Сообщение манипуляция и способность противостоять ей

Обновлено: 04.07.2024

Они ловко внушают нам чувство вины, шантажируют, угрожают, льстят… Мы выполняем их пожелания или приказы в ущерб себе, будто лишившись воли. Такие игры порой длятся годами, отравляя жизнь. Предлагаем восемь простых правил, чтобы обезопасить себя от манипуляции.

Манипуляторы умеют точно вычислить наши слабые места и используют их против нас. С помощью хитрых уловок заставляют служить своим целям в ущерб нашим интересам. Единожды преуспев, не оставляют нас в покое до тех пор, пока мы не решимся дать отпор. Оказаться жертвой манипуляций крайне неприятно. Чтобы защититься от них, следует соблюдать правила безопасности.

1. Помните о своих правах

Пожалуй, это главное правило. Необходимо осознать свои фундаментальные права, уметь отслеживать, когда они нарушаются, и защищать их. Каждый из нас имеет право:

Эти фундаментальные права обозначают границы вашего личного пространства.

2. Держите дистанцию

В общении манипулятор постоянно меняет маски: с одним человеком он подчеркнуто вежлив, с другим — вызывающе груб, в одной ситуации абсолютно беспомощен, в другой крайне агрессивен. Заметив, что кому-то свойственны подобные крайности, держитесь от этого человека на безопасном расстоянии и старайтесь не вступать с ним в контакты без необходимости.

Причины манипулятивного поведения сложны и коренятся в детском опыте. Исправлять, перевоспитывать или спасать манипулятора не ваша задача.

3. Не принимайте его слова на свой счет

Задача манипулятора — играть на ваших слабостях. Неудивительно, если рядом с ним вы начинаете ощущать свою неполноценность и даже обвинять себя в том, что не соответствуете его требованиям. Отследите эти чувства и вспомните, что проблема не в вас.

Вами манипулируют, чтобы заставить чувствовать себя недостаточно хорошим, а значит, готовым подчиниться чужой воле и отказаться от своих прав. Обдумайте ваши отношения с манипулятором, ответив на вопросы:

  • Проявляет ли он ко мне искреннее уважение?
  • Насколько обоснованы его ожидания и требования?
  • Насколько сбалансированы наши отношения? Может, только один из нас вкладывается в них, а второй получает выгоду?
  • Не мешают ли мне эти отношения хорошо относиться к себе?

Ответы на вопросы помогут понять, в ком проблема — в вас самих или в другом.

4. Задайте ему проверочные вопросы

Манипуляторы одолевают просьбами или требованиями, заставляя забыть нас о себе и переключиться на их нужды. Услышав очередной необоснованный призыв, переместите фокус внимания на манипулятора.

Задайте ему несколько проверочных вопросов. Так вы поймете, обладает ли он хоть какой-то самокритичностью, чтобы осознать несправедливость своих притязаний.

5. Не спешите!

Еще один излюбленный прием манипуляторов — добиваться от вас немедленного ответа или действия.

7. Дайте отпор обидчику

Порой манипуляторы доходят до прямых издевательств, пытаясь запугать жертву или причинить ей вред. Главное, что надо помнить: подобные люди цепляются к тем, кого считают слабаками, пассивными и уступчивыми.

При этом многие обидчики трусливы, и как только намеченная жертва начинает проявлять твердость и отстаивать свои права, манипулятор чаще всего отступает. Это правило работает в любом сообществе — в школе, в семье, на работе.

Как показывают исследования, многие обидчики сами когда-то были жертвами насилия. Это обстоятельство, конечно, их не оправдывает, но о нем важно помнить, чтобы хладнокровнее относиться к их нападкам.

Решив дать отпор обидчику, сохраняйте чувство собственного достоинства, привлеките других людей как свидетелей или для поддержки, позаботьтесь о письменных доказательствах недопустимого поведения. Столкнувшись с психологическим или физическим насилием, проконсультируйтесь с юристами. Противостоять обидчику нужно сообща.

8. Расскажите ему о последствиях

Здравствуйте. Сегодня коснусь темы манипуляторов, их действий и способов противостояния им, рассмотрю некоторые виды, тем самым начав цикл "манипуляции" в общении.

Манипуляция - тип социального воздействия, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной и насильственной тактики в интересах манипулятора.

Для начала стоит усвоить что люди часто манипулируют друг другом и не всегда манипуляция это вред.

Практически каждое взаимодействие людей это попытка повлиять на мнение своего собеседника, автомеханик в мастерской - рассказывающий про возможные последствия отказа от замены детали, врач в больнице объясняющий исход отказа от госпитализации, кассир предлагающий пожертвования в детский дом - все это элементы манипулирования вашим мнением.

Основная цель манипуляторов - это заставить Вас потерять эмоциональный баланс, ведь эмоции мешают мыслить рационально, заставить сомневаться, оправдываться, забыть о вашей цели и т.д.

Конечно лучшая защита от манипуляции - это иметь четкое сложившееся мнение о предмете манипулирования, знать свою цель, определённую заранее и сохранение спокойствия.Но к сожалению, все знать невозможно, а манипуляция практически всегда неожиданна.

Давайте рассмотрим основные способы манипулирования во взаимодействии людей:

- Обесценивание - человек играет на эмоциях, самолюбии, иногда даже вводя свои критерии ценности, которым Вы не будете соответствовать. - желание поставить себя Выше Вас, а Вас заставить защищаться или оправдываться. - Первое что необходимо - это осознать что Вас пытаются обесценить, а лучшее решение это слегка обождать и задуматься, а для чего я здесь?Какова моя цель? нельзя оправдываться, не нужно спорить, у Вас конкретная цель, и чаще всего она не связана с доказательством манипулятору своей значимости. Лучше игнорирование. Но если же связь с целью есть, то необходимо требовать факты с человека и не давать ему уклонится от ответа: "Вы точно знаете или это слухи?", "Вы можете доказать или просто болтаете?"

- Ложная вина - когда ответственному, честному и добросовестному человеку, различными способами, говорят что он эгоистичен, недостаточно внимателен, слишком легкомысленен - цель посеять сомнение, заставить оправдываться или пытаться доказать что это не так предлагая соответствующие действия или еще хуже интересуется у манипулятора, а что же надо сделать. - распознать, если Вы чувствуете дискомфорт и нежелание делать то, к чему Вас подталкивает чувство вины, неожиданно появившееся - это манипуляция. Если Вы осознали что Вам вменяют чувство вины, а прямой связи нет, Вы должны вспомнить что никто, ничего, никому не должен. Постарайтесь не действовать пока данное чувство не уйдет и не позволит думать рационально. А лучше возьмите паузу для размышления.

- Шантаж, постановка условий - обычно преподносится в форме "либо. либо" при чем полностью Вас может не устраивать оба варианта. - главное не выносить решения сразу, обождать и получить время, а на данный момент выяснить истинные желания оппонента - "а ты сам что из этого желаешь, первое или второе", "давай обсудим и возможность первого и возможность второго". Оппонент должен понять что Вы готовы к любому исходу, а ваша задача сместить его к одному варианту и тогда уже можно будет обсудить условия его осуществления.

Главное помните, что манипулятор хочет мгновенной реакции, так что старайтесь не спешить с решениями, особенно если Вы чувствуете что эмоционально Вы стали не спокойны.

Следующие способы разберу в других постах. Пишите с какими манипуляциями сталкиваетесь Вы и что Вы делаете, чтобы не поддаваться манипулятору.

Манипуляции в общении мы встречаем каждый день: на работе, в семье, общаясь с друзьями или посторонними людьми. Стоит ли бояться такого психологического воздействия? Как уберечься от манипуляции?

Определение понятия

Манипуляцию можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении – это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.

манипуляции в общении

Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.

Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.

Виды манипуляций в общении

Виды воздействия основаны на использовании силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Последний, не подозревая о процессе, считает, что он сам управляет своим поведением. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору. Он искажает подачу информации, находит удобный момент и своеобразным способом доносит сведения до адресата. Все эти составляющие помогают манипулятору воспользоваться ситуацией или реакцией объекта в своих целях. Манипуляции в общении (виды, приемы, способы) – это фактически управление сознанием человека.

Основные виды воздействия делятся на:

  • осознанные – человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении);
  • неосознанные – человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).

Второстепенные виды делятся на:

  • лингвистические (иначе их называют коммуникационными) – это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);
  • поведенческие – это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).

Зачем они нужны?

Манипуляции в общении – один из древнейших способов получения выгоды в той или иной ситуации. Это психологическое воздействие не является плохим или хорошим. Оно зависит только от конечной цели и способов ее достижения.

Если человек чувствует, что его сознанием управляют, следует разобраться в том, для чего это нужно, и постараться извлечь из нового знания пользу.

манипуляции в деловом общении

Во-первых, следует определиться с целью. Чего добивается манипулятор? Только ли это выгода для него? Возможно, его воздействие принесет пользу и адресату. Это актуально в семейных отношениях, когда родители пытаются научить ребенка выполнять какое-либо действие (например, зарядку). В этом случае цель – забота об адресате воздействия.

Во-вторых, нужно определиться со средствами. Если во время воздействия адресат страдает (испытывает унижение, страх, злость, в отношении него осуществляется принуждение к чему-либо), такая деморализация полностью подчиняет человека манипулятору. Но есть и воздействие с помощью лести – когда визави убеждают в его привлекательности или уникальности. Но в этом случае адресат не страдает, а почти добровольно подчиняется манипулятору.

Таким образом, характеристика манипуляций в общении имеет нейтральный оттенок. В ней многое зависит от личности активного субъекта. Если процесс воздействия оказывается раскрытым, в нем пропадает смысл. Поэтому не всегда следует прерывать происходящее. Иногда гораздо выгоднее подыграть манипулятору и извлечь собственную выгоду.

Приемы манипуляции в общении

Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого направлена его активность. Это может быть воздействие на индивида или целую аудиторию. В медиапространстве существуют свои сложившиеся способы управления человеческим сознанием. Работодатели часто применяют техники манипулирования для создания собственного имиджа. В семье существуют отдельные формы взаимодействия между родителями и детьми.

Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.

Воздействие любовью

Воздействие страхом

манипуляции в общении виды приемы

Воздействие виной

Воздействие неуверенностью в себе

Воздействие гордостью

Воздействие жалостью

психологические манипуляции в общении

Как узнать о психологическом воздействии?

Существуют разные способы общения. Манипуляция – один из них. Но как несведущему человеку понять, что его разводят на чувства или пытаются подтолкнуть к определенному действию? Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата. Вот некоторые из них.

Манипуляции в общении бывают необходимы в тех случаях, когда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о своих претензиях и предпочтет скрытым воздействием добиваться своего.

В деловых отношениях

Манипуляции в деловом общении, их наличие или отсутствие, больше зависят от профессионализма работника и его уверенности в своих силах. Трудно воздействовать на человека, знающего себе цену. Если же работник некомпетентен или слишком стеснителен, чтобы подчеркивать свои достоинства, работодатель или коллеги не преминут этим воспользоваться.

манипуляции в межличностном общении

Частыми способами воздействия в рабочей обстановке являются:

  • насмешки, упреки; адресат нервничает, раздражается и выполняет необходимые манипулятору действия;
  • демонстративная обида – нежелание признавать свою точку зрения неправильной, а адресат постарается исполнить все прихоти обиженного;
  • лесть, поддержка призваны для того, чтобы снизить бдительность человека и сделать его жертвой воздействия.

Манипуляции в деловом общении можно избежать, если четко высказывать свое мнение (заведомо правильное), быть уверенным в своих профессиональных качествах. Можно во время воздействия постараться прервать беседу телефонным звонком или срочным делом. Даже простая смена темы дискуссии поможет избежать манипуляции.

В межличностных отношениях

В семейных отношениях

характеристика манипуляций в общении

Чтобы избежать подобных воздействий в семье, стоит научиться доверять друг другу и открыто обсуждать свои желания, поступки. Возможно, поначалу конфликтные ситуации будут частым явлением. Со временем родственники научатся спокойно разговаривать о своих целях и мотивациях. Но существуют и конструктивные манипуляции, способные вдохновить супруга или ребенка на новые свершения.

Как защититься от психологического воздействия?

Защита от манипуляций в общении прежде всего состоит в избегании манипулятора. Следует свести к минимуму контакты с человеком или, если это невозможно, постараться отключить свои эмоции. Если не принимать решения поспешно, под воздействием чужих слов, а обдумать их, то это поможет снизить интенсивность психологического воздействия.

Желание манипулировать – это чаще всего скрытое желание власти. Похвала или положительная оценка заставят человека пересмотреть свои способы взаимодействия с людьми.

Следует также постараться держать дистанцию, не оповещать манипулятора о своей жизни и ее подробностях. Чем больше он знает об адресате, тем больше получит способов воздействия.

Нужно научиться отказывать. Лучше прослыть человеком черствым, чем постоянно выполнять чужую работу.

манипуляции в общении и их нейтрализация

Манипуляции в общении и их нейтрализация – обычные явления в социуме. Поэтому всегда следует помнить о том, что каждый человек имеет право:

Манипуляция как стратегия поведения

Чтобы понять суть манипуляции как стратегии поведения, давайте обратимся к теории конфликтов. Такое обращение не является случайным: как будет понятно немного позже, манипуляторы применяют свои приемы в ситуациях, когда они хотят что-то получить от другого человека, но по тем или иным причинам не могут или не хотят обратиться с прямой просьбой об этом. Наиболее часто манипуляции применяются в ситуациях конфликта интересов: когда стороны общения хотят разных вещей. Например, один человек хочет, во что бы то ни стало получить то, что принадлежит другому, но подозревает, что расставаться с этой вещью другой не планирует. Другая распространенная цель манипуляторов – получение награды в виде чувства превосходства и утверждение своего положения в неявной иерархии статусов. Здесь тоже присутствует конфликт интересов, поскольку никто не хочет оказаться в менее выгодном положении, чем партнер по общению.

К. Томас и Р. Киллменн разработали удобную модель для типологии стратегий поведения людей в конфликте интересов.


  1. Уступка. Эта стратегия подразумевает, что человек делает выбор в пользу минимального удовлетворения своих интересов и максимального удовлетворения интересов своего соперника. Причины выбора этой стратегии могут быть различные:
    • Человек может иметь конформистский характер и стремиться избегать любых конфликтов. Напряжение борьбы для него может быть невыносимым, поэтому при малейших признаках надвигающегося конфликта он спешит уступить и пожертвовать своими интересами.
    • Ценность отношений для того, кто уступает, очень высока. Стратегия уступки определенно ставит в приоритет межличностные отношения, и тот участник, который ими сильнее дорожит, может прибегать к уступке ради того, чтобы не иметь риска потери значимых отношений.
    • Условия для разрешения конфликта не созрели, и, уступая, участник конфликта делает такой выбор, чтобы со временем ситуация имела шансы разрешиться как-нибудь еще.
    • Участник конфликта не придает значения предмету конфликта и, уступая, не ощущает, что жертвует чем-то важным.
    • Уступка может быть тактическим шагом в более длительном переговорном процессе или комбинации различных действий. Тот, кто уступает, может рассчитывать на то, что это шаг поможет ему в дальнейшем получить более серьезное преимущество.
  2. Уход от конфликта. Эта стратегия минимально учитывает интересы обеих сторон. Такая стратегия не оказывает никакого влияния на межличностные отношения участников конфликта. К ней прибегают, в основном, тогда, когда предмет конфликта является несущественным для обеих сторон, либо представляется таковым на момент конфликта.
  3. Компромисс. Стратегия подразумевает частичный учет интересов каждой из сторон конфликта. Такой выбор не портит межличностные отношения, скорее, способствует их развитию. Зачастую компромисс является временным решением, но порой приводит к исчерпанию конфликта, например, если предмет конфликта с течением времени исчезает. Иногда участники не до конца отдают себе отчет о реальном положении дел и, думая, что достигли компромисса, на самом деле, продлевают конфликтную ситуацию. Компромисс может быть активным: когда участники достигают определенных договоренностей о своих действиях для разрешения конфликта. Пассивная форма компромисса подразумевает, напротив, явную или неявную договоренность об отсутствии активных действий, направленных на предмет конфликта. По сути, компромисс является взаимной уступкой.
  4. Сотрудничество. Считается оптимальной стратегией для переговоров и деловых взаимоотношений, и вообще лучшей стратегией для конструктивного разрешения конфликта. Подразумевает максимальный учет интересов обоих участников конфликта, а также высокую ценность отношений для обоих участников. Эта стратегия работает только в ситуации добровольного намерения обеих сторон найти решение конфликта. Такая стратегия является наиболее сложной, может включать в себя элементы всех остальных стратегий поведения в конфликте. Основным же условием, дающим возможность состояться этой стратегии, является ситуация, когда в конфликте не задействованы жизненно важные интересы одной или обеих сторон конфликта. Если это условие не выполнено, возможна лишь последняя из описываемых в модели Томаса-Киллмена стратегия – соперничество.
  5. Итак, стратегия соперничества. В этой статье мы намеренно расположили эту стратегию в конце списка всех стратегий поведения в конфликте, поскольку она имеет самое непосредственное отношение к теме нашего разговора – манипуляциям. Важно понимать, что соперничество может быть избрано как стратегия в нескольких ситуациях
    • Человек, выбирающий соперничать, имеет особенность характера, побуждающую его во всем достигать выигрыша и превосходства. Такой человек не может представить себя, уступающим свое преимущество другому. Он имеет высокий уровень агрессии и привык всегда добиваться своего
    • Предмет конфликта затрагивает жизненно важные интересы участника. У него нет другого способа отстаивать свой интерес, кроме как вступать за него в борьбу.
    • Ценность отношения для участника невелика по сравнению с предметом конфликта. Стратегия соперничества всегда приводит к ухудшению или разрушению отношений.

Манипуляторы в общении действуют так же, как в описанных примерах. Они выбирают стратегию борьбы, но экономят свои ресурсы, не вступая в открытое противостояние. Таким образом, манипуляция – это позиция человека, ощущающего собственную слабость, недостаток ресурсов для того, чтобы просто взять то, в чем он нуждается. Если бы у манипулятора было достаточно сил, он бы просто отнял у жертвы необходимую ему вещь. Это – очень важное знание о манипуляциях. Вот почему разоблачение манипулятора может привести к открытому конфликту и выражению агрессии. Истинное намерение манипулятора – завладеть тем, что ему не принадлежит, отжать свой интерес, устранив препятствие в виде соперника, отнять у него желаемое, лишить его ресурса. Как было упомянуто выше, выбор при соперничестве всегда делается в пользу своего интереса, ценность отношений при этом отходит на второй план. Это – еще одно важное знание о манипуляциях: манипулятивное поведение одного из участников коммуникации подразумевает, что ценность отношений для него не так важна, как предмет конфликта.

Как мы уже видели на примерах военной осады или засады как стратегии хищника по отношению к его добыче, в основе скрытого противостояния лежит обман: воздействие на соперника или жертву осуществляется тайно, информация поступает в недостаточном количестве. Это фактически лишает вторую сторону конфликта объективно оценить масштаб ситуации, а в некоторых случаях, лишает его возможности вовремя осознать, что он является объектом воздействия. Например, хищник делает решающий прыжок, когда добыча мирно пасется на сочной травке и не подозревает о надвигающейся опасности. Попавшие в окружение войска не представляют реальный масштаб сил противника и перспективу подмоги от своих.

Определение манипуляции

Таким образом, мы можем дать определение манипуляции.

Во-первых, манипуляцией можно считать стратегию достижения собственных односторонних интересов, преимущественно, с использованием обмана.

Во-вторых, под манипуляцией в этой статье мы будем понимать целенаправленное воздействие одного партнера по коммуникации на другого, оказываемое первым в рамках стратегии соперничества для достижения своих интересов, но при этом скрытое до определенного момента от осознания второго партнера. Такое воздействие оказывается с целью изменить сознание второго партнера по коммуникации и разрешить конфликт интересов в свою пользу без учета интересов партнера, а во многих случаях с нанесением ему ущерба.

Пошаговая схема манипуляции

Распознавание манипуляций

Для эффективного распознавания манипуляциям нужен высокий уровень осознанности: как собственных мотивов и поступков, так и мотивов и поступков другого человека. Чаще всего манипуляция замаскирована под доброжелательную реплику или невинное замечание, предложение помощи, обычный вопрос, неожиданную похвалу. Иногда мы можем столкнуться с профессионально подготовленной манипуляцией. Всем известны приемы продавцов, предлагающих выбор из ложных альтернатив, или манера общения некоторых бюрократов, при общении с которыми любой человек начинает испытывать чувство вины и лихорадочно искать свои ошибки.

Если в вашей жизни часто возникают ситуации общения с другими людьми, после которых вы ощущаете неприятный эмоциональный осадок и чувство проигрыша, использованности, можете быть уверены, вы подверглись манипуляции. Это – единственный достоверный критерий, по которому можно судить об имевшем место манипулятивном воздействии.

Пошаговый план противостояния манипуляции

В статье мы приведем пошаговый план противостояния манипуляции, следование которому может сделать манипуляцию в отношении вас абсолютно невозможной. Последовательное освоение этих шагов и навыков, содержащихся в них, сделает вас полностью неуязвимым для манипуляторов.

Все без исключения люди улавливают этот сигнал, но не все умеют зафиксировать на этом свое внимание.

Шаг 2. Способность выдерживать этот неприятный сигнал.

Как говорилось выше, психике неприятно ощущать дискомфорт, связанный с противоречием, и она стремится вытеснить негативный сигнал в область бессознательного. Человек может научиться осознанно сопротивляться этому вытеснению, терпеть дискомфорт, удерживая негативный сигнал, пока не выведет его в сознательную область.

Шаг 4. Расклеить правду и ложь.

Это когнитивный навык, который можно натренировать, регулярно подвергая сомнению полученную информацию и проверяя все детали с помощью надежных источников или с опорой на жизненный опыт. Порой для этого достаточно хладнокровного анализа сказанного, иногда – доступа к альтернативным источникам информации.

Шаг 5. Осуществить выбор, как я буду реагировать на манипуляцию:

1) выйти из отношений

3) применить техники ответа

На этом шаге очень важно дать себе разрешение на выбор любой из этих стратегий. Даже если Вы осознаете, что подвергаетесь манипуляции, Вы имеете право отдать манипулятору то, на что он рассчитывает, с той лишь разницей, что у Вас уже не будет чувства использованности: Вы перестанете быть жертвой манипуляции и сделаете собственный выбор на основании четкого понимания реальности. Такая ситуация может быть связана с коммуникацией с близкими людьми (мама манипулирует здоровьем), подчиненным положением (начальник манипулирует доброжелательным отношением) и другими причинами. Важно понимать, что, даже отдавая какой-то ресурс манипулятору, Вы обретаете свободу не попадаться в эту ловушку в следующий раз, провести профилактические меры или подумать о том, насколько Вам подходят отношения с регулярными манипуляциями.

Шаг 6. Работа над прошлыми манипуляциями – анализ прошлых манипуляций с тем, чтобы разрушить свои ложные убеждения.

Ловушки манипуляторов. Правила расклеивания манипуляций

Приведем несколько типовых ловушек, используемых манипуляторами.

Ловушка 1. Использование двусмысленных слов.

Николай высказывает свою точку зрения, которая ему кажется обоснованной.

Приемом расклеивания для этой ловушки является возможность для Николая воспринять лишь тот смысл, который он сам хочет. Двусмысленность – это палка о двух концах. Если манипулятор пытается придать словам нужный ему смысл, отчего бы и вам не воспользоваться этим же приемом для собственной защиты. В описанном выше примере достойным ответом может быть следующий:

Таким образом, Николай покажет Владимиру, что его попытка манипулировать при помощи двусмысленных слов не удалась. Николай воспользуется правом придавать им тот смысл, который он считает нужным, манипуляция тем самым не состоится.

Ловушка 7. Узурпация права на оценку.

Ловушка 8. Придание негативной эмоциональной окраски обычным словам

Муж сообщает жене, что не сможет провести выходные дома, так как дал обещание другу помочь с переездом.

Возможные стратегии взаимодействия с манипуляторами

Выход 1. Разрыв отношений

В ряде случаев, мы приходим к болезненному осознанию, что наш партнер по общению или отношениям не настроен по отношению к нам доброжелательно, а явно хочет нас обмануть с целью получения собственной выгоды (прагматической или в виде морального превосходства). Иногда выход в виде разрыва отношений напрашивается сам собой: к примеру, когда мы хотим приобрести какую-то вещь и обнаруживаем, что вступили в коммуникацию с манипулирующим продавцом. Если мы легко можем перейти к следующему магазину, скорее всего, мы так и сделаем. Другое дело, если речь идет о близком человеке. Здесь решение о разрыве отношений может даваться намного тяжелее. Как правило, люди болезненно принимают тот факт, что на протяжении долгого времени их близкий постоянно ими манипулировал или пытался это сделать. Ведь из этого с неизбежностью следует печальный вывод, что близкий человек не слишком дорожит отношениями, поскольку регулярно прибегает к стратегии скрытого противостояния и соперничества с вами. С этим нелегко смириться, но иногда это необходимо, чтобы быть в контакте с реальностью.

Выше мы уже рассуждали о том, что порой выбор меньшего зла неизбежен, однако, будучи осознанным, такой выбор избавляет вас от ощущения жертвы. Делая рациональный выбор в пользу того, чтобы оставаться в отношениях с манипулятором и отдать ему то, что он настойчиво пытается от вас получить, вы оставляете за собой право изменить этот выбор в тот момент, когда будете к этому готовы. Также вы можете оценить собственный ущерб как незначительный, либо прийти к выводу, что идете по пути наименьшего сопротивления и жертвуете малым, чтобы не потерять больше.

Выход 3. Применить техники противостояния манипуляциям.

Если вы ощущаете в себе силы на борьбу с манипулятором, к вашим услугам есть целый набор прекрасно работающих приемов, позволяющих вам отразить скрытую атаку. Во всех этих техниках важно усвоить один общий принцип:

Основные техники противостояния манипуляции

Эта техника очень актуальна при взаимодействии с манипуляторами, с которыми вам приходится общаться регулярно и от которых нет возможности дистанцироваться. Эта техника не направлена на разоблачение манипулятора, ее основной смысл – сделать так, чтобы манипулятор от вас отстал. Основной работающий прием – выбор из семантического поля манипулятора любого элемента, с которым можно было бы согласиться – и согласиться с этим.

На этом примере можно понять, что внучка не вступает в спор с бабушкой и не реагирует на оскорбление, она выбирает из всей сказанной фразы один из аспектов и соглашается только с ним. Такой способ противостояния манипуляции снижает накал коммуникации, постепенно обезоруживая манипулятора и лишая его энергии продолжать диалог. Поняв, что с ним никто не спорит, но его стрелы, призванные вызвать гнев в связи с оскорблением, не достигают цели, бабушка, скорее всего, просто махнет рукой, предоставив внучке одеваться так, как она хочет и не станет заводить подобных разговоров в будущем.

Эта техника направлена на прояснение смысла фразы манипулятора. Область применения – взаимодействие, которое есть шанс перевести в конструктивное. Если у вас есть надежда, что вы можете достучаться до партнера по коммуникации , если вам необходимо сотрудничать с ним для получения чего-то ценного для вас, эта техника позволяет выйти из затруднения, вызванного манипуляцией, с наименьшими издержками.

Коллега – новичку: говорят, на прошлом месте работы вы не пропускали ни одной юбки?

Новичок: а кто именно так говорит?

Такая техника возможна в условиях равенства сторон – при общении на деловых совещаниях, в зале суда, на общих собраниях жильцов, в семейном кругу, с приятелями, которым вы, в целом, доверяете. Несмотря на то, что мы можем хорошо относиться друг к другу, манипуляции возможны и в отношениях, которые, в целом, ввполне конструктивны. Выше мы объясняли, что манипулятивными навыками люди обладают с раннего детства и не всегда способны отследить, когда в ситуации недостатка ресурсов они применяют манипулятивное воздействие в отношении своих близких. Основа техники состоит в том, что вы демонстрируете расклейку правды и лжи в том, что слышите от собеседника. Тем самым вы показываете, что манипуляция не оказывает на вас действия, и побуждаете собеседника к прямой договорной позиции.

Подходит для ситуаций, в которых вы уже твердо намерены обозначить границы регулярно осуществляемому на вас манипулятивному воздействию. Это – способ поставить ультиматум, но сделать это таким образом, чтобы оставить шанс на сохранение отношений. Общая схема ассертивного сценария предполагает:

  • описание самой ситуации на языке фактов,
  • выражение своих чувств в связи с неустраивающей вас ситуацией,
  • формирование пожелания о том, как бы вы хотели, чтобы ситуация изменилась,
  • обозначение последствий, если этого не произойдет,
  • выражение надежды на положительный результат.

Владение ассертивным сценарием крайне полезно для всех видов коммуникаций и позволяет не допускать регулярных манипуляций со стороны людей, с которыми вы связаны долговременными отношениями.

Несмотря на все ваши усилия, в некотором проценте случаев вы можете столкнуться с масштабным явлением в лице манипулятора с чертами патологической личности. К сожалению, иногда бывают жизненные ситуации, не позволяющие выйти из отношений с таким человеком. Например, если речь идет о близком родственнике или бывшем супруге, с которым есть общие дети. Если вы оказались в положении жертвы такого типа манипулятора, вам может помочь метод серого камня. Он состоит в том, чтобы постараться быть как можно менее интересным манипулятору. Манипуляторы такого типа нуждаются в постоянной эмоциональной подпитке и будут искать любой повод получить от вас эмоциональный отклик. Ваша же задача – стараться не показывать ему свои уязвимые места и реагировать максимально нейтрально на любые провокации. Желательно быть проактивным: заранее предусматривать, какая информация о вас может послужить поводом для манипулятора организовать очередную атаку и быть готовым к ней. Этот метод не приведет вас к победе над манипулятором, но поможет сэкономить силы и снизить издержки.

В заключение хочется добавить, что чем более спокойно вы будете воспринимать тот факт, что можете постоянно подвергаться манипулятивному воздействию, и это – нормальное положение вещей, тем легче вам будет найти внутренние ресурсы для повышения уровня осознанности и эффективного противостояния манипуляциям на всех уровнях.

В статье использованы материалы трехгодичного курса лекций и практических занятий Елены Лопухиной "Обучение психодраме", а так же материалы блогера tanja-tank.


— Итак, Ярослав Викторович, что же такое манипуляции?

— Если очень коротко, то это обман, но очень специфический — когда чужую волю и реализацию чужих желаний человек начинает считать своими, причем абсолютно искренне. По факту эти желания могут противоречить его истинным ценностям, но ему кажется, что это именно его выбор. В этом и есть ключевой принцип манипуляций.

— Почему манипуляции так эффективно работают?

— В основе работы той или иной манипуляции является эгоистическое желание человека чем-то обладать. Человек настолько захвачен этим желанием, что его разум уже занят исключительно предметом вожделения, и он автоматически попадает в группу риска, у него все шансы стать жертвой манипуляции. Нужно понимать, что в такие моменты человек утрачивает здравомыслие, способность анализировать, и, гонясь за своим желанием, может стать жертвой обмана.

— Выходит, что наши желания — наши враги. Можно ли самому осознать в такой момент, что происходит?

— Конечно, но понять это может только тот, у кого нет ослепляющего желания чем-то владеть, кто владеет прежде всего собой. Человек, подвергшийся манипуляции, — это классический пример с осликом и морковкой, привязанной к удочке перед его мордой: ослик видит эту морковку, хочет её съесть, пытается догнать, но не может. Потому что в этот момент он осуществляет не собственное желание, а тратит свои ресурсы (силы, здоровье) на реализацию желания того, кто сидит у него на спине и держит удочку с приманкой.

— То есть самое главное — рационально оценивать свои желания.

— Конечно, если человек способен к анализу, то есть у него нет безумного желания чем-то обладать, то у него появляется возможность увидеть, что происходит какой-то обман, а значит, есть шанс не стать жертвой манипуляций.

— А есть ли другие случаи попадания в руки манипуляторов?

— За какие крючки цепляются манипуляторы, чтобы обман был успешным?

— У каждого из нас есть слабые стороны, на которые можно надавить. Но есть и, безусловно, механизмы, которые работают на общераспространенных качествах характера. Это, например, жадность, зависть, похоть, гордыня и так далее. Если концентрация этих качеств в человеке довольна высока, то он рискует стать жертвой манипуляций. Но если эти же самые качества присутствуют в незначительной степени, то риск значительно снижается.

— А если человек понял и осознал, что с ним произошло, то он больше не попадёт в группу риска?

— Что должны обязательно знать жертвы манипуляции?

— Человек должен сам себе честно признаться, что с ним это произошло, этого не нужно бояться и скрывать. Потому что все мы совершаем ошибки, и самое главное — отдавать себе отчет в том, что ты это пережил, сделать выводы и больше не повторять ошибок.

— Можно ли распознавать манипуляции в процессе общения? Есть ли такая вещь, как лексикон манипуляторов?

— Да, конечно, существуют фразы, услышав которые стоит насторожиться: вполне возможно, что вами манипулируют.

Телефон: 8 (499) 201-06-50, 8 (499) 201-59-47


Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Читайте также: