Сообщение культура народов африки

Обновлено: 05.07.2024

Содержание работы

Введение.
1. Глава 1.
1.1. Откуда произошло название Африки.
1.2. Происхождение человека.
1.3.Декоративно-прикладное искусство
1.4.Роль женщины.
1.5. Литература Африки
1.6. Музыка.
2.Глава 2. Религия народов Черной Африки.
2.1. Культ предков.
2.2. Тотемизм.
2.3. Культ животных.
2,4. Фетишизм.
2.5. Жречество и обрядовые танцы.
3. Глава 3. Женские традиции.
3.1.Украшения и одежды.
3.2.Прически.
3.3.Тату.
3.4.Свадебные традиции.
4.Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии..docx

1.1. Откуда произошло название Африки.

1.2. Происхождение человека.

1.5. Литература Африки

2.Глава 2. Религия народов Черной Африки.

2.1. Культ предков.

2.3. Культ животных.

2.5. Жречество и обрядовые танцы.

3. Глава 3. Женские традиции.

3.1.Украшения и одежды.

По географическому признаку культуру всего Африканского континента можно разделить на две части: Северную и Чёрную Африку. В чем их отличия? Культура Черной Африки оставалась достаточно долгое время в своем первозданном виде и, в отличие от прибрежных зон южно-атлантического побережья, которые регулярно сталкивались с европейскими купцами и путешественниками, не подвергалась воздействию внешних факторов. Территория же Северной части Африки наоборот, пользовалась большой популярностью у самых различных народов.

В данной работе больше внимания уделяется рассмотрению культуры народов именно Черной Африки. Данная тема изучена достаточно мало, чем и определяется ее актуальность.

Основной задачей является рассмотрение отдельных составляющих африканской культуры: религии, мифологии, литературы, искусства и т.д.

Все население Африки можно разделить на племена, группы и общины.

Африканский континент с древних времен привлекал внимание различных народностей. Большой поток мигрантов устремился в Африку. Представители арабского населения приехали в северную Африку еще в VII веке. Постепенно они рассредоточились по всему континенту. Но больше их привлекла восточная и центральная Африка. В XVII веке , у мыса Доброй Надежды, появились первые европейцы. Потомки же их переселились на территорию Южную Африку. Индийцы заселили Уганд, Кению , Танзании и Южной Африке.

Сотни разнообразных видов диалекта насчитывают на Африканском континенте. Особую важность представляют – арабский диалект, суахили и хауса. Нет какого-то единого языка, на котором говорят во всех частях Африки. Поэтому в одной стране можно столкнуться с таким явлением, как несколько официальных языков. Многие африканские народности употребляют в речи следующие виды языков: малагасийский язык, английский, испанский, французский, бамана, сесото и т.д. В языковой семье народов Африки можно выделить несколько групп.4 языковых семьи, придающих стране разнообразие и единство одновременно - афро-азиатская, нигер-кордофанская, нило-сахарская, койсанская. Почти вся культура Африки ориентирована на семейные ценности/ Искусство, музыка и устная литература служат, чтобы укрепить существующие религиозные и социальные образцы.

1.1. Происхождение названия Африка.

Третья теория- Африкой назвали страну в честь внука Авраама Эфера, потомки которого заселяют Ливию;

1.2. Происхождение человека

Ученые считают, что родиной человека является Африка. Здесь найдены останки древнейших видов рода Homo sapiens. Из восьми видов этого рода выжил только один - человек разумный, и в небольшом количестве (ок.1000 особей) начал расселяться по территории Африки примерно около 100 000 лет назад. А уже из Африки люди мигрировали в Азию (около 60 000-40 000 лет назад), и оттуда в Европу (40 000 лет), Австралию и Америку (35 000-15 000 лет).

1.3. Декоративно-прикладное искусство

В декоративно-прикладном искусстве ярко проявилось все богатство фантазии народов Африки, а также в нем отразился бытовой уклад , особенности повседневной жизни.

К особым формам прикладного искусства можно отнести искусство создавать маски. Чаще всего на них изображается морда какого-либо животного. Корни этой традиции восходят к животным - покровителями, тотемами рода.
«Например, если посмотреть на маски племени нунума сразу бросается в глаза соединение фигуры крокодила и грызуна.

Если посмотреть на маски такого рода, то можно увидеть совершенно оригинальные сочетания, ясно показывающие, что изначальные представления о предке-тотеме исчезли. Помимо масок, изображающих животных, есть такие виды, где явно различимы человеческие черты. Из них есть такие, которые поражают своим спокойным, умиротворенным, видом. Однако, вместе с ними можно встретить страшные ,совершенно пугающие , отличающиеся ужасными чертами, маски. Нередко лицо человека искажается жуткими чертами дикого зверя. Отличает такой вид масок яркая раскраска.

Ее задача подчеркнуть всю необычность и мощь фигуры, а также внушить ужас врагам. Обычно, на этих масках изображаются духи, и самое главное их предназначение заключается в том, чтобы навести страх на людей. На тех масках, где запечатлены спокойные лица изображены умершие родственники. В Либерии существуют такие племена, где такие маски используют специально для установления контакта с умершими родственниками. Их (маски) почитают, носят при себе, в случае какой-то сложной ситуации к ним обращаются за помощью , их используют в разного рода гаданиях.. Существует мнение, что эти маски пришли на смену черепов, которые иногда хранились в домах ,а также на алтарях предков. Разновидность масок, на которых изображены умершие родственники, с художественной стороны весьма интересны.

Их главное отличие-это реалистичны. Также на них можно обнаружить черты портретности. У этих масок глаза обычно закрыты, что и говорит о том, что перед нами маска с изображением умершего.

На выполнение маски, почти всегда уходит один кусок дерева. Она закрепляется на голове в 3 различных положениях. Она может быть укреплена на темени, может закрывать всю голову, может закрывать только лицо.

Можно выделить ряд символических понятий в африканской истории и культуре маски. Африканцы делают маски с замысловатыми волосами и украшениями, чтобы показать огромное богатство и уважение к своим предкам. Многие маски изготавливаются специально для церемоний, где необходимо изобразить божество, духов предков, мифологических существ, хороших или злых духов, мертвых, духов животных или других существ, имеющих власть над человеком.

«На протяжении тысячи лет в Африке изготавливаются украшения из скорлупы страусиного яйца

Своей оригинальностью славилась деревянная скульптура маконде (Танзания) - мужские и женские фигуры в рост, а также скульптурные группы, выполненные из одного куска дерева, прежде изображение матери с ребенком.

1.4. Роль женщины.

Немалая роль в жизни Африки отводится женщинам. Женщину окружают внимание и почитанием, ухаживают за ней ,балуют ,но не только до свадьбы, а даже после нее.. Внешний статус мужа определяется по количеству украшений и нарядов, которые он подарил жене. В обществах, которые допускают многоженство, муж чаще всего бывает просто гостем в доме жены. Каждая жена должна вести свое хозяйство.

Значимость женщин определяется еще и тем, что они рожают детей.

Семья — это главная форма организации, и для многих африканских обществ она служит образцом всей общественной формы племени.

Мужчины могут заниматься грубой, сельскохозяйственной деятельностью. Допустим, расчищать поля!

Африканские женщины, не упускаю т момента, чтоб не похвалиться, своей физической силой, и если мужчина предложит помочь ей донести тяжелый груз, она может принять это за смертельное оскорбление.

Хрупкость в представлении здоровой африканской женщины — просто минуты слабости, а в Африке это наложило бы отпечаток на ее репутацию. [3]Что касается политики, то в этой сфере женщины теряют свои позиции.

Именно в сфере духовных сил мы яснее всего видим влияние женщин, особенно в районе южных саванн.

1.5. Литература Африки

Литературу Африки можно разделить на две части: письменную и устную. К устной литературе относятся поэтические и прозаические формы. Поэзия африканцев выражается чаще всего в песнях: хвалебных, ритуальных. Легенды, мифы-это уже проза. Образцом устной литературы доколониального периода является эпос о Сундиата Кейта, которого считают основателем древнего государства Мали. В письменной литературе Африки преобладали: греческий, латинский и финикийский языки.

Музыка — это один из самых ярко выраженных, развитых и богатых видов искусства на Африканском континенте. Она включает в себя не только пение, но и игру на разных музыкальных инструментах. Какие бы материалы ни были под рукой, африканец всегда сумеет использовать их для извлечения музыкального звука, и, можно предположить, что когда-то все началось с самого важного инструмента — человеческого тела.

Он и сейчас словно танцует под звуки инструментов всем своим телом — танцует, притоптывает, прихлопывает в ладоши и, конечно, распевает.

Музыка, как и религия, проникает во все области человеческой жизни, и они тесно взаимодействуют друг с другом.

Возможно, это и покажется простой забавой, на самом деле служит удовлетворению общественных потребностей. Весельем, плясками и музыкой всегда сопровождают встречи молодых людей. Молодежь большими группами собираются в одной деревне и идет к другой , распевая и танцуя, высматривая невест и женихов. Танец может способствовать установлению добрых отношений с соседней деревней или племенем. Такие важные события жизни, как рождение, свадьба и смерть, обычно сопровождаются музыкой и танцами, хотя с первого взгляда может показаться, что люди просто развлекаются.

Музыкальными инструментами используют в повседневном труде, что помогает преодолеть сильную усталость и поддержать ритм тяжелого коллективного труда.

Возможно, что музыка берет свое начало в музыкальных и ритмических движениях работающего человека. Музыку и ритм мы можем слышать при ударе кузнечного молота, а сам кузнец старается орудовать мехами так, чтобы получился музыкальный эффект. Когда женщины толкут ямс в одной ступке и в промежутках между перемежающимися и синкопированными ударами они стучат пестиком о пестик, извлекая куда более более сложный ритм. Рыбаки, прислушиваясь к ритму весел и реки, добавляют к нему тональные вибрации, постукивают рукой по бортам лодки, словно аккомпанируя песне. А может таким образом подают сигналы другим рыбакам или жителям своей деревни. Земледелец рубит деревья, чтобы расчистить поле, охотник прислушивается к звону колокольчика, подсказывающему ему, где находится собака, — всюду, даже на работе, их сопровождает музыка. У жителей африканского континента даже звук шагов превращается в музыку и танец. [3]

Африка – это, пожалуй, самый загадочный континент в нашем мире. А африканцы больше чем кто-либо похожи на представителей инопланетной цивилизации. Уж слишком наглядны расовые различия между ее обитателями и остальными народами Земли.

Традиции, быт и обычаи народов Африки, в свою очередь, очень самобытны и кардинально отличаются от культурного наследия других континентов. Ведь не зря считается, что именно в этой части света возникла когда-то разумная жизнь. Потом происходило великое расселение, и африканские корни новых народностей постепенно утрачивались. Уклады жизни изменялись подстать условиям, в которых возникали и развивались новые очаги цивилизации.


Сама огромная Африка тоже весьма неоднородна. Север континента – это уже давно арабская территория. Здесь, в пустынях, обращенные в ислам берберы издревле ведут кочевую жизнь бедуинов.

Африка от Сахары и южнее – это прародина народностей, говорящих на языках Банту. Самый распространенный их диалект, Суахили, типичен для экваториального региона континента. В южной части Африки сильно влияние европейских колонизаторов, навязывавших во всем узурпаторский стиль. Но определяющим здесь являются дух и искусство местных народов, не прекращавших отстаивать свою независимость.

Охватить всю африканскую культуру одной статьей невозможно. Ведь этому посвящены целые энциклопедии! А в каждой из 54-х стран Африки есть свои музеи, раскрывающие бесценные секреты национальных традиций, уходящих в глубины веков. Поэтому лучший вариант познакомить читателя с культурным многообразием континента – выхватить наиболее яркие и необычные его особенности.

Маски как лицо континента

Ритуальные маски из дерева – это, пожалуй, самая легендарная атрибутика африканских народов. Узнаваемые всеми реликвии можно встретить в музеях или частных коллекциях в любой стране мира. А современные изделия такого рода – это самые расхожие памятные сувениры для туристов.


Многие африканские племена сохраняют традиционные культы, для которых продолжают изготавливать маски божеств и почитаемых духов. Их раскрашивают натуральными красками и украшают рогами, шерстью животных, перьями, жесткими листьями, пальмовым волокном.

Маски устрашающего вида сопровождают религиозные действа, связанные с обращениями к потусторонним сущностям. Они служат для задабривания злых духов, чтобы уберечься от непогоды, спасти урожай, вылечить больного.

Для охотничьих ритуалов применяются маски, изображающие преследуемых животных.
Отдельная категория масочных разновидностей посвящается умершим родственникам. Ведь в традициях африканцев сильна вера в покровительство ушедших членов семьи.

Танцы, как часть жизни

Другой основой истинно африканского духа являются народные танцы разных племен. Ритуальные массовые телодвижения под ритмичное сопровождение распространены у большинства народностей континента. Они связаны с неким коллективным трансом, необходимым для объединения племени в решении насущных проблем.

Народные празднества и свадьбы, разумеется, тоже не обходятся без продолжительных, нарядных танцев. Например, в Нигере молодым мужчинам надлежит устраивать танцевальный марафон во время своеобразных смотрин – праздника Геревол. Инициатива создания семьи здесь оставлена за женщинами. Они долго присматриваются к танцующим чтобы не ошибиться в выборе мужа.

Ритмы Тумба Юмба

Отдельная древняя история связана в Африке с неизменным и почти единственным музыкальным атрибутом танцев – перкуссией. Способы извлечения звуков на барабанах и их видовое разнообразие поражает. Но не менее удивительным кажется то, насколько едины разные африканские племена в своей танцевальной культуре.


Один из наиболее типичных барабанов, распространенных на западе континента – Джембе. Это высокий деревянный кубок, обтянутый кожей козы. Играют на нем стоя, ударяя ладонями в разных местах мембраны. Несмотря на размеры, Джембе издает резкие высокие звуки. Он также служит ведущим ритм-барабаном.

Характерный ритмичный фон создают басовая барабанная секция. Ее комплектуют из нескольких инструментов разного размера для звукоизвлечения палками. Главным в секции обычно выступает Дунумба, самый большой барабан. Инструменты басового сопровождения обтягивают более грубой кожей – буйволов или антилоп.

Женская красота по-эфиопски

Географические издания любят публиковать фоторепортажи о традициях эфиопской общины Мурси. Женщины этого племени видоизменяют форму нижней губы таким образом, чтобы она представляла собой отвисшее кольцо. Растягивая этот мясистый ободок, они вставляют в него глиняные тарелки, используемые в качестве украшений.


Кажущееся уродство, шокирующее европейских туристов, для Мурси является престижным достоинством, повышающим значимость женщины как невесты. Это лишь один из примеров традиций видоизменений тела, свойственных африканским женщинам. В племени Масаи на территории Кении и Танзании, например, аналогичную процедуру растягивания практикуют с мочками ушей.

Жестокие украшения воинов

А во многих странах центральной Африки широко распространено нанесение на кожу многочисленных шрамов. В качестве рельефных украшений, под кожу в местах надрезов внедряют мелкие предметы. По одной из версий этнического исследования, такие традиции могли получить развитие в период процветания рабства на континенте. Сопротивляясь вывозу невольников, африканцы уродовали своих женщин, чтобы их вид был непривлекательным для работорговцев.


Однако боевые украшения мужчин всегда носили, скорее, устрашающий характер для запугивания соседних племен. Облик воина, помимо обильной раскраски, предполагал прокалывание мягких частей лица – щек, губ, ноздрей и ушей. А шрамирование у мужчин до сих пор активно применяется в обрядах инициации.

Есть чтобы жить

В современном туризме все больше интереса проявляется к натурализму туземной жизни на континенте. Становятся популярными туры с пребыванием в естественной обстановке, среди жителей малоцивилизованных племен. По мнению поживших в такой среде экстремалов наиболее шокирующим обстоятельством иногда является традиционная пища некоторых племен.

Накал страстей подогревают сохранившиеся кое-где обычаи каннибализма. Однако в современном мире иноземцам вряд ли предложат отведать человечины. С этим обрядом связаны особые поверья аборигенов. Но в некоторых поселениях в пищу могут идти экскременты животных, насекомые, черви. Менее шокирующие диеты могут включать сырое мясо или кровь домашнего скота. Например, у Масаи обязательным питьем для воинов служит смесь бычьей крови с молоком.

Такие разные торжества


Прямо посреди песков, в районе легендарного Тимбукту, сооружаются обширные концертные площадки. Постоянно играет громкая народная музыка. Причем в ее исполнении соревнуется много приезжих музыкантов. Организуется катание на верблюдах, сувенирный базар,

Более того, образовался новый культурный пласт из танцев и песнопений смешанных стилей. Успешная популяризация этого искусства привела к созданию настоящего международного фестиваля. А близость к Европе собирает на нем ежегодно тысячи гостей.

Что говорить, Африка шокирует и манит одновременно. Своей экстравагантной и опасной красотой она продолжает расширять круг поклонников и энтузиастов экстремальных путешествий.

Была рада немного поведать вам об этническом колорите этого континента. Пишите, отзывайтесь и ссылайтесь.

Поразительное разнообразие обычаев, традиций, привычек у разных народов земного шара уже давно бросалось в глаза. Раньше этому только дивились, особенно когда сталкивались с уж слишком непохожими на наши европейские, многие их высмеивают, называют варварскими, “дикарскими” мне же хотелось понять, отчего и почему возник тот или иной обычай, традиция у народов Африки.

Обоснование выбора темы:

География – один из моих любимых предметов, тема “Африка” изучается только в 10 классе, а уж традиции и обычаи народов разных стран практически не входят в курс школьной программы – это предмет науки этнографии.

Почему из разнообразия стран я выбрала Африку, потому что именно там больше всего сохранились свои национальные традиции, уклады жизни, именно там есть племена, живущие первобытным строем, народности, аналогичные тем, которые создавали первые государства Земли, например народность Зулу, существующая и теперь.

Основная идея опыта:

Идея этой работы – заинтересовать жизнью далеких народов.

Если такой интерес пробудится, если вы станете искать новые книги о разных странах и тех, кто их населяет, если при взгляде на карту не останетесь равнодушным, а захотите по ней путешествовать и сможете найти места, о которых узнали, то я считаю, что работала не напрасно.

Этапы и ход работы:

  1. Определение темы, идеи.
  2. Самостоятельный поиск информации (Интернет, энциклопедии, др.)
  3. Самостоятельные исследования.
  4. Обработка, сортировка, систематизация информации.
  • Статьи из журнала “Вокруг света”
  • Адреса сайтов
  • Диск с фильмом “ЮАР”

Племена народов Африки

Этнический состав Африки чрезвычайно сложен. По приблизительным подсчетам, на континенте живет примерно 50 наций и народностей, и 3 тысячи различных племен, говорящих на тысяче языках. На Африканском континенте 107 этносов, насчитывают более 1 млн. человек каждый и составляют 86,2% всего населения. Численность 24 народов превышает 5 млн. чел., и они составляют 55,2% населения Африки.

Крупнейшие из них – египетские арабы, хауса, йоруба, алжирские арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо, амхара, аромо, суданские арабы. При этом следует учитывать, что практически каждый этнос имеет свой язык, исключение составляет арабский язык, на котором говорит одна пятая часть африканского континента.

В странах Тропической Африки соседствуют друг с другом мусульманские общности различных направлений, толков, сект; христиане – также различных вероисповеданий, сторонники традиционных верований, афрохристиан, сочетающих христианство с традиционными религиями.

Традиции и обычаи народов

Традиция (от лат. traditio — передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; его способы. В качестве традиций выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.

1. Шаманы

О шаманах слышали все.

Но что же все-таки представляют собой эти “служители духов?

На этот счет единого мнения нет. В любом случае, с древнейших времен и до сего времени шаманы являются носителями сверхъестественных способностей, ясновидящими, заступниками людей. Нечто подобное шаманизму существует и у племен Австралии, Южной Африки и Америки. Одно из замечательнейших свойств шаманских методов — их сходство во всех концах планеты. Шаманы сопровождают жизнь своего соплеменника от рождения до смерти.

2. Маски

Шаман посредник между видимым и невидимыми мирами, как хозяин духов, как сверхъестественный врачеватель и т. д. Но, чтобы злой дух не узнал шамана или другого участника ритуала в лицо, и не вселился в него, существуют маски.

Иногда маски покрывают всю голову, как шлем. Иногда прикрывают только лицо. Если маска слишком тяжелая, между ее краями крепится веревочка, которую танцор придерживает зубами.

Стилизованные головы неземных существ, вырезанные из дерева, разрисованные и покрытые орнаментом из цветного бисера и мелких раковин. Огромные, предназначенные для ритуальных танцев, и маленькие — маски-талисманы.

Зачастую мы привыкли считать маски атрибутом веселых зрелищ – театров, карнавалов, детских праздников. Но в прошлом эти “ложные лица” воспринимались куда более серьезно, играя важную, а порою главную роль в религиозных обрядах и ритуалах многих народов мира.

Ритуальные танцы

Танец во все времена был неотъемлемой частью человеческой жизни.

Шаманами чаще всего были мужчины, и их главным инструментом воздействия на природу и события был и есть до наших дней – танец. На всех континентах во всех Древних религиях жрецы или их помощники использовали танец для восхваления богов, просьб о помощи.

Танцевали на каждый праздник, перед охотой, перед посевной, перед войной. Танцевали все, и женщины и мужчины, но в некоторых случаях в танцах участвовали только мужчины. Танец – это не только и не столько обращение к богам, но и прекрасная тренировка тела и координации движения. Если внимательно присмотреться, то формы или другими словами, комплексы, выполняемые мастерами восточных единоборств, своими плавными движениями и переходами напоминают танцевальные движения.

Меня всегда привлекало не столько красота или плавность движений, сколько восхищало умение в совершенстве владеть телом, и впечатляло осознание того, сколько же труда и упорства необходимо было приложить, чтоб добиться такого результата.

Даже современные пляски требуют некоторой гибкости и выносливости, только вот движения напоминают диких африканцев, собирающихся на войну. К тому же основными музыкальными инструментами являются барабаны и прочий ударный металл. С самых диких времен, и до сих пор, во всех странах и на всех континентах люди под барабаны шли на войну, рубили головы, расстреливали, прогоняли сквозь строй как в русских армиях времен крепостничества, ну и само собой – хоронили.

Украшения и одежда

Женская страсть к украшениям поддерживается одной из древнейших традиций, возникшей во времена, когда человеческая культура только-только зарождалась.

Cудя по маленьким бусинам из раковин моллюсков, найденным в Израиле и Алжире, сто тысяч лет назад бусы или браслеты уже были известны людям. С тех пор не осталось, кажется, ни одного материала, из которого не изготавливали бы украшения, не осталось и части тела, на которую их бы не надевали — от лба до пальцев ног.

Женщина племени ама-ндебеле из Южной Африки с традиционным шейным украшением, которое сейчас уже редко можно увидеть на молодых девушках.

Женщина с самой длинной шеей считалась самой красивой у ама-ндебеле. С раннего детства женщины этого народа носили на шее латунные обручи, благодаря чему шея могла удлиниться на 40-50 см. Эти обручи нельзя было снимать, так как отсутствие шейной мускулатуры привело бы женщину к немедленной смерти.

Клиновидные или круглые диски считались в Африке важным украшением для женщин. Женщины надевали эти диски в то время, когда их мужья и свекрови отсутствовали.

Таким образом, африканские женщины пытались подражать птицам, имеющим культовое значение для африканцев. В некоторых африканских племенах этот обычай восходит к стремлению шокировать своим внешним видом работорговцев.

Сегодня африканская молодежь пользуется лишь в некоторых случаях прищепками для губ, но обычно украшения для губ не используются.

Украшения, которые надевались позже, служили защитой для открытых частей тела, через которые в человека легко могли бы проникнуть злые духи, вредные испарения или какие-либо сверхъестественные силы.

Эфиопский народ – сурма – самые изобретательные декораторы человеческого тела, такие только есть на Земле. Телесный орнамент они подбирают для себя так же тщательно и ревностно, как европейские модники подбирают себе одежду. В нескольких мазках немудреного природного красителя сурма – рассказ о себе, о свих желаниях и чувствах, о воинственности или стремлении к миру, о радости или печали, о любви.

Женщина из племени мусгу с прищепкой из алюминия на верхней губе. Такие украшения были характерны для многих племен республики Чад. В детском возрасте девочкам из племен лоби и кирди протыкали уши, губы и нос.

Прически

Традиционное украшение зулусов с рогами буйвола, символизирующее силу.

Удлинение головы у племени мангбе-ту — до недавних пор это соответствовало тамошнему идеалу красоты; считалось, что такое удлинение способно защитить женщину от колдовства. Для достижения подобного эффекта через несколько дней после рождения ребенка голову новорожденного туго бинтовали. Затем на голове носили длинный цилиндрический узел из волос, чтобы усилить эффект удлинения черепа.

Расцвет парикмахерского искусства Африки пришелся на XVII—XIX века — времена “королевств”. Именно тогда прически начали делать не на париках, а из собственных волос. Это означало, что человек с помощью прически не столько участвовал в текущем ритуале — свадьбе или похоронах, сколько стремился “остаться самим собой” как можно дольше, вне зависимости от происходящего.

Родина афро – Западная Африка. Разновидностей этого фасона много. Самая дорогая прическа на основе расчесанных волос называется “бананы” (bananas), когда волосы окружают голову в виде грозди этих плодов. Строгие и “холодные”, “официальноделовые бананы” носит одна из самых влиятельных здешних дам — жена президента Камеруна Шанталь Бийа — “Мама Африка”

Противоположность афро представляют “дрэды” (dread), или “ужасные локоны”. Дрэды, придуманные в Восточной Африке, не требуют ежедневного ухода и, в пику афро, они принципиально “нечесаные”. В отличие от западной части континента, где примером для парикмахерского подражания были арабы, европейцы и американцы, то есть “другие люди”, в Восточной Африке источником вдохновения стилистов был мир природы. Максима африканского направления турбизнеса — “на Западе стоит смотреть на людей, на Востоке — на животных” — помогает понять и феномен парикмахерского искусства этого континента. Например, прическа масаев, состоящая из сотен тонюсеньких косичек, доходящих до пояса, — подражание природе. Масаи верят, что их народ происходит от львов. Поэтому волосы — признак мужественности. Женщины же бреются налысо — им, как и львицам, гривы не положены.

Красота требует жертв…

Мы привыкли к тому, что современная красота стандартизирована, разнообразные конкурсы красоты демонстрируют и пропагандируют эталоны красоты цивилизованного мира. А тем временем коренные народы сохраняют свои исконные представления о том,

Подчас нам эти стандарты кажутся просто ужасными, потому что чаще всего эта самая красота требует немалых жертв.

Колыбелью нательной живописи с полным правом можно считать Африку, где практически каждое племя имеет собственные традиции художественного оформления тела. Немаловажную роль в развитии этого искусства сыграли климатические условия, благодаря которым люди имеют возможность демонстрировать свое тело круглый год, Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг. Тело украшали с различными целями, в том числе с декоративной. Нательные знаки говорили о социальном статусе человека, выражали его мировоззрение, а также отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т. д.). При нанесении татуировок важную роль играли их местоположение, интенсивность окраски, размеры и цвет. Последние нередко были особенными для каждого племени или семейства.

Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам. Так, например, в ряде африканских племен молодым супругам на коже делали надрезы, которые затем натирали смолой. Во многих племенах было принято наносить женщинам татуировки, говорящие об их семейном положении (замужем ли, есть ли дети и др.).

Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина. Как уже было сказано, немаловажное значение имело местоположение нательного знака. Рубцы наносили на все части тела: на грудь, спину, руки и ноги. Например, в роду Убанги-банда было принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами.

Одно и то же местоположение знака у разных племен имело различное значение. Например, женщины яунде делали на бедрах рубцы. А вот у соседствующих с ними жителей подобное считалось неприличным.

В некоторых африканских племенах рубцы наносили маленьким детям. Для этого их щеки смазывали смесью из трав, золы и селитры и втирали ее. После заживления ран на коже образовывались грубые рубцы. Обычай нанесения рубцов детям и подросткам очень древний. Например, чтобы юноша смог вступить в круг мужчин, необходимо было сделать на коже определенный рубец.

У большинства африканских племен до настоящего времени отсутствие татуировки является признаком неполноценности. Считается, что мужчина без нательного знака не станет удачливым охотником, а женщина не сможет создать семью.

В связи с тем, что татуирование (или рубцевание) занимало столь важное место в жизни племен, процесс нанесения нательных знаков относился к разряду сложных обрядов, в таинство которых посвящались только избранные.

Мальчик становится мужчиной…

Что ни народ, то и обычай…

Но везде и всюду родителям хочется, чтобы их ребенок вырос человеком. И на разных языках говорят новому человеку слова, похожие на те, что говорят на седьмой от рождения день у народов Суахили в Восточной Африке:

Ты пришел в мир. Закрой уши и не слушай, что говорят злые люди.

Ты пришел в мир. Пусть то доброе, что тебе дано, у тебя останется, а злое прогони прочь.

Ты пришел в мир. Не ищи ссор, не враждуй с людьми. Еще отцы наши говорили: что нужно объяснить, объясни, остальное проглоти.

Ты пришел в мир. Укроти свое сердце и приходи к людям только с миром…

С какого возраста считать человека взрослым? На этот счет существовали и существуют самые разные мнения. Чтобы стать взрослым, надо сдать экзамены, где есть только две оценки: “сдал” и “не сдал”.

Экзамены у разных племен – разные.

В Западной Африке, например, существовали даже своеобразные “университеты”, где обучали будущих мужчин.

Если юноша из племени бешдар не удержит равновесие и упадет, ему придется еще год ждать возможности доказать, что он не мальчик, но муж.

Труд мужской и женский

Мы привыкли к тому, что работа делится на мужскую и на женскую.

В наше время в семье, например, такое деление часто бывает несправедливым. У народов нсау, в Камеруне, почти вся работа выполняется женщинами. Очень плохо у нсау приходится холостякам. О таких людях у нсау говорят: “Он работает почти так же много, как женщина…”.

У скотоводов Восточной Африки пастухи – мальчики и мужчины. Они же доят скот, зато масло сбивают их матери и жены. А у масаев доят коров женщины, а коз – мальчики.

Среди народов этого района мужчины обрабатывают только определенные культуры: бананы, батат, табак, сахарный тростник.

Все остальные культуры сажают женщины. Убирают урожай и обмолачивают его только женщины. Таким образом, почти все работы в растениеводстве выполняют женщины (только целину поднимают мужчины), а в скотоводстве работают преимущественно мужчины. Мужчины еще занимаются охотой, строят хижины занимаются изготовлением железных и деревянных изделий. Всю работу по дому делают женщины, воспитывают детей, плетут циновки, выполняют гончарные работы.

При переноске тяжестей африканские мужчины никогда не помогают женщинам. Если мужчину увидят за этим занятием или увидят, как он помогает женщине переносить тяжести, – сами женщины его засмеют.

Заключение

В процессе выполнения проекта я заметил, что на самом деле многие обычаи и традиции народов Африки стали приживаться и в европейских странах.

Например, африканские прически – афро, дреды, косички уже никого не удивляют. Также молодежь покрывает свое тело татуировками, пирсингом, живописью. Современные танцы напоминают нам ритуальные африканские танцы.

А молодые мамы с удовольствием используют сплины для ношения малышей (африканские мамы колясками не пользуются, ведь за маминой спиной малышу спокойно и уютно).

На территории разных стран Африки проживают дикие племена, общая численность которых насчитывает несколько миллионов человек. Для них чужды блага цивилизации и современный быт, они по-прежнему сохраняют обычаи и традиции предков, живут в скромных хижинах, практически не одеваются и питаются тем, что можно добыть. Племена Африки отличаются внешним видом, правилами поведения, все они уникальны и неповторимы.

  • Дикость в современном мире
  • Горные нубийцы
  • Мурси — настоящие воины
  • Племя хамар
  • Бушмены из Калахари
  • Масаи из Восточной Африки
  • Представители химба
  • Зулусский народ
  • Аборигены коса

Жизнь коренных диких племен Африки

Дикость в современном мире

Всего на Черном континенте насчитывается около 3 тыс. племен с разными устоями, ритуалами и обликом. Общим для всех них является полный отказ от комфорта, предлагаемого современным миром, поклонение прародителям и божествам. Дикари не владеют письмом и грамотой, медицина практически отсутствует. Обычный порез или простуда может стать причиной смерти. Вирусы, принесенные из внешнего мира, их убивают. Натуральное хозяйство представлено:

  • охотой;
  • рыболовством;
  • собирательством;
  • скотоводством.

Браки совершаются внутри племени, к чему дети приучены еще с детства. Если рассматривать все племена, они представлены полусотней народностей. Языки же и наречья исчисляются тысячами. Исследователи утверждают, что на планете отсутствуют неизученные племена. Одни из них легко идут на контакт с современным человеком, другие всячески проявляют агрессию.

Фанатичная вера в предков, создание межплеменных союзов, размещение на удаленных от посторонних глаз землях помогло сохраниться общинам дикарей до настоящего времени.

Горные нубийцы

Горные нубийцы

По численности племя нуба насчитывает 10 тыс. человек, живущих на территории Судана. Женщины поражают красотой стройных и невероятно длинных ног, упругих тел. Чаще всего они высокого роста, имеют блестящую темную кожу.

До недавних пор эти аборигены Африки вели беззаботную и размеренную жизнь, занимались выращиванием хлопка. Между всеми представителями закрытого общества прослеживалось согласие и равенство. Все изменилось после того, как правительство страны заставило дикарей одеться. Молодые люди часто стали отправляться на заработки, а по возвращении приносили новые болезни, становились озлобленными, утратив свою идентичность.

Изменение произошло с появлением одежды и денег. Это привело к возникновению богачей и бедняков, которые уже не хотели работать, а выпрашивали у туристов деньги.

За девушками остается право выбора жениха. Во время исполнения особого танца каждая из них может положить ногу на плечо избранному парню. Он при этом не видит ее лица, его мнение не берется в счет. Жениться юноша может только после строительства дома. Появившиеся дети и постоянные встречи не являются поводом для брака.

Мурси — настоящие воины

Это дикое племя является вооруженным и агрессивным. Дикари злоупотребляют алкоголем, порой не управляют своими действиями. Они могут в драке избивать друг друга до критического состояния. Место проживания представителей племени — Эфиопия, их численность находится в пределах 6 тыс. человек. Характерные черты мурси:

  • невысокий рост;
  • толстая шея;
  • расплющенный и низкий лоб;
  • приплюснутый нос;
  • кривые ноги.

Мурси — настоящие воины

Представители племени склонны к языческим ритуалам, смерть у них в почете. Женщины занимаются врачеванием, шаманством, предсказывают события по звездам. Их внешний вид непригляден, они постоянно сутулятся, живот с грудью свисают, обязательно наличие отвисшей проколотой губы. В такое отверстие еще в детском возрасте каждой девочке вставляется палка, диаметр которой постепенно увеличивается. В день свадьбы в губу помещается тарелка, достигающая окружности до 30 см.

На головах у женщин отсутствуют волосы, они создают себе уборы из падали, хвостов, веток, сухих ягод. Кровожадность подтверждается тем, что замужние дамы мурси готовят для себя бусы из настоящих пальцевых фаланг, которые отрубаются у провинившихся мужей. Эти части тела смазываются человеческим жиром, из-за чего от них исходит тошнотворный запах.

Племя хамар

Численность народности, обитающей на побережье реки Омо, достигает 40 тыс. человек. Основу жизни составляет разведение скота, в хижинах обустраиваются специальные хранилища. Особенность племени заключается в беге по спинам живых быков. Нагой юноша имеет право вступать в брак после четырехкратного преодоления животного.

Племя хамар

Женщины и дети обитают в жилищах, имеющих остроконечную крышу. В них присутствует спальное место, очаг. Мужчины проводят ночь в специальных ямах, присыпая тело землей, что мешает нормально дышать. В их обязанности входят охота и охрана территории с хижинами. Связь с женами поддерживается только для размножения.

По достижении 12 лет девушки выходят замуж. На свадьбе они надевают специальные ошейники, которые невозможно снять. В них через специальное отверстие вставляется твердый прут, используемый мужем для регулярной кровавой порки по вечерам. Этот ритуал приносит удовольствие обоим. Женщины между собой могут вступать в связь.

Мужчины вправе заводить четырех жен, количество колец на шее указывает на очередность. Дикари в развитии отстали от других племен, ведь чувств друг к другу они не проявляют.

Бушмены из Калахари

Бушмены из Калахари

Народность под названием бушмены по численности достигает 100 тыс. человек, заселяет отдельные пустынные территории. Это коренные африканцы, которые охотятся, занимаются собирательством, но не разводят скот. Они считают, что на земле все общее, не пренебрегают во время охоты отбирать животных у соседей. По этой причине их постепенно вытеснили в пустыню и лес.

Отличительные черты:

  • желтоватый цвет кожи;
  • истонченные губы;
  • появление морщин в раннем возрасте;
  • кудрявые волосы.

Бушмены — отличные травники, они готовят отвары и лекарства, защищающие от животных и исцеляющие. Танцуя под африканские специальные ритмы, они входят в транс. В таком состоянии бушмены оставляют невероятные рисунки на пещерных стенах. Незначительная часть племени адаптировалась к работе на местных фермах.

Масаи из Восточной Африки

Племя обитает на землях Танзании и Кении. Его представители не умеют исчислять свой возраст, не имеют документов, сложно определить их численность. Главным является вождь, которому разрешается заводить до четырех жен. Обитаемые земли не годятся для выращивания культур. Масаи охотятся, разводят скот. Женщины ухаживают за детьми, готовят вкусную пищу, за которую получают от мужей благодарность. Последние выпасают скот.

До 15 лет дети ничем не занимаются. Они во всем подражают взрослым, периодически участвуют в охоте или выполняют домашние дела. В 16 лет молодым людям разрешено вступать в брак, девушка при этом должна быть непорочной. Поначалу свекровь живет с молодыми, является хранительницей их денег.

Известна особая любовь масаев к крови животных. Они прокалывают живому быку артерию на шее, в емкость спускают какое-то количество жидкости, после чего на рану накладывают глину. После этой процедуры животное продолжает жить. Скот не используется в качестве источника питания, а продается.

Представители химба

Дикари редко уделяют внимание своей внешности, но женщины этого племени обладают невероятной красотой. У них отмечаются утонченные черты лица, миндалевидные глаза, высокий рост. Грациозная осанка — результат перемещения на голове тяжелых емкостей.

По внешности можно судить о положении в общине. Состоящие в браке мужчины покрывают голову тюрбанами, женщины используют изделия наподобие корон. У девочек всегда присутствуют длинные волосы, заплетенные в косички.

Представители химба

Химба проживают в северной части Намибии (пустыня), всего их насчитывается около 50 тыс. человек. Вода является настоящей ценностью, поэтому дикари никогда не моются. Тело обмазывается красно-оранжевой смесью, которая отталкивает неприятный запах.

Удивительно, но дети частично владеют английским языком и счетом. Главой является старейшина, он отвечает за ритуалы перед священным огнем и заключает браки. Химба живут в небольших хижинах, где обустроено только спальное место. Мужчины со скотом кочуют, а женщины и дети живут в поселении.

Зулусский народ

Численность племени зулусов, проживающего в Южной Африке, достигает 10 млн человек. Это самые современные дикари, их представитель в настоящее время является президентом ЮАР. Основные занятия — натуральное хозяйство, разведение скота, ремесла.

Из предметов гардероба используются набедренные повязки, украшения из перьев и звериных хвостов. Современные зулусы облачаются в повседневную одежду, национальными костюмами они развлекают туристов. Свадьба в племени является очень дорогим удовольствием. Выкуп за будущую жену составляет 100 кг сахара и столько же кукурузы, 11 коз. В такую сумму оценивается квартира на окраине африканского города. По этой причине многие представители племени не женятся.

Зулусы религиозны, среди них есть христиане, а также приверженцы древних поверий. Они проявляют познания в музыке, воспитаны и образованы.

Аборигены коса

Аборигены коса

Племя состоит из 4 млн человек, заселяет Капскую провинцию. Религия представлена христианством и духами предков. Основные занятия этих жителей — скотоводство, выращивание кукурузы. Некоторые мужчины работают на фермах. Дикари окрашивают кожу охрой, носят накидки. По виду тюрбана на голове можно определить положение женщины. На протяжении многих лет у племени ведется война с зулусами.

Читайте также: