Сообщение на тему коррекционный упражнения для детей младшего школьного возраста

Обновлено: 04.07.2024

Ведущий мастер- класса: социальный педагог Мансурова К. Х.

Время проведения: 21 ноября 2017 года.

Цель: представление опыта коррекционной работы, направленной на развитие элементарных учебных навыков у воспитанников.

Задачи:

-познакомить педагогов с упражнениями, предназначенными для развития или коррекции навыков учебной деятельности у детей младшего школьного возраста,

-показать возможность их применения в индивидуальной и групповой работе с детьми,

-дать педагогам возможность овладеть методическими приемами тренировки базовых умений и навыков: мелкой моторики, внимания, логического мышления, вычислительных и орфографических навыков.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен специалистам стационарного отделения для коррекционной работы с детьми при групповой, так и при индивидуальной форме проведения занятий и возможно, в качестве игрового материала.

Прогнозируемый результат мастер- класса:

- получение социальными педагогами представления о методике работы;

-внедрение в реабилитационный процесс методов и приёмов активизации способностей детей.

Этапы проведения мастер – класса.

2. Актуальность проблемы неподготовленности детей к школе, выражающаяся в неуспеваемости, отрицательной школьной мотивации.

3. Технология использования приемов (теоретический материал с практическим выполнением упражнений педагогами)

4. Подведение итогов. Рефлексия:

• вопросы участников мастер-класса.

Ход мастер-класса.

2. Актуальность проблемы неподготовленности детей к школе, выражающаяся в неуспеваемости, отрицательной школьной мотивации.

Общие учебные навыки – действия, которые детьми хорошо усвоены. К ним относят навык беглого, сознательного и выразительного чтения с соблюдением основных норм литературного языка, навык работы с текстом: выявление основного смысла прочитанного, составление плана, подробный выборочный и сжатый пересказ текста. К числу О. у. н. относят и письмо, подразумевая умение безошибочно, каллиграфически списывать текст или писать под диктовку, писать сочинения, изложение и т. д. К ним относятся и навыки счета, чтения и записи чисел, устных и письменных вычислений. От уровня сформированности о. у. н. зависит успешность овладения школьной программой.

Большинство наших воспитанников не отличаются стремлением успешно выполнить все предъявляемые школой требования, цели учения ими также не осознаются, школа привлекает их внеучебными сторонами.

По уровню успеваемости большинство из них испытывают затруднения в учебной деятельности.

Мы с вами наблюдаем у воспитанников неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности, неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к ним речь; частое отвлечение на посторонние раздражители, беспомощность в доведении задания до конца, отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость, потеря предметов, необходимых для выполнения задания, неумения организовывать и контролировать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями взрослого.

Поэтому важной задачей для нас является построить свою работу таким образом, чтобы помочь детям преодолеть эти недостатки, способствовать формированию положительного отношения к учению.

Мы с вами работу строим согласно алгоритму социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних с низкой школьной мотивацией. А также имеем право самостоятельно выбирать и применять различные средства и приемы коррекции.

И сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать одну из форм активного обучения - игровые упражнения, предназначенной для развития или коррекции навыков учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

3. Технология использования приемов (теоретический материал с практическим выполнением упражнений педагогами).

Для индивидуальной коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста я использую систему упражнений И. В. Данилова, направленной на стимулирование развития произвольности психических процессов, продолжительной умственной трудоспособности, умения обобщать и классифицировать предметы и понятия, наглядно-схематического и логического мышления. В ходе работы также развивается мелкая моторика и совершенствуются графические навыки.

Каждое занятие состоит из шести заданий. Инструкции и методические рекомендации к каждому заданию не меняются на протяжении всего курса обучения. Развитие ребенка происходит за счет постоянного усложнения содержания. Уже после нескольких занятий дети начинают сами свободно ориентироваться в условиях заданий. От взрослого требуется только стимуляция, контроль и поощрение деятельности ребенка. В каждом задании две части. Первая обозначается буквой А, вторая — Б. Первая часть предназначена для совместной работы взрослого и ребенка, вторая выполняется ребенком самостоятельно.

Часть А выполняется под диктовку. Числа определяют длину, а стрелки — направление отрезков. Начинать рисовать надо из отмеченной точки. При диктовке необходимо следить, чтобы дети выдерживали темп и не отрывали карандаш от бумаги.

Часть Б ребенок выполняет сам, ориентируясь на образец.

Для более подготовленных такое упражнение можно проводить в виде игры с группой детей. После выполнения сравниваются получившиеся изображения с образцом.

Используются три вида символов: геометрические фигуры, цифры, буквы. Буквы и цифры в соответствии с образцом подчеркиваются, зачеркиваются или обводятся кружком; в геометрические фигуры ставится такой же знак, что и в образце. Ребенок, просматривая строку за строкой, находит и отмечает определенным образом символы, представленные в образце. При этом необходимо стимулировать и поощрять работу ребенка по памяти, то есть без опоры на образец, а также хвалить за старательность и аккуратность.

По мере овладения заданием правила усложняются:

• меняются отыскиваемые буквы;

• по-разному зачеркиваются и др. ;

• одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается;

• на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п.

Для проведения занятий можно использовать любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др., карандаши и ручки.

Рассмотрев внимательно три последовательные фигуры, ребенку нужно угадать, а затем нарисовать четвертую фигуру. При этом необходимо, чтобы ребенок комментировал свой рисунок, т. к. слабые графические навыки могут не позволит ему достаточно точно изобразить то, что он хочет. Поощряйте старательность и аккуратность в работе и не акцентируйте внимание на графическом несовершенстве рисунков, т. к. первостепенное значение имеет их содержание.

Рассмотрев внимательно четыре фигуры, ребенку нужно догадаться, которая из них лишняя, и закрасить ее. Свой выбор необходимо обосновать, т. е. указать главный признак, по которому выбранная фигура отличается от других. При закрашивании следить, чтобы линии штриховки не выходили за контур и чтобы фигуры закрашивались равномерно.

Рассмотрев три рисунка в матрице, надо определить, какого рисунка не достает, и выбрать его из шести предложенных, обязательно обосновав свой выбор. Если выбор осуществлен правильно, перерисовать недостающий рисунок.

Но кроме этого я использую игровые упражнения, которые предлагаю вам выполнить.

Так как в школе учителя детям рекомендуют соблюдать порядок при выполнении домашнего задания: начинать с русского язык, затем - математику, потом литературу, поэтому и мы с вами будем выполнять упражнения в этой последовательности.

В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще — существительные, могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.

Прочитай слова. Исправь ошибки.

Сталы, катёнок, малоток, лыжы, варабей, пропка, масты, лесица, сава, лесница, карова, лошка, видро, легушка, девачка, салавей.

Фанарь, огарот, кракадил, чяйка, машына, дарога, лотка, сабака, кавёр, бегимот, лошатка, тапор, плате, варона, леф, горот, польто, чиловек.

Выпиши только те слова, которые обозначают живые предметы.

Выпиши только те слова, которые обозначают неживые предметы.

Сейчас я буду показывать таблицы с буквами. Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее найти в ней буквы в алфавитном порядке. Вы должны показывать их указкой и назвать вслух.

Отыщите во фразах спрятанные имена

1. Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие — в апельсиновом желе!

2. Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.

3. Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!

4. Ковал я железо ярким днем.

5 упражнение для более старших детей. Метод заполнения недостающих букв в словах.

Детям предлагаются слова с пропущенными буквами. Необходимо заполнить недостающие буквы в словах.

Сейчас я буду читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я вам скажу: „Пишите!".

Содержание задач зависит от возраста и подготовленности детей. Например, задачи для детей первого класса:

Для детей более старшего возраста задачи усложняются:

В левой таблице расположены 25 чисел от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.

8 упражнение со сменой установки.

Даны числа 43 0 55 148 1812.

Ваша задача запомнить данные числа в том же порядке и ответить на вопросы (можно хором)

1. Сколько всего чисел? Ответ: 5.

2. На каком месте стоит число, которое не является натуральным?

Ответ: на 2-ом месте.

3. Сложите 3-е и 5-е число с конца. Ответ: 55+43=98.

4. Какое число стоит после 0? Ответ: 55.

5. На каком месте стоит трехзначное число? Ответ: 4.

6. Какие цифры отсутствуют в ряду? Ответ: 6, 7, 9.

7. Назовите первое число. Ответ: 43.

8. Какому событию соответствует последнее число?

9 упражнение- методика отыскивание числа по таблицам Шульте.

предлагается 5 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя вслух

У отца Дианы есть пять дочерей:

Вопрос: Как зовут пятую дочь?

Ответ: Если Вы дали ответ "Чучу" — то Вы ошиблись. Ее зовут Диана. Прочтите еще раз заданный вопрос внимательно.

А также использовать различные ребусы, словоразбиватели, соединять несоединимое, анограммы, спичечные головоломки и т. д.

Например, соединить слова курица и столб; разбить на отдельные слова слово картина.

Исправь ошибки в описании сказочных героев.

Колобок залез на дерево.

Карлсон надел пальто и полетел на крышу.

Красная Шапочка сняла свою белую панамку.

Золушка нагрубила мачехе и отказалась убираться в доме.

Буратино достал из огня золотой ключик.

12 упражнение. Чтение сказок со смысловыми искажениями. Исправление ошибок.

Волк и семеро козлят.

Жила-была коза, и было у неё семеро котят. Шестеро белых, а седьмой щенок-красный. Жили они дружно и очень любили друг друга. Вот собралась однажды коза на танцы и говорит:

-Ждите меня дома, козлята, а дверь всем открывайте. Бродит в нашем лесу белый волк. Лапы у него маленькие, когти тупые, а голос нежный и лаковый. Если откроете, он с вами поиграет. Только вышла она из дома, а волк тут как тут. Тихо-тихо подкрался к двери и завыл своим нежным как у слона голосом:

Но козлята сразу догадались, кто стоит за дверью, и ответили хором:

- Никакая ты не дедушка! У нашей мамы голос грубый и злой, а у тебя нежный и ласковый.

4. Подведение итогов. Рефлексия

Кроме того, эти упражнения носят игровой характер, поэтому вызывают у детей познавательный интерес. Вначале их внимание проявляется только к игре, а затем к тому программному материалу, без которого она невозможна.

Применяя такие задания, мы даём возможность детям передохнуть от однообразной работы, утомление компенсируется положительными эмоциями и переключением на другой вид деятельности

Все эти упражнения имеются в свободном доступе в интернете и очень разнообразны.

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в работе с детьми. Большое спасибо всем за участие, желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!

А в заключении прошу выразить свое мнение о сегодняшнем мероприятии.

Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста По мнению А. И. Захарова,.

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ДПИ для обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Влияние игровой деятельности на развитие произвольного воображения у детей младшего школьного возраста ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (INFLUENCE OF GAME ACTIVITY ON DEVELOPMENT.

Учитель начальных классов очень часто сталкивается со многими проблемами. Одна из них – это невнимательные дети. Перед учителем встаёт вопрос: что делать?, как помочь ребёнку? С таким и же вопросами обращаются к педагогу и родители. И зачастую учитель не может что-то посоветовать родителям, т.к. он сам не знает, что делать.

Так как по второму образованию я педагог-психолог, я постаралась разработать некоторые игры и упражнения для развития внимания и памяти.

Внимание – динамическая сторона сознания, характеризующая степени его направленности на объект и сосредоточение на нём с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, необходимого для осуществления определённого акта деятельности или общения.

  1. Объём внимания (количество одновременно воспринимаемых объектов за 30 секунд).
  2. Распределение внимания (возможность одновременного выполнения нескольких видов деятельности).
  3. Переключение внимания (скорость произвольного переноса внимания одного предмета на другой).
  4. Концентрация внимания (степень сосредоточения на объекте).
  5. Устойчивость внимания (длительность концентрации).

Упражнение № 1. "Кто быстрее?"

Цель: выработка привычных, доведённых до автоматизма действий, подчиненных определённой, чётко осознаваемой цели. Время заданий варьируется от возраста (15 мин.)

Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-нибудь букву. Успешность выполнения оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв: чем величина этих показателей меньше, тем выше успешность.

При этом необходимо поощрять успехи и стимулировать интерес.

Упражнение № 2. " Корректура"

Цель: развитие концентрации внимания.

Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только 1 раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем лист передаётся другому ученику, который исправляет остальные ошибки карандашом другого цвета. Возможен вариант соревнования.

Игра № 3. "Канон"

Цель: развитие волевого внимания.

Звучит музыка Ф. Бургмюллера "Кавалькада". Дети стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ребёнок. На второй такт – второй, на третий – третий. Когда правую руку поднимут все дети, они по порядку начинают поднимать левую руку и т. д.

Игра № 4. "Зеваки"

Цель: развитие волевого внимания.

Дети идут по кругу, друг за другом держась за руки. По сигналу ведущего ("Постоим!") останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180 и начинают движение в обратную сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребёнок сбился, он выходит из игры.

Игра № 5. "Буквы алфавита"

Цель: развитие внимания.

Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребёнок, которому присвоена буква, делает один хлопок.

Память – высшая психическая функция. Это запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

  1. Двигательная ( позы, жесты)
  2. Эмоциональная
  3. Образная (слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная, вкусовая)
  4. Словесно-логическая.
  1. Произвольная (сознательно поставленная цель)
  2. Непроизвольная (бессознательно поставленная цель)
  1. Кратковременная
  2. Долговременная
  3. Оперативная

Игра № 1. "Повтори за мной"

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Ведущий сидит за столом, дети стоят вокруг него. Ведущий простукивает определённый ритм концом карандаша по столу. Ритмическая фраза должна быть короткой и чёткой. Один из детей повторяет ритм.

Затем ведущий спрашивает детей "Верно ли…?"

Если кто-то считает, что неверно, он предлагает свою версию

Игра № 2. "Слушай и исполняй"

Цель: развитие памяти и внимания.

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1 – 2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы ведущим.

№1. Повернуть голову направо, прямо, опустить вниз, поднять вверх.

Игра № 3." Кто что сделает?"

Цель: развитие наблюдательности, восприятия, памяти.

Из группы детей выбираются 3 – 4 ребёнка. Один из выбранных – водящий. Остальные дети зрители. 2 – 3 выбранных ребёнка поочерёдно показывают водящему какие-то действия. Он смотрит и запоминает. Затем он должен повторить эти действия в том порядке, в котором он их увидел. Игра поводится под весёлую музыку.

Игра № 4. "Тень"

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней раскованности и свободы.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются двое. Остальные – "зрители". Один ребёнок – "путник", а другой – его "тень".

"Путник" идёт, выполняя различные движения, а "тень" старается точно их повторить.

Внимание и память.

Упражнения для развития внимания и памяти.

Игра № 1. "Исчезнувший предмет"

Цель: развитие памяти, внимания.

На стол ставится несколько небольших предметов (игрушек). Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет 1 игрушку и предлагает участникам игры отгадать, какую игрушку спрятали.

Игра № 2. "Сосед, подними руку".

Цель: развитие памяти, внимания.

Играющие (стоя или сидя) образуют круг. Выбирают водящего, который встаёт внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" Тот игрок ничего не делает, а оба его соседа должны поднять руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Тот, кто ошибся, меняется ролями с ведущим. Играют установленное время, выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

Игра № 3. "Летит – не летит".

Цель: развитие внимания, памяти.

Игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, цветы и т.д. При названии летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при названии нелетающего предмета или же не поднимет при названии летающего – платит фант. В конце игры фанты выкупаются.

Игра № 4. "Зеркало"

Цель: развитие внимания, памяти.

Двое играющих встают напротив друг друга. Один из них – зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого.

Игра № 5. "Разведчики"

Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей.

Из группы детей выбираются "разведчик" и "командир". Остальные – "отряд". Стулья в комнате расставлены хаотично. "Разведчик" проходит между стульями с разных сторон. "Командир" наблюдает за действиями "разведчика". Затем он проводит "отряд" по тому пути, который был ему указан "разведчиком".


Игры и упражнения, направленны на развитие внимания,мышление, сообразительность, на развитие речи, на развитие, переключения, распределения внимания.

Содержимое разработки

Коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления для младших школьников

Игры и упражнения, направленные на развитие внимания

Упражнение на развитие концентрации и распределения внимания.

Предлагаются 2 картинки с изображением двух предметов. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так.

Дети должны обнаружить различия.

 Для проведения данного задания потребуется корректурный бланк с буквами и ручка.

 Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев.

Упражнение, направленное на тренировку концентрации внимания

Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от детей выполнения нескольких последовательных действий:

1) анализ каждого элемента узора;

2)правильное воспроизведение каждого элемента;

3) удержание последовательности в течение продолжительного времени.

При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно дети воспроизведут образец (концентрация внимания), но и как долго они могут работать без ошибок. Поэтому каждый раз надо понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.

Концентрация и устойчивость внимания

1.Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания.

Нужно прочитать вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок.

2. Детям предлагается таблица с набором цифр от 1 до 10, которые располагаются в произвольном порядке.

Так как лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце этапа урока, и победители как-нибудь поощряются.

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА г) ГРУММОПД

д) ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА

Упражнения на развитие мыслительной операции

Муха и бабочка; Топор и молоток; Дом и избушка; Пианино и скрипка; Стол и стулья; Шалость и драка; Книга и тетрадь; Щекотать и гладить; Вода и молоко; Город и деревня

Методика. Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга? При сравнении предметов учить находить черты сходства и черты различия по главным признакам.

Упражнения на развитие гибкости ума

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:

Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина, . )

Назови слова, относящиеся к спорту

Назови слова, обозначающие домашних животных.

Назови слова, обозначающие водный спорт

Назови слова, обозначающие фрукты и т.д.

Предъявляется в беспорядке определенное количество изображений, которые имеют логическую последовательность. Задача ребенка - определить имеющуюся связь между картинками, последовательность событий, изображенных на картинках.

Из букв данного слова составить как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове.

Предлагают мыслительные задачи такого типа:

Назвать одним словом предметы: Вилка, ложка, нож - это . Дождь, снег, мороз - это . Рука, нога, голова - это .

Конкретизировать обобщающие понятия:

Фрукты - это . Транспорт - это . и)

Задается ряд с определенной последовательностью цифр. Участники должны понять закономерность построения ряда и продолжить его.

НАПРИМЕР: 1, 3, 5, 7 . 1, 4, 7, . 1, 3, 9, . 12, 13, 15, 18 .

Упражнения на развитие скорости мышления

(произносится первый слог слова). Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо.

Упражнения на беглость мышления

Игры, развивающие мышление, сообразительность

 Учащимся сообщается, откуда (с какой фигуры или номера начнет свой путь двигающийся объект. По команде учителя учащиеся зрительно перемещают его в заданном направлении.

Данное упражнение можно использовать на уроках природоведения.

 Предлагается подобрать как можно больше слов по заданной теме.

 Например:  Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе диких животных (домашних животных, рыбы, цветы, погодные явления, времена года…)

Данное упражнение можно использовать в минуты отдыха на уроке.

 Соедини стрелками слова, подходящие по смыслу

Упражнения на развитие речи

 Учащимся предлагается в называемых учителем словах, если услышишь слово со звука: с (о, и, л, н ..) хлопнуть в ладоши (если услышишь звук в конце слова или в середине слова).

 - придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове: Лягушка, флаг, стол, диван.

 - назови все звуки по порядку в слове: небо, туча, крыша.

 Дом- дым; пил мел точка лук лак сыр сон сук

 Сок- сон пел мол бочка суп мак сын сок суп

Упражнения на развития внимания

Объем внимания

 рыба  заяц  чайка.

- Какие животные относятся к птицам? Почему?

– Кто относится к зверям? Почему?

Упражнение 2. Найди цифры в порядке возрастания (указкой ученик показывает в быстром темпе)

  1 7 4 3 5 2 9 5 8 6 9 3

  9 5 2 1 8 6 4 1 6 2 5 8

  3 6 8 7 9 4 3 7 2 4 7 1

Упражнения на распределения внимания

 Демонстрируется таблица от одного до 25. Найти в таблице числа, которых нет (отсутствует до 9 чисел).

 Учащимся предлагается, например, нарисовать в тетради 10 кругов и одновременно сосчитать, сколько хлопков сделал учитель. За одну минуту нарисовать треугольники и решить пример на слух и т.д.

Упражнения на тренировку переключения внимания

 Из буквенного текста выдели спрятанное слово.

 Б е о л н ц е и т р а н ас т о л р ю д ж м е т о к н о ч т п р.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструкция: Ребята, как только я вам покажу карточку красного цвета все взялись за голову, желтого – подняли руки вверх к солнышку и потянулись, зеленую- зашагали на месте(на зеленый свет светофора), синюю взялись за руки. Повторим несколько раз, чтобы запомнить.

Дети должны запомнить соотнесение цвета и движения, так чтобы через некоторое время можно было повторить упражнение, уже без инструкции, а только показывая карточки.

Это упражнение дети выполняют с удовольствием. Упражнение направлено на развитие произвольности психических функций, развитие оперативной и долговременной памяти, активизацию разных зон коры головного мозга. Кроме этого может являться средством привлечения внимания на занятии.

Упражнение направленно на улучшение слухового восприятия, внимания и развитие фонематического слуха.

Инструкция: Я буду проговаривать один и тот же слог, а там где я ошибусь вы должны хлопнуть в ладоши.

ро-ро-ро-ро-ро-ор-ро-ро-ро-ро-ро-ро-ор-ро-ро-ро и т.п.

Упражнение направленно на улучшение слухового восприятия, концентрации внимания и развитие фонематического слуха

По первым буквам прочитанных слов назовите новое слово:

Пижама, омар, лужа -…

Дуло, одеяло, малина -…

Журавль, ухо, комар-…

Саквояж, уха, пюре -…

Рыба, опушка, гиря -…

Тина, артиллерия, нора, капрон -…

Лыжи, уголь, человек -…

Сорт, осёл, карта -…

Кол, ошибка, заря, арбуз -…

По последним буквам:

Морс, седло, паром -…

Котёл, пюре, колос -…

Луч, река, йогурт-…

Укроп, перо, стол, море -…

Укол, кенгуру, нож, корова -…

Дом, шило, рис, куст -…

Уксус, лужа, пенал, олово -…

Мороз, мыши, гром, кошка -…

какой пол в столовой…

какие обои в коридоре…

кто сидит за соседним столиком…

как одет сегодня вожатый другого отряда и пр….

Упражнение проводится фронтальным опросом, желающие ответить поднимают руку.

Направлено на развитие способностей сравнения, анализа; активизацию пассивного словаря ребенка.

Упражнение можно проводить цепочкой. Друг за другом участникам предлагается слово, на которое он должен сказать противоположное слово. После окончания можно предложить детям придумать по паре (или больше) слов-противоположностей.

Подбери антонимы к словам:

Твердый, горький, молодой, правда, запрещать, уменьшать, худеть, исчезнуть, грустить, сухо, утро, мокрый, молчать, любовь, здороваться, добро, легкий, румяный, конец, тесно, густой, горячий, темный, целый, дорогой, крупный, богатый, близко, сильный, терять, юг……

Подбери нужное понятие к смысловому ряду.

Белое, теплое, парное-

Хищный, серый, злой-

Вкусные, сладкие, шоколадные-

Пушистый, крохотный, беззащитный-

Высокая, зеленая, кудрявая-

Легкое, шелковое, красивое-

Новый, современный, большой-

Круглый, тяжелый, полосатый-

Овальный, дубовый, полированный-

Спелое, ароматное, наливное-

Удобное, мягкое, низкое-

Ловкая, длинная, ядовитая-….

Цель: развить внимание.

Примерные вопросы:

1. Ты девочка (мальчик)?

2. В школу ходишь?

Кошка - это птица?

Примерные вопросы:

Ты ходишь в детский сад?

Ты живешь в Африке?

Ты любишь мороженое?

Ты ел черное мороженое?

Ты умеешь ходить на руках?

Ты умеешь летать?

Ты играешь в куклы?

Ночью солнце светит?

Волк боится зайца?

Ты любишь ходить к врачу?

Примерные вопросы:

Люди ходят по потолку?

Доктор стрижет людей?

Тебя зовут Петя?

Корова умеет летать?

Ты сейчас спишь?

На тебе надето платье?

Зимой трава бывает?

Арбузы растут на дереве?

Примерные вопросы:

Тебе нравиться зелень парков?

Ты любишь солнце?

Тебе нравиться купаться в море или реке?

Ты любишь рыбалку?

Ты любишь кататься на санках?

Тебе нравиться играть в снежки?

Ты любишь, когда холодно?

Тебе нравиться лепить снежную бабу?

Примерные вопросы:

Какого цвета мак?

Тебе уже купили портфель?

Какого цвета яблоко?

Какого цвета солнце?

Какого цвета небо?

Какого цвета трава?

Ход игры: предложите ребенку ответить на вопросы ведущего. Запрещается говорить слова хорошо и плохо.

Примерные вопросы:

Ты как ведешь себя?

Ты хорошо плаваешь?

Ты как считаешь?

Послушай слова. Какое слово встречается чаще других?

Стол, дом, лес, книга, мяч, лето, колесо, цветок, карандаш, дом, ключ, муравей, кораблик, груша, синица, сосна, облако, дом, шкаф, самолет, забор, часы, санки. (дом)

Постарайся правильно выполнить движения: если услышишь название цветка - хлопни в ладоши, если услышишь название птицы - взмахни руками, если услышишь название дерева - положи руки на колени.

Дятел, ромашка, береза, тюльпан, воробей, осина, сова, одуванчик, василек, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, василек, пальма, цапля, колокольчик.

Цель: развить внимание.

Ход игры: детям предлагается выбрать любое животное: зайца, волка, тигра, медведя, рысь, гепарда, слона, обезьяну, лису, ежа. (Точно также поступают, если играют с одним ребенком). Ведущий вперемежку называет животных. Услышав название своего животного, ребенок должен хлопнуть в ладоши.

С группой детей можно провести игру на выбывание.

Цель: развить внимание, научить точно и быстро реагировать на звуковые сигналы.

Перед игрой научите детей выполнению сигналов.

Цель: развить внимание и умение замечать нелогичные ситуации.

Задание: предложите ребенку прослушать стихотворение и отметить все небылицы.

Переполох в лесу.

В лесу переполох случился,

Медведь мяукать научился,

У нее суровый нрав.

Там курица шипит гадюкой,

А на реке кудахчет щука.

Вдруг квакать начали ежи,

На дереве мычат чижи.

Ревет корова, как медведь,

И соловей не хочет петь,

Он начал блеять, как овца,

И переменам нет конца.

Вдруг мекать начала лисица,

Кукушкою кричать волчица.

Если такое могло бы случиться,

Это, дружок, никуда не годиться.

Цель: развить слуховое внимание.

Ход игры: прочитайте стихотворения, намеренно делая ошибки в словах. Ребенок должен заметить эти ошибки и назвать слова правильно.

Ехал дядя без жилета, (билета)

Заплатил он штраф за это.

Сели в ложку и айда! (лодку)

Покатили вдоль пруда.

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей. (грачей)

Мама с бочками пошла (дочками)

По дороге вдоль села.

5. На поляне весной

Вырос зуб молодой. (дуб)

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. (лес)

Эй, не стойте слишком близко,

Я тигренок, а не миска. (киска)

На глазах у детворы

Крысу красят маляры. (крышу)

Я рубашку сшила шишке, (мишке)

Я сошью ему штанишки.

Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь. (ночь)

Фруктов в корзине не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть. (бананы)

Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку. (ложку)

В реке живет мак, (рак)

Его не поймаю никак.

На пароходе повар-док (кок)

Приготовил вкусный сок.

15.Очень ласковый был дот, (кот)

Он хозяйку лизнул в лоб.

16.Рогатый дол (вол)

17.Уронили шишку на пол, (мишку)

Оторвали шишке лапу. (мишке)

18.Школьник кончил строчку

И поставил бочку. (точку)

19.Очень вкусная игра - (икра)

20.На волке – сметана, (полке)

И рад бы поесть,

Да достать нелегко.

Другой вариант этой игры: предложите ребенку внимательно прослушать предложения, в которых намеренно сделаны ошибки, отметить эти ошибки и произнести правильно.

Летом выпал снег.

В ответ я киваю ему рукой.

Сорняки очень шипучи.

Цель: развить внимание.

Задание: предложите ребенку сосчитать от 1 до 20. Если встретиться число 2 или числа, в состав которых входит цифра 2, то их не произносить, а хлопнуть в ладоши.

Упражнение выполняется стоя. Ведущий читает стихотворение по строчкам. Если в строчке заключено полезное занятие дети хлопают в ладоши, если вредное – топают.

Читайте также: