Сообщение меры безопасности при самостоятельных занятиях физической культуры

Обновлено: 30.06.2024

Волейбол является спортивной игрой с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой.

Игровое поле включает игровую площадку и свободную зону. Оно должно быть прямоугольным и симметричным.

Размеры свободной зоны: расстояние от боковых линий 3 - 5 м и от лицевых - 5 - 8 м. Высота свободного пространства над игровым полем - 12,5 м. Минимальные размеры свободной зоны и высоты свободного пространства над игровым полем могут быть указаны в положении о соревнованиях.

На каждой площадке передняя зона ограничена осью средней линии и краем линии нападения, проведенной на расстоянии трех метров от этой оси (ширина линии входит в зону).

Передняя зона простирается за боковыми линиями до конца свободной зоны.

Зона подачи - это участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии.

Она ограничена по бокам двумя короткими линиями длиной 15 см. каждая, нанесенными на расстоянии 20 см. от лицевой линии, позади ее, как продолжение боковых линий. Обе короткие линии включены в ширину зоны подачи.

Сетка устанавливается вертикально над осью средней линии. Верхний край сетки устанавливается на высоте 2,43 м для мужчин и 2,24 м для женщин.

Команда может состоять максимум из 12 игроков, одного тренера, одного помощника тренера, одного массажиста и одного врача.

Команда набирает очко:

при успешном приземлении мяча на игровой площадке соперника;

когда команда соперника совершает ошибку;

когда команда соперника получает замечание.

Если две (или более) ошибки совершены последовательно, то принимается во внимание только первая ошибка.

Если две (или более) ошибки совершены соперниками одновременно, то это считается обоюдной ошибкой и мяч переигрывается.

Розыгрышем мяча является игровые действия с момента удара при подаче до того, как мяч выйдет из игры.

Если подающая команда выигрывает розыгрыш мяча, она набирает очко и продолжает подавать.

Если принимающая команда выигрывает розыгрыш мяча, она набирает очко и получает право подавать.

Партия (кроме решающей -5-ой) выигрывается командой, которая первой набирает 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. В случае равного счета 24-24, игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26-24, 27-25 и т. д.).

Победителем матча является команда, которая выигрывает три партии.

В случае равного счета 2-2, решающая (пятая) партия играется до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка.

Ошибки при игре мячом:

четыре удара: команда касается мяча 4 раза, чтобы вернуть его на сторону соперника;

удар при поддержке: игрок пользуется поддержкой партнера по команде или любого устройства/предмета в пределах игрового поля для того, чтобы дотянуться до мяча;

захват: игрок не ударяет мяч, и мяч оказывается захваченным и/или брошенным;

двойное касание: игрок ударяет мяч дважды подряд или мяч касается различных частей его тела последовательно.

Характеристики удара (касания):

мяч может касаться любой части тела;

мяч должен быть ударен, а не схвачен и/или брошен. Он может отскочить в любом направлении;

мяч может касаться различных частей тела, только если соприкосновения происходят одновременно.

Многие самостоятельно тренирующиеся люди не уделяют должного внимания соблюдению техники безопасности. Между прочим, сюда входит не только понятие правильно выполняемого упражнения, а также выбор костюма, времени и места занятия, продолжительности и степени нагрузки.

Самостоятельные тренировки: как соблюдать правила безопасности?

Пренебрежение, казалось бы, простыми вещами, может вывести из строя на несколько месяцев. И хорошо, если просто отказом от полноценных тренировок. А если — прогулом работы, потерей отпуска?

5. Не делайте рискованные упражнения в одиночку. При выполнении ряда упражнений акробатического характера или упражнений с тяжелыми весами обязательно пользуйтесь помощью страхующего. Выполнять страховку должен только опытный, умеющий правильно страховать партнер или инструктор.

6. Соблюдайте порядок. При занятиях с тяжестями не разбрасывайте диски и гантели. При выполнении упражнения ставьте снаряд на место. Полезный совет — разбирая стоящую на стойках штангу, снимайте диски попеременно (один диск с одной стороны, затем — один с другой). В противном случае диски, оставшиеся на одном конце штанги, перевесят гриф и приведут к переворачиванию и падению штанги.

8. Время занятий. Утром не следует давать организму большую нагрузку, так как сердце еще не готово и может не выдержать. Если делать пробежки, то не больше 2 км в спокойном темпе. Тренироваться следует или за час до еды, или через 2 часа после еды. При совмещении спорта с учебой или работой оптимально тренироваться не более трех-четырех раз в неделю по 1−2 часа. Спать не менее 8 часов в день, есть не менее трех раз. Вечерние тренировки должны проходить за 4 часа до сна.

Одна из основных задач физического воспитания — формирование у людей потребности в личном физическом совершенствовании. Подготовка человека к самостоятельным занятиям должна начинаться с чётко немногословного инструктирования его о цели и задачах конкретных самостоятельных занятий, постепенного вооружения знаниями о системе самотренировок, привития необходимых технических и организационных навыков.


  1. Требования техники безопасности к закрытым спортивным залам, спортивному инвентарю и оборудованию.

    1. Требования техники безопасности к закрытым спортивным залам.

    Количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 0,7 м на одного человека. Заполнение зала сверх установленной нормы запрещается.

    Полы спортивных залов должны быть упругими, без щелей и застругов, иметь ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской.

    Полы не должны деформироваться от мытья и к началу занятий должны быть сухими и чистыми.

    Полезная нагрузка на полы спортивных залов должна быть не более 400 кг/м квадратный.

    Допускается в полу спортивного зала в соответствии с нормативной документацией оборудовать место приземления после прыжков и соскоков.

    Стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения. Окраска должна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкать при касании стен.

    Стены спортивного зала на высоту 1,8 м не должны иметь выступов, а те из них, которые обусловлены конструкцией зала, должны быть закрыты сетками или щитами и не должны выступать из плоскости стены.

    Проем, связывающий спортивный зал с инвентарной, должен быть шириной и высотой не менее двух метров и не иметь выступающего порога.

    Оконные проемы спортивного зала должны располагаться по продольным стенам, остекление окон должно иметь защитное ограждение от ударов мяча, окна должны иметь фрамуги, открывающиеся с пола и солнцезащитные приспособления.

    В качестве источников света для залов должны быть использованы либо люминесцентные светильники типа потолочных плафонов, снабженные бесшумными пускорегулирующими аппаратами, либо светильники с лампами накаливания полностью отраженного или преимущественного отраженного светораспределения, при этом применение светильников с защитными углами менее 30 градусов не допускается.

    Вентиляция крытых спортивных сооружений должна осуществляться естественным сквозным способом проветривания зала через окна и фрамуги, а также с помощью специальных вентиляционных приточно- вытяжных устройств, при этом устройства должны быть всегда исправны, подвергаться планово – предупредительному ремонту, периодическому техническому и санитарно- гигиеническому испытанию. Результаты испытаний заносятся в специальный журнал.

    Вентиляция и отопление должно обеспечивать возможность отключения осветительной установки. Для этой цели электрическая сеть, снабжающая физкультурный зал, должна быть оборудована рубильником или двух полосным выключателем. Рубильник должен управляться и устанавливаться вне помещений – в коридоре, на лестничной площадке и др.


      1. Требования техники безопасности к спортивному инвентарю.

      Жерди брусьев каждый раз в год должны осматриваться по всей длине. При обнаружении трещины жердь необходимо заменить. Гриф перекладины необходимо протирать сухой тряпкой и зачищать шкуркой. Пластины для крепления крюков, растяжек должны быть плотно привинчены к полу и заделаны заподлицо.

      Бревно гимнастическое не должно иметь заметного искривления, трещин и заусенцев на брусе.

      Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробах корпуса.

      Гимнастические маты не должны иметь порывов.

      Мостик гимнастический должен быть подбит резиной, чтобы исключить скольжение при отталкивании.

      Канат для лазания должен быть изготовлен из пенькового или хлопчатобумажного трех- или четырехпрядного волокна диаметром 35-40 мм.

      Щеки, сдавливающиеся двумя болтами, должны плотно, без зазоров, обхватывать канат по всей площади прилегания. Нижний конец каната должен быть туго обмотан шпагатом на длину 10 см и обтянут кожаным или матерчатым чехлом. Канат не должен иметь порывов и узлов.

      Шведская стенка должна надежно крепиться к стене, а поперечины недолжны иметь трещин и люфтов в местах крепления.

      Гимнастическая скамейка должна иметь хорошую устойчивость. В узлах крепления гайки и болты должны быть надежно завинчены.

      Гимнастическая палка должна иметь ровную поверхность без трещин и закругленные концы.

      Мячи набивные используются по номерам строго в соответствии с возрастом и физической подготовленностью обучающихся.

      Вес спортивных снарядов для метания должен соответствовать возрасту и полу согласно правилам соревнований.

      Лыжный инвентарь должен быть подобран в соответствии с ростом и весом учащихся и подогнан индивидуально. Палки должны быть легкими,

      прочными и удобными, иметь петли для хвата руками, острие для упора и ограничительное кольцо; поверхность лыж не должна иметь перекосов и

      боковых искривлений, трещин, заусенцев и сколов; скользящая должна

      быть просмолена и обработана специальной мазью в соответствии с по-

      Баскетбольный щит должен быть изготовлен из соответствующего

      прозрачного материала (предпочтительно закаленного небьющегося стек-

      ла), который представляет собой монолитный кусок. Если он изготовлен

      из другого непрозрачного материала, то должен быть выкрашен в белый

      цвет. Размер щита: 1,80 м по горизонтали и 1,05 м по вертикали. Нижняя

      кромка щита должна быть гладкой. Щит должен жестко монтироваться к

      стене или к опоре и выступать от лицевой линии на 1,20 м. Кольца должны иметь диаметр 45 см и быть окрашены в оранжевый цвет. Приспособления для крепления сеток не должны иметь острых краев и щелей.

      Баскетбольный мяч должен иметь сферическую форму и вес 567…650 г. Он должен быть накачен до такой степени воздушного давления, чтобы при падении с высоты 1,80 м, отмеренной от нижней поверхности мяча, отскакивал на высоту, измеренную до верхней поверхности мяча, 1,20…1,40 м.

      Волейбольные стойки должны устанавливаться на расстоянии не ближе

      0,5 м от боковых линий, а их крепления не должны представлять опасность для игроков. Высота стойки должна обеспечивать крепление сетки

      на необходимом уровне.

      Волейбольная сетка должна иметь ширину 1 м, длину – 9,5 м. Сетка натягивается в центре площадки на высоту: для мужчин – 2,43 м, для женщин – 2,24 м. На сетке под боковыми линиями устанавливаются так называемые антенны, высота которых превышает высоту сетки на 8 см.

      Волейбольные мячи должны быть изготовлены из мягкой кожи, круглые и одноцветные. Вес мяча – 270…280 г, окружность – 64…66 см. Давление воздуха внутри камеры должно составлять максимум 0,051 кг/см3.

      3. Общие правила техники безопасности при самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
      1. Прежде, чем начать самостоятельные занятия физическими упражнениями,

      выясните состояние своего здоровья, физического развития и определите уровень физической подготовленности.

      2. При составлении плана тренировок посоветуйтесь с Вашим тренером

      физической культуры или тренером по виду спорта.

      3. Тренировку обязательно начинайте с разминки, а по завершении используйте восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, личная сауна (при наличии).

      4. Помните, что эффективность тренировки будет наиболее высокой, если вы

      будете использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические требования, режим для правильного питания.

      5. Старайтесь соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности физических нагрузок, правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом вашей тренированности и переносимости нагрузки.

      6. Помните, что результаты тренировок зависят от их регулярности, так как

      большие перерывы (4–5 дней и более) между занятиями снижают эффект предыдущих занятий.

      7. Не стремитесь к достижению высоких результатов в кротчайшие сроки. Спешка может привести к перегрузке организма, переутомлению, травмам.

      8. Физические нагрузки должны соответствовать вашим возможностям, поэтому их сложность повышайте постепенно, контролируя реакцию организма на них.

      9. Составляя план тренировки, включайте упражнения для развития всех

      двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных качеств). Это позволяет вам достичь успехов в избранном виде спорта.

      10. Если вы почувствовали усталость, то на следующих тренировках нагрузку надо снизить.

      11. Если вы почувствовали недомогание или какие-то отклонения в состоянии здоровья, переутомление, прекратите тренировки и посоветуйтесь с тренером.

      12. Проводите тренировки в хорошо проветренном помещении с четким


      1. Самоконтроль ,_его_цели,_задачи_и_методы_исследования'> Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования

      Самоконтроль — это наблюдение занимающегося за состоянием своего здоровья, изменением физического развития, двигательной подготовленности, влиянием занятий физическими упражнениями на функции органов дыхания, кровообращения.


      1. Расширить знания о физическом развитии.

      2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

      3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

      4. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.

      Государство заботится о здоровье граждан, о создании наилучших условий для их жизни, труда, быта. Подчеркивается, что бережное отношение к своему здоровью и здоровью других членов общества является обязанностью каждого гражданина нашей страны. И это совершенно справедливо. Дело в том, что создаваемые государством благоприятные условия для жизни людей сами по себе еще не могут обеспечить высокого уровня их здоровья. Важно то, как сами граждане относятся к своему здоровью, обладают ли они санитарной культурой, необходимыми гигиени­ческими навыками.


      1. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2007.

      2. Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. - М., 1996.

      3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1991.

      4. Г.Б.Мейксон, В.Н.Шаулин, Е.Б.Шаулина. “Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре”.

      5. Е.Г. Мильнер “Формула жизни” Изд. “Физкультура и спорт” Москва, 2003 г.

      Основные мероприятия по профилактике травматизма при самостоятельных занятиях физическими упражнениямиможно разбить на две группы:

      Первая –связана с организацией занятий физическими упражнениями;

      Вторая –с функциональной готовностью человека выполнять физические упражнения.

      Чтобы избежать травм во время занятий, необходимо правильно организовать эти занятия.

      Приступая к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, обязательно учитывайте состояние своего здоровья и, если есть какие-либо нарушения, посоветуйтесь с врачом, вашим учителем физической культуры или тренером, какие выбрать упражнения и как дозировать нагрузку.

      Приступая к регулярным занятиям физическими упражнениями, необходимо усвоить основные правила тренировки, научиться оценивать различные стороны своей двигательной подготовленности и личные достижения.

      Во время физкультурных занятий нужно быть предельно собранным, внимательным и осмотрительным.

      Вторая группа профилактических мероприятий, связанных с функциональной готовностью занимающихся выполнять упражнения, включает в себя:

      - контроль за функциональным состоянием организма (нельзя выполнять физические упражнения без предварительной общей и специальной разминки, допускать резкое снижение работоспособности и интенсивное развитие глубокого утомления, ведущего к нарушению координации, снижению показателей силы);

      - правильный выбор физических упражнений ( нельзя использовать для развития физических качеств технически плохо освоенные упражнения, выполнять их в незнакомых, нестандартных условиях);

      -контроль за правильным выполнением упражнений (не допускается выполнение упражнений при неправильных исходных положениях, например, приземляться в прыжках на прямые ноги, выполнять кувырок без группировки и т.д.);

      - освоение новых движений, при этом необходимо соблюдать правила страховки и оказывать занимающимся посильную помощь при выполнении сложных упражнений;

      Основные мероприятия по профилактике травматизма при самостоятельных занятиях физическими упражнениямиможно разбить на две группы:

      Первая –связана с организацией занятий физическими упражнениями;

      Вторая –с функциональной готовностью человека выполнять физические упражнения.

      Чтобы избежать травм во время занятий, необходимо правильно организовать эти занятия.

      Приступая к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, обязательно учитывайте состояние своего здоровья и, если есть какие-либо нарушения, посоветуйтесь с врачом, вашим учителем физической культуры или тренером, какие выбрать упражнения и как дозировать нагрузку.

      Приступая к регулярным занятиям физическими упражнениями, необходимо усвоить основные правила тренировки, научиться оценивать различные стороны своей двигательной подготовленности и личные достижения.

      Во время физкультурных занятий нужно быть предельно собранным, внимательным и осмотрительным.

      Вторая группа профилактических мероприятий, связанных с функциональной готовностью занимающихся выполнять упражнения, включает в себя:

      - контроль за функциональным состоянием организма (нельзя выполнять физические упражнения без предварительной общей и специальной разминки, допускать резкое снижение работоспособности и интенсивное развитие глубокого утомления, ведущего к нарушению координации, снижению показателей силы);

      - правильный выбор физических упражнений ( нельзя использовать для развития физических качеств технически плохо освоенные упражнения, выполнять их в незнакомых, нестандартных условиях);

      -контроль за правильным выполнением упражнений (не допускается выполнение упражнений при неправильных исходных положениях, например, приземляться в прыжках на прямые ноги, выполнять кувырок без группировки и т.д.);

      - освоение новых движений, при этом необходимо соблюдать правила страховки и оказывать занимающимся посильную помощь при выполнении сложных упражнений;

      Читайте также: