Сообщение на тему демографы

Обновлено: 06.07.2024

Демогра́фия (др.-греч. δῆμος — народ, др.-греч. γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения.

Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и так далее.

Содержание

История формирования

История демографической науки долгое время была связана с развитием эмпирической формы познания, ограничиваясь сбором, обработкой и интерпретацией данных о населении в соответствии с практическими потребностями. Выполнение этой функции сопровождалось постоянным совершенствованием методов исследования.

Этапы развития

Корни демографической науки уходят вглубь тысячелетий. Ещё древние испытывали необходимость регистрировать население (табу, детоучет). В Древнем Египте, Библии, Античном мире, Древнем Китае и во времена Средневековья знания и представления о народонаселении формировались бессистемно в общей массе недифференцированных научных знаний: кое-где проводились отдельные попытки регулировать семейное поведение, рождаемость. В тот же период мыслители обратили внимание на взаимосвязь численности населения и его общего развития (Конфуций, Платон, Аристотель).

Конфуций

Конфуций (около 551—479 гг. до н. э.) осуществил попытку определения идеальной пропорции между количеством обрабатываемой земли и численностью заселения. Поскольку нарушение этой пропорции может привести:

  1. при малочисленности населения к ухудшению обработки пашни и к отказу от налогов;
  2. при чрезмерной плотности населения к обнищанию, праздности, социальной напряженности.

Значит, необходимо государственное регулирование роста населения и принятие такой меры, как, например, переселение жителей густонаселенных районов в малонаселенные.

Платон

Аристотель

В эпоху феодализма

В эпоху феодализма (может быть, за вычетом Позднего Средневековья) в странах Европы государственная власть всеми мерами способствовала увеличению населения. Это обусловливалось стремлением власти поддержать и увеличить свою политическую, финансовую и военную мощь, состоящую по тем временам в многолюдности страны, в количестве воинов, в размерах налогов, которые могли собрать с населения большей численности. Поэтому и основная идея выражалась в том, что богатство общества и сила государства определяется численностью населения.

Формирование демографических знаний (XVII — начало XIX века)

Однако подлинное начало формирования демографии как науки со всеми соответствующими атрибутами ориентацией на объективность, нацеленностью на выявление закономерностей, средствами для формирования базы данных (эмпирических фактов), эмпирическими обобщениями, методами исследования и обработки данных, математическими средствами выражения, расчётов и моделирования демографических процессов, — относится ко второй половине XVII века, когда развитие капитализма породило устойчивую потребность в изучении народонаселения. Исторически первым объектом научного изучения в демографии была смертность. Знание порядка вымирания поколения позволяло определить длительность жизни (а при постоянстве чисел рождений — также и численность населения) и рассчитывать при страховании жизни суммы выплат в зависимости от дожития.

Рождаются новые цели и задачи: определить динамику численности населения, её зависимость от рождаемости, смертности, структурных и территориальных перемещений. В XVIII веке были предприняты первые попытки наблюдать изменение числа умерших и родившихся и численности населения в отдельных странах.

Родоначальник демографической статистики (политической арифметики) — Дж. Граунт — обратил внимание на многие законы, сделал анализ бюллетеней смертности, построил первую простейшую модель таблицы смертности. В 1693 году Галлей построил полную таблицу смертности для населения города Бреславля (Вроцлав), включил в неё младенческую и детскую смертность.

Возникновение демографической науки (XIX век)

В XIX веке встал вопрос о роли и месте демографии в социально-экономическом развитии. Повышается описательный характер, рассматриваются состав и движение населения. В середине XIX века предпринимаются попытки изучения социальной дифференциации рождаемости и смертности такими учёными, как Г. Ф. Кнапп (Германия), Л. А. Бертильон (Франция).

Выделяются демографическая статистика и демографическая динамика (движение населения).

Утверждение демографической науки (конец XIX — первая половина XX века)

Центральным объектом изучения в демографии становится воспроизводство населения, в связи с чем в ряде стран принимаются различные законы, касающиеся народонаселения. Исследователи второй половины XIX века подходят к трактовке воспроизводства населения как единого взаимосвязанного процесса. В. Борткевич начал, а Р. Бек и Р. Кучинский завершили разработку показателей, характеризующих результат воспроизводственного процесса.

В 1920-е-1930-е годы были сделаны шаги к международному сотрудничеству. Предпринимаются первые попытки вести демографические исследования во взаимосвязи с другими общественными явлениями. Демография утверждается в роли общественной науки.

Современное развитие (середина XX — до настоящего времени)

За последние полвека наблюдается тенденция к повышению внимания к изучению демографии с точки зрения экономических и социальных факторов общего развития.

  • увеличение объёма демографической информации и источниковой основы;
  • быстрое увеличение количества демографических исследований и повышение степени их специализации;
  • успехи в области демографического анализа.

Демографические исследования в СССР

После Октябрьской социалистической революции вплоть до начала 1930-х годов в СССР велись активные демографические исследования. Были организованы в 1919 году Демографический институт АН УССР в Киеве, и в 1930 году Демографический институт АН СССР в Ленинграде. Исследовались проблемы воспроизводства населения: закономерности смертности и рождаемости, причем большое внимание уделялось социальным факторам рождаемости, тенденциям формирования и развития семьи. Развивалась методология демографического прогнозирования. Отечественная демография в этот период связана с именами С. А. Новосельского, В. В. Паевского, О. А. Квиткина, С. Т. Струмилина, М. В. Птухи. С. А. Томилина и других.

Возрождение отечественной демографии началось в конце 1950-х годов, когда возникла потребность во всестороннем изучении населения. Стали проводиться научные дискуссии, развертывались исследования, выходили публикации, совершенствовалась подготовка кадров. Изучение закономерностей воспроизводства населения, а также взаимосвязи роста населения и социально-экономического развития позволило демографии оформиться в самостоятельную общественную науку. С конца 1950-х до начала 1960-х годов стал очевиден объективный процесс необходимости комплексного изучения широкого круга проблем народонаселения, осуществляемого наряду с демографией целым рядом других наук и научных направлений.

Развитие демографии как науки в этот период в СССР в первую очередь связывается с именами А. Я. Боярского (кафедра статистики МГУ, затем руководство НИИ ЦСУ), А. Г. Волкова (руководство отделом демографии НИИ ЦСУ), Д. И. Валентея (заведующий кафедрой народонаселения МГУ), Б. Ц. Урланиса (сектор трудовых ресурсов института экономики АН СССР)

Демографические исследования в Российской Федерации

Центры изучения демографии в современной России:

    РАН.
  • Управление статистики населения и здравоохранения Росстата.
  • Центр по изучению проблем народонаселения при экономическом факультете МГУ.
  • Кафедра социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ.
  • Сектор демографии, народонаселения и миграции Российского института стратегических исследований.

Объект демографии как науки

Демография имеет свой чётко очерченный объект исследования — население. Демография изучает численность, территориальное размещение и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, а также биологических и географических факторов.

Единицей совокупности в демографии является человек, который обладает множеством признаков — пол, возраст, семейное положение, образование, род занятий, национальность и так далее. Многие из этих качеств меняются в течение жизни. Поэтому население всегда обладает такими характеристиками, как численность и возрастно-половая структура, семейное состояние. Изменение в жизни каждого человека приводит к изменениям в населении. Эти изменения в совокупности составляют движение населения.

Движение населения

Обычно движение населения подразделяют на три группы:

  • Естественное. включает в себя брачность, разводимость, рождаемость, смертность, изучение которых является исключительной компетенцией демографии.
  • Механическое (миграция). Это совокупность всех территориальных перемещений населения, которые в конечном счёте определяют характер расселения, плотности, сезонную и маятниковую подвижность населения.
  • Социальное. Переходы людей из одних социальных групп в другие. Этот вид движения определяет воспроизводство социальных структур населения. И именно эта взаимосвязь воспроизводства населения и изменений в социальной структуре изучается демографией.

Анализ демографических процессов

Основными демографическими процессами являются рождаемость, смертность и миграция.

Решение многих демографических задач требует использования системы методов, среди которых основное место занимают статистические и математические методы, также в последнее время всё чаще применяются социологические методы. Исследовать закономерности изменения в населении можно только на примере множества лиц. Сбор информации возможен четырьмя способами:

    .
  • Текущий учёт естественного движения населения.
  • Текущие регистры населения (списки, картотеки). и специальные обследования (например ВЦИОМ).

Для изучения демографических процессов используются статистические исследования динамики, индексный, выборочный, балансовый и графический методы. Также широко используется математическое моделирование, абстрактное математическое моделирование, графические, картографические методы. Основным инструментом демографического анализа является описательная статистика населения по полу, возрасту, занятиям, с помощью которой имеется возможность отслеживать показатели естественного движения населения.

Система демографических наук

  • Демография
    • Уровень теоретической интерпретации

    Демография и другие науки

    Развитие народонаселения — закономерный процесс количественных и качественных изменений в населении, которые по мере развития человеческого общества все более усложняются. Однако демографии оказывается недостаточно для объяснения всех изменений, связанных с ним. Остро недостаток стал проявляться во второй половине XX века. А. Сови выдвинул идею о необходимости привлечения других наук к изучению народонаселения. Полное отражение эта идея нашла в разработках центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ под руководством профессора Д. И. Валентея, который предложил комплексный подход — активное привлечение других сопредельных наук. Система знаний о народонаселении постоянно развивается.

    Процессу углубления знаний о народонаселении способствует тесная связь с экономической, исторической, социологической наукой, этнографией, географией населения, социальной гигиеной, правоведением. На стыке этих наук стали развиваться такие научные направления, как экономика народонаселения, социология народонаселения, генетика народонаселения и ряд других. Связь между науками, изучающими население, позволяет им, находясь в системе экономических, социологических, географических и других наук, одновременно быть частью системы научных знаний о народонаселении, имеющей общий объект исследований и основанной на единых, объединяющих их принципах познания. Сопредельные науки присущими им методами изучают законы функционирования и развития народонаселения.

    Демография взаимодействует с другими науками, широко используя их методологические подходы, методы, добытые ими знания. В то же время демография внутри себя разделилась на целый ряд специализированных отраслей и даже наук. Так появляется идея системы знаний о народонаселении: ядро — именно демография, предмет — воспроизводство населения, а другие входящие в эту систему науки имеют своим предметом законы и закономерности других специфических сторон и аспектов развития населения.

    Демогра́фия (греч. δέμος — народ, γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений.

    Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения.

    Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и пр.

    Содержание

    История формирования

    История демографической науки долгое время была связана с развитием эмпирической формы познания, ограничиваясь сбором, обработкой и интерпретации данных о населении в соответствии с практическими потребностями. Выполнение этой функции сопровождалось постоянным совершенствованием методов исследования.

    Этапы развития

    Корни демографической науки уходят вглубь тысячелетий. Еще древние испытывали необходимость регистрировать население (табу, детоучет). В Античном мире, Древнем Китае и во времена Средневековья знания и представления о народонаселении формировались бессистемно в общей массе недифференцированных научных знаний: кое-где проводились отдельные попытки регулировать семейное поведение, рождаемость. В тот же период мыслители обратили внимание на взаимосвязь численности населения и ее общего развития (Конфуций, Платон, Аристотель).

    Формирование демографических знаний (XVI — начало XIX века)

    Рождаются новые цели и задачи: определить динамику численности населения, ее зависимость от рождаемости, смертности, структурных и территориальных перемещений. В XVIII веке были предприняты первые попытки наблюдать изменение числа умерших и родившихся и численности населения в отдельных странах.

    Родоначальник демографической статистики (политической арифметики) — Дж. Граунт — обратил внимание на многие законы, сделал анализ бюллетеней смертности, построил первую простейшую модель таблицы смертности. В 1693 году Галлей построил полную таблицу смертности для населения города Бреславля (Вроцлав), включил в нее младенческую и детскую смертность.

    Возникновение демографической науки (XIX век)

    В XIX веке встал вопрос о роли и месте демографии в социально-экономическом развитии. Повышается описательный характер, рассматриваются состав и движение населения. В середине XIX века предпринимаются попытки изучения социальной дифференциации рождаемости и смертности такими учеными, как Г. Ф. Кнапп (Германия), Л. А. Бертильон (Франция).

    Выделяются демографическая статистика и демографическая динамика (движение населения).

    Утверждение демографической науки (конец XIX — первая половина XX века)

    Центральным объектом изучения в демографии становится воспроизводство населения, в связи с чем в ряде стран принимаются различные законы, касающиеся народонаселения. Исследователи второй половины XIX века подходят к трактовке воспроизводства населения как единого взаимосвязанного процесса. В. Борткевич начал, а Р. Бек и Р. Кучинский завершили разработку показателей, характеризующих результат воспроизводственного процесса.

    В 20-30-ые годы были сделаны шаги к международному сотрудничеству. Предпринимаются первые попытки вести демографические исследования во взаимосвязи с другими общественными явлениями. Демография утверждается в роли общественной науки.

    Современное развитие (середина XX — до сегодняшнего дня)

    За последние полвека наблюдается тенденция к повышению внимания к изучению демографии с т.з. экономических и социальных факторов общего развития.

    • увеличение объема демографической информации и источниковой основы
    • быстрое увеличение количества демографических исследований и повышение степени их специализации
    • успехи в области демографического анализа

    В XX столетии становление и развитие демографии нашло отражение в трудах К. Германа, П. Семенова-Тяньшаньского, А. И. Чупрова. Ю. А. Янсона.

    Отечественная демография

    После Октябрьской революции вплоть до начала 1930-х годов в СССР велись активные демографические исследования. Были организованы в 1919 г. Демографический институт АН УССР в Киеве, и в 1930 г. Демографический институт АН СССР в Ленинграде. Исследовались проблемы воспроизводства населения: закономерности смертности и рождаемости, причем большое, внимание уделялось социальным факторам рождаемости, тенденциям, формирования и развития семьи. Развивалась методология демографического прогнозирования. Отечественная демография в этот период связана с именами Б. Ц. Урланиса, С. А. Новосельского, В. В. Паевского, О. А. Квиткина, С. Т. Струмилина, М. В. Птухи. С. А. Томилина и др. В 1930 — 1940 гг. в СССР значительно сократился объем работ по демографическим проблемам.

    Возрождение отечественной демографии началось лишь в конце 1950-х гг. когда возникла потребность во всестороннем изучении населения. Стали проводиться научные дискуссии, развертывались исследования, выходили публикации, совершенствовалась подготовка кадров. Изучение закономерностей воспроизводства населения, а также взаимосвязи роста населения и социально-экономического развития позволило демографии оформиться в самостоятельную общественную науку. С конца 1950-х до начала 1960-х годов стал очевиден объективный процесс необходимости комплексного изучения широкого круга проблем народонаселения, осуществляемого наряду с демографией целым рядом других наук и научных направлений.

    В настоящее время крупными центрами изучения демографии в России являются кафедра социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ, Институт демографических исследований, центр по изучению проблем народонаселения при экономическом факультете МГУ, институт социально-экономических проблем народонаселения РАН и другие.

    Объект демографии как науки

    Демография имеет свой четко очерченный объект исследования — население. Демография изучает численность, территориальное размещение и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, а также биологических и географических факторов.

    Единицей совокупности в демографии является человек, который обладает множеством признаков — пол, возраст, семейное положение, образование, род занятий, национальность и т. д. Многие из этих качеств меняются в течение жизни. Поэтому население всегда обладает такими характеристиками, как численность и возрастно-половая структура, семейное состояние. Изменение в жизни каждого человека приводит к изменениям в населении. Эти изменения в совокупности составляют движение населения.

    Движение населения

    Обычно движение населения подразделяют на три группы:

    Включает в себя брачность, рождаемость, смертность, изучение которых является исключительной компетенцией демографии.

    Это совокупность всех территориальных перемещений населения, которые в конечном счете определяют характер расселения, плотности, сезонную и маятниковую подвижность населения.

    Переходы людей из одних социальных групп в другие. Этот вид движения определяет воспроизводство социальных структур населения. И именно эта взаимосвязь воспроизводства населения и изменений в социальной структуре изучается демографией.

    Анализ демографических процессов

    Решение многих демографических задач требует использования системы методов, среди которых основное место занимают статистические и математические методы анализа. Исследовать закономерности изменения в населении можно только на примере множества лиц. Процесс сбора информации о населении слагается из трех источников: переписи населения, текущий учет естественного движения населения, миграция населения.

    Для изучения демографических процессов используются статистические исследования динамики, индексный, выборочный, балансовый и графический методы. Также широко используется математическое моделирование, абстрактное математическое моделирование, графические, картографические методы. Основным инструментом демографического анализа является описательная статистика населения по полу, возрасту, занятиям, с помощью которой имеется возможность отслеживать показатели движения населения, (рождаемости, брачности, смертности).

    Система демографических наук

    • Демография
      • Уровень теоретической интерпретации
      • Описательная демография
      • Формальная демография
      • Математическая демография
      • Теоретическая демография
      • Экономическая демография
      • Социальная демография
      • Социологическая демография
      • Медицинская демография
      • Этнодемография
      • Демография семьи
      • Геодемография
      • Историческая демография

      Демография и другие науки

      Развитие народонаселения — закономерный процесс количественных и качественных изменений в населении, которые по мере развития человеческого общества все более усложняются. Однако демографии оказывается недостаточно для объяснения всех изменений, связанных с ним. Остро недостаток стал проявляться во второй половине XX века. А. Сови выдвинул идею о необходимости привлечения других наук к изучению народонаселения. Полное отражение эта идея нашла в разработках центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ под руководством профессора Д. И. Валентая, который предложил комплексный подход — активное привлечение других сопредельных наук. Система знаний о народонаселении постоянно развивается.

      Процессу углубления знаний о народонаселении способствует тесная связь с экономической, исторической, социологической наукой, этнографией, географией населения, социальной гигиеной, правоведением. На стыке этих наук стали развиваться такие научные направления, как экономика народонаселения, социология народонаселения, генетика народонаселения и ряд других. Связь между науками, изучающими население, позволяет им, находясь в системе экономических, социологических, географических и других наук, одновременно быть частью системы научных знаний о народонаселении, имеющей общий объект исследований и основанной на единых, объединяющих их принципах познания. Сопредельные науки присущими им методами изучают законы функционирования и развития народонаселения.

      Демография взаимодействует с другими науками, широко используя их методологические подходы, методы, добытые ими знания. В то же время демография внутри себя разделилась на целый ряд специализированных отраслей и даже наук. Так появляется идея системы знаний о народонаселении: ядро — именно демография, предмет — воспроизводство населения, а другие, входящие в эту систему науки имеют своим предметом законы и закономерности других специфических сторон и аспектов развития населения.

      — Михаил Борисович, давно ли существует такая профессия, как демограф? И только ли демографы занимаются проблемами народонаселения?

      — У нас есть профессия экономист-демограф. Она появилась в классификаторе профессий в 1990-е годы по инициативе руководителя Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ, известного ученого и организатора науки Дмитрия Игнатьевича Валентея. Кроме экономистов на проблемах народонаселения специализируются еще социологи и выпускники других специальностей вузов. Среди них есть, например, географы, математики, историки.

      Я, к примеру, по образованию экономист, математик, но профессионально занимаюсь вопросами демографии – анализом демографических процессов и разработкой политики в сфере народонаселения.

      — Если говорить о специалистах, которые занимаются чисто демографическими исследованиями, то их и в самом деле немного. Но так же сравнительно немного и тех, кто занимается, например, и теоретической физикой. Тех, кто занимается фундаментальной наукой, меньше, чем тех, кто занимается ее прикладными аспектами, меньше, чем инженеров.

      Конечно, в отечественной демографии ощущается недостаток специалистов в области фундаментальных демографических исследований. У нас в институте работает 15 человек. В МГУ – еще около 20. На мой взгляд, подобных демографических центров в такой стране, как Россия, должно быть не два, а как минимум пять-шесть – в Новосибирске, Санкт-Петербурге, на Северном Кавказе, на Дальнем Востоке. Если бы в каждом из них работало по 20–30 сотрудников, в стране бы насчитывалось около 200 профессионалов в области демографии. А сейчас – в несколько раз меньше необходимого. Учитывая возрастной состав ученых, может получиться так, что лет через 5–10 демографов придется сравнивать не с египтологами, а с исчезающими видами из Красной книги…

      — Вы получили сначала экономическое образование, затем закончили факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. Как так случилось, что вы занимаетесь демографией?

      — Меня с детства интересовали проблемы народонаселения, и именно поэтому я поступил на экономический факультет МГУ. Там была кафедра народонаселения. Специфика обучения демографов состояла в том, что мы изучали все те же дисциплины, что и наши сокурсники, но если у тех было три пары в день, у нас – четыре, если у них на 4-м курсе появился выходной – у нас его не было. У нас была дополнительная нагрузка в виде демографических дисциплин и иностранного языка, поскольку демография считалась специализацией международной.

      На факультет вычислительной математики и кибернетики я поступал намеренно, чтобы овладеть математическим аппаратом – уметь считать и моделировать. Я уже тогда понимал, что хочу заниматься фундаментальной наукой. Кстати говоря, не случайно: в числе основателей демографической науки есть математики, статистики и даже физики. Из современных физиков своими демографическими публикациями известен Сергей Петрович Капица.

      Если бы я хотел удовлетворить свои научные интересы сейчас, то вначале получил бы базовую специальность по экономике или математике, а затем поступил бы в магистратуру ГУ-ВШЭ на программу по демографии.

      — И какие у них возможности? Где работают демографы?

      — Демограф, как и социолог, может работать в социологических службах и центрах по изучению общественного мнения. Причем в сравнении с социологом он будет обладать даже рядом преимуществ, поскольку демографы лучше знают источники данных о населении – переписи, текущую демографическую иммиграционную статистику, административные источники информации. Поэтому демографы могут найти себе применение в такой сфере, как, маркетинг. В США или Канаде выпускники магистерских программ по демографии решают такую маркетинговую задачу, как сегментирование рынка и выполнение соответствующих прогнозных оценок. Они владеют необходимыми для этого методами, знают, где искать и как обрабатывать необходимую информацию, разбираются в демографических тенденциях, которые сегодня нельзя не учитывать при развитии бизнеса.

      К примеру, в автомобильной промышленности нельзя не принимать во внимание того факта, что население стареет: пожилые люди скорее оценят экономность и высокую степень надежности, чем мощь и большие скорости автомобилей.

      Демографические знания необходимы также в страховании и при работе в пенсионных фондах, поскольку с помощью демографических методов выполняются многие расчеты, а специалисты-страховщики должны разбираться в таких понятиях, как продолжительность жизни, знать тенденции относительно смертности и здоровья населения.

      Очевидно, что специалист-демограф будет востребован в аналитических службах и отделах разного рода предприятий. Знания о тенденциях развития населения в России, в ее регионах, городах и даже муниципальных образованиях, в разных странах мира интересуют и политиков, и бизнес, и науку, и широкую общественность.

      Конечно же, многие из тех, кто получил демографическую подготовку еще в те годы, когда она осуществлялась в МГУ и в МЭСИ (до начала 1990-х годов), работают в госструктурах, прежде всего в Росстате, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития. Результаты демографического анализа и демографических прогнозов используются в построении программ и планов развития экономики, системы здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения.

      — … и еще демографы могут преподавать?

      — Конечно. Профессионально подготовленные преподаватели демографии должны быть в каждом вузе. Причем не только на экономических и социологических направлениях подготовки, но, допустим, и в медицине – ведь будущие медики изучают курс, связанный с общественным здоровьем.

      Проблема подготовки кадров в сфере демографического образования у нас стоит очень остро. В советское время до начала 1990-х годов демографов готовили на экономическом факультете МГУ и в МЭСИ (специализация по демографической статистике). Но 1990-е были непростыми для науки и образования: интерес студентов к фундаментальным дисциплинам снизился, поскольку на рынке вырос спрос на финансистов, бухгалтеров, менеджеров. Экономические факультеты урезали программы по социальной тематике.

      Но в те же 1990-е демография как дисциплина стала обязательной у социологов и экономистов. В условиях недостатка профессионалов ее преподавали те, у кого не было даже профильного экономического или социологического образования. Все это, конечно, тормозило развитие исследований в области демографии и не способствовало своевременному осознанию остроты стоящих перед нашим обществом демографических проблем.

      В результате приходится сталкиваться с тем, как спекулируют на теме, используя всеобщую демографическую неграмотность.

      — Если все же молодой человек планирует реализовать себя в науке, к чему надо быть готовым? Какие исследования вы и ваши коллеги ведете в Институте демографии?

      — Прежде всего, могу сказать, что все сотрудники института востребованы. К нам часто обращаются представители госструктур, бизнеса, международных организаций с предложением реализовать тот или иной проект, выступить с лекциями, комментариями, провести демографическую экспертизу. Подчас даже не остается времени для других собственно фундаментальных исследований. Меня, к примеру, интересуют долговременные социальные и экономические последствия демографических изменений – не только современности, но и прошлого: 17–19 веков, однако заниматься этой проблематикой в полной мере не получается.

      Недавно, к примеру, институт проводил исследование по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей. В достаточно сжатый период времени – в нашем распоряжении было 3 месяца – необходимо было показать, как изменяются демографические процессы и структуры населения России и по возможности оценить экономические последствия этих изменений.

      Согласно демографическим прогнозам, численность населения в трудоспособных возрастах в ближайшие 10–12 лет сократится в России, как минимум, на 11 миллионов человек. К чему это приведет? Как преодолеть негативные последствия этого сокращения? Сейчас много говорят о миграции как о главном ресурсе восполнения естественной убыли населения. А вместе с тем даже умеренный (по европейским меркам) рост продолжительности жизни позволит за тот же период сохранить жизни, более 4 миллионов человек, большая часть из которых – в трудоспособном возрасте.

      — А эти расчеты находят применение? Прислушиваются ли к рекомендациям демографов? Ведь часто можно прочитать, как эксперты ставят под сомнение решения властей в сфере демографии, и создается впечатление, что демографы и власть существуют независимо друг от друга.

      — Сам факт наличия демографической политики говорит о том, что к демографам прислушиваются – в 1990-е годы, к примеру, об этом даже нельзя было подумать. Общепризнано, что демографические индикаторы – одни из ключевых показателей уровня и качества жизни. Во многих странах политики и даже экономисты прямо говорят, что для них главная оценка прогресса – это продолжительность жизни населения. Если она растет, значит, в стране действительно все делается для блага людей – и в сфере экономики, и в социальной сфере, и в сфере безопасности.

      Профессия экономист-демограф, как самостоятельная наука, появилась в классификаторе профессий в 1990-е годы по инициативе руководителя Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ, известного ученого и организатора науки Дмитрия Игнатьевича Валентея. Кроме экономистов на проблемах народонаселения специализируются еще социологи и выпускники других специальностей вузов. Среди них есть, например, географы, математики, историки.

      Содержание работы

      Введение
      Первый демограф России
      Выдающиеся демографы России
      Ведущие демографы мира
      Заключение

      Файлы: 1 файл

      Демографы и их концепции.docx

      Демографы и их концепции

      1. Первый демограф России
      2. Выдающиеся демографы России
      3. Ведущие демографы мира

      Профессия экономист-демограф, как самостоятельная наука, появилась в классификаторе профессий в 1990-е годы по инициативе руководителя Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ, известного ученого и организатора науки Дмитрия Игнатьевича Валентея. Кроме экономистов на проблемах народонаселения специализируются еще социологи и выпускники других специальностей вузов. Среди них есть, например, географы, математики, историки.

      Специалистов, которые занимаются чисто демографическими исследованиями, немного. Первым демографом России был ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Большое внимание Ломоносов уделял проблеме прироста и сбережения народа, справедливо полагая, что от этого зависит процветание и могущество государства. Он не отделял демографию от государственной политики. И в этом решении Ломоносов был первым, тогда как его современники смотрели на вопросы народонаселения через призму философии, создавая, как, например, Эйлер, "общие исследования о смертности и об умножении человеческого рода. Один из известных демографов советского времени – Владимир Александрович Борисов. Он занимает особое место среди отечественных демографов- выдающийся ученик выдающегося учителя Урланиса (1906—1981), самого крупного из демографов ХХ века и общепризнанного лидера демографии советского периода.

      Институт демографии был создан в феврале 2007 года. Директором института является один из ведущих российских и мировых ученых-демографов Анатолий Григорьевич Вишневский.

      1.Первый демограф России - Михаил Васильевич Ломоносов.

      В 2011 году исполнилось 300 лет со дня рождения великого российского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Научные идеи Ломоносова стали прочным фундаментом для последующего развития самых разных академических дисциплин. Он был настоящим ученым-энциклопедистом, проявившим свои таланты в философии, физике, химии, геологии, филологии, истории и других областях научного познания. Многие взгляды М. В. Ломоносова остаются актуальными и по сей день.

      Большое внимание Ломоносов уделял проблеме прироста и сбережения народа, справедливо полагая, что от этого зависит процветание и могущество государства. Он не отделял демографию от государственной политики. И в этом решении Ломоносов был первым, тогда как его современники смотрели на вопросы народонаселения через призму философии. Во времена Ломоносова, в первой половине XVIII века, демография как самостоятельная научная дисциплина отсутствовала не только в России, но и во всем мире. Но Ломоносов мыслил именно как ученый-демограф, обосновывая необходимость государственных мер, направленных на увеличение численности населения. В этом смысле он стоял еще и у истоков русской демографической политики. В то же время Ломоносова волновало не в целом человечество, а русский народ, на плечах которого издревле покоилось государственное величие Российской империи. Ученый прекрасно понимал, что наука — это не отвлеченная от жизни теория, а средство, создавая которое, конкретный народ обеспечивает себе земное существование.

      Некоторые труды М. В. Ломоносова в области социально-гуманитарных наук носят почти пророческий характер. Можно сказать, что он во многих открытиях, трудах опередил свое время. В публицистическом послании "О сохранении и размножении российского народа", датированном ноябрем 1761 года, великий ученый описал демографические тенденции, актуальные для России не только XVIII века, но и сегодняшнего дня. В том же году он написал фавориту императрицы Елизаветы Петровны графу Шувалову письмо, в котором высказал озабоченность высокой смертностью и малой продолжительностью жизни русских людей. В этом письме Ломоносов детально разбирал отдельные факторы, которые тормозили рост населения, и одновременно предлагал различные мероприятия для устранения их вредного влияния.

      Какие препятствия росту населения ученый отмечал в своем письме? Во-первых, он обращал внимание на разность возрастов супругов. Ломоносов считал, что брак между ровесниками снижает рождаемость. По мнению ученого, "невеста не должна быть старее разве только двумя годами, а жених старее может быть 15-ю летами. Женщины родят едва далее 45 лет, а мужчины часто и до 60 лет к плодородию способны: всего сходнее, если муж жены старее от 7 до 10 лет".

      Далее Ломоносов отмечал вред браков, которые совершались принудительно, без желания вступающих в брак. Придавая большое значение брачности, он предлагал также отменить запрет вступать в брак в четвертый раз и разрешить молодым овдовевшим священникам вступать в брак вторично.

      Затем Ломоносов переходил к изложению вопросов, связанных со смертностью в России. Он очень детально и обстоятельно излагал необходимые меры снижения смертности. Прежде всего ученый отмечал "детское душегубство", то есть убийство матерью своего дитя, чтобы скрыть свой позор. С целью снижения "злого душегубства" Ломоносов предлагал учредить специальные дома, которые принимали бы "зазорных" детей.

      Отмечая высокую смертность в России, М. В. Ломоносов давал советы для решения этой проблемы. Он предлагал позаботиться о том, чтобы способы лечения и лекарства можно было отыскать и применить везде в России, "ибо у нас дело обстоит плохо". Ломоносова возмущали церковные обычаи, приносящие вред здоровью человека: "Таких упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною водою, почитаю я, полагали затем, что желают после родин и крестин вскоре похорон для своей корысти". Детская смертность в ту пору была чрезвычайно высока. М. В. Ломоносов отмечал много случаев, когда из 10–15 детей у матери в живых не оставалось ни одного.

      Однако ученый не ограничивался изложением борьбы с детской смертностью. Он уделял большое внимание и смертности взрослого населения. Для снижения смертности вообще Ломоносов призывал к просвещению народа, чтобы снизить уровень бытового пьянства и невоздержанности и насаждать разумный и здоровый образ жизни. Кроме того, государство, по мнению ученого, должно бороться с причинами, которые увеличивают смертность населения: с пожарами, эпидемиями и потоплениями. Он удрученно писал, что в русских деревнях почти нет врачей, "отчего смертность особенно увеличивается". Ломоносов мечтательно рассуждал о желательной перемене укоренившихся в народе обычаев, в том числе и о несоответствии русскому климату установленных когда-то в Греции и на Святой земле постов и церковных праздников. Он доказывал, что Великий пост приходится в России на самое суровое время года, что создает большую нагрузку на здоровье людей. "Если б наша Масленица положена была в мае месяце, — рассуждал Ломоносов, — то Великий пост был бы в полной весне и в начале лета, а Святая неделя около Петрова дня". В это время бремя поста было бы связано не с повышенной физической нагрузкой на организм, а со здоровым аскетизмом крестьянского труда, укрепляющим дух и здоровье народа. "Ради исправления таких нужных работ, — продолжал Ломоносов, — меньше было бы праздности, матери невоздержания, меньше гостьбы и пирушек, меньше пьянства… А сверх того, хотя бы кто и напился, однако, возвращаясь домой, не замерз бы на дороге, как на Масленице бывает, и не провалился бы под лед, как случается на Святой неделе".

      Это говорил, конечно, рационально мыслящий ученый, а не богослов. Он призывал созвать для введения соответствующих изменений Вселенский собор, но, к сожалению, безуспешно. Ломоносов не забыл упомянуть и о миграции населения — явлении, которое напрямую связано с демографией и сопутствует ей. Он называл тех русских, которые уезжают жить за границу, "живыми покойниками" и считал необходимым предпринимать меры по возвращению людей из-за границы, так как Россия "в состоянии вместить их в свое безопасное недро". То есть фактически Ломоносов призывал и к возврату на родину уехавших сограждан. В его концепции сбережения русского народа были указаны меры по трем главным направлениям: демографии, миграции и репатриации. В наши дни исследования и государственные реформы по этим направлениям позволят приостановить смертность россиян, увеличить рождаемость и создать экономические условия для будущего прироста населения. Ломоносов предвидел это два с половиной столетия назад. Тогда его записка попала "под сукно", так как граф Шувалов вскоре потерял свое влияние при дворе и был вынужден уехать за границу. Ученого также волновало несовершенство ревизий населения, которые практиковались с петровских времен. Остро стоял вопрос о выработке единого переписного документа, о сокращении сроков проведения переписей и повышении квалификации переписчиков. В 1760 году Ломоносов разработал "Академическую анкету" с тридцатью вопросами для сбора статистических данных, характеризовавших отдельные районы России и всю страну в целом. По мнению М. В. Ломоносова, меры по сбережению населения России должны стать для государства главными, ведь от этого зависит "сохранение жизни столь великого множества людей". Эта цель в полной мере сохраняет свою актуальность и сегодня. Когда читаешь его строки, первым делом проникаешься чувством гордости за человека, который душою болел за продолжение рода российского.

      Боярский Арон Яковлевич (1906-1985)– автор первых отечественных вузовских учебников по демографии. Создал Отдел демографии в НИИ ЦСУ СССР, директором которого он был. Обосновал наилучшие с экономических позиций параметры населения.

      Новосельский Сергей Александрович (1872-1953)- демограф, один из основателей отечественной санитарной и демографической статистики, академик АМН СССР (1945). Создал научное направление — комплексное изучение состояния здоровья населения на основе анализа демографических процессов.

      Урланис Борис Цезаревич (1926-1981) - доктор экономических наук, профессор; автор работ по экономической демографии, общей теории статистики, общим проблемам народонаселения.

      Валентей Дмитрий Игнатьевич (1922-1994) -известный российский социолог, доктор экономических наук, профессор. Основатель и первый руководитель (1965—1991) Центра по изучению проблем народонаселения на экономическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Сыграл огромную роль в возрождении советской демографии в 1960-е годы. Образовал сектор демографии и трудовых ресурсов в НИИ Центральном статистическом управлении СССР

      Рыбаковский Леонид Леонидович (1931) -советский и российский демограф, социолог и экономист. Доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН). Внёс вклад в теорию миграции населения, предложил этнодемографический метод оценки людских потерь. Автор более 200 научных трудов (в том числе 10 авторских монографий и более 30 разделов в коллективных монографиях).

      Литература.

      1. Антонов А.И. Лекции по демографии: учебник/ А.И. Антонов, В.А. Борисов.-М.: Академический проект,2011.- 584 с.

      2. Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. М.: 3-е издание 2002, 2003.

      3. Верещагина А.В. Демография : учеб. пособие /А.В. Верещагина.- М.: Дашков и К, 2011. – 255 с.

      4. Демография : учебное пособие / кол. авторов ; под ред. В.Г. Глушковой, Ю.А. Симагина.- 7-е изд., перераб. и доп.- М.: КНОРУС, 2013.

      5.Демография: учебник/под ред. Н.А. Волгина, Л.Л. Рыбаковского. - М.: Логос, 2010.

      6. Демография: учебное пособие / Денисенко М.Б., Калмыкова Н.М.; МГУ им. М.В. Ломоносова – М.: ИНФРА-М, 2011. – 424 с.

      8. Медков В.М. Демография: учебник/ В.М.Медков.-2-е изд.- М.: Инфра – М, 2011.

      9. Практическая демография /Под ред. Л.Л. Рыбаковского. - М.: ЦСП, 2005.

      Боярский Арон Яковлевич (1906-1985)– автор первых отечественных вузовских учебников по демографии. Создал Отдел демографии в НИИ ЦСУ СССР, директором которого он был. Обосновал наилучшие с экономических позиций параметры населения.

      Новосельский Сергей Александрович (1872-1953)- демограф, один из основателей отечественной санитарной и демографической статистики, академик АМН СССР (1945). Создал научное направление — комплексное изучение состояния здоровья населения на основе анализа демографических процессов.




      Урланис Борис Цезаревич (1926-1981) - доктор экономических наук, профессор; автор работ по экономической демографии, общей теории статистики, общим проблемам народонаселения.

      Валентей Дмитрий Игнатьевич (1922-1994) -известный российский социолог, доктор экономических наук, профессор. Основатель и первый руководитель (1965—1991) Центра по изучению проблем народонаселения на экономическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Сыграл огромную роль в возрождении советской демографии в 1960-е годы. Образовал сектор демографии и трудовых ресурсов в НИИ Центральном статистическом управлении СССР

      Рыбаковский Леонид Леонидович (1931) -советский и российский демограф, социолог и экономист. Доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН). Внёс вклад в теорию миграции населения, предложил этнодемографический метод оценки людских потерь. Автор более 200 научных трудов (в том числе 10 авторских монографий и более 30 разделов в коллективных монографиях).

      Литература.

      1. Антонов А.И. Лекции по демографии: учебник/ А.И. Антонов, В.А. Борисов.-М.: Академический проект,2011.- 584 с.

      2. Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. М.: 3-е издание 2002, 2003.

      3. Верещагина А.В. Демография : учеб. пособие /А.В. Верещагина.- М.: Дашков и К, 2011. – 255 с.

      4. Демография : учебное пособие / кол. авторов ; под ред. В.Г. Глушковой, Ю.А. Симагина.- 7-е изд., перераб. и доп.- М.: КНОРУС, 2013.

      5.Демография: учебник/под ред. Н.А. Волгина, Л.Л. Рыбаковского. - М.: Логос, 2010.

      6. Демография: учебное пособие / Денисенко М.Б., Калмыкова Н.М.; МГУ им. М.В. Ломоносова – М.: ИНФРА-М, 2011. – 424 с.

      8. Медков В.М. Демография: учебник/ В.М.Медков.-2-е изд.- М.: Инфра – М, 2011.

      9. Практическая демография /Под ред. Л.Л. Рыбаковского. - М.: ЦСП, 2005.

      Читайте также: