Сообщение на тему электробезопасность в быту и экология жилища

Обновлено: 06.07.2024

Материалы могут быть использованы для организации учебных занятий в дистанционном режиме, а так же для изучения учащимися самостоятельно.

ВложениеРазмер
elektrobezopasnost_v_bytu.pptx 1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Задачи Изучить действия электрического тока на живые организмы. Исследовать причины электротравм в домашней обстановке. Изучить правила обращения с электроприборами и светильниками. Познакомиться с мерами помощи при поражении током. Изучить электротравматизм и состояние помещений. Рассмотреть вопросы формы, цвета, ясности надписей и подбора рисунков, которые хорошо бы запоминались .

Действие электрического тока на живые организмы Русский академик Рихман (1711-1753) погиб от поражения молнией Изучением воздействия электрического тока на организм занимался французский учёный Марат Жан Поль (1737-1798) Первые работы, посвященные поражению электрическим током, относятся к 80 -м годам XIX в., когда начинается широкое применение электричества в технике.

Действие электрического тока на живые организмы Сила тока Действие тока 0 - 0,5 мА Отсутствует 0,5 - 2 мА Потеря чувствительности 2 - 10 мА Боль, мышечные сокращения 10 - 20 мА Растущее воздействие на мышцы, некоторые повреждения 20 - 100 мА Дыхательный паралич 100 мА - 3А Желудочковые фибрилляции (необходима немедленная реанимация) Более 3А Остановка сердца (если шок был кратким, сердце можно реанимировать), тяжелые ожоги Опасное для жизни напряжение – 50 В

Основные причины поражения током 1. Неисправность приборов или средств защиты. 2 . Замыкание фазовых проводов на землю. 3. Нарушение техники безопасности при обращении с приборами.

Правила обращения с бытовыми электроприборами и светильниками 1 . При вынимании шнура из розетки надо держаться за вилку. 2 . Нельзя идти к выключателю с мокрыми руками. 3 . Не использовать электроприбор с открытой спиралью. 4 . После окончания работы электроприборов необходимо отсоединить от сети. 5 . Не оставлять их без надзора. 1 2 5 4

Правила обращения с бытовыми электроприборами и светильниками 6. Ставить на специальные подставки или на торцы, если этого требует техника эксплуатации. 7 . Регулярно производить уход за бытовыми электроприборами. 8 . Для этой цели использовать специальные средства. 9 . Не включать одновременно несколько бытовых электроприборов большой мощности. 10. Располагать бытовые электроприборы от стен и других предметов на расстоянии, предназначенном инструкцией эксплуатации.

Электротравматизм и состояние помещений Следует помнить, что опасность поражения током подстерегает нас: 1. В сырых помещениях, где относительная влажность воздуха близка к 100% (подвалы, бани, душевые) 2 . На металлических лестницах и железобетонных полах; при одновременном прикосновение человека к металлическим конструкциям здания, имеющим соединения с землей (например, к батареи и металлическим корпусам электрооборудования).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Electricity in Everyday Life. Уроки электробезопасности в быту.

Everybody knows well the role of electricity in our life. Can you list the many ways you use electricity? If you started your list, you might be writing for a long time! Electricity powers our lights .


Презентация на тему: "Что значит быть гражданином"

Презентация разработана к уроку обществознания в 6 классе.


Час общения по теме «Электробезопасность».


1. Создать условия для обобщения и расширения знаний школьников об электричестве.

2. Организовать деятельность учащихся по повторению правил безопасного обращения с электроприборами.

3. Способствовать воспитанию безопасного образа жизни, желанию заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

План проведения урока:

О чем пойдет речь?

Электрический ток: друг или враг?

Какой он бывает?

Как поражает человека?

Как этого избежать?

Как не пострадать во время грозы?

Кто они - удивительные и опасные животные?

Организационный момент. Добрый день, ребята! Я рад видеть вас на уроке технологии. Желаю вам удачи и хорошего настроения. Улыбнитесь своему соседу. Пусть у вас все получится. (слайд 1 – Приложение 1 )

Актуализация знаний учащихся

Какую роль выполняет в нашей жизни электричество? Подумайте, электричество друг или враг? (слайд 4)

Чем опасен электрический ток? Каковы последствия поражения человека электрическим током? (слайд 5)

Какую особенность имеет электрический ток? (слайд 6)

Может ли человек обнаружить электрический ток заранее? Как же предупредить человека об опасности поражения электрическим током? (слайд 7) Где можно увидеть такие знаки? А где в школе вы видели такие знаки? (Приложение 2)

Вспомните, какие правила электробезопасности на улице вы знаете? (слайд 9)

Энергообъекты – это воздушные и кабельные линии электропередачи, подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные пункты.

Правила поведения вблизи энергообъектов

Не лезь в трансформаторные будки и электроустановки.

Не бросай ничего на провода и не играй рядом с ними.

Не кради и не помогай красть электрические провода.

Не влезай на опоры.

Изучение нового материала.

- НЕЛЬЗЯ приближаться бегом или обычным шагом к лежащему проводу или человеку на земле!

- НЕЛЬЗЯ отрывать подошвы от поверхности земли и делать широкие шаги!

- НЕДОПУСТИМО прикасаться к пострадавшему или к металическим предметам без предварительного обесточивания!

- НЕОБХОДИМО как можно быстрее отключить электричество с помощью выключателя, рубильника, вынуть вилку из розетки и т. д.

В классе развешаны рисунки электроприборов: стиральная машина, микроволновка, утюг, фен, пылесос и т.д.. Учащимся нужно встать , взять рисунок и назвать правило эксплуатации прибора, которое начинается со слов нельзя. Проиграет тот, кто сядет за стол последним.

Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Правила поведения во время грозы. Посмотрите на картину. Что на ней изображено? (молния) Как она связана с темой нашего урока? Вспомните правила поведения во время грозы. (слайд 12)

Это интересно и опасно. (слайд 13)Назовите, какие животные изображены на рисунке. Электрический угорь вырабатывает электроэнергию более 500 Вт, а электрический скат до 300Вт. Энергии, вырабатываемой скатом хватит, чтобы запустить двигатели 50 автомобилей.

Решение проблемной ситуации.

Для чего нужны розетки –

Знают взрослые и детки:

В них вставляем мы всегда

От приборов провода.

(Всем должно быть ясно!)

Гвозди, шпильки, иглы, спицы

В них совать опасно!

А как быть с маленькими детьми, которые правил еще не знают? ( слайд 14) Советы родителям, у которых есть маленькие дети: закрыть розетки или установить безопасные розетки.

Проверка изученного материала.

Вопросы к кроссворду:

Без ног бежит,
Без огня горит,
Без зубов, а кусается. (Электричество)

Висит груша – нельзя скушать. (лампочка)

Какими руками нельзя трогать электроприборы? (мокрыми)

Под чем нельзя стоять во время грозы? (дерево)

Чего нельзя делать во время грозы? (купаться)

Каким бывает ток, если его разозлить? (злой)

Индивидуальная работа. Тестирование. Выполни электротест. Проверь себя. (слайд 16) (Приложение 4)

Выставление оценок за урок.

О чем расскажете родителям дома? Что вы делали раньше и не станете делать после этого урока?

Домашнее задание

Нарисовать правило по электробезопасности.

Рассказать правила электобезопасности родителям. (Приложение 5)

Библиографический список

Самоанализ темы урока. По данным статистики в последнее время происходит много случаев электротравматизма в быту из-за несоблюдения правил эксплуатации электрических бытовых приборов. Особенно подвержены поражению током дети, которые мало знают об опасности, которая подстерегает их во время игр вблизи энергообъектов. Данная тема актуальна в любом возрасте и в любое время года, но особенно важно повторить правила электробезопасности перед каникулами. Ведь зачастую дети остаются на каникулах дома одни и пользуются электрическими приборами самостоятельно, без присмотра взрослых. Данный урок был проведен перед зимними каникулами и способствовал актуализации знаний учащихся о правильном обращении с электроприборами и правилами поведения вблизи энергообъектов.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Электробезопасность в быту. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

электробезопасность Одно из главных правил в быту, которое должен помнить каждый — не оставлять включенные электроприборы без присмотра. Не забывайте: электричество не только облегчает нашу жизнь, но в определенной ситуации и угрожает ей.

Запрещается допускать соприкосновения электрических проводов с телефонными и радиотрансляционными проводами, радио- и телеантеннами, ветками деревьев и кровлями строений;

Действие электрического тока на организм человека электротравма I степени — судорожное сокращение мышц без потери сознания; электротравма II степени — судорожное сокращение мышц с потерей сознания; • электротравма III степени — потеря сознания и нарушение функций сердечной деятельности или дыхания (не исключено и то и другое); • электротравма IV степени — клиническая смерть.

Безопасными для человека считаются переменный ток до 10 мА и постоянный — до 50 мА. Степень тяжести электрического поражения зависит от многих факторов: сопротивления организма, величины, продолжительности действия, рода и частоты тока, пути его в организме, условий внешней среды.

Электрический ожог различных степеней — следствие коротких замыканий в электроустановках и пребывания тела (как правило, рук) в сфере светового (ультрафиолетового) и теплового (инфракрасного) влияния электрической дуги; ожоги III и IV степени с тяжелым исходом — при соприкосновении человека (непосредственно или через электрическую дугу) с токоведущими частями напряжением свыше 1000 В.

Освобождение от действия электрического тока Оказывающий помощь должен прежде всего освободить пострадавшего от действия на него тока: по возможности отключить питание

При этом одновременно лица, не участвующие в оказании помощи пострадавшему, должны немедленно: • вызвать врача медсанчасти или скорую помощь; • удалить с места оказания помощи посторонних; • создать максимальное освещение, а также приток свежеro воздуха

Опасность поражения электрическом током заключается в нарушении деятельности дыхательных органов и сердечно-сосудистой системы. Прежде всего необходимо, сделать следующее: -уложить пострадавшего на спину на твердую поверхность; проверить, есть ли у него дыхание и пульс; осмотреть зрачок .(узкий или широкий). Широкий значок указывает на резкое ухудшение кровоснабжения мозга.

После этого нужно приступить к оказанию первой помощи: • если пострадавший находится в сознании, но до этого находился в обмороке или продолжительное время под током, его нужно осторожно уложить в удобное положение, тепло укрыть, обеспечить полный покой до прибытия врача. и, не теряя бдительности, непрерывно наблюдать за дыханием и пульсом;

• если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но сохранились устойчивое дыхание и пульс, его нужно удобно уложить, расстегнуть ворот, пояс и одежду, обеспечить приток свежего воздуха и полный покой, давать пострадавшему нюхать нашатырный спирт и обрызгивать его водой;

• если пострадавший плохо дышит — редко, судорожно, как бы всхлипывая,— необходимо делать искусственное дыхание и массаж сердца. • если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но сохранились устойчивое дыхание и пульс, его нужно удобно уложить, расстегнуть ворот, пояс и одежду, обеспечить приток свежего воздуха и полный покой, давать пострадавшему нюхать нашатырный спирт и обрызгивать его водой;

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате работы над проектом составлены правилами обращения с электроприборами, которые есть в доме; с этими правилами ознакомлены члены семей одноклассников; изготовлен плакат по электробезопасности в быту

Оглавление Стр.

Основная часть

Действие электрического тока на живые организмы -------------------------- 6

Правила обращения с бытовыми электроприборами и светильниками ------- 10

Электротравматизм и состояние помещений ---------------------------------------- 10

Заключение. Основные результаты работы --------------------------------------- 13

Введение. Проблема и её обоснование.

Все мы постоянно имеем дело с электрическими приборами. Ребята и взрослые люди часто неправильно обращаются с ними, подвергая свою жизнь опасности. В нашем районе известны случаи электротравматизма, есть среди них и с трагическим исходом: несколько лет назад погиб мужчина в Старых Бобовичах. В Новозыбкове осенью прошлого года двое детей получили травмы электрическим током.

Опасность работы с электроприборами заключается в том, что ток и напряжение не имеют внешних признаков, которые позволили бы человеку при помощи органов чувств (зрения, слуха, обоняния) обнаружить грозящую опасность и принять меры предосторожности. Как известно, тело человека является проводником. Если кто-то случайно прикоснется к токоведущим частям электроустановки, с оголенным проводам или клеммам, находящимся под напряжением, то по его телу пойдет электрический ток. В результате человек может получить электротравму.

Известны драматические случаи:

В одной семье мать оставила без присмотра включенным в розетку шнур от электрического утюга. Игравший на полу маленький ребенок подобрался к свисавшему до полу шнуру и засунул пальчики в штепсельные гнезда, снятые с контактов утюга. В тот же миг он упал мертвым. (3, с. 10).

Портативные гаджеты регулярно становятся причиной опасных инцидентов, причиняющих вред здоровью или даже смерть своим владельцам. Так, несколько лет назад портативный компьютер стал причиной трагической гибели молодого жителя Краснодара.
Мощный разряд электротока ударил его в тот момент, когда 35-летний россиянин собирался заглянуть на страницы социальной сети. При этом ноутбук он положил себе на колени. Внезапно из портативного компьютера вырвалась огненная вспышка, и в следующую секунду россиянин умер от удара током (5)

В Иркутской области погиб 26-летний маляр, его тело было найдено в ванной. Принимавший ванну мужчина уронил в воду подключенный к электрической сети ноутбук, в результате чего был смертельно травмирован электрическим током (5).

Актуальность. То есть причиной электротравматизма в мирной домашней обстановке всегда является непростительное пренебрежение элементарными правилами осторожности при обращении с электрическими приборами. В настоящее время разработаны инструкции по охране труда и технике безопасности на различных производствах. Однако компактного плаката по технике безопасности в быту нет. Желательно изготовить такой плакат.(1, с. 102).

Цель: разработать плакат, который позволял бы выполнять основные правила безопасного пользования электроэнергией.

Задачи (направленные по реализации цели проекта).

Изучить действия электрического тока на живые организмы.

Исследовать причины электротравм в домашней обстановке.

Познакомиться с правилами обращения с электроприборами и светильниками.

Познакомиться с мерами помощи при поражении током.

Изучить электротравматизм и состояние помещений.

Рассмотреть вопросы формы, цвета, ясности надписей и подбора рисунков, которые хорошо бы запоминались.

Обсудить расположение плаката.

Новизна работы: изготовление плаката по электробезопасности в быту.

Анализ и систематизация

Основная часть

Действие электрического тока на живые организмы

О поражении молнией писал римский философ Сенека (ок. 4г. до н. э.-65г. р. э.). Русский академик Рихман (1711-1753) погиб от поражения молнией. Изучением воздействия электрического тока на организм занимался французский ученый Марат Жан Поль (1737-1798). Первые работы, посвященные поражению электрическим током, относятся к 80-м годам XIX в., когда начинается широкое применение электричества в технике.





Сила тока, как известно из закона Ома, зависит от напряжения, приложенного к проводнику, и его сопротивления. Сопротивление человеческого тела не всегда одинаково и зависит от многих причин. Если кожа на руках загрубелая, замасленная, то контакт с токонесущими проводами или частями машин будет плохой. Между кожей и металлом окажется слой изоляции с высоким напряжением. Наоборот, чистые и особенно мокрые руки создадут очень хороший контакт.

Действие тока

Боль, мышечные сокращения

Растущее воздействие на мышцы, некоторые повреждения

Желудочковые фибрилляции (необходима немедленная реанимация)

Остановка сердца (если шок был кратким, сердце можно реанимировать), тяжелые ожоги

Наблюдались случаи, когда люди, при одинаковых условиях получавшие кратковременные электрические поражения, переносили их по-разному: одни мгновенно умирали, другие оставались жить. Оказывается, что на исход влияет еще и то, в какой момент сердечного цикла (сокращение, расширение, пауза) действует электрический удар на сердце.

Опасное для жизни напряжение – 50 В. Со вторичными источниками тока, которые включаются в сеть переменного тока с напряжением 36 или 42 В, следует вести себя более осторожно. Особенная бдительность требуется при работе 42 В. Переменное напряжение 42 В существенно уменьшает. Но не ликвидирует опасность поражения электрическим током. В теле человека при таком напряжении может возникнуть эффект неотпускающего тока со всеми опасными для жизни последствиями.

Электротравма

Электротравма - это воздействие на человека электрического тока и напряжения, превышающих по своему значению и длительности максимальные параметры. К таковым относится постоянное и переменное напряжение более 36 вольт и ток более 0,15 ампера. Так, например, электростатический заряд, накапливаемый искусственной шубой, может достигать 6000 Вольт, но мы только вздрогнем, ощутив его, потому что очень слаба величина тока — тысячные доли ампера. Кроме этих параметров учитывается еще и путь тока по организму: так, например, если ток прошел через обе ноги, человек может даже не потерять сознания, а если через левую руку и правую ногу, то даже при меньших значениях тока возможна смерть от остановки сердца. Также опасно прохождение тока через голову и конечности, при падении оголенного провода сверху (обрыв контактной или осветительной сети на улице). Переменный ток для человека обладает большей поражающей силой (6).

Меры помощи при поражении током.

Симптомы и течение. Основным повреждающим действием тока является то, что он вызывает шок с выключением сознания, остановкой дыхания и сердечной деятельности. Вторым поражающим действием является тепло, выделяемое при прохождении тока по телу и вызывающее ожоги и обугливание (6).

При подозрении на поражение электрическим током необходимо:

Освободить пострадавшего от воздействия тока: обесточить электроустановку, которой касается пострадавший, выключить рубильник или предохранитель, отбросить оголенный провод сухим неметаллическим предметом.

Срочно вызвав врача (скорую помощь), но, не дожидаясь его прибытия, надо оказать пострадавшему доврачебную помощь: уложить в удобное положение, расстегнуть на нем одежду и накрыть, обеспечив до прихода врача полный покой (если пострадавший в сознании). Если пострадавший находиться в бессознательном состоянии, но у него устойчивое дыхание и пульс, следует дать ему понюхать нашатырный спирт, обрызгать лицо водой.

Если пострадавший дышит плохо или не дышит вообще, ему надо немедленно начать делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Основные причины поражения током:

Неисправность приборов или средств защиты;

Замыкание фазовых проводов на землю;

Нарушение техники безопасности при обращении с приборами (прикосновение к оголенным проводам, предохранителям, ламповым патронам, ошибочное принятие включенного прибора за выключенный, контакт токопроводящего оборудования с приборами, находящимися под напряжением) (2, с. 44).

Правила обращения с бытовыми электроприборами и светильниками.

Наиболее действенная профилактика электротравматизма – точное выполнение правил безопасности при эксплуатации электрических приборов (2, с. 46).

При вынимании шнура из розетки надо держаться за вилку.

Нельзя идти к выключателю с мокрыми руками.

Не использовать электроприбор с открытой спиралью.

После окончания работы электроприборов необходимо отсоединить от сети.

Не оставлять их без надзора.

Ставить на специальные подставки или на торцы, если этого требует техника эксплуатации.

Регулярно производить уход за бытовыми электроприборами. Для этой цели использовать специальные средства.

Не включать одновременно несколько бытовых электроприборов большой мощности.

Располагать бытовые электроприборы от стен и других предметов на расстоянии, предназначенном инструкцией эксплуатации.

Электротравматизм и состояние помещений

Ошибочно считается, что источники тока низкого напряжения безопасны. Но в бане смертельным для человека может быть поражение от источника энергии напряжением 12В. Все зависит от условий окружающей среды и состояния человека.

Следует помнить, что опасность поражения током подстерегает нас:

В сырых помещениях, где относительная влажность воздуха близка к 100% (подвалы, бани, душевые)

На металлических лестницах и железобетонных полах; при одновременном прикосновение человека к металлическим конструкциям здания, имеющим соединения с землей (например, к батареи и металлическим корпусам электрооборудования).

Поэтому с точки зрения электробезопасности помещения должны быть светлыми, сухими и теплыми. А также иметь диэлектрические (деревянные) полы, без выбоин и щелин. Поверхности стен, потолков, дверей – гладкая и матовая. Радиаторы и трубопроводы отопительной и водопроводной систем в помещении обязательно иметь заземление.


Расположение плаката.

В любой квартире каждая комната имеет определенное назначение. Новому предмету, не относящему к предметам быта, трудно вписаться в окружающую обстановку.

Рассматривая вопрос о расположении плаката, пришлось учесть следующее:

большинство бытовых электроприборов находится на кухне и ими приходится пользоваться именно там. Но на кухне чаще всех бывает только хозяйка;

все члены же семьи, заходя в квартиру или выходя из нее, проходят через прихожую.

Поэтому плакат по электробезопасности нужно расположить на стене в прихожей (желательно рядом с зеркалом).

рассмотрели различные жизненные ситуации, связанные с использованием электроприборов;

выяснили, что делаем правильно, а что неправильно в этих ситуациях;

изучили правила обращения с электроприборами, которые есть у нас в доме;

с этими правилами познакомили членов своих семей и одноклассников;

изготовив, плакат по электробезопасности в быту, и, вывесив его в своем доме, мы в дальнейшей жизни оградим себя и своих близких от возможности получить электротравму в доме.

Полезно было бы узнать о той помощи, которую мы можем оказать

пострадавшим от электрического тока.

Изготовив плакат по электробезопасности в быту, и, вывесив его в

своём доме, мы в дальнейшей жизни оградим себя и своих близких от возможности получить электротравму в доме.

Источники информации (литература).

Технология, трудовое обучение, 8 кл, под ред. В.Д. Симоненко. Брянск, 1996 г.

Читайте также: