Сообщение на тему культура и быт ставрополья в 16 17 веках

Обновлено: 22.04.2024

Территория нынешнего Ставропольского края начала заселяться с глубокой древности. Об этом свидетельствуют найденные археологами более чем 20 городищ и поселений от эпохи энеолита до средневековья, наиболее древнее из них находилось на левом берегу реки Ташлы у северного подножья Крепостной горы.

В 1777 году по указу Екатерины II от 24 апреля закладывается Азово-Моздокская оборонительная линия, давшая начало заселению Предкавказья и Северного Кавказа. С этого времени земли Ставрополья входят в состав Астраханской области (24 апреля 1777. Высочайше утвержденный доклад Астраханского, Новороссийского и Азовского генерал-губернатора князя Потёмкина. — Об учреждении линии от Моздока до Азова, ПСЗ, Собр. 1, т.ХХ, № 14.607).

Самый первый из известных к настоящему времени план Ставрополя-Кавказского, датированный 1778 годом, показывает, что крепость строилась по всем правилам того времени. Она занимала площадь около 10 гектаров и имела форму многоугольника, вытянутого с юго-запада на северо-восток. Длина его продольной оси равнялась 700, а поперечной — 320 м. Крепость была окружена валом и рвом. Высота вала составляла 1,8 м, ров имел глубину около 3,5 и ширину - от 6 до 9 м.

Практически повсеместно параллельно с возведением крепостей происходило строительство казачьих станиц. Так, уже в 1778 году в станице Ставропольской, где разместился штаб Хоперского полка, насчитывалось 197 домов казаков и офицеров, гауптвахта, пороховой погреб, две лавки и ещё несколько строений.

По мере заселения и освоения Предкавказья все большее значение приобретает Ставрополь, как важный торговый и транзитный центр. Он становится своеобразными главными воротами Кавказа. Через город проходят Большой Черкасский тракт, соединявший Петербург и Москву с Кавказом, Большая Сальская дорога, выходившая к Волге, дороги на Ростов и Екатеринодар.

В 1802 г. указом императора Александра I от 15 ноября создаётся Кавказская губерния с центром в г. Георгиевске (15 ноября 1802 г. Именной указ Сенату. — Об устройстве городов и присутственных мест в Астраханской и Кавказской губерниях. ПСЗ, собр. 1, т. ХХVI, № 20.511).

Губерния занимала территорию от Каспийского моря до Усть-Лабы и от Маныча до предгорий. Земли современного Ставрополья составляли ядро этой губернии.

В 1822 г. указом от 24 июля Кавказская губерния преобразуется в Кавказскую область без изменения прежних границ (24 июля 1822 г. Именной указ, данный Сенату. — О переименовании Кавказской Губернии Областью и о назначении уездного города Ставрополя Областным городом, ПСЗ, собр.1, т.ХХХVIII, № 29.138).

Растет экономическое и административное значение Ставрополя. По указу 24 июля 1822 года Кавказская губерния преобразована в область. Ее центром становится город Ставрополь. Здесь была сосредоточена вся военная и гражданская администрация, размещалась штаб-квартира командующего войсками Кавказской линии и Черномории, управление Кавказского линейного казачьего войска, учреждения, ведавшие заготовкой и снабжением войск продовольствием и обмундированием.

6 сентября 1824 года генерал от инфантерии Ермолов пишет рапорт Александру I о необходимости полного перевода всех областных присутственных мест из Георгиевска в Ставрополь.

2 октября 1824 года Указом Александра I все областные присутственные места переводятся из Георгиевска в Ставрополь.

В 1847 г. указом от 5 мая Кавказская область преобразуется в Ставропольскую губернию без изменения границ (1 мая 1847 г. Именной указ, данный Сенату. — О именовании Кавказской области Ставропольской губернией. ПСЗ, собр.2, т. ХХII, отд. 1, № 21.164).

В 1860 г. Указом от 8 февраля из состава Ставропольской губернии выводятся вновь образованные Терская и Кубанская области и территория края приближается к её современным границам (8 февраля 1860 г. Именной указ, объявленный Сенату. — О том, что правое и левое крылья Кавказской линии именовать Кубанской и Терской областями, а все пространство к северу от главного хребта Кавказских гор — Северным Кавказом. ПСЗ. собр.2, т. ХХХV, № 35.421).

С небольшими изменениями Ставропольская губерния просуществовала до 1924 г.

В октябре 1924 г. создаётся Северо-Кавказский край и Ставропольская губерния преобразуется в округ в составе указанного края.

10 января 1934 г. было принято решение Президиума ЦИК СССР о разделении Северо-Кавказского края на Азово-Черноморский и Северо-Кавказский. Центром Северо-Кавказского края стал г. Пятигорск.

В марте 1936 г. постановлением ВЦИК РСФСР Северо-Кавказский край был реорганизован и из него выделился Орджоникидзевский край с центром в Ставрополе.

В 1941 г. Орджоникидзевский край был переименован в Ставропольский край.

В 1935—1943 годах город Ставрополь носил имя Вороши́ловск, в честь видного военачальника советской эпохи Ворошилова.

7 августа 1956 года в городе Ставрополе были упразднены городские районы — Кагановичский, Орджоникидзевский и Сталинский.

В период с 1970 г. по 1980-е гг. в крае в строй было введено 56 новых предприятий, в их числе Прикумский завод пластмасс - самое крупное производство химической промышленности на юге страны, четыре энергоблока на Ставропольской ГРЭС, новые мощности на Невинномысском объединении "Азот". В начале 1990-х гг. даже после неудавшейся перестройки край имел развитую экономику: здесь было 327 крупных промышленных предприятий, в их числе самая крупная на Северном Кавказе Ставропольская ГРЭС.

Исторический путь Ставрополья отражен и на гербе города. Крепость в верхней части геральдического щита – символ защиты южных рубежей России. Крест свидетельствует о том, что в крае находится центр православной епархии Северного Кавказа. Венок из дубовых листьев и пшеничных колосьев олицетворяет плодородие. Золотой цвет символизирует главную особенность солнечного края – края золотого колоса и золотого руна.

Удивителен и неповторим Ставропольский край. Он является одним из многонациональных районов нашей страны. Только в одном Красногвардейском районе проживают представители 32 национальностей., а в крае в качестве постоянного населения более ста: русские, армяне Греки, цыгане, ингуши, кабардинцы, лакцы, осетины, татары, чеченцы…

О каждом из народов можно рассказать много интересного и поучительного, каждый народ имеет ценность для мировой истории.

Обычаи и традиции – это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков, это результат практического и духовного постижения реальности.

Обычаи и традиции влияют на историю и международные отношения. Все народы Ставрополья объединяет обычай гостеприимства. Гостя сажают на почётное место. На стол кладут лучшую еду из того, что есть в доме.

Одним из замечательных обычаев является уважение к старшим и в первую очередь уважительное отношение и забота о родителях.

Об уважительном отношении к женщине свидетельствует такой обычай, как приветствовать женщину стоя.

По – особому относятся к младшим. Когда взрослый и ребёнок заходят в дом и старшему подают чашу с айраном, тот обязан отдать её младшему.

Ребёнок растёт, ему нужны силы.

Для горцев формой коллективизма является трудовая взаимопомощь. Горец не пройдёт мимо, если кто – то выполняет работу, в которой ему можно помочь.

В своём докладе я хотел бы остановиться на традициях и обычаях русского народа. Почему не всей России? Причина вполне объяснима: попытаться изложить традиции всех народов России, поместить всю информацию в узкие рамки на три страницы невозможно – значит объять необъятное. Поэтому было бы вполне разумно рассмотреть культуру одного народа и исследовать немного глубже.

Ходить в гости, пить чай с бубликами, ватрушками, пирогами это старинный русский обычай. Зайди в любой дом, к молодым или старым, везде тебя приветливо встретят, пригласят к столу.

Крещение и крещенская неделя – это праздник крещения Иисуса, и при этом смесь языческих и христианских традиций. На этой неделе девицы гадали на суженого и предстоящую судьбу (это пришло из язычества). В этот день главным является освящение воды в церкви и проруби (эту прорубь, специально сделанную для водосвятия, называют Иорданью). После молитвы верующие омываются святой водой и берут её с собой, веря, что вода эта обладает чудодейственной силой. И действительно, такая вода очень долго остаётся свежей, не портиться. Особым считается и снег: говорят, им можно вылечиться от многих болезней.

Масленица – это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны. В честь солнца пекут блины с различными начинками. Гуляния продолжаются всю неделю и каждый день на масленичной неделе имеет своё название: понедельник – встреча; вторник – заигрыши; среда – лакомка; четверг – широкий четверток, разгул, перелом; пятница - тёщины вечерки; суббота – золовкины посиделки; воскресенье – проводы, прощание, целовник.

Масленица заканчивается прекрасным христианским обычаем просить друг у друга прощения в последний день Масленицы – Прощёное воскресенье. Просить прощение нужно у всех, даже не ощущая вины. Прощание с Масленицей сопровождается различными обрядами, куклу торжественно сжигают.

В ходе миграций менялся этнический состав населения. На образ жизни жителей оказывали влияние не только народы жившие по близости, но и сравнительно далёкие цивилизации античного мира (греки, скифы, сарматы и другие).

Большие перемены в этническую карту Ставропольских земель принесло их заселение русскими и украинцами.

Нелегко было крестьянам, пришедшим из центральных губерний России осваивать целинные просторы края, да ещё в условиях набегов горцев.

Культура исчезнувших народов воспринималась новыми поколениями, которые обогащали её, и становилась основанием для последующего развития. Каждый народ бережно хранит свои традиции и обычаи. Но некоторые из них в современных условиях меняются. Решительно отбрасываются обременительные и унизительные обычаи, жизнь новых поколений строится на более разумных началах, на принципе равенства людей, на принципе равноправия мужчин и женщин.

Образ жизни того или иного народа носит этническую окраску и очень важно иметь представления об этнических особенностях образа жизни народов проживающих на Ставрополье, так как это позволит более подробно разобраться в причинах расселения какого-либо народа на той или иной территории края.

2. Основная часть
Через территории края, как и всей степной части Северного Кавказа, издревле проходили пути этнических миграций:

8 – 7 вв. до н.э. – скифы;

3 – 2 вв. до н.э. - сарматы;

1 – 3 вв. н.э – аланы;

4 – 5 вв. н.э – гунны;

7 – начало 8 вв. - тюркоязычные болгары;

7 в. – хазары; 13 в. - половцы.

В 13 – 14 вв. Ставрополье разделило судьбу всего Северного Кавказа – татаро-монгольское нашествие. Однако монголы составляли меньшинство населения, большинством по-прежнему были половцы. Это во многом определило процесс ассимиляции завоевателей-монголов половцами. Половецкий (кипчакский) язык стал официальным языком деловых отношений в этом регионе.

От золотоордынских племён на Ставрополье сохранился ценный археологический памятник. Это остатки города Моджары, бывшего в ту эпоху крупным торговым центром Северного Кавказа. В городе жили и трудились ремесленники, торговцы многих национальностей – монголы, татары, половцы, русские, аланы и др. В ту пору это единственный город не только на территории современного Ставрополья, но и все степной части Северного Кавказа, где строили жилые дома и др. здания из обожженного кирпича. Некоторые из них украшались глазированной плиткой, мозаикой. В городе был водопровод из керамических труб.

После распада Золотой Орды крупнейшей этнической группой на территории Ставрополья были ногайцы. Они являются коренным этносом на Ставрополье.

Ногайцы преимущественно сельские жители и традиционным видом их хозяйственной деятельности является животноводство.

Исторический этнический ареал ногайцев – Ногайская степь.

Динамика численности населения:

1989 г. – 15 600 человек

2002 г. – 20 700 человек

2010 г. – 22 000 человек

ногайцы


Рис. 1 Расселение ногайцев на Ставрополье (2002 г.).

Со времени укрепления позиций русского государства на Северном Кавказе, иммиграция армянского населения на территорию Ставрополья приобрела особый размах.

Длительное время Святой Крест (Карабаглы – так его называло местное население, так как первоначальные жители были выходцы из Карабаха) был городом лишь по названию. Скорее всего, это было торговое село, так как основным занятием жителей явилось земледелие, особенно, виноградарство, шелководство и торговля, преимущественно вином.

На Ставрополье армяне были свидетелями совершенно другого отношения к переселенцам: отсутствие национальной и религиозной дискриминации, опасности физического уничтожения, грабежей и произвола. Наряду с этим русский народ с чувством сострадания принимал бежавших из неволи армян, проявляя внимание и благородное качество дружбы. Во многом это было обусловлено полиэтничностью данного региона.

Армяне переселялись на Ставрополье в течении всего 19 в. В середине 19 в. Ставрополь стал заметным центром армянской культуры. В 1851 г. здесь было открыто армянское училище на 30 детей. Содержала училище армянская община. В это же время была построена армянская церковь.

Большая часть прибывших из Закавказья армян стремится поселиться в городах и пригородных районах: г. Ставрополе и Шпаковском районе, в Пятигорске с посёлками Горячеводским и Свободы, Кисловодске, Георгиевске и близлежащих к ним сёлах. Это связано, прежде всего, этнопрофессионализмом армян, в Закавказье они были заняты, прежде всего, в сферах торговли и обслуживания и вели городской образ жизни.

Динамика армянского населения:

1970 г. – 30100 человек

1980 г. – 39000 человек

1989 г. – 70171 человек

1995 г. – 102400 человек

2002 г. – 149249 человек

2010 г. – 161300 человек

армяне

Рис. 2 Расселение армян на Ставрополье (2002 г.).

В начале второй половины 19 в. на Ставрополье из Турции стали, переселятся греки. На Ставрополье первая большая группа греков-переселенцев прибыла в 1864 г. Они расселились на территории нынешнего Андроповского и Минераловодского районов. В октябре 1865 г. около 100 греческих семей появилось в районе Пятигорска. Возможности размещения вновь прибывших в городе были ограничены, поэтому их расселяли в сельской местности.

По переписи 1989 г. в Ставропольском крае проживало 26828 греков. В Предгорном районе 38,6% и 16% на территории Ессентукского горсовета, в том числе 8% в г. Ессентуки; 7,9% на территории Пятигорского горсовета и 4,5% - на территории Минераловодского района.

Динамика численности населения:

1989 г. – 26 828 человек

2002 г. – 34 100 человек

2010 г. – 33 600 человек

Сегодня автономия работает над созданием музея истории быта, культуры, этнографии греков Ставрополья. Он поможет жителям нашего края больше узнать о греческом народе.

Ставропольские туркмены – это этническая группа, проживающая в степях Ставрополья с 17 в.

Несмотря на относительную разбросанность по территории края, ставропольские туркмены, вышедшие 350 лет назад из Азии, представляют единую этническую общность. У них функционирует родной туркменский язык, сохранены исторические и культурные традиции, восходящие как к древности, так и к недавнему прошлому, сформировавшееся на основе культурной интеграции проживающих рядом этносов – калмыцкого, ногайского, татарского, русского и других народов Северного Кавказа. Ставропольские туркмены считают себя северокавказскими туркменами и не смешивают себя с туркменами Средней Азии.

Связь ставропольских туркмен с их соплеменниками, живущими на территории Туркмении крайне незначительна, а их бытовой уклад и язык подверглись сильному влиянию народностей Кавказа: ногайцев, карачаевцев, калмыков и других. Естественно, двуязычие (родной язык и русский) оказалось сильнее, нежели у туркмен Азии.

Вплоть до конца 19 в. образ жизни туркменского населения основывался на родовых традициях. Но уже тогда родовое деление стало терять свое прежнее значение.

В 1854 г. было заложено первое туркменское селение Летняя Ставка, второе селение было заложено за р. Кумой Зимняя Ставка.

В степи, где кочевали туркмены, был основан ряд осёдлых аулов: в 1863г. первый осёдлый туркменский аул Большой Барханчак; в 1864 г. – аулы Малый Барханчак и Куликовы Копани; в 1865 г. – аулы Чур, Маштак-кулак, позже Шарахалсун; Озек-Суак, Айгур, Эдильбай и др.

В 1898 г. была открыта первая школа для туркменских мальчиков в Зимней Ставке на 35 человек. В начале 20 века начальные школы были открыты во всех аулах и преподавания в них велось как на русском, так и на туркменском языках.

Революция, гражданская война, голод всё это существенно сказалось на сокращении туркменского населения. Если в 1901 г. на Ставрополье туркмен было – 15925 человек, то в 1926 году их осталось 11653 человека.

В послереволюционные годы, не смотря на экономические трудности, большое внимание уделялось развитию национальной культуры, обучению детей на родном языке, ликвидации неграмотности взрослого населения.

В 1920 г. был организован туркменский район, Летняя Ставка была центром культурной и духовной жизни ставропольских туркмен. Но в 1956 г. во время кампании по укрупнению районов туркменский район был ликвидирован. Обучение в туркменских аулах велось на родном языке до 1965 г., но затем прекратилось.

В 1970 г. Туркменский район восстановили, но часть аулов остались за его пределами. Изучение родного языка восстановлено только в конце 80-х гг.

Динамика численности населения:

1901 г. – 15 925 человек

1926 г. - 11 653 человек

1989 г. – 11 337 человек

2002 г. – 13 900 человек

2010 г. - 15 000 человек.

туркмены текст

Рис. 3 Расселение туркмен на Ставрополье (2002 г.).

Даргинцы – расселяются, прежде всего, в восточных районах края: Арзгирский, Левокумский, Нефтекумский, Туркменский, где заняты они преимущественно в животноводстве. Сейчас Ставрополье второй после Дагестана регион проживания даргинцев.

Динамика даргинского населения:

1959 г. – 748 человек

1970 г. – 6800 человек

1980 г. – 16000 человек

1990 г. – 32700 человек

1995 г. – 38300 человек

2002 г. – 40200 человек

2010 г. – 49300 человек

даргинцы

Рис. 4 Расселение даргинцев на Ставрополье (2002 г.).

Национально-культурные организации дагестанских землячеств отличаются культурно-просветительским характером, отсутствием религиозного экстремизма, пророссийской ориентацией, этнической лояльностью. Имея городские, региональные, краевые общины, представители дагестанских этнических групп инициируют, прежде всего, гуманитарную, благотворительную деятельность.

В последние годы в районе КМВ, в частности в Кисловодске, происходят разрастание карачаевской диаспоры и формирование национальной карачаевской интеллигенции.

1989 г. – 13 210 человек

1995 г. – 1 198 человек

2002 г. – 15 146 человек

2010 г. – 15 600 человек

Динамика татарского населения на Ставрополье:

1989 г. – 10455 человек

1995 г. – 13800 человек

2002 г. – 12988 человек

2010 г. – 11800 человек
Цыгане – представляют собой замкнутую этническую общность. Для них характерно расселение компактными группами и стойкий этнопрофессионализм (гадание, кузнечное дело, попрошайничество).

На Ставрополье цыгане начали селиться в конце 18 – начале 19 вв. Первоначальным местом их расселения было с. Надежда. По переписи 1989 г. в крае проживало 13313 цыган. В настоящее время цыгане расселены повсеместно. Их наиболее значительные общины проживают в Минеральных Водах, Невинномысске, их пригородах, а так же Изобильненском, Новоалександровском, Александровском, Благодарненском, Георгиевском, Кировском, Красногвардейском, Предгорном, Советском, Шпаковском районах.

Культура Ставропольского края

Развитие культуры Ставропольского края происходит быстрыми темпами. Просвещаются все: взрослые, дети, пенсионеры и туристы. Ежегодно увеличивается число посещаемости библиотек города – за прошлый год оно возросло на 800 человек. По указу властей, 2017 год официально признан годом культуры в Ставропольском крае.

Культура Ставропольского края строится на этнических особенностях. Люди стараются чтить историю округа и преподносить ее во всей красе. Для того чтобы показать свои умения, дворцы Культуры Ставропольского края устраивают представления, на которые может прийти любой желающий. Билеты стоят недорого – если выступают местные коллективы, стоимость составит от 300 рублей, приезжие с других районов или округов берут большую плату за вход. На концерте можно увидеть песни, пляски, местные обряды, иногда показывают сценки сватовства или бракосочетания. Артистами являются маленькие дети, подростки, взрослое население. После таких представлений, люди заряжаются энергией и силой. Местные жители чтят историю культуры Ставропольского Края, которая имеет свои яркие стороны.

Для туристов организовываются отдельные программы, приобщающие к культуре.

Ставропольского Края. Обычно артисты договариваются с городом – курортом или местной базой отдыха, что на их территории некоторое время будет расположена сцена. Туристов впечатляет одержимость и любовь к собственному краю артистов.

С каждым годом растет количество учреждений культуры Ставропольского края – дома творчества, кружки, посвященные патриотизму, хоры, народные танцы.

Экологическая направленность учит ценить и сохранять данный подарок природы.

Памятники истории и культуры Ставропольского края имеют важную ценность. Власти реставрируют заброшенные музеи, восстанавливают шедевры живописи, архитектуры и скульптуры.

Каждый памятник культуры Ставропольского края хранит в себе множество легенд. Большинство из них находится не в центрах города, а в сельской местности. Так как молодого населения почти не осталось, в селах живут пожилые люди. Приехав в те места, можно спросить их о сказаниях, связанных со скалами. Они с удовольствием расскажут любопытному страннику историю Родины. Это может растрогать до слез, ведь они помнят, в честь кого был назван выступ на скале, расщелина или водопад.

Читайте также: