Сообщение на тему болгарский историко археологический комплекс

Обновлено: 07.07.2024

Б олгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник создан в 1969 году и является старейшим в Республике Татарстан. Болгарский историко-архитектурный комплекс — самый северный в мире памятник средневекового мусульманского зодчества, уникальный и единственный образец болгаро-татарской архитектуры середины XIII–XIV века. Не имеет аналогов в мире как ценный исторический памятник, свидетельствующий об исчезнувших государствах (Волжская Болгария, Золотая Орда), исчезнувшей культуре, жизненном укладе, оказавшей значительное влияние в X–XV веках на развитие культуры, архитектуры.

Территория Болгарского историко-архитектурного комплекса является:

  • археологическим свидетельством прошлого, которое демонстрирует человеческое присутствие с середины I тысячелетия н. э., выдающимся примером типа построения, архитектурного и ландшафтного ансамбля, иллюстрирующего несколько значительных периодов в истории человечества, примером обустройства людей и заселения территории;
  • местом официального принятия ислама волжскими болгарами — предками казанских татар в 922 году;
  • местом культового поклонения, паломничества мусульман к своим святыням с XVI века;
  • местом расположения в XIII веке первой столицы Золотой Орды (ставка Бату-хана и Улуса Джучи) и чеканки первых золотоордынских монет при Берке в 1250-х годах;
  • местом, связанным с пребыванием здесь выдающихся личностей: в начале XIII века — болгаро-татарского поэта Кул-Гали, в первой половине XIII века — Бату-хана, в XVIII веке — императора Петра I, императрицы Екатерины II, российского поэта Г.Р. Державина, академика Российской академии наук П.С. Палласа, в XIX веке — российского поэта А.С. Пушкина, ученого-востоковеда И.Н. Березина, татарского религиозного и общественного деятеля Ш. Марджани, художников братьев Н. Г. и Г.Г. Чернецовых, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, в XX веке — татарского поэта Г. Тукая и многих других;
  • одним из первых мест в Российской империи, связанных с вниманием к проблемам сохранения и реставрации памятников на государственном уровне.

Болгарский историко-археологический комплекс

Объект находится на берегах реки Волги южнее впадения в нее реки Кама и к югу от столицы Татарстана города Казань. Он содержит свидетельства существования средневекового города Болгар, древнего поселения народа волжских булгар, который существовал в период с VII по XV вв. и был в XIII в. первой столицей Золотой Орды. Болгар демонстрирует историко-культурные взаимосвязи и преобразования в Евразии в течение нескольких веков, которые сыграли определяющую роль в формировании цивилизаций, обычаев и культурных традиций. Объект представляет собой важное свидетельство исторической преемственности и разнообразия культур. Он является символическим напоминанием о принятии в 922 г. волжскими булгарами ислама и остается священным местом паломничества татар – мусульман.

Болгарский историко-археологический комплекс, фото 2

Болгар (или Булгар) – городище (руины древнего города), находящееся примерно в 180 км южнее столицы Республики Татарстан – города Казани, на левом берегу образованного на Волге огромного Куйбышевского водохранилища, в 40 км к югу от впадения реки Камы, на краю коренной волжской террасы высотой около 30 м. Объект находится между городом Болгар (центр Спасского района), перенесенным сюда в 1957 г. с затопленных территорий, – на западе, и поселком Приволжское – на востоке. Территория городища включает археологический культурный слой глубиной до 5 м., с выделением нескольких культурных страт, а также остатки ряда каменных и кирпичных зданий общественного и религиозного назначения XIII – XIV вв. В пределах самого городища издавна существовало небольшое село Болгары (Успенское), застройка которого фрагментарно сохраняется на севере этой археологической зоны; здесь в настоящее время еще проживает порядка сотни жителей и вопрос их отселения стоит в повестке дня.

В состав пяти подзон обширной буферной зоны, выделенной вокруг объекта наследия, общей площадью 12 101 га, входят: визуально связанные с объектом незастроенные территории за линией валов; современная застройка города Болгар и поселка Приволжское; природные ландшафты на берегах и островах водохранилища (в том числе, на противоположном правом берегу Волги), а также часть акватории водохранилища.

Самое раннее поселение в этой местности датируется археологами V-VII вв., то есть временем добулгарского основания. Начиная с VII-VIII в. происходит переселение из северной части Хазарского каганата на среднюю Волгу и нижнюю Каму народности тюркского происхождения – булгар. Они покидают Приазовье, вступают во взаимодействие с местными финно-угорскими племенами и основывают государство – Волжскую Булгарию. В начале Х в. город Болгар становится известен – он в это время уже является главным административным и торговым центром этого раннесредневекового государственного объединения Восточной Европы. К 922 г. относится принятие этим государством ислама, и, таким образом, Волжская Булгария стала самой северной точкой распространения этой мировой религии в качестве государственной.

После уничтожения в 965 г. Хазарского каганата Булгария обрела полную независимость, соседствовала (торговала, иногда враждовала) с княжествами Северо-Востока Киевской Руси. Болгар Великий оставался столицей государства до XII в., когда она была перенесена восточнее в Биляр – подальше от беспокойной границы со славянами.

В России, куда эти земли вошли в XVI в., болгарские древности стали известны с времени Петра Великого, но внимание к ним проявлялось сначала своеобразно: в XVIII столетии в целях христианизации края и борьбы с паломничеством на территории городища был основан православный монастырь (существовал до 1770 г.), около которого сложилось село Успенское, переименованное в начале ХХ в. в село Болгары.

В 1919 г. в Болгары была организована большая комплексная экспедиция под руководством видного искусствоведа И.Э. Грабаря. А с 1938 г. проводилась глубокая целенаправленная и систематическая работа по изучению городища под руководством А.П. Смирнова основоположника булгароведения, автора многочисленных работ, воспитателя нескольких поколений археологов (1899-1974). С 1954 г. Болгарский комплекс является объектом систематических историко-архитектурных исследований, а с 1960-х гг. по настоящее время – и работ по реставрации и консервации памятников под руководством С.С. Айдарова. Древнейшую оборонительную систему города исследовали в 1967–1969 гг. и в 1972–1974 гг.

Основными достопримечательностями Болгарского историко-археологического комплекса являются:

— Малый минарет второй мечети, располагавшейся в 500 метрах к югу от большой, высотой чуть более 10 метров, построенный во второй половине XIV в. и являющийся единственным архитектурным памятником средневекового Болгара, сохранившимся полностью нетронутым до настоящего времени.

— т.н. Палаты, строения с различными функциями; некоторые были банями, как Красная или Белая палаты, другие – богато украшенными судебными зданиями, как Черная палата, которая являлась частью комплекса Ханского дворца. Эта палата была до реконструкции единственным хорошо сохранившимся гражданским сооружением комплекса, датируемым XIV в.

— Церковь Успения Богородицы, построенная в 1732-34 гг. в центре городища к северу от большой мечети. Вертикаль ее колокольни представляет собой значительную доминанту и своеобразный ориентир в ландшафте Болгара. При ее строительстве были использованы камни от руин болгарских зданий, в цокольной части до сих пор присутствуют надгробия с арабскими и армянскими надписями. В 1970-х гг. в храме разместился историко-археологический музей.

— Остатки линии оборонительных сооружений вокруг большей части территории городища, длиной около 5 км, – основания валов и заплывшие рвы, находящиеся в достаточной сохранности, как памятники археологии.

За пределами оборонительных сооружений археологического комплекса находятся включенные в состав объекта наследия:

— Прибрежный островок, расположенный к северу от городища, образовавшийся после строительства водохранилища в 1957 г.; содержит археологические фрагменты поселения домонгольского периода Болгара.

Болгарский историко-археологический комплекс был включен в Список всемирного наследия по двум критериям, что
свидетельствует о выдающейся универсальной ценности этого объекта сразу в нескольких аспектах.

Критерий (ii): Болгар отражает взаимодействие нескольких последовательных культурных традиций и взаимообмен разных цивилизаций – тюркских, финно-угорских, славянских и пр. Также здесь проявляются различные стилистические влияния, включая: архитектурные традиции деревянных конструкций, возникшие в богатом лесом регионе; степной компонент тюркоязычных племен; восточные влияния, связанные с принятием ислама; а также европейско-русские стили, которые доминировали на этой территории после того, как она стала частью Русского государства.

О высоком уровне развития в Болгаре материальной культуры в XIII-XIV вв. свидетельствует нахождение археологами множества орудий труда, монет, предметов быта, украшений, остатков домов, гончарных, сыродутных и чугуноплавильных горнов, дренажных сооружений, а о торговых контактах того периода – найденные изделия из Средней Азии, Крыма, Закавказья, Северо-Востока Руси. Высокое развитие булгарской строительной культуры в XIV в. подтверждают фрагменты каменных зданий, украшенных мозаикой и майоликой, а также сложные отопительные системы в общественных банях, обнаруженные при исследовании Красной палаты.

Критерий (vi): Болгар связан с событиями, живыми традициями, идеями и верованиями, он служит выдающимся примером средневековой исламской культуры, является свидетельством раннего и самого северного мусульманского анклава и связан с официальным принятием ислама волжскими болгарами в качестве государственной религии в 922 г. н.э. И в наши дни Болгар продолжает быть местом религиозного поклонения и паломничества тюркских мусульман Евразии.

Кроме того, Болгарский комплекс всегда демонстрировал мирное сосуществование разных конфессий. В Болгаре оно сохранилось и после катастрофического обрушения Большого минарета на трапезную православного Успенского храма, построенного в 1732 г. в скромных формах послепетровского времени, а ныне включающего часть экспозиции Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника.

Все это заставило экспертов ЮНЕСКО и ИКОМОС отметить, что условия целостности и подлинности (аутентичности) Болгара были подвергнуты риску и продолжают оставаться уязвимыми. Тем не менее, эти условия были в итоге признаны достаточными для включения объекта в Список всемирного наследия. На будущее международные эксперты рекомендовали более осторожно проводить мероприятия по сохранению памятников в целях обеспечения материальной подлинности этого уникального историко-археологического комплекса.

Упорядочение деятельности на территории Болгарского городища – нового объекта всемирного наследия, а также в пределах его буферной зоны, теперь становится обязанностью России, как государства-стороны Конвенции. Это потребует выполнения ряда мер, соответствующих российскому национальному законодательству об охране культурного наследия. Прежде всего, необходимо установление правового статуса этого объекта культурного наследия, как единого целого, и разработка проекта его зон охраны, с требованиями к режимам использования земель и градостроительным регламентам на территориях в границах буферной зоны. Значительная часть территории городища еще недостаточно детально изучена археологами, и объект сохраняет большой потенциал для дальнейших исследований.

Болгарский историко-археологический комплекс, являясь одним из самых известных памятников старины Республики Татарстан, представляет большой интерес для посетителей. В настоящее время для них музей-заповедник предлагает несколько маршрутов, обязательным компонентом которых является посещение центрального комплекса городища с осмотром древних памятников архитектуры: Соборной мечети, Большого минарета, Северного мавзолея, выставки эпиграфических памятников XIII–XIV вв., Восточного мавзолея, Успенской церкви, археологического раскопа XIII–XIV вв. и др.

bulgar


Архитектурно-исторический комплекс Булгар – ценнейший исторический объект, олицетворяющий насыщенное прошлое Волжской Булгарии. Имеет важное культурное и религиозное значение для современных Татарстана, Чувашии, и России, как страны, объединяющей разнообразные национальные традиции в одно целое.

Волжская Булгария

В середине VII века хану Кубрату удалось объединить болгарские племена в одно государство – Великую Болгарию. Располагалось оно между современными Черным и Каспийским морями в опасном соседстве с грозными хазарскими племенами. Кубрат как мог с ними сражался. На протяжении трех десятков лет ему удавалось отстаивать независимость болгар.

Однако, после смерти Кубрата что-то пошло не так. Государство разделили 5 его сыновей, и каждый выбрал свой путь. Один из сыновей по имени Котраг вместе со своим племенем пересекли Дон и двинули на север вдоль Волги. Так и дошли они до слияния рек Волги и Камы, где в тот момент обитали финно-угорские племена. Видимо, места болгарам приглянулись, как и племена там проживающие, и Котраг дал команду обживаться. Так и зажили они все вместе, постепенно ассимилируя друг друга.

Это стало началом государства Волжская Булгария. Постепенно образовалось два крупных города, численностью населения около 10 тысяч человек – Сувар и Булгар. Сувар не пережил монгольского нашествия и был разрушен до основания, после чего не восстанавился. Кому интересно, древнее городище Сувар находится в Республике Татарстан рядом с селом Кузнечиха, хотя вряд ли его сможете отыскать 🙂 . Булгару повезло больше.

Древний город Булгар

Датой основания города Булгар считается 981 год. Историки полагают, что было это гораздо раньше, но доказать пока не могут. Мы тоже не будем шибко умничать, и остановимся на этой дате.

Однако, вскоре монгольские полчища пронеслись ураганом по Поволжью. Многие города были разграблены и разрушены, особенно самые развитые и богатые. Среди них оказался и Булгар. Под предводительством князя Золотой Орды Булата-Тимура в 1361 году Булгар был захвачен, и заодно сожжен.

Древний город Булгар

Древний город Булгар

Через некоторое время силами местных жителей Булгар был более-менее реанимирован. Отстроились дома, и постепенно стала восстанавливаться жизнедеятельность. Но счастье длилось недолго.

В 1431 году воевода московского князя Василия II Федор Пестрый был направлен мстить булгарам за разграбление близлежащих русских земель. Со своей задачей Федор справился наилучшим образом. Он разгромил и разрушил Булгар до основания. После этого город восстановится уже не смог, а жители переселились туда, где живут их потомки по сей день – в город Казань.

Булгар — достопримечательности

Булгар может похвастаться немалым количеством достопримечательностей, сделав поездку на экскурсию в этот город весьма насыщенной и познавательной. Постройки средних веков переплетаются с постройками двухвековой давности, и все это закольцовывается современными, не менее значимыми памятниками. Рассмотрим некоторые из них с присущей нам любознательностью.

Соборная мечеть

Соборная мечеть построена в середине XIII века, после нашествия монгольских орд. Являлась основным религиозным, и по совместительству оборонительным сооружением. Многократно разрушалась, после чего восстанавливалась и укреплялась. В последние года более-менее отремонтирована, восстановлен прилегающий к ней минарет, но все равно, фактически представляет из себя руины – в наличии лишь фундамент и часть стен.

Соборная мечеть в Булгаре

Соборная мечеть в Булгаре

Интересно, что на погребальных камнях в мавзолее сохранились старинные надписи XIV века на арабском и булгарском языках религиозной направленности.

Северный мавзолей в Булгаре

Северный мавзолей в Булгаре

Восточный мавзолей

Восточный мавзолей возведен в XIV веке на востоке от Соборной мечети. Наряду с Черной палатой, также хорошо сохранился. Вместе с Соборной мечетью и Северным мавзолеем входит в единый комплекс зданий.

Восточный мавзолей в Булгаре

Восточный мавзолей в Булгаре

Черная палата

Черная палата наиболее хорошо сохранившаяся достопримечательность Булгара. Долго размышляли ученые о том, что из себя представляет данное здание, и пришли к выводу, что скорее всего там вершился суд над людьми. Хан и три его помощника самолично занимались этим неблагодарным делом.

Изначально здание было белым, но в XIX веке деловые люди там устроили коптильню, и результат на лицо. По наличию рядом с Черной палатой еще нескольких древних фундаментов, ученые пришли к выводу, что палата лишь часть большого комплекса. Может, когда-нибудь узнаем какого именно.

Черная палата в Булгаре

Черная палата в Булгаре

Белая палата

Белая палата в Булгаре

Белая палата в Булгаре

Ханский дворец

Как следует из названия – в дворце жил хан. Одно из самых больших и древних зданий города. До наших дней, конечно же, дожил только фундамент. Археологические работы проводятся периодически, и еще не завершены. А значит, много ценных открытий нас еще ожидает.

Ханский дворец в Булгаре

Ханский дворец в Булгаре

Ханская баня (Восточная палата)

Ханская баня находится рядом с ханским дворцом. Одна из самых больших и древних построек городища.

Ханская баня в Булгаре

Ханская баня в Булгаре

Малый минарет и Ханская усыпальница

Малый минарет и Ханская усыпальница в Булгаре

Малый минарет и Ханская усыпальница в Булгаре

Церковь Успения

Неожиданно в центре мусульманского городища возвышается православная церковь, построенная в 30-х годах XVIII века для монастыря, который был организован еще по приказу Петра I. Весь комплекс Булгар использовался в качестве монастыря, но через некоторое время все вернулось на круги своя. От монастыря осталась лишь церковь Успения. В данный момент не является действующей. В ней расположился музей.

Церковь Успения в Булгаре

Церковь Успения в Булгаре

Белая мечеть

Белая мечеть – современная постройка. Открылась в 2012 году, и стала самой большой мечетью южной части Татарстана. Находится на некотором отдалении от древнего городища, что не мешает ей притягивать огромное количество туристического снующего люда. Большая и красивая, в лучших традициях мусульманского зодчества. Отделана мрамором и гранитом. Радует глаз 🙂

Белая мечеть в Булгаре

Белая мечеть в Булгаре

Булгар — как добраться

Древнее городище Булгар находится в Спасском районе Республики Татарстан в 200 км от Казани. Рядом современный город Болгар.

Лучшим способом добраться до Булгара из Казани или любого другого соседнего города является автомобиль. Расстояние преодолевается примерно за 2,5 часа. Навигатор либо дорожные указатели вам в помощь.

Из Казани в Булгар ходит также и автобус. Отправление от Южного Автовокзала ежедневно в 10:00 и в 17:45. В пути около 3-х часов, стоимость около 300 рублей. Из Булгара в Казань автобус едет в 6:00 и 14:00. Как может заметить наш наблюдательный читатель, все делается для людей 😉 — с таким расписанием однодневная поездка из Казани в Булгар и обратно полностью исключается.

В общем и целом, как мы видим, все сделано для того, чтобы максимально усложнить самостоятельное путешествие в Булгар. Логичным выходом в данном случае может стать покупка экскурсии из Казани. Их предлагается немало, достаточно просто пройтись по центру городу. Также интернет полностью в вашем распоряжении, вариантов там масса.

Related posts

Вюрцбургская резиденция

Вюрцбургская резиденция (Würzburger Residenz) епископа – комплекс в стиле барокко с парком и дворцовой площадью в.

Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, самый северный в мире памятник мусульманского зодчества средневековья, был основан в 1969 году. Он представляет собой уникальный и единственный образец болгаро-татарской архитектуры 13-15 столетий. Не имеющий аналогов в мире он особенно ценен в качестве исторического памятника, который свидетельствует о таких исчезнувших государствах как Волжская Болгария и Золотая Орда, о культуре, традициях и жизненном укладе их народов.

Территория музея

На территории Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника расположены археологические памятники прошлого, которые являются свидетельством присутствия в этих местах человека с середины первого тысячелетия нашей эры. Выдающиеся образцы построений иллюстрируют несколько значительных периодов истории человечества, являются примером обустройства народов и заселения территории. Самые ранние памятники датируются эпохой мезолита. В районе бывшего Слепного озера, в урочище Ага-Базар сохранилась серия памятников эпохи неолита и бронзового века. Ряд построений относится к периоду начала железного века. В разные периоды, во время археологических раскопок на территории музея-заповедника были найдены поздние римские монеты.

На территории Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника в 922 году волжскими болгарами (предки казанских татар) состоялось официальное принятие ислама. Здесь же находились места культового поклонения, сюда, начиная с 16 столетия, приходили мусульмане-паломники к своим святыням. Болгары являлись местом расположения первой столицы Золотой Орды, здесь в 13 веке была организована ставка Бату-хана, известного больше под именем хан Батый. Первые золотоордынские монеты чеканились также здесь в 1250-х годах.
Эти исторические места хранят в своей памяти моменты пребывания здесь многих выдающихся личностей: болгаро-татарский поэт Кул-Гали был здесь в начале 13 века при дворе великого Бату-хана; в 18 веке на этих землях бывали Петр I, императрица Екатерина II, российский поэт Г.Р.Державин, академик Российской Академии наук П.С.Паллас; в 19 веке – российский поэт А.С.Пушкин, ученый-востоковед И.Н.Березин, татарский религиозный и общественный деятель Ш. Марджани, братья-художники Чернецовы, И.И. Шишкин, А.К. Саврасов и многие другие.

Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

Культурный ландшафт Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника сохраняет свой неизменный вид уже в течение тысячелетия. Иерусалимский овраг возник еще в домонгольский период, Болгарскому городищу также удалось сохранить свои исторические границы, обозначенные оборонительными сооружениями в виде валов и рва.

Экспонаты музея

В музейных фондах Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника на сегодняшний день находится более 102 тысяч экспонатов, включая предметы археологии, нумизматики, живописи, скульптуры, графики, предметов этнографии, архивных документов и фотографий, предметов прикладного искусства и др. Некоторые экспонаты, найденные на территории музея-заповедника, переданы в Государственный Исторический музей г. Москвы, Государственный Эрмитаж, Государственный объединенный музей Республики Татарстан и даже Национальный музей Финляндии в г. Хельсинки.

Музейные экспонаты

Музейные экспонаты

В Болгарском музее-заповеднике хранятся достаточно ценные археологические коллекции, такие как Коминтерновский клад, Кожаевский клад и коллекция монументальной эпиграфики 13-15 веков. Коминтерновский клад был обнаружен случайно в 1983 году неподалеку от левого притока реки Кама. Предметы клада датируются 12-первой половиной 13 века и представляют собой комплект погребального инвентаря богатого захоронения периода Тюркских каганатов. В этой коллекции содержится 102 предмета из золота, серебра, бронзы и железа.

Экспонат музея

Экспонат музея

Кожаевский клад был обнаружен в 1988 году в ходе исследования булгарского селения, расположенного близ села Кожаевка. Исследователи относят клад к концу 11-началу 12 века. Коллекция немногочисленная, но интересная. Посетители могут увидеть массивную плетенную серебряную гривну, шесть перстней из серебра, которые были нанизаны на гривну, две височные подвески из золота, находившиеся внутри кольца гривны.

Кожаевский клад

Кожаевский клад

Коллекция монументальной эпиграфики возникла в результате реставрационных работ на территории музея-заповедника во второй половине 60-х годов ХХ века. Исследователи детально изучили форму, орнаментацию, шрифт, языки, структуру текста, технику изготовления и способы установки эпитафических памятников. Самые крупные и лучшие экспонаты коллекции представлены в Северном мавзолее.

При археологических работах разных лет на территории музея-заповедника и его округи было обнаружено и помещено в музейные фонды 17 кладов, в состав которых входит около двух тысяч монет различных исторических периодов. Наиболее интересными экспонатами нумизматической коллекции Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника являются: монета из Ольвии, 3 век до н.э.; монета позднеримская, 364-375 годы н.э.; китайская монета динатии Сун, начало 12 века; греческая монета принципиата Ахайя, вторая половина 13 века; египетско-сирийская монета Аюбидов, конец 12 века; германская монета Оттона I, начало 11 века. Найденные экспонаты свидетельствуют об высоком уровне ремесел и обширных торговых связях Волжско-Камской Булгарии.

В состав музея-заповедника входит ряд интереснейших архитектурных памятников, которые делают эту территорию особо ценным объектом культурного и исторического наследия общероссийского значения.

Архитектурные памятники Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника

Соборная мечеть и Большой минарет

Строительство этого архитектурного памятника началось после монгольского завоевания и окончилось в 60-х годах 13 века. Мечеть являлась главнейшим сооружением города и должна была являть собою мощь государства и величие ислама, поражая иноземных гостей своей красотой и размерами. В начале 14 века мечеть подвергалась небольшой реконструкции, скорее всего связанной с появлением оборонительных функций главного храма, который служил убежищем жителям в случае осады города. У каждой стены мечети появилась пристройка – многогранная крепостная башня. Возле северной стены мечети можно увидеть примыкающий выступ – это фундамент Большого минарета. К сожалению, это внушительное 24-х метровое здание рухнуло в 1841 году, сохранившись лишь на старых рисунках, чертежах и описаниях. Стилистически архитектура Соборной мечети представляет собой оригинальное направление восточного зодчества, которая сложилась в условиях севера. В конце 60-х годов ХХ столетия началась фрагментарная реставрация и консервация здания мечети, а с 1995 года ведутся работы по восстановлению Большого минарета.

Соборная мечеть и Большой минарет

Соборная мечеть и Большой минарет

Северный мавзолей или Монастырский погреб

В северной части историко-архитектурного комплекса, напротив Соборной мечети располагается Северный мавзолей. Его сооружение датируется 30-ми годами 14 века, мавзолей был построен в качестве семейной усыпальницы знатного болгарского рода. В начале 18 века здание стали использовать в своих целях монахи Успенского монастыря. Здание выполнено из белого известняка и частично облицовано туфовыми блоками. Северный мавзолей в тот же период, что и Соборная мечеть подвергся фрагментарной реставрации и консервации.

Северный мавзолей или Монастырский погреб

Северный мавзолей или Монастырский погреб

Восточный мавзолей или Церковь святого Николая

Со стороны восточного фасада Соборной мечети расположен Восточный мавзолей. Архитектура и история создания в точности повторяет все данные Северного мавзолея, с той лишь разницей, что в начале 18 века мавзолей был превращен в русскую церковь Святого Николая.

Восточный мавзолей или Церковь святого Николая

Восточный мавзолей или Церковь святого Николая

Успенская церковь

Здание церкви расположено в северной части городища, являющейся его историческим центром. Удачное расположение возле высокого откоса Волги позволяет издали видеть храмовую часть церкви и колокольню, доминирующую среди болгарских строений. Построена церковь была в 1732 году, на пожертвования казанского купца Михляева. При постройке рабочие использовали для фундамента камни от развалин болгарских памятников, а цокольная часть церкви выполнена из болгарских надгробных памятников, а также армянских и арабских надгробий, которые представляют сейчас большую научную ценность для исследователей. Стилистическое решение здания церкви можно отнести к так называемому провинциальному барокко. Реставрационные работы здания проводились несколько раз, а с 1970-го года в церкви располагается историко-археологический музей заповедника.

Успенская церковь

Успенская церковь

Ханские палаты или баня

Это здание располагается неподалеку от Восточного мавзолея, его постройка относится к середине 13-началу 14 веков. Современными археологами оно было открыто лишь в 1984 году. Очевидно, в конце 19 века сооружение было сильно разрушено, с целью заготовки камня для строительства из древних развалин. Здание являет собою остатки самой крупной и старейшей общественной бани Болгара. В ходе археологических работ был вскрыт основательный слой земли, убраны тонны грунта и каменных завалов. Сейчас экскурсанты могут увидеть подпольную систему отопления – каналы, делающие диаметральное разветвление и одну из печей. Среди находок при раскопках археологи обнаруживали керамику, монеты, древнейшие водопроводные трубы, элементы архитектурных деталей. Археологическое обследование Ханских палат происходило в 1984-1991 годах.

Ханские палаты или баня

Ханские палаты или баня

Черная палата

Здание Черной палаты расположенное в 400 метрах южнее комплекса Соборной мечети и примерно на таком же расстоянии восточнее комплекса Малого городка, является наиболее хорошо сохранившимся памятником булгарской архитектуры 14 века. Позднее, в начале 19 века в этом здании был устроен коптильный цех, поэтому здание и снаружи, и внутри действительно приобрело черный цвет.

Исследователи не пришли к единому мнению о назначении Черной палаты, так по одной из версии считается, что здание было судилищем. Судебный процесс производился ханом и советом из трех судей, при этом в здание судилища они входили каждый через свою дверь, расположенную соответственно сторонам света. Хан всегда входил в здание с западной стороны. В оформлении помещения можно заметить резкий контраст: высокий светлый куполообразный зал второго этажа, украшенный лепным декором, противопоставляется мрачному, без окон помещению первого этажа. Такое различие в оформлении свидетельствует в пользу версии о судилище: первый этаж вполне мог использоваться для временного содержания подсудимых, а богато убранный второй этаж вполне подходит для судебного зала.

Черная палата

Черная палата

Однако часть ученых считает, что здание могло быть мечетью или медресе (мусульманское учебное заведение), а некоторые и вовсе полагают, что Черная палата была ханакой с кельями. В странах Востока ханаки появились в ранние средние века и служили местом сбора и временного проживания странствующих дервишей. В основном план здания ханаки состоял из основного помещения – просторного молельного зала, вокруг которого были расположены жилые комнатушки-кельи для проживания паломников. В ханаке также вход осуществляется через четыре двери, символизирующие четыре толкования ислама.

В Черной палате имелись пристройки и обходная галерея с лестницами, поднимающимися на второй этаж. Археологические раскопки последних лет установили, что вокруг Черной палаты расположены фундаменты еще семи зданий, то есть когда-то она являлась одним из зданий целого архитектурного комплекса. Хорошая сохранность Черной палаты привела к тому, что в 70-х годах 19 века обществом Археологии, истории и этнографии Казанского университета в здании был устроен музей древностей. В 1884-1926 годах здание Черной палаты было отреставрировано красным кирпичом, что несколько нарушило исторический облик здания. Поэтому в 1976 году при проведении реставрационных работ большое внимание было уделено реставрации стен, вскрытию от поздних заделок проемов, а также очистке стен от поздних побелочных наслоений. Были восстановлены архитектурные лепные детали интерьера, лестница, которая связывала уровни двух ярусов.

Белая палата

Малый минарет

Здание минарета расположено в 500 метрах южнее комплекса Соборной мечети. Малый минарет был построен во второй половине 14 века, архитектурно повторяя здание Большого минарета Соборной мечети. Малый минарет являлся составной частью расположенных вокруг усыпальниц, кладбища, поминальной мечети. Здание минарета выполнено в виде массивного 11-12 метрового столба, нижнее основание в виде куба с помощью плоских треугольных скосов плавно переходит в промежуточный восьмигранный ярус, украшенный пальметками с шестью лепестками и соединенный с круглым основанием высокого цилиндрического ствола. На верхнюю площадку поднимается винтовая лестница из 40 ступеней. Есть в минарете несколько окон, которые расположены на разном уровне, а с западной стороны на уровне входа располагается ниша, которую увенчивает стрельчатая арка и две богато орнаментированные плиты. Исследователи полагают, что возможно ниша выполняла функции места сбора приношений. В начале 70-х годов ХХ столетия Малый минарет был отреставрирован и восстановлен. Найденные элементы были установлены на свои места, отремонтирована внутренняя винтовая лестница и вся облицовка здания.

Малый минарет

Малый минарет

Ханская усыпальница

Здание усыпальницы было построено в начале 14 века и располагается на территории бывшего кладбища, севернее Малого минарета. Северная и западная стена усыпальницы сохранились почти в полную высоту, по ним была произведена реконструкция здания. Усыпальница представляет собой квадратный мавзолей с входом, украшенным арочным порталом. Внутри здания были найдены 8 захоронений в ящиках-табутах, вещей и драгоценностей при усопших не было, по обычаям мусульманских обрядов захоронения.

Ханская усыпальница

Ханская усыпальница

Малый городок

Прямо у линии городских укрепительных сооружений, к югу от Черной палаты, примыкая к валу, располагается Малый городок. Он представляет собой небольшую, вытянутую с севера на юг и огороженную невысоким валом и неглубоким рвом, территорию. На территории городка находится площадь прямоугольной формы с каменными постройками, которая также огорожена рвом и валом. Малый городок был построен в 13-14 веках, и выполнял фортификационные оборонительные функции.

Малый городок

Малый городок

Вместе со строительством линии городских укреплений, происходившем в начале 14 века, форт влился в систему военно-инженерный сооружений Болгар, которая должна была прикрывать и контролировать главные южные ворота города. В истории архитектурных сооружений въездные ворота хорошо известны в городах Руси домонгольского периода – существовали такие укрепления в Киеве (Золотые и Софийские ворота) и во Владимире. Но строительная техника Малого городка имеет ряд особенностей, выделяющих ее среди памятников архитектуры 13-14 веков.

Посетителям

В музее продается сувенирная продукция, осуществляются торжественные встречи гостей.

Читайте также: