Сообщение на тему что такое словообразование из истории языка

Обновлено: 30.06.2024

Как мы уже неоднократно говорили, язык на всех своих уровнях меняется с течением времени. Морфемный состав и словообразовательная структура слов тоже подвержены этим процессам. Рассмотрим подробнее, какие изменения в них могут происходить.

Опрощение

Приведем примеры. В слове веник в современном русском языке непроизводная основа, совпадающая с корнем: веник-. Но почему орудие для подметания названо именно так? Современный носитель русского языка вряд ли ответит на этот вопрос, если не заглянет в специальную литературу или в интернет. Дело в том, что веник получил название по способу его изготовления. Существительное веник в прошлом было образовано от вен ‘венок; связка веток’ с помощью суффикса -ик-. В свою очередь, слово вен восходит к глаголу *viti ‘вить’ и буквально означает ‘то, что свито’.

Лексема вен сохранилась до наших дней в некоторых русских диалектах, но в литературном языке она отсутствует. Это и стало причиной того, что слово веник стало восприниматься большинством говорящих по-русски людей как непроизводное. Бывший суффикс -ик- в нем стал частью корня.

Еще пример. Глагол воспитать пришел из церковнославянского языка, этимологически является производным от питати ‘кормить, насыщать’ и когда-то имел в своем составе приставку воз-. Однако первоначальное значение слова воспитать — ‘вскормить’ — впоследствии утратилось. Новые смыслы ‘вырастить ребенка, воздействуя на его духовные, нравственные и физические качества’, ‘привить кому-либо определенные чувства или навыки’ оказались слишком слабо связанными (или вовсе не связанными) с первоначальным значением ‘кормить’. Глагол воспитать потерял семантическую связь с питать и стал восприниматься в сознании говорящих как непроизводный. Приставка воз- (вос-) перестала быть отдельной морфемой и вошла в состав корня.

Иногда к опрощению основы может привести изменение значения не производного слова, а производящего. Так, существительное гребень исторически происходит от глагола грести (гребу). Однако данный глагол с течением времени утратил такое свое значение, как ‘чесать (волосы)’. Эта утрата привела к разрушению связи слов гребень и грести, и производное существительное превратилось в непроизводное.

Деэтимологизации и опрощению морфемного состава способствуют фонетические изменения в языке. Благодаря им даже родственные лексемы могут стать настолько непохожими друг на друга внешне, что их первоначальные семантические и генетические связи не просто утрачиваются в сознании носителей языка — их бывает трудно выявить даже с помощью научного этимологического анализа.

Также опрощение может происходить в случае, когда какая-либо морфема утрачивает свою продуктивность (перестает употребляться для образования новых слов). Например, существительное пир образовалось в праславянскую эпоху от глагола пити c помощью суффикса -р-: *piti > *pirъ. В современном русском языке оно непроизводное.

Благодаря опрощению в языке появляются новые корневые морфемы.

Переразложение

Переразложение (перераспределение) морфем происходит в производных словах. В результате данные слова остаются производными, но делятся на морфемы иначе, не так, как прежде.

Например, в слове живность на современном этапе выделяется суффикс -ность, поскольку данное прилагательное образуется от живой. Но в прошлом живность было производным от утраченного ныне прилагательного живный с помощью суффикса -ость. Утрата первоначального производящего слова привела к изменению словообразовательных связей и переразложению морфем: два суффикса -н- и -ость- в существительном живность слились в один.

На этом примере показана наиболее частая причина переразложения — исчезновение производящей основы для данного слова при сохранении других родственных слов (в рассмотренном случае вышло из употребления прилагательное живный, но сохранилось живой).

То же явление наблюдается и в случае с глаголом обессилеть. В современном русском языке это производное от существительного сила, образовано приставочно-суффиксальным способом путем присоединения приставки обес- и суффикса -е- (а также формообразующего суффикса -ть). Однако эта структура не является исконной. В прошлом данный глагол образовывался иначе — с помощью приставки о- от утраченного впоследствии глагола бессилеть ‘лишаться сил, слабеть’. Таким образом, раньше в слове обессилеть было две приставки (о- и бес-).

Еще одной причиной переразложения является аналогия. Например, прилагательное вожатый в прошлом было существительным вожатай (с суффиксом -атай, ср. глашатай). По аналогии с прилагательными на -атый это слово тоже стало восприниматься как прилагательное; на месте прежнего суффикса -атай появились суффикс ат- и окончание -ый.

Переразложение обогащает русский язык новыми исконными по происхождению суффиксами и приставками, а также новыми словообразовательными моделями.

Усложнение

Это процесс, противоположный опрощению. В результате усложнения непроизводная основа превращается в производную, членимую на морфемы.

Пожалуй, один из самых известных примеров — существительное зонтик. Это заимствование, восходящее к голландскому zondek (от zon ‘солнце’ и dek ‘покрышка’). Поначалу в русском языке слово зонтик было непроизводным, но со временем по аналогии со словами типа носик, листик, домик и т. п. было переосмыслено как уменьшительная форма, образованная от существительного зонт с помощью суффикса -ик-. Так на свет появилось слово зонт, которого не было до этого ни в русском, ни в голландском языке, а в непроизводном прежде слове зонтик выделился суффикс -ик-.

Усложнение чаще всего наблюдается в заимствованных словах. Например, как непроизводное было заимствовано из французского языка слово гравюра. Однако благодаря сопоставлению с такими лексемами, как гравер и гравировать, в существительном гравюра стали вычленять корень грав- и суффикс -юр-.

Благодаря усложнению русский язык пополняется новыми морфемами, заимствованными из других языков или созданными на иноязычной основе.

В результате трех перечисленных типов преобразований происходит, как правило, изменение числа морфем в составе слов. Но есть изменения, при которых количество морфем остается прежним.

Декорреляция

При декорреляции количество значимых частей в слове не меняется, и внешне эти части остаются такими же, как при образовании лексемы. Но изменениям подвергается их характер, значение, соотношение в слове.

Например, основа лексемы заморозки сейчас осознается как глагольная, производная от глагола заморозить. Но прежде она была именной по своему характеру и образовалась от исчезнувшего существительного заморозы. Изменения затронули и суффикс -к-: первоначально он выражал значение уменьшительности.

Слова текучий, горючий и т. д. не всегда относились к именам прилагательным. В древнерусском языке это были причастия. Переход их в другую часть речи привел также к изменению значения суффикса -уч-, который из формообразующего стал словообразующим.

Диффузия

Формы глагола типа печь, мочь пережили диффузию в далеком прошлом. В звуке [ч] ассимилировались заднеязычный согласный основы и звук [т’] суффикса инфинитива: *pekti, *mogti.

От диффузии в результате фонетических преобразований, происходящих в слове с течением времени, следует отличать диффузию, возникающую сразу в момент образования слова и к историческим изменениям не имеющую отношения. Такую диффузию называют аппликацией, и очень часто ее причиной служит гаплология (выпадение одного из двух одинаковых или сходных по звучанию соседних слогов в слове). Примеры: розоватый (наложение корня розов- и суффикса -оват-), томский (наложение конечной части названия города Томск и суффикса прилагательного -ск-) и др.

Диффузия не всегда отображается на письме и может проявляться только в устной речи. Так, в прилагательных братский, детский и т. д. последний согласный корня сливается с первым согласным суффикса в звуке [ц]. Похожее слияние звуков наблюдается и в некоторых формах глаголов с постфиксом -ся: делаться, заговориться, прогуляется.

Замещение

Иногда в словах происходит замена одной морфемы на другую. Основными причинами этого явления служат:

  • народная этимология. Например, благодаря ей древнерусское слово съвѣдѣтель (‘тот, кто знает’, от глагола вѣдати) превратилось в свидетель (‘тот, кто видел’). В данной лексеме произошла замена корня.
  • аналогия. Так, под влиянием существительных на -ница из древнерусского существительного лѣствица появилось современное лестница. Замещению в данном случае подвергся суффикс.

В одном и том же слове могут сочетаться разные виды структурных изменений.

Завершая рассказ, необходимо сделать уточнение. Следует разграничивать словообразовательную структуру слова на минувших стадиях развития (диахрония) и на современном этапе (синхрония): отличия могут быть весьма велики. Данные, относящиеся к прошлому, восстанавливаются в ходе этимологического анализа, тогда как в процессе морфемного и словообразовательного анализа то же самое слово рассматривается как элемент нынешней, современной системы языка. Проще говоря: в результате этимологического исследования можно установить, что в слове воздух когда-то был корень дух-. Но при словообразовательном и морфемном разборе в этом же слове мы выделим непроизводную основу, состоящую из корня воздух-, поскольку в современном языке данное существительное уже не имеет семантических связей со словом дух.

Современный русский язык: Ч. 2. Словообразование, морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — М., 1987.

Земская Е. А. Современный русский язык: Словообразование. — М., 2011.

Розенталь Д. Э. и др. Современный русский язык. — М., 2017.

Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка: Пособие для учителя. — М., 1971.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Словообразование: сущность понятия, характеристика

На рубеже тысячелетий, в условиях современных политических, экономических и общественно значимых преобразований, происходит стремительный прогресс общества, который проявляется в различных сферах деятельности человека. Он отражается и на разговорной речи, и на устных и письменных ее формах, влечет за собой закономерное изменение различных дискурсов. Все это приводит к закономерному явлению – появлению в речи новых слов (неологизмов), или же окказионализмов – новых значений уже привычных, узуальных слов. Для такого пополнения речи различными словами требуются и различные способы словообразования [2].

Новые слова всегда неразрывно связаны с новыми значениями. Это может быть абсолютно новое слово, или обновленное значение старого слова. Возникают они тогда, когда возникает в этом потребность. Должна сложиться такая жизненная ситуация, при которой необходимо выразить несколько иное значение или отношение к старым предметам, или охарактеризовать их с иной точки зрения. Иногда появляются новые предметы или явления, которые требуют определения и наименования. В основе образования новых слов лежит изменение существующих компонентов языка. Изменениям могут подвергаться различные части и компоненты слова, к примеру, основы, суффиксы, аффиксы. Как правило, изменение осуществляется по заранее намеченным, закрепленным схемам и моделям словообразования. Используются общие лингвистические принципы [3].

Под словообразованием понимают раздел языкознания, в котором рассматриваются способы, виды, типы и правила словообразования. Словообразование, как правило, является продуктивным и имеет конечный результат, выраженный в виде конечного продукта – слова. Образование слова сопровождается такими процессами, как продуктивность, активность. При этом активно применяются словообразовательные средства, словообразовательные модели. Словообразование тесно связано с такими разделами языкознания, как фонетика, грамматика, лексикология, стилистика. Эта взаимосвязь определяется системным характером языка [1].

Структура каждого некорневого слова, а также каждого корневого слова представляет собой итог словообразования и является важным компонентом лексикологии. Суть словообразовательного процесса состоит в том, что в результате образуется новое слово. Также образуются новые наименования новых вторичных единиц обозначения. Постепенно происходит трансформация вторичных лексических единиц в слова. В связи с этим термин словообразование раскрывается в буквальном смысле, то есть, прежде всего, как наименование процесса образования новых слов.

Именно морфология лежит в основе развития языка. Морфологическая структура новообразованного слова является индикатором общественного развития, который четко реагирует на любые изменения в научной, политической, общественной, экономической жизни общества [3].

Словообразование следует понимать как источник не просто готовых слов, но и сводку правил и моделей, по которым идет образование слова. Существуют также экстралингвистические факторы, которые определяют ход словообразования, а также существенно углубляют и уточняют представления о механизме словообразования. При этом учитываются определенные принципы.

Если говорить о тенденциях словообразования, необходимо учесть, что этот процесс является продуктивным. При этом следует подразумевать преимущественное употребление тех или иных словообразовательных средств. Продуктивное словообразование характерно английскому языку в целом. Использование словообразовательных моделей является одной из характеристик языка. Основными компонентами словообразования является аффиксация, суффиксация, префиксация [4].

Существуют многочисленные дискуссии относительно количественных и качественных характеристик способов словообразования. В зависимости от того, какой классификацией пользоваться. Можно насчитать различное количество способов словообразования. Так, Кронгауз утверждает, что существует 5 способов словообразования. Он объединил в своей классификации наиболее значимые способы. Применяющиеся в процессе выведения неологизмов. Его противники и критики считают, что существует намного больше этих способов. Такое расхождение во взглядах объясняются тем, что часто происходит смешение различных способов образования слов. Более того, одни способы становятся более актуальными, другие утрачивают свою значимость. Одни поднимаются и закрепляются на уровне литературных норм, другие же функционируют в рамках разговорной речи или отдельных диалектов [5].

1. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. – М.: Наука, 1990. – 342 с.

2. Бенвенист, Эмиль. Общая лингвистика: Пер. с фр. / Э. Бенвенист. - М.: РФ, 2014. - 448с

3. Береза Л.П. Стилистика газетного текста // Лингвистика текста и обучение иностранного языка. – 1978. – №4. – С. 96 – 101.

4. Гальперин И.Р. Опыты стилистического анализа. – М.: Высшая школа,1968. – 62 с.

5. Герд, А.С. Прикладная лингвистика. - Спб.: Изд-во СпбГУ, 2015. - 268 с.

7. Заботкина, В.И. Новая лексика современного английского языка/В.И. Заботкина. - М.: ВШ, 2015. - 126 с.

8. Загоруйка А.Я. Конверсия – морфологический способ словообразования. – М.: Наука, 1961. – 219 с.

9. Кверк Р. Стиль и коммуникация в английском языке // Общественные науки за рубежом. Языкознание. – 1984. – №6. – С. 200 – 209.

10. Кубрякова С.С. Что такое словообразование. – М.: Наука, 1965. – 327 с.

11. Кудашов Д.М., Лещева Л.М. Словосложение в английской адъективной лексике // Материалы юбилейной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ, посвященной 50-летию университета. 23–24 апреля 1998г.: В 3ч. Ч.2 / Отв. редактор Баранова Н.П. – Мн.: МГЛУ, 1998. – С. 99 – 101.

12. Куликова, И.С., Салмина, Д.В. Введение в металингвистику. – СПб, 2012. - 352 с.

13. Мальцев В.А. Стилистика английского языка. Учеб. пособие для институтов и факультета ин. языков. – Мн.: Вышэйшая школа, 1984. – 117 с.

14. Мешков О.Д. Семантические аспекты словосложения английского языка. – М.: Наука, 1986. – 208 с.

15. Мешков О.Д. Словообразование современного английского языка. – М.: Наука, 1976. – 312 с.

16. Мешков О.Д. Словосложение в современном английском языке. Учеб. пособие для институтов и факультета ин. языков. – М.: Высшая школа, 1985. – 187 с.

17. Мороховский А.Н., Воробьева О.П., Лихошерст Н.И., Тимошенко З.В. Стилистика английского языка. – К.: Выща шк., 1991. – 272 с.

18. Стеллиферовский А.В. Некоторые структурно-смысловые характеристики информационных газетных текстов // Функциональные стили. Лингвометодические аспекты. – М.: Наука, 1984. – С. 130 – 141.

19. Стриженко А.А. О некоторых особенностях публицистического стиля в сопоставлении с научным // Функциональные стили и преподавание иностранных языков. – М.: Наука, 1982. – С. 109 – 125.

20. Троицкая Г.П. Семантические связи при словообразовании по конверсии в современном английском языке // Иностранные языки в школе. – 1964. – №1. – С. 20 – 31.

21. Харитончик З.А. Лексикология английского языка. – Мн.: Вышэйшая школа, 1992. – 197 с.

22. Хомяков В.А. Введение в изучение сленга – основного компонента английского просторечия. - М., 2015. –20-50 с.

23. Царев П.В. О некоторых активных словообразовательных моделях современного английского языка // Иностранные языки в школе. – 1976. – №5. – С. 23 – 34.

24. Chapell, H. Is the get-passive adversative? Papers of Linguistics, vol. 13, 1980. – PP. 225-252

25. Collins, P. C. Get-passives in English. World Englishes, vol. 15. – P. 48

Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, продуктивностью оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки, и функционально-стилевой закрепленностью некоторых словообразовательных моделей.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, продуктивностью оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки, и функционально-стилевой закрепленностью некоторых словообразовательных моделей.

Языковая ситуация предзастойных 1960-х радикально отличается в исследовательском плане от языковой ситуации наших дней. В последние десятилетия необычайно активизировался процесс пополнения словарного состава русского языка. Бурные процессы в современном словообразовании объясняются причинами внеязыковыми и внутриязыковыми, которые чаще всего переплетаются, усиливают друг друга. Например, законы аналогии, экономии речевых средств, законы противоречий, как правило, на уровне словообразования поддерживаются или стимулируются социальными причинами. Так, ускорение темпов жизни усиливает действие закона речевой экономии, а рост эмоциональной напряженности в жизни общества активизирует процессы образования эмоционально-экспрессивных типов словообразовательных моделей.

Словообразование в высшей степени подвижно, в его системе заложены большие потенции, реализация которых практически не ограничена.

Способы словообразования, типы и формальные словообразовательные средства (суффиксы) черпаются в самой словообразовательной системе, собственно новыми оказываются только номинации, единицы наименования.

В этих процессах активно обнаруживается связь лексического уровня языка и грамматического, словообразовательного.

В качестве словообразовательного новшества можно признать и повышение продуктивности тех или иных словообразовательных моделей, что, безусловно, вызвано причинами социального плана, а также заимствование компонентов и способов словообразования из других языков. Функционирование их в современном русском языке - исследование актуальное. Поэтому и тема работы является актуальной.

Действительно, готовых слов на все случаи жизни просто не напасешься. Поэтому речевую деятельность стоило бы определить не только как использование (воспроизводство) знаков, но и как их создание по имеющимся образцам. И в этом смысле роль, которая отводится словообразованию в деятельности говорящего и слушающего, чрезвычайно велика.

Получается, таким образом, что словообразование выполняет в языке несколько функций. Во-первых, оно служит созданию новых слов, в том числе непосредственно в речевом акте. Во-вторых, оно несет на себе свою долю общей смысловой нагрузки высказывания, и можно даже говорить о ее (доли) относительной самостоятельности. И, в-третьих, поскольку словообразовательное значение (воплощающееся в соответствующей модели) имеет характер более обобщенный, чем значение отдельного слова, то выбор первого может помогать выбору второго. В своих поисках слова мы нередко опираемся на уже известное нам словообразовательное значение.

Лишь в последнее время в этом отношении произошел определенный теоретический сдвиг. Словообразовательные правила стали включаться в состав различных моделей языка либо как самостоятельный компонент, либо в рамках других компонентов, а сама словообразовательная семантика заняла подобающее ей место в семантической теории.

1 История создания способов словообразования

В связи с коренными изменениями в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны появилось много новых слов, устойчивых словосочетаний для обозначения новых понятий, наименования новых предметов.

В 1917-20-е годы расширился круг общественно-политической и социальной лексики: ревком, Советы, советский, Красная гвардия, красноармеец, Красная Армия, комсомол, комсомольский, пионер, пионерский и т. п.

Расширяется круг промышленной, сельскохозяйственной, транспортной лексики: пятилетка, Днепрогэс, колхоз, совхоз, птицеферма, теплоход; военной лексики: дот - долговременная огневая точка, дзот - дерево-земляная огневая точка, зажигалка, миномет, катюша, зенитка, замполит, плащ-палатка и др.

В 50--70-е гг. появились слова КамАЗ, БАМ, целинник, термоядерный, атомоход, землянин и др.

Показательна история слов, связанных с эпохой НТР, развитием науки и техники в 60-е гг., освоением космоса.

Появились новые словосочетания с опорным словом ядерный: ядерная ракета, ядерное оружие, ядерная политика, ядерная катастрофа, ядерные испытания, ядерное вооружение.

Текст любого памятника, произведения любой жанрово-стилистической закрепленности по языковым элементам, его составляющим, позволяет определить время его создания, дает возможность установить, когда появился тот или иной текст: в 20-е, 30-е, начале 50-х, 70-80-е гг., конец 80-х гг.

Образование новых слов происходило и продолжает происходить в основном традиционными словообразовательными способами: аффиксальным и словосложением.

1) В словарном составе русского языка появилось много слов, которые называют людей по месту жительства, профессии, принадлежности к какой-либо социальной группе, роду занятий.

Эти слова образованы с помощью продуктивных суффиксов лица:

-ец, -ник, -ик, -тель, -ист, -щик, -льщик, -чик: комсомолец, метростроевец; производственник, передовик, фронтовик, хозяйственник, физкультурник, общественник, выпускник, вечерник, заочник, дипломник, целинник, дружинник; активист, моторист, очеркист, бульдозерист, программист; гандболист, аккордеонист, автоматчик, наладчик, ракетчик, перехватчик; регулировщик, подборщик, табуляторщик, тральщик, нагнетальщик, трубопрокатчик.

-ант/-ент: репатриант, адресант, референт, информант;

-ист: танкист, паспортист, чекист, значкист, самбист, пародист;

-ик: отставник, подсобник, международник;

-ец: рабфа-ковец, партиец, студиец, орудовец, огоньковец;

-атор/-итор: рационализатор, классификатор, эвакуатор, мультипликатор и др.

Женское равноправие, возможность работать на производстве, в различных научных учреждениях, заниматься общественной работой обусловили появление новообразований, обозначающих лиц женского пола,- существительных с суффиксами:

-к(а), -ниц(а), -щиц(а): рабфаковка, выдвиженка, активистка, партизанка, чемпионка, корреспондентка; прокатчица, автоматчица, стерженщица, нормировщица, зенитчица, крановщица, заочница, программистка и др.

Появилось много новых слов, называющих конкретные предметы. Эти слова образованы с помощью суффиксов:

-ик, -ник, -щик, -чик, -тель, -к: грузовик, лунник, бомбардировщик, тральщик, передатчик, предохранитель, копнитель, путевка, курсовка, спецовка, зажигалка, фугаска и др.

Образуется ряд новых отглагольных имен с суффиксами:

-ени-, -ани-, -к-, с нулевым суффиксом (безаффиксный способ образования): бурение, вождение, обводнение, прилунение, приводнение; зачистка, заточка, заливка, задувка, штамповка; промыв, начес, перехват, запуск, облет и др.

В рассматриваемый период появилось много имен прилагательных: совхозный, капроновый, ползунковый, мальчиковый, октябрятский; скоростной, вероятностный, контекстный, авиационный, телевизионный, рентабельный, коммуникабельный и др.

Класс глаголов пополнился новыми словами с суффиксами:

-ирова-, -изирова-: акклиматизировать, военизировать, газифицировать, интервьюировать, кинофицировать, микрофильмировать, программировать, экранизировать и т. п.

2) Новые слова создаются префиксальным и префиксально-суффиксальным путем: пересменка, подфарник, подследник, над-бытовой, завысить, озвучить и т. п.

Особенно активизируется создание новых слов с помощью приставок:

анти-: антивещество, антимиры, античастица, антифашист, антидиктаторский, антимилитаристский;

де-: демонтаж, демилитаризация, деквалификация, декомпрессия, дегазировать, демаскировать;

сверх-: сверхскорость, сверхпроводимость, сверхпамять, сверхэнтузиазм, сверхдальний, сверхпрочный, сверхнизкий, сверхдальнобойный, сверхбыстродействующий;

супер-: суперавиация, суперфильтр, суперцентрифуга, суперэкспресс, супертанкер.

3) Новые слова создаются сложением двух основ (с помощью соединительных гласных или без них: самолет, домоуправление, Днепрострой, взрывостойкость, миноискатель, бронетранспортер, новостройка, снегозадержание, свеклоуборочный, звукоулавливатель, луноход, ракетоплан, вездеход, всесоюзный, сеноподъемник и др.).

Начиная с конца 20-х гг. появляются составные слова: изба-читальня, вагон-аптека, телефон-автомат, плащ-палатка, платье-костюм, школа-интернат и др.

4) В XX в. активно создаются новые слова способом аббревиации. Аббревиатуры - это существительные, состоящие из усеченных отрезков слов, входящих в синонимичное словосочетание, последний из которых (опорный компонент) может быть целым, неусеченным словом.

Образование новых слов путем слоговой аббревиации (объединения в один состав слогов двух или нескольких слов) или инициальной аббревиации (объединения в один состав первых букв или первых звуков объединяемых слов) относится к концу XIX - началу XX вв.: РОПИТ (Российское общество пароходства и торговли), эсдек, эсер, Центробалт и др.

20--30-е гг. дают огромное количество сложносокращенных слов, образованных путем сложения начальных частей или слогов слов: совдеп (совет депутатов), совнарком (совет народных комиссаров), колхоз, рабфак, местком, продмаг; полного слова и части слова: парторганизация, партактив, профорганизация, стенгазета, зарплата, запчасти, роддом и др.

С течением времени первая часть многих сложносокращенных слов перестает восприниматься как одна из основ данного сложносокращенного слова, становится регулярным компонентом слов, превращается в служебный аффикс, напоминающий по функции префикс, с помощью которого свободно образуется целая группа лексических единиц: сов- (советский), гос- (государственный), парт- (партийный), воен- (военный), рай- (районный) и т. п.

В нашей стране в 20-30-е годы появилось много слов этой структуры, называющих понятия, связанные с культурой: культработа, культмассовый, культпоход, культотдел и др.; радиовещание, радиоцентр, радиокомментатор, радиопилот и др.; киноведение, киножурнал, кинопрокат, кинофестиваль, киноэкран; телеобозрение, телекомпания, телесериал, телебалет, телекомментатор.

Словообразование (дериватология) — раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке.

Являясь наукой о создании новых названий как мотивированных однословных знаков языка, словообразование может рассматриваться как часть ономасиологии. Оно изучает производные и сложные слова в динамическом ("как делаются слова") и в статическом ("как они сделаны") аспектах (Л. В. Щерба).

Различают синхронное и диахроническое словообразование. Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без учёта этимологической ситуации. Диахроническое (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами. Существует вместе с тем точка зрения, что словообразование всегда диахронно (О. Н. Трубачев). Однако фактически теория словообразования может предсказывать появление новых слов и условия такого появления, а также выявлять правила, по которым говорящий создает новые производные и сложные слова в синхронии, на данном этапе развития языка.

Содержание

Основные понятия

Основные понятия теории словообразования: мотивация (мотивированность) — семантическая обусловленность значения производного слова значениями его составляющих; понятие словообразовательной производности, основанное на формальной и семантической выводимости свойств производного слова из свойств производящих единиц, словообразовательное значение.

История

В русистике описание явлений словообразования имеет давние традиции (работы И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатова, Н. В. Крушевского) и традиционно включалось в морфологию. Самостоятельным объектом изучения словообразование становится только с середины 40-х годов XX века, а выделение его в отдельную лингвистическую дисциплину происходит примерно к концу 60-х годов. Основы новой теории словообразования в русистике были заложены работами M. M. Покровского и Л. В. Щербы, А. И. Смирницкого и Г. О. Винокура, М. Д. Степановой и В. М. Жирмунского и особенно трудами В. В. Виноградова, показавшего тесную связь словообразования с лексикологией, с одной стороны, и с грамматикой — с другой, и впервые выдвинувшего тезис об особом месте словообразования в кругу лингвистических дисциплин. К трудам Винокура восходят важные идеи о специфике производного слова как носителя особого типа значения — словообразовательного значения.

Современная теория словообразования базируется на работах Н. М. Шанского, Е. А. Земской, Е. С. Кубряковой, И. С. Улуханова и др.

См. также

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Словообразование (раздел лингвистики)" в других словарях:

Словообразование (деривация) — У термина деривация существуют и другие значения, см. деривация. Словообразование образование новых слов (дериватов) от однокорневых слов и возникшее в результате этого формально семантическое соотношение между дериватом и его производящим… … Википедия

Словообразование — У этого термина существуют и другие значения, см. Словообразование (значения). Эта статья или раздел описывает некоторое лингвистическое явление применительно лишь к русскому языку. Вы можете помочь Википед … Википедия

Словообразование (значения) — В лингвистической науке термин словообразование неоднозначен. Им принято называть разные лингвистические явления: Словообразование (деривация) Словообразование глаголов Словообразование междометий Словообразование местоимений Словообразование… … Википедия

Словообразование — Словообразование 1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формальных средств.… … Лингвистический энциклопедический словарь

Этимология — Лингвистика … Википедия

Дериватология — Словообразование (дериватология) раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке. Различают синхронное и диахроническое словообразование. Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без … Википедия

Морфология (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Морфология. … Википедия

Междометие — Междометие часть речи, включающая неизменяемые слова и словосочетания, обычно морфологически не членимые и выступающие в речи как односоставные предложения, служащие для выражения эмоций (радость, удивление, возмущение, раздражение, злость … Википедия

Типология (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Типология. … Википедия

Читайте также: