Сообщение метафора олицетворение эпитет как изобразительные средства 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

В лексике основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. — поворот, оборот, образ) — специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении.

К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония.

Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка (тропы)

Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.

От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

Например: грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев), седой туман, лимонный свет , немой покой (И. А. Бунин).

Эпитеты могут также выражаться:

существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета.

Например: волшебница -зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира , а не только няня своей души (М. Горький);

наречиями, выступающими в роли обстоятельств.

Например: На севере диком стоит одиноко ...(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);

деепричастиями.

Например: волны несутся гремя и сверкая ;

местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души.

Например: Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие ! (М. Ю. Лермонтов);

причастиями и причастными оборотами.

Например: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление. борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении.

С точки зрения типа переносного значения слова, выступающего в роли эпитета, все эпитеты делятся на:

метафорические (в их основе лежит метафорическое переносное значение.

Например: тучка золотая , бездонное небо, сиреневый туман, облако ходячее и дерево стоячее .

Метафорические эпитеты – яркая примета авторского стиля:

метонимические (в их основе лежит метонимическое переносное значение.

Например: замшевая походка (В. В. Набоков); царапающий взгляд (М. Горький); березовым веселым языком (С. А. Есенин).

С генетической точки зрения эпитеты делятся на:

- общеязыковые ( гробовое молчание, свинцовые волны),

- индивидуально-авторские ( немой покой (И. А. Бунин), умильная прелесть (Ф. И. Тютчев), кудрявый сумрак (С. А. Есенин)

- народно-поэтические (постоянные) ( красное солнце, буйный ветер, добрый молодец).

В стихотворном фольклоре эпитет, составляющий вместе с определяемым словом устойчивое словосочетание, выполнял, помимо содержательной, мнемоническую функцию (гр. mnemo nicon - искусство запоминания).

Эпитет может вбирать в себя свойства многих тропов. Основанный на метафоре или на метонимии, он может сочетаться также с олицетворением . туманная и тихая лазурь над грустно-сиротеющей землею (Ф. И. Тютчев), гиперболой (Уже знает Осень, что такой Глубокий и немой покой — Предвестник долгого ненастья (И. А. Бунин) и другими тропами и фигурами.

Роль эпитетов в тексте

Помимо этого, эпитеты могут:

— усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов.

Например: Меж скал блуждая, желтый луч В пещеру дикую прокрался И гладкий череп озарил. (М. Ю. Лермонтов);

— уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):.

Например: Лес, точно терем расписной , Лиловый , золотой , багряный , Веселой , пестрою стеной Стоит над светлою поляной (И. А. Бунин);

— создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л. Н. Толстой), блистательная тень (Е. А. Баратынский);

— передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: . Дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев); И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский); Что же значит это улыбающееся , благословляющее небо, эта счастливая , отдыхающая земля? (И. С. Тургенев)

В зависимости от того, как выражается авторская оценка, все эпитеты делятся на изобразительные и выразительные (лирические).

Следует иметь в виду, что указанное деление достаточно условно, так как и изобразительные эпитеты имеют эмоционально-оценочное значение.

Эпитеты широко используются в художественном и публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи.

Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Например: Горят аулы, нет у них защиты. Врагом сыны отечества разбиты, И зарево, как вечный метеор , Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

Сравнения выражаются различными способами:

— формой творительного падежа существительных.

Например: Соловьем залетным Юность пролетела, Волной в непогоду Радость отшумела. (А. В. Кольцов) Луна скользит блином в сметане. (Б. Пастернак) Звездопадом летела листва. (Д. Самойлов) На солнце золотом сверкает дождь летучий. (В. Набоков) Стеклянной бахромой висят сосульки. (И. Шмелев) Узорным чистым полотенцем Свисает радуга с берез. (Н. Рубцов)

— формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

Например: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее . (А. Ахматова) Девичьи глаза ярче роз. (А. С. Пушкин) Но глаза синее дня. (С. Есенин) Кусты рябин туманней глубины. (С. Есенин) Вольнее младость. (А. С. Пушкин) Правда дороже золота. (Пословица) Светлее солнца тронный зал. М. Цветаева)

— сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.

Например: Как хищный зверь , в смиренную обитель Врывается штыками победитель. (М. Ю. Лермонтов) Глядит апрель на птичий перелет Глазами синими, как лед . (Д. Самойлов) Здесь каждая деревня так люба, Как будто в ней красоты всей вселенной . (А. Яшин) И стоят за дубровыми сетками Словно нечисть лесная , пеньки. (С. Есенин) Как птичка в клетке , Сердце запрыгает. (М. Ю. Лермонтов) Моим стихам, как драгоценным винам , Настанет свой черед. (М. И. Цветаева) Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь , битва отдыхает. (А. С. Пушкин) Прошедшее, как дно морское , Узором стелется в дали. (В. Брюсов)

За рекою в непокое
Вишня расцвела,
Будто снегом за рекою
Стежку залила.
Будто легкие метели
Мчались во весь дух,
Будто лебеди летели,
Обронили пух.
(А. Прокофьев)

— при помощи слов подобный, похожий, это.

Например: На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза (А. Ахматова);

— при помощи сравнительных придаточных предложений.

Например: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Точно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду . (С. А. Есенин) Дождик сеет, сеет, сеет, С полуночи моросит, Словно занавес кисейный За окошками висит. (В. Тушнова) Тяжелый снег, крутясь, закрыл Бессолнечную высь, Как будто сотни белых крыл Бесшумно понеслись . (В. Тушнова) Как дерево роняет тихо листья , Так я роняю грустные слова. (С. Есенин) Как царь любил богатые чертоги , Так полюбил я древние дороги И голубые вечности глаза! (Н. Рубцов)

Сравнения могут быть прямыми и отрицательными

Отрицательные сравнения особенно характерны для устной народной поэзии и могут служить способом стилизации текста.

Например: То не конский топ, Не людская молвь. (А. С. Пушкин)

Особый тип сравнения представляют развернутые сравнения, с помощью которых могут быть построены целые тексты.

Так грустно тлится жизнь моя
И с каждым днем уходит дымом,
Так постепенно гасну я
В однообразье нестерпимом.

О Небо, если бы хоть раз
Сей пламень развился по воле —
И, не томясь, не мучась доле,
Я просиял бы — и погас!

Роль сравнений в тексте

Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.

Например:
Мне, дружок мой, нравится,
Когда слово плавится
И когда оно поет,
Жаром строчку обдает,
Чтоб слова от слов зарделись,
Чтоб они, идя в полет,
Вились, бились, чтобы пелись,
Чтобы елись, будто мед .

(А. А. Прокофьев);

В каждой душе словно живет, горит, светится, как звезда на небе , и, как звезда , погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетает с наших губ. Бывает, погасшая звезда для нас, людей на земле, горит еще тысячу лет. (М. М. Пришвин)

Сравнения как средства языковой выразительности могут использоваться не только в художественных текстах, но и в публицистических, разговорных, научных.

Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Иногда говорят, что метафора – это скрытое сравнение.

Например , метафора В саду горит костер рябины красной (С.Есенин) содержит сравнение кистей рябины с пламенем костра.

Многие метафоры стали обычными в повседневном употреблении и потому не привлекают внимания, утратили в нашем восприятии образность.

Например: банк лопнул, хождение доллара, кружится голова и др.

В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова.

В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.

Например: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.

Все метафоры делятся на две группы:

Например: золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла ;

2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические)

Например: И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари (М. Волошин); Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова); И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

Метафоры Сергея Есенина: костёр рябины красной, берёзовый весёлый язык рощи, ситец неба ; или кровавые слёзы сентября, поросли дождевых капель, булки фонарей и пышки крыш у Бориса Пастернака
Метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов как бы, вроде, подобно, словно и т.п.

Существует несколько видов метафоры: стертая, развернутая, реализованная.

Стертая - общепринятая метафора, переносный смысл которой уже не ощущается.

Например: ножка стула, спинка кровати, лист бумаги, стрелка часов и т.п.

Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами…
Лермонтов "Чаша жизни"


… мальчик, схваченный любовью
К девушке, окутанной шелками…

Н.Гумилев "Орел Синдбада"

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.

С.Есенин "Отговорила роща золотая…"

Грустя, и плача, и смеясь,
Звенят ручьи моих стихов
У ног твоих,
И каждый стих
Бежит, плетет живую вязь,
Своих не зная берегов.

А.Блок "Грустя, и плача, и смеясь..."

Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма…
О.Мандельштам "Сохрани мою речь навсегда…"

… бурлила, королей смывая,
Улица июльская кривая…

О.Мандельштам "Я молю, как жалости и милости…"

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
М.Горький "Песня о Буревестнике"

Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль.
М.Горький "Челкаш"

Реализованная - метафора, которая вновь обретает прямое значение. Результат этого процесса на бытовом уровне часто бывает комическим:

Например: Я вышел из себя и вошел в автобус

Экзамен не состоится: все билеты проданы.

Если ты ушел в себя , не возвращайся с пустыми руками и т.п.

Во время южной ссылки Муза предстала романтической героиней - жертвой своих пагубных страстей, решительной, способной к безрассудному бунту. Ее образ помогал поэту создать в стихах атмосферу загадочности и таинственности:

Как часто л асковая Муза
Мне услаждала путь немой
Волшебством тайного рассказа .


В переломный момент творческих исканий автора именно она
Явилась барышней уездной,
С печальной думою в очах…

Следует помнить, что граница между различными видами метафоры весьма условная, зыбкая и точно определить тип бывает сложно.

Роль метафор в тексте

Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста.

Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.

Например: Мне душно в этой атмосфере! Коршуны ! Совиное гнездо ! Крокодилы ! (А. П. Чехов)

Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.

Чаще всего олицетворения используются при описании природы .

Например:
Катясь чрез сонные долины,
Туманы сонные легли ,
И только топот лошадиный,
Звуча, теряется вдали.
Погас, бледнея, день осенний,
Свернув душистые листы,
Вкушают сон без сновидений
Полузавядшие цветы .

(М. Ю. Лермонтов)

Реже олицетворения связаны с предметным миром.

Например:
Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? Довольно.
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.
Смычок все понял , он затих ,
А в скрипке эхо все держалось.
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.

(И. Ф. Анненский);

Что-то добродушное и вместе уютное было в физиономии этого дома . (Д. Н. Мамин-Сибиряк)

Олицетворения - тропы очень давние, своими корнями уходящие в языческую старину и потому занимающие столь важное место в мифологии и фольклоре. Лиса и Волк, Заяц и Медведь, былинные Змей Горыныч и Идолище Поганое - все эти и другие фантастические и зоологические персонажи сказок и былин знакомы нам с раннего детства.

На олицетворении строится один из самых близких к фольклору литературных жанров - басня.

Без олицетворения и сегодня немыслимо представить художественные произведения, без них немыслима наша повседневная речь.

Образная речь не только наглядно представляет мысль. Её достоинство и в том, что она короче. Вместо того, чтобы подробно описывать предмет, мы можем его сравнить с уже известным предметом.

Нельзя представить поэтическую речь без использования этого приёма:
"Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет ,
То заплачет, как дитя."
(А.С. Пушкин)

Роль олицетворений в тексте

Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.

Олицетворение как выразительное средство используется не только в художественном стиле, но и в публицистическом и научном.

Например: рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике.

Наиболее распространены метафоры, образованные по принципу олицетворения, когда неодушевленный предмет получает свойства одушевленного, как бы приобретает лицо.

Примеры метафор такого типа мы часто находим в поэзии А.С.Пушкина:
Не вдруг восторги бросят нас…
Над ним летает смертный сон.
Промчались дни мои…
Жизни дух проснулся в нем.
Отечество тебя ласкало…
Пробуждается поэзия во мне…

Но существуют метафоры, образованные иначе. Критерий различия здесь - принцип одушевленности и неодушевленности. Неодушевленный предмет НЕ получает свойств одушевленного.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Изобразительно-выразительные средства языка

Описание презентации по отдельным слайдам:

Изобразительно-выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка

ТРОП Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для.

ТРОП Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. белое белоснежное

сравнение Найдите сравнения. Что они передают? Там, как черная железная нога.

сравнение Найдите сравнения. Что они передают? Там, как черная железная нога побежала, поскакала кочерга.(К. И.Чуковский) Мелкий грибной дождь… чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. (К. Г. Паустовский) Это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность.

Средства художественной выразительности сравнение это художественный прием (т.

Средства художественной выразительности сравнениеэто художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. И стройных жниц короткие подолы, Как флаги в праздник, по ветру летят. (А.Ахматова)

Формы выражения сравнения : Сравнительным оборотом с союзами: как, будто, как.

Формы выражения сравнения : Сравнительным оборотом с союзами: как, будто, как будто, словно, точно ( В саду звезды раскидались, как красные, синие белые лепестки гиацинтов.) Существительным в творительном падеже ( Змейкой мчится по земле белая поземка. ( С. Маршак) Существительным в родительном падеже ( Лак на скрипке был цвета крови ) Сравнительной степенью ( Из мрака куст ползет, мохнатей медвежонка. ( В. Луговской)

Формы выражения сравнения : С помощью слов: похожий на, похож на, подобен, на.

Формы выражения сравнения : С помощью слов: похожий на, похож на, подобен, напоминает, схож с… ( Кленовый лист напоминает нам янтарь. ( Н. Заболоцкий) Придаточным сравнительным предложением ( Спина его ссутулилась, словно за шиворот сунули подушку. ) Отрицанием, т. е. не сопоставлением, а противопоставлением Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз – воевода дозором обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов )

Как сравнения позволяют поэтам добиться яркой выразительности? Под голубыми н.

Как сравнения позволяют поэтам добиться яркой выразительности? Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит… А.С.Пушкин Осыпался с березы лист И, как ковер, устлал дорогу… Идешь, как будто по водам, Нога шумит… А красных мухоморов ряд, Что карлы сказочные, спят… А. Н. Майков Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой, Подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку. С. Есенин

Сравнение – троп, при котором характеристика одного предмета (качества, лица.

Сравнение – троп, при котором характеристика одного предмета (качества, лица) дается через сопоставление его с другим предметом (веществом, лицом). Обычно сравнение выражается с помощью слов как, будто, точно, словно, похоже и др. Могут быть сравнения в форме Т.п. (Раненым медведем мороз идет) (Н. Асеев) Особый вид сравнения – отрицательные сравнения. (То не конский топ, не людская молвь) (А.С. Пушкин) Справка

Найдите в тексте сравнение. Уснуло озеро; безмолвен черный лес; Русалка бела.

Найдите в тексте сравнение. Уснуло озеро; безмолвен черный лес; Русалка белая небрежно выплывает; Как лебедь молодой, луна среди небес Скользит и свой двойник на влаге созерцает. (А.А. Фет) Луна сравнивается с молодым лебедем, плывущим по озеру: отражение луны скользит по водной глади так же плавно, как лебедь.

эпитеты Найдите эпитеты: статные осины высоко лепечут над нами; томительный с.

эпитеты Найдите эпитеты: статные осины высоко лепечут над нами; томительный свет белой ночи; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… погубленных березок вялый лист, еще живой и клейкий, как сено из-под дождика, душист. (А. Т. Твардовский) Красочные определения предмета или явления (чаще всего выражены прилагательными)

Задание 1. Какие эпитеты использует автор для создания художественных образов.

Задание 1. Какие эпитеты использует автор для создания художественных образов? Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные поляны льет печально свет она. А.С. Пушкин Ночевала тучка золотая На груди утеса – великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя. М. Ю. Лермонтов Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый… М. Ю. Лермонтов

Эпитет – троп, фигура, образное определение, слово или сочетание слов, опред.

Эпитет – троп, фигура, образное определение, слово или сочетание слов, определяющее лицо, предмет, явление или действие с субъективной позиции автора. Эпитеты – это все красочные определения, выраженные прилагательными. Три группы эпитетов: Усилительные показывают на признак, содержащийся в определяемом слове, не внося ничего нового (зеркальная гладь, холодное равнодушие) Уточнительные называют признаки предмета: величину, форму, цвет и др. (торжественные былины, мудрые пословицы, хитрые загадки) Контрастные образуют с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов (радостная печаль, ненавидящая любовь)

Найдите в тексте определения, которые не просто называют какой - либо признак.

Найдите в тексте определения, которые не просто называют какой - либо признак предмета, но обладают художественной выразительностью. Побледневшие, нежно-стыдливые, Распустились в болотной глуши Белых лилий цветы молчаливые, И вкруг них шелестят камыши. (К.Д. Бальмонт) Болотная глушь, белые лилии являются простыми определениями. Они называют реальный признак предмета (цвет и место). Побледневшие, нежно - стыдливые, молчаливые передают то, каким видит этот предмет автор, какие образы возникают у него при взгляде на эти предметы. Эти определения обладают художественной выразительностью.

Эпитет Седая голова Седая зима

Эпитет Седая голова Седая зима

метафора НАЙДИТЕ МЕТАФОРЫ Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно.

метафора НАЙДИТЕ МЕТАФОРЫ Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно. А. С. Пушкин На холмах пушки, присмирев, Прервали свой голодный рев. А. С. Пушкин Употребление слова или выражения в переносном значении на основании сходства между предметами. Это сравнение неявное, скрытое.

Что помогают читателю увидеть, понять, представить с помощью метафоры в данны.

Что помогают читателю увидеть, понять, представить с помощью метафоры в данных отрывках? Цветочная поляна – мой космодром. В.Солоухин И битвы поле роковое Гремит, пылает здесь и там. А. С. Пушкин Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Ф. И. Тютчев

скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления н.

Метафора Горит костер рябины красной Костёр горит

Метафора Горит костер рябины красной Костёр горит

олицетворение Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пу.

олицетворение Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… С. Есенин Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся… А. Фет Наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, речью.

Задание 4. Какие образы создают авторы с помощью олицетворений? Клен ты мой о.

Задание 4. Какие образы создают авторы с помощью олицетворений? Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись над метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. С. А. Есенин Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра…Ты вся в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны. ( А. Н. Толстой)

Олицетворение- разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы с.

вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные Пр.

вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные Пример: душа поёт, река играет. Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тёмно-голубые? И о чём звените вы В день весёлый мая, Средь некошеной травы Головой качая? (А.К. Толстой)

Олицетворение Человек плачет Плачет дождь

Олицетворение Человек плачет Плачет дождь

Найдите в тексте примеры, когда неживые предметы представлены как живые. В си.

Найдите в тексте примеры, когда неживые предметы представлены как живые. В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся – начинают гудеть и петь. (И.С. Шмелев) Выражения дрова трещат, начинают гудеть и петь создают картину тепла на фоне зимней стужи.

сравнение это художественный прием (троп), при котором образ создается посред.

сравнениеэто художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. эпитетэто один из тропов, являющийся художественным, образным определением. метафоратроп, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. олицетворениехудожественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства

Гипербола - фигура, состоящая в чрезмерном преувеличении того, о чем говорит.

образные, устойчивые выражения, употребляемые в разных языках для создания бо.

образные, устойчивые выражения, употребляемые в разных языках для создания более выразительной характеристики героя или явления. Пример: бить баклуши, считать ворон, горе луковое, глухая тетеря, баюшки-баю и другие.



№1. Устраните несоответствие в названии и значении термина. Перечень тропов З.

№1. Устраните несоответствие в названии и значении термина. Перечень троповЗначение термина Олицетворение1. Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением Эпитет2. Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Сравнение3.Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать Метафора4.Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

Проверь себя! Олицетворение 3 Такое изображение неодушевлённых предметов, при.

Проверь себя! Олицетворение3 Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать Эпитет4Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства Сравнение1Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением Метафора2 Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту

Задание 2. Выполните тест. № 1. Отметьте пример, содержащий сравнение: 1. Ес.

Задание 2. Выполните тест. № 1. Отметьте пример, содержащий сравнение: 1. Если Ваня разойдется, ему море по колено. 2. Как чайка, парус там белеет в вышине. 3. Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка. №2 . Отметьте пример, содержащий олицетворение: Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде. Все флаги в гости будут к нам. Жидкой позолотой закат обрызгал серые поля. № 3. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении. Мы выходили из дома привычной дорогой, и перед нами раскрывалось залитое светом зелёное царство охоты. сравнение метафора олицетворение

№4. Укажите, какое средство выразительности использовано в данном предложении.

№4. Укажите, какое средство выразительности использовано в данном предложении. Из сада слышался деловитый гул пчёл и нестерпимый треск кузнечиков. 1) метафора 2) эпитет 3) олицетворение № 5. Определите средства выразительности в каждом предложении. Великий город гудел, как сказочный улей. Смотри, как запад разгорелся вечерним заревом лучей. Гора там есть с заоблачной тропой!

Проверь себя! № 1 – 2 № 2 – 3 № 3 – метафора № 4 – эпитет № 5 1- сравнение 2.

Проверь себя! № 1 – 2 № 2 – 3 № 3 – метафора № 4 – эпитет № 5 1- сравнение 2 – метафора 3 - эпитет

Слова и словосочетания, которые делают художественную речь более яркой и выразительной.

Изобразительно-выразительные средства – что это

Сегодня мы будем говорить про изобразительно-выразительные средства. Вы узнаете, что это, зачем они нужны и как легко отличать один тип ИВС от других. Начнем с самых популярных. Я буду простым языком вам объяснять суть каждого средства и приводить примеры.

Метафора

Например. Вот решил Арсений Тарковский написать стихотворение о том, что жизнь очень быстро проходит. Как написать так, чтобы ярко передать эти чувства быстротечности жизни? Какой такой образ подобрать?

Еще больше примеров вы найдете в моей статье про метафору.

Олицетворение

Надо запомнить, что это тоже метафора, разновидность метафоры. Олицетворение – это когда неживой предмет в художественном тексте изображен как живой.

Сравнение

Эпитет

У меня есть статья, где я учу отличать эпитеты от обычных определений. Обязательно прочитайте, чтобы не путаться.

Метонимия

Подробнее – в моей статье про метонимию.

Гипербола

Литота

В сказках тоже есть много подобных литот. Вспомните, например, дюймовочку. Почему ее так называли? Потому что она ростом была с дюйм – 2,54 сантиметра. Сюда же относится и мальчик-с-пальчик.

Ирония

Аллегория

Лиса в народных сказках часто воплощает хитрость, козел – тупость, баран – упертость, волк – злобу, жестокость.

И когда мы читаем в сказках про всех этих животных, мы понимаем, что речь-то идет о человеке, о его личностных качествах.

Оксюморон

Как так может быть? Никак. Несовместимые вещи. Оксюморон.

Перифраза

Когда мы берем одно слово и заменяем его описательным оборотом, который всем понятен. Например, город на Неве – это что? Это Петербург.

А черное золото? Это нефть. А канцелярская крыса? Это офисный работник, чиновник.

Перифразы позволяют по сто раз не повторять одно и то же слово и при этом дают возможность выразить дополнительные оттенки смысла, дать предмету эмоциональную оценку.

Антитеза, или контраст

Анафора

Градация

Инверсия

Она наблюдается в двух случаях:

Инверсия нужна для того, чтобы сделать акцент на каком-то слове, поставить на него логическое ударение. Она делает художественные тексты более яркими.

Подробнее читайте в статье про инверсию.

Параллелизм

Парцелляция

Парцелляция нужна для того, чтобы заставить читателя делать паузы на точках и задумываться о смысле каждого фрагмента текста.

Риторический вопрос

Риторическое обращение

Умолчание

Функции изобразительно-выразительных средств

ИВС помогают автору лучше выражать свою мысль и быть убедительным. Автор подбирает яркие сравнения, метафоры, аллегории и заставляет своего читателя задумываться, размышлять над чем-то, ненавязчиво убеждает его в своей правоте.

Полезные материалы по теме

Советую вам посмотреть несколько моих статей по лексике. Они все небольшие, но я там разбираю трудные моменты, в которых дети практически всегда путаются.

  1. Что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов. и историзмы. и его отличия от других пластов лексики, например от арго. . и антонимы.

И саму статью про лексику прочитайте тоже.

Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие месяцы будет еще много новых статей по русскому и литературе, я постараюсь разобрать в том числе и практические темы – как делать разные виды разборов, правильно строить схемы предложений и пр. Рассылка позволит мне держать вас в курсе и высылать ссылочки на новые публикации.

Заключение

Это была статья о том, что такое изобразительно-выразительные средства. Смог ли я понятным языком объяснить вам материал, достаточно ли было примеров? Получится ли у вас теперь самостоятельно находить ИВС в тексте и правильно определять их тип?

Напишите, пожалуйста, свое мнение о статье в комментариях, чтобы я мог ее доработать.

Олицетворение - что это значит? Значение термина простыми словами. Примеры олицетворения в стихотворениях и прозе. Метафора, олицетворение, эпитет - в чем разница этих средств выразительности речи? Сравнение и олицетворение.

Фото Что такое олицетворение. Примеры. Метафора, олицетворение и эпитет

Олицетворение - это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. Их наделяют способностью говорить, думать, чувствовать.

O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)

Море - смеялось. (М. Горький)

Олицетворение и метафора

Синонимы к слову олицетворение - одушевление, персонификация, прозопопея.

Олицетворение - средство выразительности речи, один из видов метафоры (использования слов в переносном значении). Как и любые метафоры, олицетворения бывают общепринятыми, и оттого стертыми.

Примеры олицетворения:

Снег идет

Лес проснулся

Ласковый дождь

Ночь подкралась

Поющая гитара

Голос ветра

Компьютер ожил

Ударил мороз

А бывают неповторимые, авторские олицетворения:

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость.

А.С. Пушкин

И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки .

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Анна Ахматова

Зачем нужно олицетворение и где его используют

Олицетворение позволяет автору создать глубокий художественный образ - яркий и неповторимый. С помощью олицетворения описывают собственные эмоции и переживания героев, выражают отношение к предметам и явлениям.

Олицетворение часто используется в стихах, но встречается и в разговорной речи, и в прозе:

Олицетворение часто встречается в народных сказках, былинах, во многих фразеологизмах:

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Дело мастера боится.

Морда просит кирпича.

Олицетворение и эпитеты

А там, внизу, деревья, звери, птицы,
Большие, сильные, мохнатые, живые,
Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг заиграли утреннюю песню

Николай Заболоцкий

Олицетворение и аллегория - в чем разница?

Иногда олицетворение путают с аллегорией - передачей абстрактного понятия с помощью конкретного образа (например, голубь - символ мира).

Бывает, однако, что писатель одновременно использует и олицетворение, и аллегорию: объект, награждаемый человеческими качествами, становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении парус награждается человеческими качествами и становится аллегорией метущейся души.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М.Ю. Лермонтов

Олицетворение. Примеры из литературы

Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
А.С. Пушкин

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит.
М.Ю. Лермонтов

И грезит пруд, и дремлет тополь сонный,
Вдоль туч скользя вершиной заострённой,
Где воздух, свет и думы - заодно,
И грудь дрожит от страсти неминучей,
И веткою всё просится пахучей
Акация в раскрытое окно!
А.А. Фет

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Ф.И. Тютчев

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше:

Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.

И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
М.В. Исаковский

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Б.Л. Пастернак

Читайте также: