Сообщение кровь как информационный ресурс в разных областях человеческой деятельности

Обновлено: 25.06.2024

Фундаментальной чертой цивилизации является рост производства и потребления информации во всех отраслях человеческой деятельности. Вся жизнь человека, так или иначе, связана с получением, накоплением, обработкой, передачей информации. Практически в любой деятельности человека: в процессе чтения книг, просмотра телепередач, в разговоре — мы постоянно получаем и обрабатываем информацию.

Увеличение объема используемой человеком информации и растущий спрос на нее обусловили появление отрасли знания, связанной с автоматизацией обработки информации, — информатики.

Как известно, в материальном мире все физические объекты, окружающие нас, являются либо телами, либо полями. Физические объекты, взаимодействуя друг с другом, порождают сигналы различных типов. В общем случае любой сигнал — это изменяющийся во времени физический процесс. Такой процесс может содержать различные характеристики. Характеристика, которая используется для представления данных, называется параметром сигнала. Если параметр сигнала принимает ряд последовательных значений и их конечное число, то сигнал называется дискретным. Если параметр сигнала — непрерывная во времени функция, то сигнал называется непрерывным.

Данные несут информацию о событии, но не являются самой информацией, так как одни и те же данные могут восприниматься (отображаться или еще говорят интерпретироваться) в сознании разных людей совершенно по-разному. Например, текст, написанный на русском языке (т.е. данные), даст различную информацию человеку, знающему алфавит и язык, и человеку, не знающему их.

Чтобы получить информацию, имея данные, необходимо к ним применить методы, которые преобразуют данные в понятия, воспринимаемые человеческим сознанием. Методы, в свою очередь, тоже различны. Например, человек, знающий русский язык, применяет адекватный метод, читая русский текст. Соответственно, человек, не знающий русского языка и алфавита, применяет неадекватный метод, пытаясь понять русский текст. Таком образом, можно считать, что информация — это продукт взаимодействия данных и адекватных методов.

Из вышесказанного следует, что информация не является статическим объектом, она появляется и существует в момент слияния методов и данных, все прочее время она находится в форме данных. Момент слияния данных и методов называется информационным процессом (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Формирование информации

Человек воспринимает первичные данные различными органами чувств (их у нас пять — зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), и на их основе сознанием могут быть построены вторичные абстрактные (смысловые, семантические) данные.

Таким образом, первичная информация может существовать в виде рисунков, фотографий, звуковых, вкусовых ощущений, запахов, а вторичная — в виде чисел, символов, текстов, чертежей, радиоволн, магнитных записей.

Информация в жизни человечества

Как мы уже выяснили, человечество со дня своего выделения из животного мира значительную часть своего времени и внимания уделяло информационным процессам.

На первых этапах носителем данных была память, и информация от одного человека к другому передавалась устно. Этот способ передачи информации был ненадежен и подвержен большим искажениям, ввиду естественного свойства памяти утрачивать редко используемые данные.

Дальнейшее накопление человечеством информации привело к увеличению числа людей, пользовавшихся ею, но письменные труды одного человека могли быть достоянием небольшого окружения. Возникшее противоречие было разрешено созданием печатного станка. Эта веха в истории цивилизации характеризуется как вторая информационная революция (началась в XVI в.). Доступ к информации перестал быть делом отдельных лиц, появилась возможность многократно увеличить объем обмена информацией, что привело к большим изменениям в науке, культуре и общественной жизни.

Третья информационная революция связывается с открытием электричества и появлением (в конце XIX в.) на его основе новых средств коммуникации — телефона, телеграфа, радио. Возможности накопления информации для тех времен стали поистине безграничными, а скорость обмена очень высокой.

К середине XX в. появились быстрые технологические процессы, управлять которыми человек не успевал. Проблема управления техническими объектами могла решаться только с помощью универсальных автоматов, собирающих, обрабатывающих данные и выдающих решение в форме управляющих команд. Ныне эти автоматы называются компьютерами. Бурно развивавшаяся наука и промышленность привели к росту информационных ресурсов в геометрической прогрессии, что породило проблемы доступа к большим объемам информации.

Наше время отмечается как четвертая информационная революция. Пользователями информации стали миллионы людей. Появились дешевые компьютеры, доступные миллионам пользователей. Компьютеры стали мультимедийными, т.е. они обрабатывают различные виды информации: звуковую, графическую, видео и др. Это, в свою очередь, дало толчок к широчайшему использованию компьютеров в различных областях науки, техники, производства, быта. Средства связи получили повсеместное распространение, а компьютеры для совместного участия в информационном процессе соединяются в компьютерные сети. Появилась всемирная компьютерная сеть Интернет, услугами которой пользуется значительная часть населения планеты, оперативно получая и обмениваясь данными, т.е. формируется единое мировое информационное пространство.

В настоящее время круг людей, занимающихся обработкой информации, вырос до небывалых размеров, а скорость обмена стала просто фантастической, компьютеры применяются практически во всех областях жизни людей.

На наших глазах появляется информационное общество, где акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, финансовые, энергетические и пр.) на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория.

Информационные ресурсы — это отдельные документы и массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, информационных системах и других хранилищах. Иными словами, информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях. Информационные ресурсы страны, региона, организации все чаще рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

• превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

• сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

• повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др.за счет своевременного использования необходимой информации.

Давно и широко известен общеклинический анализ крови, который включает в себя ряд конкретных задач:

- определение концентрации гемоглобина;

- числа эритроцитов (красных кровяных телец);

- лейкоцитов (белых кровяных телец);

- подсчёт лейкоцитарной формулы (подсчёт каждого вида лейкоцитов);

- определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ);

Симптомы (с помощью анализа крови можно выявить):

- анемию (малокровие разных форм);

- воспалительные заболевания в организме;

- состояние свертывающей системы крови;

- аллергический настрой организма;

Есть и другие задачи общеклинического анализа. Кроме этого есть и другие методы анализа крови. Однако данные анализы не до конца раскрывают возможности исследования.

Известно, что кровь содержит воду и, следовательно, информационная составляющая воды (свойство памяти воды) может дать дополнительно информацию о состоянии организма возможно большую, чем другие. Н2О - два атома водорода, один атом кислорода. Молекула воды в целом электронейтральна, это диполь. С одного края у неё преобладает отрицательный заряд, а с другой - положительный. Между собой диполи могут образовывать соединения - молекула воды отрицательным краем может притянуть к себе другую молекулу за её положительный край. Образуется водородная связь. Зенин показал, что короткоживущий ассоциант из пяти молекул воды при соединении с другим таким же короткоживущим ассоциантом из пяти молекул воды может образовать структуру.

Расчёты показали, что может существовать такой кристалл в обычной жидкости воды, состоящий из 912 молекул, время жизни, которого - минуты и даже часы.

На основании этих исследований нами предлагается использовать кровь для выявления заболеваний по информации (информативная составляющая) полученной путём анализа воды в составе крови. Вода, пройдя через организм человека, запоминает информацию о человеке и сохраняет данную информацию, которая может быть использована для диагностики заболеваний и дальнейшем лечении. Лечение можно производить путём потребления воды с инверсной структурой той, которая была проанализирована, для компенсации аномальных явлений и придания нормальной (здоровой) структуры крови / 5 /.

Для анализа кровь необходимо заморозить для получения информационных структур. А уже по полученным структурам льда проводить анализ и диагностику / 6 /. Различные информационные структуры позволят определить заболевание. Такой подход недостаточно изучен, однако он позволит значительно расширить общий анализ крови.

Термин информация происходит от лат. Informatio, что означает разъяснение, изложение. Понятие информации является основополагающим понятием информатики. Любая деятельность, так или иначе, связана со сбором, хранением, переработкой информации, с принятием на ее основе решений и их выполнением.

Для раскрытия данной темы необходимо рассмотреть основные понятия, используемые при изучении информационного ресурса, информационные ресурсы Internet, основные протоколы прикладного уровня, обеспечивающие доступ к ним, и каталог данных ресурсов сети.

В практической части необходимо решить задачу в MSExcel. А именно построить таблицы по приведённым данным, сделать вычисления и результаты вычислений представить в виде таблицы и в графическом виде, организовать межтабличные связи, сформировать и заполнить выходной документ.

При выполнении своей курсовой работы я использовала ПК с процессором IntelPentium 4, с операционной системой MicrosoftWindowsXPProfessional версия 2002 ServicePack 2. Для оформления теоретической и практической части используется пакет программ MicrosoftOffice: текстовый редактор MicrosoftWord и табличный процессор MicrosoftExcel.

Объектом изучения данной работы является информационный ресурс, предметом – роль информационного ресурса в развитии современного общества.

Информационный ресурс — данные в любом виде, которые можно многократно использовать для решения проблем пользователей. Например, это может быть файл, документ, веб-сайт, фотография, видеофрагмент. Для информационных ресурсов в Интернете характерно определённое время жизни и доступность более чем одному пользователю.

Так же информационным ресурсом можно назвать отдельно взятый сайт, портал или несколько интернет-проектов. Информационный ресурс в интернете может быть узкой (специализированной) направленности (например, онлайновый словарь или сайт биржевых новостей), или общетематический.

К настоящему времени накоплены огромные информационные ресурсы в самых разных сферах человеческой деятельности. Эти информационные ресурсы материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, произведений искусства, литературы, науки и т. п. В общем смысле, информационный ресурс – это то, откуда мы черпаем нужную нам информацию.

Информация – это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно-значимых видах человеческой деятельности.

Данные – материальные объекты произвольной формы, выступающие в качестве представления информации [4, с.450].

Информационная база – совокупность информации конкретного экономического объекта.

Документ – это материальный носитель, содержащий информацию в зафиксированном виде, оформленный в установленном порядке и имеющий в соответствии с действующим показателем правовое значение.

Экономический документ – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных по смыслу экономических показателей.

База данных – это поименованная совокупность структурированных данных, относящихся к определенной предметной области.

База знаний – организованная по особым принципам совокупность знаний, относящихся к какой-либо предметной области [4, с.449].

Знания – это особая форма информации, представляющая собой совокупность структурированных теоретических и эмпирических положений предметной области, которые представлены в различной форме, обладают определенными свойствами и связаны синтаксическими, семантическими и прагматическими отношениями и позволяют решать прикладные задачи.

Информационный массив – набор данных (документов) одной формы (одного названия) со всеми их значениями либо сочетание таких наборов данных, относящихся к одной задаче (укрупненный массив) [4, с.36].

Файл – поименованная совокупность данных [2, с.52].

Алгоритм – это точное и понятное предписание, в результате выполнения которого получается правильный результат решения задач.

Программа – формализованное описание последовательности действий устройств компьютера по реализации той или иной задачи [4, с.453].

1.2 Информационные ресурсы Internet

Огромную роль в жизни современного общества играют информационные ресурсы Internet, ведь в основе сети Internet в первую очередь лежит доступ к огромным ресурсам информации. Появление тысяч новых сайтов и обновление уже имеющихся происходят ежедневно. Причем возможности сети так велики, что описание ряда существующих ресурсов дает лишь поверхностное, приближенное представление о них.

1.2.1 Основные протоколы прикладного уровня

К протоколам прикладного уровня, обеспечивающим доступ к информационным ресурсам Internet, относятся:

· протокол эмуляции терминала Telnet;

· протоколы электронной почты SMTP, UUCP;

· протоколы распределенных файловых систем – NNTP, Gopher, FTP.

Каждый из перечисленных протоколов предполагает наличие некоторой совокупности команд (командный язык), которыми обмениваются программы-клиенты и программы-серверы данного протокола. Естественно, целью такого взаимодействия является обмен пользовательскими данными.

Могут быть выделены два основных класса средств доступа и организации информационных ресурсов:

· распределенные файловые системы (Usenet, FTP, Gopher);

· распределенные информационные системы (WWW, WAIS) [5, с.180].

Итак, использование программы Telnet – наиболее простой способ доступа к локальному информационному ресурсу (базе данных или информационно-поисковой системе) без каких-либо переделок последнего. Доступ по Telnet предполагает, что пользователь имеет регистрацию (account) на удаленной машине. Однако подавляющее большинство отечественных пользователей такой регистрации не имеет. В связи с этим многие авторы считают, что рассматривать Telnet как информационный ресурс не имеет смысла. Однако многие машины в Internet имеют списки специально зарезервированных пользователей для обеспечения доступа к информационным ресурсам по протоколу Telnet [5, с.186-187].

Электронная почта является самым массовым средством электронных коммуникаций Internet, через нее можно получить доступ практически ко всем ресурсам Internet, а так же информационным ресурсам других сетей.

При коммуникации в режиме электронной почты корреспонденция готовится пользователем посредством программы подготовки почты, которая вызывает текстовый редактор, предпочитаемый пользователем всем остальным программам этого типа. Затем следует вызвать программу отправки почты (программа подготовки почты вызывает программу отправки автоматически).

Для работы электронной почты в Internet используется протокол прикладного уровня SMTP и совместно с ним протокол UUCP.

При работе по протоколу SMTP почта реально отправляется только тогда, когда установлено интерактивное соединение с программой-сервером на машине-получателе почты. При этом происходит обмен командами между клиентом и сервером протокола SMTP в режиме on-line, и почта достигает почтового ящика получателя за считанные минуты.

При смешанной адресации доставка почты происходит по смешанному сценарию [5, с.189-190].

Распределенная файловая система Usenet – система телеконференций Internet. Фактически Usenet выполняет функции периодического издания или избирательного распределения информации. Данная система является эквивалентом электронной почты.

Протокол NNTP пришел на смену UUCP, и его целью было упорядочить обмен информацией между серверами Usenet. Кроме того, использование интерактивного протокола привело к разработке интерфейсных программ-клиентов, позволяющих просматривать почту на удаленных серверах.

Протокол распределенных файловых систем Gopher – это текстовые базы данных самого различного содержания, управляемые посредством меню древовидного типа. Для работы с gopher-ресурсом предназначена специальная программа WSGopher, работающая под управлением Windows. Адрес этого ресурса может храниться в адресной книге браузера вместе с WWW-адресами.

Для поиска информации в gopher-пространстве имеется специальная система поиска Veronica, размещенная на многочисленных серверах. Обновленный список этих серверов может быть найден с помощью любой поисковой системы по слову Veronica. Такой список адресов находится, например, по адресу: gopher://gopher.nic.surfnet.nl/ll/Experimental.dir.english/Veronica [4, с.393].

Файловые базы данных FTP – это гигантское хранилище файлов различного типа – текстовых, электронных таблиц, программ, данных, графических, звуковых и других, хранящихся на FTP-серверах. Собственные FTP-серверы имеют все крупные провайдеры, и способ доступа к ним указывается в контракте [4, с.394]. По степени доступности информация на FTP-серверах делится на три категории:

· защищенная информация, режим доступа к которой определяется ее владельцами и разрешается по специальному соглашению с потребителем. Сюда относят коммерческие архивы, закрытые национальные и международные некоммерческие ресурсы, частную некоммерческую информацию со специальными режимами доступа;

· информационные ресурсы ограниченного пользования, например программы класса shareware. Сюда могут входить ресурсы ограниченного времени использования или времени действия, т.е. потребитель может использовать текущую версию на свой страх и риск, но никто не будет оказывать ему поддержку;

· Свободно распространяемые информационные ресурсы, или freeware. Сюда относится все, что можно свободно получить по сети без специальной регистрации [5, с.228].

FTP предназначен для обмена большими объемами информации.

Каталог ресурсов описывает основные подходы к поиску и использованию информации в различных предметных областях: законодательстве и трудоустройстве, иммиграции и общении, культуре и искусстве и т.д.

Сайты, посвященные деловой информации, занимают очень значительное место в Internet. Любая крупная поисковая система или электронный каталог имеет в своем составе множество разделов, посвященных экономическим новостям, электронной коммерции, информации о разнообразных компаниях и т.д.

Вот несколько сайтов, посвященных экономической сфере жизни:

Культура и искусство:

Таких сайтов большое множество для различных сфер современной жизни.

Роль информационного ресурса в развитии современного общества огромна. Информационные ресурсы значительно упрощают нашу жизнь, делают ее более мобильной, способствуют высокой эффективности, выполняемой нами работой; в общем, они являются хорошим помощником в современной жизни общества.

1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.

2. Результаты вычислений представить в виде таблицы, содержащей расчет стоимости выпеченных изделий (рис. 2), и в графическом виде.

3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования калькуляции стоимости выпеченных изделий.

4. Сформировать и заполнить форму калькуляции стоимости (рис. 3)

Компоненты выпечки Стоимость изготовления 1 кг компонента, руб.
Бисквит 15,00
Тесто песочное 7,00
Крем сливочный 25,00
Крем масляный 23,00
Глазурь 12,00

Рис. 1. Данные о стоимости компонентов выпечных изделий

Стоимость выпечных изделий
Изделие Состав Количество компонента в изделии, кг Стоимость изготовления 1 кг компонента, руб. Стоимость компонента в изделии, руб.
Пирожное бисквитно-кремовое Бисквит 0,30 15,00
Крем масляный 0,10 23,00
Глазурь 0,05 12,00
Пирожное песочное со сливочным кремом Тесто песочное 0,20 7,00
Крем сливочный 0,10 25,00

Рис. 2. Расчет стоимости выпечных изделий

Хлебозавод "Колобок"
Расчетный период
с по
__.__.20__ __.__.20__
Калькуляция стоимости выпеченных изделий
Изделие Состав Стоимость компонента в изделии, руб.
Пирожное бисквитно-кремовое Бисквит
Крем масляный
Глазурь
ВСЕГО
Пирожное песочное со сливочным кремом Тесто песочное
Крем сливочный
ВСЕГО
Бухгалтер

Рис. 3. Форма калькуляции стоимости выпечных изделий

2.2 Описание алгоритма решения задачи

1. Запустить табличный процессор MSExcel.

3. Лист 1 переименовать в лист с названием Расход.

4. На рабочем листе Расход MSExcel создать таблицу данных о стоимости компонентов выпечных изделий.

5. Заполнить таблицу расхода продуктов исходными данными (рис. 4).


6. Лист 2 переименовать в лист с названием Стоимость.

7. На рабочем листе Стоимость MSExcel создать таблицу, в которой будет содержаться стоимость выпечных изделий.


Занести в ячейку D3 формулу:

Размножить введенную в ячейку D3 формулу для остальных ячеек (с D4 по D7) данной графы.

Таким образом, будет выполнен цикл, управляющим параметром которого является номер строки.

Занести в ячейку E3 формулу:

Размножить введенную в E3 формулу для остальных ячеек (с E4 по E7) данной графы.

Результат вычислений представлен на рис. 6.



Рис.7. Гистограмма стоимости компонентов в изделии

12. Лист 3 переименовать в лист с названием Калькуляция.

13. На Рабочем листе Калькуляция MSExcel создать форму калькуляции стоимости выпечных изделий.


Рис.8. Расположение формы калькуляции стоимости выпечных изделий на рабочем листе Калькуляция MSExcel

Занести в ячейку D12 формулу:

Размножить внесенную в ячейку D12 формулу для остальных ячеек (D13; D14 и D16; D17) данной графы.

В ячейку D15 занести формулу:

В ячейку D18 занести формулу:


Рис.9. Форма калькуляции стоимости выпечных изделий

Информационные ресурсы

Информационные ресурсы определяются как:

  • документы и их массивы, расположены в информационных системах (например, библиотеках, фондах, архивах, депозитариях, базах данных, музейных хранениях);
  • совокупность информации, которая организована с целью эффективного получения достоверных данных.

Главная особенность информационных ресурсов состоит в том, что чем быстрее их расходуют, тем активнее они растут.

Виды информационных ресурсов

Все ресурсы информации делятся на негосударственные или государственные базы данных.

Информационные ресурсы по своей специфике образования делятся на:

  • производственные, естественные или социально-экономические;
  • искусственные, то есть созданы человеческим умом в процессе научной деятельности.

В зависимости от области применения информационные ресурсы классифицируются на:

  • социально-экономические;
  • научно-технические;
  • культурные;
  • правовые;
  • развлекательные;
  • образовательные.

Информационные ресурсы могут принадлежать как отдельному человеку (то есть физическому лицу), так и определенной компании, органам управления государства, общественным объединениям, органам местного саморегулирования, должностным лицам или, например, государству в целом.

По категории доступа ресурсы данных могут быть открытыми или иметь ограниченный доступ (то есть являться конфиденциальной или государственной тайной).

По характеру содержания ресурсы информации классифицируются на:

В качестве держателей информационных ресурсов выступают:

  • средства массовой информации;
  • интернет;
  • библиотеки.

Поэтому согласно методу организации хранения ресурсы информации делятся на:

  • массивы документов;
  • архивы;
  • фонды документов;
  • журналы, книги, газеты;
  • автоматизированные формы.

Особенности информационных ресурсов

Носители информационных ресурсов

Правовой режим ресурсов информации устанавливается следующими важными критериями:

  • Базы данных всегда предоставляются в виде документированной информации на любом носителе.
  • На информационные ресурсы в обязательном порядке установлено право собственности.
  • Определяется степень открытости данных применительно к каждому объекту ресурсов информации.
  • Гарантируется защита информационных ресурсов.

Владелец ресурсов информации по своему усмотрению может свободно распоряжаться ними, ограничивать или разрешать доступ к данным, передавать ресурсы другим лицам.

Для человека потребность в получении информации является постоянной. Например, в доисторическом периоде знания о ядовитых растениях, опасных зверях и т.п. являлись залогом выживания для отдельного человека. Информация о том, как добывать себе еду, воду, обустраивать свое жилище и т.д. – является жизненно важной. Без изобретения способов передачи и обмена информацией человечество было бы обречено на вымирание.

В современном мире человечество располагает богатыми возможностями для создания, хранения и передачи информации.

Объем информационных ресурсов в любой области деятельности человека растет огромными темпами. Массивы передаваемой информации увеличиваются непрерывно: начиная от бытовых разговоров, заканчивая инфопотоком в Интернете. Рост объема информации обусловлен усложнением всех сфер жизнедеятельности современного общества, определяющим фактором является развитие технологий и научный прогресс.

Роль информации в современном обществе

Роль информации в современном обществе возрастает ввиду нескольких процессов: сейчас человек живёт в эпоху информационного взрыва, быстрого развития процесса массовой коммуникации, повсеместного проникновения информационных технологий во все социальные сферы. Человечеству необходимо решить вопрос, как войти в фазу устойчивого развития на долгосрочный период. Поиск ответа на данный вопрос стал возможен благодаря развитию информационных технологий, современное общество очень близко к получению возможного решения.

С другой стороны, требуется создание такой формы массовой передачи информации, которую способна воспринимать большая часть общества.

Объем передаваемой информации непрерывно растет, современное общество натолкнулось на препятствие, которое сосредоточено в самом человеке – это наша возможность воспринимать поток информации. Существующие объемы передаваемых данных давно превысили наши способности к их восприятию и переработке. Массив накопленной информации и знаний один человек объять не может, невозможно обладать обширными знаниями в нескольких областях, одновременно быть и компетентным архитектором, бухгалтером, историком, столяром, экономистом, юристом, программистом, медиком.

Информационные технологии по накоплению, переработке, передаче данных существенно расширяют возможности человек по работе с информацией, человечество выходит на новый уровень своего развития за счет качественно иного уровня доступных операций с информацией. Невозможность получить, понять и воспринять нужную информацию – это самое серьезное ограничение, с которым может столкнуться современный человек.

Роль информации в жизни современного человека и общества проявляется и в значимости информационных ресурсов для производственных, экономических, социальных и бытовых сфер деятельности. Информация сегодня – это необходимое условие жизнедеятельности общества. При этом каждому человеку доступны источники информации в любой части мира.

Роль информации в жизни человека

Человек в современном мире активно взаимодействует с информацией в информационной среде, которая одновременно является источником новых сведений, средством преобразования различных данных и побуждает человека к каким-либо действиям. Из информационной среды человек постоянно получает новые знания, сам создаёт новые знания и помещает их в информационную среду. Это понятие охватывает все возможные способы хранения информации, средства коммуникации и обработки информации.

Каждому человеку свойственно взаимодействовать с определенной информационной средой, т.е. конкретным перечнем средств коммуникации, создания, хранения и обработки информации, при этом всегда можно составить список постоянных элементов информационной среды и тех, которые используются редко или вообще не используются конкретным человеком. Персональный набор средств работы с информацией и средств коммуникации отражает уровень развития конкретного человека, определяет принципы его поведения в социуме, при общении с другими людьми и т.д.

Развитие информационных технологий концептуально изменило значение информации в жизни современного человека:

  • возможность практически мгновенного подключения к национальным и глобальным информационным массивам (базы данных, справочники, энциклопедии в сети Интернет, подборки оперативных сводок, аналитические обзоры, нормативные акты, новостные сайты и т.д.);
  • возможность быстрого обмена научно-технической, прикладной информацией;
  • уровень технологического развития средств хранения, передачи информации, средств коммуникации и т.д. стал влиять на научно-технический потенциал страны;
  • национальные экономики всех стран стали зависеть от уровня развития и распространения информационных технологий в стране;
  • повсеместное распространение информационных технологий изменило образ жизни человека и характер многих сфер его деятельности.

Какую роль играет информация в жизни человека?

Человек целенаправленно использует информацию (собирает, преобразовывает, сохраняет, систематизирует, анализирует, передаёт и т.д.) – это необходимое условие нашей жизнедеятельности. Без этого было бы невозможно возникновение и развитие человеческого общества.

Чтобы совершить конкретное действие, человек должен обладать информацией о том, как именно это сделать. Частью такой информации человек владеет благодаря инстинктам, например, как дышать или ходить. Но основной массив знаний является приобретенным либо вследствие непосредственного получения информации (как пользоваться различными инструментами или орудиями труда), либо в результате анализа различных данных, мыслительных процессов, синтеза разрозненной информации (изобретения, научные исследования, прикладные разработки, изготовление различных приспособлений из подручных средств).

На разных этапах развития человеческое общество отличалось неоднородной структурой в плане доступа к информации: во-первых, грамотным было не всё население, во-вторых, возможности способов хранения и распространения информации были крайне скудные.

Ключевые факты, определившие роль информации в жизни человека:

  1. Формирование и развитие языка и речевого аппарата (Доисторическая эпоха).
  2. Создание письменности (Древний мир).
  3. Изобретение почты (Древний мир).
  4. Изобретение книгопечатания (1445 год).
  5. Массовое производство печатной продукции (начало XIX века).
  6. Изобретение телеграфа (1832 год).
  7. Изобретение фотографии (1839 год).
  8. Изобретение телефона (1876 год).
  9. Изобретение радио (1893 год).
  10. Начало регулярного телевизионного вещания (СССР, США, Германия, Франция, Англия в 30-х годах XX века).
  11. Изобретение прототипов современных компьютеров (СССР, США в 50-е годы XX века)
  12. Изобретение Интернета (1969 год).
  13. Массовое внедрение информационных технологий во все сферы деятельности человека (начало XXI века),

Научно-технический прогресс напрямую влиял на создание человечеством новых средств и способов хранения, передачи и преобразования информации. Совершенствование информационных технологий и аппаратной базы техники привело к резкому росту объемов информации, с которой человек взаимодействует ежедневно.

Роль информации в жизни человека определяется её объемом – сегодня с помощью информационных технологий можно в течение 1 месяца получить такой объем полезной информации, на усвоение которого в XVII веке у человека ушла бы вся жизнь.

Поясню этот вывод на примере. Три века назад нужно было годами ходить в подмастерьях, чтобы овладеть основными знаниями в базовых профессиях, например, плотник, столяр, портной, кирпичник, кузнец. Сейчас теоретические знания по этим профессиям можно получить за месяц (те же видеоролики и статьи в сети Интернет), а потом оттачивать прикладные навыки работы, применяя эти знания на практике.

Роль информации в развитии общества

Роль информации в современном обществе проявляется в её влиянии на все виды общественных отношений, за счёт повсеместной информатизации она становится символом экономического и научно-технического прогресса, условием социального развития и фундаментом современного образования.

Адекватный ответ всем вызовам, с которыми столкнулось современное человечество, можно выработать, используя накопленный за всю историю человечества массив информации. Очевидно, что одному человеку невозможно охватить весь этот объем, нужны усилия всего общества. Изменения в социуме, окружающей среде, профессиональных сферах повышают значение информации.

Сегодня создаётся образовательная система, построенная с широким использованием возможностей информационной среды, которая позволит усовершенствовать процесс усвоения информации.

Принципиально новые форматы коммуникации для передачи и восприятия информации массово использовались во время мировой эпидемии COVID-19 в 2020-2021 годах:

  • перевод на удаленную работу всех сотрудников, которые могут выполнять свои обязанности из дома, с помощью новейших средств цифровой коммуникации;
  • дистанционное обучение в школах и вузах;
  • массовое использование различных видов онлайн-конференций;
  • повышение квалификации работников различных профессий;
  • переход магазинов на формат удалённой торговли, в том числе доставка на дом продуктов питания с предварительным заказом через Интернет.

Это было невозможным в 2015 году. Без современного уровня развития информационных технологий из-за эпидемии национальные экономики обрушились бы, общественные отношения деградировали бы, а человечество получило бы непоправимый урон.

Какую роль играет информация в развитии общества?

Усложнение общественных отношений неизбежно приводит к росту требований к информационной компетентности людей, которым постоянно требуются новые знания, сформированные умения и навыки для эффективного взаимодействия с динамично меняющейся окружающей средой.

Роль информации в развитии общества в том, что именно она приводит к изменениям в обществе, появление новых знаний влечёт перемены в производственных отношениях, экономике, повседневной жизни.

В современном мире всё труднее становится ориентироваться в потоке ежедневной информации, человек старается оптимизировать её поиск, отбор и усвоение. Только высокий культурно-образовательный уровень позволяет получить доступ ко всем источникам информации.

Получается замкнутый цикл: новые знания приводят к повышению культурно-образовательного уровня, который позволяет усвоить всё новые знания, происходят изменения в обществе, появляются новые знания, которые в очередной раз повышают культурно-образовательный уровень. Этот цикл будет бесконечным, пока существует человеческое общество, для его повторения нужны только новые знания.

Высокий уровень информационной культуры является наиболее актуальной компетенцией современного человека. В плане исторического развития этот факт является условием доступа к информации и возможности её усвоения. Т.е. без достаточного уровня культурно-образовательного уровня человек не сможет получить новые знания или усвоить их.

На роль информации в развитии общества повлиял и феномен сети Интернет: информационные технологии позволили создать и применять новые форматы и способы представления информации, в том числе, электронные книги, видеолекции, базы данных, которые доступны любому человеку.

На фоне этого существует проблема информационной интоксикации современного общества, которую вызывает потребление инфомусора, низкокачественной информации, которую генерируют множество медиаисточников.

В современном мире за 1 месяц генерируются огромные массивы информации, которые отдельно взятый человек усвоить не в состоянии – это выше его физических возможностей. При этом большая часть этой ежемесячно производимой информации является информационным мусором без всякого смысла.

Обладая достаточным культурно-образовательным уровнем и информационной грамотностью, человек способен эффективно отсеивать и не воспринимать информационный мусор и просто некачественную информацию. В противном случае, человек сам лишает себя возможности получить действительно полезную и качественную информацию.

Читайте также: