Сообщение на тему история мыши по информатике 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

6 Современные устройства. Два класса принципиально различных по устройству мышей: механические и оптические.

7 Механические устройства. В шаровом приводе движение мыши передается на выступающий из корпуса обрезиненный стальной шарик (его вес и резиновое покрытие обеспечивают хорошее сцепление с рабочей поверхностью). Два прижатых к шарику ролика снимают его движения по каждому из измерений и передают их на датчики угла поворота (инкрементальные энкодеры), преобразующие эти движения в электрические сигналы.

8 Оптические устройства. Первая оптическая мышь была выпущена компанией Microsoft в 1999 году. С помощью светодиода и системы фокусирующих линз под мышью подсвечивается участок поверхности. Отраженный от этой поверхности свет собирается другой линзой и попадает на приемный сенсор микросхемы процессора обработки изображений. Этот чип делает снимки поверхности под мышью и последовательно сравнивает их. В устройстве Logitech MX1000 Laser Cordless Mouse, используется не светодиод, а инфракрасный лазер для подсветки поверхности.

10 Развитие. Поиск удобной модели. Компания Logitech создала модель Media Play, которая работает как пульт дистанционного управления. На корпусе мыши установлено огромное количество дополнительных кнопочек с подсветкой, которые позволяют контролировать настройку звука в системе и выполнять множество других мультимедийных функций. Самая необычная модель NoHands Mouse управляется. ногами! Устройство состоит из двух педалей, одна из которых контролирует перемещение указателя по экрану, а вторая нажатие на кнопку.

11 Современные устройства NoHands Mouse

Считается, что новый тип устройств для ввода информации и управления компьютером придумал Дуглас Энгельбарт из Стэнфордского исследовательского института в середине 60-х годов прошлого века. Патент на свое изделие он получил в 1970 году.

Первая компьютерная мышь выглядела совсем не так, как выглядят современные модели. В ней было два диска-колесика, с помощью которых можно было перемещать курсор на мониторе по вертикали и горизонтали. Еще была маленькая кнопка. Корпус первой экспериментальной модели был изготовлена из дерева, потом перешли к пластику.

В следующих версиях увеличили число кнопок до трех, а в комплекте шла мини-клавиатура с пятью кнопками-клавишами для вызова нужных команд. Ее располагали слева от клавиатуры (мышь была справа).

Считается, что данное устройство назвали мышью из-за провода, который ассоциировался с хвостом маленькой зверушки. Размеры животного и нового девайса также были схожие. В СССР, кстати, такие девайсы называли колобок из-за опорного шарика.

Уже в 1972 году Билл Инглиш из Xerox заменил два колесика на шарик (трекбол), после чего мышью пользоваться стало гораздо удобнее. Модифицированная модель использовалась в системе Xerox Alto — компьютере с графическим интерфейсом.

Стоит напомнить, что в те годы у большинства операционных систем был текстовый интерфейс, а не графический, как у современных ОС. Поэтому широкого распространения компьютерные мыши получить не могли. Стоили они не меньше 300-400 долларов (что в пересчете на современные деньги составит 1000-1200 долларов). Собственно и компьютеров было немного.

Все изменилось в 1983 году, когда Стив Джобс увидел огромный потенциал у данных девайсов. Ему удалось снизить стоимость манипуляторов до 15 долларов, модернизировав существовавшие модели. В Apple-версии мыши, кстати, до сих используется только одна кнопка. Первые мыши были прямоугольной формы.

В 1991 году Logitech представила мышь анатомической формы, которая удобно лежала в руке. Кнопок было по-прежнему три, как и у прародителей. Также компания выпустила в продажу и беспроводные модели.

Егор

Егор Морозов | 11 Декабря, 2017 - 14:02

apple_mice_evolution-800x285.768w_derived.jpg


9 декабря считается днем рождения компьютерной мыши — именно в этот день почти 50 лет назад, в 1968 году, на конференции по интерактивным устройствам в Сан Франциско Дуглас Энгельбарт представил публике компьютерную мышь. И все это время такой манипулятор был и остается самым массовым: даже сейчас, во времена повального распространения тачпадов, сенсорных экранов и голосовых помощников, мышка зачастую является неотъемлемой частью ПК и ноутбуков. Причин на то, в общем-то, хватает: тут и удобство использования (не нужно запоминать всякие жесты 3-4 пальцами; самое сложное, что нужно знать — двойной клик), и максимальная точность (при желании можно попасть в нужный пиксель монитора — сделать это на тачпаде и тем более на сенсорном экране — из разряда фантастики). В итоге мышь и не думает умирать — и хотя со временем потерялся ее хвост, она, как и VGA с 3.5 мм аудио разъемом, будут существовать еще долго (хотя достаточно компаний хотят их убрать с рынка). Но давайте все же начнем с самого начала — с истории создания первой мыши.

3.jpg

Представленная в 1968 году мышь выглядела так:

С виду что-то отдаленно напоминающее современную мышку, правда тут было три кнопки и весила она как утюг. Но в те времена такое устройство не прижилось: во-первых, дабы не хромала точность, контроллер в мыши должен был обсчитывать движения хотя бы с десяток раз в секунду — в противном случае можно было легко промазать мимо кнопки (для сравнения, современные мыши имеют частоту опроса 125-1000 Гц, то есть 125-1000 раз в секунду). Но тут уже сдавался сам чип в мыши: напомню, что это был конец 60ых, и частоты микропроцессоров был даже не мегагерцы, а десятки или сотни килогерц. В итоге было решено пойти на хитрость: очевидно, что нам нужно раз в 100 мс получать данные о том, как сильно прокрутилось то или иное колесико. При этом начальная точка каждого движения по умолчанию является конечной точкой предыдущего. Тогда зачем нагружать контроллер вычислениями типа (координата конца) - (координата начала), если можно каждый раз обнулять начальную координату? В таком случае нам остается всего-то передвинуть курсор на экране на то количество пикселей, которое соответствует координате конца движения, а такие данные обсчитать контроллер мыши уже без проблем мог. Ну а самую первую координату после старта системы стали брать в центре экрана — именно поэтому даже сейчас после загрузки системы курсор мыши находится в центре дисплея.

Однако основная проблема энгельбартовской мыши была даже не в этом: колесики могли крутиться строго по горизонтали или вертикали, поэтому вы могли перемещаться по дисплею или вертикально, или горизонтально — никаких движений по диагонали не было. В итоге такая мышь, конечно, позволяла быстрее перемещаться по элементам на дисплее, чем клавиатура, но до удобной работы было еще далеко.

KY-040_Rotary-Encoder-Representation.jpg

В итоге Инглиш, раздосадованный таким решением своего начальника, перешел работать в Xerox, где в 1972 году представил рабочую мышь с шаровым приводом. Решив, что управлять шаром напрямую неудобно, он расположил его внутри мышки, и два ролика снимают его вращение по обеим осям. Для определения угла поворота каждого ролика изначально использовался контактный энкодер (как и в военной схеме 1952 года) — это был диск с нанесенными на нем на равных расстояниях металлическими дорожками и тремя контактами, прижатыми к нему. При вращении ролика вращался диск, и контакт то пропадал, то появлялся — это позволяло отследить, в какую сторону и как сильно вращается ролик:

Основная проблема — передвижение только по двумя осям — была решена, зато появилась масса других. Во-первых, шарик катался по столу и быстро собирал грязь и пыль, что приводило к загрязнению и заеданию роликов. Во-вторых, контакты на энкодерах быстро окислялись и истирались, что опять же ухудшало точность. Ну а самыми основными проблемами была стоимость и то, что графических интерфейсов тогда как бы и не было, так что изобретение использовали лишь внутри компании, а в продажу первый ПК с мышью вышел лишь в 1981 году (это был Xerox 8010), причем мышь там стоила 400 долларов (больше 1000 долларов по текущему курсу). Разумеется, за такую цену манипулятор провалился — люди привыкли работать только с клавиатурой и не видели смысла в графических интерфейсах, особенно если для них нужен манипулятор с ценой, сравнимой со стоимостью всего ПК целиком.

Однако Стиву Джобсу этот манипулятор очень понравился, и в 1983 году Apple представляет мышь для своего компьютера Lisa. Отлично понимая, что даже за 100 долларов сей продукт провалится, инженеры в Apple сделали действительно невозможное: цена была уменьшена аж до 25 долларов! При этом, увы, пришлось пожертвовать кнопками — она осталась только одна (и это кстати до сих пор у Apple так). Продукт оказался удачным, и, вкупе с все большим распространением графических интерфейсов, мыши тоже стали развиваться и изменяться — так что об этом и поговорим.

1460219207_mouse_pic.jpg

Шаровой привод с оптическим энкодером

Итак, мировое сообщество решило, что мышь таки нужна. Но мышь Инглиша имела достаточно много проблем, о которых я писал выше. То, что загрязнялся шарик, особой проблемой не было — его можно было легко достать, почистить и забрать себе . А вот то, что со временем выходил из строя контактный энкодер, было существенной проблемой — ведь его просто так не заменишь, это был самый основной элемент мыши. В итоге решено было применить оптический энкодер. Суть его состоит в том, что теперь на диске были не контакты, а прорези, и напротив них были фотодиоды. Соответственно при вращении свет или проходил в прорези, или не проходил, что опять же позволяло оценить, в какую сторону и насколько повернулся ролик:

Так как трения теперь не было, то и проблема с истиранием и окислением контактов ушла, и мышь в таком виде существовала как минимум до начала нулевых (а кое-где используется и до сих пор).

Оптические мыши первого поколения

Многие думают, что оптические мыши — изобретение уже 21 века. На самом деле они всего на 10 лет старше мыши Инглиша — первая такая мышь появилась в 1982 году, но особого распространения не получила: проблема была в том, что для ее работы требовался специальный коврик с нанесенной на ней сеткой — именно от нее отражался свет от диода и принимался датчиком на мыши, ну а отследить перемещение по сетке особого труда не составляло. Вторая проблема была в большой стоимости — в разы выше, чем у шариковых мышей, которые к тому же еще и работали почти с любой поверхностью. Однако и плюсов у оптических мышек хватало: во-первых, это повышенная точность: если в случае с энкодерами было множество передач импульса (стол — колесо — ролик — энкодер), что достаточно сильно снижало точность и уменьшало максимальную скорость передвижения манипулятора, и в итоге если попасть по крестику или ссылку особого труда не составляло, то вот более точные (или быстрые) действия были затруднены, то в случае с оптическими мышками точность была уже на уровне пары пикселей, что позволяло более удобно работать с графикой. Ну и к тому же оптические мыши были все же более надежными — ничего чистить не надо, да и шансов поломки было меньше, так как нет механических элементов.

Оптические мыши с матричным сенсором

Вот мы и подобрались к современности: если вы пойдете в любой магазин электроники, то в дешевом сегменте вы встретите скорее всего именно такие мыши (их от лазерных отличает видимая подсветка сенсора, но об этом ниже). Как же такие мыши работают? Да очень просто: в мыши установлена сверхбыстрая видеокамера, способная делать сотни и тысячи снимков в секунду, и микроконтроллер, сравнивая их, определяет направление и величину смещения мыши. Для упрощения работы камеры используется контрастная подсветка — обычно красная. Основной плюс в сравнении с первым поколением оптических мышей — не нужен специальный коврик, такая мышь в теории работает на любой, даже стеклянной, поверхности (хотя, конечно, максимальная точность достигается все же на ковриках).

Индукционная мышь

Еще один тип мышей, который можно назвать псевдобеспроводными: они не требуют физического подключения к ПК, и, в отличии от обычных беспроводных мышей, не требуют еще и аккумуляторов — однако, для их работы обязателен специальный коврик, а сама мышь питается засчет индукции (внутри мыши есть катушка, и под действием переменного магнитного поля от коврика на этой катушке появляется электрический ток). Плюсы таких мышек очевидны — вы получаете и беспроводную мышь, и отсутствие проблем при разрядке аккумулятора или батареек. С другой стороны, работать вы сможете только на коврике, что тоже не всем удобно.

Гироскопические мыши

В общем-то, тут и так понятно — в данном случае манипулятор достаточно далек от обычных мышей, и имеет внутри себя гироскоп, который позволяет устройству ориентироваться в трехмерном пространстве. Для работы в системе, где все плоское, он, в общем-то бесполезен, зато при 3D-моделировании или играх позволяет управляться с объектами в пространстве без привлечения клавиатуры.

Эргономические мыши

Где-то с 90ых годов мыши особо не менялись по внешнему виду — это небольшие прямоугольные или овальные бруски с утолщением в центре, на верхнем крае расположены 1-2 кнопки и колесико — в общем-то, я мог этого не писать, и так все знают, как выглядят мыши. Однако не так давно стали появляться мыши, выглядящие как что угодно, но не как мышь — эдакие пирамидки с кнопками сбоку:

20130520235244.jpg

В чем их смысл? В том, что такой хват более удобен и привычен человеческой руке, что может позволить избежать для некоторых людей болей в кисти при длительном использовании мыши, ну и повысить точность. На деле, разумеется, все индивидуально, но попробовать стоить каждому — возможно, что именно вам такая нетрадиционная мышь понравится.

Ну а на этом, в общем-то, все по истории и устройству компьютерных мышей: удивительно, но за 50 лет человечество так и не придумало ничего более удобного и простого. Возможно, что все изменится в будущем, ну а пока что можете погладить своего хвостатого (или бесхвостого) зверька на столе и поздравить его с 49-летием.

История компьютерной мыши начинается 9 декабря 1968 года, когда она была представлена на показе интерактивных устройств в Калифорнии. Патент на этот гаджет получил Дуглас Энгельбарт в 1970 году.

Большинство операций с материальными предметами окружающего мира человек, как правило, совершает руками. Такие действия нам привычны и удобны. Мышь – устройство, позволяющее движениями руки воздействовать на виртуальные компьютерные объекты – переносить их, разворачивать, нажимать на виртуальные кнопки и т.д.

Первая компьютерная мышь была создана в 1968 году. Она представляла собой грубую деревянную коробку с двумя большими колесами внутри и единственной кнопкой на корпусе.

В 90-х годах прошлого века широкое распространение получили шариковые мыши.

При перемещении мыши её резиновый шарик катился по поверхности коврика. Он вращал два валика, на которых были закреплены диски с прорезями. Возле каждого валика находился специальный источник света — светодиод. Он посылал лучи света на вращающийся диск. Тонкие лучи от источника света прерывались при вращении дисков. Приёмники света (фототранзисторы) улавливали эти изменения и посылали сигналы компьютеру.

Используя ту или иную технологию, мышь передаёт компьютеру информацию о своих перемещениях в пространстве. Получаемые данные обрабатываются процессором, и операционная система соответствующим образом перемещают курсор (указатель мыши) по экрану.

В свою очередь программы, запущенные на компьютере, получают от операционной системы сведения о том, что курсор находится над тем или иным элементом управления и заданным образом реагируют на действия мыши – нажатие клавиш или вращение колеса прокрутки.

Индикатор положения XY для системы с дисплеем — именно так называлось изобретение в патентной заявке, которое теперь мы знаем как компьютерная мышь.

Считается, что новый тип устройств для ввода информации и управления компьютером придумал Дуглас Энгельбарт из Стэнфордского исследовательского института в середине 60-х годов прошлого века. Патент на свое изделие он получил в 1970 году.

Первая компьютерная мышь выглядела совсем не так, как выглядят современные модели. В ней было два диска-колесика, с помощью которых можно было перемещать курсор на мониторе по вертикали и горизонтали. Еще была маленькая кнопка. Корпус первой экспериментальной модели был изготовлена из дерева, потом перешли к пластику.

В следующих версиях увеличили число кнопок до трех, а в комплекте шла мини-клавиатура с пятью кнопками-клавишами для вызова нужных команд. Ее располагали слева от клавиатуры (мышь была справа).

Считается, что данное устройство назвали мышью из-за провода, который ассоциировался с хвостом маленькой зверушки. Размеры животного и нового девайса также были схожие. В СССР, кстати, такие девайсы называли колобок из-за опорного шарика.

Уже в 1972 году Билл Инглиш из Xerox заменил два колесика на шарик (трекбол), после чего мышью пользоваться стало гораздо удобнее. Модифицированная модель использовалась в системе Xerox Alto — компьютере с графическим интерфейсом.

Стоит напомнить, что в те годы у большинства операционных систем был текстовый интерфейс, а не графический, как у современных ОС. Поэтому широкого распространения компьютерные мыши получить не могли. Стоили они не меньше 300-400 долларов (что в пересчете на современные деньги составит 1000-1200 долларов). Собственно и компьютеров было немного.

Все изменилось в 1983 году, когда Стив Джобс увидел огромный потенциал у данных девайсов. Ему удалось снизить стоимость манипуляторов до 15 долларов, модернизировав существовавшие модели. В Apple-версии мыши, кстати, до сих используется только одна кнопка. Первые мыши были прямоугольной формы.

В 1991 году Logitech представила мышь анатомической формы, которая удобно лежала в руке. Кнопок было по-прежнему три, как и у прародителей. Также компания выпустила в продажу и беспроводные модели.

Мыши с трекболами были неудобны тем, что шарик быстро загрязнялся, к тому же ей не хватало точности, которой присуща современным оптическим моделям. Впрочем, мыши тех лет устраивали почти всех: настолько удобно было ими пользоваться.

Кстати, первые оптические мыши были созданы еще в начале 80-х годов, но они были очень дорогие и требовали коврик со специальным покрытием. Эра массового использования оптических моделей наступила только в XXI веке. Собственно, уже сегодня известно три поколения оптических мышей. Тогда же получили распространение беспроводные мыши.

А есть еще гироскопические мыши, которые определяют движение не только по поверхности, но и в пространстве. В 2009 году Apple выпустила мышь Magic Mouse, в которой вместо кнопки используется сенсорный тачпад, распознающий различные жесты. Отдельным классом могут считаться геймерские мыши. Различные компании ведут разработки экспериментальных моделей.

Компьютерная мышка, живущая на специальном коврике около компьютера – на самом деле устройство отдачи компьютеру команд. Маленькая хвостатая мышь командует курсором на экране большого компьютера!

Затем появились мыши без коврика, специальные мышки для компьютерных игроков, мыши с водяным охлаждением и вентилятором, со встроенными звуковыми динамиками… Такие мыши могли уже играть музыку или устраивать мини-дискотеку со светомузыкой в комнате. Инженерия шагала вперед и ни на чем не останавливалась.

За полувековую историю дизайн компьютерной мыши, благодаря которому она и получила свое название, почти не изменился. А вот внутри на смену металлическим колесикам сначала пришли обрезиненные шарики, а в итоге — лазер.

Когда-то компьютер управлялся исключительно с помощью текстовых команд, которые вводились в командную строку через клавиатуру. Так продолжалось до 1980-х годов, несмотря на то, что еще в 1963 году инженер Дуглас Энгельбарт начал работу над манипулятором для указания объектов на экране.

Только в 1973 году был представлен ПК с графическим пользовательским интерфейсом. Xerox Alto управлялся с помощью клавиатуры и трехкнопочной мыши. Металлические колесики для изменения позиции курсора были заменены на металлический шарик и ролики. До 90-х годов основной принцип работы сущест­венно не менялся.
С первых дней своего существования мышь массово не использовалась. Широкую популярность она стала приобретать только с выходом в 1984 году компьютера Apple Macintosh 128k. Модель M0100 для этого ПК стоила всего $15, а не несколько сотен, как было ранее. Так мышь не только стала доступной людям со средним доходом, но и превратилась в основной манипулятор для графического интерфейса Apple.

А потом события стали развиваться с сумасшедшей скоростью. Обрезиненный шарик вытеснили оптические датчики и лазеры, поскольку они более точно позиционируют курсор и не требуют очистки. Беспроводные мыши дали людям большую свободу перемещений во время работы. С другой стороны, появились ноутбуки с тачпадом, представляющим собой альтернативу мыши: на них можно работать, находясь в пути, даже если под рукой не окажется ровной поверхности.

Тем временем офисные работники часто жалуются на типичные профессиональные недуги вроде синдрома компьютерной мыши. Предпринимаются многочисленные попытки изменить дизайн, чтобы улучшить эргономичность (например, с помощью установки трекбола для управления курсором), но пока они не очень удачные.

В настоящее время хорошей альтернативой стали сенсорные дисплеи, поскольку такое управление более интуитивно и не требует дополнительного оборудования. Однако еще не известно, сможет ли такой способ управления полностью заменить мышь в офисах

Читайте также: