Сообщение на педсовете по теме внедрение фгос овз первый опыт проблемы перспективы

Обновлено: 29.06.2024

Педагогический совет на тему:

«Современные подходы к организации образовательного процесса в

- определение положительного опыта и актуальных проблем реализации ФГОС ОВЗ в образова-

- создание условий для становления готовности педагогов к реализации ФГОС ОВЗ.

Объективно оценить готовность образовательной организации к работе в режиме введе-

ния и реализации ФГОС ОВЗ.

Повышение уровня профессиональных знаний и компетенций педагогов по освоению

основных понятий и требований ФГОС ОВЗ.

Диссеминация опыта педагогов школы, работающих в условиях реализации ФГОС ОВЗ.

Повестка педсовета:

Введение ФГОС ОВЗ: первый опыт, проблемы, перспективы.

Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС ОВЗ.

Формирование жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью.

СИПР. Особенности разработки и реализации.

Осуществление специальной поддержки освоения АООП через реализацию Программы

ции требований ФГОС образования обучающихся с ОВЗ.

Решение педагогического совета.

Педагогический совет на тему:

«Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации

Решение педсовета:

2016-2017 учебный год показал, что школа готова к работе в режиме введения и реализации

ФГОС ОВЗ. План подготовки к введению специальных образовательных стандартов реализован

в полном объёме. Разработан план-график реализации ФГОС ОВЗ. Созданы необходимые кадро-

вые, материально-технические, организационно-методические, финансовые условия для реализа -

ции адаптированных образовательных программ, разработанных на основе ФГОС ОВЗ.

Получен первый опыт, положительные результаты, но также возникли и некоторые трудно -

сти, вопросы, требующие решения.

1. Администрации школы:

1.1. Осуществлять внутришкольный контроль над реализацией требований ФГОС ОВЗ в

2. Руководителям МО:

2.1. На заседаниях МО продолжить изучение нормативно-правовых документов, регламен-

тирующих организацию образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ОВЗ, с

целью повышения уровня профессиональных знаний и компетенций педагогов по освое-

нию понятий и требований новых стандартов.

2.2. Осуществлять диссеминацию опыта работы педагогов школы по организации образо-

вательного процесса в условиях реализации ФГОС ОВЗ.

3. Педагогическим работникам:

3.1. Руководствоваться в работе разработанными образовательной организацией адаптиро -

ванными образовательными программами.

ствии всех специалистов школы.

3.3. Увеличить количество внеаудиторных занятий по реализации направлений внеурочной

3.4. Мониторинг учебных достижений осуществлять согласно АООП.

4.1. Совместно с классными руководителями активизировать коррекционно-развивающую

работу с детьми, обучающимися на дому.

4.2. Внедрять в работу новые методики и инструментарий проведения диагностических ис-

Слайд 4. В целях полноценного включения в образовательное пространство всех детей

с ОВЗ, их социализации и развития жизненных компетенций в штатном режиме с 1 сентября

2016 года в образовательных организациях Российской Федерации введены ФГОС для детей с

В 2015-2016 учебном году мы активно включились в процесс подготовки к введению ФГОС

ОВЗ. Так, за учебный год был проведен ряд мероприятий для начала организации реализации

Работа по подготовке к введению ФГОС ОВЗ осуществлялась по следующему алгоритму:

создана рабочая группа по подготовке к введению ФГОС ОВЗ;

разработан план мероприятий (дорожная карта) по подготовке к введению ФГОС

разработан план методического сопровождения введения ФГОС ОВЗ;

разработано Положение о рабочей группе по подготовке к введению ФГОС ОВЗ;

разработана карта самооценки готовности образовательной организации к введению

проведён мониторинг готовности к введению ФГОС ОВЗ.

Подготовительная работа осуществлялась по следующим направлениям:

Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ОВЗ.

Организационно-содержательное обеспечение введения ФГОС ОВЗ.

Методическое сопровождение введения ФГОС ОВЗ.

Кадровое обеспечение введения ФГОС ОВЗ.

Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ОВЗ.

Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ОВЗ.

Информационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ.

В целях приведения нормативно-правовой базы в соответствие с требованиями ФГОС

ОВЗ проведена следующая работа:

1. Устав МБОУС(К)Ш № 18 приведён в соответствие с 273-ФЗ, внесены изменения в связи с

введением ФГОС ОВЗ.

2. Внесены изменения в Программу развития школы.

3. Внесены изменения в локальные акты ОО, разработаны новые локальные акты (информа-

ция на слайде):

Положение о порядке разработки, утверждения и структуре АООП НОО обучающихся с

Положение об учебном кабинете в соответствии с ФГОС О у/о и ФГОС НОО обучаю -

Положение о рабочей группе по подготовке к введению ФГОС ОВЗ;

Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения АООП

Положение о СИПР обучающихся с умеренной и глубокой умственной отсталостью,

тяжёлыми и множественными нарушениями;

Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и про -

межуточной аттестации учащихся в рамках реализации ФГОС НОО;

Форма договора с родителями обучающихся о предоставлении общего образования и др.

4. Изданы приказы по школе (информация на слайде):

«О создании и полномочиях рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ в МБОУС(К)Ш

16.11.2015 г. № 362);

«Об утверждении плана-графика повышения квалификации педагогических и руководя-

31.08.2015 г. № 224);

«О разработке адаптированной основной общеобразовательной программы начального

25.11.2015 г. № 388);

«Об утверждении должностных инструкций педагогических работников МБОУС(К) №

В соответствии с планом – графиком мероприятий по подготовке к введению ФГОС ОВЗ,

с учётом проведенного мониторинга контингента будущих первоклассников на 1 сентября

2016-2017 учебного года, рабочей группой школы разработаны следующие адаптированные

основные общеобразовательные программы начального общего образования:

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1

1-4 классы (вариант 1,2);

- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образо-

вания для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2);

- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образо-

вания для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).

По результатам мониторинга, на основании заключений ТПМПК, определён количе -

ственный состав и контингент обучающихся, поступающих в 1 классы в 2016-2017 учебном

году на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Сформирован список учебников, учебных пособий по ФГОС образования обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 дополнительный, ФГОС

НОО обучающихся с ЗПР 1 класс.

Разработан учебный план, годовой календарный учебный график, расписание уроков на

2016-2017 учебный год с учётом требований ФГОС ОВЗ и СанПиН 2.4.2. 3286-15.

В целях подготовки педагогических кадров образовательной организации к введению

ФГОС ОВЗ на базе школы в октябре 2015 года проведены курсы профессиональной пере-

подготовки по теме «Коррекционно-развивающее обучение и психолого-медико-педагогиче-

100% руководящих и педагогических работников прошли курсовую переподготовку по

вопросу введения ФГОС ОВЗ.

В апреле 2016 года на базе школы был организован практико-ориентированный семинар

Так как только 20 % педагогов школы имеют дефектологическое образование, то возникла

необходимость переподготовки педагогических кадров для реализации ФГОС ОВЗ: 22 педагога

Кадровый потенциал школы соответствует требованиям новых стандартов.

Организационно-методическая деятельность в МБОУС(К)Ш № 18 осуществлялась в соот-

ветствии с планом методического сопровождения введения федерального государственного об-

разовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуаль -

ными нарушениями) и федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

1. Проведены заседания рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ по следующим темам ( ин-

формация на слайде):

Нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального уров-

Изучение методических рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ.

Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для различных

категорий обучающихся с ОВЗ.

Изучение и обсуждение структуры ФГОС НОО для детей с ОВЗ и ФГОС О у/о.

2. Проведены педагогические советы (информация на слайде):

«Особенности ФГОС для обучающихся с ОВЗ и с умственной отсталостью (интеллекту-

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ

«Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и внедрения

«Современный урок – основа качественного освоения адаптированных образовательных

4. Проведены заседания школьных методических объединений по следующим вопросам (ин-

формация на слайде):

изучение Методических рекомендаций по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающих-

ся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуаль-

рассмотрение материалов окружной конференции по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ в

ХМАО – Югре в 2016 году;

мативных документов по введению ФГОС НОО для детей с ОВЗ, ФГОС О обучающихся

Педагогический коллектив нашей школы активно включился в изучение ФГОС ОВЗ:

на рабочем совещании в начале учебного года был проведён теоретический семинар, на

котором изучены приказы

- № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями

- № 1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруше-

педагогическим коллективом школы были изучены теоретические вопросы:

- требования к структуре АООП;

- требования к результатам освоения АООП;

- требования к условиям реализации АООП.

Разработаны методические материалы по введению ФГОС ОВЗ (информация на слайде):

- Разработана стратегия управления процессом реализации АООП для обучающихся с ОВЗ;

- Создана модель стратегии управления образовательным процессом путем реализации АООП;

- «Психолого-педагогические приемы формирования универсальных (базовых) учебных дей-

- образец СИПР обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (ин-

- Программа мониторинга уровня сформированности универсальных (базовых) учебных дей-

ствий для учащихся 1-4 классов;

- Программа оценки личностных результатов обучающихся в у/о;

- Программа коррекционной работы;

- Программа мониторинга восприятия и воспроизведения устной

речи слабослышащих и

- диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов

в период перехода на ФГОС и другие материалы.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности обучающихся с

ОВЗ отвечает не только общим, но и их особым образовательным потребностям.

В школе имеется необходимые учебные кабинеты, кабинет для профессионально-трудо-

компетенций обучающихся оборудован специальный кабинет с зонами кухни, учебной, сани -

Имеются специально организованные кабинеты и помещения, постоянно доступные уча-

щимся и предназначенные для внеурочной деятельности, творческой деятельности, индивиду-

альной и групповой коррекционной работы.

Рабочая зона учебных кабинетов оснащена традиционными наглядными пособиями

(комплектами печатных демонстрационных плакатов по всем образовательным областям, разда-

точными и дидактическими материалами) и инновационным учебным оборудованием.

Особые образовательные потребности обучающихся учтены при специальном подборе

учебного и дидактического материала.

Рабочее место учителя в кабинетах начальных классов укомплектовано компьютером, ин-

терактивной доской, документ-камерой, мультимедийным проектором, многофункциональным

классов имеет рабочую и игровую зоны.

Школьная библиотека укомплектована необходимыми учебниками и учебными пособия-

ми, адресованными для обучающихся с ОВЗ, которые приступили к обучению 1 сентября 2016

- УМК под редакцией В.В. Воронковой для первого дополнительного класса (обучающие -

ся с легкой умственной отсталостью).

Обеспеченность учебниками данной категории учащихся составляет 100%.

Проведённый самоанализ готовности образовательной организации к введению ФГОС ОВЗ

позволяет сделать вывод о высокой степени готовности школы к введению новых стандартов с 1

сентября 2016 года и выделить следующие достигнутые результаты:

Создан банк нормативно - правовых документов по ФГОС ОВЗ федерального, регио -

нального, муниципального, институционального уровней.

Разработана нормативно-правовая база институционального уровня, обеспечивающая

введение и реализацию ФГОС ОВЗ;

Приведена в соответствие с требованиями ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О обучающихся с

у\о (интеллектуальными нарушениями) материально-техническая база.

100% обеспеченность курсовой переподготовки педагогических кадров по вопросам вве-

дения и реализации ФГОС ОВЗ. Профессиональная переподготовка педагогов по про-

Укомплектованность библиотеки УМК по всем учебным предметам учебного плана на

2016-2017 учебный год, в соответствии с Федеральным перечнем.

Разработаны АООП для всех категорий обучающихся с ОВЗ, направленных ТПМПК.

Наряду с положительными результатами, достигнутыми в ходе подготовки к введению

ФГОС ОВЗ, следует указать на существующие трудности и проблемы:

1. Школа располагается в приспособленном здании, проектная мощность которого 125 чел, а

воспитывается и обучается 173 ребёнка.

2. Необходима ротация педагогических кадров. Средний возраст педагогического коллектива 47

лет, количество педагогических работников пенсионного возраста составляет 50%.

3. Отсутствие в издательствах УМК для обучающихся по 2 варианту АООП для обучающихся с

умеренной и глубокой умственной отсталостью, а также для слабослышащих и позднооглохших

4. Недостаточное количество учителей-логопедов для проведения коррекционно-развивающей

работы с учащимися школы.

5. Трудности процедуры оценки личностных результатов, реализации СИПР в условиях класса,

проектировании индивидуальных учебных планов, расписания занятий для обучающихся с уме -

ренной и глубокой умственной отсталостью, множественными нарушениями (АООП, вариант

Завершился 2016-2017 учебный год, первый год работы образовательной организации в

условиях введения ФГОС ОВЗ и мы можем говорить о первом опыте внедрения специальных

образовательных стандартов, о возникших трудностях и проблемах, о первых успехах и пер-

спективах работы в условиях реализации ФГОС ОВЗ.

Слайд 20. С 1 сентября 2016-2017 учебного года в режиме введения ФГОС ОВЗ были

укомплектованы два класса начальной школы: 1а класс в количестве 9 учащихся, реализующий

АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) и 1д (первый дополнительный) класс в количе -

стве 7 учащихся, реализующий АООП образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), вариант 1. В течение учебного года 2 учащихся 1д класса

переведены по заключению ТПМПК на 2 вариант АООП.

Что нового внесли ФГОС ОВЗ в сложившуюся систему образования обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья?

Чтобы проанализировать нововведения представим сравнительную характеристику ООП

На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Дети абсолютно не социализированы.

Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников школьном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Для ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного пространства. Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей.

Однако на сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования: недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования. Педагоги, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья, часто не владеют необходимыми знаниями, приёмами и методиками специального образовательного процесса, даже не смотря на то, что прошли курсы повышения квалификации. Педагоги не имеют необходимой квалификации как для коррекции имеющихся у ребенка нарушений, так и вовлечения его в образовательный процесс. Кроме того некоторые педагоги являются противниками инклюзии, потому что это доставляет им дополнительные трудности, но не приносит существенного материального вознаграждения. Инклюзивное образование должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов, которая может оказываться как внутри учреждения, так и вне его.

Внедрение инклюзивного образования в ОУ выявляет ряд проблем.

Во-вторых, отсутствие необходимой методической литературы. В ОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД детей с ограниченными возможностями здоровья.

В-третьих, это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.

К сожалению многие ОУ с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных классов, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования, к которому относятся и специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки и тактильные панели, также необходимы средства для организации безбарьерной среды.

Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в классе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь ни для кого не секрет, что отношения детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ОУ.

Несмотря на все проблемы инклюзивное образование способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и что немало важно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.

Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.

Шальнева О.В. - учитель начальных классов

Дети с ОВЗ: опыт, проблемы и перспективы работы

Дети - все одинаково имеют право на счастливую жизнь, а образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех. Современному обществу требуется уже не столько педагог-исполнитель, сколько педагог-исследователь, новатор, творческая, широко образованная личность, способная смело мыслить и действовать. Высокий профессионализм необходимо сочетать с активным педагогическим поиском. Именно активный поиск заставляет выделить идею всесторонней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Школам необходимо изыскивать пути успешного обучения всех детей, включая детей, у которых имеются серьезные физические или умственные отклонения или недостатки. Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, важно, чтобы обучение отвечало интересам, потребностям и нуждам всех детей (каждого ребенка)

Учителя – предметники должны пересмотреть свои программы и планы обучения, скорректировав их для данного контингента учащихся, адаптировать некоторые темы для лучшего усвоения и восприятия.

Классные руководители должны работать в тесном контакте с родителями учащихся, постоянно на родительских собраниях проводить беседы об особенностях развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП с привлечением психолога, знакомить с законами РФ о социальных гарантиях и реализации прав граждан на образование. Ребята с ограничениями здоровья работают в режиме полного дня, после уроков занимаются в ГПД, где воспитатели помогают делать домашние задания, проводят различные мероприятия.

Дети-инвалиды, обучающиеся в обычной школе, сталкиваются с проблемой неприятия их здоровыми детьми. Это связано с тем, что налицо явные двигательные нарушения, которые вызывают непонимание даже боязнь у здоровых ребят. Необходима кропотливая разъяснительная работа со здоровыми детьми школы, а также их родителями, пропаганда дружбы, поддержки и помощи детям – инвалидам. Это важно как для здорового контингента детей школы, так и для детей с особыми потребностями.

Есть трудности у учителей, работающих с детьми с ОВЗ. Работа с такими детьми требует огромной эмоциональной отдачи, терпения, понимания сложности диагноза этих детей.

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Система образования должна предоставлять реальные возможности каждому человеку получить необходимые знания, умения и навыки. Принцип равноправия между людьми, независимо от их функциональных (умственных и физических) способностей - правильная позиция демократического общества. В основе равных прав заложено признание уникальности каждого человека, незыблемость человеческого достоинства, вера в развитие личности. Гуманизация образовательного пространства, защита детства в целом предоставляет возможность каждому ученику учиться по индивидуальному плану, но вместе со всеми.

Ответственность за здоровье и воспитание ребенка лежит не только на семье, но и на обществе и государстве. Когда каждый ребенок с проблемами здоровья или с ограниченными возможностями будет иметь возможность стать полноценным гражданином своей страны,- только тогда мы сможем утверждать, что мы – цивилизованные люди, и что наше общество имеет будущее.

Сама система инклюзивного образования является эффективным механизмом развития инклюзивного общества, т.е. развивая систему инклюзивного образования, тем самым мы способствуем развитию инклюзивного общества – общества для всех/общества для каждого. Именно в этом ключевое значение инклюзивного образования.

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов для обеспечения эффективности образовательного процесса в условиях реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ и УО

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной готовности педагогов по проблеме реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ и УО.

2. Проанализировать условия и возможности реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в школе и определение перспектив реализации инклюзивного образования

3. Определить и внести необходимые коррективы в план мероприятий по организации и реализации успешного перехода школы на ФГОС ОВЗ и УО с учётом положительных и отрицательных тенденций, выявленных в ходе анализа.

Повестка педсовета:

1. Инклюзивное образование: от понятия к образовательной практике. Лехтина Л.П., директор школы

2. Анализ мониторинга «Самоанализ деятельности образовательной организации по созданию условий для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Злобина Н.С., заместитель директора по УВР

3. Деятельность ПМПк в школе. Фефелова И.Н, учитель начальных классов, председатель ПМПК

4. Условия и возможности реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися с ОВЗ. - представление итогов работы групп.

5. Специальные условия, необходимые при проведении итоговой аттестации для детей с ОВЗ – результаты работы группы

6. Адаптивная физкультура для детей с ОВЗ. Жидких О.И., учитель начальных классов

7. Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ. Маркова А.П., заместитель директора по ВР

8. Специальные требования к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. - выступления групп.

9. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ и УО. (из опыта работы – Морозова М.В., педагог-психолог

Решение

1. Создать рабочую группу по реализации ФГОС для детей с ОВЗ и УО в образовательной практике школы.

В группу включить – Нестерову Н.В., Богдашкину Г.П., Злобину Н.С., Сахарову Т.Ю., Борик Е.Я., Кудря О.В.

Рабочей группе:

  • Принимать участие в разработке АООП, локальных актов и другой необходимой для введения ФГОС документации. Срок исполнения - постоянно
  • Подготовить предложения по плану переподготовки, повышения квалификации педагогического персонала по введению ФГОС для детей с ОВЗ и УО. Срок исполнения – до 25.12.2018
  • Изучить положение о ресурсном классе. Срок исполнения – до 25.12.2018
  • Разработать Дорожную карту по введению инклюзивного образования. Срок исполнения – до 25.12.2018

Методическим объединениям:

  • Проанализировать состояние учебно-методического, материально-технического обеспечения образовательного процесса. Срок исполнения – до 10.01.2019
  • Проанализировать уровень подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ и УО. Срок исполнения – до 25.12.2019
  • Систематически изучать нормативно-правовую базу по реализации инклюзивного образования. Срок исполнения - постоянно
  • Детально проанализировать результаты государственной итоговой аттестации 2018 года. Срок исполнения – 25.12.2018

Педагогу-психологу:

Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.

Стандарт общего образования учащихся с умственной отсталостью обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни .

Я начала работу с составления адаптированных рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями нового стандарта.

Основная функция портфолио учеников основной средней общеобразовательной школы - возможность предъявлять свои достижения при поступлении в ВУЗы. Для ученика с ОВЗ эта функция неприемлема, т.к. наши выпускники не поступят в ВУЗы. А для профессиональных училищ оно не столь важно.

Что положить в портфолио обучающегося с ОВЗ? Все что угодно: фотографии, где запечатлены разные виды деятельности на уроке и в группе продленного дня; сертификаты, дипломы участия в конкурсах, фестивалях; тетради, прописи, рисунки и т.п.

В основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, основным результатом применения которого является развитие личности ребенка на основе УУД.

Формирование и развитие универсальных учебных действий тесно связано с достаточным уровнем психо-физиологического развития ребенка. Готовность к обучению подразумевает сформированность:

- знаний и представлений об окружающем мире;

- умственных операций, действий и навыков;

- речевого развития, предполагающего владение словарем, грамматическим строем речи, связным высказыванием и пр.;

- познавательной активности, проявляющейся в интересах и мотивации;

У детей с ОВЗ все это сформировано в разной степени и, как правило, с дефицитом. Поэтому на первый план выходят коррекционно-развивающие подходы и технологии в обучении.

В своей работе я обязательно использую современные технологии, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС:

здоровьесберегающей и игровой технологий.

Одной из важных задач на уроках является развитие речи детей, т.к. у детей с нарушением интеллекта очень бедный словарный запас и множественные дефекты речи. На уроках дети работают в соответствии со своими возможностями, обязательно участвуют в диалоге. Стараюсь придерживаться структуры урока по ФГОС.

Также разработана воспитательная система класса, цель которой – создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.

Одной из проблем, на мой взгляд, является имеющийся в коррекционной школе УМК. Особенно много вопросов вызывают учебники математики и отсутствие методической литературы.

Читайте также: