Сообщение на английском языке про художника

Обновлено: 15.05.2024

William Turner, a great romantic English landscape painter, was born in Devonshire in 1775. He lived with his uncle in Middlesex, where he began to attend school. His first drawings are dated 1787, when he was only twelve years of age. His childish sketch-books, filled with drawings, are still preserved in the British Museum.

He traveled much in France, Germany, Switzerland, Italy. But he never lost his interest in his own country.

Turner died in London in 1851. His pictures and drawings became the property of the British nation.

William Turner is considered to be one of the world greatest painters.

Британские художники (Джозеф Мэллорд Уильям Тернер) перевод

Уильям Тернер, великий английский художник-пейза­жист эпохи романтизма, родился в Девоншире в 1775 году.
Он жил со своим дядей в Миддлсексе, где и начал ходить в школу. Его первые рисунки датируются годом, когда ему было всего 12 лет. Его детские альбомы с зарисовками и сейчас находятся в Британском музее.

Он много путешествовал по Франции, Германии, Швей­царии и Италии. Но он никогда не терял интереса к своей родной стране.

Тернер умер в Лондоне в 1851 году. Его картины и рисунки стали достоянием британской нации.

‘ Уильям Тернер считается одним из величайших ху­дожников мира.

(1 votes, average: 2,00 out of 5)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

My Favorite Painter – Мой любимый художник

One of my favorite painters is Leonardo da Vinci. Everyone agrees this painter was one of the most brilliant painters. Apparently, his picture “The Last Supper” is the most known painting in the world.

In addition, he was a great inventor. Leonardo invented the military tank, the wheelbarrow, and roller bearings. Plans for dozens of machines and weapons were made by him.

He also experimented with submarine and airplane models. Besides, Leonardo was great as an engineer and scientist. He was also a musician, a poet, and a sculptor. Undoubtedly, Leonardo da Vinci can justly be called a genius.

The artist was born in Vinci, the village in Italy. Being a child, he lived with the father’s parents. When his father understood that Leonardo was keen in painting, he decided to send the boy to an excellent teacher and painter. One day Leonardo painted a wonderful angel in his teacher’s picture. “You are greater than me”, noticed the teacher.

When Leonardo was 25 years old, he started to paint independently, first in Florence, Milan and Venice, and then – in France.

His famous picture “The Last Supper” is situated on the wall of the chapel in Milan. One of the famous Leonardo’s paintings is “Mona Liza”. This picture represents a woman with an intriguing smile. Now it represents one of the most wonderful treasures in the Louvre.

Leonardo’s pictures are so beautiful that they are like a beautiful music, hard to describe. The faces of the people on his pictures are full of expression. Leonardo used effects on light and shade in the new way, making people look very lifelike.

Кроме этого, он был великим изобретателем. Он изобрел военный танк, ручную тележку и роликовые подшипники. Многие виды оружия и механизмов были спроектированы им.

Он проводил эксперименты над моделями подводных лодок и аэропланов. А также Леонардо был великим конструктором и ученым. Он был музыкантом, поэтом и скульптором. Несомненно, Леонардо да Винчи можно назвать гением.

Когда Леонардо было 25, он стал рисовать самостоятельно, сначала во Флоренции, в Милане и Венеции, затем – во Франции.

Картины Леонардо настолько красивы, что они так же, как и любая прекрасная музыка, трудно поддаются описанию. Лица людей на картинах выглядят очень выразительно. Леонардо по-новому использовал эффекты света и тени, сделав своих персонажей более естественными.

[Примечание переводчика - французский художник Поль Гоген послужил прототипом главного героя романа Сомерсета Моэма "Луна и грош", Чарльза Стрикленда. Этот роман составлял "программное" чтение для всех, кто изучал английский язык в прошлом веке. Кроме того, о "профессионалах" в искусстве Моэм создал знаменитые романы "Театр" (героиня - актриса Джулия Ламберт), а также"Пироги и пиво" (о писателе, имени не помню).]

By Ann Morrison

Paul Gauguin did not lack for confidence. “I am a great artist, and I know it,” he boasted in a letter in 1892 to his wife. A painter, sculptor and writer, Gauguin stands today as one of the giants of Post-Impressionism and a pioneer of Modernism. He was also a great storyteller, creating narratives in every medium he touched. Some of his tales were true, others near-fabrications. Even the lush Tahitian masterpieces for which he is best known reflect an exotic paradise more imaginary than real.

Самоуверенности Полю Гогену хватало. "Я великий художник, и я знаю об этом", - хвастался он в письме жене в 1892 году. Художник, скульптор и писатель, сегодня Гоген - один из гигантов постимпрессионизма и зачинателей модернизма. Также он был выдающимся рассказчиком, создавая повествование из всего, к чему прикасался. Некоторые из его рассказов правдивы, некоторые - почти выдумка. Даже его роскошно сочные шедевры, созданные на Таити, которые принесли ему наибольшую известность, изображают некий экзотический рай, который порождён скорее воображением, чем реальностью.

“Gauguin created his own persona and established his own myth as to what kind of a man he was,” says Nicholas Serota, the director of London’s Tate. He dressed bizarrely, wrote self-serving critiques of his work, courted the press and even handed out photographs of himself to his fans. He was often drunk, belligerent and promiscuous.

"Гоген создал свой собственный образ и миф о себе как человеке", - говорит Николас Серота, директор галереи Тейт в Лондоне. Одевался он крайне необычно, писал хвалебную критику на собственные работы, обхаживал прессу и даже раздавал свои фото поклонникам. Часто бывал пьян, драчлив и неразборчив в любовных связях.


Gauguin Self Portrait, 1889

Several self-portraits depict Gauguin in various guises: struggling painter in a garret studio; persecuted victim; even as Christ in the Garden of Olives. An 1889 self-portrait shows him with a saintly halo and a devilish snake (with Garden of Eden apples for good measure), suggesting just how contradictory he could be.

Несколько автопортретов изображают Гогена в разных видах: как бедного художника в студии на чердаке дома, даже как Иисуса Христа в оливковом саду. На автопортрете 1889 года вы видите его с нимбом святого над головой и дьявольским змием (и к тому же с яблоками из Райского сада) - вот насколько он был противоречив.

Gauguin’s life was interesting enough without all the mythologizing. He was born Eugene Henri Paul Gauguin on June 7, 1848, in Paris to a political journalist, Clovis Gauguin, and his wife, Aline Marie Chazal, the daughter of a prominent feminist. With revolutions sweeping Europe when Paul was barely a year old, the family sought the relative safety of Peru, where Clovis intended to start a newspaper. But he died en route, leaving Aline, Paul and Paul’s sister, Marie, to continue on to Lima, where they stayed with Aline’s uncle.

Жизнь Гогена была достаточно интересна и без всякого мифотворчества. Полное его имя Юджин Анри Пол Гоген, родился 7 июня 1848 года в Париже в семье политического журналиста Клови Гогена и его жены Алин Мари Шазал, дочери известной феминистки. Едва Полю исполнился год, как Европу охватили революции, и семья отправилась в Перу, где было спокойнее и где Клови собирался основать новую газету. Но в дороге он умер, и его жена Алин с детьми Полем и Мари приехала в Лиму без мужа и поселилась у своего дяди.

Five years later they returned to France. Gauguin was back on the high seas by the time he was 17, first in the merchant marine, then in the French Navy. When Gauguin’s mother died, in 1867, her close friend Gustave Arosa, a financier and art collector, became his guardian. Arosa introduced his ward to Paris painters, helped him get a job as a stockbroker and arranged for him to meet Mette Gad, the Danish woman he would marry in 1873.

Через пять лет они вернулись во Францию. Гоген с 17 лет начал плавать по морям, сначала в торговом, потом в военно-морском флоте. Когда в 1867 году умерла мать Гогена, её близкий друг Гюстав Ароза, финансист и собиратель произведений искусства, стал опекать Поля. Ароза ввёл своего подопечного в мир художников Парижа, помог устроиться брокером на биржу и познакомил с датчанкой Метт Гэд. В 1873 году Гоген женился на ней.

Though an admirer of Claude Monet, a collector of Paul Cézanne, a student of Camille Pissarro and a friend of Edgar Degas, Gauguin had long sought to go beyond Impressionism. He wanted his art to be more intellectual, more spiritual and less reliant on quick impressions of the physical world.

Будучи почитателем Клода Моне, собирателем картин Поля Сезанна, учеником Камилля Писсарро и другом Эдгара Дега, Гоген давно мечтал выйти за рамки импрессионизма. Он хотел сделать своё искусство более интеллектуальным и более духовным, менее зависимым от мимолётных впечатлений физического мира.

The Universal Exposition of 1889, for which the Eiffel Tower was built, marked a defining moment for Gauguin. He was particularly taken with the Exposition’s ethnographic displays, featuring natives from France’s colonies in Africa and the South Pacific. It was likely the Exposition that pointed him to Tahiti. As he prepared for his trip the following year, he wrote to a friend that “under a winterless sky, on marvelously fertile soil, the Tahitian has only to reach up his arms to gather his food.” The description comes almost word for word from the Exposition’s official handbook.

Всемирная выставка 1889 года, для которой была построена Эйфелева башня, стала поворотным моментом для Гогена. Его особенно захватила этнографическая экспозиция выставки, где были представлены аборигены французских колоний в Африке и на юге Тихого океана. Вероятно, именно эта экспозиция нацелила его мысли на Таити. Готовясь к поездке туда, он писал в следующем году своему другу, что "под небом, не знающим зимы, на сказочно плодородной земле таитянину стоит лишь поднять руки - и собрать еду для себя". Это он переписал почти слово в слово из путеводителя по выставке.

Arriving in French Polynesia’s capital, Papeete, in June 1891, Gauguin found it much less exotic than he had imagined—or hoped. “The Tahitian soil is becoming completely French,” he wrote to Mette. “Our missionaries had already introduced a good deal of protestant hypocrisy and wiped out some of the poetry” of the island. He soon moved to the village of Mataiea, where the locals, as well as the tropical landscape, were more to his liking because they were less Westernized.

Приехав в Папеэте, столицу французской Полинезии, в июне 1891 года, Гоген понял, что всё не так экзотично, как он представлял (или надеялся). "Земля Таити становится совсем французской", - писал он жене, - "Наши миссионеры уже внедрили здесь в немалой степени протестантское лицемерие и отчасти вытравили поэзию" этого острова. Вскоре он поселился в деревне Матейа, где местные жители и тропические пейзажи пришлись ему больше по душе, меньше напоминая о западном влиянии.

Though Gauguin’s two years in Tahiti were productive—he painted some 80 canvases and produced numerous drawings and wood sculptures—they brought in little money. Discouraged, he decided to return to France, landing in Marseilles in August 1893 with just four francs to his name. But with help from friends and a small inheritance, he was soon able to mount a one-man show of his Tahitian work. Critical reception was mixed, but critic Octave Mirbeau marveled at Gauguin’s unique ability to capture “the soul of this curious race, its mysterious and terrible past, and the strange voluptuousness of its sun.” And Degas, then at the height of his success and influence, bought several paintings.

Хотя два года, проведённые на Таити, были для Гогена продуктивными - он написал около 80 полотен, создал многочисленные рисунки и деревянные скульптуры - в смысле денег они мало что дали. Разочарованный, он решил вернуться во Францию и в августе 1893 года сошёл с корабля в Марселе всего с четырьмя франками на счету в банке. Но помощь друзей и небольшое наследство вскоре позволили ему устроить выставку того, что он создал на Таити. Отзывы критики были разными, но критик Октав Мирбо восхитился уникальной способностью Гогена уловить "душу этого любопытного народа, его таинственное и ужасное прошлое, роскошные и живительные лучи его солнца". А Дега, который был тогда на вершине успеха и влияния, купил несколько картин.

Gauguin turned his Montparnasse studio into an eclectic salon for poets and artists. Playing for recognition, he dressed in a blue greatcoat with an astrakhan fez, carried a hand-carved cane and enhanced his striking image with yet another young mistress, the teenage Anna the Javanese, and her pet monkey. She accompanied Gauguin to Pont-Aven, where Gauguin planned to spend the summer of 1894. But instead of enjoying the artistic stimulus of Brittany, Gauguin soon found himself in a brawl with Breton sailors, who were picking on Anna and her monkey, that left him with a broken leg. While he was recovering, Anna returned to Paris and looted his apartment, putting an emphatic end to their months-long relationship.

Гоген превратил свою студию на Монпарнассе в эклектический салон для поэтов и художников. Добиваясь признания, он носил синюю шинель и каракулевую феску, ходил с резной тростью и завёл новую молодую любовницу, яванку Анну, которой далеко не было и 20 лет, зато у неё была обезьянка. В 1894 они вместе поехали в Пон-Авэн, где собирались провести лето. Но вместо творческого подъёма в Бретани его ждала крупная драка с местными моряками, которые насмехались над Анной и её обезьянкой, и в результате - сломанная нога. Пока он выздоравливал, Анна съездила в Париж и обобрала его квартиру. Это поставило жирную точку в их взаимоотношениях, которые длились несколько месяцев.

Feminists might see Anna’s action as payback for Gauguin’s long abuse of women. After all, he abandoned his wife and children, sought out underage lovers and lived a life of hedonism that ended in heart failure exacerbated by syphilis.

Возможно, женщины-феминистки сочли бы, что Анна отомстила Гогену за все его оскорбления женщинам. Ведь он бросил жену и детей, искал себе несовершеннолетних любовниц и наслаждался жизнью как мог, доведя себя до сердечной недостаточности и сифилиса в придачу.

Gauguin’s final residence was in the remote, French Polynesian Marquesas Islands, some 850 miles northeast of Tahiti. He went there at age 53 in September 1901 to find, he said, “uncivilized surroundings and total solitude” that will “rekindle my imagination and bring my talent to its conclusion.”

Последние годы Гоген прожил на далёких Маркизских островах во Французской Полинезии, примерно в 850 милях от Таити. Он уехал туда в сентябре 1901 года в возрасте 53 года и нашёл там, как он сам говорил, "отсутствие цивилизации и полное одиночество", которое "вновь возродит моё воображение и даст моему таланту осуществиться полностью".


Gauguin Self Portrait, 1903

Gauguin spent his last days battling colonial authorities over alleged corruption, as well as what he considered unwarranted regulations of alcohol and child morality. In native dress and bare feet, he also argued—in court—that he should not have to pay taxes.

В последние свои дни Гоген боролся с колониальными властями, обвиняя их в коррупции и слишком строгих правилах насчёт алкоголя и детской нравственности. Одетый в местном стиле и босой, он также доказывал в суде, что не должен платить налогов.

As his health deteriorated, Gauguin considered returning to Europe. His friend Daniel de Monfreid argued against it, saying the artist was not up to making the trip and that a return to Paris would jeopardize his growing reputation. “You are at the moment that extraordinary, legendary artist who sends from the depths of Oceania his disconcerting, inimitable works, the definitive works of a great man who has disappeared, as it were, off the face of the earth.”

По мере ухудшения здоровья Гоген стал думать о возвращении в Европу. Его друг Дэниэл Монфрейд не советовал этого делать, так как художник не выдержал бы такой поездки, а возвращение в Париж нанесло бы ущерб его растущей репутации. "В настоящий момент вы необычный, легендарный художник, которых присылает волнующие, неподражаемые работы из глубин Океании, настоящие шедевры, созданные великим человеком, будто исчезнувшим с лица земли".

Sick and near-penniless, Gauguin died at age 54 on May 8, 1903, and was buried in the Marquesas. A small retrospective was held in Paris that year. A major exhibition of 227 works followed in 1906, which influenced Pablo Picasso and Henri Matisse, among others. Gauguin was famous at last.

Больной и почти без средств, Гоген умер 8 мая 1903 года в возрасте 54 лет и похоронен на Маркизских островах. В год смерти в Париже устроили небольшую выставку его работ. Затем, в 1906 году, последовала крупная выставка из 227 работ, которая повлияла на Пабло Пикассо, Анри Матисса и других. Наконец, слава пришла к Гогену.

Isaac Ilyich Levitan, the great Russian artist, became the first painter of the Russian scenery, who revealed all its beauty. He is a real poet of the Russian countryside. He continued and developed the traditions of painters of the Russian realistic school — Savrasov, Polenov, Serov. Levitan found significant meaning and poetry in what would seem the most everyday subjects.

He is a very individual sort of painter. You can't but appreciate his paintings, because there is something in his landscapes that reflects our own moods.

His travels over the Volga region influenced Levitan's art, the impression made on him by the great Russian river was unforgettable. For his life and painting he chose Plyoss — a small beautiful town on the Volga. His paintings Evening, Golden Plyoss, After Rain reflect his love for nature.

Last summer I visited Plyoss and saw the places where the great pictures were painted. Many people admire his pictures Deep Waters, Evening Bells, Springtime, The Last Snow and, of course, his famous Golden Autumn. All his paintings are very emotional, lyrical and realistic.

In the closing years of his life Levitan made several journeys abroad to France, Italy and Germany where he painted a number of landscapes, although his best works of the period were devoted to Russia. He was only 40 when he died in 1900.

Levitan's influence on the painters of lyrical landscapes was great. Levitan's feeling for nature, his great love for his native land, his ability to reveal and depict the poetry of the Russian land have won his paintings the love and gratitude of people.

Мой любимый художник (Исаак Левитан)

Исаак Ильич Левитан, великий русский художник, стал первым художником русской природы, который показал её во всей своей красе. Он - настоящий поэт русской природы. Он продолжал и развивал традиции художников русской реалистической школы - Саврасова, Поленова, Серова. Левитан находил существенное значение и поэзию в казалось бы самых обыденных вещах.

Он очень индивидуальный живописец. Вы не можете не оценить его картины, потому что есть что-то в его пейзажах, что отражает наши собственные настроения.

Он глубоко чувствовал, то что он хотел бы выразить и его кисти передавали эти чувства на холст. Интересно отметить, что как мастер пейзажа, он никогда не вносил в него фигуры людей. Хотя, если вы посмотрите на "Осенний день в Сокольниках "- все, кажется, передаёт одиночество фигуры в центре: деревья теряющие листья, далекое, бесстрастное небо, тропинка, уходящая вдаль. Но дело в том, что не Левитан написал фигуру на картине. Это был брат Чехова- Николай, кто это сделал.

Поездки Левитана в Поволжье повлияли на его искусство; впечатление, которое произвело на него великая русская река было незабываемым. Для жизни и живописи он выбрал Плес - маленький город на Волге. Его картины "Вечер", "Золотой Плес", "После дождя" отражают его любовь к природе.

Прошлым летом я посетил Плес и увидел места, где были написаны великие картины. Многие люди восхищаются его картинами "Глубокие воды", "Вечерний звон", "Весна", "Последний снег", и, конечно, его знаменитая "Золотая осень". Все его картины очень эмоциональные, лирические и реалистичные.

В последние годы жизни Левитан сделал несколько поездок за границу во Францию, Италию и Германию, где он написал ряд пейзажей, хотя его лучшие произведения этого периода были посвящены России. Ему было всего 40, когда он умер в 1900 году.

Влияние Левитана на художников лирических пейзажей было велико. Левитановское чувство любви к природе, великой любви к Родине, умение выявить и изобразить поэзию русской земли завоевало его картинам любовь и благодарность людей.

Читайте также: