Сообщение на тему история одного шедевра

Обновлено: 06.07.2024

При помощи участников ГлобалЛаб мы соберем разнообразный материал по теме проекта.

Протокол проведения исследования

1. Название картины.

2. Изображение картины.

3. Напишите имя художника, автора выбранной картины.

4. В каком году была написана картина.

5. Художественное направление.

Готика Готика – художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Он охватил все виды искусства – архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы.

Элементы готического искусства часто можно встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи. С конца прошлого века существует готическая субкультура, ярко проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне одежды.

Возрождение Возрождение ( Ренессанс) - (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии - 14-16 вв., в других странах - 15-16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Элементы этого стиля в современном искусстве довольно часто используются в настенных росписях, реже в станковой живописи.

Маньеризм Маньеризм - (от итальянского maniera - приём, манера) течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. В последнее время стал использоваться искусствоведами для обозначения явлений в современном искусстве, связанных с трансформацией исторических стилей.

Классицизм Классицизм – художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.

Реализм Реализм – направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней.

Символизм Символизм – направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.

Пуантилизм Пуантилизм – течение в живописи (синоним – дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро).

Модерн Постимпрессионизм – условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX – 1-ой четв. XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов – П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др.

Модерн Модерн – cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.

Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво – во Франции, Сецессион – в Австрии, Югендстиль – в Германии, Либерти – в Италии.

Модернизм Модернизм – (от фр. modern – современный) общее название ряда направлений искусства первой половины XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Модернизм близок авангардизму и противоположен академизму.

Авангардизм Авангардизм – название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения.

Сезаннизм Сезаннизм – направление в искусстве к. XIX – н. XX в., основанное на творческих уроках французского художника Поля Сезанна, который сводил все формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит – к контрастным построениям теплых и холодных тонов. Сезаннизм послужил одной из отправных точек для кубизма. В большой мере сезаннизм повлиял также на отечественную реалистическую школу живописи.

Примитивизм Примитивизм – намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX – нач. XX века. Произведениям этих художников – Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс.

Кубизм Кубизм – (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года – канун первой мировой войны. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др.

Сюрреализм Сюрреализм - течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения – Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.

Футуризм Футуризм - (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.

6. В каком музее можно увидеть картину.

7. История создания картины. Или интересный факт, связанный с картиной или ее автором.

Как создавались самые известные картины? Что хотел сказать художник? Онлайн-вернисаж культовых полотен.

Последний день древнего города стал первым в карьере Карла Брюллова. Художник заставил Европу рукоплескать русскому живописному гению.

Фреска создана в трапезной доминиканского монастыря в Милане. Написана она так, словно Иисус с апостолами ели одновременно с церковниками.

Почему портрет не самой красивой женщины стал почти иконой?

Одна из поздних работ Рене Магритта стала самой его узнаваемой. Она содержит в себе и оценку художника своей личности, и его детские страхи, и социальные шаблоны.

Последний день древнего города стал первым в карьере Карла Брюллова. Художник заставил Европу рукоплескать русскому живописному гению.

Фреска создана в трапезной доминиканского монастыря в Милане. Написана она так, словно Иисус с апостолами ели одновременно с церковниками.

Почему портрет не самой красивой женщины стал почти иконой?

Одна из поздних работ Рене Магритта стала самой его узнаваемой. Она содержит в себе и оценку художника своей личности, и его детские страхи, и социальные шаблоны.

Рубрикатор

Контакты

Информация

году оценила напиток на 9,4 балла из 10. Сообщается, что его букет включает «ноты орехов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Алексей Кондратьевич Саврасов Саврасов родился 12 мая (24 мая по новому стилю.

Алексей Кондратьевич Саврасов
Саврасов родился 12 мая (24 мая по новому стилю) 1830 года в Москве, в семье купца третьей гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова.
В конце 1870-х Саврасов тяжело заболевает, в его творчестве все более становятся заметны мрачные мотивы. Последние годы художник провел в нужде. Он умер в одиночестве 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве, в больнице для бедных.

Портреты А. К. Саврасова

Портреты А. К. Саврасова


История созданияЭтюды к этой картине были написаны в деревне Молвитино (ныне.

Произведение было сразу же куплено Павлом Третьяковым для его коллекции. В 18.

Интересные фактыВ 1997 году, к 100-летию со дня смерти А. Саврасова Центральн.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 320 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 42. Культура России XIX в. Материалы для семинара

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.11.2021 130
  • PPTX 5.4 мбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Смирнова Валентина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Александр Андреевич Иванов родился в 1806 году в семье художника и профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. В 11 лет Александр поступил в Императорскую Академию художеств, где учился под руководством своего отца.


Портрет А. А. Иванова кисти С. П. Постникова

Обратим внимание читателя на тот факт, что эта картина была вторым и последним произведением Иванова. Он писал его всю оставшуюся жизнь. Можно смело сказать, что картина эта, которая хранится в Государственной Третьяковской галерее, – результат творческого подвига художника, титанической работы, которой он посвятил не только годы, но и все творческие силы без остатка. Он много раз переделывал композицию, создал целую галерею эскизов, на которых были запечатлены головы, руки, торсы… Каждое лето он проводил бесчисленные часы за написанием этюдов, на которых были изображены ветви деревьев, речные камни, кусты и облака на небе.

Требовательность Иванова к себе и своему творчеству была поразительной: он пытался довести каждую мельчайшую деталь на картине до совершенства. Зиму он проводил за мольбертом в мастерской, перенося на полотно то, что он запечатлел на этюдах и эскизах.

Годы работы не могли не сказаться на его творческой концепции, на его восприятии образов и цветовых решений, на общей атмосфере картины. Только вариантов общей композиции он сделал 24. Если сравнить первоначальную композицию с той, что представлена на картине в Третьяковской галерее, то можно сказать, что это, по сути, два разных произведения. Специалисты обратили внимание на то, что не осталось ни одной фигуры без изменений.

Иванов работал методично, последовательно, он писал типы, характеры, упорно искал прообразы персонажей будущего шедевра среди знакомых и случайных прохожих. Порой ему было достаточно увидеть характерный взгляд или рисунок бровей, и он создавал некий синтезированный образ героя своей картины.

Искусствоведы признают, что одним из наиболее впечатляющих образов картины является образ Иоанна Крестителя. Но мало кто знает, что для создания головы святого Иванов использовал первоначально сделанный им профильный этюд с головы пожилой итальянки, лицо которой поразило его своей одухотворенностью. Этот этюд был многократно преобразован и превратился в конце концов в профиль Иоанна Крестителя.

Особенно долго и тщательно Иванов работал над образом Христа, создав множество этюдов, – и все они слились позже в один образ, производивший магическое впечатление на зрителя.

Время шло, и Общество поощрения художников все больше выражало недовольство тем, как медленно продвигается работа над картиной. Звучали голоса, призывавшие лишить Иванова пенсии. Между тем все, кто видел процесс работы над картиной (а мастерская художника была открыта для посещений), выражали свой восторг перед увиденным и тем, с какой тщательностью работает над важным религиозным сюжетом русский художник.

Иванов продолжал делать акварельные и карандашные наброски, стремясь добиться абсолютного совершенства. В последней композиции Иванов преобразил и пейзаж, который не менее выразителен, чем фигуры людей. Мы видим Иисуса, шествующего к берегу реки Иордан, где крестятся вчерашние рабы, простые иудеи и целые семьи. И у зрителя нет сомнений, что все это происходит на Святой земле. Явление Христа народу в районе реки Иордан становится явлением Мессии человечеству вообще. И фон картины подтверждает важность происходящего для судеб всего мира.

В Италии Иванов влюбился в молодую аристократку и надеялся жениться на ней, но она предпочла выйти замуж за другого. В результате в его душе произошел перелом, граничивший с психическим расстройством. Он перестал пускать к себе посетителей, стал воображать, что его хотят отравить…

Постепенно его мироощущение стало меняться. Он вдруг заинтересовался критикой Священного писания. Узнав, что Штраус является одним из критиков Евангелия, он добился встречи с ним и выслушал его позицию. Не удовлетворившись этим, он отправился в Лондон к Герцену, сообщив ему, что в душе его зародились сомнения.


Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835

Теперь заканчивать картину он уже был не в состоянии. Вернувшись в 1857 году в Рим, он решил больше не работать над ней. Полотно было свернуто и отправлено в Санкт-Петербург. Весной 1858 года Иванов вернулся в Россию, проведя за границей 28 лет. Он выглядел намного старше своего возраста, поседел, его обуревали тяжелые думы.

В июне картина была выставлена в Академии художеств. Она произвела огромное впечатление на публику, особенно на художественные круги. Царь видел ее еще до выставки и высоко оценил мастерство художника. Государь велел приобрести картину в казну. Иванов должен был получить за нее единовременно 10 тысяч рублей и получать ежегодно 2 тысячи рублей пенсии. Но увы, получения денег художник не дождался. В июле 1858 года он умер от холеры.

Иванов не считал картину полностью законченной, но это не значит, что в ней есть незавершенность деталей. Просто художник перестал вносить в нее те изменения, которые считал целесообразными.

Полотно Иванова является одним из самых уникальных в истории русской живописи. Хотя Иванов пользовался инструментарием итальянских художников в создании этюдов, эскизов и даже красочного слоя, в основе его живописного мастерства осталась русская школа, приемы и технику которой он довел в Италии до совершенства, став мастером высочайшего класса, который умножил свой талант невероятной трудоспособностью.

В картине Иванова первая диагональ начинается от мальчика, выходящего на берег из левого нижнего угла, проходит через руки Иоанна Крестителя и восходит к фигуре Христа. Заканчивается она в правом верхнем углу картины. Вторая длинная диагональ начинается с ног иудеев в правой части картины, проходит через голову раба и через лицо Иоанна Крестителя, и продолжается до левого верхнего угла картины. Эта диагональ второстепенна, она поддерживает композицию, но не является принципиально важной. Важна короткая диагональ, которая начинается в правом нижнем углу, проходит через лица смотрящих на Иисуса и заканчивается на лице Христа.

Именно сочетание этих двух неравных диагоналей и делает композицию картины эффектной, мощной и ярко выраженной. Такую композицию мог создать только величайший мастер, художник всемирного масштаба.

Читайте также: