Сообщение на тему детские конфликты и их предупреждение

Обновлено: 17.05.2024

Конфликты у детей дошкольного возраста и пути их разрешения.

старший воспитатель Л. А. Гусева

Ключевые слова : конфликтные ситуации, конфликты дошкольников со сверстниками, разрешение конфликтных ситуаций.
Аннотация: Конфликты межличностных отношений, которые возникают во время общения со сверстниками и проявляются в форме споров и ссор характерны для детей дошкольного возраста. В статье кратко изложены теоретические аспекты детских конфликтов, описаны причины их возникновения, приводятся рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между дошкольниками, а также игры, которые помогают развивать у дошкольников коммуникативные навыки, позволяющих приобрести социальный опыт.

Детский конфликт прежде всего это следствие неумения дошкольников выстроить свои взаимоотношения во время совместной игры или деятельности. Совместное взаимодействие – это проверка умения людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свои желания интересу общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована. Очень важно для взрослого научить детей решать вопросы межличностных отношений мирным путем. А уж если конфликт случился – научить выходить из него с минимальными потерями.

В период дошкольного детства взрослые сталкиваются довольно часто с детскими конфликтами. Исследователи считают, что у детей старшего возраста конфликты чаще всего возникают из-за правил игры, в среднем возрасте – из-за ролей, а у малышей - из-за игрушек.

Таким образом, возникающие ссоры между дошкольниками отражают их возрастное развитие. Постепенно дети от стычек из-за игрушек переходят к спорам и разногласиям по поводу того, правильно ли действует тот или иной ребенок в ходе игры.

Конфликты разделяют на два вида: внешний и внутренний. Первые возникают во время совместной деятельности и общения. Обычно они возникают в сфере отношений детей и не затрагиваются более глубокими межличностные отношения. Внешние конфликты носят временный, ситуативный характер, и как правило, разрешаются самими детьми. Такие конфликты нередко полезны, так как они позволяют ребенку самостоятельно решать возникшие проблемные ситуации и координируют полноценные взаимоотношения детей.

Внутренние психологические конфликты чаще всего скрыты от наблюдения. Они отличаются от внешних и вызывается противоречиями между запросами сверстников и объективными возможностями детей в их совместеой деятельности.

Дошкольники не могут разрешить внутренние противоречия без содействия взрослых. Скрытые конфликты негативны, они сдерживают формирование полноценных, гармоничных отношений. В процессе этих разногласий ограничивается внутренний мир ребенка, его позитивное эмоциональное состояние. Малыш не может удовлетворить своих потребностей, трансфрмируются межличностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. При коммуникации детей с ровестниками возникают различные ситуаций, которые требуют проявления доброжелательного отношения друг к другу. Детям необходимо уметь согласовывать свои действия ради достижения общих целей. Дошкольнику нелегко представить, что ощущает сверстник, так как он еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения. Ребенок видит только внешнее поведение другого и не может осознавать, что каждый сверстник также обладает своим духовным миром, интересами и желаниями.

Участники детского коллектива подразделяются на популярных и непопулярных. К непопулярным относят тихих, вредных, агрессивных, плохо владеющих игровыми действиями и речью, а популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые. Дошкольники не контактируют с детьми, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые. При взаимодействии конфликтные ситуации часто провоцируют те дети, которых сверстники игнорируют (жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).

Основными причинами возникновения конфликтов Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский назвали:

В детском коллективе конфликтные ситуации случаются довольно часто и обычно разрешаются сами собой. Небольшие ссоры и разногласия – это обычные проявления действительности, опыт взаимодействия с окружающим миром, со сверстниками, без которого ребенок не может обойтись. Детям нужно учиться самим выходить из конфликтных ситуаций и прекращать споры.

Очень важно, чтобы дети умели обозначать свои чувства, прислушиваться к мнению других людей и взаимодействовать с ними. Взрослым нужно научить детей высказываться о своих желаниях, объяснять другим, чего они хотят, обдумывать выход из создавшейся ситуации.

При разрешении конфликтной ситуации необходимо выслушать всех участников спора. Каждый высказывает свою точку зрения и понимает, что в его проблему вникают. Дети должны сами сделать выводы из своих собственных слов. При обсуждении нужно правильно задавать вопросы: что произошло? (сформулировать суть конфликта), выяснить причины (почему это произошло), что привело к конфликту, определить и назвать какие чувства вызвал конфликт у участников, как быть в этой ситуации.

В детском коллективе ссоры легче предупреждать, чем разрешать, наиболее перспективно предупреждение конфликтов на стадии их зарождения.

Понять, что назревает конфликтная ситуация можно по повышению тембра голоса, нарушению правил игры, обзыванию, нежеланию играть с конкретным ребенком. Педагогу необходимо обращать внимание на каждый такой момент и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

В коллективе детей нужно формировать и поддерживать доброжелательную обстановку, оптимальный нравственно-психологический климат, авторитет воспитателя. Важен личный пример воспитателя, который к каждому ребенку относиться как к личности с ее достоинствами и индивидуальными особенностями. Взрослый должен заметить нежелательные проявления и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия.

В развитии коммуникативных навыков детей используются различные методы и приемы: сюжетно-ролевые игры с наличием проблемной ситуации, интерактивные игры, тренинги, обучающие формам конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации, психогимнастика, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов, беседы.

  1. Зедгенидзе, В. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников [Текст]: Пособие для практических работников ДОУ/ Зедгенидзе В.- Айрис, 2006 – 112 с.
  2. Лобок, А. Детские конфликты [Текст] /Лобок А.М.//Первое сентября.-2006.-11 февраля.
  3. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности [Текст] Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. // «Вопросы психологии.- 1990 – № 2 –с.35-42.

4. Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликт [Текст]/ Нифонтова О.В. – Сфера - 2011.

До определенного возраста дети нередко нуждаются в нашей помощи, чтобы выстроить социальную коммуникацию, принести извинения или наоборот принять их.

До определенного возраста дети нередко нуждаются в нашей помощи, чтобы выстроить социальную коммуникацию, принести извинения или наоборот принять их.


Для решения всех конфликтов очень важно научить ребенка распознавать свои чувства, так ему будет легче понять чувства других людей. Почти все общественные нормы строятся на том, чтобы не задеть друг друга.

Детские конфликты — это одна из трудностей, разрешить которую предстоит взрослому. До определенного возраста дети нередко нуждаются в нашей помощи, чтобы выстроить социальную коммуникацию, принести извинения или наоборот принять их. Попробуем вместе разобраться в том, как справляться с детскими конфликтами.

Детские конфликты первичной социализации

Если рядом с ребенком в песочнице лежит красивый совочек или формочка, ребенок протянет руку, чтобы посмотреть. У него еще нет понятия своих и чужих границ. Свое он хочет защитить интуитивно, а в том, чтобы взять чужое, он пока не видит ничего плохого — ему же хочется! В этой первой конфликтной ситуации родителям важно самим не впасть в детство и не начать яростно защищать имущество малыша, ругаясь и споря. Если за чужой игрушкой потянулся ваш ребенок, подайте ему пример. Возьмите игрушку из его руки и обратитесь к другому малышу:

Если же игрушки лишился ваш ребенок, обратиться стоит к его маме с просьбой вернуть драгоценную для вашего малыша вещь, потому что он переживает. Ваше поведение станет примером и вектором для ребенка, потому что умению решать спорные ситуации, он учится именно у вас.

  • Не кричите;
  • Просите уверенно, но спокойно;
  • Постарайтесь сгладить возможные конфликты между детьми, предложив им совместную деятельность.

Детские конфликты с применением силы

Показать, что вы рядом, чтобы защитить необходимо, но агрессия в отношении детей или даже воспитательные меры по отношению к чужому ребенку — недопустимы.

ссора

Детские конфликты между братьями и сестрами

Нередко причиной детских конфликтов становится ревность. Появление младшего брата и сестры — испытание не для слабонервных. Мама и папа, которые еще вчера принадлежали одному ребенку вдруг начинают дарить свою любовь другому малышу. Здесь не помешают мудрость и терпение, а, главное, внимание к старшему ребенку.

Детские конфликты или буллинг?

С травлей ребенка можно столкнуться даже в детском саду. Решить задачу комфортной атмосферы в детском коллективе предстоит воспитателю или учителю, но узнать о том, что происходит в группе может и сам родитель. У маленького ребенка можно поинтересоваться, какие эмоции он испытывает, когда идет в сад? Ему радостно или грустно? Если грустно, то почему? Есть ли у него друзья? Во что они играют?

Дети более старшего возраста могут скрывать травлю, именно поэтому так важно выстроить доверительные и теплые отношения. Отличие конфликта от травли: у любого участника конфликта есть право голоса, у ребенка нет страха перед другой стороной конфликта.

Умение говорить о своих переживаниях, делиться ими — это верный залог того, что детские конфликты ребенок со временем научится решать самостоятельно.

Научите ребенка принимать и приносить извинения на примере отношений в вашей семье. Если просить прощения и дарить его — норма общения в его ближайшем окружении, он узнает, что решить конфликт — не стыдно, а прекрасно. Но всегда лучше решить спорную ситуацию мирным путем.

Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни.
Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако, многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться. Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что дети, педагоги, родители перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным качествам оппонента. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.



Конфликт (от лат.конфликтус-столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.
В дошкольном учреждении у воспитателя могут быть конфликтные отношения с детьми, родителями, коллегами, администрацией.
Любой конфликт на работе – это напряжение для педагога и тут уже не до образовательного процесса: выяснение отношений, предъявление обид и претензий, привлечение третьих лиц и тд.
Наиболее распространенные конфликтные ситуации в детском саду: детские конфликты (ребенок- ребенок), взрослые конфликты (педагог – родитель).
Рассмотрим более подробно детские конфликты.


Причины возникновения конфликтов у дошкольников:
• неприязнь детей друг к другу;
• пытаются занять лидирующую позицию в группе;
• не поделили игрушку;
• соперничество;
• разница в возрасте;

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:
1. Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
2. Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
3. Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать, чего они хотят очень сложно
4. Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
5. Всезнайки – считают себя выше, умнее других
6. Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
7. Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
8. Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
9. Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом

Для 5-7 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.
В 75 % конфликты у дошкольников возникают из-за игрушек, конфликты по поводу распределения ролей, а конфликты по поводу правильности игровых действий возрастают к концу дошкольного возраста.

Способы разрешения детских конфликтов
Разрешение конфликта – это:
• минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия
• устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
• изменение целей участников конфликта
• достижение соглашения по спорному вопросу между участниками

Выслушиваются обе стороны: если в данный момент слушается один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан.
Обсуждать нужно следующее:
• Что произошло? (сформулировать суть конфликта)
• Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)
• Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)
• Как быть в этой ситуации? (найти решение)
Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.
Необходимо отметить, что решение детских конфликтов в большей степени зависит от личности педагога: конфликтность детей прямо пропорциональна конфликтности педагога. Но при желании разрешить спорный вопрос педагогу нужно следовать следующему плану действий и обучить ему детей:
• Говорить спокойно.
• Говорить по очереди.
• Сказать, чего ты хочешь (конфликтующие стороны высказывают свои пожелания).
• Найти варианты, которые устраивают обе стороны.

ИСХОДЫ КОНФЛИКТА
• уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;
• сглаживание противоречий, когда один из участников конфликта либо соглашается с предъявленными ему претензиями, либо стремится оправдать себя;
• компромисс - взаимные уступки обоих сторон;
• эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние (с участием не только детей, но и взрослых);
• сотрудничество – участники конфликта находят решение, которое удовлетворило интересы обеих сторон;
• силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКИХ КОНФЛИКТОВ
Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешить. Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребенка.
Методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:
• Во-первых, привитие базовых социальных навыков: умения выслушать другого, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, тактично критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях, обучения умению брать на себя ответственность.
• Во-вторых, научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинения, ни самобичевания. Прививать ребенку умение посмотреть на себя со стороны, объективно оценить сове поведение и поступки окружающих.
• В-третьих, обучать детей:
- приемам саморегуляции (в основе которой лежит умение расслабляться) своего состояния;
- умения владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональное состояние других людей;
- выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.

Все эти навыки ребенок может приобрести, если воспитатель организует игры-тренинги, сюжетно-ролевые игры, интерактивные игры и упражнения, индивидуальные и групповые обсуждения проблемы. А также:
- имитационные игры
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них
- психогимнастика
- чтение и обсуждение художественных произведений
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий
- дискуссии
- использование игрушек и пособий

Литература
1. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М.: Аркти, 2003
2. КоломипскийЯ.Л., Жишевский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности// Вопросы психологии. -1990. -№2.- С.35-42.
3. Лютова Е., Монина Г. Основы конфликтологии. Ижевск: изд-во УдГУ, 2000
Интернет-ресурс: Детские конфликты в детском саду.


С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей. Существуют различные причины конфликтов.
— неприязнь детей друг к другу;
— пытаются занять лидирующую позицию в группе;
— соперничество;
— разница в возрасте и др.
Конфликт (от лат. Сonflictus – ссора, столкновение, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, с не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми могут быть сведены к следующему:
1. Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей. Сказать детям, что вы поссорились, поспорили.
2. Выявить круг вопросов. Выяснить из-за чего возник конфликт.
3. Успокойте детей, по возможности. Предложите обсудить конфликтную ситуацию через какое-то время (оговорить через какое время конкретно).
4. К этому времени подготовить свои варианты решения.
5. Приступись к разговору, выслушивая детей по очереди.
6. Ознакомить детей с правилами разрешения конфликтов для детей.
Разрешение конфликта – это:
— минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия;
— устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;
— изменение целей участников конфликта;
— достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.
Правила разрешения конфликтов для детей:
— Говорить спокойно.
— Говорить по очереди.
— Сказать чего ты хочешь (конфликтующие стороны высказывают свои пожелания).
— Найти варианты, которые устраивают обе стороны.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, взрослый должен учитывать их характерные особенности:
1. При разрешении конфликтной ситуации взрослый несет ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта, т. к. дети усваивают социальные нормы отношений между людьми.
2. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами взрослого и детей видится по-разному, поэтому взрослый не может навязывать свое решение.
3. Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
4. Позиция взрослого — взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы детей.
5. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

В зависимости от причин конфликта между детьми и от способов конфликтного поведения его участников, межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода:
1) уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;
2) сглаживание противоречий, когда один из участников конфликта либо соглашается с предъявленными ему претензиями, либо стремится оправдать себя;
3) компромисс — взаимные уступки обоих сторон;
4) эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние (с участием не только детей, но и взрослых);
5) сотрудничество – участники конфликта находят решение, которое удовлетворило интересы обеих сторон;
6) силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.

Вопрос для обсуждения: Какой исход на ваш взгляд является наиболее предпочтительным?

Предлагаются следующие принципы, которые позволяют успешно разрешить конфликт:
• в решении проблемы учитывать нужды каждого;
• использовать творческий подход к решению проблемы: превратить конфликтную ситуацию в проблемную, а саму проблему или задачу — в возможность открыть для себя и для других нечто новое.

Навыки, которые необходимо сформировать у детей, чтобы они могли самостоятельно решать конфликты:
• развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению;
• оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;
• высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;
• нейтрализовать борьбу за власть;
• учить детей управлять эмоциями;
• формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта;
• вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.

Читайте также: