Сообщение на тему архитектура эпохи просвещения

Обновлено: 02.07.2024

Идеи просветителей, связанные с распространением знаний, пропагандой науки, освобождением от предрассудков, обожествлением природы, призывами к простоте и естественности, соответствовали эстетике классицизма. В области архитектуры и декоративно-прикладного искусства вновь возродились классические традиции и классические формы. В живописи стало модным все, связанное с жизнью и бытом древних римлян, тем более что в 1748 г. начались раскопки Помпеи, а тридцатиле­тием раньше были открыты под пеплом Везувия развалины города Геркуланума.

Отличительной особенностью архитектуры неоклассицизма XVIII в. во Фран­ции стал отказ от античных классических норм. Уже не соотношение несущих (цо­коля, колонн) и несомых (антаблемента, фронтона) частей - альфы и омеги антич­ного классического здания являлось основой архитектурной композиции. Во главу угла теперь ставилась функциональная задача - создание большого внутреннего пространства, соответствующим образом декорируемого.

В архитектуре утвердился классический тип симметричной крестово-куполь-ной базилики. По образцу собора св. Петра в Риме архитекторЖакЖерми Суффло (1713-1780) возвел в Париже собор св. Женевъевы, построенный на месте старин­ной церкви, где были захоронены останки легендарной покровительницы Пари­жа. С 1791 г. по ассоциации с римским обычаем церковь была превращена в усыпальницу великих людей Франции и получила название Пантеон. Здание представляет собой в плане греческий крест, в центре которого возвышается ку­пол, опирающийся на четыре столба. Фасад воспроизводит древнеримский портик, украшенный фронтоном. Купол с фонарем покоится на высоком барабане, окру­женном колоннадой, над которой расположен еще один, аттиковый пояс - вид ба­рабана, созданный Ардуэном Мансаром для церкви Инвалидов. Именно этот ва­риант неоклассицизма надолго определил развитие церковной архитектуры не только во Франции, но и во всей Европе (собор св. Павла в Лондоне, Исаакиевский собор в Петербурге).




Собор св. Женевьевы (Пантеон). Арх. Ж. Ж. Суффло. Париж

Другим типом зданий той эпохи стала церковь св. Маг­далины, строительство ко­торой началось в 1764 г. Несмотря на христианские мо­тивы обильного декорума, со­оружение напоминает больше языческий храм, являясь воп­лощением античной простоты и целесообразности.


Малый Трианон. Арх. Ж. А. Габриэль. Версаль


Площадь Согласия. Арх. Ж. А. Габриэль. Париж

На смену асимметрии и усложненности рококо в декоре все шире использовались античные мотивы: факелы, колчаны со стрелами, рога изобилия, грифоны, сфин­ксы. У кресел стали делать круглые спинки и ножки в виде звериных лап. Господ­ствовавшими цветами оставались все пастельные тона с преобладанием белого и золотого.

То же сочетание просторных плоскостей и округлых форм было положено в ос­нову проекта знаменитой площади Согласия в Париже. И по масштабу, и по за­мыслу эта площадь явилась гениальным творением, перешагнувшим свое время, и даже столетия спустя она органично вписывается в непрерывно меняющийся план Парижа. С обеих сторон площади Габриэль оставил зеленые массивы Елисей-ских полей и парка Тюильри, ничем не заслонив мягкие естественные линии ланд­шафта. Третья сторона нашла природную границу в набережной Сены. И лишь на четвертой архитектор поместил здания, но не замкнутой стеной, а двумя корпу­сами, в просвете между которыми открывается вид в глубину на церковь св. Маг­далины, созвучную боковым ризалитам корпусов. Так родилась площадь нового типа, со всех сторон наполненная движением: в нее вливаются улицы, парковые аллеи, мост, переброшенный через Сену, и сама Сена. Совсем небольшая по своим размерам, она кажется огромной из-за широкой раскрытости пространства и из-за глубины панорам, открывающихся с нее и включающих в ее ансамбль даже отда­ленные здания.

Под влиянием нравоучительства французских просветителей и примитивизма их эстетических оценок классицистические тенденции постепенно выродились в сентиментализм.

Сентиментализм не требовал особого стилистического оформления, посколь­ку обращен был к личному и утверждал самоценность внутреннего мира челове­ка, его интимные переживания.



Ж.Л. Давид. Клятва Горациев. Лувр. Парцж

К концу XVIII в. французская буржуазия превратилась в могучую силу, способ­ную оказывать решающее влияние практически на все стороны общественной жиз­ни. В области культуры она также выработала собственный вкус и эстетические



нормы, противопоставляя скром­ные добродетели, полезные для нации, легкомыслию паразитиче­ской и расточительной аристо­кратии. Новые ценности - чувство ответственности, готовность вы­полнить гражданский долг, спо­собность на искренние и вер­ные чувства, скромность - были созвучны духу римской антич­ности.

Ж.Л. Давид. Спальня императрицы Жозефины. Мальмезон

В искусство, таким образом, пришел новый герой - римский республиканец, для которого гражданский долг превыше все­го и который во имя исполнения

его готов принести в жертву и себя, и своих близких. Воплощенный Давидом в Го-рациях идеал политического деятеля и борца стал художественной религией эпо­хи. И он как нельзя лучше соответствовал представлениям и настроениям того по­коления, которому предстояло совершить революцию.

Выдающийся художник, Давид был, пожалуй, единственным живописцем, роль Которого так велика в создании не только стиля в искусстве, но и стиля жизни Целой исторической эпохи. Давид диктовал моду в одежде, прическе, манере по­ведения. Но при этом он был величайшим эклектиком в силу того, что всю жизнь

приспосабливал классицистические формы для выражения самых разных, быстро меняющихся актуальных идей. Его огромные полотна, истинно классические по духу, реалистичны по композиции и трактовке сюжета, романтичны по настрое­нию и ампирны по художественным амбициям,

Европейская культура эпохи Просвещения, формирование архитектурного стиля барокко. Реализация градостроительных проектов в стиле классицизма. Изобразительное искусство эпохи Просвещения в России, распространение монументально-декоративной пластики.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.05.2018
Размер файла 30,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Российский государственный университет правосудия

Факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы

Кафедра общеобразовательных дисциплин

Выполнила: студентка 1 курса группы 102

Научный руководитель: ст. преподаватель

Оглавление

Глава 1. Архитектура эпохи просвещения

1.1 Архитектура эпохи Просвещения в Европе

1.2 Барочная архитектура

1.3 Стиль классицизм в архитектуре

1.4 Архитектура эпохи Просвещения в России

Глава 2. Изобразительное искусство эпохи просвещения

2.1 Изобразительное искусство эпохи Просвещения в Европе

2.2 Изобразительное искусство эпохи Просвещения в России

Список используемой литературы

Введение

Актуальность. Движение Просвещения было общеевропейским, но зародилось и стало наиболее действенным именно во Франции, где новая идеология, новая мораль и новая эстетика в конце концов привели к разрушительным последствиям Великой французской революции.

А что касается России, то в России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от западного Просвещения, состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно. В особенности русское дворянство сопротивлялось нападкам на крепостничество. Тем не менее, восстание Пугачева и Великая французская революция и в России породили иллюзии предстоящих политических перемен и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие общества. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов.

Цель исследования: Изучить архитектуру и изобразительное искусство эпохи просвещения.

Предмет исследования: Архитектура и изобразительное искусство эпохи просвещения.

Глава 1. Архитектура эпохи просвещения

1.1 Архитектура эпохи Просвещения в Европе

Европейская культура эпохи Просвещения подарила нам два великих стиля, посредством которых происходило самовыражение основополагающих идей того времени. Этими великими направлениями были барокко и классицизм. Их объединяет то, что базой, на которой они появились, был ренессанс. Но при этом оба стиля получили совершенно разную образную и идейную основы. Как барокко, так и классицизм оказали сильнейшее влияние на различные области культуры - литературу, живопись, архитектуру, музыку, театр.

1.2 Барочная архитектура

Переход от Возрождения к барокко был обусловлен глубоким религиозным и духовным кризисом, охватившим континент в результате Реформации. Италия того времени была слабой и раздробленной, а ее знать, в первую очередь религиозная, не имела достаточно средств для строительства новых дворцов. Возникшее в то время движение, известное как Контрреформация стремилось восстановить могущество римской католической церкви. За недостатком средств, особое внимание архитекторы переключили на богатое декорирование существующих храмов.

1.3 Стиль классицизм в архитектуре

Классицистическая архитектура олицетворяется греческим фасадом с треугольным фронтоном, либо портиком с колоннами. Корпус здания блокообразный, расчленяется пилястрами и карнизами. Колонны не только украшают стены, но также несут нагрузку системы балок. Декор умеренный, без барочной пышности. Везде господствует симметрия. В стиле классицизма в Европе были реализованы массовые градостроительные проекты того времени. Их девизом было - масштабное строительство без шедевров; целью - строить здания разной функциональности, а не только храмы и дворцы; подходом - рациональность и лаконизм.

1.4 Архитектура эпохи Просвещения в России

Эпоха Просвещения в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями - барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение 18 века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.

Несмотря на то, что смерть Петра I была большой утратой для государства, она уже не оказала существенного влияния на развитие градостроительства и архитектуры того периода. Русские архитекторы, работающие в Петербурге под началом иностранцев, перенимали их опыт, вернулись на родину и те, кто был отправлен на обучение за границу. Страна на тот момент обладала сильными кадрами. Ведущими русскими архитекторами того периода являлись Еропкин, Усов, Коробов, Земцов, Мичурин, Бланк и другие.

Стиль характерный этому периоду называется рококо и является сочетанием барокко и зарождающегося классицизма. В нем проявляется галантность, уверенность. Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени. В строительстве зданий еще отмечается пышность и помпезность барокко, а также начинают проявляться строгие и простые черты классицизма.

Этот период, совпавший с правлением дочери Петра - Елизаветы, отмечен творчеством Растрелли-сына. Воспитанный на русской культуре, в своих работах он демонстрировал не только блеск и роскошь дворцовой архитектуры, но и понимание русского характера, русской натуры. Его проекты вместе с творчеством современников Квасова, Чевакинского, Ухтомского органично вписались в историю русского зодчества 18 века. С легкой руки Растрелли купольные композиции стали появляться не только в столице, но и в других российских городах, постепенно заменив собой шпилеобразные. Парадность и размах его дворцовых ансамблей не знает аналогов в русской истории. Но при всем признании и роскоши искусство Растрелли и его современников продержалось не долго, и на смену ему во второй половине 18 века приходит волна классицизма. В этот период создаются самые масштабные проекты -- новый генеральный план Петербурга и проект перепланировки Москвы.

В русской архитектуре в последнюю треть 18 века начинают проявляться черты нового направления, которое впоследствии назвали русским классицизмом. К концу века классицизм прочно закрепляется как основное направление искусства и архитектуры. Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. В отличие от строений в стиле барокко, заполнивших собой Петербург и его окрестности, классицизм наиболее проявил себя в московских постройках того времени. Среди многих, стоит отметить дом Пашкова, здание Сената, Царицынский комплекс, дом Голицына, дворец Разумовских, которые считаются наиболее яркими примерами проявления классицизма в архитектуре. В Петербурге в это время возводились Таврический дворец, Александро-Невская лавра, Мраморный дворец, Эрмитаж, Эрмитажный театр, Академия наук. Выдающимися архитекторами того времени по праву считают Казакова, Баженова, Ухтомского и многих других.

барокко классицизм изобразительный искусство

Глава 2. Изобразительное искусство эпохи просвещения

2.1 Изобразительное искусство эпохи Просвещения в Европе

Не случайно XVII век (век эпохи Просвещения в Европе) называют иногда веком живописи. Именно в этот период были созданы непревзойденные шедевры европейской живописи -- достаточно вспомнить полотна Рембрандта и Веласкеса, Хальса и Рубенса, Пуссена и Караваджо. Главное в этом небывалом расцвете искусства -- немыслимое ранее расширение возможностей живописи, активное отношение к действительности, глубина психологического проникновения во внутренний мир человека.

Одна из основных тем искусства XVII века -- человек, становление его характера в борьбе, которая знала и высочайшие взлеты, и поражения. В ней человек познавал свои силы и выявлял свои лучшие качества. Эта центральная проблема решалась в разных видах искусства, но, прежде всего -- в литературе и живописи.

В ХVII веке огромное значение приобретает проблема художественного стиля. Если на предшествующих этапах развития искусства стиль мог существовать благодаря своей стабильности и отточенности на протяжении чрезвычайно длительного времени, то теперь, в пределах одного столетия, рождаются и сосуществуют несколько стилей. Так, в ХVII веке одновременно возникли и параллельно развивались два ведущих стиля эпохи -- барокко и классицизм. Тот факт, что в ряде стран барокко получило большее распространение, чем классицизм, господствовавший главным образом во Франции, объясняется особенностями исторического развития этих стран, но отнюдь не, классицизма по сравнению с барокко. Больше того -- необычайная широта охвата жизненных явлений, остававшихся до того за пределами искусства, а также многообразие новых художественных средств уже не позволяли выразить все художественное содержание эпохи в рамках только двух стилей. Впервые в истории возникают художественные явления, которые не могут быть отнесены ни к одному из двух главных стилистических направлений и которые образуют, как ее иногда называют, внестилевую линию.

Стиль барокко, возникший в начале ХVII века, в отличие от классицизма не имел своей развернутой эстетической теории. До сих пор неясно даже значение этого слова, которое стало употребляться в ХVIII веке. Для искусства барокко, стремящегося к созданию большого стиля, было характерно представление о мире как о некоем космическом единстве, о могучей стихии, объединяющей небо и землю, богов и людей и находящейся в непрестанном движении и изменении. Композиции барочных полотен пронизаны повышенной динамикой. Все формы находятся в бурном движении, человеческие эмоции всегда приподняты, а страсти подчас граничит эффектом. Живописи барокко присуща известная театральность.

Что касается, классицизма, то этот стиль отдавал предпочтение пластике и линейно-графическому началу. Отношение классицизма к цвету и живописности прекрасно выражено кратким определением Пуссена, звучащим как афоризм: . краски в живописи -- словно приманка.

2.2 Изобразительное искусство эпохи Просвещения в России

XVIII век - важная веха в развитии русской культуры. Реформы Петра I затронули все слои общества и все стороны жизни российского государства. Городские и загородные царские резиденции, дворцы знати стали украшаться круглой станковой скульптурой, декоративной пластикой и портретными бюстами. Не дожидаясь, пока сформирует кадры отечественная школа, Петр повелел покупать за границей античные статуи и произведения современной скульптуры. Русские юноши отправлялись в Европу учиться искусству скульптуры.

Вначале XVIII в. особенное распространение получила монументально-декоративная пластика. В это время часто встречается горельеф, причем такой, в котором допускала сильный отрыв пластических объемов от фона. В тех же случаях, когда мастера создавали барельеф, они охотно пользовались типом так называемого живописного рельефа, в котором, как в картинах, чередуются планы, передается перспективное сокращение предметов, используются элементы пейзажа. Наиболее плоскостно решаются чисто орнаментальные композиции.

Своеобразным разделом скульптуры, в частности декоративной пластики, является резьба деревянных иконостасов, надпрестольных сеней и т.п. Особенно примечательны произведения Ивана Петровича Зарудного, занимавшегося, кроме того, живописью и архитектурой.

С достижениями в области декоративной пластики намечаются серьезные успехи в развитии скульптурной миниатюры. В 40-х годах благодаря стараниям видного русского ученого Д.И.Виноградова - друга М.В.Ломоносова - в Петербурге основывается фарфоровый завод, третий в Европе по времени возникновения. В 1766г. открывается частный завод Гарднера в Вербилках под Москвой. Эти заводы наряду с посудой, табакерками и другими бытовыми предметами выпускали также привлекающие изяществом произведения мелкой пластики.

Широкие возможности применения своих сил и способностей привлекали в Россию большое количество иностранцев-художников, скульпторов, архитекторов и т.д. Немало прекрасных зарубежных мастеров вошли в историю русского искусства, участвуя в художественной жизни России и занимаясь здесь педагогической деятельностью.

Вторая половина XVIII в. - период высоко подъема скульптуры. Развиваются все ее основные виды: рельеф, статуя, портретный бюст, наряду с монументально-декоративными становятся излюбленными и станковые произведения.

В русской провинции скульптура по своему составу и особенностям отличалась от пластики Петербурга и Москвы. В поместьях аристократии лишь изредка встречались произведения знаменитых столичных мастеров. Основная масса работ принадлежала местным скульпторам, преимущественно резчикам по дереву, и, как правило, имела явно декоративный характер (архитектурные детали, резьба иконостасов).

Большой интерес и эстетическую ценность представляют памятники изобразительного фольклора. Это пластически решенные предметы домашнего обихода русского крестьянства (резные деревянные изделия, керамика, игрушка и т.д.)

XVIII в. - это время расцвета портретной живописи. Художественная линия русского портрета сохранила свою самобытность, но одновременно воспринимала лучшие западные традиции.

Конец XVIII в. отмечен появлением больших произведений русской академической живописи. Формируется одна из богатейших художественных коллекций мира - Эрмитаж. В его основе частное собрание картин западноевропейских мастеров (с 1764г.) Екатерины II. Открыт для публики в 1852г.

Для русской культуры XVIII в. стал периодом развития светского искусства, этапом накопления творческих сил. Отечественная живопись не только не уступала европейской, но и достигла вершин. Полотна великих портретистов - Рокотова, Левицкого, Боровиковского - ярко обозначили достижения на этом пути, повлияли на дальнейший плодотворный рост русской художественной школы.

Заключение

Театр в Англии Публика театров XVIII в. стала куда более демократичной. В партере устанавливались простые скамьи для горожан. Раек заполняли слуги, студенты и мелкий ремесленный люд. Во время спектаклей зрители вели себя весьма активно, оживленно реагируя на то, что показывалось на сцене. Так, в Англии театр эпохи Просвещения критиковал пороки нарождавшегося буржуазного строя.

Процесс демократизации общества в эпоху Просвещения вызвал к жизни новый драматургический жанр - мещанскую драму, создателями которой во Франции были Д. Дидро, М. Ж. Седен, Л. С. Мерсъе. Мещанская драма ознаменовала собой победу просветительского реализма, приближение тематики произведений драматургии к повседневной действительности. Основным содержанием нового жанра была критика пороков дворянского общества, противопоставление им идеалов третьего сословия. Однако, наделяя своего положительного героя - буржуа - высокими гражданскими и моральными добродетелями, драматурги-просветители вносили в свои произв. Черты идилличности и дидактизма. Французский художник Жан Батист Грез тоже последовательно использовал искусство как средство нравственного воспитания человека. Все жанровые композиции живописца не без основания кажутся современному зрителю скучными, а его живопись назидательной. В известных работах “Паралитик”, “Балованное дитя”, “Посещение священника” главное внимание Грез уделяет подробному повествованию, из которого обязательно должна следовать мораль.

Иначе выглядит Просвещение Англии. Не один из европейских стилей не существовал в искусстве этой страны в чистом виде, поскольку все они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие страны. Поэтому черты барокко (стиль в европейском искусстве конца 16 - середины 18вв.) и классицизма могли оригинально переплетаться в творчестве одного зодчего или художника. Для английского искусства характерно большое внимание к эмоциональной жизни человека, постоянный поиск средств, которые могли бы выразить сложный и изменчивый мир чувств и ощущений. Все это нашло блестящее воплощение в портретной живописи. Другая, не менее важная черта английской художественной культуры - обостренное внимание к проблемам этики и морали. Одним из ведущих в живописи стал бытовой жанр, приобретший яркую сатирическую окраску. Очень важным для английских просветителей было ощущение самобытности национальной культуры: оно вызвало желание идти во всем своим путем, и опыт европейской живописи часто воспринимался критически

Список используемой литературы

1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: ЮНИТИ, 2000. -- 600 с.

2. Евсина Н.А. Русская архитектура в эпоху Екатерины II./Евсина Н.А. --М.: Наука, 1994. --223 с.

3. Замятин Д. Н. Культура и пространство: моделирование географических образов./ Замятин Д. Н. --М.: Знак, 2006. 488 с.

4. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты./ Хоркхаймер М., Адорно Т. --М.; СПб.: Медиум, Ювента, 1997. 54 c.

Подобные документы

Ознакомление с культурным наследием XVIII столетия. Рассмотрение главных ценностей эпохи Просвещения. Особенности Просвещения в странах Европы. Стилевые и жанровые особенности искусства. Век великих открытий и великих заблуждений; культ природы.

курсовая работа [382,3 K], добавлен 09.08.2014

Западноевропейская культура эпохи Просвещения. Главные ценности эпохи Просвещения. Особенности Просвещения в странах Европы. Английское и Шотландское Просвещение . Французское Просвещение. Просвещение в Германии. Русское Просвещение. Живопись, скульптура.

реферат [60,7 K], добавлен 23.11.2008

Понятие эпохи Просвещения. Ее характерные особенности в экономической, социально-политической и духовной сферах. Культура эпохи просвещения, ее представители в литературе (Дени Дидро, Дж. Свифт, Д. Дефо). Сады и парки как ее воплощение в архитектуре.

презентация [5,8 M], добавлен 07.06.2011

Франция как гегемон духовной жизни Европы XVIII века. Хронологические и территориальные рамки эпохи Просвещения. Эволюция философских идей просветителей и их воплощение в изобразительном искусстве. Влияние Просвещения на развитие театрального искусства.

курсовая работа [52,6 K], добавлен 31.03.2013

Характерные черты эпохи Просвещения, отличительные черты ее развития в Англии, Франции и Германии. Философская мысль Просвещения. Стилевые и жанровые особенности архитектуры, живописи, музыки, литературы данного отрезка времени, его яркие представители.

XVIII век - время начала эпохи Просвещения, последовавшей за научной революцией. В то время ученые, философы и светлые умы человечества отстаивали концепцию равенства, прогресса, боролись против суеверий и слепой веры в чудеса. Эпоха продлится до начала XIX века и обогатит архитектуру великолепными и неординарными строениями. В этот период развивались и совместно сосуществовали следующие стили:

  • барокко, период закончился в конце XVIII века;
  • рококо, расцвет пришелся на XVIII век;
  • классицизма, период продлился по XIX век включительно;
  • модерн, зародился в XIX веке;
  • романтизм, продлится до начала XIX века.

В архитектуре этого периода возродились классические традиции. После раскопок Помпеи и развалин Геркуланума стало востребовано все связанное с Древним Римом. Увлечения античностью способствовало укоренению в зодчестве лаконичности; четкости линий, форм; логичности. При строительстве зданий часто подражали античности, украшая их колоннами, пилястрами, арками, создавая новый неповторимый стиль.

Архитектура эпохи Просвещения ориентирована на идею противостояния изнеженному аристократическому рококо.

В архитектуре эпохи нашли отражение духовные ценности прогрессивных людей того времени, основанные на принципах свободы, долга, государственности, родственные античным.

Экспрессивный, мистический стиль Барокко в градостроительстве проявился монументальностью. При возведении фасадов нередко используется особый прием, когда часть стены выдвигается вперед, а другая часть напротив вглубь, что приводит к чередованию выпуклых и вогнутых фрагментов. Отличительной чертой стиля стало чрезмерное украшательство, когда стены буквально исчезают под лепниной, колоннами и зеркалами.

Барокко и классицизм объединились в великолепном ансамбле Версаля. Отличительными особенностями барокко выступили приверженность ансамблю, цельное восприятие мироздания. (собор Св. Петра в Ватикане, рисунок 1).

Рисунок 1. Собор Св. Петра в Риме.

Стиль рококо формировался под влиянием аристократии и объединил в себе, парадоксальность, легкомысленность, наслаждение жизнью, изысканность, затейливость, высокохудожественность. Архитектура периода легкая, игривая, не заботится о сочетании частей сооружения, а произвольно ими распоряжается, уклоняясь от строгой симметричности.

При формировании классицизм испытывал на себе влияние античности и Ренессанса, главенствующее значение в этой архитектуре обрели уравновешенность, логика, четкость форм. Поздний классицизм обретет черты парадности и пышности (ампир).

Возникший в конце эпохи стиль романтизм, вместо простоты и упорядоченности классицизма, предложил сложные силуэты, свободу планировочных решений, при которой симметрия теряет свое господствующее значение.

Она несла информацию, о сущности и предназначении объекта, иногда достигая при этом гротескных форм. Содержанием послания служили детали сооружений. Так, массивные колонны здания банка, должны были транслировать информацию о солидности учреждения, а ферму предполагалось построить в виде головы коровы.

Один из значимых, но нереализованных проектов архитектора - Кенотаф Ньютона. Мавзолей основоположника натурфилософии изображен на проекте, как абсолютная сфера. Стены здания перфорированы и днем солнечный свет, должен был по задумке Булле рисовать на стенах изнутри звездное небо.

Рисунок 2. Проект кенотафа Ньютона Этьена Луи Булле.

Грандиозные замыслы Булле с легкостью оживали на бумаге, но были обречены на забвение, поскольку в то время не существовало соответствующих им материалов и технологий.

Клод Никола Леду (1736-1806) реализовал некоторые свои проекты, в отличие от Булле. В 1785 году он приступит к проектированию трехметровой стены вокруг Парижа и воздвиг 50 таможенных застав. В настоящее время сохранились четыре из них. Проект не был завершен, и работа подверглась критике современников. В 1804 году Леду опубликует проект города Шо, где представит на суд публике идеальное по его мнению поселение будущего. Талантливый гуманист стремился доказать в своих трудах, что архитектура обязана просвещать и воспитывать

Архитектура эпохи Просвещения в России

Зарубежный опыт серьезно повлиял на русскую архитектуру того периода. Возникший под влиянием барокко и маньеризма новый нарышкинский стиль стал связующим звеном между византийской архитектурой и будущим петровским барокко. Название направления архитектуры связано с боярским родом Нарышкиных, однако он применялся в то время повсеместно. Узоры, ордера, декоративные мотивы делают этот стиль узнаваемым. Для него характерна двойственность, так одно строение ансамбля может быть высоким, устремленным ввысь, другие миниатюрные, со множеством деталей.

Окончательный разрыв с византийской традицией произойдет при строительстве Санкт-Петербурга. Город с самого начала возводился в стиле петровского барокко. Отличительные особенности стиля это простота, практичность, плоскостной декор. Петровское барокко не чужеродно по своему духу, сквозь заимствования в нём проступают глубоко национальные черты. На строительстве города работало много иноземных мастеров, так Доменико Трезини стал его первым архитектором. Наряду с этим были задействованы русские талантливые архитекторы, например Иван Зарудный. Есть работы, сделанные по эскизам Петра.

Русское барокко елизаветинской эпохи поднимет русскую архитектуру на новую высоту.

В то время появятся новые выдающиеся русские архитекторы (Д. Ухтомский, С. Чевакинский). Из Европы пригласят иностранных мастеров, среди которых Антонио Ринальди. Знаковые и выдающиеся творения принадлежат Растрелли, подарившему нам Зимний и Петергофский дворцы, Смольный монастырь, а также другие здания города и окрестностей.

Самобытное елизаветинское барокко формируется при непосредственном участии одаренных московских архитекторов и выдающихся зодчих - С.И. Чевакинского, А.В. Квасова. Елизаветинское барокко мало затронуло русскую глубинку, оставшись в большей степени столичным стилем.

Основные архитектурные стили эпохи Просвещения

Зарождение и развитие архитектуры Просвещения относится к XVIII-XIX столетиям. Для данного периода в архитектуре характерны следующие направления: модерн, барокко, ампир, классицизм, романтизм, рококо.

В этот период преобладала тема античности, поскольку предпочтение отдавалось лаконичным, правильным, четким линиям и формам, пропагандировалась разумность и логичность. Это все характерно для направления классицизма. Архитектурные формы дворцов и общественных зданий пестрели пилястрами, арками, колоннами, подражая древним античным формам.

Невзирая на тот факт, что такой стиль был открыт задолго до этого периода греками и римлянами, архитекторы Просвещения делали попытки подчинить данный стиль под свои идеи равенства и свободы, справедливости и долга, такие близкие к принципам античности.

Архитектура Версаля наполнена классицизмом и барокко. Основной идеей является соответствие человечества природе, несоответствие данной норме всячески презиралось.

Отличительными чертами архитектуры барокко были идеи ансамблей, сочетающие различные искусства, с цельным восприятием картины и оптимизмом.


Период рококо начинает формироваться в 20-х годах XVIII века благодаря аристократам. Этот стиль сочетает одновременно фривольность, удовольствие, наслаждение, утонченность, изобретательность и высокую художественность.

Ярким представителем классицизма является архитектор Клод Никола Леду, объединивший в данном стиле античность с Ренессансом. Этот стиль насыщен логикой, рационализмом, четкими и простыми формами. Поздний классицизм характеризуется парадностью и помпезностью.

Романтизм, как новый идейный стиль, появляется в начале XIX столетия с крахом идеологии и эстетики Просвещения.

Такую информацию могли передавать элементы зданий, к примеру, колонны, несущие в себе надежность и солидность. Идеалами этого времени были свобода слова, просвещенность, развитие науки. Архитектурные идеи данной эпохи были сформированы под влиянием двух исторических событий: революцией в Америке 1776 года и революцией во Франции 1789 года. Революционные идеи в обществе формировались против рококо аристократии, которая занимала тогда главную позицию в обществе.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Известными представителями данного вида архитектуры являются Этьен Луи Булле и Клод Никола Леду.

Самым знаменитым бумажным проектом автора считается погребальное сооружение Кенотаф Ньютон. Основной мыслью данного проекта была форма сферы, как форма земного шара. Одновременно данная форма напоминала об упавшем на голову Ньютона яблоке, и открытии закона всемирного тяготения. Но данное архитектурное творение так и осталось на бумаге.

Творения архитектора самых всевозможных форм не были реализованы на практике, поскольку в тот период развития строительства их было очень сложно воспроизвести. Его идеи были достаточно грандиозны, но вместе с тем непрактичны.


Леду в своих творениях закладывал идею архитектуры, несущей воспитание и просвещение общества. Леду идеализировал мир, как с точки зрения архитектора, так и с точки зрения философа.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Архитектура России в эпоху Просвещения

Архитектура России эпохи Просвещения формировалась под веяниями Запада. Западноевропейское барокко легло в основу русско-византийского стиля в архитектуре, выраженного в нарышкинском стиле зданий Москвы. Этот стиль был назван в честь семьи Нарышкиных, из которой вышла мать Петра I, Нарышкина Наталья. Ярким архитектурным строением данного периода является церковь Покрова в Филях, построенная в конце XVII столетия и сохранившаяся до сегодняшнего дня.

Окончательный отказ от византийской архитектуры наблюдается при построении Санкт-Петербурга – новой столицы Петра I. Этот город возводился в стиле петровского барокко. Яркие архитектурные строения этого стиля – Петропавловский собор и усыпальница Романовых.

Первый архитектор Санкт-Петербурга – итальянец Доменико Трезини. Вместе с нашими мастерами, одним из которых был Иван Зарудный, они возводили архитектуру Петербурга. Сам Петр I создавал эскизы некоторых зданий этого города.

В эпоху правления дочери Петра I Елизаветы барокко в России находит свое максимальное развитие в работах русских мастеров Саввы Чевакинского и Дмитрия Ухтомского.

Одновременно с нашими мастерами творят и европейские специалисты. Одним из ярких представителей является Антонио Ринальди. Ярчайшие архитектурные творения были созданы архитектором Растрелли, это Зимний дворец, Петергоф, Строгановский дворец, Смольный монастырь и очень много других произведений архитектуры.

Читайте также: