Сообщение на тему как жили люди на руси

Обновлено: 02.07.2024

Сельское население

Главным элементом одежды была рубаха. Причем покрой у крестьян и феодалов был одинаковым, различалось лишь качество ткани. Женская рубашка была длиной до полу. Для украшения рубахи и верхней одежды использовали яркие, нарядные вышивки, игравшие роль оберега от злых сил. Для них использовали лен, коноплю, шерсть или даже серебро золото, если речь шла о феодалах. На голове женщины носили обруч из кожи, чепец, металлические подвески и т.д.

На юге основными жилищами восточных славян служили полуземлянки с земляными полами, крышей, сверху покрытой также землей. На севере это были невысокие деревянные срубы, покрытые досками или соломой. В избе, как правило, была печь, вся целиком включенная в помещение и топившаяся по-черному. Жилища освещались лучинами.

Городское население

В городах Древней Руси жили князья, дружинники, ремесленники и купцы. Именно в городах долгое время продолжали сохраняться вечевые порядки. Они были центрами культуры: в них существовали школы, создавались летописи, функционировали иконописные и ремесленные мастерские. Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники, как свободные, так и зависимые. Существовали самые разные виды ремесел: кузнечное, оружейное, ювелирное (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное, кожевенное, портняжное. Даже небольшие и новые города имели домницы для изготовления железа. Но большинство простых горожан продолжало заниматься земледелием и скотоводством. При этом городские жители, как правило, строили высокие дома, в которых жилым помещением служил второй этаж. В нижней части располагался погреб. Города в основном строились из дерева, но некоторые храмы и дворцы знати возводились из камня.

Высокие деревянные дома назывались хоромами. В них проживали князь и бояре. Часто хоромы состояли из нескольких строений, соединенных между собой переходами (сенями). Вокруг княжеского терема располагались хозяйственные строения для слуг и хранения зерна, мяса, меда, вина и т.д. Хоромы были окружены оградой с крепкими воротами. Приёмные в великокняжеском тереме назывались гридницами, здесь князь пировал со своей дружиной. Столы были уставлены дорогой посудой, часто украшавшейся золотом и серебром. Гостей развлекали гусляры и скоморохи. Но при этом и князь, и самые простые крестьяне строго соблюдали посты: по понедельникам, средам, пятницам и даже по субботам.

В каждом православном доме богатом и бедном были иконы – это могла быть скромная полочка или целый иконостас. Иконы были семейной реликвией и располагали их в переднем красном углу – его еще называли святой угол или божница. Там же были лампада с маслом и священное писание – жития святых, молитвослов. В домах побогаче был киот – специальный шкаф для икон. И обитатели дома читали молитвы утром и вечером.

Я помню, как девочкой гостила у бабушки с дедушкой, и как молился мой дедушка – он был из семьи старообрядцев. Он не садился за стол не перекрестясь. В доме были и жития святых, написанные старославянским шрифтом, который я сначала не понимала, но дедушка показал мне несколько раз, и я стала понемногу читать. Помню, особенно заинтересовало меня житие Симеона-столпника, который много лет стоял на столбе, постился и молился. Мне это казалось невероятным…

В старину в сёлах текла жизнь, полная трудов. В рубленых избах и полуземлянках наши предки буквально боролись за жизнь. Они бортничали, распахивали новые земли и разводили скот, охотились и оборонялись от лихих людей. Часто в пожаре сгорали дом и имущество – тогда приходилось строить новое жильё.

Свой дом русские люди строили, предварительно тщательно выбрав место: нельзя было строить дом на месте бывшей дороги или кладбища – считалось, что счастье уйдёт вскоре из такого дома. Выбрав место для будущего дома – тщательно проверяли его, не засушливое ли оно? Для этого клали на ночь сковороду дном вверх. Если за ночь под сковородой скапливалась роса – то место хорошее. И можно было строить новую избу.

Первой в новый дом пускали кошку – считалось, что во время стройки в дом могли проникнуть злые духи. А кошки помогали их изгнать. Поэтому первую ночь обязательно проводили в новом доме кот с кошкой. Кстати, этот обычай дошел и до наших дней. На новоселье принято приносить в дом кошку.

Огромное значение в доме имела печь. Печь и печной огонь у русских людей были на втором месте после святого угла. Рядом с печкой нельзя было говорить худые слова. В жилище сохранялась диагональ – печь – красный угол. Избы топились по-чёрному, в них было дымно.

Прялка особо ценилась в крестьянском доме, потому что пряли и ткали все русские женщины, одевали всю семью, ткали полотенца и скатерти.
Прялка была желанным подарком, ее хранили и передавали по наследству. Расписную прялку парень дарил своей невесте, а она хвасталась красивым подарком на посиделках, где девушки пряли.

Крестьяне носили длинные домотканые рубахи и конечно лапти – аж до 20 века!
Горожане ходили в сапогах и носили туфли. А еще те и другие носили шубы, однорядки и кафтаны. У женщин были сарафан, платок и пояс. Одежда была праздничная и повседневная.

Русские девушки носили платья с вышивкой на рукавах и подоле, замужние женщины - юбки и понёвы с орнаментом и оберегами. Дети до 12 лет носили длинную до пят полотняную рубашку - они не разделялись до этого времени по половому признаку.

В праздничной одежде преобладали два цвета орнаментов – белый и красный, который подчёркивал свет души и духовную чистоту.

Девушки плели одну косу, замужней женщине после свадьбы расплетали её и заплетали две. У мужчин символом мужества считалась борода. И когда вышел указ Петра Первого стричь бороды, возникло даже восстание в Сибири. С древних времён крестьяне считали, что, обрезав волосы, у человека можно отнять и здоровье.

Жили крестьяне в небольших домах. На Севере это были высокие избы с несколькими небольшими окошками. На резных наличниках часто была изображена розетка – символ жизни и счастья. На Севере под одной крышей часто находились сарай и кладовая.
В Сибири тоже встречаются до сих пор такие постройки. Например, в Сузуне Новосибирской области многие дома построены по такому типу. Закрытые дворы очень удобны в морозы. И живут там потомки старообрядцев с незапамятных времен.


Изба да клеть - сени, два – три окошка да дверь были у половины крестьян. В избе зимой в морозы находил приют и домашний скот. В подклетье - подполье располагались куры.
Внутри дома в переднем углу под иконами стоял большой стол для всей семьи, вдоль стен располагались широкие лавки. Над ним находились полки для посуды и шкаф- поставец.

В жилище пространство у входа было мужской территорией. Здесь находились рабочие инструменты и коник, который в крестьянской избе имел особое значение. Здесь хозяин занимался своими мужскими делами: чинил сбрую и упряжь зимой.

А летом мужики ладили сани – ведь без саней в деревне никуда. Всё мастерили из дерева – лавки, колыбель, корзины. И всё расписывали, чтобы радовало душу. Избы строили из дерева, топор даже гвозди старались не использовать. В крайнем случае – деревянные костыли.

Семейный союз – это продолжение жизни. Невеста должна была быть не моложе 16 лет. Жена должна была заботиться о муже. Беременная жена укрывала зипуном мужа, чтобы мужняя сила охраняла её чрево и чадо во время сна. Пуповину о родившегося ребенка перевязывали нитью, сплетенной из волос отца.

У детей воспитывали любовь к вере, к своему роду, семье, к матери-природе, к земле предков и велели жить по совести. Девочке 12 – ти лет вручали веретено и прялку и обучали рукоделию.


Умели русские люди работать, умели и отдыхать. В январе праздновали Рождество. Новый год ( по старому стилю), колядование и крещение, в святки ходили ряженые – мазали лица сажей, выворачивали наизнанку шубу, наряжались цыганом, гусаром, водили козу, разыгрывали сценки, веселились.

Любимым праздником была Масленица – гуляли целую неделю. С четверга все работы прекращались, и начиналось шумное веселье – катались на тройках, ходили в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, вином.

Потом соблюдали изнурительный пост и праздновали Пасху – светлое Христово воскресение. Молодёжь собиралась отдельно, водили хороводы на околице, у леса, на берегу реки, гуляли по улицам, качались на качелях.

В Радуницу – родительский день посещали могилы умерших, носили еду на могилы родственников. На Троицу ходили в лес, пели песни, плели венки и бросали их в реку, если пристанет – девушка должна была выйти замуж скоро, а если венок тонул – очень плохой знак.

Осенью и зимой устраивали посиделки. Летом играли в игры, водили хороводы, пели, плясали допоздна. Главной фигурой в деревне был хороший гармонист. Ах, какие гармонисты были в каждом селе! Какие играли наигрыши! В каждой местности свои.

В Древней Руси было принято ходить в гости, помогать друг другу, особенно при строительстве новой избы. По окончании работы хозяин кормил обедом, угощал вином. Все пели и плясали, несмотря на усталость.


Семьи были большими. Вместе жили не только родители, дети и внуки, но и несколько братьев, сестра с мужем и другие родственники. Нередко в одной семье насчитывалось двадцать и более человек. В семье царили патриархальные устои. Во главе был отец или старший брат - большак. Среди женщин - его жена. Жена должна была беспрекословно подчиняться мужу. Сноха много работала и подчинялась старшим. После отмены крепостного права большие семьи стали распадаться, получали землю и жили отдельно.
Старший сын оставался с родителями.

Жених покупал невесте подарки. Подруги собирались в доме невесты на девичник, помогали готовить приданое и обязательно пели песни – грустные, величальные, шуточные, прощальные. Вот одна из них:

Не в трубоньку ли трубили рано по росе,
Уж и плакать ли Катеринушке по своей косе:
- С измладочка эту косыньку матушка плела,
А на возрасте косыньку она сама плела,
А на утро косыньку свахи разобьют,
Разделают её косыньку на шесть долей,
Заплетут её косыньку на две косы,
Обовью её русую вокруг головы,
Наденут Катеринушке бабий сборничек.
- Красуйся, Катеринушка, в бабьем сборничке!
Уж и бабья краса – её за стеной не слыхать,
А девичья краса - её за сто вёрст слыхать!

Свадьба могла длиться неделю, угощали всех желающих, и обязательно пекли пироги - курники. На другой день после свадьбы зять отправлялся к тёще на блины.


Вообще в русской кухне - самой богатой кухне мира, было много выпечки. Ведь на Руси издавна сеяли пшеницу, рожь, овёс, ячмень, просо – у русских было много муки, и поэтому пекли пироги, блины, оладьи пряники, расстегаи и кулебяки, даже жаворонки из теста весной. А в Сибири любили выпекать шаньги. Мама моя тоже была большая мастерица печь шанежки. А еще варили всевозможные каши, овсяный кисель, горох.

Картошки у русских долгое время не было. И только в 19 веке картошка произвела настоящий переворот в русской кухне.

Использовали издревле и дары леса, а его в России много. Часто на столе бывали орехи, мёд, грибы и ягоды. Сады стали сажать намного позднее. И первым культивируемым деревом стала вишня. Отсюда и знаменитые вишневые сады. Любили на Руси и полакомиться рыбкой и даже икрой, ведь рек у нас много.

Готовили блюда в основном в русской печи – отсюда и своеобразие их, и вкус несравненный и дух. На Севере больше варили щи, на юге – борщи, на Волге пекли замечательные пироги с рыбой, а на Урале и в Сибири, как я уже сказала, шаньги и пельмени. Ели на Руси черный ржаной хлебушко, белый был по праздникам.

Для изготовления их нужны ржаная мука, вода, молоко, простокваша, масло, соль, сметана и начинка. А начинкой могут быть грибы, всевозможные ягоды - черника, земляника, малина, а также творог, картошка, пшенная каша. Форма калиток может быть овальной, круглой и многоугольной. Подают их к супу и чаю.

О русских традициях и обычаях можно говорить бесконечно, но я заканчиваю свой скромный труд, надеясь к нему когда-нибудь вернуться.

Прочитав Ваш очерк, Татьяна, я получила удивительно полезные и интересные сведения
о семейных традициях на Руси. Меня потрясла фраза: ". предки буквально боролись за жизнь". Многое в этом рассказе меня поразило, например, что, выбирая место для дома, люди интересовались, "не засушливое ли оно?" Казалось бы, нужно знать, не сырое ли оно? Хотелось бы понять, в чём тут дело?
Не менее странным мне показалось то, что "Избы топились по-чёрному". Неужели строители не знали о трубах, о вытяжке в доме?
И ещё. ". в 19 веке картошка произвела настоящий переворот в русской кухне". Современная наука макробиотического питания признаёт картофель вредным продуктом, как и все другие паслёновые, к которым относятся, например, помидоры.
Всего Вам доброго,

Конечно, топились по-черному тогда. И предки наши боролись со стихией за выживание, и картошка не сразу пришлась по вкусу русским людям. Больше любили репку. Даже картофельные бунты были, но полюбили картошку мы. Сейчас без нее не мыслим. Я тоже очень люблю - выросла на картошке. Сведения, прежде, чем написать о старине собирала по крупице.
Спасибо Вам за отклик, Алла.
Удачи!

А проверяли место - так около дома, огород, колодец рыли. Потому и проверяли на засушливость.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Древнерусскому государству, появившемуся в IX веке в Восточной Европе, было суждено стать гегемоном региона, а его культура до сих пор поражает воображение.

Племена восточных славян и их жизнь до единого государства

До прихода Рюрика на территории Руси проживало большое количество разных племенных союзов, как славянских, так и финноугорских. Летописи сообщают нам о наиболее крупных из них: поляне, словене ильменские, кривичи, дреговичи — всем им с течением времени было суждено стать ядром будущего единого государства.

Однако не все принимали добровольно новые порядки — древляне, например, несколько раз восставали против князей единой Руси, а вятичи, проживавшие на территории нынешних Московской и Рязанской областей, последними вошли в состав Киевской Руси — при Владимире Святом.

Первые киевские князья: становление и укрепление Руси

Согласно летописным источникам, первым киевским князем следует считать Олега, регента при малолетнем сыне Рюрика, Игоре. Он не принадлежал к правящей династии, однако оставил яркий след в истории Древней Руси — один лишь полулегендарный сюжет о щите на воротах Царьграда многого стоит.

Внешняя политика Древней Руси: Византия, кочевники и Европа

Киевская Русь на раннем этапе своей истории тесно взаимодействовала не только с Византией. Особые отношения у князей сформировались и со степными народами — племена, проживавшие на приграничных, восточных и южных территориях государства, постоянно подвергались нападениям разных кочевников. Сначала на этих просторах доминировал Хазарский каганат, однако в результате походов Святослава он фактически исчез с карт. На смену хазарам пришли печенеги.

Контакты же с Западной Европой русские князья установили не сразу. Первоначально связи ограничивались торговыми сделками и деятельностью русских наёмников в Италии — именно тогда европейские монархи получили больше сведений о далёкой стране на Востоке.

Крещение Руси — поворотный пункт в истории государства

Владимир попытался установить единый пантеон языческих богов во главе с Перуном и воздвиг в Киеве языческое капище. Тем не менее, эти действия не привели к желаемым результатам: сказывалось то, что у каждого племени Киевской Руси были свои главные боги и жречество не соглашалось на принудительные меры центра.

988 год стал поворотным моментом в истории Киевской Руси. На Север хлынули потоки греческих миссионеров и священнослужителей, культурная жизнь начала стремительно меняться под влиянием Византии.

Быт и культура Древней Руси: между язычеством и христианством

Христианская этика и мораль проникла практически во все сферы жизни Киевской Руси, но особенно важными стали изменения в культуре и быту. Некоторые аспекты духовной жизни наших предков мы можем наблюдать и сейчас: Масленица и некоторые обряды, связанные с празднованием Нового Года, перекочевали в наше время из глубокой древности.

Праздники всегда сопровождались разными забавами и играми, некоторые из которых тоже имеют корни в языческом прошлом. Кулачные бои, катания с горки на санках — непременный атрибут Масленицы. Зернь, позднее даже попавшая под запрет на официальном уровне, также ведёт своё начало ещё с дохристианских времён. Некоторые виды времяпрепровождения, напротив, пришли на Русь благодаря активным связям: это можно сказать, например, о шахматах.

Древнерусское государство было аграрным. Большая часть населения занималась земледелием, скотоводством, бортничеством, охотой и рыболовством. Людей, проживающих в деревне, было больше, чем горожан.

План урока:

Как жили земледельцы на Руси

Главной особенностью жизни земледельца в Древней Руси была большая патриархальная семья - род. Состояла такая семья из:

  • главы рода и его жены (старший мужчина в роду);
  • сыновей главы рода, с женами и детьми (дочери уходили в другой род после замужества и теряли связь с родными).

Жизнь земледельцев на Руси не была простой. Вся семья жила в одном доме и имела общее хозяйство. Глава рода контролировал все имущество семьи и судьбу каждого из ее членов. Он решал, за кого, когда и кому из дочерей или внучек выходить замуж, на ком жениться сыновьям и внукам. Власть главы рода внутри семьи была безграничной. Вне ее пределов она ограничивалась лишь властью князя.

Пастушки, Владимир Маковский

У каждого, даже самого маленького, члена семьи были свои обязанности. Детьми и домашним хозяйством занимались исключительно женщины. С ранних лет девочек приучали заботиться о младших детях, готовить пищу, ткать, прясть, шить и вышивать.

Семилетние мальчики уже ходили с взрослыми в поле, где по мере своих сил участвовали в процессе посева и уборки урожая. Мальчиков учили охотиться, ставить силки, рыбачить, собирать мед. Девочек обучали правилам сбора и консервирования ягод, грибов, секретам использования лекарственных трав.

Сенокос, Константин Маковский

В древней Руси крестьянин-земледелец должен был уметь многое. Взрослые мужчины следили за скотом, пахали и засеивали поле, убирали урожай, охотились, рыбачили, бортничали [1] . Работа в поле была сезонной, но это не означало, что зимой семья бездельничала. Холодное время года посвящалось ремонту старой и созданию новой домашней утвари, плетению лаптей и корзин из ивовых прутьев.

Предметы быта - топор, ножницы, детская игрушка, свеча, воск, музыкальный инструмент.

Женились земледельцы Древней Руси рано, девочка считалась невестой по достижению ею 12 лет. К этому времени в ее семье уже было готово приданное (вышитые сорочки, рушники, одежда, домашняя утварь), выбран жених, и сама она готова была к свадебному обряду древних славян. После принятия христианства церковь активно сопротивляется традиции раннего брака, не одобряя его. Постепенно эта традиция устаревает, и замуж юных девиц выдают лишь в 14-15, а то и 16 лет.

До крещения Руси для новорожденных детей выбирали имена, которые более всего характеризовали их поведение или внешний облик. Распространенными были такие имена, как Красава, Забава, Горислава, Малуша, Любим, Миляй и Молчан. После крещения для детей выбирались христианские имена – Матвей, Григорий, Юрий, Василий и т.п. Некоторые обряды и обычаи древних славян сохранились и после крещения Руси. Иногда к христианскому имени в народе добавляли прозвище – Иван Кривой, Василиса Прекрасная. С его помощью пытались более точно охарактеризовать человека, рассказать какие у него внешние и внутренние качества.

Горожане и городской быт

В Древнерусских городах проживала меньшая часть населения. Население Древнерусских городов состояло, прежде всего, из ремесленников, купцов, менял [2] , дружинников и самого князя со своими приближенными. Города были центрами культуры. Главное место в городе было отведено городской площади. Вокруг нее располагались торговые ряды, возводились храмы, строились княжеские хоромы. Многие горожане умели читать и писать, потому занимались переписыванием книг, созданием красивых иллюстраций для них или же выделкой кож для страниц.

Повседневная жизнь горожан в Древней Руси практически не отличалась от жизни крестьян. Проживающий в городе ремесленник мог заниматься также скотоводством или земледелием. Семьи были патриархальными, но не столь большими, как в сельской местности. Одним домом [3] жили немногие. Обычно после женитьбы взрослых сыновей, происходило их отделение от родительского дома. Власть главы семьи сохранялась, но жить молодое семейство могло на собственной территории, если это позволяли средства. Для этого рядом с родительским домом строили еще один. Постепенно в городах появлялись целые улицы, на которых жили исключительно родственники, занимающиеся преимущественно одним и тем же ремеслом. Глава семьи принимал участие в вечевых собраниях, нес ответственность за незначительные провинности, которые позволяли себе члены подчиняющегося ему семейства.

Богатые горожане жили в хоромах. К этой категории относились ростовщики, купцы, представители старшей дружины князя и сам князь. Внутренние порядки в богатой семье мало чем отличались от аналогичных порядков в бедной. Купеческим и княжеским дочерям не приходилось самостоятельно стирать белье, ухаживать за детьми и выполнять иную домашнюю работу. Для этого у них были прислужницы. Но так же, как и обычные крестьянки, они были вынуждены подчиняться отцу или старшему брату, могли против воли быть выданными замуж или даже отправлены в монастырь. Девочек в богатых семьях ценили не меньше, чем мальчиков. Не являясь наследницами состояния отца (могли быть и исключения), они предназначались для установления дружественных связей с другими родами (семьями) путем заключения династических браков.

Малышей до исполнения им 1 года в богатой семье воспитывала кормилица. Дети старшего возраста находились на попечении нянек. Примерно с 4-5 лет княжеские сыновья и мальчики, которым предстояло вступить в дружину, учились считать, писать, читать и обращаться с оружием. Девочки учились управлять домом, вышивать гладью и крестиком, иным женским премудростям.

Взрослые мужчины и женщины помимо семейных и профессиональных дел (ведение счетов, управление дружиной и т.п.) часто выезжали на охоту, принимали участие в игрищах [4] , организовывали богатые пиры. На пирах женщины сидели рядом с мужчинами. Развлекали пирующих людей - скоморохи [5] и гусляры [6] .

В жизни города на первом месте стояла торговля. Русские купцы торговали медом, воском, пенькой [7] , смолой, мехами. Иноземные торговцы привозили драгоценности, ткань, оружие, пряности.

Военное дело

Особенностью военной организации Древнерусского государства являлось отсутствие большого регулярного войска. Основой армии было княжеское войско – дружина. Возглавлял дружинников воевода. Эта армия Древней Руси состояла всего из нескольких сотен человек, подразделялась на младшую и старшую. Если была необходимость в защите рубежей от сильного и хорошо вооруженного войска, князья призывали на помощь дружины своих соседей или собирали ополчение. Ополчение [8] подразделялось на:

Ополченцами были простые горожане и крестьяне. Численность войска Древней Руси доходила до десятков тысяч. Дружина [12] состояла из свободных людей, чаще всего благородного происхождения. Большое войско на Руси называлось ратью [13] .

В военное время от каждого города выставлялось не менее 1 тысячи воинов. Собранное горожанами войско делилось на сотни и десятки. Тысячей руководил тысячник, сотней – сотники, десятком – десятники.

  • рубаха-кольчуга;
  • броня;
  • щит, окованный железом и оббитый кожей;
  • остроконечный шлем-шишак.

Урон врагу наносили с помощью меча, копья или сабли (технику изготовления и манеру использования сабель переняли от кочевников). На вооружении имелся лук, арбалет, боевой топор или нож.

Кольчуга состояла из металлических колец или пластин, соединяющихся друг с другом и не позволяющих вражеской стреле проникнуть к телу. В 10-12 вв. кольчуга представляет собой длиннополую рубаху с коротким рукавом. В 12 веке рукава кольчуги удлиняются. Остроконечная форма шлема была выбрана не случайно. При ударе вражеский меч соскальзывал с неровной поверхности и воину наносился минимальный урон. С течением времени к шлемам крепят дополнительную защиту в виде сетки или металлической пластинки, защищающей глаза и нос.

Где жили земледельцы и горожане: хоромы, срубы, полуземлянки

Разница между жилищем предводителя племенного отряда воинов восточных славян и простого крестьянина была незначительна. После образования государства жизнь простых граждан ухудшается, знать, наоборот, богатеет, и может позволить себе более комфортное и дорогостоящее жилье. Внешний облик жилища в Древней Руси меняется. Князья и бояре живут в хоромах. Княжеские палаты состоят из:

  • княжеского терема (башня с отапливаемыми в зимнее время помещениями);
  • сеней (переход);
  • горницы (аналог современной гостиной);
  • летней спальни.

Помимо княжеского или купеческого дома на территории большого двора размещался домик управителя, кухня, большая конюшня, амбары, кладовые, погреба (ледники). Чуть в отдалении от основных строений размещали баню. Двор окружал забор из дерева или камня с широкими воротами.

Древняя Москва, А.Васнецов

Зажиточные семьи, не относящиеся к знати, но обладающие деньгами, жили в срубах [15] . Этот вид строения состоял из 2-х этажей и имел несколько спален. Изнутри древнерусской избы все было деревянным – кровати, скамьи, сундуки для одежды и кухонная мебель. Если позволяли средства, то покои богатого горожанина обязательно украшались персидским ковром или медвежьими шкурами. Такие же украшения, но в большем количестве, можно было найти и в доме князя. Отапливала дом русская печь, освещалось пространство восковыми свечами.

Простые ремесленники жили по окраинам городов в одноэтажных деревянных избах. Ремесленная часть древнерусского города называлась слободой (Гончарная слобода, Кузнечная слобода).

Внутреннее убранство полуземлянки

Внешний облик дома обычного крестьянина зависел от места его проживания. На юге крестьяне выкапывали полуземлянки с земляным полом. На севере – строили деревянные дома-избы. У такого строения был деревянный пол, но не было печной трубы, потому весь дым оставался внутри помещения, из-за чего внутри древнерусской избы стены становились черными (говорили – изба топится по-черному). Днем древнерусская изба освещалась солнечными лучами, проходящими через небольшие окна. Вместо стекол использовался коровий пузырь. Окно древнерусской избы закрывали им в холодное время года. Вечером в избе зажигали лучину.

Как одевались крестьяне и зажиточные граждане

Основные элементы одежды Древней Руси имели много общего у всех сословий. И богатые, и бедные одевались одинаково. Одежда славян Древней Руси, относящихся к знатным людям, отличалась только качеством и разнообразием тканей. Богатые шили одежду из парчи и шелка. Обычные нитки в такой одежде заменялись золотыми, сама одежда украшалась бисером или мехом. Обувь шили из обшитого золотом сафьяна.

Варианты одежды, князь и княгиня, простые люди

Одежда простых крестьян была грубоватой, шилась она из холста или шерстяной ткани. Подолы юбок и вороты рубашек украшались вышивкой.

Мужчины на Руси носили:

  • порты (неширокие укороченные штаны);
  • рубаху-косоворотку, спускающуюся до колен;
  • пояс-кушак.

В качестве мужской верхней одежды в Древней Руси использовались зипуны – парчовые кафтаны, не имеющие воротника. Зимой носили шубы и остроконечные шапки из войлока или меха. Богатые в качестве верхней одежды использовали епанчу [16] .

Женский и мужской костюм

Чтобы не промерзали ноги, их оборачивали кусками плотной ткани – онучами [17] . Поверх них надевали лапти из липовой коры. Этот вид обуви Древней Руси часто модно было увидеть на крестьянах и бедных горожанах. Богатые лаптей не носили. Они надевали сафьяновые сапоги, носки которых были причудливо загнуты кверху.

Женская одежда Древней Руси состояла из:

  • рубашки;
  • шерстяной юбки или сарафана.

Волосы придерживал обруч из кожи или бересты. Форма и наименование головного убора зависели от статуса. Замужние женщины дома покрывали голову чепцом, девушки вплетали в волосы разноцветные шелковые ленты.

На праздники голову покрывали кокошником, сделанным из твердого материала, обтянутого богатой тканью. Кокошник украшался бисером или жемчугом. На руках носили кольца и браслеты, в уши продевали красивые серьги, на шею вешали ожерелья или цепочки. Женский костюм Древней Руси также дополняли кафтан или шуба. Их украшала вышивка или яркая шелковая подкладка.

Женская верхняя одежда

Чем богаче был человек, тем дороже выглядела его одежда. У простых крестьян иногда не было даже лаптей или зипуна на зиму, тогда как купец мог позволить себе шубу и теплые сапоги.

На примере быта и нравов жителей Древней Руси хорошо прослеживается растущее расслоение общества. Разница между богатыми и бедными, впервые проявившаяся еще во времена существования славянских племен, после образования государства, увеличилась в десятки раз. Это проявляется в одежде, жилищных условиях и даже воспитании отдельных сословий.

Словарь

1. Бортничество – сбор меда диких пчел.

2. Меняла – человек, занимающийся обменом денег.

3. Одним домом – сообща, под одной крышей.

4. Игрища – игровая часть массового праздника, состоящая из потех, песен, плясок, состязаний, хороводов и переодеваний в персонажей сказок, мифов и легенд.

5. Скоморохи – народные артисты, выступающие с театральными и музыкальными представлениями на улицах городов и сел. Чаще всего они странствовали по городам и селам. Среди скоморохов были танцоры и дрессировщики животных.

6. Гусляр – музыкант, играющий на народном инструменте – гуслях.

7. Пенька – грубое льняное волокно, добытое посредством специальной обработки стеблей конопли.

8. Ополчение – вооруженное формирование людей, не задействованных в регулярной армии – крестьян и горожан.

9. Сотня – сто человек, часть ополчения.

10. Полк – ополчение, состоящее из феодалов-землевладельцев (знатных людей).

11. Войско – ополчение, состоящее из горожан.

12. Дружина – вооруженный отряд людей при князе.

13. Рать – общее название для большой армии, состоящей из полков, сотен и десятков.

14. Рогатина – тяжелое копье для рукопашного боя или охоты на большого зверя – медведя, кабана.

15. Сруб – деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных бревен.

16. Епанча – широкий плащ без рукавов, оббитый мехом.

17. Онучи – полоски ткани для обматывания ноги ниже колена. В онучи заправляли порты. Их подвязывали к ноге специальными веревочными или лыковыми оборами.


Приведенный ниже материал лишний раз доказывает, что ничего этого не было. А была на Руси великая культура. Именно благодаря ей с течением времени появилось понятие РУССКИЙ ДУХ, который присущ только русскому человеку в широком смысле этого слова.

Как жили на Руси до прихода христиан

Со второй половины 20-го века в распоряжение исследователей стали поступать новые письменные источники ― берестяные грамоты. Первые берестяные грамоты были найдены в 1951 г. в ходе археологических раскопок в Новгороде. Уже обнаружено около 1000 грамот. Общий объём словаря берестяных грамот составляет более 3200 слов. География находок охватывает 11 городов: Новгород, Старая Русса, Торжок, Псков, Смоленск, Витебск, Мстиславль, Тверь, Москва, Старая Рязань, Звенигород Галицкий.

Самые ранние грамоты относятся к 11-му веку (1020 год), когда указанная территория ещё не была христианизирована. К этому периоду относятся тридцать грамот, найденных в Новгороде, и одна ― в Старой Руссе. До 12-го века ни Новгород, ни Старая Русса ещё не были крещены, поэтому имена людей, встречающиеся в грамотах 11-го века, языческие, то есть настоящие русские. К началу 11-го века, население Новгорода переписывалось не только с адресатами, находящимися внутри города, но и с теми, кто был далеко за его пределами - в деревнях, в других городах. Даже деревенские жители из самых отдалённых деревень писали на бересте хозяйственные поручения и простые письма.

Тем не менее, для академических фальсификаторов истории долгое время являлась основополагающей версия о том, что русский народ обучался грамоте у пришлых священников. У чужеродцев!

Эти цифры академик привёл для 14 - 15 вв., когда уже, по повествованиям церкви, она служила, чуть ли не кормчим для многомиллионного русского народа. Интересно было бы посмотреть на загруженного, одного единственного митрополита, который вместе с совершенно ничтожной кучкой грамотных дьяконов и монахов обслуживал почтовые нужды многомиллионного русского народа из нескольких десятков тысяч русских деревень. Кроме этого, этот митрополит и К° должны были обладать многими поистине чудесными качествами: молниеносной скоростью письма и перемещения в пространстве и времени, умением одновременно находиться сразу в тысячах мест и так далее.

Рассмотрим другую сторону жизни древнерусского общества до прихода на наши земли христиан. Она касается одежды. Историки привыкли нам рисовать русских людей одетыми исключительно в простые белые рубахи, иногда, правда, позволяя себе сказать, что эти рубахи были украшены вышивками. Русские представляются такими нищими, едва способными одеться вообще. Это очередная ложь, распространяемая историками о жизни нашего народа.

Для начала напомним, что первая в мире одежда была создана более 40-ка тысяч лет назад именно на Руси, в Костёнках. А, например, на стоянке Сунгирь во Владимире уже 30 тысяч лет назад люди носили кожаную куртку из замши, отделанную мехом, шапку-ушанку, кожаные штаны, кожаные сапоги. Всё было украшено различными предметами и несколькими рядами бус Умение делать одежду на Руси, естественно, сохранилось и развилось до высокого уровня. И одним из важных материалов одежды для древних Русов стал шёлк.

Археологические находки шёлка на территории Древней Руси 9 - 12-го века обнаружены более чем в двухстах пунктах. Максимальная концентрация находок - Московская, Владимирская, Ивановская и Ярославская области. Как раз в тех, в которых в это время наблюдался подъём населения. Но эти территории не входили в Киевскую Русь, на территории которой, напротив, находки шёлковых тканей весьма малочисленны. По мере удаления от Москвы - Владимира - Ярославля плотность находок шёлка вообще стремительно падает, и уже в европейской части они единичны.

Читайте также: