Сообщение на тему иудаизм в ссср

Обновлено: 18.05.2024

В начале 1946 г. в Самарканде на тайном собрании руководителей Хабада было принято решение воздержаться от выезда в надежде, что после войны власти не будут преследовать религиозных евреев. Но возобновившиеся преследования заставили хасидов изменить принятое решение. Созданному во Львове нелегальному комитету удалось организовать в 1946 г. выезд по фиктивным польским документам тысячи хасидов Хабада из СССР в Польшу, а затем в Эрец-Исраэль. Десятки тысяч евреев, бывших до 1939 г. польскими гражданами, уехали в 1944–49 гг. в Польшу в рамках соглашения о репатриации между Польшей и СССР.

Московская хоральная синагога организовала торжественное богослужение по поводу создания Государства Израиль, на котором присутствовало около десяти тысяч человек. (Подобные службы состоялись в Ташкенте, Черновцах и других городах.) Многие тысячи советских евреев приветствовали посла Израиля Голду Меир во время ее посещений Московской синагоги на Рош hа-Шана и Иом-Киппур.

В первые послевоенные годы наблюдался подъем еврейской религиозной жизни. В начале 1947 г. на территории СССР функционировали 162 синагоги. В полулегальных условиях в Самарканде в 1945–46 гг. действовали литовская иешива митнагдим под руководством раввина И. Копельмана и иешива хасидов Хабада под руководством раввина Н. Нейманова. Действующих синагог в стране было крайне мало, но советские власти не разрешали открывать синагоги (так, 11 октября 1945 г. группе верующих евреев из Киева, обратившейся в Совет по делам религиозных культов, было отказано в их просьбе о разрешении открыть в городе вторую синагогу). Однако в Биробиджане в 1947 г. была открыта синагога. В дни еврейских праздников или в связи с различными событиями еврейской истории в синагоги стали приходить тысячи советских евреев, многие из которых были далеки от религии (например, в марте 1945 и 1946 гг. на панихиду по жертвам нацизма в Московской синагоге, на торжественные богослужения в синагогах страны в честь создания Государства Израиль, и т. д.). В Еврейской автономной области также наблюдался рост религиозных настроений. В 1947 г. в синагоге Биробиджана на Рош hа-Шана присутствовало около 500 человек.

1950-е гг.

Антирелигиозная кампания

Гонения на мацу

Гонения на еврейскую традицию

Так же резко отрицательно власти относились к ввозу молитвенников, таллитов, тфиллин и других предметов религиозного культа. В 1958 г. из Израиля в СССР на Суккот было отправлено 185 посылок с этрогами и лулавами, все посылки были возвращены обратно. В центральной прессе публиковались гневные статьи об американских раввинах, раздающих советским евреям молитвенники и таллиты. По распоряжению властей раввин Московской синагоги И. Левин просил верующих евреев не принимать никаких подарков от иностранцев.

Новая кампания коснулась еврейских кладбищ. В конце 1950-х – начале 1960-х гг. были закрыты еврейские кладбища в Минске, Киеве, Ровно, Пинске, Кишиневе, Пружанах. В Ровно и Пружанах еврейские кладбища были превращены в общественные парки. В Москве и Ленинграде еврейские кладбища были закрыты для захоронений.

1960-е гг.

Н. Хрущев неоднократно говорил о целом ряде отрицательных черт у евреев (отвращение к тяжелому физическому труду, нечистоплотность, отсутствие преданности советской стране и т. д.). Это личное отношение Н. Хрущева, который фактически был диктатором страны до октября 1964 г., во многом определяло политику советских властей в отношении евреев. После снятия Н. Хрущева со всех занимаемых постов политика властей в отношении евреев несколько смягчилась. Была ослаблена борьба против иудаизма, отменены почти повсеместно ограничения на выпечку маццы (в 1965 г. четыре пекарни в Москве выпекали маццу). Постепенно прекратилась кампания борьбы с экономическими преступлениями; хотя отдельные процессы над обвиняемыми в таких преступлениях евреями проходили еще в 1965–67 гг., они не сопровождались антисемитскими выступлениями в печати. Политика удушения всех форм еврейской жизни продолжалась, но велась она тихо, без эксцессов и без антисемитских заявлений во время встреч с иностранными делегациями.

Антирелигиозная литература

Кровавые наветы и антиеврейские действия

Антисемитская кампания сопровождалась осквернением еврейских кладбищ, поджогами синагог. Так, 4 октября 1959 г. были подожжены синагога и домик смотрителя еврейского кладбища в Малаховке под Москвой. Во время пожара погибла жена смотрителя. В мае 1962 г. была подожжена синагога в г. Цхакая в Грузии.

Баалей-тшува

В 1970-е гг. во многих городах среди участников еврейского движения, преподавателей иврита появились первые ба‘алей тшува, пришедшие разными путями к религии. Одним из первых религиозных активистов был З. Вагнер (родился в 1951 г.), присоединившийся к движению Хабад. В 1973–74 гг. в его квартире собиралась группа по изучению Торы. Большую роль в распространении иудаизма в России сыграл И. Эссас (родился в 1946 г.; в Израиле с 1986 г.), выступавший на всех еврейских мероприятиях с докладами об иудаизме. Постепенно вокруг него образовалась группа приверженцев (около 15 человек), которые с 1979 г. под его руководством регулярно занимались изучением иудаизма. В том же году З. Шахновский (родился в 1944 г., с 1990 г. в Израиле) организовал еще одну группу по изучению Торы. В 1979 г. в Москве была создана религиозная воскресная школа для еврейских детей. В Ленинграде первыми религиозными активистами были И. Коган (родился в 1946 г., с 1986 г. в Израиле) и Г. Вассерман (родился в 1950 г.), организовавшие в конце 1970-х гг. семинар по изучению Торы. И. Эссас, Г. Вассерман и их последователи были идейно близки к движению Агуддат Исраэль.

После смерти Сталина, в период хрущевской оттепели, иудей­ская культурно-религиозная жизнь в полной мере не была вос­становлена. Синагоги стали исключительно культовыми учреж­дениями, их деятельность строго контролировалась органами гос­безопасности. В период развернутой в 1960-1961 гг. антирелигиоз­ной кампании были закрыты синагоги во многих городах, а также религиозное училище (ешибот) в Москве, большинство раввинов было вынуждено эмигрировать. Была запрещена подготовка слу­жителей иудейского культа — шойхетов (резников скота), соферов (переписчиков Торы), шамашев (религиозных служек). Арабо-из­раильская война 1967 г., когда Советское правительство, целиком став на сторону арабов, развернуло антисионистскую кампанию, часто граничившую с прямым антисемитизмом, вызвала оживле­ние национально-религиозных чувств у значительной части еврей­ского населения. У молодых высокообразованных людей, полно­стью ассимилированных в русскую культуру, проявился активный интерес к иудаизму. Однако начавшаяся в 1985 г. перестройка и последовавшая за ней массовая эмиграция привели к снижению интеллектуального уровня активистов религиозного возрожде­ния. Распад СССР также затруднил общение между религиозны­ми общинами некогда единого государства.

Оглавление

Взгляд на положение евреев в СССР [↑]

История евреев в Советском Союзе — это история методичного подавления национального самосознания и уничтожения религии со стороны государства, и попытки остаться в живых и укрепиться со стороны евреев.

На общем фоне безверия во все, даже самые страшные и тяжелые времена, существовали единицы, которые, рискуя свободой и жизнью, продолжали путь своих отцов, а некоторые даже учили Торе других.

Курс на борьбу с еврейством [↑]

А вот идиш, наоборот, процветал. С точки зрения режима, основное предназначение евсекций сводилось к коммунистическому воспитанию и советизации еврейского населения на его родном языке идиш. В конечном итоге это должно было способствовать социалистической модернизации советского еврейства и его интеграции в советскую систему.

Все еврейские общины, хедеры и ешивы были ликвидированы, велась кампания по закрытию синагог.

Гражданская война сопровождалась кровавыми, невиданными в еврейской истории со времен Богдана Хмельницкого, погромами. Кому-то удалось убежать в Землю Израиля, Францию, Германию, США и Китай. Многие погибли на войне, в погромах, в результате эпидемий.

В 1927 году служители культа и ремесленники, использовавшие чужой труд, были объявлены лишенцами, и множество евреев оказались совершенно бесправны: их не брали на работу, не регистрировали на биржах труда, не учили, не лечили, не предоставляли жилья.

В некоторых местечках Белоруссии и Украины численность лишенцев среди трудоспособного еврейского населения доходила до 60—70%. Если кто не успел выехать из местечек и маленьких городов на заре революции, вынуждены были сделать это сейчас: ведь в крупных индустриальных центрах имелся хоть какой-то шанс скрыть социальное происхождение, устроиться рабочим и таким образом вернуть себе социальные права.

Еще в 1923 г. были закрыты Бродская синагога в Одессе, хоральная синагога г. Киева, центральные синагоги в Витебске, Минске, Гомеле, Харькове, Бобруйске и других городах. В 1931 г. были закрыты синагоги в Киеве, Одессе, Минске и других городах.

Большой террор [↑]

Во время большого террора 1937—38 гг. большинство раввинов, габаев, шамашей были репрессированы. В большей части сохранившихся синагог не было раввинов. Продолжалось закрытие немногих оставшихся синагог. Арестованных 4 января 1938 г. раввина Москвы Шмарьяу Йеуду Лейба Медалье, председателя правления московской религиозной общины М. Брауде и других обвинили в шпионаже в пользу Польши и в руководстве нелегальной сетью хедеров. В Ленинграде прошли массовые аресты религиозных евреев. В сентябре 1937 г. в Цхинвали (Грузия) были убиты девять хахамов. Аресты продолжались в 1939—41 гг.

Тора в СССР [↑]

Несмотря ни на что, у советских евреев все эти годы были свои организационные центры и свои руководители, благодаря которым пламя веры не затухало на всем протяжении истории советского еврейства.

В различных районах страны, в основном, в пределах бывшей черты оседлости, функционировало большое количество полулегальных хедеров и ешив, которые получали финансовую помощь от образованного в 1922 г. полулегального Комитета раввинов под руководством рабби Йосефа Ицхака Шнеерсона. Комитет поддерживал в 12 городах ешивы с общим числом учащихся 620 человек. В 1925 г. по инициативе рабби Йосефа Ицхака в г. Невеле (Ленинградская область) была открыта ешива для подготовки раввинов и шохетов.

Одним из последних авторитетных законоучителей в Советском Союзе был раби Моше бар Давид Файнштейн (Игрот Моше; 5655—5746 /1895—1986/ гг.) — это был выдающийся мудрец, один из духовных лидеров поколения. В 5680 /1920/ году, после завершения Гражданской войны в России, р. Моше возглавил общину г. Любани, расположенного недалеко от Старобина. В 1937 году, убедившись, что дальнейшая деятельность в СССР становится невозможной, р. Моше выехал в США.

Война и Катастрофа [↑]

В СССР в довоенных его границах, согласно переписи 1939 г., проживало более трех миллионов евреев, из них около 2,1 млн — на территориях, оккупированных немцами. В присоединенных к СССР в 1939—40 гг. Литве, Латвии, Эстонии, Западной Украине, Западной Белоруссии, Бессарабии и Северной Буковине вместе с беженцами из захваченных немцами районов Польши насчитывалось 2,15 млн евреев.

Фашисты наступали стремительно. Эвакуация была организовано плохо. В тех республиках, что были недавно присоединены к СССР, чинились препятствия к эвакуации. Советская пропаганда замалчивала факт преследования евреев нацистами. После заключения советско-германского пакта о ненападении в 1939 г. антифашистская пропаганда в СССР была практически прекращена. Большинство еврейского населения не успело эвакуироваться.

В районах РСФСР, захваченных немцами в конце 1941 г. — 1-й половине 1942 г., успело эвакуироваться больше половины евреев. Они направлялись, главным образом, в районы Сибири, Урала, Дальнего Востока и Средней Азии, но многие попали на Кубань и на Северный Кавказ, где их настигла наступающая немецкая армия. Многие не выдерживали тяжелых условий и умирали в эвакуации. Часто местное население относилось к евреям неприязненно: антисемитские настроения во время войны усилились не только на оккупированных территориях, но и в тылу.

И вместе с тем, 450 тысяч военнообязанных евреев ушли на войну и воевали за Советский Союз наряду со всеми остальными советскими гражданами, были и командирами, и награждались медалями и орденами, и погибали в боях. На оккупированных территориях евреи были активными участниками деятельности подполья и партизанского движения.

Послевоенные годы [↑]

Политика великодержавного русского шовинизма, которую советские власти стали проводить во время войны, усилилась сразу по ее окончании. Во многих районах страны местные власти не хотели вселять евреев обратно в их квартиры, чинили препятствия в устройстве на работу. Усилившийся антисемитизм никак не преследовался.

Ликвидация учреждений еврейской культуры, аресты еврейских писателей, работников культуры проходили по всей стране. Дело врачей, начавшееся с ареста 18 января 1950 г. терапевта профессора Я. Г. Этингера, расширялось и распространялось. Было арестовано 37 врачей, из них 28 были евреями. Власти готовили новую широкую волну арестов. Готовящаяся расправа над евреями СССР была сорвана благодаря смерти Сталина 5 марта 1953 г.

Тора в Средней Азии [↑]

Во время войны многие евреи из Польши и Литвы уехали в Самарканд. Там в полулегальных условиях в 1945—46 гг. действовали литовская ешива и ешива хасидов Хабада.

Нетёплая оттепель [↑]

Одним из проявлений новой кампании стало закрытие синагог: в Черновцах, Новосельцах (Черниговская область), Виннице, Барановичах, Оренбурге, Ракове (Закарпатская область), Иркутске, Свердловске, Казани, Пятигорске, Грозном, Львове, Житомире, Жмеринке, Каунасе… В 1966 г. в СССР осталось всего 62 синагоги. Закрывались и еврейские кладбища в Минске, Киеве, Ровно, Пинске, Кишиневе, Пружанах. В Ровно и Пружанах еврейские кладбища были превращены в общественные парки. В Москве и Ленинграде еврейские кладбища были закрыты для захоронений.

В советской прессе все чаще появлялись статьи, обвиняющие раввинов и религиозных евреев в том, что они в синагогах встречаются с иностранцами, передают им секретные сведения, проводят мошеннические операции, осуществляют спекуляцию валютой.

Производство мацы в пекарнях при общинах было запрещено повсюду, за исключением Центральной Азии и Закавказья. Ввозить мацу (а также талиты, тфилин, этроги, лулавы, сидуры) из-за границы было возможно только контрабандой.

Свет в конце туннеля [↑]

После снятия Хрущева политика властей в отношении евреев несколько смягчилась. Была ослаблена борьба против иудаизма, отменены почти повсеместно ограничения на выпечку мацы. Политика удушения всех форм еврейской жизни продолжалась, но велась она тихо.

Шестидневная война пробудила национальное самосознание у многих тысяч почти совершенно ассимилированных советских евреев. Молодые евреи Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Риги в дни еврейских праздников стали приходить к синагогам.

Почти не получая на первых порах помощи из-за границы, еврейские активисты развернули в довольно широких масштабах изучение иврита, еврейской истории, выпуск учебной литературы. В Ленинграде, Москве, Риге и других городах в десятках ульпанов на дому учили иврит сотни человек. В рамках религиозных семинаров изучали Танах, Талмуд, еврейскую историю и алаху.

Прощальные восьмидесятые [↑]

В марте 1985 г. Горбачев провозгласил новый политический курс гласности и перестройки. Однако к реальным переменам для евреев этот курс привел лишь через года полтора, когда стали освобождать узников Сиона и наконец начали давать разрешения на выезд отказникам.

Последнее десятилетие умирающего Советского Союза заканчивалось оптимистически. Активизировалась религиозная жизнь; происходило возвращение к иудаизму сотен молодых евреев в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах.

Ассимиляция тем не менее лишь набирала обороты, особенно среди евреев в крупных городах. Если в 1959 г. 74,4% еврейского населения назвало русский своим родным языком, то в 1989 г. уже 83,6% евреев указали на русский язык как на родной. Увеличивалось число смешанных семей. По данным переписи 1989 г., 44% женатых евреев и 30% замужних евреек состояли в смешанных браках. К концу 1989 г. лишь 5% детей, рожденных в смешанных браках, относили себя к еврейской национальности.

В январе 1990 г. было создано Всесоюзное объединение еврейских религиозных общин. Начали издаваться религиозные газеты и журналы. Восстанавливались синагоги, которые часто возглавляли приехавшие из Израиля и США раввины, открывались новые синагоги. СССР доживал свои последние дни.

По своим стратегическим последствиям наиболее тяжелыми ударами по еврейской культуре в СССР были ликвидация традиционного еврейского религиозного образования — основного канала передачи еврейского культурного наследия и запрет изучения иврита — важнейшего инструмента приобщения к еврейскому культурному наследию как в его религиозной, так и в секулярной формах. Еще летом 1919 г. Наркомпрос объявил иврит иностранным языком, его запретили для преподавания в младших классах, сохранив временно в средней школе. В 1930-х гг. иврит продолжали изучать лишь в нелегальных хедерах и иешивах хасидского движения Хабад, а также религиозных общинах грузинских, горских и бухарских евреев.

Содержание

Борьба с хедерами и ешивами

Категорический запрет был наложен советскими властями на организованное религиозное воспитание детей. 28 декабря 1920 г. появился циркуляр еврейского отдела Народного комиссариата просвещения о ликвидации хедеров и иешив. После показательных судов в 1921 г. над хедером в Витебске и над иешивой в Ростове все еврейские религиозные учебные заведения были запрещены.

Преследования привели к тому, что многие руководители и преподаватели иешив вместе со своими учениками уехали из страны. Так, раввин М. Соловейчик, руководитель Воложинской иешивы, раввин Исраэль Меир hа-Коhен, один из крупнейших раввинских авторитетов, раввин И. З. Мельцер (1870–1953 гг., с 1924 г. в Эрец-Исраэль), глава иешивы в Слуцке, переехали в 1922–23 гг. в Польшу вместе со своими учениками и последователями.

Оппозиция борьбе с хедерами

Смягчение отношения к религиозной жизни

Закрытие синагог

Общинная жизнь

В 1920-х гг. еврейская религиозная община действовала в Москве и оплачивала работу многих служителей культа.

В 1926 г. с разрешения органов советской власти была созвана Раввинская конференция Волынской губернии в г. Коростень, в которой участвовали 50 раввинов (из Волыни и других районов страны). Инициатором проведения конференции был раввин Ш. Кипнис (1883–1977); почетным председателем был избран не присутствовавший на конференции рабби И. И. Шнеерсон. Выступавшие говорили об угрозе безверия и ассимиляции, в связи с чем необходимо укреплять религиозное сознание в еврейской среде и развивать религиозное образование. Предлагалось обратиться к властям с просьбой о прекращении преследований хедеров и иешив. Были приняты решения об объединении еврейских религиозных общин; для осуществления этого был избран исполнительный комитет. Власти были недовольны не только принятыми решениями, но и расширенным составом участников конференции. Сразу же по ее окончании раввин Ш. Кипнис был арестован на несколько недель, а исполнительный комитет фактически распущен.

Ленинградская община

Всероссийский еврейский религиозный съезд

Издание религиозной литературы

Реквизиции синагогальных ценностей

"Живая синагога"

Антирелигиозная пропаганда

До 1929 г.

В 1928 г. по распоряжению властей были закрыты иешивы в Невеле, в Полоцке и др. Один из руководителей невельской иешивы Ш. Левитан был арестован и сослан в Сибирь; многие ученики закрытых иешив разбились на группы по 10–15 человек и продолжали обучение нелегально.

1929-1930 гг.

Однако антирелигиозная кампания продолжалась. В 1930 г. были закрыты иешивы в Кременчуге, Харькове, Витебске. В Минске были арестованы многие раввины (в том числе один из руководителей нелегального Комитета раввинов М. Глускин, 1878–1936), обвиненные в контрреволюционной деятельности и клевете на СССР. Арестованные были освобождены после двухнедельного заключения и вынужденного подписания составленного работниками ГПУ письма об отсутствии преследования религиозных евреев в СССР и с протестом против антисоветской пропаганды, которую ведут еврейские организации США и Европы. Преследования привели к самороспуску Комитета раввинов. Руководство Джойнта приняло решение о прекращении финансирования религиозных учебных заведений в новых исторических условиях. Подавляющее большинство полулегальных хедеров и иешив было закрыто. В 1931 г. были закрыты синагоги в Киеве, Одессе, Минске и других городах. В Ленинграде в 1932 г. из 17 синагог и молитвенных домов осталось три.

1930-е гг.

Раввинов преследовали, лишали прописки, их детей выгоняли из институтов; многие были вынуждены уехать в отдаленные регионы страны, а десятки эмигрировали. В середине 1930-х гг. закрытие синагог ускорилось. В конце 1934 г. была закрыта хоральная синагога в Одессе, несмотря на ходатайства верующих к центральным властям.

Союз безбожников

Атеистическая пропаганда набирала мощь. Стремительно возросло число членов Союза безбожников, созданного в 1925 г. под руководством Е. Ярославского (87 тыс. — в 1926 г., 5,5 млн. — в 1932 г.). Членами его к 1929 г. были 200 тыс. евреев. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. происходил массовый отход евреев от традиционного уклада жизни. В числе причин этого процесса были массовая миграция евреев в большие города, вовлеченность миллионов евреев в социалистическое строительство и стремление к ассимиляции, во многом из-за страха перед преследованиями со стороны властей. Перепись 1937 г. показала, что у евреев отход от религии больший, чем у представителей других народов. Так, среди группы населения 16 лет и старше из представителей наций христианского вероисповедания 54,5% определили себя как верующие, из мусульманского — 66,2%, а среди евреев — лишь 17,4%.

Гонения на мацу

Конец 1930-х годов

Неашкеназские общины

Читайте также: