Сообщение на тему достоевский и декабристы

Обновлено: 05.07.2024

Это третья часть истории о Библии в России. Как и первые две она пришла абсолютно неожиданно. Нашла меня сама.

Напомню, первой была статья об издании книг Ветхого и Нового Завета в России в XVIII-XIX веках и о связи их декабристах. Она появилась после посещения одела редких книг в библиотеке. Вторую часть пришлось написать после справедливого вопроса читателя: по каким книгам служили и молились на Руси от момента Крещения в Днепре. Третья — нынешняя — задумывалась как глава первой, но информации оказалось настолько много, что стало понятно: о знаменитом писателе Достоевском и роли Библии в его жизни есть смысл рассказать отдельно. И ближе к 9 февраля (28 января по старому стилю). Дню, когда 138 лет назад Федор Михайлович умер от разрыва легочной артерии — такой диагноз поставил ему врач.

И все же в декабре пришлось эту главу из статьи убрать: Федор Михайлович, хотя и был заговорщиком и отбывал срок, никак не мог быть участвовать в восстании 1825-го года, поскольку на момент выхода декабристов на Сенатскую площадь ему исполнилось 4 года. Он был осужден по делу петрашевцев, приговорен к высшей мере наказания. А это совсем другая история.

Рассказывать, кто такие петрашевцы и чем они занимались, надо отдельно.

В 1846-м году Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых. С ними же начинает ходить в гости к Михаилу Васильевичу Буташевичу-Петрашевскому, организовавшему по пятницам собрания, где обсуждались имевшиеся у хозяина книги по истории революционных движений, утопическому социализму, материалистической философии. Будучи последователем Фурье, Михаил Васильевич говорил о необходимости демократизации России и освобождение крестьян, бывших на тот момент крепостными.

Вместе с Достоевским по пятницам у Петрашевского собиралось человек по 50. Сначала разговоры были относительно общими — о необходимости демократии в России. Довольно быстро петрашевцы перешли к совещаниям о подготовке массового восстания, придумали сочинять агитационные материалы для распространения в народе и в армии, ради чего организовали тайную типографию. Вели они себя для заговорщиков громко и неосмотрительно, не подозревая, что за домом установлена постоянная слежка.

23 апреля 1849-го года у Петрашевского были задержаны 39 человек. Среди них оказался Достоевский. Спустя 8 месяцев следствия генерал-аудиториат (высший военно-юридический орган в России) вынес вердикт: смертная казнь для 21 арестанта. Однако, признавая смягчающие вину обстоятельства, было рекомендовано помилование подсудимых. Император Николай I выразил согласие. Но своеобразно.

22 декабря 1849-года петрашевцев вывели на Семеновский плац для исполнения смертного приговора. Осужденных поставили перед эшафотом, на головы им надели белыми колпаками, из-под которых они слышали, как солдаты выстраиваются, готовясь выполнить приказ. За секунду до выстрела на площадь "внезапно" выехал флигель-адъютант с императорским приказом о помиловании. Прямо на плацу Петрашевского заковали в кандалы и отправили на каторгу. Через несколько дней по этапу пустили Достоевского. Ему предстояло отбывать четыре года в Омском остроге.

Путь пролегал через Тобольск, где у Федора Михайловича произошла короткая, но интереснейшая встреча, повлиявшая на всю его жизнь и творчество тоже. Достоевский пробыл в Тобольске с 9 по 20 января 1850-го года. Здесь его и остальных участников дела ждали Наталья Дмитриевна Фонвизина, Прасковья Егоровна и Ольга Ивановна Анненковы (мать и дочь), Жозефина Адамовна Муравьева. Жены декабристов, сосланных в ссылку на четверть века ранее. А также Петр Николаевич Свистунов и его жена Татьяна Александровна.

Каким-то невероятным образом женщины договорились о свидании, на котором каждому этапированному они подарили Евангелие — единственную книгу, которую разрешалось брать в ссылку и читать на каторге. Во все книги были вложены (по другой версии, вклеены в переплет) деньги — червонец.

Эту встречу и факт дарения книги Достоевский опишет в "Дневнике Писателя" за 1873-й год: "Мы увидели этих великих страдалиц, добровольно последовавших за своими мужьями в Сибирь. Они бросили все, знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга, самого свободного долга, какой только может быть. Ни в чем неповинные, они в долгие двадцать пять лет перенесли все, что перенесли их осужденные мужья. Свидание продолжалось час. Они благословили нас в новый путь, перекрестили и каждого оделили евангелием. Четыре года пролежала она под моей подушкой в каторге. Я читал ее иногда и читал другим. По ней выучил читать одного каторжного".

Однако Владимир Захаров считает эту часть "Дневника" чрезмерно художественной: "Судя по всему, не было церемонии дарения Евангелия, которую можно вообразить, читая "Дневник". Достоевский создал образ, эмблему, картину, в которой все верно по существу, но фактическая сторона в некоторых бытовых подробностях была другой. В результате возникла символическая сцена, в которой проявились характерные особенности творческой памяти и поэтики Достоевского".

Оснований было не так уж мало. Во-первых, уже упомянутое письмо Фонвизиной. Оно было отправлено не по почте, а с оказией, поэтому в нем немало подробностей, помогающих понять как все происходило на самом деле (почтовые письма обязательно прочитывались специальным тайным отделом). Из письма Натальи Дмитриевны следует, что после первой встречи она получила возможность ежедневно посещать острог. Во-вторых, доподлинно известно, что Достоевский провел в Тобольской пересыльной тюрьме двенадцать дней, а не шесть.

И, наконец, третье. Это воспоминания жены Достоевского Анны Григорьевны о тех днях (правда, записанные со слов мужа). В ее дневниках в частности, упоминается, что денег Достоевскому передали не 10, а 15 рублей: "Это были единственные деньги, имевшиеся у Федора Михайловича за четыре года каторги (арестантам не дозволялось иметь денег); они шли на улучшение пищи, покупку табаку и т.д."

Установить, кто ошибался в описании событий невозможно. Впрочем, гораздо важнее деталей встречи или точной суммы следующие слова Анны Григорьевны: "Федор Михайлович во всю свою жизнь никогда не расставался с Евангелием, даже в поездки в Москву на несколько дней брал его с собою. Дома оно лежало на письменном столе, и в него он любил вкладывать дорогие для него вещи, например: портреты детей, их письма и пр."

На переданном декабристками Евангелии напечатано название: "Русский перевод Нового Завета". Это было первое издание Нового Завета, переведенное на современный русский Библейским Обществом в 1823-м году. Именно Новый Завет, а не полностью Библия.

Библия, кстати, у писателя была еще со времен следствия. Из заключения Федор Михайлович написал брату письмо с просьбой привезти ему Библию. На французском. Русского варианта не существовало. Тираж переведенной на русский язык РБО Библии был уничтожен сразу после восстания декабристов: книга была признана опасной, прививающей излишнюю свободу и свободомыслие. После чего переводы были запрещены, а РБО закрылось высочайшим императорским указом.

Чудо это или совпадение, но книга под названием Евангелие связала декабристов и петрашевцев.

Библия была недолго. В Омском остроге ее украл и пропил арестант Петров. А Новый Завет сохранился. Причем читан и перечитан был явно не единожды: в книге сохранились пометки, сделанные ногтем — письменные принадлежности заключенным были запрещены. И более поздние комментарии, уже карандашом или чернилами: при переиздании было насчитано около полутора тысяч всевозможных отметок

Сам Федор Михайлович несколько раз упоминает в своих произведениях. На "Русский перевод Нового Завета" он ссылается в романе "Униженные и оскорбленные" и в "Записках из Мертвого Дома": по нему Горянчиков учил читать татарина Алея. Свою книгу Нового завета Достоевский описал в "Преступлении и наказании": "На комоде лежала какая-то книга. Он (Раскольников) каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете.

– Это откуда? – крикнул он ей через комнату. Она (Соня Мармеладова) стояла все на том же месте, в трех шагах от стола.

– Мне принесли, – ответила она, будто нехотя и не взглядывая на него.

– Лизавета принесла, я просила.

"Лизавета! Странно!" – подумал он. Всё у Сони становилось для него как-то страннее и чудеснее, с каждою минутой. Он перенес книгу к свече и стал перелистывать.

– Где тут про Лазаря? – спросил он вдруг.

Соня упорно глядела в землю и не отвечала. Она стояла немного боком к столу.

– Про воскресение Лазаря где? Отыщи мне, Соня".

Цитаты именно из этой книги есть и в других произведениях писателя.

Но осознание важности Евангелия приходило к Достоевскому постепенно, хотя и не случайно: его мать Мария Федоровна была по настоящему верующей. Она устраивала для детей ежегодные паломничества в Троице-Сергиеву лавру, а грамоте обучала по "Священным историям Ветхого и Нового Завета с нравоучениями и Благочестивыми размышлениями", в которой насчитывалось сто четыре различных библейских сюжета. "Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства", скажет в своих дневниках Достоевский и вплетет "Священные истории" в свой самый известный роман. Именно эту книгу вспомнит старец Зосима в романе "Братья Карамазовы", рассказывая о своем детстве.

Начать сомневаться в существовании Бога, потерять веру в него юности — довольно распространенное явление. У Достоевского, ставшего приятелем и в некотором роде учеником атеиста Виссариона Белинского, чьи рассудительные и рассудочные идеи увлекли молодого писателя, были все к тому предпосылки.

Дружба с Петрашевским не способствовала возвращению к Богу. Да, Федор Михайлович попросил брата привезти Библию в заключение, но, скорее всего лишь по той причине, что любую другую книги ему бы не передали.

Что же касается Евангелия от декабристок, с заложенными в него деньгами оно стало ценным подарком — в буквальном смысле слова. Не случайно в письме Фонвизиной, написанном сразу по прибытии на каторгу, Достоевский, благодаря за подарок, называет Христа "симпатичной личностью".

Много позже, что следует из мемуаров Дмитрия Васильевича Григоровича и Авдотьи Яковлевны Панаевой, опубликованных в книге "Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников", писатель придет к осознанию: "Меня спасла каторга… совсем новым человеком сделался… Когда я очутился в крепости, я думал, что тут мне и конец, думал, что трех дней не выдержу, и – вдруг совсем успокоился. Ведь я там что делал? Я писал "Маленького героя" – прочтите, разве в нем видно озлобление, муки? Мне снились тихие, хорошие, добрые сны, а потом чем дальше, тем было лучше. О! это большое для меня было счастие: Сибирь и каторга! Говорят: ужас, озлобление, о законности какого-то озлобления говорят! ужаснейший вздор! Я только там и жил здоровой, счастливой жизнью, я там себя понял, Христа понял, русского человека понял и почувствовал, что и я сам русский, что я один из русского народа. Все мои самые лучшие мысли приходили тогда в голову, теперь они только возвращаются, да и то не так ясно".

В этой уверенности и с Новым заветом на русском языке Достоевский не расстанется до 7 февраля (26 января по ст.ст.) 1881-го года, когда у Федора Михайловича открылось горловое кровотечение. Врачи запретили ему разговаривать, тем не менее 9 февраля (28 января) кровотечение возобновилось. Перед смертью Достоевский успел попрощаться с семьей. Он позвал детей, благословил их и завещал Русский перевод Нового Завета сыну Федору.

Последняя пометка в этой книге сделана рукой жены писателя, Анны Григорьевны: "Открыта мною и прочтена по просьбе Федора Михайловича в день его смерти, в 3 часа".

Правительство решило использовать дело петрашевцев в целях широкой антиреволюционной пропаганды.

Арест и инсценировка казни

Достоевский в Сибири

Во время короткого пребывания в Тобольске с 9 по 20 января 1850 года на пути к месту каторги жёны сосланных декабристов Ж. А. Муравьева, П. Е. Анненкова и Н. Д. Фонвизина устроили встречу писателя с другими этапируемыми петрашевцами и через капитана Смолькова передали каждому Евангелие с незаметно вклеенными в переплет деньгами (10 руб.). Свой экземпляр Евангелия Достоевский хранил всю жизнь как реликвию.

Достоевский.

Кибитка с Достоевским въехала в крепость и сразу повернула налево — к Омскому каторжному острогу. Острог стоял на краю крепости и расположен был в её Степном бастионе. Прибывших в острог петрашевцев Достоевского и Дурова отвели в кордегардию (караульную), где им немедленно придали новое обличие арестантов. Достоевскому обрили голову, он был облачён в двухцветную куртку с жёлтым тузом на спине и покрыт мягкой бескозыркой. В таком виде он вступил в каторжный каземат. Как и все окружавшие его арестанты, Достоевский был закован в кандалы.

Единственной возможностью отдохнуть от острожной казармы для Достоевского оказалось пребывание в омском военном госпитале, в арестантскую палату которого он попадал несколько раз. В госпитале было легче, свободнее, нежели в остроге. Отношение части врачебного персонала было гуманное. Госпиталь находился за пределами крепости, в Бутырском форштадте.

Писать в остроге было запрещено, поэтому основной творческой работой Достоевского в Омске стало обдумывание его будущих романов. Разнообразного материала вокруг было бесконечно много.

Быт в Семипалатинске

Дом в Семипалатинске, где Достоевский жил в 1857—59 гг.

В Семипалатинске у Достоевского начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, женой местного чиновника А. И. Исаева, горького пьяницы. Через некоторое время Исаева перевели на место смотрителя трактиров в Кузнецк. 14 августа 1855 года Фёдор Михайлович получил письмо из Кузнецка: муж Исаевой скончался после долгой болезни.

В ноябре 1855 года писатель был произведён в унтер-офицеры, а после долгих хлопот Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых, героя Севастополя Э. И. Тотлебена, 1 октября 1856 года — в прапорщики. 6 февраля 1857 года Достоевский обвенчался с Марией Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке.

Помилование Достоевскому (то есть полная амнистия и разрешение публиковаться) было объявлено по высочайшему указу 17 апреля 1857 года, согласно которому права дворянства возвращались как декабристам, так и всем петрашевцам. 30 июня 1859 года Достоевскому выдали временный билет, разрешающий ему выезд в Тверь, и 2 июля писатель покинул Семипалатинск. В конце декабря 1859 года Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург.

Отец Достоевского, как известно, был врачом, работал в больнице для бедных, а мама была купеческой дочерью . Семья жила небогато, распорядок в доме полностью был согласован со службой отца, который с утра совершал обход в больнице, а затем объезжал пациентов.

Вечером читали вслух книги, в том числе "Историю Государства Российского" Карамзина. Детей с раннего возраста обучали грамоте, телесно никогда не наказывали - глава семейства был против таких методов воспитания.

В 1827 году отец получил звание коллежского асессора и право на потомственное дворянство, в связи с этим вскоре приобрел имение. Таким образом, его дети, в том числе Федор Михайлович, стали дворянами.

Чтобы обеспечить сыновьям будущее, отец настоял на их поступлении в Инженерное училище. Учеба молодых людей тяготила, они читали много романтической литературы и мечтали о поэзии, участвовали в литературном кружке.

Как же такой романтично настроенный, образованный и воспитанный человек, каким был Федор Михайлович, умудрился загреметь на каторгу?

Выбор профессии литератора

После окончания обучения Федор был зачислен в Петербургскую инженерную команду. Однако через год в чине поручика он уволился и решил посвятить себя литературе.

Он много писал, переводил, и его первый роман "Бедные люди" похвалил Белинский, что очень воодушевило. Но следующие произведения встретили с непониманием и холодом. В результате Достоевский покинул кружок Белинского и попал в круг общения Майковых и Бекетовых.

В кружок Бекетовых входил Плещеев, который познакомил Достоевского с Петрашевским. Писателю на тот момент было 25 лет (конец 1846 год).

У петрашевцев звучали всякие свободолюбивые мысли: обсуждались вопросы отмены крепостного права и свободной печати книг. Среди этой компании были разные люди. В том числе нашлись там и радикально настроенные, планировавшие устроить переворот и тайно печатать запрещенную литературу. Достоевский примкнул к ним.

За что?

В апреле 1849 петрашевцев арестовали. Так Достоевский на 8 месяцев попал в одиночную камеру Петропавловской крепости.

В общем-то, ничего преступного он не совершал. Мало того, следствию даже не было известно о существовании радикальной группы.

Тем не менее, Федора Михайловича признали важным преступником. Главным обвинением стало чтение письма Белинского Гоголю.

Это письмо считалось преступным, так как в нем Белинский высказывал мысли против русского правительства и духовенства. Особенно он принижал роль духовенства, выражаясь весьма экспрессивно. Не зря у него было прозвище "неистовый Виссарион".

Итак, Достоевского осудили и 13 ноября 1849 года (по старому стилю) приговорили к лишению всех прав состояния и расстрелу.

Инсценировка казни

22 декабря 1849 года на Семёновском плацу начались приготовления к казни петрашевцев. Всего должны были расстрелять 21 человека. Это были довольно молодые люди, средний возраст которых составлял около 30 лет. Самому младшему было 19, а самому старшему 39.

Достоевский Федор Михайлович

Творчество писателя оказало огромное влияние на всю мировую литературу, многие философы и писатели впоследствии признавали влияние творчества Федора Михайловича на их мировоззрение. Едва ли кто-то другой мог так искусно раскрыть и показать загадочную человеческую душу.

Детство и юность

Особое внимание в воспитании детей отводилось образованию. Отец лично преподавал своим детям латынь, а наемные учителя обучали русской словесности и французскому языку, арифметике, географии, а также Закону Божьему. Кроме того, несколько лет Федор со старшим братом Михаилом обучались в престижном московском пансионе. После того как в 1837 году Федор Достоевский потерял мать, его вместе с братом отправили учиться в Петербург – в Главное инженерное училище. Но сам Федор Михайлович уже тогда понимал, что его будущее не будет связано с точными науками, душа тяготела к поэзии и литературе.

Начало творческого пути

В этот период своей жизни будущее светило русской литературы много читал, особенно ему нравились произведения Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Уильяма Шекспира, Иоганна Шиллера и Гомера. Среди отечественных авторов Достоевский предпочитал стихи Александра Пушкина, Гавриила Державина и Михаила Лермонтова, а также произведения Николая Гоголя и Николая Карамзина.

Каторга

В 1847 году Достоевский, как и многие молодые люди того времени, увлекся политикой. На собраниях кружка Петрашевского он обсуждал вместе с единомышленниками проблемы российской действительности, и вошел в одно из наиболее радикальных по своим взглядам тайных обществ. В конце апреля 1849 года писатель в числе других был арестован и 8 месяцев провел в Петропавловской крепости. Приговор суда была чрезвычайно суров к литературному гению – расстрел. Но судьба смилостивилась и петрашевцам незадолго до казни смягчили приговор, но сам писатель узнал об этом только в последний момент, в день казни. Федора Достоевского отправили на каторгу в Омск на 8 лет, которую Николай I сократил до 4 лет с последующей службой рядовым в Семипалатинске. После своей коронации в 1856 году император Александр II подписал помилование.

Зрелые годы

Читайте также: