Сообщение на тему дети войны дети без детства

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня хочется поразмышлять о детях, которым пришлось проживать свои детские годы во время войны. Эта тема очень серьезная, грустная и всегда актуальная. Особенно об этом задумываются люди, которые являются детьми людей, которые были детьми в то время.

Дети войны – это люди, которые выжили. Это люди, которые смогли дожить до сегодняшнего времени, не смотря ни на что. Это люди, в памяти которых много ужасных картинок. Это уникальные личности, подобных которым нет.

Невозможно в своих самых буйных фантазиях представить себе новорожденных детей, которые появились на свет во времена войны. Отсутствие нормальных условий жизни, отсутствие возможности нормально питаться, отсутствие мира, постоянных страх за жизнь – это то, что сопровождало этих малюток несколько лет подряд. Малыши постарше не видели своих пап и братьев. Им так и не довелось познакомиться с ними. Дети того времени по другому ценят хлеб, у них совершенно другое отношение к еде, к продуктам в целом.

Детям войны не повезло поиграть в хорошие игрушки или погонять мяч с друзьями во дворе. Некоторым детям довелось испытать голод, потерю родителей или даже всех своих родственников. На глазах у некоторых детей в те времена могли скидывать с балконов членов семьи или насиловать женщин. Психика у детей войны однозначно сдвинута. Им не повезло.

Дети войны – это люди, которым приходилось недоедать, не досыпать, ходить в обносках. Они мыслят совершенно другими категориями, у них другие ценности в жизни, другие приоритеты. Дети войны смогут достойно воспитать своих детей и внуков. Они точно знают, что им рассказать и в чем состоит смысл жизни.

Эти люди ценят жизнь. Эти люди никогда не забудут свое прошлое, свое детство.

Сегодня нужно отдать свое уважение этим людям. Нужно ценить свою жизнь, возможность наслаждаться материнством, возможность гулять с коляской по спокойным улицам, без летающих военных самолетов и взрывов, как это было в их детстве. Для того, чтобы люди ценили мирное время, им нужно чаще общаться с детьми войны. И тогда им сразу станет лучше.

Дети войны

Дети войны

Популярные сочинения

Мой папа – шофер. В наш век скоростей профессия шофера очень важна, ведь грузовой транспорт перевозит десятки тонн грузов.Рабочий день моего папы начинается ранним утром и заканчивается поздним вечером. Осмотрев машину, убедившись в ее исправности

Сойма Елена Александровна

Девочки и мальчики войны!
На земле осталось вас немного.
Дочери страны! Ее сыны!
Чистые пред Родиной и Богом!

Актуальность. Прививать любовь к Родине следует начинать с привития любви к своей малой Родине. Изучение истории края, людей, которые в нем живут, является важной составляющей патриотического воспитания.

Предмет исследования : биографии моих земляков, жителей Донского сельского поселения, бывших в период Великой Отечественной войны детьми.

Объект исследования : материалы школьного музея, воспоминания моих односельчан - детей войны.

  • изучение детства наших земляков, которое пришлось на годы Великой Отечественной войны;
  • воспитание уважения к старшему поколению, обожженному войной, к истории своей малой Родины.

Гипотеза : в годы Великой Отечественной войны не только солдаты - непосредственные участники боевых действий, но и дети терпели лишения и невзгоды, они были вынуждены наравне со взрослыми бороться за жизнь, проявлять мужество и стойкость.

  • провести интервьюирование очевидцев по сущности проблемы;
  • изучить воспоминания детей войны, хранящиеся в музее, пополнить материалы школьного музея собранной информацией;
  • обобщить материал;
  • познакомить с результатами исследования учащихся школы и района.
  • выбор и формулировка темы;
  • поиск и сбор материалов по данной теме;
  • опрос, беседа, изучение и работа с воспоминаниями;
  • оформление результатов работы.
  • знакомство с материалами школьного музея;
  • встреча с односельчанами, бывшими в годы Великой Отечественной войны детьми
  • обращение к сайтам интернета
  • возможно использование данного исследования в рамках проведения исторических мероприятий патриотической направленности, а также в курсе изучения истории родного края

I. Основная часть

О Великой Отечественной войне написано много: это и литературные произведения, и воспоминания фронтовиков, сняты художественные и документальные фильмы. Но ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий. Это память со слезами на глазах.

В нашем школьном музее я познакомилась с воспоминаниями о войне ветерана педагогического труда Сорокиной Веры Ивановны. Когда началась война, Вере Ивановне было 4 года. В первый класс она поступила 1 сентября 1944 года. Хотя война уже была далеко, жить было трудно. В школе было холодно, топили, чем придется: кураем, кизяками. С питанием было еще хуже. Учащихся, в школе подкармливали, на большой перемене выдавали по ломтику черного хлеба и по соленому помидору. С наступлением тепла положение улучшалось: отрастала молодая лебеда, пастушья сумка, из их листьев варили суп. В балках рос морковник, катран, и дети ели это. Летом становилось легче, на огородах росли кое-какие овощи, особенно выручала тыква. В уцелевших садах поспевали фрукты. И голод понемногу отступал. В питание шло все, что могло найтись дома: абрикосовые косточки, варили кожу от овечьих шкур, ловили в поле сусликов и варили их, а некоторые ели даже мясо умерших животных. Варили будан (жиденький суп на голой воде). Хлеба практически не было. Пекли пышки из всякой смеси: макуха, сухая трава, какие-нибудь зерновые отходы, рушили на самодельных рушках, все это смешивали и пышки получались темные и тяжелые как земля. В домах вместо ламп были коптушки, которые делались из снарядных гильз. Поля пахали на коровах, топили колючкой. Вот так и жили в войну. В своих воспоминаниях Вера Ивановна пишет: «Мы, дети не знали, что такое отдых летний, как могли, помогали семье, потому что почти у всех отцы погибли на фронте, редко у кого вернулись домой. Поэтому на нас лежала забота о добыче топлива. Мы собирали кизяки в степи, сухой бурьян, собирали колоски в поле в помощь колхозу. А кому было 10-12 лет, те вообще выполняли взрослую работу: были погонщиками быков, конюхами, кучерами.

Цель моего исследования была достигнута, я больше узнала о детях войны – моих земляках, о том, что им пришлось пережить в годы войны, и хочу продолжить собирать материал по этой теме. В процессе работы я изучила материалы школьного музея, встретилась с жителями Донского поселения, детство которых пришлось на годы Великой Отечественной войны, записала из воспоминания. Материал обобщен и представлен в виде исследовательской работы, может быть использован на уроках истории, на классных часах, на уроках мужества.

Основой моей работы являются воспоминания жителей Донского сельского поселения. Это исследование - дань памяти людям, чье детство украла война, признательность тем, кто сохранил нашу страну, нашу историю. Дети войны – это особое поколение. Мы должны учиться у них мужеству, стойкости, человечности, помнить об этих страшных страницах в истории нашей страны, и сделать все возможное, чтобы у всех детей было счастливое детство. Я хочу, чтобы ни один ребенок в мире больше не узнал, что такое война!

В этот день и горестный, и светлый,

Поклониться от души должны

Мы живым и недожившим детям

Той большой и праведной войны!

Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война!

Проблема: Было проведено анкетирование среди родителей и учащихся нашей школы с целью определения степени осведомлённости о войне 1941-1945 гг.

Результаты: ограниченные знания детей об участии старшего поколения в Великой Отечественной войне.

Кто не знает о тяготах войны,
тот никогда не оценит
в какое замечательное время он живёт.

Введение

Актуальность исследования: Почему нужно помнить о Великой Отечественной войне?

В каждом городе, поселке, в каждой семье есть свои герои, которые прославили нашу Родину. Не только взрослые, но и мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы тяжёлого военного и послевоенного времени.

Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941г.

Сравнивая нашу жизнь с жизнью детей военной поры, мы хотим показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны.

О чем мечтали дети, которых война лишила всего? К чему в те далекие сороковые стремились наши сверстники и кем хотели стать?
Они, также, как и мы, учились в школе, посещали разные кружки, пели, танцевали. Дети любили жизнь. Ребята еще не знали, какое испытание их ждет впереди. Дети волей войны оказались в пекле страданий и невзгод и осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, играми и праздниками.

Сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки дома и горят детские кроватки. Как сохранить планету людей, чтобы детство было мирным?

Вот поэтому мы и хотим поговорить о детях войны, рассказать о своих исследованиях в этой области. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы.

Цель исследования: Доказать на примере жизни детей, переживших войну, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, что страшнее слова война нет ничего на свете.

Хотим сравнить наше детство с детством наших бабушек и дедушек.

Гипотеза работы: жизнь детей в годы войны была очень тяжелой. Даже спустя десятилетия людям больно вспоминать об этом.

Задачи:

  • Изучить архивные материалы, художественную литературу периода Великой Отечественной войны;
  • Изучить документы и фотографии семейных архивов, с целью сбора материала;
  • Записать воспоминания родственников о Великой Отечественной войне, которые в то время были детьми;
  • Провести интервью с людьми, рождёнными войной, об их трудном детстве;
  • Систематизировать полученные данные.

Объект исследования: События Великой Отечественной войны и послевоенного времени.

Предмет исследования: Условия жизни детей в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

Хронологические рамки: период Отечественной войны и послевоенное время. с 1941 по 1950 годы.

Основная часть

По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство.

Дети на войне. На первый взгляд в этих словах есть что-то несовместимое.

Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой.

Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

Мы сегодня расскажем, как жили:

Жизнь на оккупированной территории

  • Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну?
  • Что могли понять, увидеть, запом­нить дети?

Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

У целого поколения, рождённого с 1928 по 1945 год, украли детство. Детей воспитала война.

Дети войны, чьи детские судьбы пересеклись с войной напрямую. Многие из них были настоящими героями.

На море, как Боря Кулешин.
В небе, как Аркаша Камазин.
В партизанском отряде, как Леня Голиков.
В Брестской крепости, как Валя Зенкина.
В Керчинских катакомбах, как Володя Дубинин.
В подполье, как Володя Щербацевич.

Пионерами-героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо:

  • Валя Котик,
  • Зина Портнова,
  • Лёня Голиков,
  • Марат Казей.

Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям, кроме Лёни Голикова, было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.

Дети в блокадном Ленинграде

Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.
Когда началась блокада, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей.

Ленинградские дети и взрослые гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода. 900 дней и ночей город на Неве был оторван от Большой земли — он находился в блокаде. На жителей обрушился жесточайший голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Чёрный, наполовину из отрубей, иногда даже с примесью опилок, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года составляла 250 граммов для рабочих, всем остальным — 125 граммов.

Детям в блокаду было намного хуже, чем взрослым. Как объяснить малышам, почему так страшно изменилась их жизнь?

Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым.

У большинства блокадных детей родители умирали на их глазах. Эти ребята привыкли к артобстрелам, а вид умирающих на улицах людей был для них обычной картиной. Но все они мечтали о будущем, о будущем без войны.

Дети в тылу

В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами маленькие дети по 10-12 часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию.

Так вспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве В.Д.Ковальский.
Другой ветеран, Н.С.Самарцев, рассказывал:

Школьники как могли поднимали фронтовикам боевой дух, вселяли веру в победу, одобряли добрым словом.

Они выступали с концертами в госпитале, писали письма бойцам, собирали для них посылки, шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые варежки, носки, шарфы.

Медицинского персонала хронически не хватало: врачи и медсестры зачастую работали сутками без отдыха; и помощь детских рук здесь была востребована чрезвычайно. Детям по силам было обеспечивать быт раненых бойцов:

  • дежурить у их постелей,
  • делать перевязки,
  • кормить с ложечки,
  • да и хотя бы просто почитать свежие газеты и приходящие пись­ма.

Дети хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.

Дети, отправленные в глубокий тыл, продолжали учиться в школах. В школьных помещениях было так холодно, что в чернильницах замерзали чернила, ребятишки сидели на уроках в пальто и шапках. В школах ученикам выдавали по 50 граммов ржаного хлеба.

Военное детство близких людей

Мы дети войны.
Нам с пелёнок досталось
Познать беспределы невзгод.
Был голод. Был холод. Ночами не спалось.
От гари чернел небосвод.
От взрывов и плача земля содрогалась.
Не знали мы детских забав….

Рассказ ученицы о тяжелом военном и послевоенном детстве своей бабушки. (Презентация)

Мы хотим рассказать вам еще одну историю, очень близкого всем нам человека. Эта женщина с улыбкой на лице каждое утро встречает нас на пороге школы. Всегда поможет, поддержит в трудную минуту, пожелает всем нам успехов, удачи и хорошего настроения. Вы, наверное, уже догадались, что это наша любимая Светлана Ивановна.

В апреле 1941 года родилась маленькая девочка, которую назвали-Светланой. Казалось бы, что с таким светлым именем, должно быть и ярким, светлым, безоблачным детство…. Но, увы… Она хлебнула горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для нее с началом жизни…

Давайте послушаем, что об этом говорит сама Светлана Ивановна, еле сдерживая слезы.

(Интервью)

Спасибо им – детям войны, за то, что они поделились с нами своими горестными воспоминаниями далекого военного детства.

Конечно, непросто вспоминать о пережитом, но нам, современным детям очень важно осмыслить уроки Великой Отечественной войны, получить тот бесценный героический опыт, который приобрёл народ в ходе тех ужасных лет. Только память народа связывает прошлое с будущим. Вспоминая события минувших лет, слушая свидетельства людей, переживших войну в детском возрасте, начинаешь осознавать меру добра и высокой нравственности, которая была присуща русским людям. Это олицетворение народного характера, мужества, выносливости, человечности и отзывчивости к чужому горю. Дети войны, как могли, приближали Победу.

Заключение

Не было детства у моей бабушки, у нашей Светланы Ивановны. Мы узнали в ходе этой работы много нового из жизни целого поколения. Нам захотелось окружить их ещё большей заботой и теплотой, которую они не получила в детстве. Ведь мы у них в долгу. Они подарили нам жизнь!

Мы - внуки детей войны, тех, кто подарил нам мирное небо над головой, должны помнить и чтить память дорогих нам людей.

На сегодняшний день в живых остаётся всё меньше и меньше участников Великой Отечественной войны.

Мы считаем, что современным школьникам нужно больше знать о Великой Отечественной войне, о военном прошлом своих семей, никогда не забывать о том, какою ценой завоёвана Победа.

Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дети войны- дети без детства

Слайд 1941-1945 Стихи на каз. языке ГИМН

Слайд 1 война

1.Я недавно смотрела старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить:
– Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?

Слайд 2 взрывы войны

Почему сыновья не вернулись домой?
Столько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной,
Шли гулять без любимых парней?

Слайд 3 дети во время войны

Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить.

Слайд 4 памятник солдатам

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.

Хор __________________

Слайд 5 ветеранов войны

2. Еще живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились для Победы в тылу. Еще можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о тех временах…Конечно, историки могут подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка из Бреста в первый день войны или десятилетний мальчик из блокадного Ленинграда.

Слайд 6 война 1941-1945

3. Течет река времени… Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Зарыли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа. 22 июня 1941 года в 4 часа утра на нашу Родину напал злой и сильный враг – фашистская Германия. Началась самая страшная в истории нашей страны война. Каждый день эшелоны увозили солдат на фронт. Встали все, кто мог держать оружие в руках, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, скрывая свой настоящий возраст. И уходили, чтобы не вернуться…

Слайд 7 дети на войне

4. В те дни, мальчишки и девчонки, наши ровесники, не играли в войну, они жили по ее суровым законам. Священная любовь к Родине и величайшая ненависть к врагу, позвали детей огненных сороковых, на защиту Отчизны. Ребята сражались на земле и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.

5. Юные Безусые герои

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век

Боль и гнев тому сейчас причиной

Благодарность вечная вам всем

Маленькие стойкие мужчины

Девочки достойные поэм.

6. Мы, Ребята 21 века , никогда не слышали воя бомб и грохота канонады, не видели ужасов войны. Мы родились под мирным небом. А ведь не всегда небо над нашей головой было безоблачным и мирным. Люди старших поколений помнят это страшное время. 4 года длилась Великая Отечественная война с фашистскими ордами. Эти дни и ночи навсегда останутся в памяти народной. Рядом с отцами и старшими братьями сражались мальчишки и девчонки в солдатских гимнастерках приближали победу, не жалея сил и самой жизни.

Взрывы, крики и стоны,

Мольбы о пощаде, слышны…

Там война шла под старой Москвою

И взрывались дома и мосты…

Долго длилось сражение это,

Долго бились за родину мы.

Помним как на окраине опушки,

У деревни, напротив реки,

Грохотали огромные пушки,

И взрывались дома и мосты…

Но вот вечер и солнце заходит,

Бой закончен, но не навсегда.

Возле штаба разведчики бродят,

Но им нас не разбить, ни когда!

На рассвете всё оживёт:

Будут крики у леса слышны,

На врагов мы гурьбой побежим.

Много крови там было пролито…

Кто домой не вернулся с войны ,

Ну а кто-то пришёл инвалидом.

Но закончилась страшная битва

Хоть урон нам большой нанесла,

И спасла всех нас только молитва,

Мы те дни будем помнить всегда.

Слайд 8 Никтот не забыт, ничто не забыто (наш памятник)

“ Никто не забыт, ничто не забыто…” – пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией и вашей жизни. Пусть светлая память о павших соединится с готовностью беречь и защищать нашу великую Родину. Пусть жизнь детей военной поры послужит для нас примером того, как нужно жить, любить Родину, учиться и трудиться на благо своей страны.

Слайд Дети войны (дети играют на сцене)

Дети войны, и веет холодом.
Дети войны, и пахнет голодом.
Дети войны, и дыбом волосы.
На чёлках детских — седые волосы.

Земля омыта слезами детскими.
Детьми советскими и несоветскими.
Какая разница, где был под немцами?
В Дахау, Лидице или в Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны, боль и отчаяние.
И сколько надо им минут молчания?

Люди мира, на минуту встаньте!

Гудит со всех сторон –

Это раздаётся в Бухенвальде

Это возродилась и окрепла

В медном гуле праведная кровь.

Это жертвы ожили из пепла

И восстали вновь,

И восстали вновь, ,

И восстали вновь!

Музыка фон№3 минута молчания видео

Учитель: Поколение детей войны – это наши дорогие бабушки и дедушки. Хотя детям ужасной войны не приходилось держать оружие, во время Великой Отечественной войны, но им пришлось довольно трудно. Их самые ценные детские годы пришлись на времена ужасного и незабываемого горя.

1. -А знаете , я вырасту , буду врачом

2. -А я хочу учителем

3. -А я буду поле пахать, как мой отец

(Звучит звук бомбежки. Мальчик встает)
Мальчик:
4. Никто не знал, что может так случиться,
Что детские мечты наши разбив,
Война однажды в двери постучится,
Все планы одним махом изменив.
Упала нам на слабенькие плечи,
Тяжелая, не детская игра.

1.И мы, ни в чем не смея ей перечить,
Почувствовали, что значит война! Войне я молодые годы все отдал,
И детства, к сожаленью, не видал!

Учитель: Они мечтали совсем о другом: купаться в чистой речной воде, бегать босиком по зеленой травке, видеть красочные сны под мирным небом, веселиться и играть, но жизнь распорядилась иначе.

2.Война стала общей биографией целого поколения молодых людей. Даже находящиеся в тылу дети, все равно дети войны и их воспоминания и рассказы длиною в жизнь.

Вслушайтесь в воспоминания детей войны: (выходят вперёд по одному)

3.Детство мое неразрывно
Связано было с войной.
В небо глядели с надеждой:
Вот бы сегодня покой!
Утром, проснувшись, бежали
Что-то поесть раздобыть.

4.Даже такое бывало,
Нечего было нам пить.
Мы от бомбежек бежали,
Ужас, застывший в глазах,
В страхе мы жили, не знали,
Как пережить это… как…
Мы детство войне все отдали
Хорошего и не видали!

1: Мама работала и оставляла меня в яслях круглосуточно. Помню голодовку, как ела лебеду .

2 . Самолёты бомбили наш городок каждый день. Прятались мы в окопе возле дома, который отец с соседом вырыли для нашей безопасности.

3 . Длинные очереди за хлебом, бомбёжки, взрывы. Я боялась спать дома.

4 Вышки, овчарки, заставляли работать. Помню вкус брюквы с землёй и 200 гр. хлеба с отрубями

Две девочки. Обе закутаны в шарфы и платочки.

звучит фонограмма песни

-Танечка, у нас есть пол-кусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то, если они разбомбят нас вечером – мы умрем голодные.

(Сестра гладит сестренку по голове. Садятся, разламывают хлеб, отщипывают от него. Девочки прижиматся друг дружке.. Берет свой кусочек в ладошку, глядя на него, делает шаг вперед.)

Девочка: И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек хлеба (закрывая ладошку с хлебом и прижимая к груди).

Учитель Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки - В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они получали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.

Исценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой):

— Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.

— А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.

— Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.

— Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.

— Конечно, я и на фронт ещё сбегу.

Учитель Так юные мальчишки на ряду со взрослыми вставали на бой

Не отнимайте солнце у детей!
И жизнь Земли вовеки не прервется.
Чтоб над Землей звучало каждый день:
"Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет солнце!"

Умирая за Родину, наши бойцы завещали нам беречь и защищать любимую Отчизну. И мы, ребята, будем свято выполнять это завещание

Мир — это главное слово на свете.
Мир очень нужен нашей планете!
Мир нужен детям!
Мир нужен взрослым!
Мир! Мир! Мир!

-Я хочу, чтоб на нашей планете
-Никогда не печалились дети.
-Чтоб не плакал никто, не болел,
— Только б хор наш звенел.
-Чтоб навек все сердцами сроднились.
-Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война!

Родине Клятву даём!
Жизнью клянёмся
Павшим героям:
То, что отцы не допели,
Мы допоём!
То, что отцы не построили,
Мы построим!

Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Помните!
Песню свою, отправляя в полёт,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт,
Помните!

ГИМН
Флешмоб 7 классы ( подарки детям войны)

Читайте также: