Сообщение на тему бурлаки на волге

Обновлено: 02.07.2024

Несколько изможденных тяжелым трудом и ядовитым солнцем людей, преодолевая могучие воды Волги, упираясь грудью во врезающуюся лямку, тянут судно вдоль берега. Их одиннадцать душ, в изодранных ветхих одеждах, худые и изможденные, они продолжают шажок за шажком, тащить свои канаты.

Разные люди, разные судьбы, разные характеры. Кто-то сдался на откуп судьбе, кто то отчаян и верит в будущее, а кто-то спокоен, потому что лето под закат, а там и ледостав не за горами. Работа бурлака очень тяжелая, но на пропитание хватает.

Тяжело дыша и напрягаясь из последних сил, бурлаки идут навстречу зрителю. Один из мужчин пытается закурить трубку, остальные, не замечая продолжают, упорно, шаг за шагом приближать корабль к цели.

Молодой высокий парень, скорее всего, не рассчитавший свои силы и возможности, и теперь с трудом передвигается сам, не что уж лямку тащить. И только центральный герой продолжает свой тяжелый путь спокойно и вполне уверенно. Скорее всего в этой ватаге он главный, он точно знает, как поступать, чтобы рассчитать свои силы. Хоть на Волге и жара, идет он в плотных одеждах, рубаха чуть полегче просто изотрется.

Бурлаки на Волге 1870-1873 г.

Автор

Илья Репин (1844-1930) – великий мастер портрета, исторической и жанровой живописи в стиле реализма. Темы его произведений остры, они всегда вызывали в обществе современников бурю споров, захватывающе интересны они и сегодня. Его работы – это самое злободневное отражение той действительности, когда художник жил и творил. Насущные проблемы и жгучая актуальность – вот что волновало живописца.

Замысел

Художник загорелся поездкой на Волгу-матушку – здесь, на главной речной артерии России, он намеревался найти всё, чего ему не доставало для оформления творческого замысла в картину. Пришлось подсобрать денег, помогла Академия художеств, оплатив проезд. К лету 1870 года Илья Репин в компании брата и двух друзей-художников на пароходе отправился к задуманной цели.

Подбор ракурса и образов

Ясный летний солнечный день. На переднем плане картины песчаный берег широкой спокойной реки. По песку тяжело бредут 11 мужиков. Тело каждого из них по груди и плечам пересекает широкая крепкая лямка – они впряжены в большой корабль со спущенными парусами. Жаль, что нет попутного ветра, приходится тянуть громадину против течения.

На корабле фигуры лоцмана, который рулит и обязан избегать мелей, и, по всей видимости, водолива, на ком вся материальная ответственность. Если в плавании нет хозяина, то его замещал водолив.

Справа вдалеке печально дымит буксир, олицетворяя прогресс, который никак не дойдёт до цели и не облегчит участи измождённых бурлаков.

Впечатление и символы

Поразительное сочетание – сияющий пейзаж как символ счастья, стройный изящный корабль и, словно надвигающаяся туча, тёмная и таящая опасность, тяжело бредущая в сторону зрителя вереница бурлаков. Они производят впечатление чего-то инородного, невозможного в окружающей красоте.

В картине художник сделал акценты, которые можно расценивать как знаки внимательному зрителю:

Судьба картины

Именно эта работа сделала имя Ильи Репина известным в Европе.

Бурлаки: изнурительный труд рабочих царской России

До эры паровых двигателей процесс перемещения речного судна против течения реки был чрезвычайно сложным. Во времена царской России судна на Волге и её притоках часто буксировали обычные рабочие, известные как бурлаки. Работа была крайне изнурительной, но для тысяч людей, живущих в деревнях вдоль реки, эта работа была практически единственным источником заработка.



Несколько изможденных тяжелым трудом и ядовитым солнцем людей, преодолевая могучие воды Волги, упираясь грудью во врезающуюся лямку, тянут судно вдоль берега. Их одиннадцать душ, в изодранных ветхих одеждах, худые и изможденные, они продолжают шажок за шажком, тащить свои канаты.

Разные люди, разные судьбы, разные характеры. Кто-то сдался на откуп судьбе, кто то отчаян и верит в будущее, а кто-то спокоен, потому что лето под закат, а там и ледостав не за горами. Работа бурлака очень тяжелая, но на пропитание хватает.

Тяжело дыша и напрягаясь из последних сил, бурлаки идут навстречу зрителю. Один из мужчин пытается закурить трубку, остальные, не замечая продолжают, упорно, шаг за шагом приближать корабль к цели.

Молодой высокий парень, скорее всего, не рассчитавший свои силы и возможности, и теперь с трудом передвигается сам, не что уж лямку тащить. И только центральный герой продолжает свой тяжелый путь спокойно и вполне уверенно. Скорее всего в этой ватаге он главный, он точно знает, как поступать, чтобы рассчитать свои силы. Хоть на Волге и жара, идет он в плотных одеждах, рубаха чуть полегче просто изотрется.

Пример сочинения-описания

И. Е. Репина, удивительного русского живописца, всегда интересовала жизнь простого народа: его беды и проблемы, надежды и радости. Задавшись целью отразить не только горе и страдание, бедность и унылую действительность жизни мужиков, но и несгибаемость, духовную красоту своего народа, И. Е. Репин создает бессмертную картину “Бурлаки на Волге”.

Тяжело ступая по мокрому песку, по берегу полноводной Волги бредет ватага бурлаков. Они запряжены, будто тягловые животные, их тела напряжены, потому что эта нечеловеческая работа требует таких же нечеловеческих усилий. Одиннадцать бурлаков на картине — и все они разные, не похожие друг на друга характером, возрастом, отношением к работе и жизни. Однако всех этих несчастных роднит убогость и ветхость одежды, крайняя нищета и нужда, толкнувшая их на непосильный труд.

Видно, что для этих людей уже не существует в жизни радости, на их лицах выражение покорности, в безжизненных потухших глазах ни мыслей, ни чувств, в них — только стремление дотянуть свою лямку, не упасть по дороге. Тупая, монотонная, не человечески тяжелая работа сломила и огромных, жилистых, могучих богатырей, шагающих впереди, и все повидавших, многое переживших, но узнавших мало радости в жизни мужиков, запряженных в середине, вытягивает она последние силы и из желтого, больного, иссохшего старика, на ходу вытирающего пот со лба.

Лишь мальчик, идущий босиком в яркой розовой рубашке, единственный из всех высоко поднявший голову и бросающий сердитый взгляд из-под нахмуренных от палящего солнца бровей, сразу выбивается из всей этой серой, покорной, безответной вереницы. В его фигуре — внутренняя сила и молодость, протест и стремление освободиться. Именно в этом образе художник отразил все лучшие качества простого народа, которые помогли загнанным в непосильную кабалу людям построить новую жизнь, где они стали хозяевами и узнали, что такое радость и счастье, где они смогли воплотить свои самые затаенные мечты и надежды.

Пример описания картины

Изнемогая от жары и усталости, по берегу великой реки бурлаки медленно тянут тяжелую неповоротливую баржу. Композиция картины построена таким образом, что группа как будто движется на зрителя, но фигуры при этом не закрывают друг друга. Перед нами – одиннадцать персонажей, все, как один, – нищие и обездоленные, но каждый – со своей индивидуальностью и характером.

Солнце ласково освещает побережье, но бурлакам не до красот природы – работа требует от них нечеловеческих усилий. Ветхие рубахи потемнели от пота, плечи болят от натянувшейся бечевы, ноги утопают в глубоком песке, а путь кажется бесконечным… Но не жалость вызывают у зрителя их фигуры, а ощущение внутренней могучей силы. Эта грозная сила, пока еще не осознаваемая ими, зреет внутри каждого помимо его воли, и уже нет возможности остановить этот процесс.

Читайте также: