Сообщение монтаж электрической цепи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Из прошлых уроков вы уже знаете, что для возникновения электрического тока должны выполняться определенные условия.

Во-первых, необходимо наличие зарядов в проводнике — свободных электронов или ионов. А во-вторых, обязательно наличие источника тока, который создает в проводнике электрическое поле, что и приводит к возникновению тока.

Все ли это необходимые условия? Нет, нам осталось изучить всего еще одно — наличие электрической цепи. Именно о ней и пойдет речь в данном уроке.

Необходимые части электрической цепи

Первое, что должно обязательно присутствовать в электрической цепи — это источник тока.

Он создаст электрическое поле и будет его поддерживать, возникнет электрический ток. Мы же можем использовать его энергию.

Каким образом? Для этого нам нужен потребитель или приемник электрической энергии. Так называют все электрические приборы, которые мы используем, начиная от простых лампочек и фонариков, заканчивая компьютерами, электродвигателями, различной бытовой техникой.

Источник тока и его потребитель необходимо соединить друг с другом проводами. По ним ток от источника будет достигать потребителя.

Обозначения частей электрической цепи

Электрические цепи принято изображать с помощью специальных схем. На них все элементы обозначаются специальными условными знаками.

На рисунке 1 изображены такие знаки для источников тока и их систем, таких потребителей тока, как лампа и электрический звонок.

Также на рисунке 1 изображен условный знак для ключа. Его (а также рубильники, кнопки и различные выключатели) используют для того, чтобы включать или выключать приемники электрической энергии. Такие устройства называют замыкающими или размыкающими устройствами (рисунок 2).

В ходе изучения материала данного раздела вы будете знакомиться с различными новыми устройствами, которые используют в электричестве. При этом для каждого так же будет специальный условный знак.

Схема простейшей электрической цепи

Итак, самый простой вариант электрической цепи изображен на рисунке 3.

Из каких частей она состоит?

  1. Источник тока
  2. Приемник тока
  3. Замыкающее устройство
  4. Соединяющие провода

В данном случае источником тока является гальванический элемент или аккумулятор, приемником — лампочка, замыкающим устройством — ключ. Все эти элементы соединены между собой проводами.

Замкнутость электрической цепи

Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой.

Что это означает? Цепь должна состоять только из проводников электричества.

Если в каком-то месте соединительный провод будет поврежден или оборван, то тока в цепи не будет. Именно на этом основывается действие замыкающих устройств.

Упражнения

Упражнение №1

Начертите схему цепи, содержащей один гальванический элемент и два звонка, каждый из которых можно включать отдельно.

Что будет отвечать в цепи за включение звонка? Ключ. А так как у нас два звонка и каждый нужно включать независимо от другого, то и ключа должно быть два (рисунок 4).

Упражнение №2

Придумайте схему соединения гальванического элемента, звонка и двух кнопок, расположенных так, чтобы можно было позвонить из двух разных мест.

Чтобы звонить из двух разных мест мы можем разместить кнопки, как показано на рисунке 5.

Второй ключ (кнопку) можно разместить и с другой стороны цепи похожим способом.

Упражнение №3

На рисунке 6 дана схема соединения лампы и двух переключателей. Рассмотрите схему и подумайте, где можно применить такую проводку.

Обратите внимание, таким способом изображают ключи\переключатели, связанные между собой. Т.е. при замыкании одного замыкается и другой, и наоборот.

Такую проводку удобно использовать в больших помещениях. Например, заходя в длинный коридор, вы включаете свет рядом с дверью. Идете в другой конец коридора до другого помещения, и нужно выключить за собой свет. Рядом с вами находится вторая кнопка. Нажав на нее, вы выключаете свет.

Также можно использовать такой вариант электрической цепи, если включать/выключать свет необходимо разным людям из разных мест помещения.

Упражнение №4

Нарисуйте схему цепи карманного фонаря (рисунок 7) и назовите части этой цепи. Какие элементы фонаря отмечены цифрами?

На рисунке 6 под цифрой 1 обозначены два источника тока (гальванических элемента или аккумулятора). Цифрой 2 обозначена лампа, а цифрой 3 — кнопка включения/выключения (замыкающее устройство).

Нарисуем схему цепи такого фонаря (рисунок 8).

На схеме у нас расположены все вышеперечисленные элементы, соединенные между собой проводами.

В зависимости от конструкции изделия электроарматуры существуют два основных способа присоединения проводов: петелькой и тычком. Первый способ получил наибольшее распространение. Выполняется он так:
1.По линейке отложить длину отрезка провода, с которого нужно снять изоляцию (рис. справа а). Положить провод или шнур на подкладную доску. Монтерским ножом осторожно, чтобы не повредить токопроводящую жилу, снять изоляционную оболочку с провода. Лезвие ножа наклонено в сторону от работающего (рис. б). Если жила состоит из множества тонких проводков — скрутить их рукой в жгут. Изоляцию можно снять с провода с помощью приспособления (рис. в).
2.Зачищенный провод согнуть круглогубцами так, чтобы получилось кольцо с внутренним диаметром примерно 3 мм (рис. г).
3.Обжать оставшийся конец провода плоскогубцами (рис. д).
4.Участок между кольцом и изоляционным слоем провода или шнура обмотать изоляционной лентой (рис. е).
Подготовку провода для заделки тычком (рис. ж) выполняют в той же последовательности, что и петелькой, только токопроводящую жилу не сгибают в кольцо.

Зарядка каждого из элементов электроарматуры производится в определенной последовательности.

Зарядка лампового патрона (рис. слева).
1. Разобрать ламповый патрон: отвинтить крышку корпуса, вынуть фарфоровый сердечник (рис. а).
2. Два отрезка провода продеть сквозь верхнее отверстие крышки патрона. Оконцевать провода петелькой (рис. б).
3.Присоединить оконцованные провода контактными винтами к фарфоровому сердечнику (рис. в).
4.Собрать ламповый патрон.

Зарядка штепсельной вилки (рис. справа).
1. Разобрать вилку: разъединить корпус, вынуть контактные штифты и прижимную планку (рис. а).
2.Два провода (или двужильный шнур) оконцевать петелькой (рис. б).
3.Присоединить оконцеванные провода к контактным штифтам с помощью винтов (рис. в).
4.Уложить провода со штифтами в корпус вилки и закрепить их прижимной планкой (рис. г).
5. Собрать штепсельную вилку.

Зарядка подвесного выключателя (рис. слева).
1. Снять крышку, освободить контактные винты (рис. а).
2.Разрезать провод в нужном месте и оконцевать оба его конца тычком (рис. 6).
3.Уложить шнур в корпус выключателя, оконцеванные концы закрепить в отверстиях под шайбой (рис. в).
4.Собрать выключатель.

Работать можно только исправным электромонтажным инструментом.
Снимать изоляционную оболочку с электрического провода и зачищать токопроводящую жилу можно только на подкладной доске.
Лезвие монтерского ножа должно быть наклонено в сторону от работающего.
Изоляцию электрических проводов надо выполнять надежно.
Нельзя производить зарядку электроарматуры на весу.

Ремонт бытовых электроприборов

При использовании бытовых электроприборов вы неизбежно столкнетесь с поиском неисправностей и их устранением. Для одноламповых бытовых светильников рекомендуется руководствоваться таблицей ниже.

Возможные неисправности в одноламповых светильниках и способы их устранения

Причина неисправности
Способ устранения

Перегорела лампа
Отключить светильник от электрической сети. Дать остыть лампе в течение 3—4 мин. Вывернуть лампу и заменить ее новой.

Лампа ввернута не до упора
Отключить светильник. После остывания лампы довернуть ее, придерживая другой рукой светильник.

Произошел разрыв электрической цепи
Осмотреть провода. При разрыве токопроводящей жилы заменить шнур на новый. Разобрать выключатель, вилку и патрон. Проверить надежность крепления проводов. Подвернуть винты.

Отломился опорный контакт электро-лампового патрона
Заменить сердечник патрона.


Для проверки исправности провода или шнура бытового электроприбора можно использовать пробник (см. рис. справа). Штырями вилки пробника нужно поочередно прикоснуться к концам каждой из токопроводящих жил. Если лампочка пробника не загорается, то это значит, что есть повреждение в проводах или штепсельной вилке. Поврежденный шнур можно заменить на новый или отремонтировать.

При замене шнура производят его оконцевание и заделку петелькой или тычком в соответствии с конструкцией электроарматуры.
Если нового шнура нет, ремонтируют поврежденный. Но сначала надо найти место обрыва токопроводящей жилы. Обычно это случается в месте изгиба шнура. В этом случае шнур сращивают.

Работать надо в такой последовательности:

1. Разрезать шнур в месте обрыва провода монтерским ножом и зачистить концы проводов (рис. слева а).
2.Расплести жгуты многопроволочных жил (рис. б).
3.Наложить зачищенные концы один на другой (рис. в).
4.Скрутить концы (рис. г).
5.Откусить оставшиеся концы жил кусачками и обжать полученные витки плоскогубцами (рис. д).
6.Изолировать место соединения проводов изоляционной лентой (обвивая его сначала в одном направлении, затем в обратном) (рис. е).

При нагреве штепсельной вилки надо ее разобрать и проверить изоляцию проводов, надежность их крепления. При нарушении контакта в вилке снова зачистить концы проводов, подтянуть винты. При более серьезных повреждениях (например, при обгорании контактов) вилку следует заменить.
У неразборной вилки иногда повреждается провод непосредственно в месте его подсоединения. В этом случае вилку надо заменить на разборную: провод у вилки перерезают, оконцовывают и подсоединяют к разборной вилке.

Изготовление изделий с простой электрической цепью

Процесс изготовления изделий с простой электрической цепью включает в себя изготовление отдельных деталей; их отделку и сборку; монтаж электрической цепи; проверку и испытание изделия. С процессами изготовления изделий из древесины и металла вы познакомились в предыдущих разделах. Сборка электрической цепи с применением установочных изделий включает в себя следующие действия:
1.Рассмотреть схему электрической цепи и определить элементы, из которых она состоит.
2.Подобрать детали для сборки и электромонтажные инструменты.
3.Определить место установки электроарматуры. При необходимости выполнить разметку.
4.Рассчитать количество и длину проводов для сборки цепи. Нарезать провода нужной длины с учетом необходимости оконцевания жил.
5.Оконцевать провода, присоединить их к электропатрону, выключателю, штепсельной вилке.
6.Установить ту электроарматуру, которую требуется закрепить.
7.Проверить надежность всех соединений.
8.Ввернуть лампочку в патрон. Замкнуть электрическую цепь.

Собирать электрическую цепь можно только при отключенном источнике электрического тока и в точном соответствии со схемой.
Электрические провода надо расходовать экономно.
Электрическую цепь можно включать только с разрешения учителя.


Смонтированную электрическую цепь можно проверить с помощью устройства, называемого пробником(рис. справа).
Штырями его вилки прикасаются к различным точкам электрической цепи. (На рисунке показана проверка электрического шнура.) Загорание лампочки указывает на отсутствие разрыва в электрической цепи.
Работать в учебной мастерской над изделиями вам помогут технологические карты.

В связи с широким применением электричества во всех отраслях народного хозяйства на любом предприятии необходимы электромонтеры. Основное содержание их работы связано с выполнением различных электромонтажных работ, в том числе монтажом, обслуживанием и ремонтом электрических цепей, электрических приборов, машин. Электромонтер должен хорошо разбираться в электрических схемах, владеть прочными навыками по сборке электрических цепей, установке электротехнических изделий, зарядке электроарматуры. Кроме электромонтажных инструментов, электромонтеру приходится часто пользоваться слесарным и столярным инструментом.

  • Полезные советы
  • О дереве и лесе
  • Строение дерева и древесины
  • Характеристика пород
  • Свойства древесины
  • Пороки древесины
  • Пиломатериалы
  • Сушка древесины
  • Интересное о дереве
  • Тайны древесного ствола
  • Шиповые соединения брусков
  • Оборудование рабочего места
  • Пиление
  • Строгание
  • Сверление
  • Соединение гвоздями
  • Соединение шурупами
  • Соединение на клею
  • Отделка поверхности изделий
  • Выжигание по дереву
  • Выпиливание лобзиком
  • Резьба по дереву
  • Инкрустация по дереву
  • Токарные работы по дереву
  • Интересное о металлах
  • Станки по обработке металлов
  • Оборудование рабочего места
  • Металлы и сплавы
  • О свойствах металлов
  • Сортовой прокат
  • Нарезание внутренней резьбы
  • Нарезание наружной резьбы
  • Опиливание металла
  • Рубка металла
  • Пиление слесарной ножовкой
  • Измерение штангенциркулем
  • Измерение микрометром
  • Разметка проката
  • Виды проката
  • Отделка изделий
  • Гибка металла
  • Правка заготовок
  • Разметка заготовок
  • Графическое изображение
  • Резание металла ножницами
  • Сверление отверстий
  • Соединения заклёпками
  • Процесс изготовления деталей
  • Изделия из проволоки
  • Тонколистовой металл и проволока
  • Электродвигатели
  • Источники и проводники
  • Оснащение рабочего места
  • Электробезопасность
  • Электроарматура и светильнии
  • Монтаж и ремонт
  • Измерительные приборы
  • Однофазный переменный ток
  • Трёхфазный переменный ток
  • Выпрямители переменного тока
  • Электромагниты
  • Электрозвонок и электрореле
  • Электроцепь и электросхема
  • Пять заблуждений о клееном брусе
  • Светодиодные экраны и электронное табло
  • Чем нарезать резьбу
  • Трансформаторы
  • Вышивка бисером
  • Функции станков с ЧПУ
  • Стандартизация
  • Освещение
  • Техэкспертиза
  • Обработка стекла
  • Робототехника
  • Деревообработка
  • Изготовление окон
  • Строительство
  • Вальцовочное оборудование
  • Стабилизаторы напряжения для дома
  • Технология токарных работ в промышленности
  • Алюминиевые сплавы
  • Искусственное старение древесины
  • Упругость и прочность металла
  • Всё о плазменной резке
  • Использование станков в производстве
  • Особенности гибки металла
  • Пресс-ножницы
  • Сушильные камеры
  • Листовая штамповка – основные ее преимущества
  • Железное кружево
  • Термовоздушная станция – современная альтернатива паяльнику
  • Ядерный взрыв или атака инопланетян. О новых технологиях обработки материалов.
  • Страхование

Монтаж и ремонт цепи

Монтаж электрической цепи

Монтаж электрической цепи состоит из двух основных операций: оконцевания проводов и присоединения их к электроарматуре (зарядка электроарматуры).


В зависимости от конструкции изделия электроарматуры существуют два основных способа присоединения проводов: петелькой и тычком. Первый способ получил наибольшее распространение. Выполняется он так:
1.По линейке отложить длину отрезка провода, с которого нужно снять изоляцию (рис. справа а). Положить провод или шнур на подкладную доску. Монтерским ножом осторожно, чтобы не повредить токопроводящую жилу, снять изоляционную оболочку с провода. Лезвие ножа наклонено в сторону от работающего (рис. б). Если жила состоит из множества тонких проводков — скрутить их рукой в жгут. Изоляцию можно снять с провода с помощью приспособления (рис. в).
2.Зачищенный провод согнуть круглогубцами так, чтобы получилось кольцо с внутренним диаметром примерно 3 мм (рис. г).
3.Обжать оставшийся конец провода плоскогубцами (рис. д).
4.Участок между кольцом и изоляционным слоем провода или шнура обмотать изоляционной лентой (рис. е).
Подготовку провода для заделки тычком (рис. ж) выполняют в той же последовательности, что и петелькой, только токопроводящую жилу не сгибают в кольцо.

Зарядка каждого из элементов электроарматуры производится в определенной последовательности.


Зарядка лампового патрона (рис. слева).
1. Разобрать ламповый патрон: отвинтить крышку корпуса, вынуть фарфоровый сердечник (рис. а).
2. Два отрезка провода продеть сквозь верхнее отверстие крышки патрона. Оконцевать провода петелькой (рис. б).
3.Присоединить оконцованные провода контактными винтами к фарфоровому сердечнику (рис. в).
4.Собрать ламповый патрон.


Зарядка штепсельной вилки (рис. справа).
1. Разобрать вилку: разъединить корпус, вынуть контактные штифты и прижимную планку (рис. а).
2.Два провода (или двужильный шнур) оконцевать петелькой (рис. б).
3.Присоединить оконцеванные провода к контактным штифтам с помощью винтов (рис. в).
4.Уложить провода со штифтами в корпус вилки и закрепить их прижимной планкой (рис. г).
5. Собрать штепсельную вилку.


Зарядка подвесного выключателя (рис. слева).
1. Снять крышку, освободить контактные винты (рис. а).
2.Разрезать провод в нужном месте и оконцевать оба его конца тычком (рис. 6).
3.Уложить шнур в корпус выключателя, оконцеванные концы закрепить в отверстиях под шайбой (рис. в).
4.Собрать выключатель.

Работать можно только исправным электромонтажным инструментом.
Снимать изоляционную оболочку с электрического провода и зачищать токопроводящую жилу можно только на подкладной доске.
Лезвие монтерского ножа должно быть наклонено в сторону от работающего.
Изоляцию электрических проводов надо выполнять надежно.
Нельзя производить зарядку электроарматуры на весу.

Ремонт бытовых электроприборов

При использовании бытовых электроприборов вы неизбежно столкнетесь с поиском неисправностей и их устранением. Для одноламповых бытовых светильников рекомендуется руководствоваться таблицей ниже.

Возможные неисправности в одноламповых светильниках и способы их устранения


Для проверки исправности провода или шнура бытового электроприбора можно использовать пробник (см. рис. справа). Штырями вилки пробника нужно поочередно прикоснуться к концам каждой из токопроводящих жил. Если лампочка пробника не загорается, то это значит, что есть повреждение в проводах или штепсельной вилке. Поврежденный шнур можно заменить на новый или отремонтировать.


При замене шнура производят его оконцевание и заделку петелькой или тычком в соответствии с конструкцией электроарматуры.
Если нового шнура нет, ремонтируют поврежденный. Но сначала надо найти место обрыва токопроводящей жилы. Обычно это случается в месте изгиба шнура. В этом случае шнур сращивают.

Работать надо в такой последовательности:

1. Разрезать шнур в месте обрыва провода монтерским ножом и зачистить концы проводов (рис. слева а).
2.Расплести жгуты многопроволочных жил (рис. б).
3.Наложить зачищенные концы один на другой (рис. в).
4.Скрутить концы (рис. г).
5.Откусить оставшиеся концы жил кусачками и обжать полученные витки плоскогубцами (рис. д).
6.Изолировать место соединения проводов изоляционной лентой (обвивая его сначала в одном направлении, затем в обратном) (рис. е).

При нагреве штепсельной вилки надо ее разобрать и проверить изоляцию проводов, надежность их крепления. При нарушении контакта в вилке снова зачистить концы проводов, подтянуть винты. При более серьезных повреждениях (например, при обгорании контактов) вилку следует заменить.
У неразборной вилки иногда повреждается провод непосредственно в месте его подсоединения. В этом случае вилку надо заменить на разборную: провод у вилки перерезают, оконцовывают и подсоединяют к разборной вилке.

Изготовление изделий с простой электрической цепью

Процесс изготовления изделий с простой электрической цепью включает в себя изготовление отдельных деталей; их отделку и сборку; монтаж электрической цепи; проверку и испытание изделия. С процессами изготовления изделий из древесины и металла вы познакомились в предыдущих разделах. Сборка электрической цепи с применением установочных изделий включает в себя следующие действия:
1.Рассмотреть схему электрической цепи и определить элементы, из которых она состоит.
2.Подобрать детали для сборки и электромонтажные инструменты.
3.Определить место установки электроарматуры. При необходимости выполнить разметку.
4.Рассчитать количество и длину проводов для сборки цепи. Нарезать провода нужной длины с учетом необходимости оконцевания жил.
5.Оконцевать провода, присоединить их к электропатрону, выключателю, штепсельной вилке.
6.Установить ту электроарматуру, которую требуется закрепить.
7.Проверить надежность всех соединений.
8.Ввернуть лампочку в патрон. Замкнуть электрическую цепь.

Собирать электрическую цепь можно только при отключенном источнике электрического тока и в точном соответствии со схемой.
Электрические провода надо расходовать экономно.
Электрическую цепь можно включать только с разрешения учителя.


Смонтированную электрическую цепь можно проверить с помощью устройства, называемого пробником(рис. справа).
Штырями его вилки прикасаются к различным точкам электрической цепи. (На рисунке показана проверка электрического шнура.) Загорание лампочки указывает на отсутствие разрыва в электрической цепи.
Работать в учебной мастерской над изделиями вам помогут технологические карты.

В связи с широким применением электричества во всех отраслях народного хозяйства на любом предприятии необходимы электромонтеры. Основное содержание их работы связано с выполнением различных электромонтажных работ, в том числе монтажом, обслуживанием и ремонтом электрических цепей, электрических приборов, машин. Электромонтер должен хорошо разбираться в электрических схемах, владеть прочными навыками по сборке электрических цепей, установке электротехнических изделий, зарядке электроарматуры. Кроме электромонтажных инструментов, электромонтеру приходится часто пользоваться слесарным и столярным инструментом.


Урок поможет создать условия для получения учащимися знаний и умений по оконцеванию проводов и сборки разветвленной электрической цепи с использованием установочной электроарматуры.

Описание разработки

Цели:

образовательная: создать условия для получения учащимися знаний и умений по оконцеванию проводов и сборки разветвленной электрической цепи с использованием установочной электроарматуры;

развивающая: способствовать развитию безопасных навыков работы с электромонтажными инструментами, развивать способности к чтению и составлению электрических схем;

воспитательная: прививать навыки электробезопасности, ответственности за порученное дело, стремление к самосовершенствованию.

Ход урока:

1. Организационная часть (3 мин)

1. 1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости

1. 2. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

1. 3. Назначение дежурных.

1. 4. Объявление темы урока: Монтаж электрической цепи (ученикам записать дату и тему урока в тетрадь).

1. 5. Объявление цели урока: Научиться выполнять оконцевание и присоединение проводов к электроарматуре, собирать разветвлённую электрическую цепь.

2. Повторение пройденного материала (7 мин)

Работа по карточкам тестам.

2. Объяснение нового материала (10 мин)

Монтаж электрической цепи состоит из двух основных операций: оконцевания проводов и присоединения их к электроарматуре (зарядка электроарматуры).

Чтобы подсоединить провода к электроарматуре, их предварительно нужно зачистить и оконцевать.

Оконцевание проводов — это освобождение их от изоляционной обо­лочки и оформление петелькой (кольцом) или прямым концом (тычком), в зависимости от конструкции электроарматуры (рис. 72).

При монтаже электроцепи, оконцованный в форме кольца (рис. 72, а] провод прижимается винтом к контакту арматуры. Если монтаж предусмат­ривает втыкание провода в отверстие контакта и прижатие его сбоку винтом (рис. 72, б), применяют оконцеваниетычком. Однако первый способ получил большее распространение. В инструкци­онной карте № 3 подробно описан ход этих операций.

При подсоединении проводов к деталям на винт / (рис. 73) последовательно надевают пружинную шайбу 2, плоскую шайбу 3, потом колечко провода4. Затем винт вставляют в резьбовоеотверстие и закручивают отверткой. На­до обратить внимание на то, чтобы направление закрутки колечка совпада­ло с направлением вращения винта. Это предотвратит выдавливание прово­да из-под винта. Пружинная шайба необходима для поддержания постоянно­го давления в месте контакта провода с изделием (рис. 73, а).

Некоторые винтовые зажимы имеют скобы (рис. 73, б), которые пре­дотвращают выбрасывание провода при закручивании винта. Такая конст­рукция позволяет не делать колечка на конце провода и упрощает крепление его в зажиме.

Надо помнить, что все винтовые зажимы требуют периодического контроля плотности затяжки винтов, которая со временем ослабевает.

На практическом занятии вам предстоит самостоятельно выполнить оконцевание и подсоединение проводов к электро­арматуре, наиболее предпочтительным способом. Работа будет проводиться по инструкционным картам.

3. 4. Закрепление нового материала.

Вопросы к группе:

1. При оконцевании и сращивании проводов после снятия изоляции, жилы зачищают до блеска. Зачем?

2. Какие операции называются электромонтажными?

3. В каком случае провода оконцовывают петелькой? тычком?

4. Вводный инструктаж (2 мин)

Правила безопасной работы

1. Работать только исправным инструментом.

2. Соблюдать особую осторожность при работе с монтерским ножом.

3. Снятие изоляционной оболочки и зачистку токоведущей жилы выпол­нять только на подкладной доске, нож держать наклонно, резать от себя.

4. Ручки кусачек, плоскогубцев, пассатижей, круглогубцев и щипцов держать в обхват, не закладывая пальцы между ними.

5. Изоляцию проводов выполнять надежно.

6. Соединительные винты затягивать туго.

7. Не работать отверткой на весу.

8. Не производить подключение электроарматуры на весу.

9. Включение цепи после сборки производить только с разрешения учи­теля — в сеть с напряжением не более 42 В.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

УРОК ТЕХНОЛОГИИ

Монтаж электрической цепи

Разработала и провела: Журавлёва И.В.

учитель технологии

Раздел: Электротехнические работы

Тема урока: Монтаж электрической цепи.

образовательная: создать условия для получения учащимися знаний и умений по оконцеванию проводов и сборки разветвленной электрической цепи с использованием установочной электроарматуры;

развивающая: способствовать развитию безопасных навыков работы с электромонтажными инструментами, развивать способности к чтению и составлению электрических схем;

воспитательная: прививать навыки электробезопасности, ответственности за порученное дело, стремление к самосовершенствованию.

Методы проведения занятия:

рассказ, беседа, тестирование, демонстрация, практическая работа

Объект труда:

Разветвлённая электрическая цепь

Межпредметные связи:

Физика, химия, русский язык

Материально-техническое оснащение:

Литература для учителя:

Учебник В.Д.Симоненко Технология 8 класс.

Организационная часть (3 мин)

Приветствие учащихся и проверка посещаемости

Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

Объявление темы урока: Монтаж электрической цепи (ученикам записать дату и тему урока в тетрадь).

Объявление цели урока: Научиться выполнять оконцевание и присоединение проводов к электроарматуре, собирать разветвлённую электрическую цепь.

2. Повторение пройденного материала (7 мин)

Работа по карточкам тестам.

Объяснение нового материала (10 мин)



Монтаж электрической цепи состоит из двух основных операций: оконцевания проводов и присоединения их к электроарматуре (зарядка электроарматуры).

Чтобы подсоединить провода к электроарматуре, их предварительно нужно зачистить и оконцевать.

Оконцевание проводов это освобождение их от изоляционной обо­лочки и оформление петелькой (кольцом) или прямым концом (тычком),в зависимости от конструкции электроарматуры (рис. 72).


При монтаже электроцепи,оконцованный в форме кольца (рис. 72, а] провод прижимается винтом к контакту арматуры. Если монтаж предусмат­ривает втыкание провода в отверстие контакта и прижатие его сбоку винтом (рис. 72, б), применяют оконцеваниетычком. Однако первый способ получил большее распространение. В инструкци­онной карте № 3 подробно описан ход этих операций.


При подсоединении проводов к деталям на винт / (рис. 73) последовательно надевают пружинную шайбу 2,плоскую шайбу 3, потом колечко провода4.Затем винт вставляют в резьбовоеотверстие и закручивают отверткой. На­до обратить внимание на то, чтобы направление закрутки колечка совпада­ло с направлением вращения винта. Это предотвратит выдавливание прово­да из-под винта. Пружинная шайба необходима для поддержания постоянно­го давления в месте контакта провода с изделием (рис. 73, а).

Некоторые винтовые зажимы имеют скобы (рис. 73, б), которые пре­дотвращают выбрасывание провода при закручивании винта. Такая конст­рукция позволяет не делать колечка на конце провода и упрощает крепление его в зажиме.

Надо помнить, что все винтовые зажимы требуют периодического контроля плотности затяжки винтов, которая со временем ослабевает.

На практическом занятии вам предстоит самостоятельно выполнить оконцевание и подсоединение проводов к электро­арматуре, наиболее предпочтительным способом. Работа будет проводиться по инструкционным картам.

3.4. Закрепление нового материала.

Вопросы к группе:

При оконцевании и сращивании проводов после снятия изоляции, жилы зачищают до блеска. Зачем?

Какие операции называются электромонтажными?

В каком случае провода оконцовывают петелькой ? тычком?

Вводный инструктаж (2 мин)

Правила безопасной работы

Работать только исправным инструментом.

Соблюдать особую осторожность при работе с монтерским ножом.

Снятие изоляционной оболочки и зачистку токоведущей жилы выпол­нять только на подкладной доске, нож держать наклонно, резать от себя.

Ручки кусачек, плоскогубцев, пассатижей, круглогубцев и щипцов держать в обхват, не закладывая пальцы между ними.

Изоляцию проводов выполнять надежно.

Соединительные винты затягивать туго.

Не работать отверткой на весу.

Не производить подключение электроарматуры на весу.

Включение цепи после сборки производить только с разрешения учи­теля — в сеть с напряжением не более 42 В.


Демонстрация приёмов работы:

Безопасный способ снятия изоляции.



Технология оконцевания проводов тычком и петелькой.




Самостоятельная работа учащихся (15 мин)

Инструменты и материалы: комплект электромонтажных инструментов, подкладная доска, изоляционная лента, отрезки одно и многожильных изолированных монтажных проводов,электропатрон, выключа­тель, штепсельная вилка, инструкционные карты № 1,2, 3,4 (смотри приложение)

Задание. Выполнить оконцевание проводов и зарядку электроарматуры (электропатрона, штеп­сельной вилки, выключателя).

Изучите правила безопасной работы с электромонтажными инструментами.

Определите места подключения проводников, что бы получилась замкнутая цепь.

Подготовьте необходимые провода и инструменты.

С разрешения учителя произведите испытание электрической цепи.



Текущий инструктаж учащихся - в процессе целевых обходов.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций (оконцевание, подсоединение)

Третий обход: проверить правильность сборки электрической цепи и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ.



6. Заключительный этап урока (5 мин)

6.1. Подведение итогов работы

6.2. Анализ характерных ошибок и их причин.

7. Домашнее задание.

8. Уборка рабочих мест (3 мин)


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Монтаж электрической цепиЭлектротехнические работы

Описание презентации по отдельным слайдам:

Монтаж электрической цепиЭлектротехнические работы

Монтаж электрической цепи
Электротехнические
работы

Монтаж электрической цепиОконцевание проводовПодключение проводов к электроар.

Монтаж электрической цепи
Оконцевание проводов
Подключение проводов к электроарматуре
(зарядка электроарматуры)
Электроарматура – это совокупность предметов оборудования для электрической проводки.

Оконцевание проводовОконцевание проводов – это освобождение их от изоляционно.

Оконцевание проводов
Оконцевание проводов – это освобождение их от изоляционной оболочки и оформление петелькой, которую ещё называют кольцо или прямым концом, который также называют тычок.

Оконцевание кольцомОконцевание тычком

Оконцевание кольцом
Оконцевание тычком

Зачистка проводов

Оконцовка тычком

Оконцовка петелькой4 мм8–10 мм

Оконцовка петелькой
4 мм
8–10 мм

Технология подключения провода к контакту Технология подключения к контакту п.

Технология подключения провода к контакту
Технология подключения к контакту провода колечком

Технология подключения провода к контакту Пружинная шайба нужна для того, что.

Технология подключения провода к контакту
Пружинная шайба нужна для того, чтобы в месте контакта провода с изделием было постоянное давление.
Направление закрутки колечка должно совпадать с направлением вращения винта.

Нужно это для того, чтобы проволока не выдавливалась из-под винта.

Технология подключения провода к контакту Все винтовые зажимы со временем осл.

Технология подключения провода к контакту
Все винтовые зажимы со временем ослабевают и требуют периодического контроля плотности затяжки.

Правила безопасной работы на уроках электротехнологииНельзя работать с отвёрт.

Правила безопасной работы на уроках электротехнологии
Нельзя работать с отвёрткой на весу. Ни в коем случае нельзя производить подключение электроарматуры на весу.
Работать нужно только исправным инструментом.
Важно соблюдать особую осторожность при работе с монтёрским ножом.
Снимать изоляционную оболочку и зачищать токоведущую жилу нужно только на подкладочной доске, нож необходимо держать наклонно и резать от себя.
Ручки кусачек, плоскогубцев, пассатижей, круглогубцев и щипцов надо держать в обхват, нельзя закладывать пальцы между ними.
Изоляция проводов должна быть надёжной. Соединительные винты необходимо затягивать как можно туже.
Включение цепи после сборки можно производить только с разрешения учителя — и только в сеть с напряжением не более 42 в.

Читайте также: