Сообщение на тему баснописцы народов мира

Обновлено: 08.07.2024

Он родился в Москве в семье небогатого военного. Семья переехала в Тверь, где скоро отец умер. Маленький Иван учился самостоятельно, читая книги.

Он любил народные гуляния, где слушал простую русскую речь, которая потом стала основой его басен.

В 1805 году Иван Андреевич отправляет на критику И.И. Дмитриеву сборник басен. Тот их одобряет, отметив, что басни – это призвание Крылова. С той поры писатель посвящает себя только написанию басен, которых он создал около 200, как для детей, так и для взрослых.

Иван Андреевич был лежебокой и любил много кушать. Умер он от двустороннего воспаления легких, хотя многие утверждают, что причина смерти – переедание и неподвижный образ жизни.

  • Иван Иванович Дмитриев – поэт и баснописец. (21 сентября 1760 г – 15 октября 1837 г)

Он родился в дворянской семье под Сызранью, учился в пансионах в Казани и Симбирске. После обучения переведен в Петербургскую полковую школу. В нем он служил 12 лет и достиг чина полковника, хотя не имел никакого желания быть офицером.

По обманному доносу он был обвинен в покушении на Павла I. Его арестовали, но потом отпустили. В 1799 году Дмитриев уходит в отставку, желая заниматься литературой, но снова возвращается на службу в штатскую должность, где служит то 1814 года. После уходит в отставку насовсем.

  • Александр Петрович Сумароков – один из самых известных баснописцев. (14 ноября 1717 – 1 октября 1777).

Будущий баснописец был родом из дворян, и до 15 лет учился дома. Примерно с 15 лет стал писать стихи. После был адъютантом у графов Головкина и Разумовского, и продолжал писать.

Сумароков придумывает любовные песни, которые пользуются популярностью у людей. Между Сумароковым и Ломоносовым развязывается спор о написании стихов, который оказывается важным для целой эпохи поэтов.

При царствовании Екатерины II Сумароков стал знаменитым. Его поддержал сам Д. И. Фонвизин, который высоко оценил его басни, которые были направлены на обличение взяточничества, произвола бюрократии и жестокого обращения с крепостными.

Но в 1770 году Сумароков ссорится с П. Салтыковым, и императрица поддержала последнего. Сумароков пишет гневное письмо, и после этого жизнь его изменилась. Он перестал быть популярным, стал нуждаться в деньгах. От неудач писатель стал употреблять алкоголь, от чего и умер.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор проекта: Перфильева Анастасия Наставник проекта: Пряшка Ольга Юрьевна Б.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Автор проекта: Перфильева Анастасия Наставник проекта: Пряшка Ольга Юрьевна Б.

Автор проекта: Перфильева Анастасия Наставник проекта: Пряшка Ольга Юрьевна Баснописцы народов мира

Задачи Задачи данного проекта: - знакомство с поэтами баснописцами; - рассмот.

Задачи Задачи данного проекта: - знакомство с поэтами баснописцами; - рассмотрение их времени жизни; - показ актуальности старинных басен в настоящем времени. Цели Целью данного проекта является вовлечение, развитие заинтересованности слушателей в одном из распространённых жанров дидактической литературы - басни и проведение параллели между баснописцами и философами. Цели и задачи

Эзоп Эзо́п (др.-греч. Αἴσωπος) — легендарный древнегреческий поэт-баснописец.

Жан де Лафонтен Жан де Лафонтен фр. Jean de La Fontaine, 8 июля 1621, Шато-Ть.

Крылов Иван Андреевич Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 [13] февраля 1769, Москва —.

Крылов Иван Андреевич Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 [13] февраля 1769, Москва — 9 [21] ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 г.). Наряду с оригинальными эта часть творческого наследия Крылова составлена переработанными сюжетами басен Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия). Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. Иван Андреевич родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера А. П. Крылова. Во время Пугачевского восстания отец Крылова служил армейским капитаном в Яицкой крепости. Как крепость попадает в окружение, маленький Крылов с матерью отправляются в Оренбург. Город также попадает в осадное положение. Мать и сын Крыловы числятся в Пугачевских списках к повешенью и вынуждены скрываться.

Федор Федр (лат. Phaedrus, ок. 20 до н. э. в Македонии — ок. 50 н. э.) — римс.

Бабрий — древнегреческий поэт-баснописец италийского происхождения, живший во.

Хольберг Людвиг Людвиг Хольберг (дат. Ludvig Holberg, 13 декабря 1684, Берген.

Хольберг Людвиг Людвиг Хольберг (дат. Ludvig Holberg, 13 декабря 1684, Берген — 28 января 1754, Копенгаген) — норвежско-датский писатель, драматург, философ, историк, деятель Просвещения. Считается основоположником новой датской и норвежской литератур. Десяти лет оставшись круглым сиротой, Хольберг сначала жил в Бергене, затем, терпя большую нужду, прошёл курс богословских наук в Копенгагенском университете. С самыми скудными средствами он предпринял поездку сначала в Амстердам, потом в Англию, где два года посещал Оксфордский университет; слушал лекции, добывая средства к существованию уроками иностранных языков и музыки; позже побывал в Германии, Франции и Италии, много путешествуя пешком, изучая по пути народную жизнь, посещая библиотеки, музеи и университеты. В 1708 он прибывает в Данию. Отныне эта страна становится родиной Хольберга. Он поселяется в Копенгагене, пишет несколько трудов по истории, получает звание профессора в университете (1717) и командируется на четыре года за границу.

Вывод: Работая над проектом, я пришла к выводу, что басни начали писать очен.

Вывод: Работая над проектом, я пришла к выводу, что басни начали писать очень давно, пишут сейчас и будут писать, так как они имеют большое значение для человека во все времена. С помощью информационных источников выяснила, что такое басня, её особенности в литературном жанре, познакомила аудиторию с известными баснописцами. Басня с древнейших времен получила широкую известность и накопила богатейшие традиции в литературе разных народов. К сожалению, я не смогла в данном проекте рассмотреть всех мировых баснописцев, их много и данные о них в разных источниках противоречивы. Некоторые из них, по сути, являлись только переводчиками древних басен. По крайней мере, я хотела заинтересовать своих слушателей, возможно, кто-то из них захочет стать поэтом баснописцем…

Список литературы. 1. Басни для детей. И. А. Крылов/ сост. В. П. Аникина. – М.

Баснописцы народов мира Автор проекта: Перфильева Анастасия Наставник проекта.

Баснописцы народов мира Автор проекта: Перфильева Анастасия Наставник проекта: Пряшка Ольга Юрьевна

Федр

- древнеримский баснописец. Латинское имя его было не Phaedrus,

а скорее Phaeder; в пользу этой формы свидетельствуют надписи и древние

грамматики. Жил Федр в 1 в. по Р. Хр.; родом был из римской провинции

Македонии. В Италию попал, вероятно, еще очень молодым; судя по

заголовку его произведений, он был вольноотпущенником Августа.

Честолюбие побудило его заняться поэзией. Он решил переложить латинскими

ямбами Эзоповы басни, но уже во 2-й книге вышел из роли подражателя и

написал басню на сюжет из жизни Тиберия. Стремление поэта сблизить темы

своих произведений с современностью оказалось гибельным для него, так

как в это время императорская власть начинала уже преследовать свободу

литературы, а многочисленные доносчики жадно пользовались всяким случаем

для возбуждения процессов по оскорблению величества. Всемогущий любимец

Тиберия, Сеян, усмотрел в некоторых баснях намек на свою особу и

причинил поэту много неприятностей, может быть даже отправил его в

изгнание. При Калигуле Федр, вероятно, выступил с третьей книгой своих

басен. Этой книгой поэт хотел закончить свою поэтическую деятельность,

чтобы "оставить что-нибудь для разработки и своим будущим собратьям", но

это не помешало издать ему четвертую и пятую книги. Умер Федр, вероятно,

около 87 - 88 гг. по Р. Хр. Одному из своих покровителей он гордо

заявлял, что имя его будет жить, пока будут чтить римскую литературу, но

он рассчитывал скорее на будущие поколения, чем на современников,

отношение которых к нему он сравнивает с отношением петуха к жемчужному

зерну. Стремясь исключительно к славе, Федр не домогался никаких

материальных выгод. Главная его заслуга заключается в том, что он ввел в

римскую литературу басню, как самостоятельный отдел; раньше она

встречалась в произведениях разных писателей только спорадически.

Несмотря на неоднократные заявления баснописца о своей

самостоятельности, он в лучших своих произведениях остается только

подражателем Эзопа. Его попытки сочинять басни в духе Эзопа следует

признать неудачными. Так напр., Лессинг совершенно справедливо осудил

басню 4, 11, которую Федр выразительно называет своей собственностью.

Мораль басни Федора часто навязывает своему читателю; иногда, судя по

выводу, он даже не понимает смысла переводимой им греческой басни;

весьма часто, наконец, он удаляется от простоты избранного им рода

поэзии и сбивается на сатиру. Гораздо удачнее те стихотворения Федра, где

он рассказывает о событиях своего времени; как, например, эпизод из

жизни флейтиста Принцепса (5, 7). К числу несомненных достоинств Федра

принадлежит его простой, ясный и чистый язык, благодаря которому его

басни, особенно в прежнее время, усердно читались в школах; единственным

недостатком в этом отношении является излишнее употребление отвлеченных

имен. Ямбы Федра строго сообразуются с законами метрики. Умалению

литературной славы Ф. много способствовали такие талантливые подражатели

его, как Лафонтен и Флориан. В средне века Федр постигла своеобразная

судьба: басни его были пересказаны прозой, и эти пересказы совершенно

оттеснили оригинал; даже имя автора было забыто. До нас дошли три таких

переделки; автором одной из них называют Ромула. Эту последнюю редакцию

придворный капеллан Генриха II английского, Вальтер, пересказал стихами.

Только в конце XVI стол. были найдены три древние рукописи самого Федра,

одна из которых погибла. 30 басен Федра стали известны ученому миру только

с начала XIX стол., когда открыт был список их, сделанный кардиналом

Перотти в XV стол.; но и после нахождения записи Перотти далеко нельзя

ручаться, что мы имеем всего Федра. На утрату басен указывает уже

распределение их по книгам: в 1-й - 31, во 2-й - только 8, в З-й - 19, в

4-й - 25, в 5-й - только 10. Главная рукопись Ф. - "codex Pitboeanns"

(IX в.). названная так по имени ее прежнего владельца Ниту , ныне

находится в частных руках; в 1893 г. она издана фототипически в Париже .

(фр. Jean de La Fontaine) — знаменитый французский баснописец; род. в 1621 г. в Шато-Тьери, умер в 1695 г.

Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. Двадцати лет он поступил в братство ораторианцев (Oratoire) для подготовки к духовному званию, но больше занимался философией и поэзией.

В 1647 г. отец Жан Лафонтена передал ему свою должность и убедил его жениться на 15-тилетней девушке. Он очень легко отнесся к своим новым обязанностям, как служебным, так и семейным, и вскоре уехал в Париж, где прожил всю жизнь среди друзей, поклонников и поклонниц его таланта; о семье своей он забывал целыми годами и лишь изредка, по настоянию друзей, ездил на короткое время на родину.

Сохранилась его переписка с женой, которую он делал поверенной своих многочисленных романтических приключений. На своих детей он так мало обращал внимания, что, встретившись в одном доме со своим взрослым сыном, не узнал его. В Париже Лафонтен имел блестящий успех; Фуке назначил ему крупную пенсию, как плату за одно стихотворение в месяц; вся аристократия покровительствовала ему, а он умел остаться независимым и изящно насмешливым, даже среди льстивых панегириков, которыми он осыпал своих патронов.

Иван Андреевич Крылов

- русский баснописец, писатель, драматург.

Родился в 1769 году в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов "наукам не учился", но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии - так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность - в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал. В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его плечи легли заботы о младшем брате. В 80-е годы много писал для театра. Из-под его пера вышли либретто комических опер "Кофейница" и "Бешеная семья", трагедии "Клеопатра" и "Филомела", комедия "Сочинитель в прихожей". Эти произведения не принесли молодому автору ни денег, ни известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов. Ему покровительствовал известный драматург Я. Б. Княжнин, однако самолюбивый молодой человек, решив, что в доме "мэтра" над ним насмехаются, порвал со своим старшим другом. Крылов написал комедию "Проказники", в главных героях которой, Рифмокраде и Тараторе, современники без труда узнали Княжнина и его жену. "Проказники" - более зрелое произведение, чем предыдущие пьесы, но постановка комедии была запрещена, и у Крылова испортились отношения не только с семейством Княжниных, но и с театральной дирекцией, от которой зависела судьба любого драматического сочинения.

С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. В 1789 году в течение восьми месяцев издавал журнал "Почта духов". Сатирическая направленность, проявившаяся уже в ранних пьесах, сохранилась и здесь, но в несколько преображенном виде. Крылов создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков. Судя по тому, что "Почта духов" была переиздана в 1802 году, ее появление все же не осталось незамеченным читающей публикой.

В 1790 году вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 года вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал "Зритель", пользовавшийся уже большей популярностью.

Наибольший успех "Зрителю" принесли произведения самого Крылова "Каиб", восточная повесть, сказка Ночи, "Похвальная речь в память моему дедушке", "Речь, говоренная повесою в собрании дураков", "Мысли философа о моде". Число подписчиков росло. В 1793 году журнал был переименован в "Санкт-Петербургский Меркурий". К этому времени его издатели сосредоточились прежде всего на постоянных иронических нападках на Карамзина и его последователей. Издателю "Меркурия" было чуждо реформаторское творчество Карамзина, которое казалось ему искусственным и излишне подверженным западным влияниям. Преклонение перед Западом, французским языком, французскими модами было одной из любимых тем творчества молодого Крылова и объектом высмеивания во многих его комедиях. Кроме того, карамзинисты отталкивали его своим пренебрежением к строгим классицистским правилам стихосложения, возмущал его и излишне простой, по его мнению, "простонародный" слог Карамзина. Своих литературных противников, как всегда, изображал с ядовитой язвительностью. Так, в "Похвальной речи Ермолафиду, говоренной в собрании молодых писателей" Карамзин был издевательски изображен как человек, несущий чепуху, или "ермолафию". Возможно, именно резкая полемика с карамзинистами оттолкнула читателей от "Санкт-Петербургского Меркурия".

В конце 1793 года издание "Санкт-Петербургского Меркурия" прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. По словам одного из биографов писателя, "С 1795 по 1801 год Крылов как бы исчезает от нас". Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей. В 1797 году Крылов уехал в поместье князя С. Ф. Голицына, где, очевидно был его секретарем и учителем его детей.

Именно для домашнего спектакля у Голицыных в 1799-1800 годах была написана пьеса "Трумф или Подщипа". В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, не нравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871 году. Значение "Трумфа" не только в его политическом подтексте. Куда важнее, что сама форма "шутотрагедии" пародировала классическую трагедию с ее высоким стилем и во многом означала отказ автора от тех эстетических представлений, которым он был верен в течение предыдущих десятилетий.

После смерти Павла I князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов два года служил его секретарем. В 1803 году снова вышел в отставку и, очевидно, опять провел два следующих года в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы, о которых мало известно, драматург и журналист начал писать басни.

Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: "Дуб и трость" и "Разборчивая невеста". Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это - "Модная лавка", "Урок дочкам" и "Илья Богатырь". Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и т.д. и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем "Модную лавку" играли даже при дворе.

Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.

В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая "Слон и моська".

В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней - последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 году вместе с извещением о смерти их автора.

Сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых французских басен Лафонтена, ("Стрекоза и муравей", "Волк и ягненок"), затем постепенно он начал находить все больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связанны со злободневными событиями российской жизни. Так, реакцией на различные политические события стали басни "Квартет", "Лебедь", "Щука и Рак", "Волк на псарне". Более отвлеченные сюжеты легли в основу "Любопытного", "Пустынника и медведя" и других. Однако басни, написанные "на злобу дня", очень скоро также стали восприниматься как более обобщенные произведения. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.

Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, была полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Писатель, в свое время смеявшийся над Карамзиным за его пристрастие к излишне простонародным выражениям, теперь сам создавал произведения, понятные всем, и стал истинно народным писателем.

Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 году В. Г. Белинский в своей статье "Литературные мечтания" нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным,Пушкиным и Грибоедовым.

На национальный характер его языка, использование им персонажей русского фольклора обратили внимание все критики. Писатель оставался враждебен западничеству в течение всей своей жизни. Не случайно он примкнул к литературному обществу "Беседа любителей русской словесности", отстаивавшему старинный русский слог и не признававшему карамзинской реформы языка. Это не помешало Крылову быть любимым как сторонниками, так и противниками нового легкого слога. Так, Пушкин, которому намного ближе было карамзинское направление в литературе, сравнивая Лафонтена и Крылова, писал: "Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо сказал, что простодушие есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться".

Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 года Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию "во уважение отличных дарований в российской словесности". Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.

Одна из характерных черт популярности Крылова - многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, неряшливости, обжорстве, остроумии.

Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 году превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.

Басня — очень древний литературный жанр. Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.

Сейчас мы о языке басен, о языке иносказаний говорим: эзопов язык. Эзопов язык — язык иносказаний.

ЛИСИЦА И ВОРОН
Кто счастлив лестью, что в обманчивых словах, –
Потерпит кару он в раскаянии позднем.

Однажды ворон своровал с окошка сыр
И съесть сбирался, на высокий севши сук.
Лисица видит – и такую речь ведет:
"О, как прекрасен, ворон, перьев блеск твоих,
В лице и теле, ворон, сколько красоты.
Имел бы голос – лучше птицы б не найти".
А глупый ворон, голос высказать спеша,
Свой сыр роняет изо рта. Поспешно тут
Хитрец лисица жадно в губы сыр берет.
И стонет глупый, что поддался на обман.
См. также страницу "Федр. Басни".

В Германии XVIII века к жанру басни обращается поэт Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781). Как и Эзоп, он пишет басни прозой. У французского поэта Лафонтена басня являлась грациозной новеллой, богато орнаментированной, "поэтической игрушкой". Это был, говоря словами одной басни Лессинга, охотничий лук, в такой степени покрытый красивой резьбой, что он потерял свое первоначальное назначение, сделавшись украшением гостиной.
Как просветитель, Лессинг выдвинул на первый план серьезное, морально-воспитательное значение басни. Цель басни с его точки зрения — наглядное изображение при помощи какого-нибудь частного случая определенной моральной истины. Вся композиция басни должна быть подчинена этой цели: басня должна быть максимально кратка и точна, чтобы ничто не отвлекало в ней внимание читателя от нравственной идеи. "Краткость, — пишет Лессинг, — душа басни". Таковы басни Эзопа. Свои собственные басни Лессинг пишет в прозе, иллюстрируя ими свою теорию. В теоретических воззрениях Лессинга и в его баснях наряду с тяготением к реализму сказалось значительное влияние рационализма, характерного для просветителей.

ВОРОНА И ЛИСИЦА
Ворона несла в когтях кусок отравленного мяса, которое рассерженный садовник подбросил для кошек своего соседа.
И только она уселась на старый дуб, чтобы съесть свою добычу, как подкралась лисица и воскликнула, обращаясь к ней:
— Слава тебе, о птица Юпитера!
— За кого ты меня принимаешь? — спросила ворона.
— За кого я тебя принимаю? — возразила лисица. — Разве не ты тот благородный орел, что каждый день спускается с руки Зевса на этот дуб и приносит мне, бедной, еду? Почему ты притворствуешь? Иль я не вижу в победоносных когтях твоих вымоленное мной подаяние, которое мне твой повелитель все еще посылает с тобою?
Ворона была удивлена и искренно обрадована тем, что ее сочли за орла. "Незачем выводить лисицу из этого заблуждения", — подумала она.
И, преисполненная глупого великодушия, она бросила лисе свою добычу и гордо полетела прочь.
Лиса смеясь подхватила мясо и с злорадством съела его. Но скоро ее радость обратилась в болезненное ощущение; яд начал действовать, и она издохла.
Пусть бы и вам, проклятые лицемеры, в награду за ваши хвалы не добиться ничего, кроме яда.

ВИНОГРАД
Я знаю одного поэта, которому крикливые похвалы его мелких подражателей повредили больше, чем завистливое презрение строгих ценителей искусства.
— Он ведь кислый! — сказала лисица о винограде после безуспешных попыток допрыгнуть до него. Ее слова услышал воробей и произнес:
— Этот виноград кислый? Мне он не кажется таким!
Он подлетел к нему, попробовал и, найдя его чрезвычайно сладким, подозвал сотню своих собратьев — любителей полакомиться.
— Попробуйте-ка, попробуйте же! — кричал он. — Лисице взбрело в голову назвать этот превосходный виноград кислым!
Они все попробовали, и через несколько мгновений виноград был приведен в такое состояние, что ни одна лисица не пыталась больше его доставать.

ПАСТУХ И СОЛОВЕЙ
Тебя раздражает, о любимец муз, крикливое сборище парнасского сброда? Так услышь же от меня то, что однажды довелось услышать соловью.
— Спой, любезный соловей! - воскликнул как-то раз чудесным весенним вечером пастух, обращаясь к молчавшему певцу.
— Ах, — промолвил соловей, — лягушки подняли такой крик, что у меня пропала всякая охота петь. Или ты их не слышишь?
— Да, я их слышу, — возразил пастух, — но разве не твое молчание повинно в том, что я слышу их?

ОБЕЗЬЯНА И ЛИСИЦА
— Назови-ка мне такого умника среди зверей, которому я не могла бы подражать! — хвалилась обезьяна лисице.
Лисица же возражала:
— А ты попробуй назвать того недостойного зверя, которому придет в голову подражать тебе!
Писатели моей страны. Надо ли говорить еще яснее?

ВОЛК И ПАСТУХ
От повальной болезни у пастуха погибли все его овцы. Узнав об этом, волк явился выразить свое соболезнование.
— Пастух, — молвил он, — правда ли, что тебя постигло такое ужасное несчастье? Ты лишился всех своих овец? Милых, кротких, жирных овец! Мне так жаль тебя, что я готов плакать горькими слезами.
— Благодарю, господин Изегрим, — ответил пастух, — я вижу, что у тебя очень добрая душа.
— Его душа, — сказал пастуху пес Гилакс, — всегда такова, когда он сам страдает от несчастья ближнего.

СТРАУС
— Сейчас я полечу! — воскликнул гигантский страус, и весь птичий народ собрался вокруг него, в самом деле надеясь посмотреть на такое диковинное зрелище. — Сейчас я полечу! — воскликнул он еще раз, распростер огромные крылья и понесся вперед, подобно кораблю с поднятыми парусами, не покидая земли ни на секунду.
Вот вам поэтическое изображение тех непоэтических умов, которые в первых строках своих длиннейших од щеголяют гордыми крылами, грозятся залететь выше облаков и звезд и все же остаются верны бренному праху земли!

ЭЗОП И ЕГО ОСЕЛ
Осел сказал Эзопу:
— Когда ты опять произведешь на свет какую-нибудь побасенку про меня, дай мне там сказать что-либо благоразумное и глубокомысленное.
— Ты — и глубокомыслие! — ответил Эзоп. — Как можно это сочетать? Разве тогда не скажут люди, что ты учитель морали, а я осел?

В России писатели XVIII и XIX вв. тоже сочиняли басни. Пишут басни и поэты нашего времени.


Жаба Альфонс Константинович. Иллюстрация к басне "Ворона и лисица"
Иллюстрации к басням И.А.Крылова на сайте "Литература для школьников"

Читайте также: