Сообщение на тему игровые проекты

Обновлено: 20.05.2024

Презентация на тему: " Игровое проектирование как средство повышения мотивации учебной деятельности школьников. Развитие практики реализации телекоммуникационных проектов. ЧУП." — Транскрипт:

1 Игровое проектирование как средство повышения мотивации учебной деятельности школьников. Развитие практики реализации телекоммуникационных проектов. ЧУП ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА – ЗАВЕДУЮЩАЯ КАФЕДРОЙ ПЕДАГОГИКИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ККИДППО,

2 Игровые проекты Квест-проект объединяет в себе идеи проектного метода и игровых технологий, в частности, квестов. Под квестом (от англ. quest - путешествие) понимают компьютерную игру, в которой игрок должен добиться какой-то конкретной цели (выполнить задание или собственно пройти "квест"), прибегая к помощи собственных знаний и опыта, а также общаясь с участниками квеста. Это интерактивная приключенческая игра, участники которой перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. То есть квест – это игровой маршрут, каждый из пунктов которого таит в себе загадку или препятствие, которые маленьким игрокам необходимо решить или преодолеть. А те, кто доберется до финиша – смогут узнать главную тайну

3 Игровые проекты Кратковременный квест – расширение, углубление знаний и их интеграцию, они обычно рассчитаны на одно - три занятия и могут быть легко использованы на школьных уроках. В долговременных квест- проектах: учащиеся расширяют и преобразуют свои знания, получаемые из информационных источников, Интернет и реальной жизни. Они рассчитаны на длительный срок – может быть, на четверть или даже учебный год.

5 Игровые проекты Популярные сюжеты для квестов: Детектив Приключения Ребус Головоломка Таинственная история Журналистское расследование

7 Примеры квестов Каждые 4 часа после получения первой подсказки команде будут приходить новые, уже более простые, подсказки, до тех пор, пока место не будет угадано точно. После этого команда получает задание, которое ей необходимо будет выполнить в указанном месте. Задание представляет собой легенду или ребус, который команда сможет разгадать только осмотрев всю экспозицию музея, например, или полностью изучив ту достопримечательность, на которой проходит выполнение задания. Все задания связаны с историей города, поэтому командам придется еще и заранее поискать информацию в Интернете для того, чтобы изучить историю того или иного исторического места нашего города.

8 Примеры квестов На выполнение каждого задания команде дается максимум 2 дня. Если задание пройдено раньше, чем за это время, то в общий зачет идет время прохождения этого задания. Если задание не пройдено вообще, то в общий зачет идет максимальное время прохождения - т.е. 2 дня - плюс еще штрафное время. В итоге побеждает команда, имеющая в своем активе наименьшее время.

10 Примеры квестов Работа по выполнению веб-квеста может быть произведена как самостоятельно, так и в микрогруппе. Каждый участник проекта должен действовать по совместно созданному микрогруппой плану: всестороннее углубленное исследование проблемы с использованием информационных технологий и Интернет-ресурсов. После завершения работы представитель микрогруппы должен представить выполненное задание. Исходя из того, что персонажи квеста являются представителями разных профессий, расхождение во мнении по существующей проблеме допустимо, но при условии мотивированной защиты со ссылкой на имеющиеся данные. Представление выполненной работы может быть произведено в виде презентации Power Point, мультимедийной презентации (слайд-шоу, сопровождающегося лекцией), веб - страницы, а также устной презентации.

11 Примеры квестов Степень исследования - глубина исследования проблемы, использование многочисленных источников информации по существующей проблеме. ОТЛИЧНО - Использование не менее 5 интернет-источников, достоверность информации, объективность исследования проблемы, выражение собственного отношения к данной проблеме. ХОРОШО - Точность и структурированность информации. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - используются ссылки на не авторитетные источники (рефераты, курсовые работы и т.п.), не четко выраженная позиция автора в отношении существующей проблемы. Актуальность выбранной темы - востребованность информации по существующей проблеме, она определяется необходимостью выработки методов и путей ее решения Творческий подход - рассмотрение проблемы с различных позиций, дизайнерские способности студентов по оформлению веб-квеста. Профессионализм - использование профессиональных навыков общения с информационными технологиями.

13 Телекоммуникационные проекты интерактивные приключенческие игры между двумя или более школами; межшкольные литературные журналы, газеты, совместное создание книги, в которой партнеры пишут каждую следующую главу и т.п.; проекты, предполагающие сбор разнообразных фактов или данных и статистическую обработку; экологические проекты; совместное решение разнообразных проблем; проекты совместного написания литературных произведений различных жанров - стихов, рассказов, пр.; сравнительное изучение курсов истории, географии и т.д., преподающихся в школах разных стран; изучение и анализ результатов спортивных соревнований и проведение совместных спортивных мероприятий; разработка проектов путешествий, туристических походов с учетом расписания движений транспортных средств, правил обмена валюты, и т.п. Телекоммуникационный проект выполняется с использованием таких компьютерных средств, как электронная почта и сеть Web-сайтов.

14 Варианты телекоммуникационной деятельности: Конкурсы. Викторины и олимпиады. Проекты/ Сети проектов. Веб- дискуссии.

15 Проектная деятельность в базовой школе На уровне школы: школьники всех возрастов, все педагоги На уровне взаимодействия с базовыми школами края На краевом, федеральном уровне Исследовател ьские Социальные Творческие Телекоммуни кационные Игровые

16 Проектная деятельность в базовой школе Проведение проектных недель, декад или конференций как отчетных мероприятий по проектной деятельности учащихся; Освещение проектной деятельности учащихся на сайте школы, тематических стендах (выполненных учащимися), в школьной печати. Создание (при отсутствии) формализованных научных обществ (групп, секций и т. п.) учащихся в школе. Направление лучших ученических проектов в ККИДППО с целью создания банка данных проектов.

Цель игрового интеллектуально-творческого проекта :

Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей и их личностного роста.

Задачи игрового интеллектуально-творческого проекта :

• развитие умений и навыков игровой интеллектуальной деятельности;

• формирование позитивного опыта взаимодействия детей с миром искусства, развитие творческой активности, формирование эстетической воспитанности и нравственных качеств личности ребенка;

• создание условий для формирования навыков коммуникативной компетенции;

• воспитание и разностороннее развитие детей средствами английского языка в условиях диалога культур;

• создание условий для передачи знаний и устойчивых навыков сознательного сбережения собственной жизни и здоровья.

Реализации проекта предшествовала тщательная подготовка. В конце апреля была сформирована рабочая творческая группа, в которую вошли педагоги высшей квалификационной категории с большим опытом работы, психолог и методист.

Этапы разработки проекта :

Организационно-подготовительный : Были определены объединения, которые примут участие в проекте, составлено расписание их работы, распределены аудитории, определена материальная база, оборудование кабинетов, питьевой режим.

Учитывая, что мы рассматриваем летний лагерь как пятую четверть образования, рабочей творческой группой, а также методистом и психологом было проработано содержание проекта, определены цели и задачи, которые предстояло реализовать, проект был представлен на заседании педагогического совета и рекомендован к утверждению директором Центра.

На педагогическом совете все педагоги дополнительно образования и педагоги-организаторы предоставили свои краткосрочные программы. Педагогом-психологом была представлена программа психологической поддержки. Лучшие идеи легли в основу концепции игрового интеллектуально-творческого проекта.

На 3 этапе (в мае 2016)была определена целевая аудитория, т. е. контингент детей, которые примут участие в проекте в рамках лагерной смены.

Возраст детей – 7-12 лет.

Педагогам, задействованным в проекте, было очень важно заинтересовать детей разного возраста, разной социальной среды и культуры в рамках одного проекта, а также выстроить работу в проекте, учитывая интересы и свободный выбор ребенка.

Этапы реализации проекта :

Перед нашими педагогами стояла довольно сложная задача: в рамках режима работы лагеря предложить всем воспитанникам сделать свободный выбор понравившегося объединения.

1 этап: Поэтому, на первом этапе в первые два дня была организована ярмарка творчества, т. е. презентация педагогами своих программ, и мастер-классы с детьми, которые уже обучались в этом объединении, с тем, чтобы воспитанники лагеря смогли сделать осознанный выбор в пользу того или иного направления.

2 этап: На втором этапе были выбраны органы самоуправления :

Актив лагеря, в который вошли Совет лагеря и Советы отрядов, комитет спорта, комитет творчества, комитет законов и порядка, редколлегия и т. д. – для оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел.

3 этап: На третьем этапе состоялся старт проекта

Мы, педагоги, старались, чтобы все дети почувствовали себя успешными, раскрылись, каждый ребенок находился в зоне комфортности, всегда чувствовал заботу и внимание к себе со стороны педагогов. Все это было возможным благодаря тесному сотрудничеству педагогов объединений и педагога-психолога.

Содержание проекта

В рамках данного направления воспитанники лагеря смогли попробовать себя в работе объединений, проводимых педагогами дополнительного образования, показать свои достижения в области вокала, танца, изобразительного искусства, дизайна.

2. Блок безопасности жизнедеятельности воспитанников:

В рамках данного направления воспитанники лагеря смогли попробовать себя в работе объединений, проводимых педагогами дополнительного образования, показать свои достижения в области вокала, танца, изобразительного искусства, дизайна.

Юные конструкторы собирали модели новых ракет и космических станций, а также проектировали модель нашего города - города будущего, в котором интересно жить всем поколениям и представителям разных культур и национальностей.

Поскольку данное направление в летнем лагере было организовано впервые, я остановлюсь на нем более подробно.

По отзывам родителей, которые привели в Центр детей из лагеря уже в этом учебном году, дети смогли избавиться от стеснения при общении на английском языке, что приводит к образованию языкового барьера и, как следствие, к утрате интереса к изучению языка в дальнейшем.

Что же дал проект всем, кто принял в нем участие

Следует сказать, что проект был реализован в полном объеме, включая все его составляющие. А это важно, т. к. востребованы оказались все предложенные нами направления, как творческие, так и интеллектуальные. Безусловно, это, в первую очередь, заслуга наших педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, педагога-психолога, методиста и всего нашего коллектива, у которых была очень важная миссия: не просто занять детей в объединениях, а выстроить работу таким образом, чтобы дети действительно смогли почувствовать себя полноправным членом команды.

Реализация такого проекта – это наш первый опыт, но мы все очень старались, тщательно готовились к такой многокомпонентной игре.

Участвуя в проекте, ни один воспитанник не испытывал затруднений, не чувствовал давления, принуждения к участию в каком-либо из направлений, т. е. всегда находился в ситуации успеха.

Ведь только ощущение успешности, своей важности, своей значимой роли помогли детям вырасти над собой, над своими комплексами в чем-либо, что безусловно было высоко оценено родителями наших воспитанников.

Было отмечено, что дети проявляли большой интерес к такой игре, это важно, ведь пребывание в летнем лагере – это период отдыха детей, это значит, что дети не навязчиво, в игровой форме обучались и развивались в различных направлениях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБДОУ Починковский д\с №6

Чтобы добиться результата, надо научить детей мыслить, находить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей действительности, уметь предвидеть результат, устанавливать причинно-следственные связи. Проектная работа потребует концентрации поисковых и проблемных методов обучения, стимулировать интеллектуальную активность детей, учить их не бояться ошибаться, путем проб находить верное решение, приобретая свой собственный практический опыт.

Метод проектов доступен дошкольникам, в совместной деятельности с взрослыми. Тогда сам процесс достижения результата, заложенный в организацию деятельности, исподволь подсказанный педагогом, составленный из поэтапных шагов, становится для детей образцом деятельности: как увидеть проблему, обозначить задачу, наметить путь решения, пройти его и получить удовольствие от результата. Этот алгоритм дети непроизвольно обобщат и перенесут в свою деятельность, в будущие решения. В последнее время отмечается тенденция увеличения числа детей, которые не хотят идти в школу; отсутствует положительная мотивация к занятиям; в школе все больше интеллектуально пассивных детей, которые избегают мыслительной деятельности. Одна из причин - отсутствие познавательного интереса, который должен быть сформирован в дошкольные годы. Опыт работы с проектной деятельности детей показывает, что использование проектного метода необходима старшему дошкольнику для последующего обучения к школе.

Метод проектов в работе с дошкольниками на сегодня это достаточно инновационный и перспективный метод, который должен занять свое место в системе дошкольного образования.

Возможности метода игровых проектов в подготовке старшего дошкольника к школе.

Игровая проектная деятельность эффективно влияет в развитии столь важного на пороге школьной жизни познавательного интереса ребенка и формировании его психологической готовности к школе.

Метод игровых проектов обладает большим потенциалом для подготовки дошкольника к школе, особенно его сказочный вариант.

Метод игровых проектов погружает детей в игру и окрашивает любой вид деятельности ребенка в яркие, притягательные тона.

Таким образом, что очень важно в формировании готовности старшего дошкольника к школе разжечь искру его любознательности через развитие таких качеств, как позитивное отношение к окружающему миру и увлеченность процессом познания.

Метод игровых проектов как технология в формировании психологической готовности ребенка к школьному обучению:

формировании произвольности в общении ребенка со взрослым;

формировании взаимодействия и общения со сверстниками;

формировании отношения к себе.

Исследователи Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова убедительно демонстрируют связь трех указанных сторон психологической готовности к школьному обучению с тремя компонентами учебной деятельности:

учебной задачи – с отношением ребенка ко взрослому;

учебных действий – с отношением ребенка к сверстникам;

действий контроля и оценки - с отношением к самому себе.

Игровая проектная деятельность создает благоприятные условия для формирующиеся произвольности в сфере общения ребенка со взрослым, которая , в свою очередь, составляет важнейшую сторону психологической готовности к школе.

Радость коллективной деятельности, направленной на решение задачи, воспринимаемой каждым ребенком как общей и в то же время личностно значимой для него, - это и есть та эмоциональная основа, на которой будет строиться в будущем учебная деятельность младшего школьника.

Самооценка дошкольника, как правило, всегда завышена. Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей.

В контексте игровой проектной деятельности легко и естественно решается задача перехода с одной позиции на другую при рассмотрении одной и той же ситуации, в результате чего у ребенка формируется адекватное отношение к себе и умение конструктивно оценивать причины своих трудностей и … успехов. Помогают в решении этой задачи сказочные персонажи годового проекта, которые разыгрывают ситуацию, аналогичную реальной, позволяющую ребенку посмотреть на себя со стороны и конструктивно подойти к ее анализу, помогая сказочному герою в решении его проблемы.

Проектная деятельность в детском саду

На современном этапе развития инновационное движение образовательных учреждений приобретает особую актуальность, востребовано временем.

В ДОУ с каждым годом совершенствуются формы и методы обучения, вводятся новые технологии, внедрены программы. В работе с дошкольниками педагоги активно используют новые педагогические технологии: игровую, музейную педагогику, компьютерные игры, ТРИЗ и др., но наиболее эффективной, на наш взгляд, является метод проектов.

В последнее время отмечается тенденция увеличения числа детей, которые не хотят идти в школу; отсутствует положительная мотивация к занятиям; в школе все больше интеллектуально пассивных детей, которые избегают мыслительной деятельности. Одна из причин - отсутствие познавательного интереса, который должен быть сформирован в дошкольные годы.

В целях формирования учебной деятельности детей с 2016 г в ДОУ велась целенаправленная, систематическая работа по разработке и внедрению в учебно-воспитательный процесс проектной деятельности детей дошкольного возраста на разных уровнях, в том числе и на уровне управления. Воспитатели очень творчески подошли к разработке проектов, из-за отсутствия опыта в состав лении были свои трудности.

Организовали методические условия:

Создали развивающую среду.

- обогащение предметно-пространственной среды, сбор информационного материала,

-подбор иллюстративного материала,

-создание мини-музеев, альбомы,

фотографии, уголки творчества.

Осуществляли комплексную психолого- педагогическую подготовку родителей, обеспечивающей родительскую готовность к созданию ситуации успеха детей в условиях проектной деятельности .

Работа с родителями:

Консультации и советы.

Информации в родительском уголке.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляли по следующим этапам:

занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

комплексные блочно-тематические занятия;

форма организации образовательного пространства;

метод развития творческого познавательного мышления.

В детском саду темы проектов для детей подготовительной к школе группы выбрали, основываясь на воспроизведении домашней жизни:

отношения в семье,

комнатные растения, растения, растущие на территории детского сада

Затем тематику расширили до воспроизведения жизни общественной, явления природы и изучение экологического состояния территории детского сада, приобщение детей к краеведению.

При проектной деятельности с дошкольниками предусматриваем соблюдение определенной последовательности этапов:

Выбор темы проекта, его типа, количества участников.

Обдумывание шагов по достижению цели, форм, методов работы, распределение ролей.

Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.

Промежуточное обсуждение полученных данных.

Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.

Мы считаем, что очень важно в формировании готовности старшего дошкольника к школе разжечь искру его любознательности, познавательного оформления интереса, через развитие таких качеств, как позитивное отношение к окружающему миру и увлеченность процессом познания.

Мы пришли к выводу, что метод проектов развивает столь важного для будущего школьника познавательный интерес и эффективность проектной деятельности в формировании психологической готовности ребенка к школе.

Использование метода проектов в образовательной практике способствует развитию многих личностных качеств:

самостоятельности, у детей развивается ориентировка в пространстве действий и времени других людей, ребенок учится считаться с интересами других людей. Ребенок учится осуществлять свой выбор конкретных действий, своего поведения на основе прогнозирования его последствий;

креативности, в процессе проектной деятельности дети создают новый продукт ( рисунок, модель, костюма, декорации, альбом и т.д). творчество характеризует как конечный продукт, так и характер процесса деятельности;

инициативности; в ходе проекта ребенок выстраивает свое общение со сверстниками, взрослыми, экспериментирует, организует игры;

лидерства; развитию лидерского потенциала дошкольников способствует не только содержательная составляющая, но и способы взаимодействия детей, взрослых в процессе реализации проекта, в том числе и различные формы коммуникации (деловая, познавательная, личностная).

Использование метода проектов в образовательной практике способствует уровню развития мышления, воображения, памяти, развитию речи детей.

Использование метода проектов в ДОУ, которое заключается в том, что он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, развивает адаптацию к ситуации школьного обучения.

.психологической готовности к школьному обучению с компонентами учебной деятельности .

На сегодня проектная деятельность детей в работе с дошкольниками достаточно инновационный и перспективный метод, который должен занять свое место в системе дошкольного образования.

Старший дошкольный возраст

Задачи обучения:

развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

потребности в создании собственной картины мира;

навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

самостоятельно искать нужное решение;

выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

самостоятельно анализировать полученные результаты.

Приобщились к интересному взрослому делу, обогатили свои представления о некоторых профессиях;

Учились самостоятельно ставить задачу, от неясного замысла идти к конкретному результату;

Усваивали новую информацию;

Имели естественный опыт сотрудничества и общения друг с другом, с педагогом, родителями, создавая совместный продукт;

Могли выбрать удобную для себя форму участия в работе по своим возможностям, испытывать чувство соучастия, увидеть свой реальный вклад в общее дело;

Обобщили все накопленные представления и увидели, как содержательно выглядит презентация изученного;

Метод игровых проектов сориентирован, на развитие в ребенке таких качеств, как:

Познавательная активность,

Самостоятельность,

Сосредоточенность внимания,

Инициативность,

Усидчивость.

И так метод проектов с его фиксированными этапами и ориентацией на продук, как никакой другой метод, работает на развитие важного для будущего школьника качества, как ответственность.

Очень важно в формировании готовности старшего дошкольника к школе разжечь искру его любознательности через развитие таких качеств, как позитивное отношение к окружающему миру и увлеченность процессом познания.

Проектную деятельность как средство формирования учебной деятельности детей дошкольного возраста можно использовать в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Чтобы добиться результата, надо научить детей осмыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей действительности, уметь предвидеть результат, устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов доступен дошкольникам, в совместной деятельности с взрослыми. Тогда сам процесс достижения результата, заложенный в организацию деятельности, исподволь подсказанный педагогом, составленный из поэтапных шагов, становится для детей образцом деятельности: как увидеть проблему, обозначить задачу, наметить путь решения, пройти его и получить удовольствие от результата. Этот алгоритм дети непроизвольно обобщат и перенесут в свою деятельность, в будущие решения. Именно в этом состоит формирование предпосылок учебной деятельности. А опыт сотрудничества со сверстниками просто необходимо старшему дошкольнику для школьного обучения.

Один из распространенных способов интенсивного обучения – игровое проектирование (далее – ИП), широко применяемое при изучении разных учебных дисциплин. Его цель – процесс создания или совершенствования проектов в игровом режиме. Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта. Тему для разработки проекта обучаемые в основном выбирают самостоятельно.

Главным отличием метода игрового проектирования от метода проектов, описанного ранее, является то, что здесь групповое проектирование осуществляется с "функционально-ролевых позиций", воспроизводимых в игровом взаимодействии. Это предопределяет совершенно иной взгляд на изучаемый объект с непривычной для участника обучения точки зрения, позволяющей увидеть значительно больше, что и является познавательным эффектом. Функционально-ролевая позиция обусловлена совокупностью целей и интересов участников коллективного проектирования, поэтому сам процесс игрового проектирования должен включать в себя механизм согласования различных интересов участников. В этом и состоит суть процесса ИП и его отличие от любого другого процесса выработки решений, основу которых составляет мобилизация коллективного опыта. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, прогностический, аналитический.

Специфика ИП заключается в том, что это – интерактивный метод, т.е. все проекты разрабатываются в рамках группового игрового взаимодействия, а результаты проектирования (т.е. сам проект, визуально оформленный на листе ватмана) защищаются на межгрупповой дискуссии, по итогам которой можно определить, во-первых, наиболее проработанный и обоснованный, во-вторых, наилучшим образом презентованный проект и каким-то образом поощрить его авторов. Формы проведения занятий по игровому проектированию также могут быть различными, но в их основе должны лежать три момента, организующих познавательную и поисковую деятельность:

• 1) четкий механизм определения функционально-ролевых интересов участников занятия;

• 2) алгоритм разработки проекта, предложенный обучаемым;

• 3) механизм экспертной оценки или игрового испытания проекта, например, публичная презентация, внедрение проекта в реальную практику.

Как известно, значимость технологии определяется прежде всего положительными эффектами, которые считаются обучающим результатом. В игровом проектировании их несколько:

• – ИП развивает навыки совместной деятельности, обучает сотрудничеству в команде, т.е. развивает метакомпетентности;

• – групповая работа сплачивает участников взаимодействия, развивая чувство не только индивидуальной, но и коллективной ответственности;

• – работа над проектом позволяет обучаемым развить аналитический, прогностический, исследовательский и креативный потенциал;

• – в ходе защиты проектов развиваются презентационные умения и навыки, коммуникативная и интерактивная компетентность обучаемых.

Таким образом, участники взаимодействия в образовательном процессе получают шанс приобрести действительно практический опыт по решению конкретных проблем и попробовать в лабораторных условиях довести решение до реализации.

Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его получить.
Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Педагогические технологии по преобладающему методу различаются на:

2. Догматические, репродуктивные.

5. Проблемные, поисковые.

10. Информационные (компьютерные).


В играх могут быть реализованы следующие потребности:

-наличие собственной деятельности;

-потребность в ином;

-самоопределение через ролевое экспериментирование;

-самоопределение через различную деятельность.


Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

По характеру педагогического процесса бывают:

· обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

· познавательные, воспитательные, развивающие;

· репродуктивные, продуктивные, творческие;

· коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.


По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.

Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:

1.Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.

2.Возможность действия для каждого ученика.

3. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих;

4. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).

6. Вариативность – в игре не должно быть единственно пути достижения цели.

7. Разные средства для достижения игровых целей.

Ценность игры в психолого-педагогическом контексте:
1. Игра выполняет важнейшие функции - формирует УУД.
2. Активизация и интенсификация учебного процесса.
3. Учебно-познавательная направленность.
4. Эффективность сочетания с любым учебным материалом.

Игры можно использовать на различных этапах урока: при опросе или проверке домашнего задания, при самостоятельном изучении нового материала, при закреплении его.

Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность. Со стороны учителя и родителей необходим контроль за содержанием игр и временем работы за компьютером.
Ценность специальных программ для обучения детей математике, русскому языку, логике в том, что они в более наглядной форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом. Так арифметические действия предстают перед детьми в виде изменяющихся по числу и размеру группы предметов, определенное понятие или класс предметов - в виде схемы.

На своих уроках часто использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие.

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д.

Далее представлены лишь малая доля игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра расширяя интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.

-из крана на кухне полился апельсиновый сок;

-из тучи вместо дождя стал падать изюм;

-люди придумали таблетку от сна?

Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…),

Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия(слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

Хочу отметить положительные и отрицательные моменты, которые я увидела, используя игровые технологии:

Положительные стороны:

Игровая технология соответствует психофизическому развитию учащихся начальной школы.

Решает психологические проблемы во взаимоотношениях: ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа, ученик-учитель, учитель-группа.

Формирует коммуникативные компетенции школьников.

Формирует социально культурные компетенции.

Расширяет кругозор по средствам.

Отрицательные стороны:

Использование исключительно игровых технологий не даёт желаемых результатов, отсюда необходимость комплексного применения современных педагогических технологий.

Игровые технологии требуют особого образовательного пространства.

Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в неё дидактическое наполнение, и дети могут увлечься игрой, и потеряется образовательное содержание. Применение игровых технологий требует очень тщательной подготовки к уроку.

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся ;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

В данной главе мы рассмотрим существующие виды творческих проектов, а также разберем виды творческих работ учащихся общеобразовательных школ и дошкольных учреждений. Для того, чтобы предложить ребенку заняться проектной деятельностью педагог должен четко определить вид и тип создаваемого проекта со школьником или группой учащихся.

Часто творческие проекты подразделяются и по типам творческих проектов или типам творческих работ, такие определения и их различия необходимо понимать.


Описание определений ниже касается также таких определений, как виды проектных работ и типы проектных работ школьников в рамках их исследовательско-проектной деятельности.

Виды творческих проектов

Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

Индивидуальный проект - творческий проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.

Информационный проект или информационно-творческий проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации. Также, используется понятие творческо-информационного проекта.

Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.

Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.

Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.

Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.

Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели До одного месяца.

Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы. Творческие проекты могут иметь направления:

Телекоммуникационный проект (учебный) – групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.

Учебный проект – проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

Типы творческих проектов и проектных работ


В данной главе мы рассмотрим существующие типы творческих работ учащихся школ, лицеев, гиназий.
В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие школьников:

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования тему, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Ролевые, игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации.

Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Творческие проекты


Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата.

совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Практико-ориентировочные (прикладные) проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.

Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Межпредметные проекты со школьниками


Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

По характеру контактов проекты бывают региональные и международные проекты.

По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.

: краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

Разумеется, в реальной жизни чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а также других проектов. Однако метод исследовательских проектов занимает центральное место и вместе с тем вызывает наибольшие трудности.

Он основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся, на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Монопроекты

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Разумеется, работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания.

Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.

Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.

Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (напрмер, в рамках научного общества учащихся).

Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, скопируйте и установите у себя на сайте, в блоге или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу "Виды и типы творческих работ и проектов":
Виды и типы творческих работ

Читайте также: