Сообщение на тему активные процессы в области произношения и ударения

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ковалёва М.Ш., Фролова А.М., Яхно М.Д.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ковалёва М.Ш., Фролова А.М., Яхно М.Д.

Вариативность словесного ударения в глаголах прошедшего времени, кратких причастиях и кратких прилагательных

Семантическая структура внутренней формы простого предложения в киргизском языке и его лексическая манифестация

Новые участки вариантности языковых единиц и становление нормы современного русского литературного языка

6. Исходным падежом (Кыздан жазылган катты алды, Чабармандан айттырып жибердик эле сага);

7. Сочетанием слов в именительном падеже со словами тарабынан, аркылуу(Маалымат биз аркылуу жетти, Жумуш окуучулар тарабынан бYткврYлДY, Чогулгандар тарабынан бYTYм чыгарылган);

8. Вводными сочетаниями (КвргвндврдYн свЗY боюнча иш андай эмес экен, Асандын айтканына Караганда окуя мындай болуптур).

Субъектное значение, выраженное такими грамматическими формами, полностью сохраняется и при изменении вышеприведенных примеров. Например: Биз иштеп жатабыз, Мен квр^м келди, Мен отурайын, Мен бYГYн кубандым, Алар оор жоготууга учурады, Алар жоготту, Кыз жазган кат, Чабарман айтты, Маалыматты биз жеткиздик, Чогулгандар бYTYм чыгарды, Квргвндвр айтты, Асан айтты жана башка.

Следовательно, возникает необходимость определения класса лексических единиц или лексико-семантических классов, которые могут быть непосредственно связаны с лексическим наполнением структурной схемы простого предложения, с заменой компонентов подходящими по смыслу лексемами, с реализацией этих структурных схем. Так как каждая лексическая единица - лексема в синтаксической модели может сочетаться только с лексемами, с которыми связана семантическими отношениями, создает только определенный тип семантической структуры. Это показывает системность лексики. При лексическом выражении компонентов структурной схемы отсутствует ассистемность, существует только четкая их организованность. Наполнение абстрактной структурной схемы лексемами осуществляется на основе их взаимной семантической сочетаемости, семантической избирательности. "Заполнение компонентных мест структурной схемы регулируется семантическим согласованием слов и семантической избирательностью, что исключает нелепости типа "Громоздкий воз чепухи вьехал во французскую литературу" (М.Булгаков. Жизнь Молвера.13)" [1].

Абсолютная структурная схема простого предложения рассматривается как постоянный элемент структуры предложения, а его заполнение лексическими единицами - лексемами - как непостоянные, изменчивые элементы.

Список использованной литературы:

1. Б.А.Абрамов. О понятии семантической избирательности слова- Инвариантные синтаксические значения и структура предложения. М.1969.

2. А.В.Бондарко, В.И. Кодухов. О новой модели описания грамматического строя русского языка.- Вопросы языкознания. 1971, №6.

4. В.Н. Ярцева. Взаимодействие грамматики и лексики в системе языка. - Исследования по общей теории грамматики. М.1968.с.9-10.

© Ибрагимова Т.Г., 2016

М. Ш. Ковалёва, ассистент ОрГМУ, г. Оренбург, РФ А.М. Фролова, ассистент ОрГМУ, г. Оренбург, РФ М.Д. Яхно, ассистент ОрГМУ, г. Оренбург, РФ

АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБЛАСТИ СЛОВЕСНОГО УДАРЕНИЯ

целью уточнения нормативных фонетических, акцентологических и грамматических вариантов. Даже самые современные словари не успевают отражать все новшества, появляющиеся в языке, поэтому основные тенденции можно проследить лишь при изучении звучащей речи в сопоставлении с вариантами, зафиксированными в различных лексикографических источниках. В данной статье рассматриваются изменения, происходящие в современном русском языке в области словесного ударения.

В исследовании были использованы методы наблюдения, сплошной выборки, сопоставительного анализа, дистрибутивный, компонентный и структурный метод.

Результатом исследования можно признать классификацию основных тенденций изменения нормы русского словесного ударения в исконных и заимствованных словах, что, безусловно, представляет интерес для лексикографов и исследователей с целью фиксировать современное состояние языка и, возможно, прогнозировать его развитие.

Ударение, акцентология, звучащая речь, норма языка.

В основе коммуникации лежит языковая система. Она детерминирует норму, языковое чутье, вкус и даже речевую моду. В то же время эта система сама испытывает воздействие под влиянием многих экстралингвистических факторов.

Причинами акцентных изменений являются столкновения законов традиции и аналогии, т. е. внутрисистемные изменения. Выравниванию системы ударений подвержены некоторые глагольные формы, где сталкиваются книжная традиция и живое употребление. Например, достаточно устойчивой оказывается форма женского рода прошедшего времени глагола; сравним: зва'тъ - зваЛ, зваЛо, зваЛи, но: звала'; рва'тъ

- рва'л ,рваЛо, рваЛи, но: рвала'; спа'тъ - спаЛ, спаЛо, спаЛи, но: спала'; ожи'тъ - о'жил, о'жило, о'жили, но: ожила'. Естественно, что нарушение традиции коснулось именно формы женского рода (зваЛа, рваЛа, спаЛа и т.п.), которое пока не допускается в литературном языке, но распространено в живом употреблении.

Много колебаний в ударении наблюдается в терминологической лексике, где также часто сталкивается традиция (как правило, это по происхождению латинские и греческие термины) и практика употребления в русских контекстах. Аналогия в этом классе слов оказалась в высшей степени продуктивной, а разночтения

Таким образом, носителям языка трудно определиться в выборе правильного варианта произношения, когда орфоэпические словари рекомендуют противоположные варианты: например, бу'нгаЛо и бунгаЛо и только бу'нгаЛо, марке'тинг и маркетинг, ноутбу'к и но'утбук. «Акцентные варианты способны передавать функционально-стилистические и семантические нюансы, однако, преувеличивать значение этих

2. Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов.-М.: Логос, 2003.-304с.

3. Горбачевич, К.С. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник / Под ред. К.С. Горбачевича.-Л.: АН СССР, 1973.-248с.

4. Зализняк, А.А. Словоизменение: Грамматический словарь русского языка / Под ред. А.А. Зализняк.-М.: Аст-Пресс Книга, 2008.-365с.

© Ковалева М.Ш., Фролова А.М., Яхно М.Ш., 2016

к.ф.н., доцент кафедры русского языка для гуманитарных и естественных факультетов Санкт-Петербургский государственный университет

студент второго курса магистратуры филологического факультета Санкт-Петербургский государственный университет г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ВИДОВОЙ И ЛЕКСИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКИ ГЛАГОЛОВ СОЦИАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ

Статья продолжает рассмотрение актуальных проблем теории вида русского глагола [3,4] и посвящена выявлению закономерностей взаимодействия вида и лексической семантики русских глаголов социальной

Ударение - важное средство в образовании слов и форм слов, выполняющее в русском языке различные функции. Ударение - важное средство в образовании слов и форм слов, выполняющее в русском языке различные функции.

Оно является существенным признаком отдельного слова: каждое знаменательное слово характеризуется своим собственным ударением

С ударением связан общий звуковой облик слова, его фонетическое оформление: гласный под ударением звучит отчетливо и ясно, а остальные гласные в разной степени ослабляются, изменяются

Посредством ударения могут различаться внешне одинаковые словоформы: прóпасть (существительное) - пропáсть (глагол), вéрхом (по верху) - верхóм (о всаднике), мóю (глагол) - мою´ (прилагательное).

Ударение участвует в образовании слов и форм слов, обычно наряду с другими средствами (суффиксами, приставками, окончаниями, чередованием звуков в основе): стéны - стены´, рекá - рéку, бéрег - поберéжье.

Различием ударения в ряде случаев характеризуются стилистические и иные варианты слов и словоформ: нейтр. девица и нар.-поэт. дéвица, шпри´цы и проф. шприцы´, совр. окровáвленный и устар. окровавлéнный. перемещение ударения в случаях типа дéло - делá, прóжили - прожилá демонстрирует подвижность русского ударения. От подвижного ударения нужно отличать те случаи, когда отсутствуют условия для противопоставления неконечного и конечного ударения. Это имеет место тогда, когда основа или окончание слова не содержат слогового элемента, т. е. гласной, а также при нулевом окончании: зл-ой, тъм-а, тк-у; стол, цвёл (с нулевыми окончаниями). В таких словоформах ударение на основе или окончании вынужденное: возможности выбора нет. Таким образом, слова стол, бык, кот характеризуются неподвижным ударением на окончании во всех формах ед. и мн. ч. (столá, столу´…, столы´, столóв, столáм), кроме формы им. п. ед. ч., в которой ударна основа: стол, бык, кот. Но ударение в этой форме и не может падать на окончание, так как окончание здесь нулевое. Такое же вынужденное ударение на основе имеют: существительные в форме род. п. мн. ч.: мéсто, дéло - мест, дел (это формы с нулевым окончанием, в отличие от других падежных форм мн. ч. тех же слов: местá - делá, местáм - делáм, местáми - делáми); прилагательные и причастия в краткой форме муж. р.: хорóш, бóлен, заглушён (с нулевыми окончаниями в отличие от других кратких форм: хорошó, хорошá, хороши´ - больнá, больнó, больны´ - заглушен´, -нó, -ны´); глаголы в форме муж. р. ед. ч. прош. вр.: цвёл, рос (с нулевыми окончаниями в отличие от других форм прош. вр.: цвелá - рослá, цвелó - рослó, цвели´ - росли´) и некоторые формы других слов. Активные процессы в области ударения в СРЯ

Последнее время проблема русского ударения обостряется в связи с возрастающей ролью устной речи. Нормы нарушаются из-за того, СМИ настроены на живое непринуждённое общение и по причине расширения круга лиц, допускаемых к эфиру. Расшатывание литературных норм связано с тем, что в русский язык приходят много новых слов. Общей тенденцией считается стремление к ритмическому равновесию. Это заключается в смещении ударения к центру слова аккомпанировать

Колебание ударения в заимствованных словах объясняется степенью заимствования. Последние заимствования ещё не обжились и в большинстве случаев сохраняется ударение языка источника. Односложные слова (файл) имеют неподвижное ударение при склонении. При рассмотрении акцентных характеристик слова необходимо учитывать запасный выход, запасной игрок

Состояние СРЯ в акцентном отношении свидетельствует о живых процессах, происходящих в языке. Тенденции – смена традиционного ударения.

Последнее время проблема русского ударения обостряется в связи с возрастающей ролью устной речи. Нормы нарушаются из-за того, СМИ настроены на живое непринуждённое общение и по причине расширения круга лиц, допускаемых к эфиру. Расшатывание литературных норм связано с тем, что в русский язык приходят много новых слов. Общей тенденцией считается стремление к ритмическому равновесию. Это заключается в смещении ударения к центру слова аккомпанировать

Колебание ударения в заимствованных словах объясняется степенью заимствования. Последние заимствования ещё не обжились и в большинстве случаев сохраняется ударение языка источника. Односложные слова (файл) имеют неподвижное ударение при склонении. При рассмотрении акцентных характеристик слова необходимо учитывать запасный выход, запасной игрок

Состояние СРЯ в акцентном отношении свидетельствует о живых процессах, происходящих в языке. Тенденции – смена традиционного ударения.

2. Черты индивидуального стиля поэта, воплощенные в приведенном стихотворении Сергея Есенина.

3. Предложите старшеклассникам найти глаголы в тексте и произвести их морфологический разбор. Какие ответы будут правильными и полными? Сформированность какого (-их) умения (-ий) Вы проверяете? Поясните.

3. Морфологический разбор глагола включает выделение четырёх постоянных признаков (вид, возвратность, пере­ходность, спряжение) и пяти непостоянных (наклонение, время, лицо, число, род). Количество постоянных признаков глагола может быть увеличено за счёт включения таких признаков, как класс глагола, а также тип основы.

1) основ.ГЗ - действие

4 постоянные признаки: возвратность, невозвратность, вид, спряжение, переходность.

5. в форме наклонения, время (в изв.накл.), лица или рода в Прош.вр., числа.

6. синтаксическая функция.

Правильно, если ученик может обосновать каждый пункт разбора.

Проверка умений: находить и обосновывать глаголы в тексте., умение определять категории вида, возвратности, переходности. Умение определять спряжение. Не путать постоян.непостоян.признаки. умение определять наклонение. Умение определять род и число.

2. Специфика анализа лирического произведения в школе. Предложите 2-3 вопроса учащимся 11 класса на выявление эмоционального состояния лирического героя с учетом художественных средств его выражения. Сформулируйте тему урока, на котором Вы обратитесь к этому стихотворению в контексте изучения творчества поэта.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока № 10

Русский язык

Дата проведения

Активные процессы в области произношения и ударения.

Урок открытия новых знаний

формировать у обучающихся умение оценивать выразительность речи и видеть способы ее создания, обучать анализу фонетической организации речи, используя изобразительно-выразительные средства фонетики; закрепить орфоэпические навыки, работать над совершенствованием связной устной речи; воспитывать внимание к культуре речи.

Планируемый

Предметные результаты

Межпредметные результаты

Уметь разными способами объяснять лексическое значение слов, выполнять грамматические разборы.

Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;

Познавательные: Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Беседа, словарный диктант, тестирование, практические задания.

Учебник, печатные карточки

Подготовка учащихся к усвоению материала

мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее

1. Постановка проблемного вопроса урока. Подведение обучающихся к формулированию темы урока .)

- Вы никогда не задумывались над тем, почему лилию называют именно лилия, а не репей,например, или карагач? А действительно, почему? Случайно ли каждое слово звучит так, а не иначе? Есть ли какой-либо смысл в самих звуках слова, в его звуковом оформлении?

(Ответы обучающихся.)

- Издавна поэты и ученые пытались уловить связь между звучанием слова и его смыслом.

А нравится ли вам следующий диалог двух сестер:

- Едь ко мне. Не забудь полувер и цепочку. Поняла?

- Поняла, поняла. Жди. Буду где-то через час.

Что мы можем сказать об этих участниках диалога?

Итак, сегодня мы будем говорить о речевой культуре, тайне звуков, о выразительных средствах фонетики. Сформулируйте тему урока. (Запись числа и темы урока на доске и в тетрадях).

Изучение нового материала

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

2. Изучение нового материала.

1.) В чём особенности русского ударения? Стр. 49 читаем, делаем схему.

(Русское ударение свободное, подвижное, неподвижное. Логическое ударение.)

Трудно переоценить роль литературного произношения — одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание.

— В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению? — Обоснуйте постановку знаков препинания в данном тексте. Записать основную мысль.

— Какая наука изучает нормы произношения слов? (орфоэпия)

- К какому словарю можно обратиться в случае затруднения, связанного с произношением слова?

2.Орфоэпическая разминка (учитель произносит слова, учащиеся повторяют за ним). Некролог, жалюзи, столяр, обеспечение, ходатайство, квартал, вероисповедание, туфля, цепочка, баловать, астролог , свекла, договор, ракушка, красивее, кухонный, он звонит, августовский, эксперт, сироты.

(1 ученик на доске пишет эти слова, ставит ударения, читает их вслух).

В это время все выполняют работу на листах в парах:

Первичное закрепление знаний

новых знаний. Контроль и самоконтроль

3. Исследовательская работа.

Расставьте ударения в словах. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.

1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, во­допровод. (Правило: в словах, оканчивающиеся на -провод, ударение падает на последний слог: мусоропровод.)

2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог. (Правило: если существительное одушевленное, то ударение падает на середину слова: филолог, если неодушевленное — на -лог: каталог.)

3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота. (Правило: в существительных, образованных от гла­голов, ударение падает на -от-, образованных от прилага­тельных - на окончание. Ср.:ломота

Банты, шарфы, гербы, торты.

Некролог, неприязнь, мытарство, духовник.

Диалог, средствами, недуг, корысть.

Раздача листов со словариком-минимумом слов, предлагаемых в заданиях ЕГЭ. Дома: выписать по 15 слов, ударения в которых вам покажутся удивительными.

3. Существуют нормы произношения гласных и согласных звуков (лист). Их много, но многие вам уже и известны. Будем работать с ними постоянно. Посмотрите, найдите те, которые вам знакомы.

3. Вставьте пропущенные буквы, прочитайте правильно: Взаимооценивание Свит..р, спринт..р, компьют..р, инт..рьер, инт..рвью, аст..роид, т..нд..нция, к..за, жизн..обеспечение, про..ьба, праз..ник, мя..че, лё..кий, де..ский, яи..ница, коне..но, ду. гря..ка, Ильини..на, шин..ль.

2) В русском языке достаточно красок, чтобы изобразить любую картину; его огромный словарный запас позволяет передать сложную мысль. Нам остается только сохранить это богатство, научиться пользоваться им.

Основными достоинствами стилистически грамотной, совершенной устной и письменной литературной речи являются:

- правильность: соблюдение норм литературного языка;

- богатство и разнообразие:

-выразительность, образность, яркость:

- ясность, понятность, доступность:

Особое место занимает благозвучие. Речь может быть формально правильной, но этого мало - важна красота звучания. Каждый из нас, читая строки из какого-либо произведения, порой ловит себя на мысли, что автор необычайно образно и ярко сумел передать свои чувства. А помогают ему в этом приемы усиления фонетической стороны выразительности речи. К примеру, некоторые стихотворения поражают своей эмоциональностью, экспрессией, четкостью, торжественностью, другие будто льются волшебным потоком, переливающимся всеми звуками, которые придают строкам нежность, певучесть, красоту. И перед глазами сразу возникают удивительные картины. Настроение меняется, звуки завораживают, и хочется читать дальше и дальше. Но иногда определенные строки произведения, газеты или же журнала наводят нас на мысль: тут что-то не так…Звуки порой создают весьма неблагозвучное сочетание, что может испортить впечатление. Написанное должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо. Также и речь определенного оратора иногда вовсе не ласкает слух, а, напротив, отбивает всякий интерес слушать дальше. Фоностилистические ошибки менее заметны, чем орфографические, но не менее значимы.

Искусству благозвучия, как и любому другому, необходимо учиться. А для этого нам следует обратиться к тайнам звукописи…

1. Что создает красоту звучания речи.

Благозвучие - сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Все, что выходит за рамки благозвучия, производит впечатление какофонии (греч. какофония — дурное звучание).

Читаем из рабочего листа, зад. № 3

… Смысл слова – ещё не всё слово. Слово имеет звучание. Звучание есть второе (не) от..емл..мое свойство слова. Звучание каждого отдельно взятого слова не имеет художествен(?)ого зн..чения. Художествен(?)ое звучание возн..кает лиш(?) в соч..таниях слов. Соч..тания трудно произносимых слов трутся друг о друга толкаются и наступают на ноги – мало пр..годны для поэзии. Слова должны обн..мать и ласкать друг друга образов..вать живые г..рлянды и хороводы они должны петь трубить и плакать они должны перекл..кат(?)ся друг с другом словно влюблён(?)ые в лесу, подмиг..вать друг другу под..вать тайные знаки назначать св..дания и дуэли. Не знаю, можно ли научит(?)ся такому соч..танию слов. Обычно у поэта они получают(?)ся сами собой и поэт нач..нает замечать их лиш(?) после того как стихотворение написан(?)о.

Читайте также: