Сообщение на тему как появилась письменность

Обновлено: 02.07.2024

Писали они заостренной палочкой из камыша на глиняных табличках. Благодаря тому, что таблички высушивали и обжигали, они становились очень крепкими, что позволило им сохраниться до наших времен. И это очень важно, так как благодаря им, прослеживается история возникновения письменности.

Существует два предположения ее появления – это моногенез (зарождение в одном месте) и полигенез (в нескольких местах).

Выделяют три первичных центра возникновения письменности:

Везде развитие письменности проходило один путь: сначала рисунок, а потом уже письменные знаки.

Первым шагом к появлению письма, стал рисунок. А изображение, которое обозначало тот или иной предмет, стали называть пиктограммой. Рисовали, как правило, людей, животных, домашнюю утварь и т.д. И если вначале изображали достоверное количество предметов, то есть, сколько видели, столько и рисовали, то постепенно перешли к упрощенному варианту. Стали рисовать предмет, а рядом, черточками, уточняли его количество.

Следующим этапом стало выделение знаков из рисунков. Они обозначали звуки, составлявшие название предметов.

В XII- XIII вв. появились синайские надписи. Благодаря этому стремительно уменьшилось количество письменных знаков. И возникла слоговая письменность. А уже вслед за ней появился алфавит.

Каждый народ создавал свое алфавитное письмо. Финикийцы, например, каждому знаку приписали безразличную огласовку. Евреи с арабами не использовали гласные. А вот греки, основываясь на финикийском письме, ввели знаки для гласных, начали изображать ударение, даже ввели аналог современных нот.

Таким образом, письменность изобрел не какой-то конкретный человек, появилась она, вследствие жизненной потребности. Да и во время нашей эры она активно развивается. Так, Кирилл и Мефодий создали письмо для славян, а Месроп Маштоц для армян.



В прошлой записи блога мы говорили об истории символов. Теперь, в порядке нашей исторической серии, мы поговорим о письменности и ее эволюции. От рукописного текста до отпечатанного. Это очень интересно — узнать, как тяжело было написать книгу в старые времена.

Переписчики были значительной частью любого процесса публикации. Представьте, сколько времени требовалось на то, чтобы переписать книгу, слово за слово, с использованием орнаментов имея только простые инструменты. Старая рукопись настолько важна, что даже сегодня некоторые компьютерные шрифты имитируют ее. Давайте теперь разберемся, как письменность прошла путь от глины к прекрасной рукописи.

Клинопись – 3100 до н.э.

Клинопись — это первая система письменности, которая использовала глиняные таблички для основы для письма. В самом начале использовались пиктограммы, затем им на смену пришли упрощенные символы, написанные слева направо. Так, начальные 1000 символов превратились в последствии в 400. Знаки были расшифрованы в 19 веке.




Иероглифы – 2613-2160 до н.э.






Древнегреческий – пятое столетие до н.э.

Греческий алфавит был, вероятно, унаследован от финикийского с некоторыми изменениями. Первая известная запись на греческом была сделана в 1400 г до н.э, что делает этот язык одним из древнейших существующих в наше время. Греческие символы используются и по наши дни в других языках и сферах вроде математики, астрономии, философии и других.


Древнеримская резьба – второе столетие до н.э

Как и греческий алфавит, древнеримский не имел засечек и был представлен в простой форме (simple trace). Слова были разделены точками.


Классическая римская резьба – первое столетие н.э

Наконец-то, родились засечки. Существует теория, что изначально засечки были введены, как технический компонент шрифта для того, чтобы камень меньше был подвержен раскалыванию на концах символов. Ниже представлены знаменитые Траянские (Trajan) надписи из 113 года н.э.


Римские прописные – первое столетие н.э

Они представляли собой перенос символов применяемых в резьбе со всеми присущими характеристиками.


Унциальное письмо — пятое столетие н.э.

Унциальное письмо характеризуют простые и закругленные штрихи с использованием только прописных символов. Это письмо было широко распространено в христианских и других письменных работах.




Полуунициальное письмо – шестое столетие н.э


Королингский минускл – восьмое столетие н.э. (789-1100)

Королингский минускл — это эволюция полуунициального письма, которая использовалась в империи Карла Великого как универсальное письмо, которое было узнаваемым во многих регионах царства. По сравнению с предшественником, это письмо было более разборчивым и единообразным.


Готическое письмо – 12-15 столетия

Со смертью империи Карла Великого на свет появилась новая каллиграфия, более узкая и тяжелая, так же известная как готическое письмо или готический минискул. С увеличением количества образовательных учреждений, это письмо получило широкое распространение, причем не только в христианских работах. Готическое письмо имело четыре основных стиля: текстура (textura), ротунда (rotunda), bastarda и курсив (cursive).






Ренессанс – Lettera Antiqua

В это время возродились две формы символов, основанные на античной римской модели: Lettera Antiqua formata (формальное) и Lettera Antiqua corsiva (неформальное).


Очередной отметкой в истории письма и каллиграфии стали публикации Джорджа Бикхама, который собрал лучшие рецепты 24 великих каллиграфов того времени. Книга выполненная в каллиграфическом стиле (Copperplate style) содержала 275 рецептов для начертаний символов, 19 полных алфавитов и множество красивых орнаментов. Части публикаций были объединены и в таком общем виде продаются и в наши дни.

Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.
Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме. Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.
Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:

  • моногенеза (изобретена в 1м месте)
  • полигенеза (в нескольких очагах).

Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:

  1. месопотамский (шумеры)
  2. египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
  3. письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).

Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.
Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.


Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы -- военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.
Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".
Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.
Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы -- лодку, дом и др.
Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.
На рубеже IV -- III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу -- пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол -- символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами -- это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей -- шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу. Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?
Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины -- два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.
Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.
В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т.к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.
Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками -- иероглифами (от греческого hieroglyphoi -- священные письмена).
В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой. Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.
Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит. Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.
Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому нами не используется.
Можно ли ответить на вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества и государства, хозяйственной деятельности людей -- и письменность появилась. Но алфавиты создавались и позже, в эпоху нашей, новой эры, образованными людьми своего времени. Так, Кириллом и Мефодием было создано письмо для славянских языков. Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка. Вместе со своими учениками Маштоц отправился в разные страны изучать письменность. Это была "настоящая научная, быть может, первая в мире лингвистическая экспедиция, поставившая своей целью выработку алфавита", -- писал член-корреспондент АН СССР Д. А. Ольдерогге.
У народов Крайнего Севера и Сибири до Октябрьской революции не было письменности. Теперь научные сотрудники Института народов Севера создали для них алфавитное письмо.
В Таджикской республике было много неграмотных, так как арабское письмо, которым некогда пользовались таджики, очень сложное. Теперь таджики пишут по-таджикски русскими буквами.
Создаются письменности и в странах современной Африки.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов



Однозначного ответа на вопрос о том, где и когда возник человеческий язык, у лингвистов нет, но где впервые научились писать, ученые знают точно. Письменность придумали шумеры, жившие в Междуречье (Месопотамии), а шумерский язык стал первым языком с настоящим письмом.

Письменность возникла примерно пять с половиной тысяч лет назад. Шумеры писали заостренными палочками, выдавливая на глиняных табличках штрихи в форме клиньев. Отсюда возникло название такого письма — клинопись.

Письменность шумеров восходит к рисуночному письму: в древности люди просто рисовали предметы, о которых шла речь. Такие предписьменности существовали у разных народов: египтян, ацтеков, китайцев и других, — а затем тоже превратились в настоящие письменности, но позже, чем у шумеров.

Языки без письма существуют и в наши дни. Из всех 7000 языков нашей планеты письменности нет почти у половины. Кроме того, существуют жестовые языки, которыми пользуются неслышащие люди. В них слова передаются жестами рук, и такие языки обычно не записываются: на письме их носители пользуются теми же словами, что и слышащие люди.


Тройка обозначает третье лицо, треугольник с точкой — женщину, буква t сверху — действие, связанное со временем, а минус — отрицание. По замыслу Линцбаха такую запись сможет понять любой человек, знакомый с его системой, но вслух каждый ее прочитает уже на своем языке.

Письменность — одно из величайших изобретений в истории, а возможно, и самое великое, поскольку летописи — это начало истории и одна из основ цивилизации.

Пока не было письменности, человеческое общество зависело от своей памяти; с появлением письменности все могло быть записано. Сведения о торговых сделках, приказы короля или наставления священника, расчеты архитектора — все становилось доступным за пределами зрения или слуха человека и даже за пределами его жизни.

Письменность в значительной степени способствовала превращению старых городов — государств в крупные национальные образования. Однако до сих пор никто не знает, как она была изобретена и где появился первый алфавит.

История развития письменности , развития письменности

ПЕРВЫЕ ПИСЦЫ

История развития письменности , развития письменности

Эта письменность известна как клинопись. Позднее она была принята в Вавилонской, Ассирийской и Персидской империях. Ею пользовались на Ближнем Востоке в течение 3000 лет.

Возможно, вам также будет интересна статья: Крито-микенская культура

В то же самое время в Древнем Египте жрецы создали иероглифы, которые в отличие от клинописи часто включали в себя узнаваемые образы: сову, змею, руку и даже человеческую фигуру, стоящую на голове. Эти символы выражали как идеи, так и звуки. Их вырезали на камне, рисовали на предметах или наносили кистью на папирус-египетскую бумагу. Последняя из известных иероглифических надписей была сделана в Египте в 394 г.

История развития письменности , развития письменности

История развития письменности

История развития письменности , развития письменности

История развития письменности

Большая часть остального мира пользуется алфавитом – системой, в которой знаки отражают звуки, а в определенной комбинации образуют слова. Наиболее важными алфавитами являются латинский, употребляемый в большинстве западноевропейских языков; кириллица, используемая русскими и некоторыми другими славянскими народами; девана-гари — санскритское письмо; а также греческий, арабский и древнееврейский алфавиты.

Во многих языках используются варианты этих алфавитов с добавлением букв для особых звуков или изъятием их, если необходимо.

Несмотря на внешние различия между этими алфавитами и их многочисленным и ответвлениями, все они связаны, так как образовались от общего предка.

ЗАПИСЬ ПОСЛАНИЯ

Первый алфавит, который назывался северосемитским, по-видимому, использовался в XVII или XVI в. до н. э. в Палестине. Никто точно не знает, как он возник, но, возможно, он был изобретен финикийскими купцами, торговавшими в Средиземноморье, которым требовались более быстрые способы описания сделок, чем клинопись или иероглифы. Алфавит состоял из 22 букв, и его польза была быстро доказана. На протяжении нескольких столетий его различные варианты были приняты на Ближнем Востоке и распространились вплоть до Италии и Индии.

Читайте также: