Сообщение на тему гужевой транспорт

Обновлено: 02.07.2024

Гужево́й тра́нспорт — вид дорожного (безрельсового) транспорта, как грузового, так и пассажирского, в котором транспортные средства (повозки) приводятся в движение животными. В качестве тягловых животных используются лошади, волы, буйволы, ослы, мулы, собаки, олени и др.
Использование вьючных животных (мулов) ВС США, 1942 — 46 года (г.) .

В том случае, когда груз укрепляется на самом животном, говорят о вьючном транспорте, который считается отдельным видом транспорта.

Согласно Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах, знак 3.8.свг запрещает движение гужевого и вьючного транспорта на данной дороге.
Гужевой транспорт появился практически одновременно с колесом. До того, как широкое распространение получили железные дороги (середина 19 века) , гужевой транспорт был основным видом сухопутного транспорта. Гужевой транспорт оставался довольно важным видом транспорта до Второй мировой войны, после чего он был вытеснен более современными, моторизованными видами транспорта.
В северных регионах России вплоть до середины 60-х годов вместо оленей и лошадей широко использовались гужевые собаки . Собачьи упряжками пользовались не только местные жители, но и все государственные службы, включая пограничные войска, почтовую службу и научные экспедиции.
В начале 19 века гужевой транспорт используется практически только в сельской местности для коротких перевозок людей и грузов. Во многих туристических городах конные экипажи используются для катания туристов.

В то же время в некоторых развивающихся странах роль гужевого транспорта более высока.

Водитель гужевого транспорта

Гужевая повозка – это сани, кабриолеты, повозки, катафалки, кареты, двуколки, детские коляски, тележки, фургоны, фаэтоны, движение которых обеспечивают тягловые животные – лошади, ослы, верблюды, ездовые собаки, слоны и т.д.

Водитель гужевого транспорта

Такое транспортное средство можно использовать в качестве:

  • общественного (ранее – это были омнибусы);
  • дома на колесах;
  • частного транспорта;
  • грузового транспорта и т.д.

В городах сейчас это скорее вид развлечения, в деревнях гужевая повозка используется редко – автотранспорт намного удобнее, надежнее и менее проблематичен. Но на Крайнем Севере, в горах, иных труднопроходимых местностях в отсутствие дорог гужевой транспорт по-прежнему незаменим.

За и против

Преимущества подобного транспорта очевидны:

Но недостатков более чем достаточно:

  • малая мощность;
  • низкая маневренность;
  • ограниченная скорость;
  • большие габариты;
  • проблемы со стоянкой – поиском места, парковкой и ожиданием хозяина в течение нескольких часов;
  • отсутствие комфорта – шум, тряска, слабая защита от атмосферных явлений (ветра, осадков, перемены температуры);
  • перемещение возможно только на небольшие расстояния;
  • обязательно наличие спецпомещения для содержания животного, повозки, кормов с учетом летнего и зимнего периода;
  • сравнительно небольшая грузоподъемность;
  • необходимо ежедневное и умелое обслуживание.

Совершенствование качественных показателей гужевой повозки

Русский конный экипаж

Несмотря на очевидные недостатки данного вида транспортного средства, его качественные характеристики можно усовершенствовать:

Увеличение дальности поездок возможно за счет создания сети особых станций (ранее это были почтовые станции), где можно было бы переменить усталых животных на отдохнувших.

Для повышения комфортабельности повозок стоит:

  • на повозке смонтировать стенки, крышу, а также окна и двери, что поможет защититься от атмосферных явлений;
  • соответствующая обивка корпуса способствует снижению шумовой нагрузки;
  • вибрация гасится путем использования покрышек с высоким профилем.

Обслуживание

Обслуживание является наиболее значимой проблемой гужевого транспорта, т.к. животное следует:

  • содержать в стойле, которое регулярно очищают от навоза;
  • несколько раз в день обеспечивать едой и питьем;
  • периодически мыть;
  • проводить плановую вакцинацию, периодически лечить;
  • содержать в тепле в зимний период.

Гужевой транспорт на дорогах

Лошадки в упряжке

О степени популярности гужевого транспорта в России свидетельствует тот факт, что с 2017 г. ужесточаются ПДД в отношении гужевых повозок. С 1 января будущего года для управления ими нужны будут права, а само средство передвижения придется регистрировать в ГИБДД. На каждую повозку выдадут регистрационный знак. Разрешение на управление подобным транспортом будет действовать не менее 5 лет. Для получения необходимого документа придется сдать экзамен, но кто будет обучать вождению, по какой программе, как проверять мастерство кучеров, пока не известно.

Пристальное внимание к таким экипажам объясняется тем, что их используют не только в сельской местности – они популярны и в городах. Нарядные лошадки, запряженные в элегантные коляски, катают туристов и свадебные процессии, а правила их перемещения в черте города прописаны не достаточно четко. Сегодня гужевой транспорт имеет право перемещаться по дорогам общего пользования по правой стороне в светлое время суток.

В дополнениях к ПДД отдельно пропишут и условия, направленные на соблюдение прав животных:


Гужево́й тра́нспорт — вид дорожного (безрельсового) транспорта, как грузового, так и пассажирского, в котором транспортные средства (повозки) приводятся в движение животными. В качестве тягловых животных используются лошади, волы, буйволы, ослы, мулы, собаки, олени и др.



В том случае, когда груз укрепляется на самом животном, говорят о вьючном транспорте, который считается отдельным видом транспорта.

Согласно Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах, знак запрещает движение гужевого и вьючного транспорта на данной дороге.

История



Гужевой транспорт появился практически одновременно с колесом. До того, как широкое распространение получили железные дороги (середина XIX века), гужевой транспорт был основным видом сухопутного транспорта. Гужевой транспорт оставался довольно важным видом транспорта до Второй мировой войны, после чего он был вытеснен более современными, моторизованными видами транспорта.
В северных регионах России вплоть до середины 60-х годов вместо оленей и лошадей широко использовались гужевые собаки. Собачьими упряжками пользовались не только местные жители, но и все государственные службы, включая пограничные войска, почтовую службу и научные экспедиции.
В начале XXI века гужевой транспорт используется практически только в сельской местности для коротких перевозок людей и грузов. Во многих туристических городах конные экипажи используются для катания туристов.

В то же время в некоторых развивающихся странах роль гужевого транспорта более высока.

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Гужевой транспорт" в других словарях:

ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ — (от гуж кожаная петля которой с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи), вид транспорта, в котором для перемещения грузов используется сила животных. В зависимости от типа повозки различают колесный и санный гужевой транспорт … Большой Энциклопедический словарь

гужевой транспорт — Вид наземного транспорта, в котором в качестве тяги используется сила животных: лошадей, волов, верблюдов, оленей, собак и др … Словарь по географии

ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ — перевозка пассажиров и грузов на повозках и в санях, запряженных л. и др. упряжными ж ными (ослами, мулами и пр.). До появления железных дорог и автомобилей сухопутные перевозки на короткие и дальние расстояния осуществлялись Г. т. Обозы с груза … Справочник по коневодству

гужевой транспорт — (от гуж кожаная петля, которой с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи), вид транспорта, в котором для перемещения грузов используется сила животных. В зависимости от типа повозки различают колёсный и санный гужевой транспорт. * * * ГУЖЕВОЙ… … Энциклопедический словарь

Гужевой транспорт — вид безрельсового транспорта, в котором в качестве тяги используется сила упряжных животных (лошадей, волов, буйволов, верблюдов, ослов, мулов, оленей, собак и др. ). В зависимости от типа повозки подразделяется на колёсный и санный. От… … Большая советская энциклопедия

гужевой транспорт — наземный транспорт, в котором используется тягловая сила животных (лошадей, волов, верблюдов, ослов, оленей, собак и др.), перевозящих грузы и людей на повозках (гужом). Разновидностью гужевого транспорта является вьючный транспорт (без повозок) … Географическая энциклопедия

ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ — перевозка грузов конной тягой. К Г. т. прежде всего относится само тягло лошадь, вол, верблюд и т. д., затем колесные повозки, сани, подсанки, сбруя и др. средства перевозки. Несмотря на быстрый рост советского автостроения и развитие… … Сельскохозяйственный словарь-справочник

гужевой транспорт — извоз. извозчик. обоз. вьюк. вьючить. вьючный. навьючить, ся. развьючить. подкова. подковать. расковать, ся. взмылить (взмыленная лошадь). вспенить. загнать. прост: запалить. зарезать … Идеографический словарь русского языка

ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ — вид безрельсового транспорта, в к ром в качестве тяги используется сила упряжных ж ных (лошадей, волов, буйволов, верблюдов, ослов, мулов, оленей, собак и др.). В зависимости от типа повозки подразделяется на колёсный и санный. От собственно Г. т … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

гужевой транспорт — гужевой транспорт, вид безрельсового транспорта, в котором в качестве тяги используется сила упряжных животных (лошадей, волов, буйволов, верблюдов, ослов, мулов, оленей, собак и др.). В зависимости от типа повозки подразделяется на колёсный и… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь



Недавно Грете Тунберг предложили осла в качестве самого экологичного транспорта… и тут возникает вопрос! А что если бы действительно шведская активистка выбрала бы гужевой транспорт? Какие варианты возможны сейчас?

Вариант №1

Одним из вариантов решения проблемы может быть конный привод, а точнее сочетание ж/д вагона и конной тяги.


В Австралии в городе Виктор-Харбор работает трамвай-конка. Эта линия выполняет функции перевозки туристов на остров с пингвинами, и проходит полностью по дамбе-мосту.


Кроме традиционного привода вагона-конки были и другие.

Например в начале был циклопед.


Идея была простая — соединить лошадь и беговую дорожку.

Конструкция создана британским математиком и изобретателем Томасом Шоу Брандретом в 1829 году. Вес был около 3 тонн, а максимальная скорость — 8—9,6 км в час.


Более совершенный привод был разработан в 1850 году итальянцем Клементе Массерано. Главной доработкой было наличие коробки передач, что позволило буксировать 30 вагонов даже при подъёме на склон при наличии всего 2 — 4 лошадей. КПП позволяло передвигать состав как в прямом, так и в обратном направлениях, и даже отключать передачу момента на колеса для остановки.

Практически достигнутая скорость — 11 км/ч, а в теории было возможно ускорить поезд до 24—33 км/ч.

Конечно конно-железнодорожный транспорт сейчас мало применим для перемещения на большие расстояния, но на отдельных участках пути это все же возможно.

Вариант №2

Движение по ж/д пути не единственный способ использования живой силы.

Так в наше время есть возможность использовать кареты похожие на те что были в 19 веке. Один из самых традиционных вариантов — кареты амишей в США.


Характеристики этого транспортного средства традиционные — одна лошадиная сила в натуральном эквиваленте.

Материалы современные, как и некоторые технологии…

Кузов сделан из фибергласа, а отдельные элементы из алюминия. Окна отделываются дубом или буком, внутренности — плюшем. Все деревянные части к тому же подвергаются термической обработке для стойкости.

Пневматических шин нет, а вместо них колеса из металла или из твердой резины на ободе. Амортизация ходовой тут может быть как с помощью ленточных пружин(рессор), так за счет пневмо-подушек!

Тормоза могут быть как барабанные, так и дисковые.


Электрика присутствует в минимальном количестве чтобы соответствовать правилам дорожного движения. В Огайо и Пенсильвании повозки по закону должны быть оснащены фонарями и 99% повозок имеют приборную доску, на которой установлено управление освещением. Есть передние фары, задние габариты и указатели поворотов.

Для безопасности кареты амишей так же имеют очистители стекол, зеркала заднего вида и стоп-сигнал.


В салоне может ехать в зависимости от конструкции от 5 до 6 пассажиров.

Управлять повозкой разрешено амишу любого возраста, и права на этот вид транспорта не требуются, как и номерные знаки (кроме штата Индиана где требуют установку номеров в обязательном порядке).

Неплохой способ вернутся в 19 век в 21-ом да?

Больше перспектив у этого направления при использовании в качестве карет автомобилей.



Вместо двигателя устанавливали кресло кучера с поводьями в тех автомобилях, где это можно было сделать без проблем.

Идея автомобиль + лошадь не умерла и в наше время, и иногда получает продолжение…


В Ливии используют сочетание верблюды + джип.

В дальнейшем скорее всего при тенденции развития автопилота и электромобилей может появится смысл совмещения этого транспорта с лошадью. Подобная фантазия пока представлена только в рамках мечтаний дизайнеров.


В 2017 году итальянская дизайн-студия Camal нарисовала концепт гибридной кареты Viva.

Беспилотник-карета по задумке дизайнеров будет иметь 3 режима работы.

Первый традиционный — с помощью лошадей, что позволит в движении заряжать аккумуляторы. Два других предполагают помощь электромотора в движении когда лошади начнут уставать, и даже движение без конной тяги (автономно).

Характеристики Viva схожи с автомобильными.

Длина — 7 м; Ширина — 2.5 м; Высота — 2 м. Салон четырехместный. Максимальная скорость в безлошадном режиме по логике концепта может быть и автомобильной.

Есть у этого сочетания лошади и кареты и ряд очевидных недостатков.

Решение второй проблемы было найдено в 20 веке… надо было просто установить телегу впереди лошади!

История знает ряд примеров таких карет.


Например этот экипаж перевозил в 1905 году коньяк.


А этот только водителя и пассажира.

В 21 веке нашли уже более прогрессивную концепцию кареты с лошадью позади телеги, которая решает и первую проблему.

Вариант №3

Развитие технологий на данный момент расширило возможности использования беговых дорожек для лошадей.

Так в 2007 году в ОАЭ изобретатель Хади Мирхеджази (Hadi Mirhejazi) впервые создал конемобиль с беговой лентой внутри. Назвал он этот аппарат — Naturmobile.


Лошадь размещена внутри корпуса похожего на теплицу за водителем, и бежит на дорожке с небольшим подъемом переднего края с практически постоянной скоростью (не более 20 км/ч). Внутри для непарнокопытного есть все условия для комфорта — кондиционер, корм и вода перед мордой, а боковые тонированные панели кузова защищают от лучей солнца.

Привод колес тут электрический, а конный привод выполняет функцию генератора, заряжая батареи. По причине гибридности силовой установки конь внутри может иногда и не бежать когда устанет. Особенностью стимуляции животного к бегу является гуманный способ ускорения — лошадь бежит от того что в начале пара электромоторов начинает раскручивать бегущую дорожку не оставляя животному выбора. Когда же животное перешло на неспешную рысь – моторы отключаются, и машина начинает двигаться только за счёт живого мотора.

Максимальная скорость этого аппарата планируется в рамках 60 — 80 км/ч, а достичь таких показателей должна помочь 20-скоростная коробка передач.

Правда похоже на импульсорию?

Выхлоп машины т. е. Отходы жизнедеятельности лошади попадая на ленту дорожки проворачиваясь падают в специальный поддон внизу. А состояние животного водитель контролирует с помощью датчиков температуры животного и температуры воздуха внутри бегового отсека. Дополнительно планируется установка датчика считывания пульса.

Весит автомобиль без лошади около 300 кг, внутри есть место для водителя и пассажира. Все попутные признаки автомобиля так же присутствуют.

Читайте также: