Сообщение на тему два капитана

Обновлено: 01.07.2024

Приключенческий роман и документальное расследование

На первый взгляд, роман выглядит просто соцреалистическим опусом, хотя и с тщательно проработанным сюжетом и использованием неко­то­рых не слиш­ком привычных для соцреалистической литературы модернист­ских приемов, например таких, как смена повествователя (две из десяти частей романа напи­саны от лица Кати). Это не так.­­

Роман воспитания

Впрочем, в истории взросления Григорьева появляются мотивы, не свойствен­ные литературе XVIII и XIX века. Личностное становление Сани — это процесс постепенного накапливания и концентрации воли. Всё начинается с преодоле­ния немоты Из-за перенесенной в раннем детстве болез­ни Саня потерял способность гово­рить. Немота фактически становится причи­ной гибели Саниного отца: мальчик не может рассказать, кто на самом деле убил сторожа и почему нож отца оказался на месте пре­ступления. Саня обретает речь благодаря чудесному доктору — беглому каторжнику Ивану Ивановичу: буквально за несколько сеансов он показывает своему пациенту пер­вые и самые главные упражнения для трени­ровки произнесения гласных и коротких слов. Потом Иван Иванович исчезает, и даль­нейший путь к обретению речи Саня проде­лывает сам. , а после этого первого впечатляющего волевого акта Григорьев предпринимает и другие. Еще учась в школе, он решает стать летчиком и начи­нает систематически закаляться и заниматься спортом, а также читать книги, имеющие прямое или косвенное отношение к авиации и самолетостроению. Одновременно он тренирует способности к самообладанию, так как слишком импульсивен и впечатлителен, а это очень мешает в публичных выступлениях и при общении с чиновниками и начальниками.

Авиационная биография Григорьева демонстрирует еще большую решимость и концентрацию воли. Сперва обучение в летном училище — в начале 1930-х, при нехватке оборудования, инструкторов, летных часов и просто денег на жизнь и еду. Потом долгое и терпеливое ожидание назначения на Север. Затем работа в гражданской авиации за полярным кругом. Наконец, в заключи­тельных частях романа молодой капитан борется и с внешними врагами (фа­ши­­­стами), и с предателем Ромашовым, и с болезнью и смертью, и с тоской разлуки. В конце концов он выходит из всех испытаний победителем: возвра­ща­ется к профессии, находит место последней стоянки капитана Татаринова, а потом и затерявшуюся в эвакуационных пертурбациях Катю. Ромашов разоб­лачен и арестован, а лучшие друзья — доктор Иван Иванович, учитель Кораб­лев, друг Петька — снова рядом.

Советский революционный исторический роман

Роман с ключом

Производственный роман

Кратко восстановим хронологию:

1933–1934 годы — знаменитая челюскинская эпопея, попытка плавания из Мурманска во Владивосток за одну навигацию, с гибелью корабля, высадкой на льдине, а затем спасением всего экипажа и пассажиров с помощью лучших пилотов страны: спустя еще много лет имена этих пилотов мог перечислить наизусть любой советский школьник.

1937 год — первая дрейфующая полярная станция Ивана Папанина и первый беспосадочный перелет Валерия Чкалова на североамериканс­кий континент.

Полярники и летчики были в 1930-е главными героями современности, и то, что Саня Григорьев не просто выбрал авиационную профессию, но захотел связать свою судьбу с Арктикой, сразу же сообщало его образу романтический ореол и большую привлекательность.

Военная мелодрама

Одним из самых неординарных и поистине захватывающих произведений по праву считается роман Два капитана. Это произведение входит в школьную программу и вызывает у школьников немалый интерес. Сделав же по произведению Два капитана анализ, каждый учащийся сможет написать потрясающее сочинение и разберется во всех особенностях этого литературного шедевра.

Каверин Два капитана: анализ произведения

По произведению Каверина Два капитана анализ стоит начать с рассмотрения сюжетных линий. Их в этом романе две. Раскрывается судьба Татаринова и история Сани Григорьева. Правда, сюжетные линии произведения являются не параллельными, а связанными между собой.

Действия разворачиваются не в одном городе, а в нескольких. Описываются события, которые происходят в Ленинграде, столице и Энске. Разворачиваются они перед войной и непосредственно в военный период. В эти годы отмечается становление главного героя, как личности. При этом происходит немало событий. Все они находятся в тесной связи с главным действующим лицом.


Два капитана: история создания

Анализ произведения Два капитана невозможно провести, если не узнать историю создания этого романа. Замысел появился у автора в тридцатых годах минувшего столетия. В тот период ему как раз посчастливилось познакомиться с одним ученым. Его рассказы и стали основой для одной их частей данного произведения.

На написание романа у Каверина ушло около трех месяцев. Правда, в редакции ее тогда не приняли. Вновь к работе над романом писатель приступил лишь через полугодие. Он изменил при этом не только сюжетные линии, но и форму самого повествования. Оно велось уже не от третьего, а от первого лица.

В первый раз данное произведение опубликовали в издании Костер. Произошло это в 1938 году. В начале же сороковых годов первая из частей выпущена в виде отдельного печатного издания.

Правда, автор не останавливается на одной части и приступает к созданию второй. Он в то время был военным журналистом и без труда собирал материалы для будущего произведения. В начале сороковых выходит и вторая часть романа. Спустя же шесть лет его награждают премией Сталина.

Жанр, тема и композиция

При анализе произведения Каверина Два капитана крайне важно определить его жанр. Это проза, представленная в виде полноценного романа. В нем присутствуют элементы биографии, приключений и истории. Кроме того, просматривается также эпистолярный стиль. Он проявляется в тех моментах, где повествование осуществляется с помощью писем. Таким образом получается связать между собой настоящее и прошлое.

Анализ романа Два капитана подразумевает рассмотрение его композиции. Произведение состоит из пары частей. Повествование при этом является довольно сложным. Ведь рассказ ведется от первого и третьего лица. Помимо этого, рассказ также ведется и от имени самого автора.

Главная тема, которая поднимается в романе, это жизненные поиски. Автор показывает, как герой стремится найти истину, касающуюся пропавшей ранее экспедиции. Он ищет свой путь в жизни. Причем не только моральный, но и нравственный. За счет этого путь и становится главным символом произведения. Он выражается с помощью образов двух капитанов.

Два капитана: краткий анализ героев

Отдельно стоит рассмотреть героев этого произведения. Главным персонажем в нем выступает Саня Григорьев. Это невероятно смелый и честный человек, который во что бы то ни стало пытается достичь правды. Примером для подражания является папа любимой им девушки, а именно капитан Татаринов. Герой стремится найти правду об экспедиции этого капитана. По сути, вся его сознательная жизнь и посвящена этим поискам. При этом он проявляет немалую целеустремленность, смелость и силу воли.

Образ Татаринова тесно связан с Саней с раннего детства. Оба персонажа являются положительными. Правда, также немаловажное значение в данном произведении имеет образ Кати. Она находится в тесной связи и с одним, и с другим героем, представляет собой своеобразный мостик, соединяющий их. Она всем сердцем любит Саню и остается рядом с ним, не взирая на все сложности.

Основная мысль и смысл романа

Роман можно смело назвать произведением о поиске нравственной позиции, жизненных ценностей и истины. Автор совсем не случайно назвал своих героев именно капитанами. Как раз им и приходится быть первопроходцами, искать новые пути и вести за собой других.

С помощью образов капитанов писатель пытается донести до читателей, что не взирая на все сложности и препятствия, которые неизбежно встречаются людям на пути, необходимо оставаться настоящим человеком. Следует проявлять доброту, быть честным, совершать справедливые поступки и не позволить проявиться бесчестию.

Правда, в романе поднимается далеко не только лишь тема поиска. Здесь говорится о ценности настоящей дружбы. Кроме того, представлено также и ее противоположность – предательство. Отмечается также раскрытие и любовной тематики. Путем описания отношений Кати с другими персонажами показывается, насколько опасна эгоистичная любовь. Говорится, что нельзя стремиться завладеть интересующим человеком. Ведь вследствие этого всем будет причинен вред. Такой любви противопоставляются те чувства, которые испытывают Кораблев и Саня. С их помощью оба персонажа смогли избавиться от грусти и искренне полюбить жизнь.


Писатель говорит о том, насколько важно выбрать в жизни верный путь. Он должен строиться на чести и истине. Не стоит при этом думать о том, что идти по такому пути окажется сложно. Стоит стойко проходить все испытания, чтобы воспитать в себе сильный характер и явную силу духа. Ведь только в том случае, если следовать канонам чести, удастся достичь уважения со стороны окружающих.

В романе показано, какими именно нравственными чертами должен обладать человек. При его прочтении можно увидеть примеры как правильного, так и недостойного, неподобающего поведения. Естественно, что при этом не составит труда сделать верные выводы и понять, какую именно мысль автор пытался донести до читателей.


Потерянная экспедиция

На примере судьбы главного героя Александра Григорьева автор показал, при каких условиях человек может достигнуть цели, которую он себе обозначил, как самую важную. Чтобы осуществить мечту детства — открыть тайну пропавшей экспедиции капитана Татаринова, Саня проявил такие качества характера, как:

  • мужество;
  • стойкость;
  • вера в себя и своих близких;
  • упорство;
  • бесстрашие.

Приключения, которые выпали на долю этого героя, люди, встретившиеся на его жизненном пути, — это все закалило характер и помогло выстоять под ударами судьбы, а также узнать причины погубленной экспедиции.

Еще с детства Саня был любопытным и незаурядным мальчишкой. Обожал приключенческие истории. У него всегда было желание совершить какое-нибудь значимое открытие или обнаружить клад.

Когда же мальчик Санька Григорьев стал мечтать разгадать тайну исчезновения капитана Татаринова и его команды? Знакомство с полярной экспедицией произошло случайно, когда по странному стечению обстоятельств письма пропавших ее участников попали к тете Даше, которая стала читать записи детям вместо книг. Эта история произвела огромное впечатление на маленького Сашу, его волновала судьба исчезнувшей команды, в голове постоянно были рассуждения о причинах такого исхода экспедиции.

А также его увлекла личность самого капитана Татаринова, человека:

  • сильного;
  • идейного;
  • отважного.

Именно глава полярной экспедиции стал для Саши примером, светлым романтическим образом исследователя, который не боится трудностей.

Идет к своей цели и достигает ее, несмотря на то, что она забирает у него жизнь. Под впечатлением истории о пропавшей полярной экспедиции герой решает докопаться до истины, установить справедливость и вернуть славу команде Татаринова.

Судьба и мечта Сашки

Мальчик загорелся желанием освоить профессию летчика, которая позволит добраться до севера и разгадать волнующие воображение тайны. То есть ребенок придумывает способ достижения своей мечты и ставит себе задачи. С этого момента судьба проверяет решение Саши на прочность. Осуществиться ли детская мечта ребенка, воплотится ли она в реальность? Это все зависело только от самого Саши. И главный герой романа своим характером, целеустремленностью, стойкостью и решительностью доказывает: мечта может стать реальностью, только нужно следовать своей цели и не отступать перед трудностями.

А на долю тогда еще юного мечтателя выпало немало ударов судьбы. Странная немота осложняла ему жизнь в детстве и помешала спасти отца от тюрьмы.

К сожалению, мальчик избавился от недуга слишком поздно. Григорьев-старший умер в заключении, так никто и не узнал настоящего убийцу сторожа. После смерти отца мать Саши снова вышла замуж. Отчим оказался злым и жестоким. Детство мальчика счастливым назвать было трудно. Когда мать умерла, Саша оказался сиротой. Началось время беспризорничества и скитаний. Ни распределитель для детей-сирот, ни школа-коммуна не могли заменить ребенку теплоту родительского дома.

Познакомившись с семьей капитана Татаринова и хорошо проанализировав свои знания об экспедиции, мальчик начал догадываться о том, кто же действительно виноват в гибели путешественников. Но Сашу обвинили в клевете. Таким образом, трудное детство, омраченное потерей родителей и другими бедами, не только не сломало героя, но и придало решимости доказать свою точку зрения на причины гибели полярной экспедиции.

Дом Ивана Павловича Кораблева

Вид на Большую Садовую улицу со стороны улицы Красина. Середина 1930-х годов. Главархив Москвы

Достижение поставленных задач

Мальчик понимает важность осуществления своей детской мечты и начинает двигаться к цели. Взрослея, он последовательно, по крупицам собирает материалы о команде Татаринова. Поступает в летную школу и становится пилотом, добивается назначения на север. Волею судьбы он оказывается на месте исчезнувшей экспедиции.

Фотографии и записи капитана Татаринова подтверждают догадки Саши. С помощью найденных материалов летчик Григорьев рассказывает обществу о тех открытиях, которые успели сделать исследователи, а также указывает на личность человека, погубившего команду.

Указанные в тексте слова отражают стойкое убеждение писателя в том, что нужно следовать своей цели, не сдаваться под гнетом трудностей и неудач, никогда не опускать руки. Нет ничего невозможного. Все достижимо, если приложить определенные усилия. Даже призрачная, практически фантастическая мечта сможет найти свое осуществление в реальности, если человек будет придерживаться принятого решения, превозмогая сложности. Вселяющие силу слова не только помогли Саше открыть тайну пропавших исследователей, но и добиться счастья в личной жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Мои впечатления от романа.

Биография В.Н. Каверина

Каверин Вениамин Александрович (настоящая фамилия Зильбер) (1902— 1989), писатель.

Родился 19 апреля 1902 г. в Пскове в семье военного музыканта. Учился в Псковской гимназии, школу закончил в Москве.

В 1920 г. переехал в Петроград; занимался одновременно на историко-философском факультете Петроградского университета и в Институте восточных языков (окончил в 1923— 1924 гг.).

Напряжённую писательскую работу Вениамин Александрович совмещал с занятиями наукой; в 1929 г. он защитил кандидатскую диссертацию по филологии.

В годы Великой Отечественной войны Каверин был фронтовым корреспондентом на Северном флоте. Многие эпизоды военной жизни позже легли в основу его рассказов. После победы писатель жил в Москве.

В литературе он занимал независимую позицию. В своих книгах он ставил вечные вопросы борьбы добра и зла, любви и ненависти.

Его произведения отличаются захватывающими сюжетами, в них действуют яркие герои, причудливо переплетаются судьбы и обстоятельства.

Умер 2 мая 1989 г. в Москве.

История создания романа

Еще одним прототипом главного героя стал военный летчик-истребитель Самуил Клебанов, героически погибший в 1943 году. Он посвятил писателя в тайны лётного мастерства.

Жанр произведения. Признаки жанра.

Название произведения и его смысл.

Особенность названия в том, что в книге мы видим только одного капитана, Саню Григорьева, но его жизнь очень тесно связана с судьбой умершего капитана Татаринова. Всю жизнь Саня борется за то, чтобы восстановить его доброе имя, при этом он повторяет подвиг капитана Татаринова, разница только в том, что Саня - летчик, а капитан Татаринов - моряк. Силы и вдохновение Саня черпает в судьбе этого человека, мысли о нем заставляют его двигаться дальше и совершать трудные и героические поступки.

Название способствует соединению двух поколений, прошлого и нынешнего.

Тема и идея произведения. Проблематика.

Этот роман, повествует о поиске. Герой, хочет узнать тайну экспедиции, ищет не только истину, но и свой жизненный путь. Саня Григорьев и другие герои занимаются поиском нравственного и морального пути. Тема пути становится определяющей в романе, не зря центральными персонажами стали именно капитаны – люди, профессия которых тесно связана с поиском определенного пути.

Проблематика произведения – морально-нравственная. Автор поднимает вечные общечеловеческие проблемы: отцов и детей, взаимоотношения поколений, чести и бесчестия, истины и лжи, смелости и трусости.

Перелистаем страницы книги

Однажды в городе Энске, на берегу реки, был найден мертвый почтальон и сумка с письмами. Тетя Даша каждый день читала своим соседям вслух по одному письму. Особенно запомнились Сане Григорьеву строки о дальних полярных экспедициях… Саня живет в Энске с родителями и сестрой Сашей. По нелепой случайности Саниного отца обвиняют в убийстве и арестовывают.

И, действительно, Ромашов врет: на самом деле он не спас, а бросил тяжелораненого Саню, отобрав у него оружие и документы. Саню приглашают лететь на Север.

Во время успешного выполнения одного из боевых заданий экипаж Григорьева совершает вынужденную посадку недалеко от того места, где, по мнению Сани, нужно искать следы экспедиции капитана Татаринова. Саня находит тело капитана, а также его прощальные письма и отчеты. А вернувшись в Полярный, у доктора Павлова Саня находит и Катю.

Читайте также: