЖАНИЕ ВОСТОЧНЫМ ЛАКАМ В ЕВРОПЕ

К концу 17 в. огромная популярность и все возрастающий спрос на восточные лаки привели к тому, что в европейских странах были предприняты попытки изготовления подобных вещей. В Европе появились лакированная мебель и декоративные предметы, подражавшие одному из самых дорогих видов восточного импорта.

В Европе лакированием назывался процесс завершающего покрытия обработки поверхности изделия лаками или другими материалами, которые высушивались под нагревом при достаточно высоких температурах, поэтому чаще всего этот термин относился к декорации металлических изделий. В широком смысле это понятие включает в себя техники, связанные с лакированием деревянных изделий. Первоначально этим ремеслом занимались только профессиональные лакировщики. В качестве моделей они брали наиболее популярные из привозных восточных образцов, нередко копируя рисунки этих моделей с репродукций.

Лакирование по дереву.

Английская техника.

Французская техника.

С уменьшением интереса к подлинному восточному стилю в рисунках на европейских лаках стали усиливаться западные черты; широкое распространение получили гравюры таких художников, как Ж.Пиллеман (ок. 1727–1808). Лаки, украшенные европейскими мотивами – цветами, пасторалями и декоративными узорами, – составляют наиболее значительный вклад Европы в этот вид искусства.

Лакирование по металлу.

Этот процесс был широко распространен в Европе в 17 и 18 вв. Во многих отношениях он близок лакированию на деревянных основах, однако изделия из металла отличаются большей жесткостью и сверкающей яркостью лаковых фонов, которые приобретали высокую степень прочности благодаря обжигу. Такие фоны могли получаться при использовании в качестве основы меди, латуни и других металлов, но чаще всего употреблялось прокатное железо. Лаковые фоны расписывались различными узорами как восточного, так и европейского происхождения; эти изделия были предшественниками популярных в викторианской Англии расписных подносов. Техника расписной жести была распространена вплоть до появления гальваностегии.

В 18–19 вв. стала популярна масляная живопись по лаку. В России в нач. 19 в. на основе масляной росписи по лаку возникли такие народные промыслы как Федоскино (шкатулки) и Жостово (подносы). В 1920–1930-х на базе старых иконописных центров России зародилось тончайшее искусство темперной росписи лаковых изделий – Палех, Мстера, Холуй.

Читайте также: