Сообщение на тему ф шаляпин мастерство исполнителя

Обновлено: 05.07.2024

Краткая биография выдающегося русского певца и главные образы, созданные на сцене.

ВложениеРазмер
shalyapin.pptx 2.3 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Федор И ванович Шаляпин 1873-1938

Скульптура- увлечение певца

Портрет Ф.Шаляпина художника Б.М. Кустодиева

Памятник Ф.И. Шаляпину в Казани 29 августа 1999 года у колокольни Богоявленского собора , в котором 2 февраля 1873 года был крещён Фёдор Шаляпин, установлен посвящённый певцу памятник (скульптор А. Балашов)

Могила певца на Новодевичьем кладбище в Москве

Память о Шаляпине Имя Шаляпина носят 1 деревня в Ивановской области, 17 улиц и 2 переулка в городах и сёлах России. С 1982 года в Казани , на родине Фёдора Шаляпина, проводится оперный фестиваль его имени . 29 октября 1984 года в Москве на Новодевичьем кладбище состоялась церемония перезахоронения праха Ф. И. Шаляпина . Имя Фёдора Ивановича Шаляпина увековечено звездой на аллее славы в Голливуде за достижения в области музыки.

Спасибо за внимание! Презентация выполнена учителем музыки ГБОУ СОШ №589 г.Санкт-Петербурга Боровик Еленой Дмитриевной

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Музыкальный образ и мастерство исполнителя, презентация

Музыкальный образ и мастерство исполнителя, презентация к уроку музыки, 6 класс.

"Различные трактовки образа Мцыри" (презентация к уроку "Противоречивость образа Мцыри")

"Различные трактовки образа Мцыри" (презентация к уроку "Противоречивость образа Мцыри").


6 класс - Урок № 5 - Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Цель: Познакомить учащихся с выдающимся певцом Ф. ШаляпинымЗадачи: на примере творчества исполнителя обобщить понятие мастерство исполнителя, закрепить знания о певческих голосах, жанрах вокальной муз.


Эта презентация также может быть использована на уроках в 5-7 классах при изученин пейзажа, времен года. Тема раскрыта на материале Японии, ее природы и эстетики. Урок формирует эстетическое вним.


Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ русских сказок"

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ русских сказок".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Федор Иванович Шаляпин (1873-1938 г) Виртуоз-исполнитель Вокалист Самоучка

Описание презентации по отдельным слайдам:

Федор Иванович Шаляпин (1873-1938 г) Виртуоз-исполнитель Вокалист Самоучка

Федор Иванович Шаляпин (1873-1938 г) Виртуоз-исполнитель Вокалист Самоучка

Чему мы должны научиться на уроке? Научиться слушать прекрасное пение belcant.

Чему мы должны научиться на уроке? Научиться слушать прекрасное пение belcanto Научиться через пластику показать образ Вслушиваться в музыкальный образ и рассуждать о нем Показать музыкальный образ при помощи дирижирования Создать мини-проект


В чем заключается мастерство исполнителя? «Ноты – это простая запись, нужно и.

В чем заключается мастерство исполнителя? Дерзость, хвастовство, безудержная.

Чему мы научились на уроке? слушать прекрасное пение belcanto через пластику.

Чему мы научились на уроке? слушать прекрасное пение belcanto через пластику показывать образ вслушиваться в музыкальный образ и рассуждать о нем показать музыкальный образ при помощи дирижирования Создали мини-проект

В чем заключается мастерство исполнителя? «Это не театральные маски, а челове.

СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 337 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.06.2017 4896
  • PPTX 729.2 кбайт
  • 94 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Букаткина Рената Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

3. воспитывать чувство патриотизма, интерес к русскому исполнительскому искусству, духовно-нравственные качества личности.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Вид: урок - портрет

Материал для слушания

1.Организация урока.

2. Актуализация знаний.

Внимательно послушайте произведение, определите:

А) название и автора.

Б) музыкальный образ: лирический, эпический, драматичекий

В) К какому жанру относится: вокальная или инструментальная?

Назовите исполнителей романса (проверка дом.задания)

3.Открытие новых знаний.

Что такое ария? (сольный номер в опере)

К какому жанру? ( вокальная музыка)

Какой тип голоса исполнял? (низкий мужской голос –бас)

Кто-нибудь может назвать исполнителя? (Ф.И.Шаляпин)

4.Постановка целей и темы урока.

Кто дагадался, о чём сегодня будет наш разговор? (о творчестве Ф.Шаляпина)

Правильно, о его мастерстве исполнителя .

Ребята, и это не случайно, 1 ноября ему исполнилось бы 144 года.

5.Освоение новых знаний.

Эпиграфом к уроку сегодня будут следующие слова:

«Мира восторг беспредельный

-Как вы думаете, каким поэтическим смыслом наполнил А. Блок эти слова?

Мозговой штурм: Что вы знаете о Фёдоре Ивановиче Шаляпине?

В течение урока давайте попробуем составить логическую цепочку, которая поможет вам рассказать об этом замечательном мастере.

Итак, первое словосочетание- Фёдор Шаляпин –

Кто он? Фёдор Шаляпин?

Биографическая справка.

Как вы думаете какая?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим видеоролик.

Видеоролик Избранники России. Шаляпин.

О чём мечтал Шаляпин?

Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран.

Какой же он голос Ф.Шаляпина?

Продолжите логическую цепочку:

Фёдор Шаляпин - великий русский певец-

Давайте проведём небольшое исследование.

Вы сейчас будете слушать фрагменты оперных партий. Свои наблюдения будете записывать в таблицу.

Слушание. Песня Варяжского гостя.

-Кто композитор? (Н.А.Римский-Корсаков)

-Какой характер исполнения? Подберите прилагательные?

- Какой музыкальный образ?

-Расскажите, какого героя вы представляете? Опишите его внешний облик?

Что помогло вам представить его? ( мастерство исполнителя, голос)

Шаляпин был не только великим певцом, но и великим актёром.

Продолжите логическую цепочку:

Фёдор Шаляпин - великий русский певец- актёр

И хотя мы никогда не видели, как играет Шаляпин, мы понимаем это, глядя на его портреты в ролях. Посмотрите видеоролик и попробуйте ответить:

-Какое чувство вызывает у слушателя каждое исполнение?

Трудно поверить, что это один и тот же человек, что это всё - Шаляпин.

Работа с учебником, С. 26.

Что нужно для того, чтобы получилось правдивое исполнение?

Нужно прочувствовать то, о чем поешь…

Можно сказать, что правдивое исполнение-это мастерство исполнителя?

В настоящее время мы знаем огромное количество исполнителей оперных партий. И каждый прекрасен.

- Но в чём главное отличие мастерства Шаляпина от других исполнителей? В его необычайном голосе.

Высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.

Продолжите логическую цепочку:

Чтобы в этом убедиться, давайте послушаем фрагмент из оперы в разном исполнении.

Слушание Рондо Фарлафа в исполнении Шаляпина,

и Алексея Кривченя.

-Из какого музыкального произведения?

-Кто такой Фарлаф?

-Какой показан герой?

-Какой характер исполнения?

-Какой музыкальный образ?

-Чьё исполнение вам больше понравилось? (оба)

Песня Варяжского гостя

Энергичное уверенное пение

Быстрое и отчётливое пение

Картинная галерея

Голосом Шаляпина, его мастерством восхищались художники, писали картины, главным героем, которых был Ф.И.Шаляпин.

Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл "замечательным" и "бессмертным".

Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем "над горами". Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Первоначальное название картины - "Новый город", в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Сейчас артист на прогулке, ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город. Однако этот город и знаком ему - по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.

Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но, однако подметил, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой.

Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся - а не только воротник и шапка - на бобровом меху; мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. На ногах модные ботинки на пуговках - серая замша и черный лак. Ходить в них по снежным склонам трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа.

Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов - за широту, размах и "русский дух".

Сейчас Кустодиевский "Портрет Ф. И. Шаляпина" находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года.

Закрепление пройденного.

1.Где родился Ф.Шаляпин? (в Казани)

2.Назовите тип голоса Шаляпина? (бас)

3.Кем был Шаляпин?

4.Что такое мастерство исполнителя?

5.Послушайте фрагменты и определите название, произведение, автора, ответ запишите.

На уроке было всё понятно – красный цвет

Есть вопросы?- синий цвет

Ничего не поняли- зелёный цвет.

«Когда я слушаю Шаляпина,

Восторг и радость с ним деля,

Я говорю:- О, как талантами

Богата русская земля!

И мало мне сказать, что нравится

Его неповторимый бас,

Мне через голос открывается

Черта существенная в нас.

Веселость, удаль, бесшабашность,

Большой распев больших широт

И одобрение:- Шагайте!

За горизонтом счастье ждет!

О, как Шаляпин всем нам дорог!

В нем нота каждая крепка.

Не он поет- поет пригорок,

Не он поет- поет река.

Поет народ, поет Россия,

Поют ручьи, поют овсы,

Поют- звенят дожди косые,

Поют шмелиные басы.

Светясь от солнечных накрапин,

Поет листва, а с ней и синь.

Поет земля, поет Шаляпин,

Ф.И. Шаляпин русский певец, актёр, несмотря на то, что он последние годы прожил в Париже, умер там, он оставался душой в России. Мой дом- Россия говорил Шаляпин.

Домашнее задание

В каких операх и какие роли сыграл Шаляпин.

Партия Варяжского гостя таит в себе огромные художественные возможности, позволяющие создать яркий сценический образ.

Первым ведёт рассказ Варяжский гость. (Песня Варяжского гостя)

Вопрос: Что можно сказать о характере музыки? (Суровая, мужественная, величественная музыка, мощная, могучая, гордая.)

Вопрос: Как называется низкий мужской голос? (БАС.)

Песня Варяжского Гостя из оперы "Садко"

О скалы грозные дробятся с ревом волны

И, с белой пеною крутясь, бегут назад.

Но твёрдо серые утесы выносят волн напор

От скал тех каменных у нас, варягов, кости,

От той волны морской в нас кровь-руда пошла.

А мысли тайны от туманов,

Мы в море родились умрём на море.

Мечи булатны, стрелы остры у варягов,

Наносят смерть они без промаха врагу,

Отважны люди стран полночных,

Велик их Один-бог, угрюмо море

Форма рондо - музыкальная форма, которая построена на повторности. Эта форма основана на многократном (не менее трёх раз) повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания.

В пирах никем непобеждённый,

Но воин скромный средь мечей…

Так характеризует Фарлафа Пушкин.

Со страха скорчась, обмирал

И, верной смерти ожидая,

Коня ещё быстрее гнал.

Так точно заяц торопливый,

Прижавши уши боязливо,

По кочкам, полем, сквозь леса

Скачками мчится ото пса.

Большая ария Фарлафа написана в форме рондо (отсюда и идёт её название): основная тема звучит несколько раз, чередуясь с двумя эпизодами.

Какими же выразительными средствами нарисовал Глинка музыкальный портрет Фарлафа?

Свои убеждения Шаляпин переносил из театра в жизнь: ". в жизни, как и в театре, нужно иметь чувство меры. Это значит, что чувствовать надо не более и не меньше того, что соответствует правде положения. Надо иметь талант не только для того, чтобы играть на сцене; талант необходим для того, чтобы жить. Роль человека в жизни всегда сложнее любой роли, которую можно только себе вообразить на театре. Если трудно сыграть на сцене уже начерченную фигуру того или другого человека, то ещё труднее, думаю я, сыграть собственную роль в жизни. Если я каждую минуту проверяю себя, так ли пошёл, так ли сел, так ли засмеялся или заплакал на сцене, то, вероятно, я должен каждую минуту проверять себя и в жизни - так ли я сделал то или это?"

Читайте также: