Сообщение на тему эстетика

Обновлено: 07.07.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Оглавление

1. Предмет эстетики, его сущность и содержание 5

1.1. Термин "эстетика" 5

1.2. Формулировка предмета эстетики 5

1.3. Универсальность мышления в образах 6

1.4. Сущность эстетического воспитания 6

2. Формирования человеческой чувственности в предмете эстетики 9

2.1. Специфика искусства как предмета эстетики 9

2.2. Прекрасное – традиционный предмет изучения эстетики 9

2.3. Факторы, влияющие на формирование предмета эстетики: философия, искусство, социальный заказ, внутренняя логика развития науки 11

Введение

Предметом эстетики на современном этапе истории является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества. Эстетика как наука - появилась сравнительно недавно, хотя собственно эстетическое сознание, эстетический опыт, эстетическая деятельность, далеко не всегда осознаваемые как таковые, присущи культуре изначально, а история эстетической мысли, как мы увидим, уходит своими корнями в глубокую древность.

Сам термин "эстетика" (от греч. aisthetikos – чувственный) ввел в употребление немецкий философ Александр Баумгартен в своей двухтомной работе "Aesthetica", опубликованной в 17501758 г. Этим термином, он обозначил науку о низшем уровне познания – чувственном, в отличие от высшего – логики. Если логические суждения в его понимании покоятся на ясных отчетливых представлениях, то чувственные (эстетические) – на смутных. Первые – это суждения разума; вторые – суждения вкуса. Эстетические суждения предшествуют логическим: их предмет – прекрасное, а предмет логических суждений – истина. Отсюда к эстетике Баумгартен отнес и всю философию искусства, предметом которого он также считал прекрасное. Эти идеи посвоему развивали затем Кант, Гегель и множество других философов, мыслителей, ученыхэстетиков, доведя в конце концов представления о предмете эстетики до идей, фактически отрицающих концепцию Баумгартена, или развивающих ее до степени, преодолевающей основные исходные положения немецкого философа. Тем не менее, именно ему принадлежит честь открытия и легитимации науки эстетики.

Сегодня, после нескольких столетий напряженного изучения мыслителями самых разных ориентаций сферы эстетического опыта и бурного развития искусства как главного феномена эстетического сознания, эстетику как науку можно с некоторой долей условности, характерной вообще для любых дефиниций, определить следующим образом. Это наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения (глубинною контакта с ней), в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, катарсиса, духовного наслаждения и т.п. полную гармонию своего Я, с Универсумом, свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее – с его духовной Первопричиной, для верующих – с Богом.

1. Предмет эстетики, его сущность и содержание

1.1. Термин "эстетика"

Термин "эстетика" употребляется в современной научной литературе и в обыденной практике и в ином смысле – для обозначения эстетической составляющей Культуры и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т.п.

К основным категориям эстетики относят: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игру.

1.2. Формулировка предмета эстетики

Автор трактата "О возвышенном" предлагал, прежде определить предмет и указать способы, помогающие им овладеть.[ 0 ] Задача эта трудновыполнима. Любая наука, в том числе эстетика, "не может заранее сказать, что она такое, лишь все ее изложение порождает это знание о ней".[ 0 ] Определение предмета науки - это акт ее самосознания: наука осознает, какие стороны и связи мира и во имя чего ее интересуют; это вглядывание науки в самое себя: она как бы смотрит в зеркало, или, точнее, ее очи как бы обращаются внутрь и глядят не на внешний мир, а на ее внутренний мир, на ее собственные проблемы.

Предмет каждой науки - мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, в свете той задачи, которую решает эта наука. Так, предмет медицины не здоровье человека: здоровье - цель медицины, а ее предмет - и географическая среда, и химические соединения, и физические процессы с точки зрения здоровья человека. Предмет эстетики - весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений.

1.3. Универсальность мышления в образах

Когда художник встречается со сложной творческой задачей, хочет оценить собственную деятельность, ищет выход из творческого кризиса, ему трудно руководствоваться только интуицией - на помощь приходит эстетика. Согласно Псевдолонгину - автору трактата "О возвышенном" успех художника обусловлен "силой дарования" и "знанием правил"; высокое искусство невозможно без теории, помогающей избежать ошибок и совершенствующей мастерство.

Эстетика - и прямо, и опосредованно влияет на творчество, подкрепляя дар знанием. Художественная концепция мира - не запас накопленных художником философских знаний, она рождается в самой жизни из наблюдений над природой и обществом, из усвоения культуры человечества, из активного отношения к миру. Художественная концепция эстетики, направляет талант и мастерство, в свою очередь формируясь под их воздействием, определяет особенности видения мира и отбор жизненного материала. При этом наиболее непосредственно влияет на творчество художника тот пласт художественной концепции, системное выражение которого дает эстетика.[ 0 ]

1.4. Сущность эстетического воспитания

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В повседневном труде общении с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое, учит сочувствию. Комическое - помогает бороться с недостатками.

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". Речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

Определение данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты".

Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

2. Формирования человеческой чувственности в предмете эстетики

2.1. Специфика искусства как предмета эстетики

Многообразие культурного процесса современности. Элитарная и массовая культура. Элитарная культура, как культура создающая принципиально новое, как культуры высоких ценностей, как творчество. Массовая культура, как культура массового общества (Х.Ортега-и-Гасет). Стандартизированный характер массовой культуры. Распространение, деление культуры, как главная черта массовой культуры. Коммерческий характер массовой культуры. Пассивная роль массовой культуры в культурно-историческом процессе. Массовая культура как тиражирование достижений элитарной культуры. Роль массовой культуры: деструкция личности и сублимация психики человека.

2.2. Прекрасное – традиционный предмет изучения эстетики

В этих условиях эстетическое знание, выступая в единстве своих познавательных, прогностических и воспитательных функций. Организация жизни человеческого сообщества по законам эстетического освоения мира будет характеризоваться гармонией и полнотой, всеобъемлющей красотой природы, культуры человеческих отношений, глобальной эстетичностью. Прекрасное утвердится повсеместно, приобретет общечеловеческий масштаб. Иного пути и иных средств у человечества в его стремлении избежать гибельных для него угроз просто не существует.[ 0 ]

2.3. Факторы, влияющие на формирование предмета эстетики: философия, искусство, социальный заказ, внутренняя логика развития науки

Основные разделы эстетики: история эстетики (основные этапы истории эстетики), теория эстетики, художественное творчество, эстетическая культура современного общества.

Связь эстетики с искусством известна со времен Аристотеля (384-322 до н. э.), она неоспорима. Вместе с тем, очевидно, что эстетическое, как специфическое отношение человека к миру, окружающей действительности, отнюдь не исчерпывается прекрасным и его художественно-образным отражением в искусстве. Эстетика равно проявляет интерес к многочисленным его разновидностям - траги-ческому, комическому, возвышенному, низменному, безобразному, ужасному и др., представленным не только в формах искусства, но и в жизни, в реальной действительности.

Данный акцент в понимании предмета эстетики, однако, не связан с умалением места и роли искусства в эстетических исследованиях. Искусство, выражая эстетическое отношение человека к миру посредством художественно-образного моделирования, занимает в предметном поле эстетики свое определенное и весьма заметное место. Важно однако учитывать диалектику соотношения эстетического и художественного, их связь и различие, единство и относительную самостоятельность. Отмечаемая же тенденция к автономизации, с одной стороны, собственно эстетической (чувственно-ценностной) проблематики, а с другой - общефилософской теории Искусства не является абсолютной и имеет значение лишь в плане отражения ее в структуре предмета самой науки, определяемого в целом характером и спецификой эстетического отношения человека к миру, окружающей действительности.

Эстетика формирует в человеке созидательное начало и способность воспринимать красоту. В общечеловеческом плане внимание сосредоточивают искусство в духовно-практическом, и эстетика в теоретическом. Они актуальны, ибо способствуют сближению людей, у которых без согласия в мире нет будущего. Эстетика и искусство - фокус всей мировой культуры и средоточие гуманитарного опыта человечества.

Эстетический опыт человечества, накапливаемый и кристал-лизуемый в довольно разветвленной системе культуры, богат и разнообразен. Эстетические знания-его неотъемлемая часть. Их накопление и развитие прослеживается во всех культурно-исторических периодах всемирной истории - от древнешумерской цивилизации (3-2, 5 тысячелетий до н. э.) через античность к средневековью и от эпохи Возрождения к Новому и Новейшему времени, вплоть до наших дней. Между тем, общественному сознанию потребовались тысячелетия, чтобы вплотную заняться уяснением специфики эстетического отношения человека к окружающему миру, поставить в плоскость научного рассмотрения вопрос о природе и сущности этого отношения.

Эстетика, отражающая этот процесс в системе типологических понятий, критериев, принципов, есть наука о наиболее общих закономерностях эстетического, в том числе художественного, освоения человеком действительности.

Позиции большинства отечественных авторов по данному вопросу в основном совпадают, хотя при ближайшем рассмотрении определений можно обнаружить те или иные различия делаемых акцентов, за которыми просматриваются не расхождения точек зрения по существу, а скорее просто терминологические пристрастия. В данном случае важно констатировать то, что объединяет подходы большинства ученых. И это, прежде всего, понимание чувственно-ценностной природы эстетического отношения, его объектно-субъектного проявления.

Заключение

Эстетика в анализе эстетических явлений, помимо традиционных для нее методов абстрактно - теоретического мышления, все чаще обращается к данным научных дисциплин, имеющим с ней смежный предмет исследования, таких, как социология, психология, семиотика, подвергая при этом философско-эстетической интерпретации их выводы и специфизируя применительно к своим задачам методы этих наук. Диапазон исследовательских возможностей в эстетике при этом значительно возрастает. Научному анализу становятся доступными не только результаты эстетического освоения человеком окружающей действительности, но и сам процесс эстетического отношения и эстетической деятельности, познание их сущности, структуры и функций.

Литература

Волкова Е. В., Новикова Л. И. К вопросу о предмете и методах эстетики // Вопросы истории и теории эстетики. М., 1975.

Гартман Н. Эстетика. – М.: Ника-Центр, 2004.

Кривцун О. А. Эстетика. – М.: Аспект Пресс, 2000.

Кондрашов В. А., Чичерина Е. А. Этика. Эстетика. – Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2000.

Философский словарь / Под ред. Фролова И. Т. – М.: Политиздат, 1991.

Хоруженко К. М. Культурология. – Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1997.

Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев-М,: Высш. шк., 2002. - 511с.

0 О возвышенном. М.—Л., 1966. С. 5.

0 Гегель. Т. 1. 1970—1972. С. 95

0 Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев—М,: Высш. шк., 2002. — С. 13-14.

Вначале эстетика была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ же впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими.

Вложенные файлы: 1 файл

Эстетика как наука. Реферат..docx

Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства

Кафедра продюсерства в сфере исполнительских искусств

Реферат по эстетике на тему

Студентки 3 курса

В истории эстетики ее предмет и задачи менялись. История эстетики как мировой науки уходит корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам.

Первый этап развития теоретической эстетики начался в древней Греции в VI в. до н. э. и завершился в новое время, в начале ХV111 столетия.. Особенность этого самого большого периода истории эстетики в том, что, хотя она в это время не стала еще самостоятельной дисциплиной, рассуждения о сущности прекрасного и о законах искусства (художественного творчества), о границах искусств носили теоретический характер. Этот этап распадается на несколько подпериодов:

- античность(VI в. до н.э.-V в. н.э.);

-средневековье (VI -XIII вв.);

-Возрождение (XIV- XVI вв.);

-начало Нового времени ( частично Просвещение).

Вначале эстетика была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ же впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими.

Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия. Их задачей было с помощью искусства нацелить человека на служение Богу.

Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества.

Второй этап истории эстетики (с XVIII но середину XIX в.) период по сравнению с первым этапом небольшой, но очень насыщенный, емкий. Именно на этом этапе эстетика утвердилась как самостоятельная и необходимая часть философии. Это период немецкой классической философии.

Третий этап истории эстетики начался в середине XIX в. и продолжается до сих пор. На особенности эстетики этого периода активно влияют позитивизм, социология. Для этого этапа характерна атака на спекулятивную эстетику. Так, позитивизм стремился вывести эстетику за пределы философии, превратить ее в экспериментальную науку. С другой стороны, атропологический материализм критиковал идеалистическую эстетику. Ее же подвергал критике марксизм, претендуя на построение подлинно научной эстетической теории (Г. В. Плеханов пытался создать цельное марксистское эстетическое учение).

Все это расширяло эстетическую проблематику и создавало разные виды эстетики: физиологическую, социологическую, семиотическую, кибернетическую и др. И все же именно философская эстетика является базовой для всех других ее разновидностей.

Современная эстетика обобщает мировой художественный опыт. Предмет каждой науки — мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, в свете той задачи, которую решает эта наука. Предмет эстетики — весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений.

Строго говоря, все здание эстетической науки строится на единственной категории прекрасного.

Эстетика — философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии и в действительности, и в искусстве.

Содержание предмета эстетики определяется кругом тех проблем, которые исследует данная наука. Вот основные из них:

-Эстетическое отношение человека к действительности

-Эстетическая деятельность человека

-Эстетическое сознание человека (эстетическая потребность, эстетическая эмоция, эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал)

-Основные категории эстетики (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, эстетическое и художественное и др.)

- Искусство, художественная деятельность человека во всем ее многообразии

-Эстетическая культура личности и общества (культура поведения и общения, эстетический потенциал личности и общества и др.)

-История эстетических учений и современные эстетические концепции

Виды и типы эстетического знания

В зависимости от философских и методологических установок авторов, пишущих об эстетике, различают эстетику

В зависимости от характера субъект-объектных отношений различают эстетику

Функции эстетической культуры

Чаще всего выделяются следующие функции эстетической культуры:

  • познавательная, выражающая специфику эстетической культуры как познания жизни через систему художественных образов;
  • воспитательная, заключающаяся в воздействии эстетической культуры на людей, в ее возможностях формировать духовный мир человека;
  • коммуникативная, которая означает, что эстетическая культура является средством духовного общения людей и служит каналом передачи не только знаний, но и чувств;
  • семиотическая т.е. художественные ценности представляются как система знаков);
  • гедонистическая (способность эстетической культуры возбуждать чувства, эмоции, доставлять эстетическое удовольствие и наслаждение);
  • зрелищная (эстетическая культура как развлечение, зрелище, игра).

Зрелищная функция сближает эстетическую культуру с другой сферой культуры — сферой развлечения (с проблемой свободного времени, культурного отдыха). Значение развлечений возрастает в условиях интенсификации общественной жизни, повышения нервных нагрузок, расширения СМИ.

Эстетическая культура способствует развитию и совершенствованию всей духовной сферы общества. Воздействие эстетической культуры на духовную жизнь многопланово (отношение людей к труду, природе, человеческие отношения, поступки и действия).

Связь эстетики с другими науками

В эстетической проблематике важное место отводится связи эстетики с другими духовными ценностями человека.

  1. Связь с теорией и практикой развития мировой художественной культуры

Эта наука питает эстетику как идеями, мыслями, так и важнейшим конкретным материалом для анализа различных аспектов духовной деятельности человека. Эстетика при этом стремится выявить и исследовать общие закономерности художественного творчества, развития искусства как некоего духовного целого, устанавливает его связи с жизнью, социальной и личной практикой людей, выявляет саму специфику художественной деятельности, понять которую крайне затруднительно, оставаясь в пределах какого-либо одного из видов искусства.

Психология исследует и раскрывает механизмы возникновения, функционирования, трансформации эмоций, в том числе и эстетических, лежащих в основе постижения человеком красоты. Роль психологии в исследовании этой проблематики столь значительна, что некоторые ученые едва ли не отождествляют эти две науки, во всяком случае, готовы истолковать психологию в той ее части, которая связана с эстетическим, как экспериментальную эстетику. В основе подобного убеждения лежит мысль о том, что наслаждение красотой — коммуникативный процесс.

Терминологический аппарат эстетической деятельности.

Эстетическое восприятие — духовно-культурное присвоение личностью общечеловечески значимого в реальном мире.

Эстетическое представление — результат эстетического восприятия, закрепленный в образе воспринятого объекта.

Эстетическое впечатление — память об эстетических представлениях, их оценка и закрепление в сознании.

Эстетический идеал — представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека. Идеал формируется путем отбора лучших эстетических ориентаций, продиктованных эстетическими вкусами. Явление оценивается путем его сопоставления с идеалом. Идеал не совпадает с действительностью и является гиперболизацией лучшего в ней, домысливанием желаемого, но еще не существующего, потребность в чем уже возникла и была осознана. Народ, создающий идеал, создает и гениев, приближающихся к этому идеалу и приближающих к нему реальность.

Никто и не задумывается, что эстетика — это, в первую очередь, раздел философии, а не красивая улыбка, сделанная в стоматологическом кабинете, или модные губы уточкой, сотворенные в клинике эстетической хирургии.

Картина

Вы будете смеяться, но вот определение эстетики из краткого словаря философских терминов:

Вот тебе и зубы, губы и носы. За что я люблю философию, так это за дебри слов, в которых можно заблудиться и почувствовать себя немного неандертальцем в набедренной повязке. Чтение философских словарей очень отрезвляет, когда начинаешь думать, что ты самый умный. Советую.

Если серьезно, то мы не напрасно связываем эстетику с гармонией и красотой, так как это две ее важные составляющие.

Давайте все же попробуем копнуть немного глубже и открыть для себя понятие эстетики с философской позиции, но чуть менее витиевато, чем в приведенном выше примере.

  1. Подходы к определению эстетики.
  2. Категории эстетики. Красота как главная категория.
  3. Искусство как предмет изучения эстетики.

Эстетика — это наука о красоте

Самое короткое и понятное определение эстетики можно сформулировать так:

Эстетика – это наука о красоте в жизни и в искусстве.

Это тот скелет, на который нанизываются уточнения и дополнения.

Сам термин Ästhetik придумал в 1735 году немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен (1714 – 1762 гг.), взяв за основу слово древнегреческого языка αίσθητικός, что дословно означает чувственный, воспринимаемый чувствами. Баумгартен дал первое определение:

Эстетика – это наука о чувственном познании, которое постигает и создает прекрасное. Чувственное познание выражается в искусстве.

Чувственность для Баумгартена — это эмоции, ощущения, память, интуиция, воображение (что это такое?), остроумие — все, что можно отнести к области чувств, а не разума. Он первым выделил эстетику в самостоятельную дисциплину философии и наметил ее проблематику.


Теперь в противовес научному мировоззрению необходимо было выделить эстетическое, чувственный мир искусства.

Так и появилась эстетика – наука о прекрасном. Если уж мы решили упрощать, то новая триада будет такой:

    , про нравственность,
  1. эстетика – про красоту.

Конечно, философия с тех пор сильно расширила горизонты, обозначив целый ряд самостоятельных дисциплин в своем составе. Современное определение эстетики, вобравшее в себя опыт мыслителей, можно сформулировать следующим образом:

Эстетика – это дисциплина философии, предметами изучения которой выступают:

  1. чувственное, эстетическое восприятие мира человеком;
  2. искусство как высшая форма эстетической деятельности человека.

Категории эстетики

Категории в философии – это максимально общие понятия, в которых выражены самые важные отношения.

Основными категориями эстетики называют следующие понятия:

  1. прекрасное – безобразное;
  2. возвышенное – низменное;
  3. комическое – трагическое – драматическое.

Конечно, главная категория – красота, прекрасное. Понимание этой эстетической категории трансформировалось в разные эпохи. Идеалы красоты очень различаются не только во временном отношении, но и в географическом и даже в национальном.

Восприятие красоты

Предельно схематично проследить, как менялось восприятие красоты за последние 2,5 тысячи лет, можно в таблице.

Красота
АнтичностьНеотъемлемое объективное свойство действительности.
Средние векаБожественная природа красоты.
Чувственная, материальная красота греховна.
Эпоха ВозрожденияКрасота самой природы.
Искусство – зеркало природы.
Классицизм (что это?)Прекрасное равно изящному.
Красота формальна и целесообразна.
Новое времяПрекрасное – это чувственное выражение идеи, природная красота второстепенна, наиболее полно идея прекрасного выражена в искусстве.
Новейшее времяТолько человек через призму своего восприятия вносит красоту в природу.

Категории в эстетике тесно взаимосвязаны, часто одна прямо соотносится с другой – на фоне комического выделяется трагическое, на фоне низменного – возвышенное.

Искусство как предмет изучения эстетики

Эстетику часто называют философией искусства.

Искусство – это художественное творчество в целом, сюда включены и литература, и живопись, и музыка и все остальные художественно-образные формы познания мира. Дело в том, что искусство – это своеобразный концентрат, в котором наиболее ярко выражены законы чувственного восприятия действительности, поэтому оно и становится объектом изучения эстетики.

Вплоть до ХХ века все эстетические теории строились на базе искусства, и только новейшее время внесло в этот процесс свои коррективы. Проявления эстетики очевидны и в трудовой деятельности, и в быту человека.

Природа искусства, как и природа прекрасного, по-разному понималась в разные эпохи. В общем-то, вопрос открыт и по сей день, так как это явление не поддается рациональному анализу.

Написание картины

Заканчивая наш краткий обзор, остановимся на нескольких важных проблемах эстетики.

Вкус — это способность в принципе воспринимать и оценивать эстетические явления, различать прекрасное и безобразное, высокое и низменное, комическое и трагическое. Свой эстетический вкус можно развивать, но и движение в обратную сторону, к несчастью, открыто.

Перестаньте меня кусать

Краткое резюме

Эстетическое восприятие мира было свойственно людям еще в глубокой древности. На протяжении своей истории человечество развивало понимание эстетики. Люди искали красоту в природе, стремились создавать рукотворную красоту вокруг себя.

Думаю, во все эпохи существовало дурновкусие, цветет оно буйным цветом и в современном мире. Очень важно воспитывать в себе чувствительность к прекрасному, развивать эстетический вкус, чтобы не погрязнуть в болоте пошлости и фальшивок.

Автор статьи: Елена Румянцева

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (8)

Спасибо за хорошо изложенную информацию!

Сколько бы нам в детстве не говорили, что красота не главное, на деле это всегда оказывается неправдой и только вводит людей в заблуждение. Всем нравится смотреть на эстетически привлекательные вещи. Потому людей с приятной внешностью часто наделяют чертами, которые им не свойственны.

Нужно не только искать прекрасное вокруг, но и стараться максимально соответствовать этим стандартам, чтоб добиться успеха в жизни.

Красота вещь достаточно субъективная, значит и эстетика субъективна. Мы понимаем, что симметрия это вроде как красиво, но не всегда же симметричные лица нам кажутся красивыми.

Красота — очень растяжимое понятие, которое зависит от вкуса и предпочтений конкретной личности. Это делает критерии эстетики довольно размытыми, особенно в современном мире, где так популяризируется разнообразие и самобытность.

Значение эстетики и красоты сильно преувеличено. В современном мире важно чтоб вещи и обстановка были полезными и практичными.

Хороший вкус редко бывает врожденным, его нужно развивать. Потому, плохо, что эстетике уделяется так мало внимания в процессе обучения.

Эстетика неразрывно связана с гармонией к красотой, это понятие тонкое, ближе к ощущениям, но так или иначе, эстетику можно найти практически во всем!

Эстетика — это не для простого народа, а скорее для интеллектуалов и бездельников, которые имеют время её осмыслять.

Современное мировоззрение не может существовать без таких понятий, как этика и эстетика. Однако для понимания различий между данными терминами стоит в целом разобраться во многих нюансах. В частности, с определением слова "эстетика". Что это за понятие, и чем две науки отличаются друг от друга?

эстетика что это

Что такое этика?

Этика – это система знаний, позволяющая людям отличать добро от зла, прекрасное от безобразного. То есть это наука о прекрасном. Данные знания являются уникальными, ведь они способствуют принятию правильных решений. Систему можно свести к общественным нормам и моральным понятиям, на которые следует опираться на протяжении всей жизни. Этика представляет такие понятия, как честность, великодушие, щедрость, скупость, мстительность и многие другие.

Связь с философским учением

Этика и эстетика обладают тесной связью с философией. Изучение этики начал известный древнегреческий философ Аристотель. Термин обязан своим появлением греческому слову ethos – "этос", которое обозначает "обычаи", "нравы". Известный оратор и мыслитель Цицерон, являющийся ярким представителем эпохи Древнего Рима, перевел слово на латинский язык, в результате чего было установлено, что ethos является соответствием mores, а также производных слов moralitas – "мораль", moralis – "моральный".

предмет эстетики

Три основных понятия

В русском языке также существуют такие термины, как нравственность, нравственный. В настоящее время принято считать, что слова "этика", "нравственность" и "мораль" являются синонимами. Несмотря на это, люди, представляющие отечественную философию, различают три термина, значения которых очень похожи.

В чем разница?

Итак, в чем же заключается различие? Под этикой принято подразумевать науку, позволяющую получать знания для того, чтобы отличать зло от благородного добра, ослепительное и прекрасное от удручающе-безобразного, а под моралью, нравственностью – сознание и поведение, которые изучаются. Этика, представляющая собой науку о морали, в определенной степени является элементом самой морали. Какое же отличие можно отметить? Этика включает в себя всеобщие принципы, являющиеся неизменными, а мораль – специфические правила (постулаты), через которые в полной мере и реализуются общие принципы личности и общества, но с возможностью их изменения.

этика и эстетика

Этика должна существовать в человеке с детства

21-й век подарил обществу такое понятие, как биоэтика, которая органически связана с этикой семьи и пола. Ведь полноценное общество напрямую определяется здоровыми, красивыми отношениями между мужчиной и женщиной. Благополучная семья вкладывает в неокрепшие умы и души детей те ценности, которые впоследствии становятся ключевыми для морального, физического и психического здоровья всего общества. Каждый человек должен получать знания об этике и осваивать их с раннего детства. Только в этом случае в обществе можно поддерживать согласие, порядок. К тому же каждый ребенок должен понимать, о каких нормах и моральных понятиях следует помнить в любой ситуации.

Правильность жизни

Этика нравственной личности сугубо индивидуальна, абсолютна и не регламентирована. Этика общества, наоборот, создана для процветания социума, релятивна и четко регламентирована. Именно поэтому нравственная личность не в состоянии безропотно и покорно подчиняться главенствующей этике социума, она находится в неумолимой полемике с ней. Она постоянно протестует против нее, считая гораздо ниже по уровню. И в результате между ними неизбежно возникает антагонизм из-за разных подходов к понятию гуманности. Этика общества неспособна уважать гуманность, а этика личности нравственной – наоборот. Ведь гуманностью считается жертвование собой ради достижения общей цели. Человек, стремящийся жить правильно, должен с этических позиций оценивать как свое поведение, так и поступки всех других людей. Представления о добре и зле, прекрасном и безобразном, приличном и неприличном должны помогать оценивать многогранный внутренний и внешний мир. Данный подход позволит понять, какого поведения и стиля необходимо придерживаться на протяжении своей жизни. Английский философ Джордж Эдвард Мур уверен в том, что этика позволяет принимать решения, совершать выбор. Опираясь на принципы этики и морали, можно жить в гармонии с собой.

эстетика в искусстве

Что такое эстетика?

Эстетика - что это? Она представляет науку о чувственном познании мира, постижении и создании прекрасного, способна выражаться в различных образах искусства. Категории "эстетическое" и "прекрасное" являются наиболее близкими друг к другу. Это объясняется тем, что прекрасное представляет собой идеал, в соответствии с которым можно рассматривать иные эстетические феномены. Таким образом, прекрасное становится особенной мерой.

Положительные и отрицательные стороны

Следует отметить, что в современной теории принято выделять как положительные категории, так и их антиподы, например:

  • прекрасное – безобразное;
  • замечательное – ужасное;
  • возвышенное – низменное.

Данный аспект научного исследования основан на том, что выделение положительного значения качества всегда предполагает существование противоположного.

История понятия

Термин "предмет эстетики" появился в середине XVIII столетия. Понятие было введено в научный обиход благодаря философу Александру Готлибу Баумгартену из Германии. Следует отметить, что термин обязан своим происхождением греческому слову aisthetikos, которое можно перевести как "чувствующий". Баумгартен смог найти особенную позицию в научном мире, в результате чего появилась новая самостоятельная дисциплина, близкая к философии, - эстетика. Что это был настоящий прорыв, отрицать невозможно.

наука о прекрасном

Развитие эстетики

Как это происходило? Предмет эстетики обогащался с самого начала. В античный период философы рассматривали общие вопросы природы красоты и искусства. В средневековье люди старались познавать Бога. В эпоху Возрождения эстетическая мысль начала активно развиваться в сфере художественной практики, но при этом была заметна тесная связь с природой. В начале Нового времени наука стала основой норм искусства, в том числе развивалась и эстетика литературы. В эпоху Просвещения эстетика позволила начать оценивать разные художественные произведения в аспекте их общественной роли. Именно в то время авторы старались представлять произведения, которые обладали особенной познавательной и нравственной значимостью, позволяли людям самосовершенствоваться.

Мнение философов об эстетике

Иммануил Кант, являющийся одним из самых известных философов, считал, что философия эстетики позволяет изучать прекрасное в искусстве, которое и является ее предметом. Однако при этом изучение предметов прекрасного не осуществляется. Согласно взглядам Иммануила Канта, эстетика (что это за наука, описано выше) рассматривает различные суждения о прекрасном, в связи с чем представляет собой основу для критики разных художественных произведений с целью установить их соответствие данным категориям и определить уровень познавательной, нравственной значимости. Философ Георг Гегель отмечал, что эстетика является частью философии, но создана она для изучения разных направлений искусства, в результате чего наука позволяет определять, какое место занимает каждое художественное произведение в системе прошлого, нынешнего и будущего поколений людей.

эстетика и искусство

Этика и эстетика для самосовершенствования и познания окружающего мира

Впоследствии предмет сужался до теоретического обоснования, позволяющего определить направление в искусстве, проанализировать особенности художественного стиля произведения. Все это эстетика. Что это в будущем станет одним из школьных предметов, не мог подумать никто.

Марксисты обозначали ее как особенную науку о природе, позволяющую оценивать закономерности ее освоения. В то же время эстетика в искусстве воспринималась как художественная культура мирового общества.

Русский философ Алексей Федорович Лосев рассматривал предмет науки как особенный мир выразительных форм, который создается как человеком, так и природой. Он был уверен в том, что следует изучать не только прекрасное, но и другие эстетические категории, среди которых надо отметить безобразное, комическое, возвышенное, низменное, ужасное, т. е. существуют не только эстетика и искусство, но и полные противоположности. Данный взгляд Лосев обосновывал тем, что эстетика представляет собой науку, позволяющую изучать особенности восприятия разных выразительных форм окружающего мира и находить возможности для проявления творческих талантов. Опираясь на данный смысл, понятие художественной формы мы можем рассматривать как синоним произведения искусства.

Современная эстетика

В настоящее время предмет эстетики по-прежнему является подвижным и изменчивым, в связи с чем многие ученые будут продолжать поиск ответа. Однако такое понятие весьма популярно, так как используется практически во всех сферах жизни. Например, довольно часто можно услышать "эстетика тела" или же "эстетика бизнеса" и т. д.

Науку следует рассматривать с учетом такой фундаментальной категории, как "эстетическое". Необходимо отметить, что она представляет собой всеобъемлющее универсальное понятие по отношению ко многим вещам.

философия эстетики

Особенности этического и эстетического освоения мира

Этическое освоение мира позволяет совершенствовать мораль каждого человека, лучше понимать истинное положение дел и активно стремиться к созданию идеального мира. Каждая личность начинает понимать идеалы, развивать свой вкус, воспринимать нравственные принципы и моральные нормы разных народов, оценивать поступки своих знакомых. Этическое познание позволяет понять все моральные нормы и принципы нравственности, которых придерживается общество, а также осознать особенности мировоззрения каждого народа.

Освоение мира

Эстетическое освоение мира возможно только в том случае, если присутствует заинтересованность в предмете познания или ориентация на целостное восприятие. Искусство позволяет формировать, а впоследствии и регулировать механизм присвоения общественно-исторического опыта. Восприятие художественного произведения способствует самосовершенствованию и изменению взглядов о мире на основе личных ощущений и социокультурной природы эстетического знания. Понимание эстетического богатства мира позволяет узнать все особенности художественного метода, представляющего собой аналог произведения.

Этическое и эстетическое познания мира – лучший способ самосовершенствования. Крылатое выражение знаменитого британского писателя Оскара Уайльда гласит: "Эстетика на голову выше этики!" Получается, творец утверждает, что именно красота выше, т. е. важнее добра. Прав ли он? Или же нет? Только индивидуально и искренне отвечая на поставленные вопросы, каждый индивидуум сможет более глубоко представить себе направления деятельности: по постулатам добра или законам красоты. Выбор за вами: этика или эстетика. Что это для вас лично?

Читайте также: