Сообщение на тему архитектура руси 14 16 века

Обновлено: 04.07.2024

Характерными чертами развития живописи и архитектуры стали сле­дующие.

1. Архитектура. XIV-XVIвв. – двухвековой расцвет русской архитек­туры между двумя упадками: разорительным монгольским наше­ствием XIII в. и Смутным временем рубежа XVI-XVIIвв. Ведущими архитектурными школами в тот период были: новгородская и псков­ская в Северо-Западной Руси, владимирская в Северо-Восточной Руси (ее преемницей стала московская), но в целом происходит синтез, смешение архитектурных школ. Выделились две главные тенденции в развитии двух основных архитектурных направлений:

  • новые черты в церковно-храмовом зодчестве: начинается отход от господствовавшего ранее крестово-купольного стиля, одним из проявлений этого отхода стало возникновение шатрового стиля (например, построенные при Иване IV церковь Вознесе­ния в Коломенском и Покровский собор на Красной площади в Москве, более известный как собор Василия Блаженного, ко­торый был возведен в 1555-1561 гг. зодчим Бармой Постником 1 в честь взятия Казани);
  • широкое строительство каменных кремлей. Первой и круп­нейшей каменной городской крепостью в Северо-Восточной Руси стал Московский Кремль, который отстраивался из кам­ня дважды: в 1366-1368 гг. его стены (вместо построенных при Иване Калите дубовых) были возведены из белого камня, а в 1485-1499 гг. стены и башни Кремля были выстроены из обожженного красного кирпича (итальянскими мастерами

Пьетро Солари, Аристотелем Фиораванти, Марком Фрязином и др.). В конце XV – начале XVI в. те же итальянские архи­текторы обновили и частично создали внутренний ансамбль Московского Кремля, который включал в себя Успенский со­бор (Аристотель Фиораванти, 1475-1479 гг.) – главный храм Московского государства (место венчаний на царство и коро­наций), Архангельский собор (Алевиз Новый, или Алевиз Фря- зин, 1505-1508 гг.), построили Грановитую палату (Пьетро Солари и Марк Фрязин, 1487-1491 гг.), колокольню Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин). В конце XVI в. архитектор Федор Конь возвел белокаменные стены Белого города в Мос­кве и Смоленский кремль. В XVI в. крепости-кремли были построены также в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне и других городах.

В 1586 г. был создан замечательный шедевр русского оружейного дела: мастер московского Пушечного двора Андрей Чохов изготовил Царь- пушку калибром 890 мм.

Современные каркасные дома: в чем их основные достоинства и важные особенности?

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Архитектура Московского княжества 14-15 вв.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Особое значение для сложения искусства и архитектуры Московского княжества имели традиции Владимиро-Суздальской земли. Ещё в 1280-х гг. в Москве были сооружены 2 белокаменных собора - Дмитриевский и Благовещенский, которые в скором времени были разрушены (их остатки обнаружены в результате археологических раскопок). В начале 14 в. Москва была исключительно деревянным городом, и лишь в 1326 г. князь Иван Калита на месте Дмитриевского собора возвёл каменный Успенский собор. Образцом для этого храма послужил Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - Успенский собор также имел белокаменную резьбу, но был гораздо больше по размерам. Для защиты города Иван Калита расширил и укрепил деревянными стенами Кремль - детинец Москвы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Архитектура России в XIV-XVI вв.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Архитектура России в XIV-XVI вв.

Архитектура России в XIV-XVI вв.

Собор Спаса – Преображения в Твери.В конце XIII века на Руси возобновилось ка.

Собор Спаса – Преображения в Твери.
В конце XIII века на Руси возобновилось каменное строительство: В Твери по образу владимирского Успенского был построен собор Спаса-Преображения.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.Церковь Спаса была выс.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.
Церковь Спаса была выстроена в 1374 году, а в 1378 году расписана фресками. Храм был построен жителями Ильинской улицы.

Церковь Спаса является одним из наиболее выдающихся памятников новгородского.

Церковь Спаса является одним из наиболее выдающихся памятников новгородского зодчества ХIV века. По своему архитектурному облику она, вместе с выстроенной несколько раньше церковью Федора Стратилата, знаменовала завершение длительного процесса формирования нового направления в новгородском зодчестве, начавшегося еще в конце ХIII века.

Церковь Федора Стратилата на Ручье в Новгороде.Церковь заложена в 1360 году.

Церковь Федора Стратилата на Ручье в Новгороде.
Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича. Строительство закончено в течение года. Храм представляет из себя классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.

Изборская крепость.Дошедшая до наших дней крепость на Жеравьей горе в Изборс.

Изборская крепость.
Дошедшая до наших дней крепость на Жеравьей горе в Изборске относится к XIV в. и находится в относительно приемлемом состоянии — сохранились все стены и башни.

Реконструирована только одна башня — Луковка, которая используется как смотро.

Реконструирована только одна башня — Луковка, которая используется как смотровая площадка. Остальные башни представляют собой голые стены. Кромки стен поросли травой.
Названия прочих башен: Талавская (Плоскушка), Вышка, Рябиновка, Темнушка, Колокольная. Площадь территории, огороженной крепостными стенами, составляет 2,4 га, общая протяженность каменных стен доходит до 850 метров, толщина стен до 3 метров. Консервационные и реставрационные работы ведутся с 1962 г. (архитектор Сусленников Юрий Васильевич).
В стенах крепости стоит Никольский собор, построенный в XIV в.

Успенский собор Московского Кремля.Успенский собор Московского Кремля, распол.

Успенский собор Московского Кремля.
Успенский собор Московского Кремля, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.

Архангельский собор Московского Кремля.Собо́р свято́го Архистрати́га Михаи́ла.

Архангельский собор Московского Кремля.
Собо́р свято́го Архистрати́га Михаи́ла в Кремле , расположенный на Соборной площади .Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном.

Гранатовитая палата Московского Кремля.Гранови́тая пала́та — памятник архитек.

Гранатовитая палата Московского Кремля.
Гранови́тая пала́та — памятник архитектуры в Московском Кремле. Построена в 1487 — 1491 году по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

Храм вознесения в селе Коломенском под Москвой.Выдающимся памятником шатровой.

Храм вознесения в селе Коломенском под Москвой.
Выдающимся памятником шатровой архитектуры стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного наследника – будущего Ивана Грозного.

Собор Василия Блаженного в Москве.Вершиной русского зодчества по праву считае.

Собор Василия Блаженного в Москве.
Вершиной русского зодчества по праву считается возведённый в 1555-1560 годах в непосредственной близости от Кремля Собор Василия Блаженного. Он был построен в честь взятия русскими войсками Казани. Этот удивительный по своей красоте храм стоили русские мастера Барма и Постник.

Оружейная палата.Оружейная палата Московского Кремля была построена в 150.

Оружейная палата.
Оружейная палата Московского Кремля была построена в 1508 году. До нашего времени дошло много первоклассных образцов, делающих честь русскому оружейному мастерству. На территории Кремля размещалась Конюшенная казна,

Оружейная башня.Между Боровицкой и Комендантской башнями со стороны.

Оружейная башня.
Между Боровицкой и Комендантской башнями со стороны нынешнего Александровского сада расположена Оружейная башня. Она была выстроена в 1493-1495 годах. Ее высота - 32,65 метра.

Все строительство периода XIII-XVI в. отмечено освоением русской архите.

Все строительство периода XIII-XVI в. отмечено освоением русской
архитектурой высокого ремесла ренесанса. Нужно сказать, однако, что это
влияние не поглотило национальных форм русской архитектуры, оно лишь усовершенствовало, обогатило их, усилила их конструктивную и архитектурную логику и способствовала возрождению на Руси высокой строительной техники. Лучшим памятником этой эпохи можно считать Московский Кремль, сохранивший при всех последующих изменениях свою исторически сложившуюся пространственную композицию. Треугольник стен с соборной и дворцовой группой зданий в центре, увенчанный вертикалью столпа, прошел все стадии постепенного развития со времени Ивана Калиты до наших дней. Поэтому Московский Кремль является глубоко национальным русским произведением, несмотря на широкое привлечение иноземных зодчих в роли исполнителей различных частей этого замечательного ансамбля.

Процесс развития древнерусской архитектуры, как и всей культуры древней Руси, был в значительной степени заторможен монголо-татарским нашествием. Сокращались и без того нарушенные вследствие раздробленности связи и контакты между мастерами строительного дела из различных регионов Руси, приходили в упадок княжеские дворы и монастыри – традиционные центры культурной жизни, волей или неволей уходили в Орду строители и иконописцы. Шоковое состояние продолжалось примерно полвека. Но уже в конце 13 века на окраинах Северо-Западной Руси началось возрождение русского зодчества.
До наших дней сохранились отстроенные в 14 веке приходские и домашние храмы Новгорода и Пскова.

Файлы: 1 файл

Архитектура Руси в 13-16 в.docx

Процесс развития древнерусской архитектуры, как и всей культуры древней Руси, был в значительной степени заторможен монголо- татарским нашествием. Сокращались и без того нарушенные вследствие раздробленности связи и контакты между мастерами строительного дела из различных регионов Руси, приходили в упадок княжеские дворы и монастыри – традиционные центры культурной жизни, волей или неволей уходили в Орду строители и иконописцы. Шоковое состояние продолжалось примерно полвека. Но уже в конце 13 века на окраинах Северо-Западной Руси началось возрождение русского зодчества.

До наших дней сохранились отстроенные в 14 веке приходские и домашние храмы Новгорода и Пскова.

Вершиной и эталоном архитектуры данного периода является церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. Также стоит отметить церковь Спаса Преображения на Ильине улице, знаменитую тем, что в ней одной сохранились фрески кисти Феофана Грека.

Псковская архитектура очень близка к новгородской, тем не менее в зданиях Пскова появилось немало специфических черт. Одним из лучших храмов Пскова периода расцвета стала церковь Сергия с Залужья (1582—1588). Также известны церковь Николы со Усохи (1371), Василия на Горке (1413), Успенья на Пароменье со звонницей (1521), Кузьмы и Демьяна с Примостья (1463).

По мере возвышения Москвы, возрастания ее претензий не первенствующую роль среди русских земель к ней переходила и роль законодательницы мод в сфере светского и храмового зодчества. Уже в 30-40-е годы 14 века в Москву начали стекаться зодчие, каменных дел мастера, иконописцы, идеями и руками которых была отстроена белокаменная Москва. 14 век в истории московского зодчества отмечен возведением не дошедших до нашего времени первых каменных стен Кремля, Успенского и Архангельского соборов. Московское зодчество развивалось в русле традиций владимиро-суздальской школы. Во второй половине 14 начале 15 вв. сложился тип четырехстолпного одноглавого храма. Характерная особенность этих храмов – широкая расстановка подкупольных столпов, позволяющая значительно расширить диаметр главы, усилить освещенность интерьера, увеличить размеры иконостаса.

Успенский собор на Городке в Звенигороде — один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов данного периода. Это небольшой крестово- купольный четырехстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды, западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальных прясла, завершенных закомарами. Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени

Во 2-ой половине 15 века по мере возвышения Москвы строительство в городе и его окрестностях приобретало еще больший размах. Московские государи приглашали для работы по обустройству города иноземных, преимущественно итальянских, мастеров. Под руководством итальянских мастеров, принесших в русскую архитектуру элементы, характерные для итальянского Возрождения, был заново отстроен Московский Кремль. Подъем московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III. В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был построен Московский Успенский собор. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. В 1505—1509 годах под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового был построен близкий к Успенскому Архангельский собор. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496).

В конце 15 начале 16 вв. в московской архитектуре появился тип бесстолпных храмов с крещатыми сводами, позволявшими освободить интерьер храма от опорных. 16 век вошел в историю архитектуры появлением башнеобразных шатровых храмов. Самым известным памятником архитектуры данного периода является Храм Василия Блаженного, строительство которого продолжалось в 1554—1560 годах. Храм Василия Блаженного, или Покровский Собор, был построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани, автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Памятник является одним из самых узнаваемых символов Москвы и России.

Элементы готики в облике этих храмов позволяют предположить участие в их сооружении европейских архитекторов, использовавших некоторые приемы старой европейской культуры, приемлемые для православного сознания. Шатер в этих храмах, видимо, воспринимался современниками как вытянутая глава, а его устремление вверх – как символ связи земного и горнего миров. Покровский собор, представляющий собой прихотливую комбинацию центрального шатрового храма, четырех небольших бесстолпных с кокошниками и четырех бесстолпных башнеобразных храмов и производящий впечатление небольшого храма-города. Несмотря на развитие каменной шатровой архитектуры, продолжают возводиться и храмы старого типа.

Читайте также: