Сообщение на тему арт культура

Обновлено: 02.07.2024

Поп-арт — это художественное направление, которое возникло после Второй мировой войны. Оно соединило в себе изобразительное искусство и популярную культуру. Для поп-арта характерно заимствование образов из рекламы, комиксов, журналов, телевидения и кинематографа.

Наряду с работами Уорхола большой общественный интерес вызвали картины-комиксы Роя Лихтенштейна и скульптуры еды Класа Олденбурга, например огромный виниловый бургер и рожок мороженого.

Популярность поп-арта с 1960-х годов практически не ослабла, а работы в этом жанре до сих пор остаются желанными предметами для коллекционеров искусства.

Искусствоведы не дают единого ответа на вопрос, существует ли отечественный поп-арт. Одни убеждены, что это исключительно американское явление, а в России можно выделить только его разновидность 一 соц-арт. Другие считают, что поп-арт был одним из течений советского андеграунда и процветает в России до сих пор, а среди отечественных художников этого направления называют Александра Косолапова, Сергея Шутова и Ивана Чуйкова.

Художественная культура — одна из сфер культуры, решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах и различных аспектов обеспечения этой деятельности.

Художественная культура выступает одним из самых устойчивых гуманитарных компонентов общественной жизни и выражается в определенных символах, характерных для каждого типа культуры, развивающейся в конкретных условиях.

Х.к., наряду с познавательной, религиозной и политической культурой, формирует мировоззрение человека и предопределяет его духовное состояние. Человек становится носителем моральных ценностей и их созидателем.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Ядро х.к. — это искусство, выступающее в форме художественной интерпретации реального и вымышленного.

К видам искусства относятся:

  • литературные произведения;
  • кино и театр;
  • архитектура и скульптура;
  • музыка.

В искусстве используются разные средства, через которые выражается действительность в виде определенного образа, облаченного в форму. Такая форма носит разнообразный характер — реалистичный или метафоричный, а в отдельных случаях смешанный. В искусстве отражены судьбы людей и их проблемы, которые являлись актуальными для конкретной эпохи.

Х.к. затрагивает сферу художественных и эстетических ценностей. Определение эстетического шире, чем художественного, т.к. оно не всегда создано человеком рукотворно. Мы можем наблюдать многие эстетические проявления в природе. Созерцание пейзажей особенно развито в восточной культуре, что способствует развитию вкуса и прививает любовь к прекрасному.

Основой эстетической деятельности является понимание прекрасного как центральной категории, в которой представляется трагичное, комичное и одухотворенное.

Эстетика проявляется в самых разных областях жизни:

  1. В практической деятельности: архитектурные сооружения, дизайн.
  2. В художественном проявлении: праздники, традиции, обряды.
  3. В творчестве: плоды искусства.
  4. В восприятии художественных произведений, в эстетических идеалах и во вкусе к красивым вещам.

Во всех исторических типах существовали и существуют социальные институты, цель которых — обеспечение условий для функционирования культуры, а также для развития и распространения эстетики. Сюда входят:

  1. Система учреждений образования, которые приучают к художественным и эстетическим ценностям, а также традициям для их последующей преемственности.
  2. Издательства и учреждения, которые организуют выставки, концерты и другие культурные мероприятия. Сюда относят: искусствоведческие группы, социологические лаборатории, изучающие функции художественной культуры и особенности ее восприятия аудиторией.

Х.к. связана с творческим процессом и его результатом. Сюда относятся произведения искусства, переданные особым языком. Через культуру осуществляется восприятие мира как целостной картины, где взаимосвязаны единство личного опыта создателя в частности и человечества в целом.

Художественная культура представляет собой разнообразный и многосторонний процесс, в результате которого происходят эстетические преобразования во всей человеческой жизни; х.к. — это создание и популяризация, общественное и индивидуальное восприятие, освоение новых эстетических ценностей. В совокупности они соединяются в сложную многоуровневую структуру.

Сущность и строение художественной культуры

Уровни художественной культуры:

  1. Специализированный. Он создается на основании компетенции профессионалов и их образованности.
  2. Обыденный. Представлен в виде бытового искусства и разных интерпретациях игровой деятельности.

Субъектами х.к. выступают:

  • те, кто создает новые идеи и произведения;
  • те, кто распространяет новые произведения и идеи некоммерческим путем;
  • финансовые сопроводители новых произведений;
  • массовые распространители;
  • критики;
  • оценщики;
  • государство;
  • социум.

Искусство в системе художественной культуры

Искусство в составе культуры затрагивает профессиональную деятельность, базирующуюся на стремлении человека к самовыражению, к проявлению своих ощущений через художественные средства, образы и стили.

Искусство представлено в виде:

  • литературы;
  • живописи;
  • графики;
  • архитектуры;
  • танца;
  • песни;
  • кинематографа;
  • фотографии;
  • театра;
  • скульптуры.

Через восприятие и познание искусства посредством органов чувств у человека проявляются способности к творчеству. Он передает свое ощущение и эмоциональные переживания от окружающего мира на холсте, бумаге, через лепку и т.д. Для придания формы своим эмоциям он прибегает к разным способам выражения:

  • слова;
  • буквы;
  • звуки;
  • краски и кисти.

Это помогает воссоздать картину всего образа, который является субъективным отражением реальности.

Искусство — область духовной и практической деятельности человека, которая направлена на постижение и познание мира, это способ эстетического освоения объективной реальности.

Все виды искусства классифицируются на 3 группы:

  1. Пластические — в таких видах творчества отсутствует движение: архитектура, живопись.
  2. Временные — это литература и музыка.
  3. Синтетические — комбинация нескольких видов искусства: театр, балет, которые включают в себя музыку, актерское мастерство, танцы, литературу и т.д.

Все области и уровни художественного творчества пронизаны искусством.

Художественные стили и их типология

Рассмотрим художественные стили в хронологическом порядке, начиная с античности и до наших дней. Здесь приводится неполный список, т.к. направлений, течений и их подвидов существенно больше.

Античный стиль

Период — VIII-V вв. до н.э. Культура Древней Греции и Древнего Рима находится в самом расцвете. Позднее их традиции заимствуют византийцы. Развиваются архитектура, скульптура, вазопись. От римлян сохранились многочисленные храмы, скульптуры и фрески. Для античного стиля характерны:

  • практичность;
  • торжественность;
  • монументальность.

Романтика — романский стиль

Название образовано от слова Рим (Rome). Период — от 1000-1200 года. Стиль основывался на традициях Древнего Рима:

  • прямота форм;
  • наличие арок;
  • миниатюрные окна;
  • толстые стены.

Живопись имеет религиозную тематику. Становятся популярны витражи и барельефы.

Готика

Отличительными признаками готического жанра являются:

  • стрельчатые арки;
  • узкие башни;
  • витражи;
  • живопись с изображением определенной символики.

Превалирующая тема сюжетов живописи — христианский и библейские мотивы. Период — с XII по XVI вв.

Проторенессанс

Расцвет итальянской культуры, который пришелся на XIII-XIV вв. Этот период считается переходным от Средневековья к эпохе Возрождения. Художники начинают изображать светские сюжеты, появляется тенденция к отображению реальности.

Возрождение (Ренессанс)

С начала XIV в. по конец XVI в. — эпоха Возрождения. Направление заимствует некоторые черты у античной культуры. В изобразительном искусстве появляются пейзажи, люди, портреты светских персон. Художники тех лет изучают анатомию для убедительного и более точного изображения человека на полотне.

  • Тициан;
  • Леонардо да Винчи;
  • Сандро Боттичелли;
  • Эль Греко.

Маньеризм

Маньеризм (1520-1590 гг.) пришел на смену Ренессанса. Художники рисовали фигуры с деформациями, изломами, нарочито манерными позами и вызывающими жестами. На холсте применялись контрастные тона.

  • Бронзино;
  • Джорджо Вазари;
  • Джузепе Арчимбольдо.

Барокко

Период Барокко охватывает XVII и XVIII века. Для архитектуры характерно:

  • наличие колоннад;
  • больших пространств;
  • куполов;
  • статуй.

Художники изображают пышные формы, на картинах появляется больше чувственности и динамики. Героини портретов — дамы с объемными прическами и утянутыми корсетами, мужчины — гладко выбриты и носят парики.

Рококо

Французский стиль, зародившийся в XVIII веке. Направлению свойственны:

  • легкость;
  • игривость;
  • множественность изгибов и линий.
  • белый;
  • пастельный;
  • золотистый;
  • голубой;
  • розовый.

В живописи и скульптуре отчетливо прослеживается эротичность и легкомысленность.

  • Франсуа Буше;
  • Антуан Ватто;
  • Джованни Пеллегрини.

Классицизм

Период классицизма — XVII-XIX вв. Снова в моде античность с присущей ей строгостью линий и пропорциональностью.

  • Николя Пуссен;
  • Иван Аргунов;
  • Клод Лоррен.

Романтизм

Период с конца XVIII в. по начало XIX в. Направление, ставшее популярным у европейцев и американцев. Романтизм не признает рациональность и расчет, свойственные классицизму, а уделяет особое внимание личности и ее глубине.

  • Франсиско Гойя;
  • Теодор Жерико;
  • Уильям Тернер.

Ампир

Направление появилось при Наполеоне Бонапарте в начале XIX в. Архитектуре и прикладному искусству свойственен королевский стиль:

  • колонны;
  • триумфальные арки;
  • пилястры.

На рельефах изображали львов, птиц, военную символику. В Российской империи ампир вошел в моду при Александре I.

Прерафаэлизм

Направление, появившееся в середине XIX века в Британии при королеве Виктории. Для стиля характерны простота, искренность и легкость, т.е. происходит возврат к традициям раннего Возрождения.

  • Джон Уотерхауз;
  • Россетти;
  • Джон Милле.

Реализм

Период — XIX-XX вв. Стремление к реалистичному изображению, наиболее точному и объективному.

  • Эдуард Мане;
  • Томас Икинс;
  • Гюстав Курбе.

Импрессионизм

Модерн

Стиль, образованный в Англии в конце XIX века. В искусстве появляется практичность и минимализм, отсутствует углы и резкие линии. Используется металл и бетон. Направление появилось в связи с развитием городской промышленности и прикладных искусств.

Яркие представители: Густав Климт, Оуэн Джонс.

Примитивизм

Направление зародилось в конце XIX в. Изображения специально упрощались, имели нарочито небрежный и размытый вид.

  • Марк Шагал;
  • Анри Руссо;
  • Павел Леонов.

Фовизм

Авангардное направление, зародившееся в начале XX века. Форма и пространство обобщены. Отсутствуют светотень и перспектива.

Художники: Анри Матисс, Андре Дерен.

Кубизм

Направление появилось во Франции в начале XX века. Объект изображался трехмерным и разлагался на несколько фрагментов. На полотне он смотрелся как бы с разных ракурсов.

Представители: Пабло Пикассо, Фернан Леже.

Экспрессионизм

Спецификой экспрессионизма выступает акцент на эмоциях с целью психологического воздействия на зрителя. Стиль стал популярен в начале XX столетия в Германии и Австрии.

В жанре экспрессионизм работали: Эдвард Мунк, Эмиль Нольле.

Ар-деко

Период — 1925-1935 гг. Ар-деко — это геометрические линии, четкость линий, яркость поверхности. В дизайне используются:

  • стекла и зеркала;
  • кожа;
  • слоновая кость;
  • бронза.
  • белый и черный цвет;
  • оттенки шоколада;
  • тона драгоценностей.

Сюрреализм

20-е года XX столетия — наше время. Это аллюзии, абсурд, парадоксы, сновидения, алогичность и сочетание несочетаемых элементов. Ярким примером служат работы Сальвадора Дали и Рене Магритта.

Роль художественной культуры в развитии общества

Культура выполняет важную функцию и выступает связующим звеном и средством хранения и передачи опыта. Она способствует формированию человека, благодаря чему индивид формируется в личность и социализируется в общество.

Социализация — процесс освоения знаний, умений, языка, установок и правил своего народа и социальной группы.

Уровень культуры связан с:

  • творческим потенциалом человека;
  • его эрудицией и кругозором;
  • глубиной понимания искусства;
  • уровнем владения своим и другим языком;
  • деликатностью;
  • тактичностью;
  • нравственностью и т.д.

Культура объединяет человечество, помогает интегрироваться человеку в определенное общество. Однако здесь есть и отрицательные последствия: культура в отдельных случаях разъединяет группы людей и общности, что может привести к конфликтам и культурным противостояниям. В этом проявляется ее дезинтегрирующая функция.

Культура оказывает регулирующую функцию в поведении человека в школе, семье, на работе и т.д. При нарушении установленных запретов и установок применяют санкции, поддерживаемые общественным мнением и разными формами принуждения.

В художественной культуре представлен огромный социальный опыт поколений, содержащий богатые знания о мире. В результате их освоения образуются благоприятные условия для интеллектуального развития общества.

Знаковая система, выраженная во владении языком, выступает способом общения. Литература является важным средством для освоения национальной культуры. Также особые виды языка необходимы при познании музыкальных произведений, театральных постановок, живописи.

Культура формирует у человека систему ценностей и жизненных ориентиров, способствует интеллектуальному, духовному и нравственному прогрессу. Она представляет собой многообразную и динамично развивающуюся систему. Это живой организм, который постоянно движется и видоизменяется. Культура была и остается неотъемлемой частью народностей и общества в целом, а также социальных институтов и каждой конкретной личности отдельно.

Поп-арт

Искусство потребления

Неслучайно поп-арт появился в Америке именно в это время. Следуя духу времени , новые художники презрели все стандарты современной американской живописи , опиравшиеся на абстракции как отображение универсальных истин и глубоких личных переживаний.

А как у них?

Одной из самых знаковых работ британского поп-арта считается знаменитый коллаж

Коллаж (от фр. collage - наклеивание) – метод, применяемый в изобразительном искусстве и заключающийся в создании аппликации из различных фрагментов, разных по цвету и фактуре. Данным термином также обозначают работу, выполненную в этой технике. Первыми её привнесли в изобразительное искусство футуристы и кубисты, в частности, Пабло Пикассо и Жорж Брак. Они совмещали на холстах обрывки ткани, фотографий и обоев. Среди известных коллажистов - кинорежиссер Сергей Параджанов, который объединял фотографии, обрывки кружев, фарфор и высушенные растения.
Декораторский прием часто пробуют разнообразить живописными инструментами: кистью с краской или пером с тушью. Творческий жанр отличается пестротой и смелостью идей. Родственной техникой является ассамбляж, который подразумевает совмещение на одной поверхности разнообразных предметов и их частей. Большой популярностью сегодня пользуются фотоколлажи.

Поп-арт не стоит путать с массовой культурой. Авторы смотрели на масскульт как на объект, подобно тому, как портретист смотрит на модель или пейзажист — на лоно природы. Предмет масскульта, на который падал взгляд художника, трансформировался в нечто оригинальное: в арт-объект, преломлённый через художественный взгляд творца.

История стиля поп-арт

Пика своего расцвета это направление достигло в сердце потребительской цивилизации — Соединённых Штатах, но зародился стиль в Великобритании. В начале 1950-х годов эта страна ещё не оправилась от последствий Второй мировой войны и жила небогато. Бросая взгляд за океан, британцы испытывали противоречивые чувства.

С одной стороны, они критично и насмешливо воспринимали американский масскульт, поскольку в рекламе, кинематографе, комиксах низкопробного и кичевого было гораздо больше, чем сделанного со вкусом. С другой стороны, любуясь на журнальный глянец заокеанской жизни, жители Великобритании тоже хотели приобщиться к этому обществу беззаботного потребления и невольно его идеализировали.

Вот на этой почве и возникло в Британии новое художественное направление. Точкой отсчёта считается 1952 год, в Лондоне возникло творческое объединение Independent Group (IG).

В середине 1950-х годов в Британии появился и термин pop art (кто был первым, употребившим это название, вопрос спорный). Но официально это название было закреплено в 1962 году на симпозиуме в Нью-Йоркском музее современного искусства.

В США новый стиль обрёл силу и размах. В отличие от британских художников, воспринимавших заокеанский масскульт со стороны, их американские коллеги жили внутри общества потребления, а потому в своём творчестве, чтобы дистанцироваться от развитой рекламной индустрии, использовали более яркие, смелые, агрессивные эффекты.

Ключевые художники поп-арта:

Художественные и концептуальные особенности поп-арта

С художественной точки зрения этот стиль апеллировал к вещности, предметности — в противоположность другому популярному направлению, абстракционизму. Поп-арт был рождён в борьбе с творчеством абстракционистов и провозгласил возвращение к отображению на полотне конкретных предметов.

Некоторые мастера пошли ещё дальше. Они отражали в своих работах суть эпохи, включая её безликость, массовость, триумф супермаркетов.

Художественная призма, через которую преломлялись объекты, заинтересовавшие творцов, подразумевала:

При этом стилистические особенности работ теснейшим образом переплетаются с масскультом. Форма подчёркивала содержание. Художники намеренно:

Насмешка над обществом потребления или культ американской мечты?

Поскольку форма плаката и коллажа получила широкое распространение в поп-арте, искусствоведы называют представителей этого направления наследниками дадаизма. Но, если дадаисты были нигилистами и подчёркивали бессмысленность современного им мира, то философия поп-арта была намного шире и включала много аспектов:

  • и отрицание серьёзности абстрактного искусства;
  • и противопоставление ему более лёгкого взгляда на жизнь и культуру;
  • и сатиру на потребительский идеал;
  • и утверждение образов масскульта;
  • и вычленение смысловых артефактов эпохи.

Некоторые пункты противоречат друг другу, что объясняется и разным подходом художников, и сложностью феномена массовой культуры. Некоторые авторы относились к теме с иронией и юмором, другие — как Энди Уорхол — были вполне серьёзны.

Отсюда и неоднозначное отношение критиков. Многие видели в работах художников завуалированную рекламу, обвиняли в вульгарности и прославлении культа потребительства.

Не стоит отрицать того факта, что поп-арт способствовал утверждению американской мечты, легитимации общества потребления и соответствующего стиля жизни. В то же время, он заложил основы критики философии потребления, которая впоследствии будет набирать силу. Помимо того:

    ;
  • оказал влияние на развитие рекламы, вписав её (по крайней мере, частично) в область искусства;
  • сделал кич (трэш) полноценным художественным инструментом;
  • подготовил почву для концептуализма и постмодернизма.

На сайте VeryImportantLot в разделе аукционов нередко появляются работы этого направления. Участвуя в онлайновых аукционах, вы тоже можете приобрести для своей коллекции картины, ставшие частью культурного наследия планеты.

Читайте также: