Сообщение на тему культура западной европы в 14 15 веках 6 класс

Обновлено: 02.07.2024

Что нового появилось в западноевропейской культуре XIV—XV веков?

1. Человек и общество. Культура большинства стран Западной Европы в XIV—XV веках продолжала традиции расцвета Средневековья: те же университеты, рыцарские романы, готические храмы. Однако заметны и черты нового, тесно связанные с переменами в жизни общества.

В эпоху расцвета Средневековья отдельный человек не противопоставлял себя обществу. Он ценился не сам по себе, а как член коллектива себе подобных: цеха, гильдии, общины. Его жизнь подчинялась определённым правилам, и отступление от них осуждалось обществом. Но к концу Средневековья объединения людей, вне которых прежде невозможно было представить их жизнь, начинают мешать им, сковывать их инициативу. В обществе появляется больше возможностей для людей предприимчивых, не следующих традициям, а ломающих их. Крестьяне, ремесленники, купцы всё меньше помогают друг другу и всё больше соперничают между собой. Человек начинает обособляться от коллектива и искать свой путь в жизни.


Монахи подносят Библию королю Карлу Лысому. Миниатюра IX в.


Робер Кампен. Святая Варвара. XV в.

Определите, чем различаются произведения изобразительного искусства с точки зрения пространственной перспективы.

Сходные явления происходят и в искусстве. Появляется линейная перспектива. Прежде художники изображали более значимые фигуры крупнее, чем прочие. Даже помещённые на заднем плане фигуры Христа или императора были крупнее, чем простые люди на первом плане. Теперь же фигуры и предметы, расположенные ближе к зрителю, изображаются крупнее, чем удалённые от него. Изображение строится исходя из того, как видит мир глаз конкретного человека — самого художника.


Петрус Кристус. Портрет молодой дамы. 1450 г.

Среди произведений средневековой литературы и искусства очень много анонимных: писатели и художники часто не указывали своё авторство и даже считали это греховным. Но как раз с XIV— XV веков художник всё реже остаётся анонимным. Не только его мастерство, но и непохожесть на других высоко ценятся им самим и теми, кто его окружает. Творчество приносит ему более высокое положение в обществе, чем прежде.

Наконец, именно в конце XIV — начале XV века в живописи появляется новый жанр — портрет. Прежде художники, даже изображая определённого человека, представляли его идеальным святым, государем или рыцарем; неповторимость облика их мало интересовала. Теперь же художник рисует конкретного человека, не похожего на всех остальных.


Рогир ван дер Вейден. Портрет Антуана Бургундского. 2-я половина XV в.


Фрагмент страницы Библии Гутенберга. 1456 г.

Чтобы воплотить эту идею в отпечатанной книге, нужно было решить сложные для того времени задачи: определить состав сплава для отливки шрифтов, состав краски и многое другое. И то, что всё это удалось сделать одному человеку, — настоящий подвиг, для которого потребовались многие годы мучительных поисков.

Самая ранняя печатная страница датируется 1445 годом, который часто и считают датой изобретения книгопечатания. А в 1456 году Гутенберг издал Библию — шедевр книжного искусства. Печатная книга не уступала рукописной по художественным достоинствам.


Иоганн Гутенберг. Гравюра XVII в.

Дешевизна и большие тиражи книг делали возможным быстрое распространение знаний среди грамотных людей.

3. Колыбель новой культуры. Хотя черты нового появляются в XIV—XV веках в культуре разных стран Европы, лишь в Италии уже в это время возникает новая культура Возрождения, ознаменовавшаяся величайшими достижениями в науке, литературе и искусстве. Особая роль Италии в европейской культуре тесно связана с характерными чертами развития страны.


Дворец Синьории (Палаццо Веккьо) во Флоренции


Дворец банкиров Строцци во Флоренции

Исключительно выгодное расположение Италии в центре Средиземноморья способствовало бурному развитию торговли. Нигде в Европе не было столь многочисленных и процветающих городов.

Именно к таким людям относились многие члены знаменитого флорентийского рода Медичи, среди которых были банкиры, государи, папы римские. Огромное богатство проложило Медичи путь к власти во Флоренции. Правители из рода Медичи привлекали к себе на службу лучших художников и скульпторов. Собранная ими картинная галерея (ныне музей Уффици) - одна из богатейших в мире.


Донателло. Святой Георгий. Скульптура XV в.

Итальянский город с его неповторимым своеобразием был необходимым, но не единственным условием для возникновения новой культуры. В отличие от многих других европейских государств Италия оставалась раздробленной, что приводило к бесконечным внутренним раздорам и делало страну беззащитной перед внешним врагом.


Симоне Мартини. Кондотьёр 1 Гвидориччо да Фольяно

1 Кондотьерами в Италии называли предводителей отрядов наёмных солдат.

Гуманистом мог стать любой, кто страстно любил античность и имел время и способности, чтобы изучать её. Но в действительности гуманистов было очень мало, их кружки насчитывали обычно лишь десяток-другой единомышленников. В таких кружках проводили время в беседах люди разного происхождения и достатка. Знания открывали перед ними путь к высшим городским должностям, постам секретарей государей и пап.

В противовес христианским добродетелям смирения и аскетизма гуманисты разработали собственные моральные принципы. Достоинство человека они связывали не со знатным происхождением, а с качествами и поступками самого человека. Идеалом Ренессанса был всесторонне развитый человек, способный достичь совершенства в различных сферах деятельности: скульптуре и поэзии, живописи и инженерном деле.

5. На заре Возрождения. На рубеже Средневековья и Возрождения в Италии жили и творили два гения — поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265—1321) и художник Джотто (1266—1337).


Давид. Фрагмент короны Священной Римской империи


Статуя Давида работы Донателло

Чем ренессансный Давид отличается от средневекового?

Фрески Джотто посвящены евангельским сюжетам и жизни Франциска Ассизского. Новое понимание человеческого достоинства выразилось в его творениях с такой же силой, как и у Данте.

За свои поэтические достижения Петрарка, подобно античным поэтам, был увенчан лавровым венком на римском Капитолии. Античность была для Петрарки образцом для подражания. Эта оценка противоречила христианской точке зрения, и всю жизнь поэт терзался сомнениями, пытаясь примирить Цицерона и Христа.

В XV веке культура Возрождения распространилась уже во многих городах Италии. Период с середины XIV до конца XV века в Италии принято называть ранним Возрождением.

6. Раннее Возрождение в искусстве. В XV веке гуманистические идеи ярко проявились в живописи, скульптуре и архитектуре. Так, скульптор Донателло впервые, возрождая античную традицию, отступил от средневековых правил и создал тип круглой статуи. Такой статуей можно было любоваться со всех сторон, она была самостоятельным произведением искусства, а не просто частью убранства храма. Архитектор Брунеллески блестяще решил труднейшую инженерную задачу, за которую не решались браться несколько поколений зодчих: перекрыл огромным куполом собор своего родного города.


Купол Флорентийского собора — творение Филиппо Брунеллески. XV в.


Капелла Пацци во Флоренции — ещё один шедевр Брунеллески

Планеты и звёзды Господь Бог сделал из огня, ветер и бури — из воздуха, рыб и пернатых сотворил из воды, людей и скот — из праха. Сравнивая себя с обитателями воды, человек обнаруживает, что он ничтожен; рассматривая небесные создания, познаёт, что ещё более ничтожен; рассматривая сотворённых из огня, приходит к мысли, что ничтожнее его нет. Он полагает себя равным только вьючным животным и узнаёт в любом из них себе подобного.

Неудивительно, если древние и новые изобретатели благородных искусств. не найдя облика прекраснее человеческого, согласились, видимо, в том, чтобы богов ваяли или рисовали в образе людей.

Но до сих пор речь шла об облике, а что сказать о тонком и остром уме этого столь прекрасного и изящного человека? Право же, этот ум столь могуч и замечателен, что благодаря выдающейся и исключительной остроте человеческого разума после первоначального и ещё не завершённого творения мира, видимо, нами всё было изобретено, изготовлено и доведено до совершенства. Ведь наше, то есть человеческое, поскольку сделано людьми, то, что находится вокруг. Наша живопись, наша скульптура, наши искусства, наши науки, наша мудрость.

В чём различие во взглядах на человека между Иннокентием III и Манетти? Какими качествами в человеке восхищается Манетти?

1. Что объединяет линейную перспективу и портретную живопись? 2. В чём суть изобретения Гутенберга? 3. Почему культура Возрождения возникла именно в Италии? 4. В чём взгляды гуманистов расходились с традиционным средневековым мировоззрением? 5. Как проявилось Возрождение в искусстве? По иллюстрациям учебника отметьте характерные черты искусства той эпохи.

6. Обсудите, что способствовало развитию наук, искусства в странах Европы в XIV—XV веках. 7. На основе иллюстраций учебника попробуйте поразмышлять, чем отличается искусство Возрождения от искусства Средневековья. 8. Гуманисты подчёркивали большую воспитательную роль истории. Согласны ли вы с ними? Поясните свою позицию.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Мы запомнили, что:

• XIV—XV века стали в Западной Европе временем глубокого и многостороннего кризиса.

• Противоречия между крестьянами и сеньорами проявились в крупных крестьянских восстаниях.

• В XIV—XV веках в Европе обострились религиозные противоречия, вылившиеся в преследования евреев.

• Многовековой конфликт между Англией и Францией привёл к Столетней войне 1337—1453 годов.

• В конце XV века в ходе ожесточённой борьбы между королевской властью и феодальной знатью завершается объединение ряда западноевропейских стран.

• В области культуры XIV—XV века стали временем обновления. Было изобретено книгопечатание, возникла культура Возрождения в Италии.

В XIV-XV вв. в западном средневековом обще­стве и его культуре произошли глубокие измене­ния. Ослабевали феодальные связи между его членами. Большее значение стали приобретать личные качества человека, умение проявлять ини­циативу. Пошатнулся авторитет церкви. Городская культура питала свободомыслие, формировала новые нормы поведения. Рос интерес к опытному знанию. Это время отмечено достижениями, под­готовившими расцвет искусства и науки в эпоху Возрождения.

Начало книгопечатания

В середине XV в. Гутенберг издал Библию на латинском языке. По красоте шрифта и иллюстраций она не уступала самым велико­лепным рукописным книгам. Мастерские по производству печатных книг — типографии — быстро распространились по Европе.

Книгопечатание произвело пере­ворот в способах распростране­ния информации, имевший для своего времени не меньшее значение, чем изобретение компьютеров в двадцатом веке.

Гуманизм и гуманисты

Время диктовало новое понимание предназначения человека. В обществе усилился интерес к мирской жиз­ни, стремление к успеху, к обретению сча­стья не на небе, а на земле. По-новому стали понимать и достоинство человека, активно утверждавшего себя в обществе. Передовые люди эпохи стали развивать знания о чело­веке. Они называли эти знания гуманизмом, а себя гуманистами, т. е. познающими всё человеческое. Гуманисты стремились прежде всего понять смысл человеческой жизни в земном мире. Идеалом они считали человека, который свободен и сам творит свою судьбу. Человек должен быть активным, добиваться поставленных целей, жизненного успеха. Достоинство ему придаёт образование, блес­тящее знание древнегреческого и латинского языков, постоянное расширение круга зна­ний. Вместе с тем гуманисты не порывали с христианством. Они были уверены, что Бог создал человека творцом, свободным и откры­тым для счастья.

Эпоха Возрождения (Ренессанс)

Раннее Возрождение

В последние века Средне­вековья культурное лидерство в Европе пере­ходит от Франции к Италии. Здесь начина­ется бурный культурный подъём, который предвещает новую эпоху — Возрождение, известную также под французским названи­ем Ренессанс. Эпоху назвали Возрождением потому, что её творцы стремились дать новую жизнь Античности, её наследию. В них они видели высший образец культуры.

Возрождение не случайно началось в Ита­лии. Здесь всегда была жива память о былом величии Рима. Здесь сохранились античные храмы, памятники. В Италии раньше, чем в остальной Европе, начался рост деловой актив­ности — торговой, банковской, предпринима­тельской. Здесь особенно ценили инициативу и свободу. Властители итальянских городов охотно поддерживали художников, поэтов, архитекторов. Их творческие успехи способ­ствовали укреплению власти правителей.

В XIV—XV вв. церковь постепенно утрачивает господство в духовной жизни общества, чему способствовали распространение ересей, упадок схоластики, потеря ею ведущих позиций в области образования. Университеты частично освобождаются от папского влияния. Важной особенностью культуры этого времени является преобладание литературы на национальных языках. Сфера применения латинского языка все более сужается. Создаются предпосылки для создания национальных культур.

Образование. Наука. Философия

Развитие производства в XIV—XV вв. обусловило непрекращающийся рост потребности в образованных людях. В Европе были основаны десятки новых университетов (в Орлеане, Пуатье, Гренобле, Праге, Базеле и в других городах). Гораздо более широкое развитие получают науки, связанные с практическими потребностями общества: математика, юриспруденция, медицина.

Усиливается реалистическое направление в алхимии, которая все теснее связывает свои опыты с повседневными нуждами, в частности, с медициной (создание лекарств из неорганических соединений врачом Парацельсом в XV в.). Разрабатываются новые методы опытов, совершенствуется аппаратура (перегонный куб, химические печи), были найдены способы получения соды, едких натрия и калия.

Среди магистров и студентов появляется много выходцев из горожан и даже крестьянства. Распространение грамотности увеличило спрос на книги. При университетах создаются обширные библиотеки. Так, библиотека Сорбонны в середине XIV в. уже насчитывала почти 2000 томов. Появляются частные библиотеки. Для обеспечения возросшей потребности в книгах в городах организуется их массовая переписка в мастерских с широким разделением труда. Крупнейшим событием в культурной жизни Европы являлось изобретение Гуттенбергом книгопечатания (ок. 1445), распространившегося затем по всем странам Европы. Искусство книгопечатания дало в руки читателя дешевую и удобную книгу, способствовало быстрому обмену информацией и распространению светской образованности.

Развитие философии XIV в. ознаменовалось новым временным подъемом номинализма. Крупнейшим его представителем был Уильям Оккам (ок. 1300 — ок. 1350), получивший образование в Оксфордском университете. Оккам завершил критику философских доказательств существования бога, объявив, что бытие бога — предмет веры, а не философии. Задача знания — постижение реально существующего, а так как реальны только единичные вещи, то познание мира начинается с опыта. Все же общие понятия (универсалии) — знаки (термины), логически обозначающие многие объекты, существуют только в уме, хотя и не лишены полностью объективного значения.

Учение Оккама широко распространилось не только в Англии, но и в других странах Европы. Один из его продолжателей — Николай из Отрекура отрицал всякую возможность философского доказательства веры. С учением этого философа в схоластику проникает веяние материализма. Представители парижской школы оккамистов Жан Буридан и Никола Орем занимались не только богословием, но и естественными науками. Они интересовались физикой, механикой, астрономией. Орем попытался сформулировать закон падения тел, развил учение о суточном вращении земли, выдвинул идею применения координат. Учение оккамистов было последним взлетом схоластики. Противодействие церкви привело в конце XIV в. к ее окончательному упадку. На смену ей все более выдвигалась экспериментальная наука.

7. 2. Дипломатический успех Западной Европы

7. 2. Дипломатический успех Западной Европы Эта программа была успешно реализована.Судите сами. а) Во второй половине XVI века на Руси начинается смута и гражданская война, о которой мы подробно рассказали в [5]. Орда проигрывает войну. В результате к власти приходят Романовы

Физика Западной Европы

Физика Западной Европы Схоластика XI–XIII веков В XI веке и Европа наконец начала проявлять склонность к занятиям науками. Вся ученость была здесь в руках церкви, поскольку издревле, как и везде, знаниями традиционно владели жрецы. Усложнение структуры общества, появление

Астрономия Западной Европы

Астрономия Западной Европы Европейская астрономия до XV века Не подлежит никакому сомнению, что европейские народы заимствовали свои астрономические сведения от арабов. Астролябия, изобретенная византийцами главным образом с целью точного определения времени, была

Линейно-ленточная керамика Европы V–IV тыс. до н. э. Культура триполье. Начало вытеснения древней средиземноморской общности Европы индоевропейцами

Линейно-ленточная керамика Европы V–IV тыс. до н. э. Культура триполье. Начало вытеснения древней средиземноморской общности Европы индоевропейцами Сложившаяся около конца VII тыс. до н. э. земледельческая и скотоводческая общность средиземноморского населения Балкан,

Раздел 19. Основатели западной Европы.

Раздел 19. Основатели западной Европы. Так кто же создал предпосылки современных западных государств? Спросите у историков, и они, ко­нечно, скажут – Германские племена! Ну а на самом деле? Заранее говорю. Своё мнение я не навязываю. Я историю не выдумываю. Сами всё можете

Войска Западной Европы

Войска Западной Европы Возможные союзники Дмитрия Московского и Мамая 1. Тяжеловооружённый рыцарь (возможно, командир подразделения).Этот воин снаряжён типично для Европы конца 14 века. Его голову защищает лёгкий шлем, близкий по форме к раннему бацинету, с кольчатой

Войска Западной Европы

Войска Западной Европы Возможные союзники Дмитрия Московского и Мамая 1. Тяжеловооружённый пехотинец-копейщик (1—2 линии построения).В течение 14 века пехота в Западной Европе играет все более и более важную роль на поле боя. Хорошо вооружённая и дисциплинированая пехота

Новые государства Западной Европы

Культура Западной Европы в XI–XV вв

Культура Западной Европы в XI–XV вв Средневековая культура достигает своего расцвета в XI–XV вв. Она становится чрезвычайно многослойной, отражая высокую степень стратификации самого общества: в ней выделяются рыцарский и городской пласты, субкультуры городской

Культура Западной Европы в XV – первой половине XVII в

Культура Западной Европы в XV – первой половине XVII в Культуру раннего Нового времени отличали чрезвычайная многослойность и разнообразие, в эту эпоху сосуществовали противоречивые тенденции в духовной жизни и творчестве, уживались разные типы культуры, направления и

Часть 3. Предыстория Западной Европы

Глава II КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Культура Западной Европы в XIV – XV веках

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура Западной Европы в XIV – XV веках

Культура Западной Европы в XIV – XV веках

Главный вопрос урока Как изменилась картина мира в сознании людей в XIV – XV.

Главный вопрос урока Как изменилась картина мира в сознании людей в XIV – XV веках?

Образ мира в средневековой культуре БОГ

Образ мира в средневековой культуре БОГ

Эпоха Возрождения В XIV – XV веках в культуре Западной Европы происходят важн.

Эпоха Возрождения В XIV – XV веках в культуре Западной Европы происходят важные изменения. Начинается эпоха Возрождения (по-французски – Ренессанс).

Что такое Возрождение? Возрождение (Ренессанс) – это эпоха в истории европейс.

Что такое Возрождение? Возрождение (Ренессанс) – это эпоха в истории европейской культуры XIV – XVI веков, для которой характерны: рост интереса к человеческой личности возрождение античного (греко-римского) наследия

Главные изобретения эпохи Возрождения Портретная живопись книгопечатание

Главные изобретения эпохи Возрождения Портретная живопись книгопечатание

Портретная живопись Пришла на смену средневековому стилю условного изображени.

Портретная живопись Пришла на смену средневековому стилю условного изображения людей. В отличие от него портрет обращал внимание на чувства и мысли конкретных людей. Сандро Боттичелли Портрет Симонетты Веспуччи

Книгопечатание Изобретение книгопечатания позволило снизить стоимость книг и.

Книгопечатание Изобретение книгопечатания позволило снизить стоимость книг и издавать их большими тиражами, что сделало возможным быстрое распространение знаний среди грамотных людей. Изобрёл книжный станок немец Иоганн Гутенберг в 1445 году. Портрет Иоганна Гутенберга. Гравюра XVII века

Где и почему началось Возрождение? Возрождение началось в Италии. Его колыбел.

Где и почему началось Возрождение? Возрождение началось в Италии. Его колыбелью считается город Флоренция. Вид современной Флоренции

Причины Возрождения Наличие богатых и процветающих городов Наличие у их жител.

Причины Возрождения Наличие богатых и процветающих городов Наличие у их жителей особых качеств: расчётливость, предприимчивость, обширные знания о мире Отсутствие в Италии сильной королевской власти Сохранение значительного античного наследия на земле Древнего Рима

Гуманизм Люди эпохи Возрождения выработали особое мировоззрение. Оно получило.

Гуманизм Люди эпохи Возрождения выработали особое мировоззрение. Оно получило название гуманизм, а его сторонники – гуманисты. Эти понятия происходят от латинского слова humanus — человеческий, человечный. Гуманизм – это особое мировоззрение, в центре которого стоит человек.

Искусство раннего Возрождения В эпоху перехода от средневековой культуры к ку.

Искусство раннего Возрождения В эпоху перехода от средневековой культуры к культуре Возрождения жили и творили многие великие художники и поэты. Самыми известными из них являются Данте, Джотто, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо.

Деятели Возрождения Имя деятеля Чем прославился? Данте Алигьери ДжоттодиБондо.

Деятели Возрождения Имя деятеля Чем прославился? Данте Алигьери ДжоттодиБондоне Франческо Петрарка

Джотто ди Бондоне Великий живописец, рисовавший картины на евангельские сюжет.

Джотто ди Бондоне Великий живописец, рисовавший картины на евангельские сюжеты и отразивший в них новое понимание человека. Джотто ди Бондоне Поцелуй Иуды. Фрагмент

Сандро Боттичелли Творчество этого великого итальянского художника по праву с.

Сандро Боттичелли Творчество этого великого итальянского художника по праву считается вершиной искусства раннего Возрождения. Сандро Боттичелли Рождение Венеры

Главный вопрос урока Как изменилась картина мира в сознании людей в XIV – XV.

Главный вопрос урока Как изменилась картина мира в сознании людей в XIV – XV веках?

Образ мира в средневековой культуре БОГ

Образ мира в средневековой культуре БОГ

Образ мира в культуре Возрождения ЧЕЛОВЕК

Образ мира в культуре Возрождения ЧЕЛОВЕК

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 548 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.04.2018 1771
  • PPTX 2.2 мбайт
  • 149 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Костин Андрей Валерьевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: