Сообщение мировоззрение писателя и связь его творчества с русской действительностью

Обновлено: 14.05.2024

Характеристику писателя естественнее всего начинать с разговора о его общественном облике. Человек всегда представляет собою часть сложного общественного коллектива, который влияет на него извне и в жизни которого он с большей или меньшей мерой активности участвует. Всякий труд, в том числе и труд писателя, неизменно несет в себе общественные функции. Цели писателя не индивидуальны, его материал взят из сферы человеческого опыта, предметом его внимания является читатель, которого он стремится воспитать силой своего творчества.

Мировоззрение писателя — это не только то, во что он верит, но и то, как он проникает глубоким взором художника в действительность, и что? он в результате этого проникновения запечатлевает в своем творчестве.

Для того чтобы успешно выполнить стоящие перед ним задачи, писатель должен прежде всего воспитать самого себя. Добиться этого писателю помогает воздействующая па него культура всего передового, прогрессивного человечества — и в первую очередь культура воспитавшей его нации. Сыном ее он рождается. На протяжении всей творческой деятельности писателя в нем растет и крепнет его сыновняя любовь к родине. Вот почему первым общественным качеством писателя, как и всякого иного деятеля культуры, является его кровная связь с родиной, его патриотизм.

Но патриотизм заключается не только и не столько в источниках той культуры, на которую опирается писатель, и не в одних его взглядах. Патриотично самое творчество писателя, самое его жизненное дело. Патриотизм Пушкина — это его пламенное служение делу освобождения своего народа от гнета самодержавия и крепостничества, это его ненависть к угнетателям и глубокая любовь к простым людям тогдашней России. Это вместе с тем и создание Пушкиным литературного языка и с помощью последнего — литературы, которой стало доступно изображение всей полноты русской действительности, всех глубин внутреннего мира человека.

Отвергая национализм и космополитизм, писатели-патриоты утверждают принцип критического освоения всего богатства мировой культуры во имя потребностей своей страны, своей культуры.

Патриотизм входит в плоть и кровь всей деятельности художника слова, он явным образом отражается и на самых методах писательской работы. Писатель стремится познать свою страну, весь мир, чтобы верно изобразить их. Он принимает непосредственное участие в общественной борьбе, знакомится с массой людей, совершает далекие путешествия. Он наблюдает действительность, вводя в поле своего зрения самые разнообразные явления жизни, знакомясь с различными народами земного шара, изображая самые разнообразные его места. Весь этот необозримый фонд жизненного опыта и наблюдений облекается писателем в образную форму. Как бы ни была разнообразна по своим формам художественная работа писателя, она всегда преследует цель создать произведение, не только достойное народа, к которому принадлежит художник, но и ведущее вперед, произведение, которое является частицей борьбы народа. Сознание кровной связи с родиной помогает писателю определять свои творческие задачи, умножает его силы, ведет его вперед, к новым и новым достижениям.

Мировоззрение, творчество и сама жизнь Федора Достоевского сотканы из самых крайних противоположностей. Как отмечал Борис Бурсов, автор одной из самых глубоких книг о писателе, "по сплетению несовместимых духовных, душевных, просто житейских свойств он резко выделяется на фоне всей мировой литературы".

Вот эту сложность Достоевского, полифоничность его мыслей и чувств, столь гениально выраженную в его романах и куда менее талантливо, но зато с большей определенностью, - в публицистике, всегда необходимо учитывать.

Кто ж такой на самом деле Фёдор Михайлович? Чтобы рассмотреть его черты характера поглубже, нужно вернуться в его прошлое, а именно к биографии.

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (30.10/11.11.1821-28.01/9.02.1881), великий русский писатель, один из высших выразителей духовно-нравственных ценностей русской цивилизации.

Родился в Москве в семье врача, образование получил в инженерном училище в Санкт-Петербурге; в 1841 произведен в офицеры, в 1843 окончил офицерские классы и зачислен на службу при инженерной команде, но осенью 1844 уволен в отставку. В 1845 повесть “Бедные люди” в “Отечественных Записках” встречена восторженными похвалами критики; затем ряд повестей из чиновничьей жизни. 21 декабря 1849, за участие в литературных собраниях Петрашевского, приговорен к смертной казни, но сослан в каторгу на четыре года; прослужив потом рядовым два года, произведен в прапорщики. В 1856 прощен, вышел в отставку и возвратился в Россию. Первые произведения после ссылки — “Дядюшкин сон” и “Село Степанчиково”. В 1860 Достоевский в Санкт-Петербурге и с 1861 с братом Михаилом издает ежемесячный журнал “Время”, где печатал роман “Униженные и оскорбленные” и “Записки из мертвого дома”, потрясающая картина жизни на каторге. В 1863 журнал запрещен. В 1864 издавал журнал “Эпоха”, успеха не имел. После поездки за границу появилось “Преступление и наказание” (“Русский Вестник”, 1866), “Идиот” (1881) и “Бесы” (1870-71). С 1873 редактировал “Гражданин”, где печатал свой “Дневник писателя”. В 1875 напечатал “Подростка” и в 1876-78 издает “Дневник писателя” как особый журнал. 1879 — “Братья Карамазовы”.

Творчество Достоевского посвящено постижению глубины человеческого духа. Писатель анализирует самые потаенные лабиринты сознания, последовательно проводя почти в каждом из своих произведений три ключевые мысли: идею личности как самодовлеющей ценности, одухотворенной Божьим Духом; идею страдания как реальной подоплеки нашего существования; идею Бога как высшего этического критерия и мистической сущности всемирного бытия.

Достоевский убедительно и беспощадно вскрывает духовное убожество и нравственную нищету людей, не верующих в Бога и противопоставляющих Ему Разум.

Бунт Ивана Карамазова в романе “Братья Карамазовы” так же, как бунт Раскольникова в “Преступлении и наказании”, так же, как бунт Кирилова в “Бесах”, — бунт разума, тщетно пытающегося найти этический критерий вне религии и устроить судьбы человеческие по рецептам, продиктованным не религиозным сознанием, а эмпирическим познанием. Достоевский отрицал возможность автономной морали, т. е. такой, где поведение человека определяется субъективной, произвольной, им самим установленной оценкой понятий добра и зла. Вслед за славянофилами Достоевский утверждал, что природа нравственности гетерономна, что живым источником и высшей санкцией этического импульса является правда Божественной Благодати, нас просвещающая, научающая нас отличать дозволенное от недозволенного, и побуждающая нас следовать путем Божественной Истины.

В своих произведениях Достоевский показал, что нравственность, построенная на шатких основаниях личного произвола, неизбежно приводит к принципу: “все дозволено”, т. е. к прямому уже отрицанию всякой нравственности, а значит и самоуничтожению личности. Лозунг: “Все дозволено” толкает Раскольникова на убийство, Ивана Карамазова — на отцеубийство, Кирилова.— на самоубийство.

Достоевский знал, что человечество, уверовав в безграничную будто бы силу науки и выведя идею Бога за скобки, неудержимо устремляется в зловеще зияющую бездну, в которой ему и суждено погибнуть. В частности, Достоевский указал и на то, что Западная Церковь, некогда сплотившая Европу в единый организм под знаменем католического Рима, не в состоянии уже предотвратить надвигающейся катастрофы потому, что она сама, Западная Церковь, перестала быть Церковью Христовой, подменив идею Христа идеей Его Наместника на земле в лице якобы непогрешимого Папы. К этой теме Достоевский возвращался часто. Впервые она была затронута, но как бы мимоходом, в “Идиоте”; более подробно она была разработана в “Дневнике писателя”, получив полное отражение в “Легенде о Великом инквизиторе”.

В “Легенде” затронуты глубочайшие тайны эсхатологии и христианского Богопознания. Сквозь туман лукавых социальных утопий, которые предлагали человечеству люди, отрекшиеся от Христа и поклонявшиеся антихристу, Достоевский ясно различал бездну, в которую ведет мир иудейско-масонская цивилизация.

В своих произведениях Достоевский подводит читателя к выводу, что нет большей мудрости, чем та, которая заключается в учении Спасителя, и нет большего подвига, нежели следовать Его заветам. Ложной и лживой философии Инквизитора он противопоставил ясное, тихое, как майское утро, миропонимание другого старца — старца Зосимы, любовью и состраданием врачующего душевные язвы стекающихся к нему со всех сторон страдальцев и грешников. В образе этого великого, но кроткого провидца Достоевский дал поразительное по глубине и тонкости воплощение Православия, сохранившего в чистоте веру в Богочеловечество, смерть и воскресение Христа и приявшего эту тайну не как закон, канонически навязанный ему извне, а как свободою и любовью сознанную нравственную необходимость.

Достоевский знал, что в этой тайне разрешаются все антиномии: безусловность Творца и условность твари; объективная гармония Космоса и субъективное ощущение Хаоса; покой вечности и объемлемое им вечное движение.

В наш жестокий век Достоевский звал ошалевшее и исподличавшееся человечество смирить гордыню разума и понять, наконец, что в богоотступничестве нет спасения. Он подошел к больным и заблудившимся сынам своего века со словами милосердия и устами старца Зосимы сказал им: “Любите человека и в грехе его, ибо сие уже подобно Божеской любви”.

По своему миропониманию Достоевский был близок к славянофилам; труд Н. Я. Данилевского “Россия и Европа” писатель считал будущей настольной книгой всех русских.

Предсказывая еще в 1870-х грядущую еврейскую революцию в России, Достоевский видел в ней войну против христианской цивилизации, конец Христианской культуры, всеобщее духовное одичание человечества и установление “жидовского царства”.

“Евреи, — писал Достоевский, — всегда живут ожиданием чудесной революции, которая даст им свое “жидовское царство”. Выйди из народов и. знай, что с сих пор ты един у Бога, остальных истреби или в рабов обрети, или эксплуатируй. Верь в победу над всем миром, верь, что все покорится тебе. Строго всем гнушайся и ни с кем в быту своем не сообщайся. И даже когда лишишься земли своей, даже когда рассеян будешь по лицу всей земли, между всеми народами — все равно верь всему тому, что тебе обещано раз и навсегда, верь тому, что все сбудется, а пока живи, гнушайся, единись и эксплуатируй и — ожидай, ожидай”.

Явление бесов на Русь Достоевский прямо связывает в “жидами и жидишками”, составлявшими идейное ядро революционеров и либеральной интеллигенции. Все они — воплощение сатанизма и антихриста.

Предрекая грядущие потрясения и предсказывая, что “от жидов придет гибель России”, Достоевский видел в революции бунт антихриста против Христа, дьявола и его слуг — иудеев против Бога.

“Верхушка иудеев, — писал Достоевский, — воцаряется все сильнее и тверже и стремится дать миру свой облик и свою суть”.

Бичуя бесов либерализма и социализма, Достоевский видел в идеях коммунистической революции “начала антихристовы, дух приближения ига князя мира сего, воплощенного в иудейских вождях”. Социализм с его соблазном (а фактически обманом) создания земного царства блаженства есть религия антихриста, стремление уничтожить Христианскую цивилизацию. И социализм, и капитализм были для Достоевского не противоположными началами, а лишь двумя формами одного и того же — сатанинского — стремления к упоению земными благами.

Социализм и капитализм — выражение общего иудейско-сатанинского идеала “вожделений избранного народа”, замаскированных лукавством дьявола, искушавшего в пустыне Христа своими соблазнами хлеба земного и чувственных наслаждений.

Вот некоторые мысли великого русского писателя о грядущей еврейской революции и царстве антихриста из “Дневника писателя”:

“Вместо христианской идеи спасения лишь посредством теснейшего нравственного и братского единения наступает материализм и слепая, плотоядная жажда личного материального обеспечения”, “Идея жидовская охватывает весь мир”, “Наступает торжество идей, перед которыми никнут чувства христианские”, “Близится их царство, полное их царство”.

“На протяжении 40-вековой истории евреев двигала ими всегда одна лишь к нам безжалостность. безжалостность ко всему, что не есть еврей. и одна только жажда напиться нашим потом и кровью”, “Некая идея, движущая и влекущая, нечто такое мировое и глубокое. Что религиозный-то характер тут есть по преимуществу — это-то уже несомненно. Что свой промыслитель (антихрист), под прежним именем Иеговы, со своим идеалом и со своим обетом, продолжает вести свой народ к цели твердой — это уже ясно”, “Все они одной сути”, “Глубоки тайны закона и строя еврейского народа. Окончательное слово человечества об этом великом племени еще впереди”.

“Жид и банк — господин уже теперь всему: и Европе, и просвещению, и цивилизации, и социализму, социализму особенно, ибо им он с корнем вырвет Христианство и разрушит ее цивилизацию. И когда останется лишь одно безначалие, тут жид и станет во главе всего. Ибо, проповедуя социализм, он останется меж собой в единении, а когда погибнет все богатство Европы, останется банк жида. Антихрист придет и станет в безначалии”.

“Наступит нечто такое, чего никто не мыслит. Все эти парламентаризмы, все гражданские теории, все накопленные богатства, банки, науки. все рухнет в один миг бесследно, кроме евреев, которые тогда одни сумеют так поступить и все прибрать к своим рукам”.

“Да, Европа стоит на пороге ужасной катастрофы. Все эти Бисмарки, Биконсфильды, Гамбетты и другие, все они для меня только тени. Их хозяином, владыкой всего без изъятия и целой Европы является еврей и его банк. Иудейство и банки управляют теперь всем и вся, как Европой, так и социализмом, так как с его помощью иудейство выдернет с корнями Христианство и разрушит Христианскую культуру. И даже если ничего как только анархия будет уделом, то и она будет контролируемая евреем. Так как, хотя он и проповедует социализм, тем не менее он остается со своими сообщниками — евреями вне социализма. Так что, когда все богатство Европы будет опустошено, останется один еврейский банк”.

“. Революция жидовская должна начаться с атеизма, так как евреям надо низложить ту веру, ту религию, из которой вышли нравственные основания, сделавшие Россию и святой и великой!”

“Безбожный анархизм близок: наши дети увидят его. Интернационал распорядился, чтобы еврейская революция началась в России. Она и начинается, ибо нет у нас против нее надежного отпора — ни в управлении, ни в обществе. Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств, начнут разлагать религию, разрушать храмы и превращать их в казармы, в стойла, зальют мир кровью и потом сами испугаются. Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал — это заговор против русских. Предвидится страшная, колоссальная, стихийная революция, которая потрясет все царства мира с изменением лика мира сего. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови”.

Все предсказания великого русского писателя сбылись с ужасающей точностью и продолжают сбываться в наше время.

Жизнь и творчество Ф. Достоевского – великого русского писателя, одного из высших выразителей духовно-нравственных ценностей русской цивилизации. Постижение автором глубины человеческого духа. Достоевский о еврейской революции и царстве антихриста.

Подобные документы

Социокультурная и политическая ситуация России 70-х гг. ХІХ в. Предпосылки создания этико-исторической концепции "Дневника писателя" Ф. Достоевского как ответ на духовный и нравственный кризис русского общества. Интеллигенция и народ; диалог с молодежью.

курсовая работа, добавлен 16.09.2014

Риторическая стратегия "Дневника писателя" как единого, самостоятельного произведения и как текста, вторичного по отношению к художественному творчеству Достоевского. Образ оппонента, чужая точка зрения. Проблематика "Дневника писателя", Россия и Европа.

курсовая работа, добавлен 03.09.2017

Характеристика мировоззрения Достоевского. Морально-этические и религиозные взгляды художника. Отношение писателя к Библии. Роль библейского контекста в формировании идейного замысла романа. Приемы включения Библии в произведение Достоевского.

дипломная работа, добавлен 30.11.2006

Краткая характеристика жизненных позиций и творческих взглядов Ф.М. Достоевского в работах З. Фрейда, М.М. Бахтина, Гессе и др. Анализ проблем свободы и зла у Достоевского. Оценка схожести метафизических исканий и этических воззрений Ницше и Достоевского.

реферат, добавлен 15.12.2010

Творчество Ф.М. Достоевского. Кьеркегоровское понятие экзистенции и связанное с ним противопоставление явлений жизненного ряда. "Записки из подполья" как программное философское произведение Достоевского. Сложность в понимании авторской позиции.

курсовая работа, добавлен 05.01.2011

Философский характер романов Федора Михайловича Достоевского. Выход в свет романа "Бедные люди". Создание автором образов "маленьких людей". Основная идея романа Достоевского. Представление о жизни простого петербургского люда и мелких чиновников.

реферат, добавлен 28.02.2011

Жанровое своеобразие произведений малой прозы Ф.М. Достоевского. "Фантастическая трилогия" в "Дневнике писателя". Мениппея в творчестве писателя. Идейно–тематическая связь публицистических статей и художественной прозы в тематических циклах моножурнала.

курсовая работа, добавлен 07.05.2016

Ранние годы жизни Федора Достоевского в семье отца. Первые литературные пристрастия. Отношения с братьями, их общие литературные привязанности. Основные известные произведения Достоевского, значение их в литературе. Последние годы жизни писателя.

реферат, добавлен 03.06.2009

Влияние творчества русского писателя Достоевского на развитие русской и мировой литературы. История создания романа "Преступление и наказание". Главные герои произведения. Описание пути покаяния и соединения с Богом как главного способа преображения мира.

презентация, добавлен 14.12.2014

Творчество Луи-Фердинанда Селина в отечественном литературоведении. Особенности восприятия данным автором творчества Федора Михайловича Достоевского. Трансформация художественных образов и идей в исследуемом романе Селина "Путешествие на край ночи".

Г.И. Беленький прослеживает формирование теоретико-литературных понятий на нескольких этапах: первоначальные стихийные представления, затем - целенаправленное абстрагирование признаков, завершающееся определением понятия, и, наконец, уточнение понятия, включение его в систему понятий и применение к новому материалу. Основными критериями овладения понятием Г.И. Беленький считает критерий единства обобщения и конкретизации".

Принципы формирования теоретико-литературных понятий в школе. Последовательность в изучении теоретико-литературных понятий в старших классах.

Основные принципы изучения теории литературы в школе:

1. учет возрастных особенностей учащихся (принцип доступности);

2. последовательность формирования теоретико-литературных понятий (в средних классах – от простого к сложному, от частного к общему, в старших классах – наоборот);

3. поэтапность в изучении теоретико-литературных понятий (наблюдение и применение на практике в процессе анализа литературного произведения);

4. системность в изучении вопросов теории литературы в школе;

5. взаимосвязь изучения теории литературы с чтением и восприятием художественных произведений школьниками;

6. взаимосвязь формирования теоретико-литературных понятий и развитием речи учащихся;

Систематическое повторение и обобщение теоретико-литературных понятий и применение их на практике.

В раскрытии определенного теоретического понятия необходимо придерживаться такой последовательности: - накопление фактов, характеристика литературных явлений, - общее представление о признаках этого явления, - определение понятия или установления его характерных признаков, - закрепление существенных признаков, понятий или его определений, - применение понятий при анализе конкретного литературного явления, - дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками.

Теоретико-литературные понятия в школьных программах по литературе (под ред. А. Г, Кутузова, и Т. Ф. Курдюмовой).

Программы по литературе 5-11 класс Т. Ф. Курдюмовой. В объяснительной записке сформирована основная цель: становление духовного мира человека. В программе выделяют 2 концентра: средний (5-8 класс) и старший (9-11 класс). В средних классах ставится задача: помочь подросткам освоиться в мире искусства слова. Им предлагаются 3 круга чтения и соответствующего варианта анализа художественных текстов. 1 круг: для чтения и изучения, 2

круг: для самостоятельного чтения и обсуждения в классе, 3 круг: для внеклассного чтения. Произведения достаточно жестко закреплены за кругами чтения. В 9-11 кл. предлагается трехлетний курс на историко-литературной основе, состоящий из обзорных и монографических тем, начинающийся античной и завершающийся современной литературой.

Составить развернутый план урока по изучению биографии писателя в старших классах (очерк жизни и творчества – по выбору).

Цель урока: познакомится с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; помочь учащимся осознать роль творчества Достоевского в литературе;

привить любовь к родной литературе.

Ход урока:

2. Оформление тетрадей (тема, эпиграф, план)

План.

1. Творческие искания Достоевского (биография писателя)

2. Мировоззрение писателя и связь его творчества с русской действительностью.

3. Вступительное слово учителя.

4. Творческие искания Достоевского (биография писателя).

Цель: дать несколько другой ракурс в понимании творчества

6. Закрепление материала по творчеству Ф.М. Достоевского, его мировоззрение в форме беседы. Вопросы к ученикам:

· Какие факты биографии Ф.М. Достоевского вас особенно удивили?

· Каковы творческие искания Достоевского?

· Как мировоззрение писателя связано было с Руссой действительностью.

8. Домашнее задание.

№ 13

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Творчество многих русских писателей XIX ве­ка неразрывно связано с русским миром, во многих произведениях прослеживается тема русской идеи как социально-философской основы российской государственности.

С начала XIX века происходило расширение территории России, в связи с чем остро возникла необходимость в выработке нового политического курса государства, который объединил бы вновь вошедшие в его состав народы под властью русского монарха. Интерес к данной проблеме обусловлен не только историческими причинами, что актуально само по себе, но и современными условиями, когда Российское государство осуществляет выход в мировое пространство с новой политической философией и заявляет о себе как о сильной державе, способной противостоять мировому гегемону.

Среди русских писателей, которые наиболее тщательно и последовательно раскрывали содержание русской идеи, особое место занимает Ф.М. Достоевский. Его размышления о русской идее относятся к периоду 1860-1870-х годов, когда правительство разрабатывало реформы, и позже, когда стали ощутимы первые их результаты, оказывавшие влияние на содержание внутренней и внешней политики России.

Достоевский не подвел окончательно Раскольникова к христианству, однако сделал вывод, что преступления совершаются вне Бога, на пути Его отрицания, неприятия. Евангелие-Бог победил Топор-бунт (символ топора как орудия преступления был выбран Достоевским с намеком на идеи революционных демократов, в частности, Чернышевского, призывавших Русь к топору). Евангелие, по мысли писателя, должно помочь Раскольникову на каторге, как в свое время помогло самому Достоевскому. С веры в Христа началось духовное просветление и возрождение Раскольникова.

Тема детей у Достоевского — центральная с точки зрения содержания национального самосознания русского народа. Дети — будущее народа, гарантия его существования и процветания. Благополучие детей во все времена являлось ведущим критерием благополучия общества. По состоянию детства, отношению к детям измеряют степень цивилизованности народа. В современной России на этом поле — непочатый край работы.

Находясь в течение четырех лет за границей, Достоевский постоянно сравнивал русского человека с западноевропейцами, видел различия между ними в приверженности Запада католицизму. Главным недостатком католической религии он считал забвение человека, измену Христу ради материальных, земных выгод. В католицизме писатель не видел прочных религиозных и нравственных убеждений, западники, по его мнению, действовали в зависимости от конъюнктуры, ставили во главу мотивов своих действий исключительно власть и богатство.

Вообще Достоевский очень трепетно, осторожно относился к проявлениям любви, не разбрасывался ею, бережно копил в душах героев, чтобы затем выплеснуть на окружающих с неистовой силой, вопреки законам и нормам общества. По представлению Достоевского, Бог есть любовь. Вокруг этой евангельской идеи строились многие сюжеты его произведений и в целом нравственная концепция писателя.

Наиболее яркой фигурой церковного деятеля стал Зосима (старец Зосима). Главным его предназначением являлась помощь людям — добрым словом, житейским советом, исцелением. Это — видимая сторона деятельности Зосимы, а невидимая, внутренняя заключалась в бесконечном духовно-нравственном совершенствовании. Непросто происходило формирование нравственного мира будущего старца, но Господь подвел его к высшему его предназначению на Земле. Уход Зосимы в монахи, разрыв с миром свидетельствовали об окончательном его очищении.

Примечания:

1. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 тт.: т. XXV / Ф.М. Достоевский. — Л.: Наука, 1984. — С.148. Далее ссылки на это издание с указанием тома и страницы.

Читайте также: