Сообщение на тему использование информационных технологий в проектной деятельности

Обновлено: 05.05.2024

В современном обществе решающую роль играют информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии, которые оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни человека.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве – люди, обладающие проектным типом мышления.

Сегодня в современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.

Метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся. Метод проектов универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку стимулирует практическую проектную деятельность учащихся.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность [Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы].

Проекты бывают групповые и индивидуальные, краткосрочные и длительные.

Типы проектов: практикоориентированный, информационный, творческий, исследовательский, игровой или ролевой.

С помощью метода проектов ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

  • планировать свою работу;
  • увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
  • поставить цель и разбить ее на конкретные шаги;
  • добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему;
  • оценить имеющиеся ресурсы, распределить силы и время на их обработку;
  • выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
  • увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.
  • развитию творческих возможностей;
  • формированию опыта интересной работы и публичной демонстрации ее результатов;
  • формированию коммуникабельности, умению работать в команде;
  • развитию адекватной самооценки;
  • решению профориентационных задач.
  • информационную – способность грамотно выполнять действия с информацией;
  • коммуникативную – способность вступать в общение с целью быть понятым;
  • социальную – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
  • предметную – способность применять полученные знания на практике.

В нашей школе широко развита проектная деятельность. Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках, как школьных предметов, так и во внеклассной работе. Их тематика в основном связана с вопросами, изучаемыми в ходе учебных курсов, а также приурочена к каким-либо событиям, происходящим в стране и конкретно в школе. Учебный проект – прекрасный способ проверки знаний учащихся по пройденной теме.

Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если раньше существовала большая проблема в поиске информации в условиях ее дефицита, то сейчас приходиться работать в условиях обилия информации. Просматривая огромный объём материала, у учащихся развиваются навыки критического подхода к источнику информации, они приучают себя к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Это очень важно для их дальнейшей жизни.

Важная роль в проектной деятельности в школе отводится информационно-коммуникационным технологиям. Всё большее количество учащихся, овладев этими технологиями на уроках информатики и ИКТ, применяют свои знания и на других предметах. Поиск информации значительно облегчается с помощью сети Интернет.

С помощью электронных таблиц обрабатываются результаты работы, строятся различные виды диаграмм по расчётным данным.

Результат работы над проектом чаще всего учащиеся представляют в виде компьютерных мультимедийных презентаций, используя программу из пакета Microsoft Office – Power Point. Мультимедиа технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Компьютерные презентации являются одним из типов мультимедийных проектов, они часто используются в рекламе, выступлениях на конференциях, совещаниях, а также при объяснении материала учителем на уроке, при докладах учащихся.

Проекты, выполненные в виде мультимедийных презентаций, имеют ряд преимуществ: они более зрелищны, информативны, вызывают интерес у слушателей к предлагаемой теме.

Каждый ученик школы обязательно создаёт проекты на уроках информатики и ИКТ на темы, которые он сам выбирает по желанию или на темы, заданные учителем. Затем результат деятельности оформляется в виде презентации и проходит защита работ перед одноклассниками.

Ежегодно в нашей школе проходит фестиваль достижений, на котором результаты своей работы представляют участники элективных курсов и факультативов. И свои проекты почти все учащиеся представляют в основном в виде мультимедийных презентаций.

Лучшие проекты мы посылаем на различные окружные конкурсы, где они занимают призовые места и участвуют в городских конкурсах.

Применение инфоримационных технологий в проектной деятельности. Этапы работы над проектом.

ВложениеРазмер
primenenie_informacionnyh_tehnologiy_v_proektnoy_deyatelnosti.doc 31 КБ

Предварительный просмотр:

Применение информационных технологий в проектной деятельности

Переход к новой парадигме требует новых современных методов и форм обучения. В своей педагогической деятельности для обеспечения качественной технологической подготовки, создания условий для раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся, содействия их успешной социализации в новых социально-экономических условиях жизни активно использую педагогические технологии личностно-ориентированного обучения: проблемные, поисковые, диалоговые, проектные, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие.

Учителя технологии стали первопроходцами по внедрению метода проектов в образовательный процесс, как новой современной педагогической технологии, позволяющей вовлекать обучающиеся в творческую, исследовательскую деятельность. Проектная деятельность, прежде всего направлена на оказание обучающимся практической помощи в применении знаний в повседневной жизни, а также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей, активизацию их задатков и способностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения и творческого самовыражения.

Взаимоотношения с обучающимися строю на основе сотрудничества, конструктивного диалога, помогая каждому из них проявлять и укреплять свои личные качества, необходимые для адаптации в обществе и успешной социализации в нем.

Этапы проектной деятельности обучающихся:

I этап: поиск информации в Интернете, выбор первоначальных идей, обоснование выбранной идеи;

II этап: исследовательская работа по выбранной теме (сбор информации из различных источников – Googl, Mail, Index, Rambler);

III этап: оформление документации (набор текста в Microsoft Word, вставка таблиц, схем и фотоматериалов);

IV этап: защита проекта (монологическая речь в сопровождении презентации в Microsoft PowerPoint).

В ходе проектной деятельности учитель выступает в роли консультанта, тьютора, эксперта. Ученический проект является плодом сотворчества ученика и учителя.

За последние годы наработан целый банк творческих проектов. Интерес моих учеников к творческой проектной деятельности не ослабевает на протяжение многих лет, качество проектов из года в год повышается.

Этапы реализации метода проекта

Направления информационных технологий в проектной деятельности

Ресурсы Интернета

Электронные библиотеки и энциклопедии

Открытые базы данных

Обучающие онлайн порталы

Более современной формой заочного обучения в наше время стала дистанционная форма обучения - получение знаний без посещения высшего учебного заведения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.
Дистанционное образование дает возможность учиться удаленно от места обучения в удобное для себя время и в привычном темпе, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. Это позволяет современному человеку учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая учебу с основной деятельностью. Кроме того, студенту для поступления не требуется определенного образовательного уровня, и каждый может учиться столько, сколько ему необходимо для освоения предмета и получения зачетов.
Подобные образовательные порталы нередко абсолютно бесплатны, где зарегистрироваться и начать заниматься самостоятельно не вызывает каких-либо трудностей. В то же время, занимаясь онлайн, обучающийся не только имеет возможность использовать онлайн лекции в разработке проекта, но и приобретает необходимую для дальнейшей его защиты эрудицию и самостоятельность.

Офисные пакеты приложений

Мультимедиа технологии

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Курсовая работа по теме

1. Основание актуальности проекта

2. Проектная деятельность в учебном процессе

3. Направления информационных технологий в проектной деятельности

4. Ресурсы Интернета

5. Электронные библиотеки и энциклопедии
6. Открытые базы данных

7. Обучающие онлайн порталы

8. Офисные пакеты приложений
9. Мультимедиа технологии
Заключение

Обоснование актуальности проекта

За последние годы образованием накоплен опыт удачного решения образовательных и развивающих задач за счет организации проектирования как одного из способов активизации познавательной деятельности учащихся. Проектная технология, несмотря на свою растущую популярность в школьной практике, понимается многими учителями по-разному. Я вижу в ней реализацию личностно развивающего подхода в обучении через организацию и предъявление учебного материала различного уровня трудности. Проект как технология направлен на поиски путей развития активного самостоятельного мышления ребёнка. Наиболее педагогически ценным в этой технологии является то, что все теоретические знания, получаемые при обучении, ребёнок должен уметь реализовать на практике.

Роль учебного проектирования заключается в формировании информационно-учебных, учебно-логических, коммуникативных умений.

В основу проектной технологии положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путём решения практической или теоретической значимости проблемы. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Таким образом, проект становится и путем познания, и способом организации познания.

Основная ценность проектов состоит в том, что он ориентирует учеников не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта. Школьники индивидуально или в группах за определённое время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на тему, которую выбирают самостоятельно с учётом рекомендаций учителя. Их задача решить научную, техническую или иную проблему.

Актуальность метода проектов, в том, что он способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. При разработке и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; анализировать результаты деятельности и др.

Практическая значимость метода, его роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:

Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;

К организации проекта предъявляются следующие требования:

1. Инициатива учащегося при разработке проекта.

2. Значимость проекта для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.

3. Исследовательский характер работы (т.е. моделирование работы в лаборатории, мастерской или др.).

4. Педагогическая значимость проекта (т.е. учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия).

5. Предварительное планирование, конструирование проекта, но в то же время гибкость и возможность изменения в ходе выполнения.

6. Реалистичность проекта, ориентирование на имеющиеся у школы и родителей ресурсы.

7. Личностное отношение участников к поставленной в проекте проблеме.

Тем не менее, проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. Только совместная проектная деятельность учителя и ученика может привести к реально разворачиваемому образовательному проекту.

Исходя из продиктованных условий и сложившегося опыта, становится возможным выстроить некую структуру проекта.[ 2]

2. Проектная деятельность в учебном процессе

1.1 Метод учебного проекта в школьном образовании

В основе проектной деятельности учащихся лежит педагогическая технология обучения, которая так и называется — метод проектов.

Этот метод возник в 20-е годы нынешнего столетия в США. Внимание русских педагогов этот метод привлек еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль учащихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность. [1 ]

3. Направления информационных технологий в проектной деятельности

4. Ресурсы Интернета

6. Открытые базы даны

7. Обучающие онлайн порталы


Более современной формой заочного обучения в наше время стала дистанционная форма обучения - получение знаний без посещения высшего учебного заведения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.
Дистанционное образование дает возможность учиться удаленно от места обучения в удобное для себя время и в привычном темпе, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. Это позволяет современному человеку учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая учебу с основной деятельностью. Кроме того, студенту для поступления не требуется определенного образовательного уровня, и каждый может учиться столько, сколько ему необходимо для освоения предмета и получения зачетов.
Подобные образовательные порталы нередко абсолютно бесплатны, где зарегистрироваться и начать заниматься самостоятельно не вызывает каких-либо трудностей. В то же время, занимаясь онлайн, обучающийся не только имеет возможность использовать онлайн лекции в разработке проекта, но и приобретает необходимую для дальнейшей его защиты эрудицию и самостоятельность. [3 ]

9. Офисные пакеты приложений

10. Мультимедиа технологии


В данном методическом пособии раскрыт, конечно, не полный перечень ин-формационных технологий, которые можно использовать в проектной деятельности, но и он позволяет создать интересные работы.
Работа над проектом, используя последние достижения информационных технологий, позволяет школьникам усваивать учебную информацию с большим интересом и отдачей, идя в ногу со временем, положительно влияет на развитие у учащихся навыков общения со всеми участниками проекта, дает дополнительную мотивацию к изучению предмета, а также формирует творческие способности школьников.
Доступность для образовательных целей всего многообразия информацион-ных технологий позволяет не только продуктивно и с отдачей обучать школьников, но и поощрять их старания, публикуя их работы в сети Интернет. Ведь размещение работы на сайте школы или преподавателя дает возможность ощутить себя частью информационного пространства, где ты не только используешь чью-то информацию, но вносишь и свой вклад.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Применение информационных технологий в Проектной и исследовательской. Презентация на заданную тему содержит 34 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Применение информационных технологий в Проектной и исследовательской деятельности Солодухина Наталия Николаевна к.п.н., директор центра технологий деятельностной педагогики института модернизации образования МГОУ, доцент кафедры непрерывного образования МГОУ

История возникновения проектной деятельности (метода проектов) Ценность - в проблемном изложении материала, активной, самостоятельной позиции ребенка, связи обучения с жизнью и трудом. Ошибочность - в преувеличении роли индуктивного метода познания. В знаниях, основанных на эмпирическом обобщении, может отсутствовать понимание содержательной стороны деятельности.

Проектная деятельность в современной школе Согласно ФГОС НОО, ООО, СОО, основным подходом в современном образовании является системно-деятельностный подход. Всесторонней реализации данного подхода способствуют проектная и исследовательская деятельность.

Тема проекта О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю? Почему в яблоке не прорастают семена? Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет? Можно ли использовать растение одуванчик в пищу? Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь? Почему подсолнух называют цветком солнца? Лечат ли комнатные растения простуду? Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера Отчего осенью листья меняют цвет?

Тема проекта Нормы вежливости в разных странах: что общего и в чем различия? Оценки в школах разных стран: что общего и в чем различия? ЕГЭ: вчера, сегодня, завтра Excel – гениальный математик.

Проектная деятельность содержит: анализ проблемы; постановка цели; выбор средств ее достижения; поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; оценка полученных результатов и выводов; Продукт ПД

Учебный проект - решение проблемы, значимой для участников проекта Подготовительный этап - постановка цели и задач. Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь участник при завершении своей работы. Задача(чи) исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. есть Проблема? её решение - Цель преодоление - Задачи.

Цель Формулировка цели традиционно представлена употребляемыми в научной речи глаголами совершенного вида (что сделать). Показать процесс выполнения в будущем. выявить. ; установить. ; обосновать. ; уточнить. ; разработать. ; показать. ; исследовать. ;

Задачи Задачи исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии. Задачи лучше формулировать в виде утверждения Задачи исследования обычно начинаются с таких глаголов, как: выяснить. ; изучить. ; провести. ; рассмотреть. ; найти. ; описать. ; определить….

Типология проектов по доминирующей деятельности: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.; по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект; по характеру контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, учебной группы, города. Региона, страны, разных стран мира); по количеству участников проекта; по продолжительности выполнения проекта.

Система оценки проекта Критерии оценки должны быть выбраны из оптимальности их числа (например, не более 7–10) и быть доступны для каждого возраста. Оценка не только презентации, но качества проекта в целом. Критерии должны быть известны всем участникам до защиты (презентации).

Использование информационных технологий в проектной деятельности Ресурсы Интернета Электронные библиотеки и энциклопедии Обучающие онлайн порталы Офисные пакеты приложений Мультимедиа презентации Обобщение (анализ) статистики

Представление результатов проекта Мультимедийная презентация Публикация в СМИ (онлайн-издание) Web-сайт Презентация онлайн Видеоролик

Итоговая работа План мероприятия для педагогического класса Название Цель, задачи Актуальность Категория участников (обучающиеся, педагогические работники и пр.) Ход проведения Подведение итогов

Читайте также: