Сообщение на тему есенин о времени и о себе

Обновлено: 06.07.2024

Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии. Рязанского уезда. Кузьминской волости.
С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.
Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: "Эх, стерва! Ну куда ты годишься?" "Стерва" у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Многим, кому грачи в полдень после пахоты мешали спать, я снимал гнезда с берез, по гривеннику за штуку. Один раз сорвался, но очень удачно, оцарапав только лицо и живот да разбив кувшин молока, который нес на косьбу деду.
Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: "Ты у меня, дура, его не трожь. Он так будет крепче".
Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
По воскресеньям меня всегда посылали к обедне и. чтобы проверить, что я был за обедней, давали 4 копейки. Две копейки за просфору и две за выемку частей священнику. Я покупал просфору и вместо священника делал на ней перочинным ножом три знака, а на Другие две копейки шел на кладбище играть с ребятами в свинчатку.
Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя, и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую, шестнадцати лет, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Методика и дидактика мне настолько осточертели, что я и слушать не захотел.
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в "Радунице".
Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба, которая продолжается и посейчас несмотря на то, что мы шесть лет друг друга не видели.
Живет он сейчас в Вытегре, пишет мне, что ест хлеб с мякиной, запивая пустым кипятком и моля бога о непостыдной смерти.
За годы войны и революции судьба меня толкала из стороны в сторону. Россию я исколесил вдоль и поперек, от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского моря, от Запада до Китая, Персии и Индии.
Самое лучшее время в моей жизни считаю 1919 год. Тогда мы зиму прожили в 5 градусах комнатного холода. Дров у нас не было ни полена.
В РКП я никогда не состоял, потому что чувствую себя гораздо левее.
Любимый мой писатель — Гоголь.
Книги моих стихов: "Радуница", "Голубень", "Преображение", "Сельский часослов", "Трерядница", "Исповедь хулигана" и "Пугачев".
Сейчас работаю над большой вещью под названием "Страна негодяев".
В России, когда там не было бумаги, я печатал свои стихи вместе с Кусиковым и Мариенгофом на стенах Страстного монастыря или читал просто где-нибудь на бульваре. Самые лучшие поклонники нашей поэзии проститутки и бандиты. С ними мы все в большой дружбе. Коммунисты нас не любят по недоразумению.
За сим всем читателям моим нижайший привет и маленькое внимание к вывеске: "Просят не стрелять!"

Автобиография от 1923 г.

Родился 1895 г. 4 октября. Сын крестьянина Рязанской губ., Рязанского уезда, села Константинова. Детство прошло среди полей и степей.

Бабка была религиозная, таскала меня по монастырям. Дома собирала всех увечных, которые поют по русским селам духовные стихи от "Лазаря" до "Миколы". Рос озорным и непослушным. Был драчун. Дед иногда сам заставлял драться, чтобы крепче был.

Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. В бога верил мало. В церковь ходить не любил. Дома это знали и, чтоб проверить меня, давали 4 копейки на просфору. которую я должен был носить в алтарь священнику на ритуал вынимания частей. Священник делал на просфоре 3 надреза и брал за это 2 копейки. Потом я научился делать эту процедуру сам перочинным ножом, а 2 коп. клал в карман и шел играть на кладбище к мальчишкам, играть в бабки. Один раз дед догадался. Был скандал. Я убежал в другое село к тетке и не показывался до той поры, пока не простили.

Когда отвезли в школу, я страшно скучал по бабке и однажды убежал домой за 100 с лишним верст пешком.

После школы с 16 лет до 17 жил в селе. 17 лет уехал в Москву и поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. 19 лет попал в Петербург проездом в Ревель к дяде. Зашел к Блоку, Блок свел с Городецким, а Городецкий с Клюевым. Стихи мои произвели большое впечатление.

Все лучшие журналы того времени (1915) стали печатать меня, а осенью (1915) появилась моя первая книга "Радуница". О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант.

За "Радуницей" я выпустил "Голубень", "Преображение", "Сельский часослов", "Ключи Марии", "Трерядницу", "Исповедь хулигана", "Пугачев". Скоро выйдет из печати "Страна негодяев" и "Москва кабацкая".

В 1916 году был призван на военную службу. При некотором покровительстве полковника Ломана, адъютанта императрицы, был представлен ко многим льготам. Жил в Царском недалеко от Разумника Иванова. По просьбе Ломана однажды читал стихи императрице. Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивые, но очень грустные. Я ответил ей, что такова вся Россия. Ссылался на бедность, климат и проч.

Революция застала меня на фронте в одном из дисциплинарных батальонов, куда угодил за то, что отказался написать стихи в честь царя. Отказывался, советуясь и ища поддержки в Иванове-Разумнике.

В революцию покинул самовольно армию Керенского и, проживая дезертиром, работал с эсерами не как партийный, а как поэт.

Назревшая потребность в проведении в жизнь силы образа натолкнула нас на необходимость опубликования манифеста имажинистов. Мы были зачинателями новой полосы в эре искусства, и нам пришлось долго воевать.

Во время нашей войны мы переименовывали улицы в свои имена и раскрасили Страстной монастырь в слова своих стихов.

1919-1921 годы ездил по России: Мурман, Соловки, Архангельск, Туркестан, Киргизские степи, Кавказ, Персия, Украина и Крым.

Автобиография от 20 июня 1924 г.

Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губ. и Рязанского уез. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна.

Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: "Иди, иди, ягодка, бог счастье даст".

Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого.

Нянька — старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети.

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю.

Уличная же моя жизнь была непохожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду руками, или выводками утят.

Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов. Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.

Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки. Период учебы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковнославянского языка. Это все, что я вынес.

Остальным занимался сам под руководством некоего Клеменова. Он познакомил меня с новой литературой и объяснил, почему нужно кое в чем бояться классиков. Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешел к Пушкину.

1913 г. я поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. Пробыв там 1,5 года, должен был уехать обратно по материальным обстоятельствам в деревню.

В это время у меня была написана книга стихов "Радуница" Я послал из них некоторые в петербургские журналы и, не получая ответа, поехал гуда сам. Приехал, отыскал Городецкого. Он встретил меня весьма радушно. Тогда на его квартире собирались почти все поэты. Обо мне заговорили, и меня начали печатать чуть ли не нарасхват.

Печатался я: "Русская мысль", "Жизнь для всех", "Ежемесячный журнал" Миролюбова, "Северные записки" и т. д. Это было весной 1915 г. А осенью этого же года Клюев мне прислал телеграмму в деревню и просил меня приехать к нему.

Он отыскал мне издателя М. В. Аверьянова, и через несколько месяцев вышла моя первая книга "Радуница". Вышла она в ноябре 1915 г. с пометкой 1916 г.

В первую пору моего пребывания в Петербурге мне часто приходилось встречаться с Блоком, с Ивановым-Разумником. Позднее с Андреем Белым.

1921 г. я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании.

Наше едва остывшее кочевье мне не нравится. Мне нравится цивилизация. Но я очень не люблю Америки. Америка это тот смрад, где пропадает не только искусство. но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то что небоскребы, которые дали пока что только Рокфеллера и Маккормика, но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др.

Прежде всего я люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить.

Поэтому основанное в 1919 году течение имажинизм, с одной стороны — мной, а с другой — Шершеневичем, хоть и повернуло формально русскую поэзию по другому руслу восприятия, но зато не дало никому еще права претендовать на талант. Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что поэт и не может держаться определенной какой-нибудь школы. Это его связывает по рукам и ногам. Только свободный художник может принести свободное слово.

Вот и все то, короткое, схематичное, что касается моей биографии. Здесь не все сказано. Но я думаю, мне пока еще рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди.

В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.
В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину.
Что касается остальных автобиографических сведений,— они в моих стихах.

Поэзия Есенина не только не утратила своего эстетического и идейно нравственного значения для современности, но и обрела свою силу. Многие советские поэты высоко оценивали поэтическое наследие Есенина, брали на вооружение его творческие достижения. Лирика Есенина противостоит разного рода формалистическим экспериментам, бессмысленной игре словами и звуками, тем поэтическим шарадам и ребусам, которыми порою увлекаются некоторые поэты.

Тема природы

Белая береза И стоит береза

Под моим окном В сонной тишине,

Принакрылась снегом, И горят снежинки

Точно серебром. В золотом огне.

На пушистых ветках А заря, лениво

Снежною каймой Обходя кругом,

Распустились кисти Обсыпает ветки

Белой бахромой. Новым серебром.

Природа в стихах юноши зазвенела голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьев, шумом дождей, заиграла цветами бесчисленных радуг. Это не было натуральным воспроизведением увиденного и услышанного- это были поэтические находки, поражавшие своей свежестью, самобытностью, скромным изяществом и затейливой простотой.

Вяжут кружева над лесом

В желтой пене облака.

В тихой дреме под навесом

Слышу шепот сосняка.

Понятен мне земли глагол,

Но не стряхну я муку эту,

Как отразивший в водах дол

Вдруг в небе ставшую комету.

Ранние стихи- признание в любви к родной природе.

Край любимый. Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Стою один среди равнины голой,

А журавли относят ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду костер горит рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Чувство боли за судьбу животных.

Спит медведиха, и чудится ей:

Колет охотник острогой детей.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

У коровы отобрали и прирезали теленка.

Дряхлая, выпали зубы

Свиток рогов на рогах.

Бил ее выгонщик грубый

На перегонных полях.

Сердце не ласково к шуму,

Мыши скребут в уголке.

Думает грустную думу

О белоногом теленке.

Не дали матери сына,

Первая радость не впрок

И на колу под осиной

Шкуру трепал ветерок.

Скоро на гречневом свете,

С той же сыновьей судьбой

Свяжут ей петлю на шее

И поведут на убой.

Поэт призывает нас сочувствию живым, страдающим существам.

« Ой ты, Русь моя кроткая,

Грандиозен и прекрасен был путь великого революционного похода трудовой России в будущее. Вместе с тем он был суров, драматичен, многотруден.

Есенин не только прекрасно знал жизнь крестьянской России, он был ее сыном. Болел ее болями, радовался ее радостям. Всем сердцем и умом он был с крестьянской демократической Русью в эпоху крушения старого, буржуазного мира и рождения нового, революционного. Это способствовало тому, что Есенин стал истинно народным, национальным поэтом и сказал свое правдивое слово о главных революционных событиях своей эпохи.

Уже в стихах, созданных Есениным в 1917- 1918 годах, отчетливо слышны раскаты бушующего океана крестьянской стихии, мятежного набата.

Поэта все больше захватывает вселенский, космический размах событий.

В те незабываемые дни в его стихи врывались из бурной революционной действительности чеканные, напряженные ритмы.

Небо – как колокол,

Мать моя – родина,

Дыхание революционной грозы коснулось и лирических стихотворений Есенина, полных любви к Родине. Радость обновления родной земли захватила поэта.

Но жизнь революционной Руси разворачивалась все круче.

В произведениях этот уклон отражал те реальные противоречия, которые были характерны для русского крестьянина в период революции.

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Только мне, как псаломщику, петь

Над родимой страной аллилуя.

Никуда вам не скрыться от гибели,

Никуда не уйти от врага.

Вот он, вот он с железным брюхом,

Тянет к глоткам равнин пятерню…

Процесс революционного преобразования жизни шел так, как думал поэт. Российская деревня меняла свой хозяйственный уклад, переделывала природу, перестраивала быт, шла от кустарного, мелкого, отсталого земледелия к более эффективному, современному.

На глазах поэта умирала старая патриархальная Русь. Что ждет Россию в будущем? Сумеют ли люди будущего сохранить красоту природы, любовь к земле, ко всему живому миру? А значит, сохранить и себя, и весь род человеческий!

Сколько светлой надежды и веры в будущее Руси советской с стихах, сколько в них человеколюбия и милосердия.

И на ней человек.

Россия была, быть может единственной любовью Есенина. Вне нее не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни славы. В ней- все, без нее- ничего.

Уходящая Русь для поэта- это его дед и мать, Русь Советская- это его сестры комсомолки.

« От всей души приветствуя революционную новь, поэт не понимал подлинную исторического и социального содержания наступивших в стране перемен- пролетарского, социалистического характера революции. Все это послужило причиной духовного кризиса, пережитого поэтом в годы военного коммунизма.

Литературная жизнь Москвы била ключом. В жгучих спорах рождалась новая, советская литература. Но рождалась она в обстановке голода, лишений, разрухи, гражданской войны.

Не хватало бумаги. Стихи печатались на серой, иногда оберточной бумаге, очень малыми тиражами.

Центрами литературной жизни становились маленькие клубы, столовые, кафе, где можно было выпить чаю и увидеть модную знаменитость, услышать новые стихи.

Я московский озорной гуляка.

По всему Тверскому околотку

В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку.

Стихи этого цикла отличаются вульгарной фразеологией.

Однообразные мотивы пьяной удали, сменялись смертельной тоской,- все это свидетельствовало о заметных утратах в художественном творчестве. Не стало в ней радуги красок, которой отличались его прежние стихи. Им на смену пришли унылые пейзажи ночного города, наблюдаемого глазами потерянного человека: кривые переулки, изогнутые улицы, едва светящиеся в тумане фонари кабаков.

И уже говорю я не маме,

А в чужой и хохочущий сброд:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Есенин стремился вырваться из гнилой атмосферы поэтических кабаков. Но этому мешали его бытовая неустроенность, мягкость характера, а более – назойливые домогания непрошенных друзей. Поэт пытался сменить жильё, но всюду его настигали любители шумных и не всегда трезвых компаний.

В путешествии Есенин работал меньше, чем обычно. Обстановка кочевого ресторанного быта и окружавшие поэта люди усиливали те настроения, которые сказывались еще в прежних стихах.

Возвращение на Родину в августе 1923 года было праздником для поэта:

По чужим пределам,

В юбчонке белой

Стоит береза над прудом.

И каждый с улыбкой угрюмой

Смотрел мне в лицо и глаза,

А я, отягченный думой,

Не мог ничего сказать.

Дрожали, качались ступени,

Под звон головы:

Все, о чем поведал автор в поэме, - это увиденное и пережитое им самим.

Что землю не троньте.

Еще не настал, мол, миг.

За что же тогда на фронте

Сама Анна Снегина выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни.

Неодолимо притягивает нас сердечная доброта есенинских героев, их четность, мужественность, любовь и гражданская верность Родине.

В произведении очень ярко выражено жизнелюбие поэта, его восхищение окружающим миром, призрение ко всякому злу:

Привет тебе, жизни денница!

Встаю, одеваюсь, иду.

Дымком отдает росяница

На яблонях белых в саду.

И на ней человек.

В последние годы жизни Есенин очень часто приезжал в родную деревню, для того чтобы в тишине работать над стихами, чтобы вновь ощутить привычную ему с детства обстановку тихой деревенской жизни… Работал он своеобразно: долго, иногда часами, ходил по комнате из угла в угол, обдумывал стихи. Обдумав строчку, он садился и записывал ее, потом вставал и вновь ходил по комнате;- рассказывала сестра поэта, Александра Есенина.

Спит ковыль. Равнина дорогая

И свинцовой свежестью полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси-

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

В полях этих не все осталось по-прежнему. Поэту не хочется видеть в деревне соху и лачугу, с надеждой внимает он звукам моторов, выезжающих на пахотное поле.

Авторские переживания в этих стихах отличаются нежностью и чистотой. Сила Есенина в том, что сокровенный уголок своего внутреннего мира он смог выразить в словах простых, неброских, но пронизанных трепетом души, покоряющих читательское сердце.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Лирика Есенина автобиографична. Она не только поэтический памятник времени, но и живая сила, воздейстующая на сознание и чувства людей. Из юношеского прошлого вернулось в поэзию Есенина светлая и нежная девушка- березка, с этим образом связывается его встреча с отчей землей:

По чужим пределам,

В юбчонке белой

Стоит береза над прудом.

Конечно, у Есенина есть произведения, окрашенные печалью. Но есть и такая, где выражена тяга к жизни, к человеческой радости.

Так пей же, грудь моя,

Волнуйся новыми стихами!

Девушка сравнивается с тонкой, заглядывающей в пруд березкой, ее косы- с ветвями.

Не гляди на ее запястья

И с плечей ее льющейся шелк.

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашел.

Я не знал, что любовь- зараза,

Я не знал, что любовь- чума,

Подошла с прищуренным глазом

Хулигана свела с ума.

Пора расстаться с озорной

И непокорною отвагой.

Уж сердце напилось иной,

Кровь отрезвляющею брагой.

Первый раз запел я про любовь.

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь- как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без огляди.

Поэт осуждает то, что было не любовью, а дурной страстью, похмельным бредом. Он призывает на помощь любовь возвышенную, чистую, которая воспитывает человека в преданности и постоянстве. Такая любовь приносит уравновешенность и покой, она по-новому открывает мир, она помогает трезвым взглядом оценить дела и беды родной земли:

Теперь со многим я мирюсь

Без принужденья, без утраты.

Иною кажется мне Русь,

Иными- кладбища и хаты.

Поэт Н. Рыленков писал: «Безошибочным чутьем поэта Есенин угадывал, какая жажда человеческой нежности накопилась в душе его. Эту жажду утоляли лучшие пейзажные и любовные стихотворения. Стихи Есенина предельно чисты, искренни, большинство из них пронизано той задушевностью чувств, которая отличает неподдельную и вечную позицию.

В течение трех месяцев, почти до самой смерти, Есенин не оставлял этой темы и написал двенадцать стихотворений, в которых отразилась русская зимняя природа.

Все это признаки психологических состояний. Снежная метель- это смятение сердца, снежный вихрь- это время, умчавшее счастье и радость, а серебряный ветер- вестник бодрости, жизни, удачи.

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Поэт осмысливает свою жизнь, контрастирует необратимость времени и неизбежность смерти. Эти стихи- выражение вечного, непреложного закона круговращения бытия, заставляющего каждого человека оглянуться на свое прошлое.

Все успокоились, все там будем,

Как в этой жизни радей не радей,-

Вот почему так тянусь я к людям,

Вот почему так люблю людей.

Вот от чего я чуть-чуть не заплакал

И, улыбаясь, душой погас,-

Эту избу на крыльце с собакой

Словно я вижу в последний раз.

Именно такую славу пытались создать Есенину его пресловутые друзья, опять втянули его в алкогольную муть непутевых вечеров и скандалов. Не прибавила ему ни покоя, ни радости и последняя женитьба на Софье Андреевне Толстой, внучке Л.Н. Толстого.

Ослабленный болезнью, поэт не выдержал очевидного приступа депрессии.

27 декабря поздно вечером заперся в номере, спать не ложился и далеко за полночь, между тремя и пятью часам утра, покончил с собой.

Весть о гибели поэта тяжелой болью отозвалась в сердца миллионов людей. Огромная толпа москвичей собралась на Каланчевской площади у вокзала 30 декабря. Процессия в несколько тысяч человек сопровождала катафалку до здания дома печати, где был установлен гроб.

31 декабря 1925 года состоялись похороны. С. А. Есенин был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Память Есенина увековечена в ряде мест, связанных с его жизнью, литературной работой.

Заключение

Проделав эту работу я узнала много нового о С. А. Есенине, было очень интересно узнавать об этом человеке все больше и больше. И теперь я могу подвести итог, что имя Сергея Есенина будет всегда почитаемо и любимо. Его творчество отразил красоту родной земли. Оно запечатлело один из самых сложных, переломных периодов в жизни народа. Стихи Есенина зовут к добру и свету, воспитывают чувство красоты, любовь к Родине, требовательное отношение человека к себе, искренность и правдивость. Они являются для нас не только источником радости, предметом эстетического наслаждения, но фактором большой нравственной силы, ибо в их основе лежит высокая человечность. В октябре 1970 года исполнилось 75 лет со дня рождения Сергея Есенина. К этой знаменательной дате восстановлены в Константинове все памятные места, связанные с именем поэта, с его жизнью на родной рязанской земле, с его творчеством, безгранично дорогие нам как неотъемлемая частица нашей духовной национальной культуры.

Список литературы

2. Есенин С. Избранное.- М.: Детская литература, 1993г.

3. Есенин С. Собрание сочинений. Том 1-м.: Советская Россия, 1994г.

4. Есенин С. Собрание сочинений. Том 2- М.: Советская Россия, 1994г.

5. Карамзин В. Я.; Зварский И. С.; Коровин В.И. Литература 9 кл.- М.: Просвещение, 2002г.

В 1957 году мне дали на одну ночь почитать стихи Сергея Есенина. Тогда впервые я испытал неизъяснимую радость от того, что они сочинены на моём родном языке. На языке моей деревни.

О Есенине и его творчестве написано много. И по-разному. В 20-е годы его клеймили за "кулацкие" стихи. А.В. Луначарский (нарком просвещения) назвал в 1921 году группу имажинистов, куда входил Сергей Есенин, шарлатанами, желающими морочить публику. Позже клеймил Сергея Есенина и "есенинщину" Н.И. Бухарин (член политбюро ВКП(б). В послезапретное время его пытались причислить к сочувствующим большевикам.

Земной поклон тем, кто помнил о нём в то время, когда имя его было под запретом. Композитор Григорий Фёдорович Пономаренко написал на стихи Есенина чудесные песни: "Не жалею, не зову, не плачу. ", "Никогда я не был на Босфоре. ", "Отговорила роща золотая. ". Когда их поют, плакать хочется. В них пока ещё живая душа России.

"Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся", - писал Тютчев. Эти слова я вспоминаю, читая Есенина. Слава его вечна. Не могу смириться с тем, что в России русским поэтам не дают долго жить земной жизнью. Пушкин, Лермонтов, Блок, Есенин и многие другие тому подтверждение. Уверен, что Сергей Есенин на себя рук не накладывал. Я раньше в этом сомневался. Сомнения исчезли, когда внимательно изучил его поэмы.

"Страна негодяев" даёт ответы на многие вопросы. Поэма написана в 1922-1923 годах. В это время Есенин путешествовал по Европе и Америке. 1921 год - начало новой экономической политики в России (нэп). Время, очень похожее на наше. Есенин в поэме будто бы Америку показывает как страну негодяев. Но на самом деле пишет о России.

Теперь, когда многое из тайного стало явным, и мы знаем о зловещей деятельности ЧК, нетрудно догадаться, что ждало поэта за эту поэму.

В ней есть герой, комиссар из охраны железнодорожной линии Чекистов. Вот что он говорит другому герою поэмы, сочувствующему коммунистам Замарашкину:

- Нет, Замарашкин,
Я гражданин из Веймара
И приехал сюда не как еврей,
А как обладающий даром
Укрощать дураков и зверей.
Я ругаюсь и буду упорно
Проклинать вас
хоть тысячу лет,
Потому, что.
Потому что хочу в уборную,
А уборных в России нет.
Странный и смешной
вы народ!
Жили весь век свой нищими
И строили храмы Божии.
Да я б их давным-давно
Перестроил в места отхожие.

Так и поступили с нашими православными храмами.

Ещё один герой поэмы, Рассветов, говорит:

- Честолюбивый росс
Отчизны своей не продаст,
Интернациональный дух
Прёт на его рожон.

(Чем не наше время?)

А теперь читающий эти строки пусть вспомнит, что говорил об имажинистах (в том числе и о Есенине) А.В. Луначарский и как к Есенину относился Н.И. Бухарин.

Сегодня телевидение всей останкинской "башней" полюбило Америку и останкинской "иглой" ощетинилось против национальных интересов России. Идёшь по улицам города - и почти ни одного русского слова на бесконечных коммерческих магазинах, ларьках и рекламных щитах. А вот что писал об Америке Сергей Есенин: ". Я очень не люблю Америки. Америка - это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж. ". Да, воистину, "поэт в России больше, чем поэт".

И вот ещё о чём я сегодня подумал: "Стал бы или нет с годами Сергей Есенин православным?". Хочется верить, что всегда был. Родители его были верующие. Он служил, служит и будет служить своему народу, а стало быть и Господу.

Теперь, когда многое из тайного стало явным, и мы знаем о зловещей деятельности ЧК, нетрудно догадаться, что ждало поэта за эту поэму.

В ней есть герой, комиссар из охраны железнодорожной линии Чекистов. Вот что он говорит другому герою поэмы, сочувствующему коммунистам Замарашкину:

— Нет, Замарашкин,
Я гражданин из Веймара
И приехал сюда не как еврей,
А как обладающий даром
Укрощать дураков и зверей.
Я ругаюсь и буду упорно
Проклинать вас
хоть тысячу лет,
Потому, что…
Потому что хочу в уборную,
А уборных в России нет.
Странный и смешной
вы народ!
Жили весь век свой нищими
И строили храмы Божии…
Да я б их давным-давно
Перестроил в места отхожие…

Так и поступили с нашими православными храмами.

Ещё один герой поэмы, Рассветов, говорит:

— Честолюбивый росс
Отчизны своей не продаст,
Интернациональный дух
Прёт на его рожон…

(Чем не наше время?)

А теперь читающий эти строки пусть вспомнит, что говорил об имажинистах (в том числе и о Есенине) А.В. Луначарский и как к Есенину относился Н.И. Бухарин.

Читайте также: