Сообщение на тему культура мордовии

Обновлено: 05.07.2024

На территории республики около 2 000 памятников истории, культуры и архитектуры, 849 из них охраняется государством; достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов, а также связанные с историей родного края, жизнью выдающихся исторических личностей: патриарха Никона, протопопа Аввакума, адмирала Ф. Ушакова, преподобного Серафима Саровского, поэта Н. П. Огарева, ученого-филолога М. Бахтина и многих других.

В культурном ландшафте Мордовии особо выделяются локальные природно-исторические комплексы Инсара, Краснослободска, Саранска, Темникова. В XVI–XVII вв. эти населенные пункты возникли как города-крепости на юго-восточных рубежах Русского государства. Отдельные фрагменты оборонительных сооружений сохранились в пригороде Саранска.

Культурным достоянием народов Мордовии является разветвленная сеть учреждений культуры и искусства, объединяющая свыше 1 200 объектов. Это музеи, театры, библиотеки, образовательные учреждения, национально-культурные центры.

Сохранением и пропагандой культурного наследия народов Мордовии активно занимаются музеи республики. Они созданы в большинстве учебных заведений, на многих предприятиях, в каждом районном центре. Некоторые из них являются подразделениями Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея имени И. Д. Воронина. Кроме основной экспозиции, в его залах работают выставки, посвященные историческим датам и важным событиям современности. В недалеком будущем музей будет отмечать свое столетие.

Статус особо ценного объекта культуры народов, проживающих на территории Республики Мордовия, имеет Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи. В его фондах сосредоточены лучшие произведения, созданные живописцами и графиками, скульпторами, мастерами декоративно-прикладного искусства России и Мордовии за многие годы. Жемчужиной коллекции является экспозиция работ из творческого наследия выдающегося скульптора ХХ века Степана Дмитриевича Эрьзи. Музей является хранителем уникального – крупнейшего в мире – собрания произведений великого сына мордовского народа. Творчество скульптора названо одним из семи чудес финно-угорского мира.

В республике более 600 библиотек с общим фондом около 7,5 млн книг и журналов. Массовые библиотеки имеются во всех районах, наибольший книжный фонд сосредоточен в Национальной библиотеке имени А. С. Пушкина в Саранске. В результате ее реконструкции в республике откроется филиал Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина.

Заметная роль в формировании и развитии культурного потенциала Мордовии принадлежит активно работающим творческим союзам, объединяющим художников, писателей, композиторов, дизайнеров, театральных деятелей.

К услугам населения республики 590 учреждений культурно-досугового типа – дома культуры, клубы, центры досуга. В них создано более 3 тысяч клубных формирований; число сотрудников этих учреждений превышает 36 тысяч человек.

В Мордовии создано шесть центров национальной культуры: два мокшанских (в с. Рыбкино Ковылкинского района и с. Старая Теризморга Старошайговского района), два эрзянских (в с. Низовка Ардатовского района и с. Подлесная Тавла Кочкуровского района), русский (в с. Кочелаево Ковылкинского района) и татарский (в с. Лямбирь Лямбирского района).

В республике успешно развивается театрально-зрелищное искусство. В ее столице городе Саранске 5 театров, государственная филармония, 4 концертных организации.

Основными направлениями в области сохранения культурного наследия и развития культурного потенциала Республики Мордовия являются: укрепление материально-технической базы объектов культуры; подготовка кадров для сферы культуры, привлечение и закрепление в республике талантливой молодежи; повышение уровня окупаемости проектов и мероприятий культурного сервиса; социально-экономическое освоение объектов культурно-исторического наследия; развитие культурного туризма.

Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи – один из крупных культурных центров республики. Музей имеет два филиала: Дом-музей С. Д. Эрьзи в селе Баево и Дом-музей Ф. В. Сычкова в селе Кочелаево. В Саранске, кроме основного здания, его экспозиции размещены также в Музее мордовской народной культуры и Выставочном зале. В главном здании располагаются постоянные экспозиции, посвященные произведениям С. Д. Эрьзи, Ф. В. Сычкова, И. К. Макарова, старых отечественных мастеров и современных художников, зал народного искусства. Коллекция музея насчитывает 15 тысяч единиц хранения.

Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941–1945 годов был открыт 6 мая 1995 г. Фонды музея насчитывали около 40 тысяч единиц хранения. Это уникальные документы и фотографии, личные вещи бойцов, оружие, фронтовые письма, награды, полученные уроженцами Мордовии за подвиги в боях, архивы прославленных военачальников. Кроме того, в экспозицию музея входят картины и скульптуры на военную тему, а также большой книжный фонд по истории Великой Отечественной войны.

Ардатовский краеведческий музей в своих фондах имеет коллекции предметов быта, этнографии, нумизматики, произведений декоративно-прикладного искусства, а также фотоматериалы по самобытной истории края.

Дом-музей Героя Советского Союза М. П. Девятаева – одно из самых известных и значимых культурно-исторических учреждений Республики Мордовия, так как имя этого человека известно во всем мире. Рядом с музеем в центре поселка Торбеево находится памятник Девятаеву, а при въезде в поселок установлен самолет МиГ-17 в честь героического побега летчика из фашистского плена.

Дубенский краеведческий музей располагает фондами, которые насчитывают более 6 тысяч единиц хранения. Среди них есть и уникальные, например колокол массой 200 кг и оригинальный по технике изготовления портрет на ткани.

Инсарский историко-краеведческий музей открыт 19 февраля 1987 г. к 340-летию города. Художественное оформление выполнено дизайнерами из Харькова, которые использовали архитектурные особенности церковной постройки. Благодаря необычному художественному решению Инсарский историко-краеведческий музей – один из самых лучших районных музеев Республики Мордовия.

Ковылкинский краеведческий музей хранит в своих фондах 12 тысяч экспонатов. Здесь организованы выставочный зал, зал И. М. Скобцова, военно-патриотический зал, зал современной истории.

Темниковский историко-краеведческий музей Ф. Ф. Ушакова располагается в историческом здании, построенном в 1809 г. Во время Отечественной войны 1812 г. здесь был госпиталь, который содержался на средства адмирала Ф. Ф. Ушакова и священника А. Иванова. В настоящее время в музее работают 8 залов, в фондах более 5 тысяч экспонатов.

Чамзинский историко-краеведческий музей насчитывает более 4 500 экспонатов. Его экспозиция – это хронологический показ исторических событий с использованием материалов, рассказывающих о людях, уроженцах района, которые в этих событиях участвовали.

Музей мордовской народной культуры располагается в здании, являющемся памятником городской архитектуры начала XX в. В фондах музея более 3 500 экспонатов: мордовская национальная одежда, бытовые предметы, сельскохозяйственные орудия, иконы, деревянные скульптуры, книги и фотографии. В выставочном зале музея регулярно проходят выставки творчества мордовских художников и изделий народного промысла.

Дом-музей С. Д. Эрьзи находится в селе Баево Ардатовского района. Здание представляет собой деревянную избу с четырехскатной крышей, состоящую из жилого помещения и сеней. В экспозиции дома-музея документы и фотографии, посвященные различным периодам жизни Эрьзи, репродукции некоторых из его произведений, личные вещи скульптора, работы его учеников.

Дом-музей Ф. В. Сычкова находится в деревянном здании, в котором художник жил в 1933–1956 гг. Экспозиция музея состоит из мемориального и художественного разделов. В художественном разделе выставлены кисти, палитры, этюдник, мольберт, экспонируются картины Сычкова разных жанров.

Деревня Алексеевка. Родовое имение Ушакова Фёдора Фёдоровича (1745–1817) – прославленного флотоводца, не знавшего поражений в морских битвах. В ходе Русско-турецкой войны 1787–1792 гг. внес серьезный вклад в развитие тактики парусного флота. Канонизирован Русской православной церковью.

Село Анаево. Дом-музей Кирюкова Леонтия Петровича (1895–1965) – одного из основоположников мордовской профессиональной музыки.

Село Баево. Родина Эрьзи Степана Дмитриевича (настоящая фамилия Нефёдов) (1876–1959) – российского и советского художника, мастера скульптуры, в первую очередь из дерева. Творчество его по достоинству оценено на мировом уровне.

Село Виндрей. Родина Ахромеева Сергея Фёдоровича (1923–1991) – советского военного деятеля, Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза. Лауреат Ленинской премии 1980 г. за исследование и разработку новых систем автоматизированного управления Вооруженными силами.

Село Кочелаево. Родина Сычкова Федота Васильевича (1887–1958) – художника, основоположника профессиональной живописи в мордовском крае.

Село Михайловка. Родина Филатова Нила Федоровича (1847–1902) – известного профессора Московского университета, обогатившего педиатрию новыми руководствами, и Филатова Владимира Петровича (1875–1956) – директора Одесского научно-исследовательского центра глазных болезней.

Село Новые Турдаки. Родина Беззубовой Фёклы Игнатьевны (1880–1966) – эрзянской народной сказительницы. Всего издано 10 сборников ее произведений на русском и мордовском языках.

Село Пуркаево. Родился Пуркаев Максим Алексеевич (1894–1953) – полководец Великой Отечественной войны, генерал армии. Под руководством Пуркаева подготовлены и проведены Ржевско-Сычёвская, Великолукская, Ржевско-Вяземская, Сунгарийская операции.

Город Рузаевка. Родился Полежаев Александр Иванович (1804–1838) – русский поэт. В творчестве Полежаева преобладает лирика с мотивами безнадежности, грусти, обреченности и отчаяния, гневный протест против притеснителей и власти.

Город Саранск. Жили Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) – литературовед, лингвист, философ; Яушев Илларион Максимович (1902–1961) – первый профессиональный мордовский певец.

Поселок Торбеево. Родина Девятаева Михаила Петровича (1917–2002) – лётчика-истребителя. Совершил побег из немецкого концлагеря на острове Узедом на угнанном бомбардировщике. Доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном центре, где производилось и испытывалось ракетное оружие нацистского рейха.

Село Ушаковка. Родился Горюнов Сергей Кондратьевич (1899–1967) – военный летчик, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации. Участвовал в советско-финляндской, Великой Отечественной войнах.

Село Чеберчино. Жил Румянцев-Задунайский Пётр Александрович (1725–1796) – русский военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал. Участвовал в Семилетней войне, русско-турецких войнах 1768–1774 и 1787–1792 гг. В феврале 1779 г. Указом императрицы Екатерины II Румянцев был назначен наместником Курского и Харьковского наместничеств, а также Малороссии.

БИБЛИОТЕКИ

В Республике Мордовия на 1 января 2011 года насчитывалось 540 библиотек системы Министерства культуры, из них 536 муниципальных , 4 библиотеки республиканского значения. В некоторых библиотеках, наряду с традицонными карточными, формируются электронные каталоги (Национальная библиотека им. А. С. Пушкина, Мордовская республиканская детская библиотека, Научная библиотека им. М. М. Бахтина, центральные библиотеки Ковылкинского, Темниковского, Лямбирского, Чамзинского, Ельниковского, Ичалковского районов). 34 библиотеки Республики Мордовия подключены к сети Интернета. В Научной библиотеке им. М. М. Бахтина открыт зал электронных ресурсов. Ее фонд включает также аудио- и видеоматериалы.

В фондах Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина около 1,5 млн различных документов: книг, в том числе на языках народов России и 36 иностранных, журналы и газеты по разным отраслям знания, техническая документация, кино-, фото-, фонодокументы, в том числе микрофиши, микроплёнки, слайды, грампластинки, компакт-диски. В фондах имеются первые книжные библиотеки, прижизненные издания выдающихся русских и зарубежных авторов

Мордва — финно-угорский народ, проживающий в Республике Мордовия и сопредельных с нею областях. Республика, образованная в 1930 году, является частью Приволжского федерального округа. Столица Мордовии — город Саранск.

Мордовский народ подразделяется на два субкультурных этноса — эрзя и мокша. Эрзяне и мокшане отличаются своими литературными языками, традиционным бытом и культурой. Мокши проживают в южных и западной частях Мордовии, эрзи — в восточных и северо-восточных. Общепринятом языком в республике считается русский.

Большая часть мордовского народа придерживается православия, в республике проживают также лютеране, молокане, буддисты, иудеи, мусульмане и представители языческих религий.

Культура и быт мордовского народа

Культура мордовского тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками.

В Мордовии отмечают Рождество, Пасху, Масленицу и Троицу. С давних времен эрзи и мокши играют на волынке, флейте, кларнете, трещотке и ксилофоне. Современную музыкальную культуру представляют несколько популярных музыкантов, а также ансамблей, исполняющих произведения на национальных языках.

На территории Мордовии расположено множество древних монастырей, куда приезжают паломники со всей России. Действуют: Республиканский краеведческий музей, Музей изобразительных искусств, Темниковский историко-краеведческий музей, Музей боевого и трудового подвига, а также около ста мелких музеев. Гордостью республики являются Национальная библиотека имени Пушкина и Театр кукол.

В 2006 году в Мордовии открылся Поволжский центр культур финно-угорских народов. В Саранске проходят крупные международные ярмарки, фестивали и съезды финно-угорских народов. В 2012 году в республике широко отметили тысячелетие единения мордовского и русского народов.

В старину мордовский народ жил одним родом в небольших поселениях на берегах рек и по опушкам лесов. Дома располагались посреди крупных дворов, обнесенным высоким забором. Дом состоял из избы и сеней и отдельных хозяйственных построек. В семьях насчитывалось по 30-40 человек.

С давних времен мордовский народ успешно занимается земледелием, пчеловодство, рыболовством, охотой, сбором диких ягод и трав. Повсеместно развито народное творчество — вышивка, узорное ткачество, шитье бисером, резьба по дереву, изготовление ювелирных изделий, ткачество и прядение.

Традиции и обычаи мордовского народа

Современные традиции мордовского народа пришли из глубокой древности. Сформировались они на единении человека с природой. Множество традиций эрзян и мокшан связаны с созданием семьи и появлением ребенка. Со времен язычества сохранились поверья и обычаи, касающиеся похорон и почитания умерших предков.

Мордовский народ отличается радушием и хлебосольством. На большие церковные праздники в мордовские поселения из ближайших деревень съезжались русские, чтобы отведать вкуснейшие блюда, принять участие в народных гуляниях.

Традиционная кухня мордовского народа имеет сходство с русской. Популярными блюдами являются различные каши, щи, вареное мясо, жареная печень, квашеная капуста, квас, простокваша, напитки из меда, ячменя, хмеля и солода.

Издревле мордовские девушки занимаются гаданием. Популярностью пользуются народные игры на свежем воздухе. Большое внимание уделяется воспитанию у детей трудолюбия, уважения к старшим, приучению к труду и прививанию древних семейных традиций.

Культура
В Мордовии сохранилось большое число археологических, архитектурных и культурных памятников, среди которых: Имеркские стоянки — уникальный комплекс древних поселений эпохам неолита и энеолита в Зубово-Полянском районе; поселение Ош Пандо в Дубенском районе, где были открыты следы пребывания племен так называемой балановской (или фатьяновской) культуры бронзового века; Андреевский курган у села Андреевка Большеигнатовского района с образцами древнемордовской культуры; Старобадиковские могильники, Шокшинский могильник, Виндрейское городище, Итаковское городище. В 3,5 км к северо-западу от села Теньгушева находится Теньгушевское городище, в котором сохранились оборонительные сооружения — земляной вал высотой до 4 м и оплывший ров.
Среди важнейших культурных памятников Мордовии — Огаревская аллея в Старом Акшине (Старошайговский район) — родовом имении русского поэта и общественного деятеля Н. П. Огарева.

Крупнейшие музеи: Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей с 9 филиалами в районах республики, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи с 3 филиалами, Музей боевого и трудового подвига c филиалом — музеем А. И. Полежаева. Кроме государственных, в республике имеется более ста[18] небольших музеев на общественных началах, в том числе созданные при образовательных учреждениях, некоторых предприятиях.
Крупнейшая библиотека республики — Национальная библиотека имени Пушкина в составе НИ "МГУ им. Н. П. Огарева".
В России широко известен Государственный театр кукол Республики Мордовия. Основной репертуар театра — народные сказки.
В начале XX века мировую известность получил скульптор Эрьзя. Значение его творчества широко пропагандируется в республике, поскольку в своих работах он уделял значительное внимание в том числе и мордовской культуре.
Национальная эрзянская и мокшанская культура представлена несколькими популярными исполнителями, исполняющими современные песни на мокшанском и эрзянском языке, а также несколькими коллективами, исполняющими традиционную музыку. Среди них выделяется группа Торама, основанная в 1990 году Владимиром Ромашкиным. Исполнители мокшанских и эрзянских песен представляют свой репертуар в республике, а также на посвящённых финно-угорской культуре мероприятиях в России и за рубежом.

…..Главная составная часть духовной культуры мордовского народа, являются народные обряды, объединяющие элементы устно-поэтического творчества драматического, декоративно-прикладного искусства. Они рязделяются на сезонные, связанные с традиционными занятиями (земледелием, скотоводством, пчеловодством и др.), семейные (родильные, свадебные, похоронные и поминальные), церковные.В обрядах мордвы постепенно произошло переплетение языческих и христианских элементов.
Наиважнейшим событием жизни любого человека, его близких и родных, является создание семьи. Это событие сопровождалось разнообразными обрядами. Свадебные традиции и обряды, в принципе, были одинаковы у разных этнических и территориальных групп мордвы, хотя имеется ряд особых обрядовых составляющих.

Мордовская танцевальная культура
Заимствуя некоторые характерные особенности национальной пластики соседних народов, мордовский народ тем не менее оставался верен своим строгим манерам: сдержанная, твёрдая, определенная поступь в танце; положение рук, принимающих три или четыре статичных движения; положение головы — гордо поднятая; осанка прямой спины. Если, к примеру, в русском танце есть присядка, любой притоп идет с наклоном корпуса, то в мордовском наоборот — существует лишь полуприсядка и прямой корпус. Скромность девушки не в склоненной голове и застенчиво опущенных глазах, как в русском танце, а во внутренней собранности. Она смотрит прямо, взгляд ее строг, ни тени жеманства, либо пустого кокетства, при этом девушка не заигрывает с юношей, а демонстрирует свою уверенность и твердость. Черты характера мордвы — бескомпромиссность, доходящая до щепетильности, настойчивость и упорство — передаются в национальном танце: ничего лишнего, все графично, четко и определенно. Юноша не ведет девушку в танце за руку, как в русском, а наоборот, сопровождает ее рядом. Два гордых, два достойных один другого. Мордовский танец наивен и прост, но этим-то по-своему красив.

Культура Мордовии представлена огромным многообразием культурных заведений, творческих художественных коллективов, ансамблей, организаций. Все это преумножается разнообразием традиционной мордовской национальной культурой. Национальный колорит культурной жизни Саранска и Мордовии в целом ощущается сразу же при въезде в Мордовию. В Республике очень много делается как для развития современной культуры и искусства, так и для сохранения национальной культуры, обычаев, традиций и старинных мордовских обрядов.
Культурные учреждения Мордовии и ее столицы – Саранска, представлены большим разнообразием. В республике имеется несколько театров. Несколько музеев расскажут об истории Мордовии, ее единения с народами России, о развитии и становлении современной Мордовии и Саранска, о трудных военных днях республики, о ее людях, заслугах и наградах. Множество выставочных залов имеют в своих запасниках шедевры искусства от известных мастеров живописи, скульптуры, фотографии. Художественные салоны и художественные галереи всегда открыты для посещений паломниками от искусства.
В республики существует несколько художественных коллективов различного направления в искусстве. Это и ансамбли песни и танца, хоровые коллективы, театральные труппы, сольные исполнители. Многочисленные молодежные коллективы представляющие все жанры искусства. Все это пополняется народным творчеством, многочисленными любителями из непрофессиональной среды. Для всего этого многообразия распахнуты двери концертных залов и национальных театров.
Жители Саранска и районов Мордовии часто являются зрителями веселых праздничных программ и народных гуляний. Зачастую сами жители Мордовии являются непосредственными участниками культурных программ и участвуют в народных творческих постановках.
Для любителей самого массового вида искусства – кино, в Саранске и Мордовии имеется множество современных кинотеатров. Зрители самого разного возраста и любители различных жанров кино, смогут по своему желанию выбирать удобные сеансы для просмотра кинофильмов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Мордва В Ульяновской области мордва составляет 4,4 процента населения (1989 г.

Мордва В Ульяновской области мордва составляет 4,4 процента населения (1989 г.). В 1897 году - 13,0 процентов населения губернии (тогда в состав губернии входила восточная часть современной Мордовии). Живет она преимущественно в южных районах области - Николаевском, Новомалыклинском, Кузоватовском, Павловском и других районах. Мордовские племена -автохонное (коренное) население междуречья Оки, Суры, Средней Волги. Мордва делится на две основные группы: эрзю, занимавшую в прошлом левобережье р. Суры, и мокшу, обитавшую в бассейне р. Мокши. В Ульяновской области проживает преимущественно мордва - эрзя. По языковой группе мордва относится к волжской ветви финно-угороской группы уральской языковой семьи.

Селения Мордовские племена селились по берегам рек, часто перенося свои време.

В состав жилищно-хозяйственного комплекса входили сараи, хлев, конюшня, баня.

В состав жилищно-хозяйственного комплекса входили сараи, хлев, конюшня, баня с печью-каменкой и другие постройки, а также полуземлянка из двух помещений, в которой хранили особо ценное имущество, в частности зерно и одежду, летом здесь спали. На улице напротив дома ставился виход – погреб с наземной Для мокши был характерен открытый двор, для эрзи – закрытый, иногда двухэтажный

Жилище было либо двухраздельным - жилая часть и сени, либо трехраздельным, ко.

Жилище было либо двухраздельным - жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей. Планировка жилой части была в основном среднерусского типа: печь располагалась у двери в одном из углов, устьем была обращена к окнам передней стены, по диагонали от печи располагался передний угол. Вдоль стен набивались широкие лавки, лавка сбоку от входной двери завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. У мокши в простенке между печью и задней стеной устраивался широкий дощатый настил. Под потолком делали полати для спанья, рядом с печью стоял шкаф-ларь для посуды, на стене у печи подвешивалась для хранения ложек ложкарница, сделанная из прутьев, лыка, бересты или дерева..

Хозяйство Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенно.

Хозяйство Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледелие, основными полевыми культурами были ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лен, выращивались также огородные культуры. Со 2-й половины 19 в. стал распространяться картофель. На втором месте по значимости находилось животноводство – разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, домашней птицы. Значительную роль играли подсобные занятия, связанные с использованием лесов и водоемов – охота, рыболовство, бортничество. Из ремесел особое значение имели железоделательное и кузнечное, важны были прядение и ткачество, керамическое производство, деревообработка, углежжение, смолокурение и др.

Семейный быт Мордовская большая семья могла проживать как в одной, так и в не.

Семейный быт Во главе семьи стоял самый старший мужчина — кудазор Власть глав.

Семейный быт Во главе семьи стоял самый старший мужчина — кудазор Власть главы была очень велика, все находилось в его воле. Он представлял домохозяйство перед властями, общиной, имел право распоряжаться семейным имуществом, а также обладал правом купли и продажи, осуществлял сделки и договоры. Кудазор (покштя) руководил всеми работами, следил за ходом их исполнения, был ответственным за моральный облик членов семьи

Семейный быт Хозяйке дома принадлежала огромная роль по уходу за младенцем. В.

Семейный быт Хозяйке дома принадлежала огромная роль по уходу за младенцем. В силу чрезмерной занятости матери в хозяйственной и повседневной жизни, её заботы о ребенке брала на себя кудазорава (покштя-ва). Она нянчила, пестовала, ласкала, лечила, воспитывала, закладывала основы нравственности и трудолюбия

МОРДОВСКАЯ ОБЩИНА Важнейшим традиционным институтом социализации личности у м.

МОРДОВСКАЯ ОБЩИНА Важнейшим традиционным институтом социализации личности у мордовского народа выступала община (или мир — сельская община со всеми её членами : "С миру по нитке — голому рубашка", "Всем миром", "На миру и смерть красна", "Не от мира сего", "Сильные мира сего"). Фактически каждый человек с момента рождения и до самой смерти находился под её опекой. Она приобщала детей и молодежь к нормам общественной, правовой, трудовой жизни, к системе общин-ного этикета и его вековых правил, коллективным видам работы, общественным праздникам, религиозным верованиям.

Общественный быт «. между крестьянам царствует величайший порядок, в один и.

Суд старейших у мордвы Вплоть до 30-х гг. XX в. большим авторитетом и решающи.

Суд старейших у мордвы Вплоть до 30-х гг. XX в. большим авторитетом и решающим правом голоса пользовались почетные старцы, представляя своего рода неформальную власть общества. Они составляли совет старейшин, имеющий право вмешиваться во все вопросы жизни общины

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ МОРДВЫ Названия некоторых богов всё же сохр.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ МОРДВЫ Названия некоторых богов всё же сохранились : небом и временем управлял бог Шкай; его супругой была Анге — богиня жизни, добра и любви; Чи-паз был богом солнца; Мастер-паз — богом земли (земной тверди); Ков-паз — богом луны; Пургине-паз — богом грома; Богиня Шобдава являлась в виде зари; Толава в виде огня; землей (почвой) ведала Модава; водой — Ведява; Ритуальный штатол (свеча) с моления

Духовная культура и традиционные верования Для брачных отношений мордвы было.

СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ МОРДВЫ Свадьба — одно из наиболее важных событий в жизни.

СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ МОРДВЫ Свадьба — одно из наиболее важных событий в жизни семьи. Традиционные обряды, приуроченные к разным ее этапам, должны были способствовать её благополучному ходу, а также объявлять о событии односельчанам и родственникам. Свадебные обряды отличались большой сложностью и разнообразием, что определялось особенностями расселения, многообразием контактов отдельных групп этноса с соседями.

Свадьба Свадьба состоит из слеующих действий-этапов : 1) сватовство (ладяма.

Свадьба Свадьба состоит из слеующих действий-этапов : 1) сватовство (ладяма (м.), ладямо (э.); 2) приготовление к свадьбе (свадьбанъ аноклама (м.), свадьбанъ анокстамо (э.); 3) свадьба в доме жениха (свадьбась церанъ кудса (м.), свадьбась церанть кудосо (э.); 4) свадьба в доме невесты (свадьбась стирень кудса (м.), свадьбась тейтеренъ кудосо (э.); 5) приезд свадебного поезда к невесте (куданъ сама-валгома (м.), валгомо (э.); 6) свадьба в доме жениха после венчания (свадьбась цёрань кудса (м.), свадьбась цёранъ кудосо (э.), венцямда меле (м.), венчамодо мейле (э.); 7) день потех или ряженых (потиха ши (м.), потиха чи (э.). Костюм невесты

Свадебные обряды На второй день свадьбы совершали ряд обрядов, связанных с пр.

Свадебные обряды На третий день свадьбы для молодых устраивали угощение их ро.

"Эрзянь озкс" ("Эрзянский молян"), "В большие праздники наряженная морд-ва со.

"Эрзянь озкс" ("Эрзянский молян"), "В большие праздники наряженная морд-ва составляла обширные, довольно замысловатые хороводы, оглашая окрестность звуками доморощённых инструментов".

Культура С древнейших времен в культуре мордвы сохра-нились хороводы-гадания.

Культура С древнейших времен в культуре мордвы сохра-нились хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные иг-ры, календарные плясовые действа, свадеб-ные пляски, переплясы, образные и сюжет-ные танцы, а также пантомимы.

Танец девушек, посвящённый берёзе, "Акша Келу" ("Белая берёза") Рисунок танца.

Старинная мордовская вышивка украшала в основном народную одежду, особенно пр.

Старинная мордовская вышивка украшала в основном народную одежду, особенно праздничную. Она по своему виду напоминает ковёр, ибо благодаря плотно положенным стежкам фон холста почти не просвечивает, выполнялась в основном шерстяными нитками, которые пряли сами мордовки из овечьей шерсти и красили их, пользуясь растительными красителями, дававшими ниткам глубокие тона.

Вышивка Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвет.

Вышивка Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета : черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора.

История мордовского народа многогранна и неповторима, она неразрывно связана с историей России. На протяжении многих веков мордва вместе с другими народами, населяющими огромные просторы нашей страны, страницу за страницей создавала ее летопись, разделяя суровые испытания и одерживая великие победы. Вместе с тем мордовский народ, как и любой другой, имеет свою богатую историю, вносит свой посильный вклад в укрепление, развитие и процветание Российского государства.

2.jpg

Еще с 16-го века жители Мордовии вместе с русскими казаками обороняли на Большой засечной черте юго-восточные границы России, принимали участие в формировании и заселении огромных просторов Российского государства.

Старейший город республики, Темников, основан в 1536 году. Он служил как своеобразный опорный пункт. В том числе и отсюда государевы люди, стрельцы, казаки, служивые татары расширяли границы российской державы. Это относится и к другим известным населенным пунктам – Саранску, Инсару, Атемару и другим. Кстати, столица республики – Саранск – основана в 1641 году.

В 1612 году, в то время, когда основные силы народного ополчения освобождали столицу нашего государства, здесь, на территории современной Мордовии, ее жители стояли на защите рубежей России. Кочевники хотели воспользоваться моментом и попытались разорить незащищенные Нижегородские земли, чтобы потом ударить ополчению в спину. Именно тогда мордовский князь Баюш Разгильдеев со своим войском разбил ногайскую орду под селом Чукалы, которое ныне находится в Большеигнатовском районе.

kraevedcheskiy-1.jpg
kraevedcheskiy-2.jpg

События 1612 года свидетельствуют, что более четырех столетий тому назад в критический для всей страны период народ, проявив гражданскую сплоченность, взял на себя ответственность за судьбу страны, сумел уберечь ее от распада и уничтожения.

Для жителей Мордовии особенно близок непобедимый адмирал Федор Ушаков, небесный покровитель Мордовии. Последние 8 лет своей жизни он провел на мордовской земле в своей усадьбе в д.Алексеевка. На свои средства открыл в Темникове госпиталь, сделал много пожертвований во время Отечественной войны 1812 года. Похоронить себя Ушаков завещал в Санаксаре.

erzya-1.jpg
erzya-5.jpg

Становление государственности мордовского народа относится к рубежу 1920–1930-х годов. В июле 1928 года был образован Мордовский национальный округ с центром в городе Саранске.

10 января 1930 года – особая дата в летописи Мордовии. В этот день постановлением Президиума ВЦИК Мордовский округ был преобразован в Мордовскую автономную область. Так впервые мордва, один из самых многочисленных, государствообразующих народов нашей страны, обрела собственную автономию в составе Российской Федерации. Это решение послужило мощным импульсом в развитии национальных языков и культуры народов, проживающих на ее территории, заложило основы для формирования нынешней социально-экономической инфраструктуры, сыграло значительную роль в становлении мордовской государственности.

Следующей знаменательной датой в истории края можно считать 20 декабря 1934 года, когда автономная область была преобразована в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

panorama-sar.jpg

Среди доблестных защитников Отечества были более 246 тысяч наших земляков, которые в боях на всех фронтах снискали себе славу бесстрашных воинов. Свыше 110 тысяч уроженцев Мордовии награждены боевыми орденами и медалями, 124 человека, чьи судьбы навсегда тесно связаны с нашей республикой, удостоены высшей награды – звания Героя Советского Союза, 31 – полные кавалеры ордена Славы. Более 134 тысяч уроженцев Мордовии не вернулись домой с полей сражений.

В 1950-1970-е годы прошлого века были заложены фундаментальные основы социально-экономического потенциала нашей республики. Именно с этого времени в Мордовии появляются крупные промышленные предприятия. Приоритетными отраслями стали производство источников света, кабельной продукции, силовых полупроводниковых приборов и преобразовательной техники на их основе. Активно развивалась микроэлектроника и приборостроение. Тогда же столица республики Саранск становится крупным образовательным и научным центром.

Важной вехой в истории региона стало образование в 1957 году Мордовского государственного университета имени Огарева.

В 1959 году в Саранске были открыты Всесоюзный научно-исследовательский институт источников света имени Лодыгина, а также НИИ силовой электроники. Их разработки сделали Мордовию центром производства силовой полупроводниковой техники и светотехнической промышленности страны.

В январе 1994 года на сессии Верховного Совета был принят закон о переименовании региона в Республику Мордовия.

В августе 2012 года в Саранске прошли торжественные мероприятия, посвященные знаменательной дате – Тысячелетию единения мордовского народа с народами Российского государства. Главный смысл этого праздника – подчеркнуть особую значимость взаимопонимания, единства, дружбы и взаимоуважения народов России. В торжествах участвовали Президент РФ В. В. Путин, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, многие известные всей стране люди.

29 сентября 2012 года Саранск был назван в числе городов – организаторов Чемпионата мира по футболу 2018 года. С этого времени в республике началась масштабная подготовка к мундиалю, который будет официально признан лучшим в истории.

2018 год – особенный год в истории Мордовии. Это поистине историческое событие, которое коренным образом изменило экономику, социальную сферу, менталитет жителей республики. В Саранске свои матчи сыграли сборные Перу и Дании, Колумбии и Японии, Португалии и Ирана, Туниса и Панамы.

Чемпионат мира в Саранске был отмечен и историческим государственным визитом: матч сборных Колумбии и Японии посетила японская принцесса Хисако Такамадо, почетный председатель Японской ассоциации футбола. Это был первый за 102 года визит в Россию члена японской императорской семьи.

В конце февраля 2021 года в Мордовию вернулся один из самых любимых в республике видов спорта – ледовый спидвей. По инициативе врио Главы Республики Мордовия Артёма Здунова в Саранске состоялись показательные выступления по мотогонкам на льду. Такое триумфальное возвращение — радость для каждого, кто помнит, как был популярен у нас этот вид спорта. Если создадут новые условия, мордовские мотогонщики наверняка вновь будут сильнейшими на планете!

Народу Мордовии есть чем гордиться. Его прошлые победы - надежный залог побед будущих.

Мордовский народ в российском социуме

В начале X в. начался процесс тесного взаимодействия мордовского народа со славянами в рамках Древнерусского государства, процесс его единения с народами России. В XI–XIII вв. шло развитие этих связей, формирование единого экономического и культурного пространства, прерванное феодальной раздробленностью и монгольским нашествием. Дальнейшее укрепление политико-государственных связей мордовского народа и русских княжеств произошло в период совместной борьбы с золотоордынским господством. В XIV–XV вв. в результате объединения вокруг Москвы происходило становление Русского государства. Значительная часть мордовского народа еще в самом начале объединительного процесса вошла в состав Московского княжества. К середине 80-х гг. XV в. этот процесс завершился вхождением мордовского народа в состав Русского централизованного государства.

Сравнительно безболезненный и хронологически достаточно ранний процесс включения мордвы в состав Российского государства определили участие этноса в генезисе империи как таковой, отсутствие резкого противостояния между этническим и общегосударственным самосознанием. Мордовские переселенцы вместе с русскими активно вносили свой вклад в рождение новой социальной идентичности, этнических отношений, новых ландшафтов, регионального хозяйства и материальной культуры.

Древний самобытный народ занял особое место в истории России, обусловленное спецификой собственного этнического и исторического развития. Мордовский народ не принадлежал к числу доминирующих этносов, однако имел ряд их черт, связанных с его участием в генезисе империи посредством миграций и освоения окраинных земель. Мордва, наряду с русскими и татарами, расселилась на огромнейшей территории от Балтики до Тихого океана, от Ферганской долины до тундры, неразрывно связав свою судьбу с народами, населяющими нашу страну.

Продолжавшийся не одно столетие процесс взаимовлияния культур способствовал обогащению культуры мордовского народа достижениями других культур и прежде всего русской, а через нее и русский язык – достижений мировой культуры.

Люди Мордовии

В Мордовии глубоко чтят выдающихся людей, чьи судьбы крепко переплелись с нашим краем. Выходцем из мордвы был Патриарх Всея Руси Никон. На нашей земле подвижничал один из самых знаменитых святых, духовный мыслитель Серафим Саровский. С Мордовией тесно связаны имена таких прославленных сынов России, как причисленный к лику святых покровитель российских моряков адмирал Федор Ушаков, полководец Петр Румянцев, поэт Александр Полежаев, историк Василий Ключевский, просветители Макар Евсевьев и Захар Дорофеев, династия врачей Филатовых, легендарная певица Лидия Русланова, татарский поэт Хади Такташ.

Подолгу жил в родовой усадьбе Старое Акшино Старошайговского района поэт и философ Николай Огарев. Его имя носит крупнейший в регионе Национальный исследовательский Мордовский государственный университет. В 1945-1969 годах в вузе преподавал знаменитый русский мыслитель Михаил Бахтин.

В 2013 году о своем желании получить саранскую прописку заявил французский актер Жерар Депардье. Из Ельниковского района родом российский кинодеятель Николай Бородачев, из Ардатовского – актриса Ия Репина. Мордовский артист Вячеслав Акашкин в 1970-е гг. играл вместе с Иннокентием Смоктуновским и Людмилой Касаткиной. Имя оперного певца Иллариона Яушева носит театр в Саранске, а композитора Леонтия Кирюкова – музыкальное училище. Из Старошайговского района – композитор Георгий Сураев-Королев и автор музыки гимна нашей республики Нина Кошелева.

Мордовия по праву гордится гениальными творениями скульптора Степана Эрьзи. Он работал в Италии и Франции, много лет прожил в Аргентине. В 1950 году вернулся в Советский Союз, где творил до своей смерти в 1959 году. Похоронен в Саранске на Мемориальном кладбище. Именем скульптора названы несколько художественных музеев, улицы в Москве и столице Мордовии.

Ковылкинский район – родина живописца Федота Сычкова. Быт земляков родного села Кочелаево и любимая природа дали богатейший материал для его творчества. В плеяду мордовских художников входят Виктор Беднов, Степан Коротков, Анатолий Баргов, Петр Рябов, братья Александр и Владимир Шадрины, Игорь Сидельников и другие.

Богата талантами мордовская земля. Здесь родились известный на весь мир певец Иван Скобцов, заслуженный деятель культуры республики Владимир Ромашкин, артистки Нина Маркова, Нина Спиркина, Людмила Ганина, Александра Куликова, Мария Антонова.

Любовь и преданность читателей завоевали известные мордовские писатели Кузьма Абрамов, Никула Эркай, Яков Пинясов, Михаил Безбородов, Илья Кривошеев, Анатолий Эскин и другие. Из Кочкуровского района родом народная сказительница Фекла Беззубова.

Большеберезниковская земля дала стране ученых-физиков Радия Илькаева и Анатолия Астайкина. Село Косогоры является малой родиной дипломата, чрезвычайного и полномочного посла Валерия Кеняйкина. С Инсарским краем связаны один из основателей отечественной сейсмологии Александр Орлов, известный советский ученый, государственный и общественный деятель Петр Антропов. В Кранослободске родился русский просветитель, путешественник и археолог Петр Севостьянов, в Рузаевке – военный гидрограф Дмитрий Алашеев, именем которого назван залив в Антарктиде, а также советский партийный руководитель, дипломат Яков Рябов.

При непосредственном участии советского государственного деятеля Евгения Веселовского в Саранске начато крупное промышленное и гражданское строительство. Значительный вклад в формирование облика столицы Мордовии внес легендарный архитектор Сергей Левков.

Основоположником современного краеведения Мордовии является Иван Воронин — ученый-литературовед, писатель и общественный деятель. Его имя увековечено в названии музейно-архивного комплекса. Крупнейшими организаторами науки и высшего образования в республике можно назвать Григория Меркушкина и Александра Сухарева.

Мордовия гордится знаменитыми спортсменами-земляками. Это олимпийские чемпионы – бегун Петр Болотников, хоккеист Иван Трегубов, гимнасты Алексей Немов, Светлана Хоркина, борец Алексей Мишин и другие. С нашим регионом тесно связаны советский хоккеист и футболист, тренер Виктор Шувалов, заслуженные тренеры России Константин Кокурин и Леонид Аркаев, боксер Олег Маскаев. Своим прославленным земляком – звездой НХЛ, лидером сборной России по хоккею Александром Овечкиным – гордятся жители с. Шокша Теньгушевского района.

Это далеко не полный перечень известных имен, в котором рядом стоят мордва, русские и люди других национальностей, что олицетворяет неразрывное единство истории России и частицы ее – Мордовии.

Читайте также: