Сообщение на тему цветное стекло

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : изучение искусства витража, истории и технологии изготовления витражных панно для интерьера.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: изучить особенности витражного искусства в историческом аспекте; рассмотреть современные направления и виды в технике витраж; ознакомиться с вариантами использования техники витража в современном интерьере.

Используемые материалы:

· Набор красок для витража

· Контуры (золотой и серебристый) для росписи по стеклу

· Стекло с рамкой

2.1. История витража в Европе

Предыстортия витража (до XI в.) Исторически, благодаря уникальному механизму эстетического воздействия полупрозрачного, лучистого материала, искусство витража занимает особое место. Фрески, картины и иллюстрации к манускриптам глаз воспринимает в отраженном от их поверхности свете. С витражами все по-другому. Проходя сквозь цветное стекло, луч света, разбиваясь на спектральные оттенки, окрашивается в яркие тона. Зрителю предстают насыщенные цвета, созданные с помощью одних только проникающих свойств стекла. История цветного стекла уходит в глубь веков. Помимо открытия бронзы, те же ранние культуры, смешав несколько компонентов, нашли способ получать совершенно новую субстанцию: стекло. Шумеры применяли стекловидную глазурь для расцвечивания конической черепицы своих огромных храмов, а ко второму тысячелетию до н.э. древние египтяне Нового царства научились изготавливать сосуды из намотанного спиралью цветного стекла. Древние греки и римляне разработали технологию не менее оригинальных изделий из цветного катанного стекла, например, ваз миллефьоре и затейливых резных цилиндрических кубиков. Примерно в I в. до н.э., предположительно в Сирии, была изобретена техника выдувания стекла. Стеклодувная трубка открыла в стекольном производстве новую эру. Римляне вставляли пластинки прозрачного выдувного стекла в окна наиболее роскошных зданий. То, что в настоящее время называется витражами, появилось лишь в эпоху христианства. По некоторым литературным источникам можно предположить, что прототип витража в эпоху раннего христианства представлял набор из разноцветных кусочков стекла разной величины, куски стекла укреплялись с помощью замазки в прорези деревянных или каменных досок, вставлявшихся в оконные проемы. В V-VІ вв. прототипы средневековых витражей украшали окна храмов в городах Галии, затем они появились в Германии и Англии. Лучезарность ранних витражей соответствовала метафизическим концепциям связи света и духа, разработанным теоретиками раннего христианства. Витраж воспринимался как посредник между земными и божественными сферами. Таинственная эманация спектральных лучей легко интерпретировалась как метафорическое выражение божественной силы и любви. Практически ни одного целого экземпляра, созданного в период раннего христианства, не сохранилось (до XI века).

2.2.История витража в России

2.3. Современные направления и приёмы работы в технике витража

Разновидности витража:

Узорчатые витражи — собираются из кусков прозрачного бесцветного стекла с фактурной узорчатой поверхностью. Сборка в виде узора или геометрического орнамента производится по заранее подготовленному рисунку. С помощью подбора стекол с различной фактурой удается создать очень привлекательные узоры. В случаях применения стекла с одинаковой фактурой рисунок или орнамент может быть получен различным расположением стеклянных деталей.

В формировании узора витража большую роль играют контуры свинцового обрамления и размеры отдельных стекол.

Контурные (силуэтные) витражи — собираются из стеклянных дисков, похожих на днища бутылок, одноцветного, но чаще зеленоватого или бесцветного стекла. Эти диски укладываются горизонтальными и вертикальными рядами, промежутки между ними заполняются кусками стекла другой конфигурации, а весь набор скрепляется свинцовой жилкой.

Витражи с декоративно обработанной поверхностью , выполненные:

Пескоструйным способом . При помощи специального аппарата и набора трафаретов. Этим способом можно получить любые изображения, рисунки, надписи, силуэты, рельефы в соответствии с трафаретами: матовые на прозрачном фоне, прозрачные на матовом и, наконец, матированные фон и рисунок со штрихом различной интенсивности.

При помощи медных и абразивных дисков любых изображений, картин, рисунков и т.п. на прозрачном бесцветном стекле или же на накладном одно-, двух-, трехслойном стекле. Этим способом достигаются замечательные результаты.

Отливкой или прессованием витражей. Для сравнительно небольших размеров в виде рельефов и барельефов из цельного стекла или отдельных кусков стекла, армированных свинцовой или медной пайкой. Такие витражи идут в основном для заполнения дверных филенок.

Химическим травлением или цветным протравливанием . Травленый витраж — витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам. Травление — техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается.

Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины. (Приложение 2)

Многослойное травление — травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто матирование поверхности по трафарету. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием — наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, т.к. повторно стекло не травится.

Живописные витражи — собираются из цветных стекол с росписью керамическими красками и с последующим обжигом отдельных деталей. Живописные витражи могут быть орнаментальными или сюжетными, но преимущественно в виде сочетания данных видов. Полированное зеркальное стекло для этой цели малопригодно, так как краски плохо кроют его. После обжига стеклянной картины, краски спекаются со стеклом и представляют как бы одно целое. любая живопись на стекле спекающимися красками во многом уступает про чистоте и яркости цветов и светопроницаемости витражам, сделанным из цветных стекол, окрашенных во время их изготовления. При росписи стекла, несмотря на то, что после обжига оно представляет одно целое с расплавленными красками, остается тончайшая пленка вроде патины, образующейся на поверхности металлических изделий в результате их окисления.

Витражи диапозитивы — изготавливаются при помощи фотографической техники, фотопечати на стекле или фототравления. Они применяются для остекления небольших проемов выставочных павильонов, витрин по просвещению. Фотопечать на стекле и фототравление – способы относительно новые.

Комбинированные витражи — это сочетания витражей различных видов и стилей.

Для этого вида витражей могут применяться отдельные готовые детали, литые стеклянные розетки и многослойное стекло, обработанное травлением кислотами или иными способами.

Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.

Наборный витраж — простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол. Расписной витраж — витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.

Свинцово-паечный (паечный) витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.

Фацетный витраж — витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу.

Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, т.к. такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает.

Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым, не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

Назначение витражей разнообразно: они являются декоративным украшением зданий и помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность спрятать помещения первых этажей от посторонних глаз.

2.4.Техники работы с витражами

Техника Тиффани . Применение в качестве основы для витража листового стекла делает возможным использование его в стеклопакетах с соблюдением всех технологических норм. Согласитесь, иногда просто необходимо закрыть неприглядный вид из окна или обыграть его с помощью полупрозрачного рисунка. Основой для витража может быть не только силикатное, но и акриловое стекло, что значительно снижает вес. Поэтому, такие витражи часто используют для оформления подвесных потолков. В-третьих, этот способ, позволяет создавать любую пластику линий в рисунке. И, наконец, такой витраж в два раза дешевле классического.

Следующая современная техника изготовления витражей называется Фьюзинг (спекание). Суть этого метода заключается в том, что на цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем, стекло разогревается в специальной печи до температуры 850 градусов и спекается в цельный пласт.

Не смотря на трудоемкость изготовления, витражи, выполненные по технологии фьюзинг, могут иметь различную форму, толщину и фактуру. Это позволяет использовать их в качестве различных эффектных элементов интерьера: в виде перегородок, вставок в стене, в качестве столешницы.

Выглядят такие витражи современно и эстетично, и пользуются заслуженной популярностью. Особенно нужно обратить на них свое внимание почитателям в интерьере постмодернизма и хай-тека.

Существует также техника Кастинг , известная у нас как “муранское стекло ”. Для отливки витражей из него используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления.

В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла. Но в отличие от стекла в технике “спекания” рисунок на “муранском стекле ” ограничен той металлической формой, с помощью которой оно было изготовлено.

Витраж в технике Пескоструйной гравировки на стекле и зеркале представляет собой стекло толщиной не менее 5 мм, на которое в несколько слоев нанесен рисунок. С помощью этого метода можно создать матированный рисунок или придать стеклу глубокорельефную структуру. Это позволяет делать на стекле всевозможные рисунки, надписи. В основном работы, выполненные этим методом, ассоциируются с композициями на “цветочно-виноградную тему”, также можно изображать и абстрактные фигуры. Такой витраж идеально подходит для интерьера в классическом стиле.

Рядом со сложными технологиями настоящих витражей сегодня можно встретить технику Пленочного псевдовитража или Лаковый псевдовитраж . Такие витражи не долговечны и не доставят радости в интерьере.

3.Заключение

Новейшие технологии производства стекла значительно расширили возможности функционального использования витража. Наряду с привычным использованием витража как заполнения проема, все чаще стали встречаться приемы, где стекло используется в самых непредсказуемых вариантах: как декор подвесных потолков;

Kак разграничивающие пространство перегородки, ширмы. Как оформление плафонов, бра; как вставки в мебель (буфеты, шкафы) или столешницы; или как декоративное оформление помещений, в виде панно или вообще сплошных плоскостей.

Современный витраж рассчитан на электрическое освещение, что значительно расширило возможности его применения в архитектуре – не только в окнах, но и в интерьерных перегородках и подвесных потолках.

Широкое применение стеклопакетов в современном строительстве потребовало внедрения новейшей витражной технологии на основе цельного стекла, специального цветного ламината и свинцового профиля различного сечения. Витражи, собранные по этой технологии, внешне ничем не отличаются от классических, и позволяют не только использоваться в реставрации, но и для создания эффекта старины. Благодаря своей светопропускной способности, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства.

Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения.

Таким образом, стоит отметить, возрождение витража в наше время ознаменовалось появлением новых его форм, разновидностей таких как: Свинцово-паечный (паечный) витраж, Фацетный витраж, Наборный витраж, Мозаичный витраж, Комбинированные витражи, Витражи диапозитивы, Живописные витражи, Витражи с декоративно обработанной поверхностью, Мозаичные витражи, Контурные (силуэтные) витражи, Узорчатые витражи. И появление новых различных техник выполнения росписи по стеклу, это: Техника Пленочного псевдовитража или Лаковый псевдовитраж, техника Пескоструйной гравировки, техника Кастинг, известная у нас как “муранское стекло”, техника Фьюзинг (спекание), Техника Тиффани.

4.Список используемой литературы

1. Виггинтон Майкл. “Пять возрастов стекла”. Журнал Architecture d’aujourd’hui.

11. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: Книга для учителя: 50часов творчества. — М.: Просвещение, 1990


Сделать заказ с сайта

Цветное стекло известно с давних времен, оно появилось даже раньше прозрачного, так как первоначально при варке стекла использовались компоненты с примесями. Затем для придания определенного цвета люди научились вводить в состав стекла добавки некоторых металлов. Стекла получались красивыми, похожими на драгоценные камни, стоили дорого, а искусство окраски стекла было средством личного обогащения. С развитием стеклоизделия мастера научились получать стекла разных цветов с яркой и чистой окраской, но секреты его изготовления также хранили в тайне и передавали из поколения в поколение.

Сегодня цветное стекло - недорогой и эстетичный материал, получаемый различными способами – от дорогих до бюджетных. Оно находит применение при производстве и отделке разнообразных изделий из стекла. Возможности цветного стекла если не безграничны, то очень широки и универсальны. Везде, где бы ни применялось цветное стекло, оно добавляет ярких красок и поднимает настроение.

Цветное стекло находит широкое применение в различных сферах:

- остекление световых проемов помещений

- художественное оформление фасадов, наружная облицовка стен


Цветная декоративная пленка.
Образец оклейки на выставке

- изготовление оконных, дверных блоков

- изготовление декоративных витражей

- внутренняя облицовка стен, колонн, лифтовых порталов

- остекление внутренних перегородок, витрин, стоек ресепшен

- стеклянные потолки, полы, лестницы и ограждения

- стеклянные козырьки, тамбуры

- отделка мебели, мебельные и дверные вставки

- перегородки для душевой и ванных комнат

- кухонные фартуки, столешницы, панно, постеры, полки

- осветительные приборы (бра, светильники, люстры)

- посуда (фужеры, бокалы, вазы и пр.)

Цветное стекло, выполненное по различным технологиям, имеет определенные свойства, которые учитываются при его применении.

Стекло тонированное в массе

Стекло тонированное в массе

Стекло тонированное в массе используется при остеклении фасадов зданий, в производстве тонирующих стеклопакетов, стеклянной мебели, стеклянных дверей (входных, офисных и межкомнатных), перегородок, ограждений из стекла, стеклянных полов, лестниц и пр. Одним из главных свойств тонированного стекла является снижение проникновения ультрафиолетового излучения и уменьшение оптического пропускания света, которое зависит от оттенка цвета и его интенсивности. Тонированное стекло производится в заводских условиях в стандартных цветовых решениях (бронза, серое, зеленое, синее и др.), поэтому в ситуациях, когда требуются нестандартные оттенки, подобрать определенный цвет бывает сложно. К тому же по стоимости тонированное в массе стекло дороже других видов стекол. В таких случаях альтернативой тонированному стеклу становится пленка, которая имеет широкий спектр цветов и более низкую цену.

Эмалированное стекло (стемалит) применяется в фасадном и интерьерном остеклении. В составе триплекса оно находит широкое применение в производстве стеклянных полов, ступеней лестниц, ограждений, зимних садов, зенитных фонарей. Из него делают мебель, межкомнатные и входные двери, стеклянные перегородки, в том числе в душевых кабинах и ванных комнатах. Стеклянные изделия из окрашенного стекла, такие как светильники, вазы, композиции и другие яркие детали интерьера украшают офисы и квартиры. В частности, стемалит применяется в производстве кухонных фартуков и столешниц.

Цветной триплекс получается двумя способами:

- используются готовые окрашенные стеклянные полотна

- путем спекания стекла с цветными пленками

Стекло стало цветным с помощью оклейки цветной пленки с нижней стороны столешницы

Стекло стало цветным
с помощью оклейки цветной пленки
с нижней стороны столешницы

Самые широкие возможности в выборе цвета и оттенков предоставляет декоративная пленка, которая наклеивается на стекло, позволяя реализовать любые дизайнерские задумки. Стекло, оклеенное пленкой, может быть непрозрачным или частично прозрачным. С помощью пленки можно оформить стеклянные перегородки, кабинеты, переговорные комнаты в офисе. Цветная пленка используется для оформления элементов мебели, межкомнатных дверей, душевых кабин, витрин, стеклянных потолков, окон, кухонных фартуков, полок, панно, автомобильных стекол.

Цветное стекло обладает уникальным качеством – оно вписывается практически в любой стиль интерьера, придает всему помещению законченный вид и расставляет яркие акценты.

О том, как делали стекло (в том числе цветное стекло) в Средние века, мы знаем в основном из двух авторитетных источников - De diversis artibus ("О различных искусствах") Пресвитера Теофила и De coloribus et artibus Romanorum ("О цветах и искусствах римлян") Эраклия.

Есть разные технологии производства стекла, в зависимости от доступных материалов. В Северной Европе в основном производилось калиево-кальциевое стекло, оно же "лесное стекло" - называемое так из-за того, что для его получения использовалась древесная зола, оптимально - березовая. В ней много железа, поэтому получавшееся стекло было зеленоватым.

В основном центры производства стекла были, что логично, в лесистых областях, где было много и сырья, и топлива для печей, и рядом с реками - в Бургундии, Лотарингии, Фландрии и Нормандии.

Стекло выдували в виде цилиндров или полых шаров; ему давали остыть, а затем нагревали заново и расплющивали, чтобы получались листы стекла. Готовые листы затем доставляли, например, к месту строительства очередного собора, и уже там мастера вырезали кусочки нужной формы и размера, рисовали и собирали готовые картины.

Некоторые цвета можно было получить, просто выдерживая стекло в печи до нужного цвета: сначала стекло становилось шафранно-желтого цвета, затем красновато-желтого, затем светло-фиолетового, и наконец красновато-фиолетового. Все эти цвета, а также коричневый, зеленый, синий и розовый, дают железо и оксиды марганца в березовой золе; конкретный оттенок мог зависеть от почвы, в которой росли деревья, возраста дерева и климатических условий.

Плавание апостола Фомы в Индию, фрагмент витража с жизнеописанием св. Фомы, Шартрский собор. Фото: Wikimedia Commons

Плавание апостола Фомы в Индию, фрагмент витража с жизнеописанием св. Фомы, Шартрский собор. Фото: Wikimedia Commons

Путем добавления оксидов меди можно было получить более насыщенный красный, зеленый и синий. Добавление соды давало более насыщенный синий, а самый глубокий синий получался при переиспользовании. римских мозаик: синие кусочки переплавляли в печах, и получались листы прекрасного синего цвета, самого красивого и, конечно, самого дорогого. Когда в 1194 году случился пожар в строящемся Шартрском соборе, при разборе руин специально искали осколки синего стекла, чтобы использовать его заново - настолько дорогим и редким оно было. Оно стоило того: витражи Шартра славятся в том числе своим уникальным синим.

Как легко заметить, витраж - это больше, чем мозаика из кусочков стекла. Что происходило после того, как листы стекла доставлялись в мастерские - поговорим в следующий раз !

___________________________________________
Почитать еще:
Жизнеописание св. Фомы на сайте Les vitraux de la cathédrale de Chartres (если кликнуть по ссылке Les médaillons в меню справа, откроется страница с пронумерованной схемой витража, по клику на цифру открывается страница с этим фрагментом в хорошем разрешении)

Мой телеграм-канал , где будут появляться ссылки на новые посты серии

Стекло является самым древним и универсальным по свойствам материалом, которое известно человеку. Об этом свидетельствуют найденные фаянсовые украшения, которые относятся к периоду правления первой фараоновой династии в Египте. О стекле здесь было известно 5 000 лет назад. При археологических раскопках в Месопотамии обнаружили цилиндрическую стеклянную печать, относящуюся к династии Аккада. Ее возраст около 4 000 лет. Также подобные изделия находили в Индии и Японии. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, где и когда появилось стекло.

Как появилось стекло? Легенда

Согласно легенде финикийские купцы, после длительного плаванья, остановились на песчаном берегу, чтобы приготовить пищу. Они сложили из кусков африканской соды очаг для огня. В качестве топлива была взята солома. Когда купцы проснулись утром, чтобы плыть дальше, то обнаружили на своем пепелище небольшой слиток из стекла. Русские мастера овладели секретом производства стекла больше 1000 лет назад. Тогда сырьем для материала служили песок, щелочь и известь. Иногда вместо щелочи использовали соду или золу из растений.

Химический состав стекла

Стекла бывают искусственными и естественными. Естественное стекло образуется в ходе извержения вулкана или когда молния попадает в залежи кварцевого песка. Но этот процесс настолько редкостное явление, что для своих нужд человек научился получать искусственное стекло.

Этот материал является аморфным телом, которое получается путем переохлаждения расплава, состоящего из разнообразных окислов. В зависимости от основного компонента, различают боратные (В203), комбинированные, фосфатные (Р205) и силикатные стекла (SiO2). Самым распространенным считается силикатное стекло. На 70-75% оно состоит из двуокиси кремния (SiO2). Ее получают из кварцевого песка. Второй компонент, придающий стеклу химический блеск и стойкость – это окись кальция. Раньше его добывали из золы деревьев или морских раковин, а сегодня люди знакомы с известняком. Также в состав материала входят оксид калия (K2O) и оксид натрия (Na2O), благодаря которым плавится стекло. Если стекло преимущественно состоит из высокой чистоты кремнезема, то оно именуется кварцевым.

Виды стекол

По физическим свойствам выделяют обычные, жаростойкие и цветные стекла. Немного о каждом виде.

Обычные стекла бывают известково-натриевые, известково-калиевые и известково-натриево-калиевые. Из них изготавливают оконные стекла, посуду. Они обладают высокой термостойкостью и химической стойкостью. Их основной недостаток – хрупкость. Для расширения области применения их в производстве стекла закаливают и получают многослойное стекло – триплекс.

Их еще называют термостойкими или огнеупорными. Их используют для изготовления особых изделий – жаростойкой посуды, установок для химического машиностроения. К ним относят лабораторное стекло, боросиликатное стекло и ситаллы. Жаростойкие стекла характеризуются высокой антикоррозийной стойкостью, теплостойкостью.

В такие стекла после их застывания (когда они имеют желтовато-зеленый или голубовато-зеленый оттенок) добавляются разные оксиды металлов. В процессе варки они изменяют структуру стекла и его цвет. Из таких материалов делают посуду, художественные изделия, витражи.

Как изготавливают стекло?

В промышленности стекло производится в процессе варки. Сырье имеет название шихты. Стеклодувы доводят его до высоких температур и расплавляют. После нагревания нужно расплавленный материал охладить с особой температурой и скоростью для того, что оно застыло, так как надо. Самая важная задача состоит в том, чтобы не дать ему закристаллизоваться. Иначе стекло не будет таким ровным и гладким. Готовое стекло обладает пределом прочности, упругостью, плотностью, твердостью, хрупкостью, теплопроводностью и своей температурой плавления.

Цветное стекло не всегда было прозрачным

Как ни странно это прозвучит для современных людей, а цветное стекло появилось раньше, чем привычное нам белое. Многочисленные декоративные изделия – вазы и чаши, украшения и прочее – на заре производства стекла делали как раз из цветного, к тому же, зачастую непрозрачного стекла. В соответствии с существующими в те давние времена технологиями сварить цветной состав, из которого в будущем получалось стекло, было гораздо проще, чем заниматься его же очищением.

Откуда берется цвет

Стеклодувы передавали свои секреты только по наследству

С развитием стекольного дела цветное стекло становилось все более чистым, а цвета приобретали нужный мастеру оттенок. Есть несколько особенностей развития процесса в те времена:

  1. Существовали свои секреты, которые передавались только по наследству, а если стеклодув волею судеб оказывался бездетным, то и секрет его мастерства уходил вместе с ним. Такая ситуация немного затормозила развитие производства цветного стекла в средние века, а в целом, владение секретом производства цветного стекла становилось основой богатства.
  2. Еще одним своего рода тормозом прогресса в вопросе цветного стекловарения был тот факт, что крайне редко мастера-стеклодувы задавались вопросами, почему оттенок получается именно таким. А уж о том, чтобы экспериментировать, чаще всего никто и не думал, довольствуясь получаемыми результатами и возможностью продавать ровно окрашенные в нужный цвет изделия.

Иными словами, коммерческая ценность цветного стекла была важнее, чем продвижение технологий.

Ломоносов и цветное стекло

Ломоносов внес огромный вклад в развитие технологий производства цветного стекла и мозаики

В истории стекла разных цветов прорыв наступил тогда, когда великий русский ученый Ломоносов заинтересовался его производством. Поскольку гений был одновременно и физиком, и химиком, и геологом, а кроме того, достиг высот и в других науках – минералогии и астрономии, – он углубился в технологии. Историки считают, что разноцветное стекло поначалу было страстью Ломоносова, он очень хотел раскрыть все его секреты и подарить человечеству возможность менять цвета так, как этого требует то или иное изделие. Характерным было также и то, что ученый не собирался обогатиться за счет своих открытий, все его помыслы в данном случае были направлены на то, чтобы служить своей стране.

Как это часто бывает, стремления ученого немного не совпадали с мнением Академии наук России. Известно, что в те годы (1752–1753) ученых такого уровня в стране не было, а сама Академия занималась рутинной работой, по сути, не имеющей ничего общего с прогрессом. Невежество и ханжество – вот как можно охарактеризовать 99% ее членов, тогда как Михаил Васильевич Ломоносов стремился опередить время. Однако упорство ученого позволило ему вести разработки в области химии цветного стекла, что впоследствии дало мощнейший толчок его развитию.

Наука и практика

Палитра цветов стекла огромна

Целых семь лет Ломоносов добивался разрешения построить и оборудовать собственную лабораторию, причем трижды ему было отказано в этом. После обращения ученого к Сенату и при его полной поддержке лаборатория наконец-то была построена и оборудована, а Ломоносов смог заняться своими опытами в сфере цветного стекла. Находилась лаборатория в Петербурге, на Васильевском острове, а по стечению обстоятельств участок, выделенный для ее строительства, назывался ботаническим огородом. Возвращаясь к самому цветному стеклу, нужно сказать, что ученый взялся за дело с впечатляющим рвением, и за три года с момента открытия своего детища успел сварить более четырех тысяч образцов цветного стекла.

Великий ученый проявил поистине научный подход: каждый результат, будь он удачным или нет, он скрупулезно записывал в журналы, часть из которых сохранилась и сегодня. Основным направлением деятельности Ломоносова было влияние металлов на цвет стекла, а также изучение способов получения прозрачного стекла. Не остановившись на достигнутом, Михаил Васильевич Ломоносов внес свой вклад в развитие мозаики, а если говорить о России, то именно с него и началось ее производство в нашей стране.

Цветное стекло в интерьере

Интересный интерьер с применением цветного стекла

В современном представлении цветное стекло не вызывает никакого удивления, являясь неотъемлемой частью жизни. Изделия из стекла встречаются не только в качестве декоративных дополнений, но также отлично комбинируются с мебелью, монтируются в двери, оконные проемы. В последние годы именно благодаря стеклу ведущие дизайнеры создают интерьеры, которые вызывают настоящее восхищение. Особенно интересно цветное стекло выглядит в отделке зимних садов, террас, гостиных с выходом на улицу. Помимо причудливой игры цвета посредством проникновения в помещение солнечных лучей, конструкции и изделия из цветных стекол вносят свою гармонию в отделку помещения, создавая яркие акценты и тем самым поднимая настроение жильцам.

Читайте также: