Сообщение на тему карамзин и радищев как основоположники сентиментализма в русской литературе

Обновлено: 08.07.2024

Период возникновения, основоположники

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Сентиментализм начинает проявлять себя как литературное течение в русской литературе с 80-х годов XVIII века. К концу 10-х годов XIX века (иногда говорят о конце второго десятилетия) сентиментализм исчерпывает себя, постепенно уступая место романтизму.

Родоначальниками русского сентиментализма считают Карамзина, О.М. Радищева, М.Н. Муравьева, И.И. Дмитриева.

Отличительные черты русского сентиментализма

Как явление литературы, сентиментализм выступает оппозицией русскому псевдоклассицизму, является предвестником романтизма. Именно сентиментализм опроверг существующее положение разума как ключевого ориентира литературного творчества, его рациональную направленность и прямолинейность, а также отбросил существующий литературный формализм. На смену разуму приходит чувство как наиболее живое и адекватное отображение реальности, самобытности человека.

В контексте сюжета, тематики и идей выделяются такие особенности:

1. Обостренное внимание к переживаниям и чувствам человека.

Сентименталисты пытались исследовать внутренний мир личности, отобразить его в своих произведениях. Переживания рассматриваются писателями как отображение самой сути человека, а потому именно их передача становится главной идеей произведений.

2. Природа как одна из главных ценностей жизни.

Вокруг красоты природы был сформирован целый культ, поскольку ее можно было рассматривать как один из ключевых истоков формирования чувств человека, как предмет эмоциональной квинтэссенции.

3. Особенности главных героев.

Главные герои являются не выдающимися личностями (царями, полководцами, повелителями), а обычными людьми, которые не владеют богатствами, не обладают знатностью или властью. Ключевыми персонажами нередко были крестьяне и/или дворяне. Главными чертами персонажей становиласт обостренная чувствительность и восприимчивость, субъективность отношения к окружающему миру. Также писатели обращают внимания на нравственную чистоту персонажей и их неиспорченность, превращая последние в своеобразный культ.

4. Идеализация быта, образа жизни, чувств и возвышение эмоций.

Сентименталисты идеализируют быт крестьян, преподнося его как сельскую идиллию и гармонию. Писатели возносят любовь и дружбу как вечные ценности, а жизнь рассматривают как скоротечный и превратный момент.

5. Наличие элементов философской антропологии, гуманизма.

Интерес к переживаниям личности породил изучение природы человека, его нравственной свободы, ценностей жизни, морали и т.д. Так, авторы рассматривали людей как самоценных, свободных с рождения, которых не должно определять собственное место в социальной иерархии сословий.

6. Просветительская направленность.

7. Интерес к произведениям народного творчества.

В эпоху сентиментализма творчество народа в разных его формах приобретает особую значимость, поскольку рассматривается как выражение чистых и живых чувств.

В контексте особенностей литературных форм и характера повествования сентиментализму характерно:

Чем отличается от европейского

Во многом направления европейского и русского сентиментализма схожи. Однако русское крыло приобрело яркий национальный характер как результат влияния существующих культурных, социальных и также политических особенностей, а потому отличается:

    Своей благосклонностью и терпимостью к существующим устоям, социально-политическим консерватизмом. Писатели пытались указать на необходимость морального совершенствования каждого человека, а не пробудить гражданскую сознательности. Авторы не писали о революционных изменениях, уничтожении института самодержавия или дворянства как сословия. Однако, они настаивали на гуманном (нередко – равном) отношении последних к низшим сословиям, придерживаясь социально-либеральной позиции и приветствуя реформы. Исключением можно назвать радикальное крыло русского сентиментализма, которое выступало за революционную трансформацию и полную отмену крепостного права. Его представители считали, что человек не может быть свободен, если он не в состоянии самостоятельно решать свою судьбу.

Русский сентиментализм стоит считать национальным явлением в истории литературы, а не подражанием западноевропейскому ответвлению, несмотря на влияние последнего.

Представители и примеры произведений

Сентиментализм имел много последователей в России, однако среди них можно выделить немногих, которые внесли значительный вклад в развитие этого течения.

Также ярко отличился в рамках развития сентиментализма поэт, публицист и критик Дмитриев. Почет и известность среди других авторов поэту принесли его песни и басни, а также мастерство в поэзии, талант в сатире.

Как одного из представителей сентиментализма рассматривают ранеего Жуковского, на поэзию которого существенно повлияло творчество Дмитриева и Карамзина. Повесть "Марьина роща" (1809 г.) является наиболее показательным результатом влияния Карамзина на поэта. Достижения в поэзии Жуковского и Батюшкова заложили основы для подальшего становления слога Пушкина и его литературного языка.

Классицисты всё подчиняли разуму, сентименталисты - чувствам, переживаниям и всевозможным оттенкам настроений. Писатели - сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств. В отличие от классицистов, разуму они предпочитали чувство, отвлеченным гражданским доблестям - глубину простого человеческого сердца, тайны души.

Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое состояние и в конце концов женится на богатой вдове.




Образ героини Карамзина существовал и в произведениях других писателей.

Именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.

Роман А.Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” — одно из самых значительных явлений русской литературы восемнадцатого века. Он написан в популярном тогда жанре “путешествия”, открыл который Л.Стерн, основатель сентиментализма. Радищев в своей оценке человека вообще следовал за писателями-сентименталистами и писал, что человека отличает от зверя именно способность к сочувствию. Сочувствие, сострадание — главные эмоции повествователя в романе: “Я взглянул окрест меня — душа мая страданиями человечества уязвлена стала”.

Чему же сострадает повествователь? Положению народа. Роман дает широкую панораму жизни крепостного крестьянства. И Радищева возмущает даже не столько бедность и тяжелейший труд крестьян, сколько то, что они, как крепостные, лишены свободной воли, юридически бесправны. “Крестьянин в законе мертв”, — пишет Радищев. Причем мертв только тогда, когда требуется защита закона. Об этом говорит глава “Зайцево”. На протяжении многих лет жестокий помещик и его семья истязали крестьян, и никогда никто не вступился за несчастных. Когда же выведенные из терпения крестьяне убили изверга, закон вспомнил о них, и они были приговорены к казни.

Участь крестьянина страшна: “И жребий заклепанного во узы, и жребий заключённого в смрадной темнице, и жребий вола в ярме”. Но повествователь, воспитанный на идеях просвещения, утверждает равенство всех людей. Но крестьяне в большинстве своем просто по-человечески лучше помещиков. Помещики в романе Радищева почти все — отрицательные персонажи, нелюди. Нравы же крестьян здоровы и естественны, они не заражены искусственной цивилизацией. Это особенно ясно видно при сравнении городских и деревенских девушек: “Посмотрите, как все члены у моих красавиц круглы, рослы, не искривлены, не испорчены. Вам смешно, что у них ступни в пять. вершков, а может быть, и в шесть. Ну, любезная моя племянница, с трехвершковой твоею ножкою, стань с ними рядом и бегите взапуски, кто скорее достигнет высокой березы, по конец луга стоящей?”.

Деревенские красавицы здоровы и добродетельны, а у городских “на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности. сажа”.

Главная заслуга Радищева и главное его отличие от большинства обличительной литературы восемнадцатого века состоит в том, что он не сетует на отдельные отрицательные примеры, а осуждает сам порядок вещей, существование крепостного права:

Покоя рабского под сенью Плодов златых не возрастет; Где все ума претит стремленью, Великость там не прозябет.

Своеобразие “Путешествия из Петербурга в Москву” состоит в том, что Радищев, взяв форму “путешествия”, наполнил ее обличительным содержанием. Чувствительный герой сентиментальной литературы, хотя и способен на сострадание, стремится уйти от зла этого мира в себя, а повествователь из “Путешествия из Петербурга в Москву” озабочен общественными вопросами и стремится служить общественному благу.

“Путешествие из Петербурга в Москву” — первый русский идеологический роман, где ставятся не столько художественные, сколько политические задачи. В этом его своеобразие и значение для всей нашей литературы.

Классицисты всё подчиняли разуму, сентименталисты - чувствам, переживаниям и всевозможным оттенкам настроений. Писатели - сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств. В отличие от классицистов, разуму они предпочитали чувство, отвлеченным гражданским доблестям - глубину простого человеческого сердца, тайны души.

Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое состояние и в конце концов женится на богатой вдове.

Образ героини Карамзина существовал и в произведениях других писателей.

Именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.

Роман А.Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” — одно из самых значительных явлений русской литературы восемнадцатого века. Он написан в популярном тогда жанре “путешествия”, открыл который Л.Стерн, основатель сентиментализма. Радищев в своей оценке человека вообще следовал за писателями-сентименталистами и писал, что человека отличает от зверя именно способность к сочувствию. Сочувствие, сострадание — главные эмоции повествователя в романе: “Я взглянул окрест меня — душа мая страданиями человечества уязвлена стала”.

Чему же сострадает повествователь? Положению народа. Роман дает широкую панораму жизни крепостного крестьянства. И Радищева возмущает даже не столько бедность и тяжелейший труд крестьян, сколько то, что они, как крепостные, лишены свободной воли, юридически бесправны. “Крестьянин в законе мертв”, — пишет Радищев. Причем мертв только тогда, когда требуется защита закона. Об этом говорит глава “Зайцево”. На протяжении многих лет жестокий помещик и его семья истязали крестьян, и никогда никто не вступился за несчастных. Когда же выведенные из терпения крестьяне убили изверга, закон вспомнил о них, и они были приговорены к казни.

Участь крестьянина страшна: “И жребий заклепанного во узы, и жребий заключённого в смрадной темнице, и жребий вола в ярме”. Но повествователь, воспитанный на идеях просвещения, утверждает равенство всех людей. Но крестьяне в большинстве своем просто по-человечески лучше помещиков. Помещики в романе Радищева почти все — отрицательные персонажи, нелюди. Нравы же крестьян здоровы и естественны, они не заражены искусственной цивилизацией. Это особенно ясно видно при сравнении городских и деревенских девушек: “Посмотрите, как все члены у моих красавиц круглы, рослы, не искривлены, не испорчены. Вам смешно, что у них ступни в пять. вершков, а может быть, и в шесть. Ну, любезная моя племянница, с трехвершковой твоею ножкою, стань с ними рядом и бегите взапуски, кто скорее достигнет высокой березы, по конец луга стоящей?”.

Деревенские красавицы здоровы и добродетельны, а у городских “на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности. сажа”.

Главная заслуга Радищева и главное его отличие от большинства обличительной литературы восемнадцатого века состоит в том, что он не сетует на отдельные отрицательные примеры, а осуждает сам порядок вещей, существование крепостного права:

Покоя рабского под сенью Плодов златых не возрастет; Где все ума претит стремленью, Великость там не прозябет.

Своеобразие “Путешествия из Петербурга в Москву” состоит в том, что Радищев, взяв форму “путешествия”, наполнил ее обличительным содержанием. Чувствительный герой сентиментальной литературы, хотя и способен на сострадание, стремится уйти от зла этого мира в себя, а повествователь из “Путешествия из Петербурга в Москву” озабочен общественными вопросами и стремится служить общественному благу.

“Путешествие из Петербурга в Москву” — первый русский идеологический роман, где ставятся не столько художественные, сколько политические задачи. В этом его своеобразие и значение для всей нашей литературы.

Поэзия Г.Р. Державина

Философская поэзия Державина.

Подите счастья прочь возможны,

Вы все пременны здесь и ложны:

Я в дверях вечности стою.

Но признавая всемогущество смерти, Державин не приходит к пессимистическому выводу о бессмысленности человеческого существования. Напротив, быстротечность жизни придает ей особенную значимость, заставляет выше ценить неповторимые радости бытия:

Жизнь есть небес мгновенный дар;

Устрой её себе к покою

И с чистою твоей душою

Благословляй судеб удар.

24.

Основным направлением в литературе XVIII в. стал классицизм (от лат. classicus — образцовый)

Русский классицизм придавал особое значение “высоким” жанрам: эпической поэме, трагедии, торжественной оде. Создателем жанра оды в русской литературе стал М. В. Ломоносов, трагедии — А. П. Сумароков. В одах соединялись лирика и публицистика, позволявшая не только восхвалять царей, но и как бы “учить” их. Русские трагедии, как правило, писались не на античном материале — их героями были деятели отечественной истории.

С 70-х годов XVIII в. в литературе возникает новое направление — сентиментализм. С ним появляются новые жанры: путешествие и чувствительная повесть. Особая заслуга в развитии этого жанра принадлежит Н. М. Карамзину (повесть “Бедная Лиза” , “Письма русского путешественника” ) . В литературу вторгался новый взгляд на жизнь, возникала новая структура повествования: писатель внимательнее всматривался в действительность, изображал ее более правдиво.

Давая характеристику писателю или поэту, нельзя ограничиться лишь механическим причислением их творчества к тому или иному направлению. У каждого художника — своя уникальная судьба.

Просветитель-рационалист, один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.[БСЭ]

Русский писатель Антиох Дмитриевич Кантемир был младшим сыном молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича, приехавшего в Россию в 1711 г. Советник Петра 1, князь Дмитрий был известен также и как автор научных трудов (“Описание Молдавии” , “История возвышения и упадка Оттоманской империи” и др.) По матери А. Кантемир был потомком византийских императоров. Недолгое время он учился в Славяно-греко-латинской академии. Увлеченный преобразованиями Петра Великого, Антиох Кантемир возлагал все надежды на монархическую власть. В своих сатирах он высмеивал “злонравных” дворян и церковников. В этом жанре им было написано девять произведений (“На хулящих учение” , “На зависть и гордость дворян злонравных. ” , “О воспитании” , “На человеческие злонравия вообще. ” и др.). 1 января 1732 г. А. Кантемир был назначен русским послом в Лондоне. Именно в это время расцветает его литературный талант. Он много пишет и переводит. Переведенная им книга Фонтенеля “Разговор о множестве миров” была при Елизавете Петровне запрещена как “противная вере и нравственности” . А. Кантемир написал также религиозно-философское произведение “Письма о природе и человеке”. Умер он молодым 31 марта 1744 г. в Париже и был погребен в московском Никольском греческом монастыре.

ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович (1703-68) , русский поэт, филолог, академик Петербургской АН (1745-59).

В работе "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735) сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения.

Поэма "Тилемахида" (1766).[БСЭ]

СУМАРОКОВ Александр Петрович (1717-77) , русский писатель, один из видных представителей классицизма.

В трагедиях "Хорев" (1747), "Синав и Трувор" (1750) ставил проблемы гражданского долга. Комедии, басни, лирические песни. [БСЭ]

А. П. Сумароков писал не только трагедии (“Пустынник” (1757) ; “Ярополк и Димиза” (1758) и др.) , но и комедии. Одна из лучших — “Опекун” , поставленная в 1768 г. Прототипом главного действующего лица, ростовщика Чужехватова, стал зять автора. Поэт так описал его в прошении, поданном императрице: “Человек праздный, прибытко-жадный, непросвещенный и кроме часовника ничего не читавший. Науки он называет календарем, стихотворство лихою болестью, воспитательный дом непристойным именем” . У Сумарокова был тяжелый, крайне неуживчивый характер, необузданный нрав. Он мог, например, яростно обругать человека, помешавшего ему писать, а однажды в бешенстве погнался за слугой с обнаженной шпагой и не заметил, как оказался. в пруду. Естественно, что почти со всеми родственниками он был в ссоре. Сама Екатерина II вынуждена была однажды вмешаться в отношения поэта с матерью.

Одним из первых Сумароков воспользовался реальной свободой печати, появившейся с восшествием на престол Екатерины II. Он публично изложил свои мысли об идеальном устройстве общества: “Сделать русских крепостных людей вольными нельзя. будет ужасное несогласие между помещиками и крестьянами, ради усмирения которых потребны многие полки; и непрестанная будет в государстве междоусобная брань. А это примечено, что помещики крестьян, а крестьяне помещиков очень любят, а наш низкий народ никаких благородных чувствий еще не имеет” .

ФОНВИЗИН Денис Иванович (1744 или 1745-1792) , русский писатель, просветитель.

В комедии "Бригадир" (постановка 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии "Недоросль" (постановка 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед России в крепостном праве, высмеивал систему дворянского воспитания и образования.

"Записки первого путешествия" (письма к П. И. Панину; опубликованы в 1800-х гг.) сыграли существенную роль в становлении русской прозы.[БСЭ]

Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,писал А. С. Пушкин в “Евгении Онегине” . И в самом деле, “друг свободы” острее, чем кто-либо в конце XVIII в., чувствовал историческое зло — отсутствие в России “государственных законов” . А потому — пророчески писал: “Где. произвол одного есть закон верховный, там прочная общая связь и существовать не может; там есть государство, но нет отечества, есть подданные, но нет граждан, нет того политического тела, которого члены соединялись бы узлом взаимных прав и обязанностей” .

Одно из самых значительных произведений Д. И. Фонвизина— комедия “Недоросль” .

“Эта комедия — бесподобное зеркало” , — писал о “Недоросле” В. О. Ключевский. И добавлял: “Комедия не лиц, а положений” . Почему же литературное произведение XVIII века вызвало столетие спустя жгучий интерес великого историка? “Фонвизин взял героев “Недоросля” прямо из житейского омута, и взял, в чем застал, без всяких культурных покрытий, да так и поставил их на сцену со всей неурядицей их отношений. Эти герои, выхваченные из общественного толока для забавы театральной публики, оказались вовсе не забавны, а просто нетерпимы ни в каком благоустроенном обществе: автор взял их на время для показа из-под полицейского надзора, куда и поспешил возвратить их в конце пьесы при содействии чиновника Правдина. ” , — писал историк.

Что же объясняет нам “Недоросль” своими художественными образами, как помогает понять XVIII век? Когда госпоже Простаковой захотелось высечь свою дворню, всех слуг, ей заметили, что никто не волен тиранствовать. И вот тогда из глубины простаковской души вырвалось знаменательное возражение: “Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан указ о вольности дворянства?” В этих словах — исторический смысл комедии. Простакова — “мастерица толковать указы” — хотела сказать: существует закон, оправдывающий ее беззаконие.

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802) , русский мыслитель, писатель.

Ода "Вольность" (1783), повесть "Житие Ф. В. Ушакова" (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) - широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках. В 1790 Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении (1797) в своих проектах юридических реформ (1801-02) вновь выступил за отмену крепостного права; угроза новых репрессий привела его к самоубийству.[БСЭ]

Александр Николаевич Радищев родился в Москве, детство провел в саратовском имении. Богатейшим помещикам Радищевым принадлежали тысячи крепостных душ. Во время восстания Пугачева крестьяне их не выдали, спрятали по дворам, измазав сажей и грязью, — помнили, что хозяева добрые. В юности А. Н. Радищев был пажом Екатерины II. Вместе с другими образованными юношами его отправляют в Лейпциг учиться, а в 1771 г. 22-летний Радищев возвращается в Россию и становится протоколистом Сената. По долгу службы ему приходилось иметь дело со множеством судебных документов. В 1775 г., выйдя в отставку в чине секунд-майора, он женится на Анне Васильевне Рубановой (у них родится четверо детей) . В 1777 г. Радищев — на гражданской службе в Петербургской таможне в чине коллежского асессора. Служил, по-видимому, успешно: был награжден орденом, а в 1780 г. получил повышение — стал помощником управляющего таможней. А тем временем уже сочинялись первые главы “Путешествия из Петербурга в Москву” . 22 июля 1789 г. — через несколько недель после начала Великой Французской революции — петербургский обер-полицмейстер разрешает публикацию книги А. Н. Радищева. В январе -1790 г. книга была набрана в домашней типографии писателя. В конце мая — начале июня она выходит тиражом около 600 экземпляров. На титульном листе нет имени автора. Эпиграф — “Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй” — символизировал ненавистное крепостное право и был взят Радищевым из поэмы В. К. Тредиаковского “Телемахиада” . В поэме чудище было “тризевно” (с тремя глотками) . У Радищева— “стозевно” .

ДЕРЖАВИН Гаврила Романович (1743-1816) , русский поэт. Представитель русского классицизма.

Торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, религиозно-философские размышления ("Фелица", 1782; "Вельможа", 1774-94; "Бог", 1784; "Водопад", 1791-94); лирические стихи. [БСЭ]

Державин точно определил время своего творческого перерождения: “Не хотел парить, но не мог постоянно выдерживать изящным подбором слов, свойственных одному Ломоносову, великолепия и пышности речи. Поэтому с 1779 г. избрал я совершенно особый путь”. Путь этот действительно особый — державинский. Первые оды, написанные после 1779 г., отличались небывалой в русской поэзии звучностью стиха, силой поэтического выражения.

“Фелица”, опубликованная в 1783 г., вызвала настоящий восторг читателей. Это произведение было ново и по форме, и по содержанию. Прежние высокопарные оды стали уже “докучать” всем, их “бумажный гром” раздражал. В “Фелице” читатель встретил живую поэзию, пронизанную жизненными реалиями, которые без труда угадывались. Название оды связано со “Сказкой о царевиче Хлоре” — нравоучительной аллегорией, которую сама императрица написала для внука — Александра Павловича. Героиня сказки — дочь киргизского хана Фелица, помогает царевичу найти розу без шипов. Но разве такое бывает? Да, роза без шипов — это добродетель.

Читатель угадывал намеки поэта и на придворных: “Скачу к портному по кафтан” — характерное времяпрепровождение Г. А. Потемкина; “Езжу на охоту, И забавляюсь лаем псов” — характеристика П. И. Панина; “Я тешусь по ночам рогами” — музыку охотничьих рожков ввел в моду обер-егермейстер С. К. Нарышкин; “Полкана и Бову читаю” — это про непосредственного начальника Державина князя Вяземского, который забавлялся тем, что заставлял подчиненных читать ему вслух лубочные романы.

Друзья Державина отговаривали его печатать столь дерзкую оду, но Екатерине II она понравилась. Более того, императрица с ехидством дарила “Фелицу” своим приближенным, подчеркивая те места, которые относились к грешкам получателя.

Теория трех штилей.

Впервые понятие стиля как индивидуальной манеры речи и письма оформляется в XVIII веке и достигает расцвета в эпоху литературного романтизма в связи с развитием образа индивидуального “гения” - человека-творца

Высокий штиль — высокий, торжественный, величавый. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии, ораторская речь.

Средний штиль — элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения.

Низкий штиль — комедии, письма, песни, басни.

В 1757 году появилась в печтаи работа Ломоносова (+ Сумороков) "О пользе книг церковных в Русском языке" - отдается должное слав. красноречию, но ограничивает "славенщину" - старые слова, а вместо них употреблять новые. Но идет предостережение - все должно быть равновесно, не впадать в крайность. Произошла "теория штилей" (стилей).1 штиль - высокие - наиболее насыщен элементами старинной книжности - для сочинения героических поэм, од, торжественных речей2 - средний - состоит из слов словяно-российских и русских - "не надутый и не подлый". Для составления стихотворных дружеских поэм, писем, сатир.3-низкий-соединение среднего штиля с простонародными "низкими" словами. Здесь допускаются слова и выражения, которых нет в церковно-слав. языке. Он для комедий, эпиграмм, песен, прозаич. друж-х песен

Сатира в русском искусстве.

Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Сатирическими могут быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. сатира может проявляться в изобразительном искусстве и исполнительном искусстве. Хотя сатира намеревается быть смешной, её целью не является главным образом юмор, в действительности сатира — это нападение на какое-либо явление.. Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Это характерно уже для первых сатирических произведений.


Николай Михайлович Карамзин, несомненно, является выдающейся личностью, а его творчество уже несколько сотен лет не теряет своей актуальности, задает вечные вопросы и отвечает на них: кто мы в этом мире и куда идем, каков путь нашей страны?

Его жизненная позиция, личные качества и сейчас могут быть отличным примером патриотизма, любви и стремления к знаниям и научным изысканиям. В статье будут освещены основные аспекты биографии Карамзина, его жизненного и творческого пути.

Детство и юность

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря 1766 года в селе Михайловка, близ города Симбирска. Его отец, Михаил Егорович Карамзин, был помещиком среднего достатка, отставным капитаном. Мать Николай Карамзин потерял совсем рано.

Николай Карамзин

До 12 лет мальчик рос в родительской усадьбе и учился в дворянском пансионе в Симбирске. С ранних лет он увлекался чтением.

В 1778 году Карамзин отправился обучаться в Москву, в пансион профессора Московского университета Шадена, который в то время считался одним из лучших в столице.

В 1783 году Николай Карамзин служил в Преображенском полку, но вскоре ушел в отставку и вернулся на малую родину в Симбирск. И именно там произошло одно из поворотных событий его юности – вступление в масонскую ложу. В дальнейшем это помогло сблизиться ему с такими людьми, как Иван Тургенев, Николай Новиков и другие. Круг общения оказал очень большое влияние на его дальнейшую творческую жизнь, именно там он вырос нравственно, начал вести свою просветительскую деятельность.

Начало карьеры

Творчество Карамзина берет свое начало со времен, когда он служил в Преображенском гвардейском полку Петербурга. Именно в этот период Николай Михайлович начинает пробовать себя в амплуа писателя.

Период службы стал не только началом творческой деятельности Николая Карамзина, но и сформировал его как личность, дал возможность завязать много знакомств, которые были полезны. После смерти отца Николай решается бросить службу, чтобы никогда к ней не возвращаться. В свете в то время это расценивалось как дерзость и вызов обществу. Но кто знает, если бы он не бросил службу, то смог бы издать свои первые переводы, а также оригинальные сочинения, в которых прослеживается живой интерес к исторической тематике?

Семейная жизнь

Личная история и биография Карамзина очень непростая. В 1801 году писатель женился на своей давней возлюбленной Елизавете Ивановне Протасовой. Она была образованной девушкой, интересной собеседницей для писателя.

Бедная Лиза

Через некоторое время Карамзин познакомился с Екатериной Андреевной Колывановой. Вторая жена родила ему девять детей. Трое умерли в совсем юном возрасте, а сын Николай ушел из жизни в 16 лет.

Судьба других детей сложилась достаточно интересно.

Дочь Екатерина вышла замуж за князя Петра Мещерского, а их сын Владимир стал знаменитым публицистом.

Сын Владимир, любимец и гордость отца, построил головокружительную карьеру и стал сенатором. Личная жизнь тоже сложилась весьма удачно, он женился на генеральской дочке Александре Дука.

Дочка Елизавета стала фрейлиной и была, как и отец, высоконравственной и великодушной особой. Сам Лев Николаевич Толстой считал ее примером для многих.

Карамзин – основоположник сентиментализма в России





Поэзия Карамзина

Стихотворения Карамзина занимают куда меньше места в его творчестве. Но не стоит преуменьшать их значимость. Как и в прозе, Карамзин-поэт становится неофитом сентиментализма.

жизнь и творчество карамзина


Поэзия того времени ориентировалась на Ломоносова, Державина, тогда как Николай Михайлович меняет курс на европейский сентиментализм. Происходит переориентация ценностей в литературе. Вместо внешнего, рационального мира, автор копается во внутреннем мире человека, интересуется его духовными силами.

В отличие от классицизма, героями становятся персонажи простой жизни, повседневности, соответственно, объект стихотворения Карамзина – простая жизнь, как он сам утверждал. Само собой, при описании обыденности поэт воздерживается от пышных метафор и сравнений, используя стандартные и простые рифмы.

Но это вовсе не означает, что поэзия становится бедной и посредственной. Напротив, суметь подобрать доступные художественные средства, чтобы они произвели должный эффект и при этом донесли переживания героя – вот основная цель, которую преследует поэтическое творчество Карамзина.

Стихи не являются монументальными. Они часто показывают двойственность человеческой натуры, два взгляда на вещи, единство и борьбу противоположностей.

Лирика Николая Карамзина

Впервые в России он стал прославлять великого английского драматурга Шекспира. Его сильно впечатляет глубоко психологическая направленность произведений.

Карамзин старается расширить жанровые рамки поэзии в нашей стране. Он пишет первые баллады, которые потом лягут в основу творчества великих романистов. В дальнейшем баллады станут главным жанром великого Жуковского.

Карамзин как писатель

К писательскому сословию Карамзин примкнул уже будучи на службе, так как попытки попробовать себя на этом поприще в университете не увенчались большим успехом.

Творчество Карамзина условно можно поделить на три основных линии:

  • художественная проза, которая составляет существенную часть наследия (в перечне: рассказы, повести);
  • поэзия — ее значительно меньше;
  • беллетристика, исторические труды.

В целом, влияние его произведений на российскую литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество – произошли изменения, которые сделали отрасль гуманной.

Карамзин — писатель, ставший отправной точкой новой российской литературы, эпоха которой продолжается и по сей день.

Путешествие в Европу

В 1789-1790 гг. Карамзин путешествовал по Европе, посетил Германию, Англию, Швейцарию, Францию, где познакомился и общался с влиятельными масонами, а также великими философами и просветителями И. Кантом, И. Гердером, Ш. Бонне и другими. За это время Николай Карамзин глубоко проникся европейской культурой и искусством, посетил много театров, музеев, участвовал во всевозможных светских встречах.

Его сильно поразил уровень жизни и цивилизации в этих странах. Особенно Карамзин впечатлился революционной Францией. Народ был вовлечен в политические полемики, дискуссии, заинтересован чтением и изданием газет, листовок, подготовкой и слушанием революционных ораторских выступлений. Все это в то время было недоступно для нашей страны.

Московский журнал

Пожалуй, это первое литературное издание в России, которое имеет сентиментальное направление. Содержание журнала отвечало основной цели – воспитание сердца и души.

Изображение реальной жизни русского народа, окружающей действительности – основное содержание издания. Но тут не найти сатиры, строгой морали, обличения и разоблачения жизненных проблем. Умение увидеть трогательное в нашей повседневности, светло мыслить и смотреть в будущее, идеалистические суждения – вот основные мысли, доносимые до читателя.

Человек пера и мысли

В 1789 году следует разрыв с масонами, и Карамзин отправляется путешествовать по Европе. Он объехал Германию, Швейцарию, Францию и Англию, останавливаясь преимущественно в больших городах, центрах европейского просвещения. Карамзин посещает Иммануила Канта в Кёнигсберге, становится свидетелем Великой французской революции в Париже.



Джованни Баттиста Дамон-Ортолани. Портрет Н.М. Карамзина. 1805. ГМИИ им. А.С. Пушкина



Памятник Николаю Карамзину в Ульяновске. Скульптор Самуил Гальберг. 1845

Разочарование во Французской революции Карамзин выплескивает в стихах:

Но время, опыт разрушают Воздушный замок юных лет… …И вижу ясно, что с Платоном Республик нам не учредить…

Новаторская повесть

Эта небольшая повесть вывела русскую литературу на новый европейский уровень. Простым и понятным персонажам повести теперь можно было сопереживать, подобно известным героям Гете и Руссо. В произведении новаторство буквально во всем.

Бедная Лиза Карамзина

Пейзаж играет особую роль в произведении и становится отражением состояния души героев. Это тоже стало художественным открытием Николая Карамзина.

Карамзин же наглядно показал, что такие строгие рамки только тормозят развитие литературы. Создание простого и понятного, но при этом дворянского языка вызвало настоящий фурор. Стало понятно, что именно такой язык сможет вытеснить французский из обихода и отстоять самобытность русского слова. Так Карамзин смело замахнулся на настоящую языковую реформу в России.

Реформа языка Карамзина

Влияя на литературу, творчество Карамзина не могло не коснуться изменений в речи. Основной задачей писателя стало приближение к живому, разговорном языку. Он стремился к очищению его от устаревшей лексики, вычурных объяснений. Но при этом всем Николай Михайлович был также и противником злоупотребления простонародными словами, такими, что не вписываются в понимание качественной речи, доступной, но красивой.

Карамзин обогащал русский язык, придумав много новых слов, благодаря сложению основ, трансформации словосочетаний или привнося их из других языков. Среди этих слов: промышленность, влюбленность, человечность и другие.

Увлечение историей России

В это же время, в начале 1790-х гг., Николая Карамзина сильно увлекла история России. Им были прочитаны множество летописных памятников, исторических сочинений и других трудов.

Не случайно в 1803 году император Александр Первый даст Карамзину звание историографа. После его смерти этот титул больше не назначался. Для него стали открыты все необходимые архивы и библиотеки.

Такое увлечение историей было основано на великой любви к Родине, патриотизме и глубокой нравственности писателя Карамзина.

Черты сентиментализма

Основные черты сентиментализма в литературе

Первыми чертами сентиментализма, чуждыми предшествовавшему ему классицизму, становятся следующие особенности ранних сентиментальных текстов:

Крестьяне

Особой чертой сентиментализма является идеализация жизни бедняков, крестьян, земледельцев и других незнатных сословий.

Эту черту использовали практически все сентименталисты без исключения: как в ранний период развития литературного направления, так и во все последующие годы его существования.

Отдельную черту имела английская сентиментальная традиция. К ней относится введение в текст большой доли религиозного христианского учения, на что повлияла идеалистическая философия Беркли. Эта черта стала характерной исключительно для Англии, не получив распространения ни во Франции, ни позже в России.

Первый и основной жанр английской сентиментальной поэзии – это элегия.

Особенностью этого жанра является изображение чувств горя и радости, как уже пережитых когда-то давно, благодаря этому буйство страстей было чуждо сентиментальной поэзии.

Другие виды жанров сентиментализма: ода, баллады, послания, эпиграммы, сентиментальный рассказ, сентиментальная повесть и др.

Вестник Европы

На протяжении двух лет Николай Михайлович занимал эту должность и даже получал за нее оклад, что было впервые в истории российской журналистики. Его любовь к истории и увлечение ею, конечно, оказали прямое влияние на содержание журнала. Карамзин там подробно освещал исторические вопросы, отечественные и зарубежные.

Карамзин – историк

ХІХ век приводит Карамзина к истории. Когда Александр І назначает его придворным историографом, жизнь и творчество Карамзина снова претерпевают кардинальные изменения: он отказывается от литературной деятельности полностью и погружается в написание исторических трудов.

произведение Карамзина

Он не только сделал историю доступной для широкой образованной публики, но и сформировал историческое самосознание нации на долгие десятилетия. Впрочем, и в наше время произведение не теряет своей значимости и актуальности.

К сожалению, этот труд так и не был закончен Карамзиным, но все равно оставил огромный след и стал великим наследием русской культуры. Последний 12-й том вышел уже после смерти Карамзина, освещая события Смутного времени.

Важно отметить также то, что это произведение было не только рассчитано на отечественного читателя, но и предназначалось иностранцам в качестве знакомства с историей России. Книги были переведены на семь иностранных языков.

Проза Карамзина

Отображенные в прозе эстетические принципы Карамзина встречаются и в его теоретических трудах. Он настаивает на отходе от классицистической зацикленности на рационализме к сенситивной стороне человека, его духовному миру.

Основная задача – склонить читателя к максимальной эмпатии, заставить переживать не только за героя, но и вместе с ним. Таким образом, сопереживание должно привести к внутреннему преобразованию человека, заставить его развивать свои духовные ресурсы.

Художественная сторона произведения так же построена, как и у стихотворений: минимум речевых сложных оборотов, пышности и вычурности. Но дабы те же записки путешественника не были сухими отчетами, в них ориентация на отображение менталитета, характеров выходит на первый план.

произведения карамзина


Персонажи находят писателя сами – это его попутчики или собеседники, которых Карамзин встречает в ходе путешествия. Стоит отметить, что это не только знатные особы. Он без стеснения общается и со светскими львицами, и с бедными студентами.

Окончание жизненного пути и память

22 мая 1826 года Россию всколыхнула новость о смерти великого историка и писателя. В официальной биографии Карамзина указано, что причиной смерти стала обычная простуда.

Но предполагается, что настоящая причина глубже. Николай Карамзин очень тяжело переживал декабрьские события на Сенатской площади. Для него, как для человека, искренне радеющего за судьбу страны и монархии, 1825 год стал тяжелым ударом, который сильно подорвал его психологическое состояние и здоровье.

Памятник Карамзину

Карамзин – переводчик

Карамзин, биография и творчество которого весьма разнообразны, искал себя также и в сфере перевода. И поиски увенчались успехом. Николай Михайлович стал не только крупным практиком, но теоретиком перевода своего времени.

Языки, с которых он переводил произведения:

  • английский;
  • французский;
  • немецкий.

карамзин история государства российского

Приступая к работе над творением конкретного автора, изучал Карамзин творчество, кратко знакомил с дополнительными сведениями читателей.

Писатель выделил три основных принципа, на которых должен базироваться качественный перевод:

Особенности сентиментализма как литературного направления


Сентиментализм – художественное направление второй половины VIII – первой половины XIX веков, признающее основой человеческой природы чувство.

Можно назвать несколько особенностей этого литературного направления:

  1. Акцент на чувство. Писателя интересует внутренний мир человека, его эмоции, переживания.
  2. Ценность человеческой личности определяется способностью любить и сопереживать.
  3. Признание того, что способность чувствовать не зависит от сословной принадлежности. В результате главными героями часто становятся крестьяне, простолюдины.
  4. Прославление любви, дружбы, единения с природой как вечных ценностей.
  5. Восприятие природы как живой сущности, сопереживающей герою.

В произведениях писателей-сентименталистов могут возникать пасторальные мотивы.

Свою задачу сентименталисты видели в том, чтобы обратить душу человека к красоте и доброте, утешить и дать надежду.


Очерк, бытовой роман, повесть, роман в письмах, дневник, поэтическое послание и элегия – эти жанры появились тоже благодаря писателям-сентименталистам.

сентиментализм в живописи

Писатели-сентименталисты

Наиболее ярко сентиментализм был выражен в английской литературе. Образцом этого литературного направления могут служить романы С. Ричардсона, Л. Стерна.

Немецкий сентиментализм представлен произведениями Ф. Шиллера и И.В. Гёте.

Если говорить о французском сентиментализме, то нужно вспомнить Ж. -Ж. Руссо.

представители сентиментализма

Отличительные черты сентиментализма в русской литературе

В каждой стране сентиментализм приобретал свои уникальные черты. Если говорить об этом направлении в русской литературе, то можно выделить два течения.

  1. Дворянский сентиментализм. Межсословный конфликт рассматривается преимущественно с духовной, морально-нравственной стороны. Социальная тема не затрагивается. Путь к процветанию человечества лежит через духовное развитие, самосовершенствование. Задачей писателя видится нравственное воспитание. Такие представления, в частности, нам дают произведения Карамзина.
  2. Революционный сентиментализм. Характерен произведениям Радищева. Главная ценность – это свободная личность. Каждый имеет право на счастье, творчество, свободу. Межсословный конфликт обретает социальную подоплеку. Поднимается вопрос о недопустимости крепостного права.


Для сентиментализма в русской литературе характерна была также назидательность. Это роднит его с русским классицизмом.

Сентиментализм был ведущим направлением в русской литературе в течение столетия: с 70-х годов 18 века до 70-х годов 19-го. Позже он не исчез совсем, а трансформировался в романтизм. Поэтому обойти вниманием его, изучая литературу в школе, никак нельзя. Я постаралась рассказать о характерных чертах этого литературного направления как можно более кратко и емко. Надеюсь, вам было все понятно, и вы пойдете на экзамен по нашему любимому предмету хорошо подготовленными.

Читайте также: