Сообщение на тему ален бомбар путешествие в одиночку

Обновлено: 05.07.2024

За бортом по своей воле

Бомбар в предисловии к своей книге писал, что ежегодно при кораблекрушениях в море погибает около 200 000 человек, причем четвертая часть из них не тонет вместе с кораблем, а умирает в спасательных шлюпках или на плотах. Девяносто процентов из них погибают в течение первых трех дней с момента катастрофы, когда ещё не может быть и речи о смерти от голода или жажды. По мнению Бомбара, смерть наступает чаще всего по причинам психологического, а не физиологического порядка. Люди умирают не от голода или жажды, а от страха. Он считал, что спасение потерпевшим кораблекрушение может принести вера в свои силы и в возможность продержаться на море даже в том случае, когда нет достаточного количества пищи или питьевой воды.

Где потерпевший крушение может раздобыть пищу, если её нет на спасательном плоту или в шлюпке, если её не доставит пролетающий самолет или спасательное судно, уведомленное о катастрофе?

Ответ Бомбара предельно прост — пищу надо взять у моря. Рыба и планктон содержат все элементы, необходимые для нормального функционирования организма. Морская вода не вызовет серьезных осложнений, если пить её небольшими дозами и, главное, до того, как наступит обезвоживание организма.

Для подтверждения справедливости своей концепции Бомбар решил провести несколько пробных рейсов на небольшом надувном спасательном плоту, надеясь, что это явится лучшим доказательством правильности его теории. Завершающим экспериментом, который повлиял бы на моряков сильнее любых научных доводов, должен стать океанский рейс без каких-либо запасов продовольствия по трассе колумбовских каравелл: Испания — Канарские острова — Антильские острова.

Как выяснилось позднее, несмотря на благожелательное отношение к Бомбару в лаборатории Океанографического музея в Монако, никто не принял всерьез исследований молодого врача.

После полуторамесячного пребывания в Лас-Пальмасе, прерванного, правда, полетом в Париж, чтобы увидеть только что появившуюся на свет дочь, Бомбар 19 октября снова вышел в океан, сопровождаемый флотилией яхт и моторных лодок.

25 октября одинокий моряк с помощью самодельного гарпуна поймал первую после выхода из порта рыбу — корифену. Из рыбьей кости Бомбар сделал превосходный крючок для удочки (эксперимент должен был показать, что можно самому сделать удочку).

Трасса Алена Бомбара.

1 — Монако; 2 — Балеарские острова; 3 — Гибралтарский пролив; 4 — Касабланка; 5 — Канарские острова; 6 — острова Зеленого Мыса; 7 — остров Барбадос.

День рождения Бомбара совпал с началом второй недели плавания. Судьба послала моряку подарок — птицу, которая проглотила наживку на удочке. Мясо птицы моряк съел сырым.

28 октября произошло хотя и не грозное, но чреватое серьезными последствиями событие: сломался браслет ручных часов, и Бомбар прикрепил их булавкой к своему свитеру. К сожалению, часы были с автоматическим заводом, а поскольку Бомбар сидел в лодке почти без движения, они остановились, и моряк не мог определяться. Войдя в роль человека, потерпевшего кораблекрушение, Бомбар установил для себя твердый распорядок дня. Он вставал и ложился с солнцем. Утром он собирал попадавших в лодку летучих рыб, съедал их и занимался ловлей рыбы на удочку. Потом осматривал лодку, проверяя, не протерлась ли резина. Далее — получасовая гимнастика, чтобы поддержать силу мышц и гибкость движений, и сбор планктона, чтобы обеспечить себя витаминами. В полдень — определение координат, в 14 часов — измерение кровяного давления, температуры и т. п. и метеорологические наблюдения. Затем отдых — слушание музыки по радио и чтение. Перед заходом солнца — вечерний медосмотр, подведение итогов дня, записи в дневнике.

Вначале Бомбара удручала теснота, когда невозможно придать телу удобное положение в лодке, но постепенно он к этому привык.

29 октября Бомбар впервые, по его же словам, начинает осознавать в полной мере всю рискованность положения, в котором он оказался. Предоставленный на волю ветров и волн, он движется, вернее, дрейфует, потерянный, беспомощный, одинокий.

Проходят дни. На теле моряка появляется какое-то раздражение, но в целях соблюдения условий эксперимента он решает прибегнуть к лекарствам лишь в случае крайней необходимости.

Миновало одиннадцать дней. Бомбар весьма оптимистично полагает, что его рейс продлится ещё двадцать три дня (в действительности он продолжался пятьдесят четыре дня). Двое суток спустя, ошибочно считая, что лодка уже достигла 20° северной широты, мореплаватель берёт курс на запад. Этот курс он будет выдерживать почти до конца путешествия. По мере удаления от суши всё меньше встречается птиц и рыбы. И всё же достаточно двух часов в день, чтобы добыть необходимое количество пищи.

Океан буквально не дает одинокому моряку перевести дух. В течение двенадцати часов возле лодки снует меч-рыба, угрожая проткнуть тонкую резиновую оболочку. Новые ливневые дожди буквально затопляют лодку, но в то же время позволяют создать запас пресной воды на целый месяц.

Вздымающиеся океанские волны внушают страх, что лодка может опрокинуться. Бомбар никак не может уснуть. Усталость приводит к депрессии. Постоянные визиты меч-рыбы усиливают нервное напряжение. Даже появление птиц, вызывающее напрасные надежды на появление земли, нервирует моряка.

С середины ноября душевная депрессия углубляется. Заливаемый дождями и соленой водой, терзаемый волнами, с распухшим языком и телом, покрытым язвами, лишенный на длительное время солнца и не знающий хотя бы приблизительно своего местоположения, Бомбар всё больше тоскует о земле, ошибочно полагая, что окончание путешествия близко.

Моряк слабеет и худеет, усиливаются боли. Возможно, что от смерти Бомбара спасло незнание того, что он находится вблизи островов Зеленого Мыса и что перед ним еще почти 2000 миль пути по пустынному океану. Он уверен, что до Антильских островов всего около восьми дней пути.

Обвязавшись концом и ныряя, Бомбар осмотрел дно лодки, которое оказалось не в лучшем состоянии и обросло водорослями и ракушками. Особенно мореплаватель опасается за швы в перегородках надувных камер.

Вводит в заблуждение почерпнутая из книг информация по вопросам биологии, гидрологии и метеорологии. Близкий к отчаянию человек начинает жалеть, что решился на столь рискованный эксперимент. Одиночество становится невыносимым.

Первым порывом было намерение отказаться от продолжения эксперимента, тем более что капитан корабля предложил забрать его вместе с лодкой. Но приходят мысли: прекращение рейса снизит ценность результатов. И Бомбар принимает трудное, героическое решение плыть дальше.

После душа и очень скромного завтрака (потом до конца его жизни оппоненты будут укорять его этим завтраком, как будто один завтрак на шестьдесят пять дней рейса мог иметь какое-то значение!) Бомбар покинул корабль и спустился в свою лодку.

Он рассчитывал, что его рейс продлится ещё дней двадцать. Воспрянув духом, зная свои координаты, поставив точное время, получив новые батареи для радиоприемника, моряк поплыл дальше. Съеденный завтрак, хотя и не вызвал неприятных последствий, но вернул ощущение острого голода. Каждый раз, съедая кусок сырой рыбы, он вспоминал стол на корабле, уставленный всевозможными яствами.

Двенадцать дней спустя после встречи с кораблем Бомбар зажег бенгальский огонь и ему удалось задержать другое судно. Он просит уведомить Барбадос и Мартинику о приближении лодки. Координаты, определенные Бомбаром, на этот раз оказались правильными.

Наступили дни отдыха. Но Бомбару не терпится вернуться на родину. Вскоре самолет доставил его во Францию, где его встретили так, как он того заслужил.

За шестьдесят пять дней океанского рейса Бомбар потерял в весе 25 килограммов, и у него развилась сильная анемия, но он всё же выдержал испытание и доказал справедливость своих научных положений. Правда, в результате исследований, проведенных в последующие годы, рекомендация Бомбара для потерпевших кораблекрушение пить морскую воду отклонена, но остальные положения и рекомендации Бомбара не потеряли своего значения и способствуют спасению многих человеческих жизней.

Ален Бомбар еще во время учебы заинтересовался проблемами выживания в экстремальных условиях. Изучив множество рассказов людей, оставшихся в живых после кораблекрушений, Бомбар убедился, что многие из них выжили, перешагнув через медицинские и физиологические нормы, определенные учеными. Некоторые оставались в живых на плотах и шлюпках, в холоде и под палящим солнцем, в штормовом океане, с крохотным запасом воды и пищи на пятый, десятый и даже пятидесятый день после катастрофы. Как врач, хорошо знающий резервы человеческого организма, Ален Бомбар был уверен в том, что многие люди, вынужденные расстаться с комфортом корабля в результате трагедии и спасаться на любых подручных средствах, погибли задолго до того, как их покинули физические силы. Их убило отчаяние. И такая смерть настигала не только случайных в море людей – пассажиров, но и привычных к морю профессиональных моряков.

Осуществить задуманный эксперимент было не так легко. Бомбар около года готовился к плаванию и теоретически, и психологически. Для начала он изучил множество материалов о кораблекрушениях, их причинах, спасательных средствах разных типов судов и их оснащении. Затем стал проводить на себе опыты, питаясь тем, что может быть доступно потерпевшему кораблекрушение. Полгода, с октября 1951 года, Бомбар провел в лабораториях Океанографического музея в Монако, исследуя химический состав морской воды, виды планктона, строение разнообразных рыб, которые могут встретиться в океане. Эти исследования показали, что от 50 до 80% веса рыбы составляет вода, при этом пресная, а плоть морских рыб содержит меньше различных солей, чем мясо сухопутных млекопитающих. Именно соком, выжатым из тела рыб, можно удовлетворить потребность в пресной воде. Соленую морскую воду, как показали его опыты, можно пить в небольших количествах, чтобы не допустить обезвоживания организма, в течение пяти дней. Планктон же, состоящий из мельчайших микроорганизмов и водорослей, как известно, является единственной пищей для самых крупных морских млекопитающих – китов, что доказывает его высокую питательность.

Ни удочек, ни сетей, кроме планктонной, Бомбар не брал принципиально, как и положено потерпевшему кораблекрушение. Он соорудил гарпун, привязав к концу весла нож с загнутым кончиком. Этим гарпуном добыл первую рыбину – корифену-дораду. А уже из ее костей сделал первые рыболовные крючки. Хотя биологи пугали доктора перед отплытием, что вдали от берегов он не сможет поймать ничего, оказалось, что рыбы в открытом океане очень много. Она было непуглива, буквально сопровождала лодку во все время плавания. Особенно много было летучих рыб, которые в ночное время натыкались на парус и падали в лодку, и каждое утро Бомбар находил от пяти до пятнадцати штук. Кроме рыбы, ел Бомбар и планктон, который, по его словам, на вкус немного напоминает крилевую пасту, но имеет неприглядный вид. Изредка попадались на крючок птицы, которых он тоже ел сырыми, выбрасывая лишь кожу и жир. За время плавания около недели доктор пил морскую воду, а в остальное время – выжатый из рыбы сок. Пресную воду удавалось собирать в небольшом количестве в виде конденсата на тенте после прохладных ночей. И только в ноябре, после сильного тропического ливня, удалось сразу собрать около 15 литров пресной воды.

27 октября 1924, Париж — 19 июля 2005, Тулон


Благие намерения

Почему эти люди погибли, находясь всего в сотне метров от суши? Почему им не помогли спасательные жилеты? Как тогда возможны истории знаменитых путешественников, которые могут неделями искать спасения в открытом море без пропитания? И это при том, что, согласно статистике, ежегодно умирают до 50 тысяч человек, уже находящихся в спасательных шлюпках.




Ален Бомбар и французский актер Жан Маре в надувной лодке на озере в Париже, 1953 год

Фото: Jean Jacques Levy / AP

Эти вопросы беспокоили молодого врача и стали отправной точкой для авантюры, изменившей его жизнь. Он предположил, что в кризисной ситуации человек способен выйти за грани физиологических рамок, которые медики определили как допустимые для выживания.

Тогда Ален Бомбар решил смоделировать ситуацию, максимально приближенную к кораблекрушению, и на собственном опыте доказать, что возможностей нашего организма хватит на длительное трансатлантическое плавание в экстремальных условиях.

Подготовка

Экспедиции предшествовала тщательная подготовка. Бомбар месяцами занимался лабораторными исследованиями в Океанографическом музее Монако, изучал химический состав морской воды, физиологию разнообразных рыб и виды планктона. Он выяснил, что большинство морских обитателей на 80 процентов состоят из пресной воды, так что выжатым из их тела соком можно утолить жажду. Также для питья в небольших количествах подходит морская вода.

Отдельной эпопеей в подготовке стало продумывание конструкции плота. Переговоры с инженером постоянно откладывались, в расчеты приходилось вносить многочисленные правки. Изготовление продлилось несколько недель. В итоге для плавания соорудили лодку с закругленным носом, длиной четыре с половиной метра, шириной — почти два.

Для начала мужчины решили организовать пробное плавание из Монако на Майорку, однако спустя две недели эксперимента Палмер отказался принимать дальнейшее участие в экспедиции. До конца так и неясно, что остановило бывшего яхтсмена. Что бы это ни было, страх за свою жизнь или нежелание славы, но в назначенный день отплытия он так и не явился. Бомбар отправился в океан в одиночку.



Фото: Charles Hewitt / Picture Post / Hulton Archive / Getty

Посреди океана

Утром 19 октября 1952 года Бомбар покинул столицу Канарских островов Лас-Пальмас. На торжественном отплытии его провожали жена с новорожденной дочерью.

Здесь не было ничего общего со Средиземным морем, этим часто посещаемым людьми цивилизованным озером, воды которого бороздят многочисленные суда. Покинув испытательную площадку Средиземного моря, я плыл теперь по бескрайнему океану

Помимо непогоды сохранности надувного плота угрожали морские обитатели. Резину могла запросто проткнуть рыба-меч, а как-то ночью неизвестное существо отгрызло часть тента. Однажды путешественнику пришлось отмахиваться веслом от акулы, так и норовившей вцепиться в него зубами. Еще более опасными оказались ракушки, которые гнездились на клееных швах лодки и стремительно прорастали, что неизбежно вело к разрыву резины. Понимая, что даже самая маленькая поломка может привести к концу не только его эксперимента, но и жизни, каждый день француз выделял час на осмотр и починку шлюпки.

На борту плота царила строгая дисциплина. Осознавая, что тянущееся бесконечно время стирает грань адекватного восприятия реальности, Бомбар придерживался заранее продуманных ритуалов: сверялся с системой навигации, отслеживал свое состояние, добывал пищу и читал книги. Он понимал: когда весь мир сужается до размеров лодки, в которой невозможно встать в полный рост, единственный способ не сойти с ума — упорядочить свой день.

Диета

Бомбар из принципа не взял с собой удочки и сети, а обходился подручными материалами и соорудил импровизированный гарпун из ножа и весла, для крючков использовал кости первой добытой рыбы. Поначалу ему не везло с рыбалкой — в прибрежных водах водится в основном всякая мелочь, которую довольно трудно поймать.

Но, отплыв дальше в открытый океан, мужчина поразился обилию абсолютно непугливой рыбы, которая легко клевала и была вполне съедобна в сыром виде. По утрам путешественник собирал урожай: за ночь на крохотный борт шлюпки выбрасывалось от пяти до 15 летучих рыб. Лучшие из них были лакомством на завтрак, остальные отправлялись в запас.

Фото: Charles Hewitt / Picture Post / Hulton Archive / Getty

Ловил он и птиц, поедая их сырыми и обгладывая кости и хрящи. В новый рацион также вошел планктон, который, по мнению Бомбара, был способен уберечь от цинги. Взятая с собой коробка с аварийным запасом так и осталась нераскрытой.

Через некоторое время француз изучил повадки всех животных, которые встречались на его пути. Черная птичка качурка-буревестник обычно садилась с правой стороны кормы, а стайка из шести дорад всегда плыла рядом, но настороже — как бы не быть пойманной.

Проблемная высадка

Спустя месяц в открытом океане обессилевший Бомбар начал замечать признаки долгожданной земли: то по ветру пролетал лист с дерева, то паутинка, то бабочка! До суши оставалось всего несколько десятков миль, которые плот не мог преодолеть из-за штиля. Однако земля не спешила показываться, и мучительное ожидание растянулось на недели. Пусть и нескоро, но чудо случилось. Француз заметил землю на горизонте и поплыл навстречу спасению, однако высадиться сразу у него не вышло.

Ален Бомбар

Ален Бомбар родился в 1924 г. в Париже, работал врачом. Получив некоторый навык плаваний вместе с друзьями в Средиземном море, Бомбар решился на беспрецедентный эксперимент над собой: решил проплыть на маленьком спасательном надувном боте через Атлантический океан, чтобы проверить возможности человеческого организма.

Но как врачу и биологу Бомбару было важнее решить проблему голода и жажды: ведь на всем протяжении своего пути через Атлантику он будет лишен сторонней помощи. Прежде всего его страшила цинга, которая вызывается резким нарушением обмена веществ вследствие недостатка витамина С, содержащегося в свежих фруктах, зелени, овощах и в растениях. Цинга была очень опасной болезнью, которой так страшились мореплаватели в старину. Чтобы избежать ее, Бомбар решил последовать примеру… китов, которые питаются планктоном, находя в нем все необходимые элементы. Оказалось, что это было правильным решением. Кроме того, можно было ловить рыбу.

Ален Бомбар после возвращения и отдыха

Наконец, Бомбар вступил на берег. Теперь его организму предстояло долгое восстановление. Он похудел на 25 кг, был обессилен и обезвожен, страдал расстройством желудка и анемией. Но он остался жив!

Читайте также: